Особенности сформированности связной речи у обучающихся 7-8 лет с легкой умственной отсталостью
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования сформированности связной речи обучающихся с легкой умственной отсталостью 9
1.1. Причинная обусловленность нарушений связной речи у обучающихся с
легкой умственной отсталостью 9
1.2. Особенности понимания речи и воспроизведения текстов обучающихся с
легкой умственной отсталостью 17
1.3. Педагогические подходы по преодолению нарушений связной речи
обучающихся с легкой умственной отсталостью в трудах ученых 30
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ отсталостью 36
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 36
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 43
2.3. Методические рекомендации по формированию связной речи
обучающихся 1 классов с легкой умственной отсталостью 55
Заключение 76
Библиография 79
Приложения 86
Глава I. Теоретические основы исследования сформированности связной речи обучающихся с легкой умственной отсталостью 9
1.1. Причинная обусловленность нарушений связной речи у обучающихся с
легкой умственной отсталостью 9
1.2. Особенности понимания речи и воспроизведения текстов обучающихся с
легкой умственной отсталостью 17
1.3. Педагогические подходы по преодолению нарушений связной речи
обучающихся с легкой умственной отсталостью в трудах ученых 30
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ отсталостью 36
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 36
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 43
2.3. Методические рекомендации по формированию связной речи
обучающихся 1 классов с легкой умственной отсталостью 55
Заключение 76
Библиография 79
Приложения 86
В настоящее время 1,7 млн. детей (4,5% всей детской популяции Российской Федерации) относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании.
За последние годы выявлена тенденция к увеличению количества детей с легкой умственной отсталостью. У обучающихся с легкой умственной отсталостью наблюдаются нарушения связной речи. Можно отметить стойкие трудности не только порождения речевого высказывания, но и понимания текстовых сообщений. Несформированность речи обучающихся с умственной отсталостью затрудняет развитие его личности, адаптации и социализации. Это приводят к «выпадению ребенка из социального пространства, нарушению связи с культурой как источником развития высших психических функций, специфически человеческих способностей. Из-за такого «выпадения» ребенка из традиционного усвоения общественного опыта возникают вторичные отклонения в развитии, социальная некомпетентность.
В соответствии с Конституцией РФ, перечнем мер по реализации Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О государственной социальной помощи», Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) (ст. 5 «Право на образование. Государственные гарантии права на образование в Российской Федерации», ст. 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»), Указом Президента РФ от 02.10.1992 № 1156 (ред. от 03.11.1999) «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, каждый ребенок с осложненными формами психического недоразвития может получать образовательные услуги в образовательных учреждениях различного назначения, если в них созданы необходимые условия (материальные, кадровые и иные), при этом формы обучения и воспитания определяются специалистами (по желанию родителей) с учетом его индивидуальных возможностей.[54;55;53]
Систематическое разноплановое изучение связной речи умственно отсталых учеников началось в нашей стране со времени образования Научно- практического института детских домов и специальных школ, т.е. с 1929 года. Первыми были работы Л.С. Выготского, М.Ф. Гнездилова, Л.В. Занкова. [15;18;21]
В дальнейшем исследование связной речи было продолжено сотрудниками этого института: В.В. Воронковой, Г.М. Дульневым, В.И. Лубовским, В.Г. Петровой, М.П. Феофановым, Ж.И. Шиф. [14;20;33;40;56;60]
Также исследование связной речи умственно отсталых обучающихся проводились А.К. Аксеновой, Э.В. Якубовской, Е.Л. Инденбаум, В.И Нодельман, И.О. Поздняковой [5;22] и др.
У обучающихся было выявлено системное недоразвитие речи по всем ее основным компонентам: фонетическая и интонационно-выразительная сторона речи, словарь, синтаксическая структура, диалогическая и монологическая речь, речевая регуляция деятельности, нарушения в устной и письменной речи. Данная проблема имеет важное значение и нуждается в дальнейшей разработке. Исследований особенностей речи у детей с легкой умственной отсталостью младшего школьного возраста на данный момент недостаточно.
В процессе формирования связной речи у обучающегося с легкой умственной отсталостью могут возникнуть те или иные трудности, которые связаны с наличием у него интеллектуальной недостаточности, что, по мнению ряда исследователей, делает данную категорию детей более сложными социальными партнерами (Л.В. Абрамова, М.И. Лисина, В.Г. Петрова, С. Течнер). [1;28;40;51]
Также свой вклад вносит дефицит ресурсов у ближайшего окружения, чье поведение в коммуникации может изменяться в связи с переживаемым стрессом (Г.В. Цикото, О.С. Никольская [57,38] и др.).
Актуальность проблемы обусловила выбор темы экспериментального исследования: «Особенности сформированности связной речи у обучающихся с легкой умственной отсталостью».
В современной образовательной практике существуют противоречия между необходимостью развития связной речи у обучающихся младших классов с легкой умственной отсталостью и недостаточной разработанностью содержания методического обеспечения логопедической работы по развитию связной речи.
Это противоречие порождает проблему исследования как современной образовательной организации в соответствии с обозначенной в педагогике и психологии значимостью развития связной речи у умственно отсталых обучающихся определить эффективные методы и приемы, средства развития связной речи с учетом полиморфности данного контингента детей, отвечающих требованиям практики.
В связи с этим исследование по выявлению уровней сформированности связной речи у обучающихся с легкой умственной отсталостью и определения содержания дифференцированной методической работы по развитию связной речи является актуальной проблемой настоящего исследования.
Цель исследования. Теоретически изучить и определить уровни сформированности связной речи у обучающихся с легкой умственной отсталостью 1 класса и на основе выявленных особенностей составить дифференцированное содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений связной речи у обучающихся с легкой умственной отсталостью
Объект исследования. Связная речь обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Предмет исследования. Сформированность связной речи обучающихся с легкой умственной отсталостью.
В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования была сформулирована двухуровневая гипотеза исследования.
Мы предполагаем, что:
1) Связная речь обучающихся 7-8 лет с легкой умственной отсталостью будет характеризоваться нарушениями реализации речевой про - граммы, бедностью словарного запаса, неточностью употребления слов, трудностями актуализации словаря, пропусками важных частей текста и непониманием причинно-следственных, временных и пространственных отношений.
2) Учет выявленных особенностей связной речи у обучающихся с легкой умственной отсталостью позволит нам дифференцированно определить содержание коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи у обучающихся с легкой умственной отсталостью 1 класса.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и логопедическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить уровни сформированности связной речи у обучающихся 1 класса с легкой умственной отсталостью.
3. Составить дифференцированное содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению выявленных нарушений у обучающихся с легкой умственной отсталостью 1 класса.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной психологии:
• о единстве общих закономерностей развития детей с нормой и
отклонениями в развитии (Л.С Выготский, А.Р Лурия);
• о системном подходе к анализу речевых нарушений (Р.Е. Левина,
B. И. Лубовский);
• положение о коррекционной направленности учебно-воспитательного
процесса в коррекционных учреждениях (М.С. Певзнер,
C. Я. Рубинштейн и др.).
• теория о планомерно-поэтапном формировании умственных действий
(П.Я. Гальперин).
Методы исследования.
В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К числу первых относится анализ психолого-педагогических источников по данной теме.
Ко вторым - сбор анамнеза, включенное и не включенное наблюдение, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Научная новизна исследования заключается в составлении дифференцированного содержания коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений связной речи у обучающихся младших классов с легкой умственной отсталостью, а также разработано тематическое планирование с учетом выявленных уровней и особенностей.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены и дополнены имеющиеся научные представления об особенностях связной речи обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами структурировано содержание диагностикой методики и уточнены диагностические критерии, а также предложено дифференцированное содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений связной речи обучающихся младших классов с легкой умственной отсталостью, которые могут быть использованы в работе практическими логопедами, воспитателями, родителями, работающими с детьми рассматриваемой категории.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноярская школа № 5». Для проведения эмпирического исследования была сформирована группа из 10 обучающихся 1 класса. При комплектовании группы учитывался возраст детей (7-8 лет) и характер дефекта легкая умственная отсталость.
Исследование проводилось в течение 2018 - 2020 г.г. в три этапа:
1 этап - изучение и анализ психолого-педагогической литературы, формулирование цели, задачи и гипотезы исследования, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента. (сентябрь - декабрь 2019 г.);
2 этап - проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов (февраль - март 2020 г.).
3 этап - составление содержания дифференцированных методических рекомендаций по развитию связной речи обучающихся 1 класса с легкой умственной отсталостью и оформление результатов исследования (апрель - ноябрь 2020 г.).
Структура и объем выпускной квалификационной работы.
Магистерская работа написана на 120 листах печатного текста. Состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения, списка литературы, включающего в себя 70 наименований и приложений.
За последние годы выявлена тенденция к увеличению количества детей с легкой умственной отсталостью. У обучающихся с легкой умственной отсталостью наблюдаются нарушения связной речи. Можно отметить стойкие трудности не только порождения речевого высказывания, но и понимания текстовых сообщений. Несформированность речи обучающихся с умственной отсталостью затрудняет развитие его личности, адаптации и социализации. Это приводят к «выпадению ребенка из социального пространства, нарушению связи с культурой как источником развития высших психических функций, специфически человеческих способностей. Из-за такого «выпадения» ребенка из традиционного усвоения общественного опыта возникают вторичные отклонения в развитии, социальная некомпетентность.
В соответствии с Конституцией РФ, перечнем мер по реализации Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О государственной социальной помощи», Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) (ст. 5 «Право на образование. Государственные гарантии права на образование в Российской Федерации», ст. 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»), Указом Президента РФ от 02.10.1992 № 1156 (ред. от 03.11.1999) «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, каждый ребенок с осложненными формами психического недоразвития может получать образовательные услуги в образовательных учреждениях различного назначения, если в них созданы необходимые условия (материальные, кадровые и иные), при этом формы обучения и воспитания определяются специалистами (по желанию родителей) с учетом его индивидуальных возможностей.[54;55;53]
Систематическое разноплановое изучение связной речи умственно отсталых учеников началось в нашей стране со времени образования Научно- практического института детских домов и специальных школ, т.е. с 1929 года. Первыми были работы Л.С. Выготского, М.Ф. Гнездилова, Л.В. Занкова. [15;18;21]
В дальнейшем исследование связной речи было продолжено сотрудниками этого института: В.В. Воронковой, Г.М. Дульневым, В.И. Лубовским, В.Г. Петровой, М.П. Феофановым, Ж.И. Шиф. [14;20;33;40;56;60]
Также исследование связной речи умственно отсталых обучающихся проводились А.К. Аксеновой, Э.В. Якубовской, Е.Л. Инденбаум, В.И Нодельман, И.О. Поздняковой [5;22] и др.
У обучающихся было выявлено системное недоразвитие речи по всем ее основным компонентам: фонетическая и интонационно-выразительная сторона речи, словарь, синтаксическая структура, диалогическая и монологическая речь, речевая регуляция деятельности, нарушения в устной и письменной речи. Данная проблема имеет важное значение и нуждается в дальнейшей разработке. Исследований особенностей речи у детей с легкой умственной отсталостью младшего школьного возраста на данный момент недостаточно.
В процессе формирования связной речи у обучающегося с легкой умственной отсталостью могут возникнуть те или иные трудности, которые связаны с наличием у него интеллектуальной недостаточности, что, по мнению ряда исследователей, делает данную категорию детей более сложными социальными партнерами (Л.В. Абрамова, М.И. Лисина, В.Г. Петрова, С. Течнер). [1;28;40;51]
Также свой вклад вносит дефицит ресурсов у ближайшего окружения, чье поведение в коммуникации может изменяться в связи с переживаемым стрессом (Г.В. Цикото, О.С. Никольская [57,38] и др.).
Актуальность проблемы обусловила выбор темы экспериментального исследования: «Особенности сформированности связной речи у обучающихся с легкой умственной отсталостью».
В современной образовательной практике существуют противоречия между необходимостью развития связной речи у обучающихся младших классов с легкой умственной отсталостью и недостаточной разработанностью содержания методического обеспечения логопедической работы по развитию связной речи.
Это противоречие порождает проблему исследования как современной образовательной организации в соответствии с обозначенной в педагогике и психологии значимостью развития связной речи у умственно отсталых обучающихся определить эффективные методы и приемы, средства развития связной речи с учетом полиморфности данного контингента детей, отвечающих требованиям практики.
В связи с этим исследование по выявлению уровней сформированности связной речи у обучающихся с легкой умственной отсталостью и определения содержания дифференцированной методической работы по развитию связной речи является актуальной проблемой настоящего исследования.
Цель исследования. Теоретически изучить и определить уровни сформированности связной речи у обучающихся с легкой умственной отсталостью 1 класса и на основе выявленных особенностей составить дифференцированное содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений связной речи у обучающихся с легкой умственной отсталостью
Объект исследования. Связная речь обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Предмет исследования. Сформированность связной речи обучающихся с легкой умственной отсталостью.
В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования была сформулирована двухуровневая гипотеза исследования.
Мы предполагаем, что:
1) Связная речь обучающихся 7-8 лет с легкой умственной отсталостью будет характеризоваться нарушениями реализации речевой про - граммы, бедностью словарного запаса, неточностью употребления слов, трудностями актуализации словаря, пропусками важных частей текста и непониманием причинно-следственных, временных и пространственных отношений.
2) Учет выявленных особенностей связной речи у обучающихся с легкой умственной отсталостью позволит нам дифференцированно определить содержание коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи у обучающихся с легкой умственной отсталостью 1 класса.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и логопедическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить уровни сформированности связной речи у обучающихся 1 класса с легкой умственной отсталостью.
3. Составить дифференцированное содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению выявленных нарушений у обучающихся с легкой умственной отсталостью 1 класса.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной психологии:
• о единстве общих закономерностей развития детей с нормой и
отклонениями в развитии (Л.С Выготский, А.Р Лурия);
• о системном подходе к анализу речевых нарушений (Р.Е. Левина,
B. И. Лубовский);
• положение о коррекционной направленности учебно-воспитательного
процесса в коррекционных учреждениях (М.С. Певзнер,
C. Я. Рубинштейн и др.).
• теория о планомерно-поэтапном формировании умственных действий
(П.Я. Гальперин).
Методы исследования.
В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К числу первых относится анализ психолого-педагогических источников по данной теме.
Ко вторым - сбор анамнеза, включенное и не включенное наблюдение, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Научная новизна исследования заключается в составлении дифференцированного содержания коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений связной речи у обучающихся младших классов с легкой умственной отсталостью, а также разработано тематическое планирование с учетом выявленных уровней и особенностей.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены и дополнены имеющиеся научные представления об особенностях связной речи обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами структурировано содержание диагностикой методики и уточнены диагностические критерии, а также предложено дифференцированное содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений связной речи обучающихся младших классов с легкой умственной отсталостью, которые могут быть использованы в работе практическими логопедами, воспитателями, родителями, работающими с детьми рассматриваемой категории.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноярская школа № 5». Для проведения эмпирического исследования была сформирована группа из 10 обучающихся 1 класса. При комплектовании группы учитывался возраст детей (7-8 лет) и характер дефекта легкая умственная отсталость.
Исследование проводилось в течение 2018 - 2020 г.г. в три этапа:
1 этап - изучение и анализ психолого-педагогической литературы, формулирование цели, задачи и гипотезы исследования, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента. (сентябрь - декабрь 2019 г.);
2 этап - проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов (февраль - март 2020 г.).
3 этап - составление содержания дифференцированных методических рекомендаций по развитию связной речи обучающихся 1 класса с легкой умственной отсталостью и оформление результатов исследования (апрель - ноябрь 2020 г.).
Структура и объем выпускной квалификационной работы.
Магистерская работа написана на 120 листах печатного текста. Состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения, списка литературы, включающего в себя 70 наименований и приложений.
Развитие связной речи является одной из первостепенных задач образовательных организаций в коррекционно-образовательной работе с детьми с легкой умственной отсталостью, так как результативность и качество процесса обучения в значительной степени зависит от уровня сформированности связной речи обучающихся.
Анализ литературных данных дает основание утверждать, что причинная обусловленность нарушений связной речи обучающихся с легкой умственной отсталостью обусловлена органическими нарушениями:
недоразвитие, избирательное поражение головного мозга детей; функциональными причинами: нарушение соотношения процессов возбуждения и торможения в ЦНС; психоневрологическими причинами: нарушение работы высших психических функций; и социально-психологическими причинами неблагоприятное воздействие окружающей среды.
Особенности понимания речи и воспроизведения текстов обучающимися с легкой умственной отсталостью, имеет следующие особенности: диалогическая речь является не полной, снижена потребность в речевом общении, речевая мотивация быстро истощается; монологическая речь, нарушена в большей степени, чем диалогическая, а процесс перехода от участия в разговоре к самостоятельному, развернутому изложению задерживается на этапе вопросов и ответов.
Обзор методик по преодолению нарушений связной речи включает в себя формирование лексической и грамматической стороны речи; целенаправленное развитие фразовой речи, навыки речевого общения и рассказывание историй; использование методов дополнительной коммуникации, большое разнообразие которых повышает уровень социализации детей с легкой умственной отсталостью, а также позволяет своевременно и эффективно улучшить качество их жизни.
В рамках решения второй задачи магистерского исследования нами был организован констатирующий эксперимент.
Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня сформированности связной речи обучающихся младших классов с легкой умственной отсталостью и на основе выявленных особенностей составление дифференцированного содержания коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений связной речи у обучающихся 1 класса с легкой умственной отсталостью.
Констатирующий эксперимент проводился на базе образовательного учреждения: «Красноярская школа № 5». Для проведения эмпирического исследования была сформирована группа из 10 обучающихся 1 класса.
При комплектовании группы учитывались следующие критерии: возраст обучающихся (7-8 лет) и характер дефекта (легкая умственная отсталость).
Для проведения констатирующего эксперимента нами была подобрана методика обследования связной речи, предложенная В.П. Глуховым.
Методика предназначена для детей младшего школьного возраста и включала в себя несколько разделов.
I. Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам (описательно).
II. Составление предложения по трем картинкам, связанным тематически.
III. Пересказ текста.
IV. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
V. Сочинение рассказа на основе личного опыта
VI. Составление рассказа-описания.
По результатам констатирующего эксперимента, мы выявили, что значительная часть обучающихся младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью характеризовалась низким и недостаточным уровнем сформированности речи. В соответствии с полученными результатами мы определили следующие основные качественные характеристики: нарушена реализация речевой программы и самоконтроль за речью, бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря, искажения в употреблении падежей, преобладание вопросно-ответной речи, высказывания мало развернуты, наблюдался пропуск важных частей текста и передача содержания текста упрощенно, непонимание причино-следственных, временных и пространственных отношений.
В рамках решения 3 задачи исследования нами было определено дифференцированное содержание с учетом уровней сформированности связной речи умственно отсталых обучающихся по этапам. I этап - развитие внутреннего (смыслового) программирования; II этап - формирование языковых средств оформления связного текста. А также разработано тематическое планирование с учетом уровней и особенностей умственно отсталых обучающихся в группах для занятий с учителем-логопедом и воспитателем во вторую половину дня.
Таким образом, поставленные цели и задачи нами реализованы, гипотеза нашла свое подтверждение.
В качестве перспективы предполагается расширение спектра логопедических занятий, игр и упражнений на развитие связной речи у обучающихся младших классов с умственной отсталостью.
Анализ литературных данных дает основание утверждать, что причинная обусловленность нарушений связной речи обучающихся с легкой умственной отсталостью обусловлена органическими нарушениями:
недоразвитие, избирательное поражение головного мозга детей; функциональными причинами: нарушение соотношения процессов возбуждения и торможения в ЦНС; психоневрологическими причинами: нарушение работы высших психических функций; и социально-психологическими причинами неблагоприятное воздействие окружающей среды.
Особенности понимания речи и воспроизведения текстов обучающимися с легкой умственной отсталостью, имеет следующие особенности: диалогическая речь является не полной, снижена потребность в речевом общении, речевая мотивация быстро истощается; монологическая речь, нарушена в большей степени, чем диалогическая, а процесс перехода от участия в разговоре к самостоятельному, развернутому изложению задерживается на этапе вопросов и ответов.
Обзор методик по преодолению нарушений связной речи включает в себя формирование лексической и грамматической стороны речи; целенаправленное развитие фразовой речи, навыки речевого общения и рассказывание историй; использование методов дополнительной коммуникации, большое разнообразие которых повышает уровень социализации детей с легкой умственной отсталостью, а также позволяет своевременно и эффективно улучшить качество их жизни.
В рамках решения второй задачи магистерского исследования нами был организован констатирующий эксперимент.
Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня сформированности связной речи обучающихся младших классов с легкой умственной отсталостью и на основе выявленных особенностей составление дифференцированного содержания коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений связной речи у обучающихся 1 класса с легкой умственной отсталостью.
Констатирующий эксперимент проводился на базе образовательного учреждения: «Красноярская школа № 5». Для проведения эмпирического исследования была сформирована группа из 10 обучающихся 1 класса.
При комплектовании группы учитывались следующие критерии: возраст обучающихся (7-8 лет) и характер дефекта (легкая умственная отсталость).
Для проведения констатирующего эксперимента нами была подобрана методика обследования связной речи, предложенная В.П. Глуховым.
Методика предназначена для детей младшего школьного возраста и включала в себя несколько разделов.
I. Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам (описательно).
II. Составление предложения по трем картинкам, связанным тематически.
III. Пересказ текста.
IV. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
V. Сочинение рассказа на основе личного опыта
VI. Составление рассказа-описания.
По результатам констатирующего эксперимента, мы выявили, что значительная часть обучающихся младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью характеризовалась низким и недостаточным уровнем сформированности речи. В соответствии с полученными результатами мы определили следующие основные качественные характеристики: нарушена реализация речевой программы и самоконтроль за речью, бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря, искажения в употреблении падежей, преобладание вопросно-ответной речи, высказывания мало развернуты, наблюдался пропуск важных частей текста и передача содержания текста упрощенно, непонимание причино-следственных, временных и пространственных отношений.
В рамках решения 3 задачи исследования нами было определено дифференцированное содержание с учетом уровней сформированности связной речи умственно отсталых обучающихся по этапам. I этап - развитие внутреннего (смыслового) программирования; II этап - формирование языковых средств оформления связного текста. А также разработано тематическое планирование с учетом уровней и особенностей умственно отсталых обучающихся в группах для занятий с учителем-логопедом и воспитателем во вторую половину дня.
Таким образом, поставленные цели и задачи нами реализованы, гипотеза нашла свое подтверждение.
В качестве перспективы предполагается расширение спектра логопедических занятий, игр и упражнений на развитие связной речи у обучающихся младших классов с умственной отсталостью.
Подобные работы
- Логопедическая работа по формированию навыка осознанного чтения у обучающихся 11-12 лет с легкой умственной отсталостью
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2021 - Особенности словоизменения и словообразования у обучающихся 3-4 классов с легкой умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - Особенности сформированности навыка осознанного чтения обучающихся 5-
6 классов с легкой степенью умственной отсталости
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Особенности графомоторных умений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2024 - Формирование элементарных математических представлений у старших
дошкольников с легкой умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2024 - Формирование умений словоизменения и словообразования у пятиклассников с лёгкой умственной отсталостью
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Развитие лексико-грамматического строя речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2023 - Формирование навыка осознанного чтения у четвероклассников с легкой умственной отсталостью
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция нарушений грамматического строя речи у обучающихся младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость)
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2021



