ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Формирование словообразовательных навыков старших дошкольников
в онтогенезе 7
1.2. Особенности сформированности словообразовательных навыков у
старших дошкольников с ЗПР и ОНР III уровня 121
1.3. Методики изучения формирования навыков словообразования у
дошкольников с ЗПР ОНР III уровня 20
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР И ОНР III УРОВНЯ 35
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента
по выявлению особенностей сформированности словообразовательных навыков у старших дошкольников с ЗПР и ОНР III уровня 35
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению
особенностей сформированности словообразовательных навыков у старших дошкольников с ЗПР и ОНР III уровня 40
2.3 Методические рекомендации по формированию навыков словообразования у старших дошкольников с ЗПР и ОНР III уровня 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Формирование словообразовательных навыков старших дошкольников
в онтогенезе 7
1.2. Особенности сформированности словообразовательных навыков у
старших дошкольников с ЗПР и ОНР III уровня 121
1.3. Методики изучения формирования навыков словообразования у
дошкольников с ЗПР ОНР III уровня 20
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР И ОНР III УРОВНЯ 35
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента
по выявлению особенностей сформированности словообразовательных навыков у старших дошкольников с ЗПР и ОНР III уровня 35
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению
особенностей сформированности словообразовательных навыков у старших дошкольников с ЗПР и ОНР III уровня 40
2.3 Методические рекомендации по формированию навыков словообразования у старших дошкольников с ЗПР и ОНР III уровня 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
Формирование речи детей - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком связано с всесторонним развитием ребенка, с познанием окружающего действительности, с развитием всех сторон его личности.
Формирование словообразовательных навыков является важнейшим условием полноценного общего психического и речевого развития, поскольку речь является основой в развитии мышления и общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Ребенок не сможет воспринимать речь окружающих, выражать собственные мысли и общаться, не овладев словообразовательными навыками.
Исследования отечественных и зарубежных лингвистов, психологов и педагогов доказали, что овладение словообразовательными навыками характеризуется формированием языковой системы, основанной на реализации, анализе и обобщении явлений языка и речи.
У детей с задержкой психического развития отмечается замедленный темп речевого развития, сопровождающийся общим недоразвитием речи. На сегодняшний день особую важность в образовательном процессе приобретает работа по поиску средств повышения эффективности коррекционных мероприятий при нарушении грамматического строя речи у детей с ЗПР и ОНР III уровня - как самой распространенной речевой патологии среди детей дошкольного возраста.
Проблема формирования словообразовательных навыков является одной из самых актуальных. Серьезно и основательно данная проблема стала изучаться в пятидесятые годы XX в. после выхода в свет фундаментального труда А.Н. Гвоздева «Формирование словообразовательных навыков русского ребенка». Также проблема формирования навыков словообразования у детей с ОНР исследовались в трудах Н.А. Никашиной, Н.В. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е.Ф. Соботович, Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.
Актуальным является необходимость раннего распознавания недостаточного формирования словообразования и словоизменения дошкольников для предупреждения впоследствии возможности возникновения затруднений в усвоении грамоты и правописания. Несмотря на то, что в рамках этой темы проводились исследования, проблемой остается выбор путей логопедической коррекции у детей с ЗПР и ОНР III уровня индивидуально для каждого ребёнка или для подгруппы детей со схожими особенностями.
Проблема заключается в том, что каждая отдельная группа детей с ЗПР и ОНР III уровня нуждается в дифференцированном подходе, необходимости индивидуальных рекомендаций по работе словообразования. Проблематика установила и тему нашего исследования: «Особенности сформированности словообразовательных навыков у старших дошкольников с ЗПР общим недоразвитием речи III уровня».
Объектом исследования является словообразовательные навыки у дошкольников.
Предметом исследования является особенности словообразовательных навыков детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и ОНР III уровня.
Целью работы является составление методических рекомендаций формирования особенностей словообразовательных навыков старших дошкольников с ЗПР и ОНР III уровня.
Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что у детей с ЗПР и ОНР III уровня будут выявлены особенности в формировании навыков словообразования.
В соответствии с целью работы были сформулированы следующие задачи:
1) изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
2) выявить и обобщить особенности навыков словообразования старших дошкольников с ЗПР и ОНР III уровня;
3) составить методические рекомендации по формированию навыков словообразования у старших дошкольников с ЗПР и ОНР III уровня на основе индивидуального и дифференцированного подхода.
Методологической и теоретической основой исследования стали положения общей, специальной психологии и педагогики:
- о поэтапном развитии словообразования (А.Н.Гвоздев);
- о единстве основных закономерностях развития детей аномальных и нормы ( А.Л. Лурия, Л.С. Выготский, Р.Е. Левина и др.);
- о понимании речи как сложной системы, струкктурные компоненты которой тесно взаимосвязаны (Н.А. Никашиной, Н.В. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е.Ф. Соботович, Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.)
Методы исследования: были выбраны с учетом объекта исследования и соответствуют задачам данной работы.
- теоретический анализ методической, психологической, психолингвистической, педагогической литературы;
- эмпирические: сбор и анамнез анамнестических данных, беседа со специалистами образовательного учреждения, констатирующий эксперимент.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования предложенных нами методических рекомендаций по формированию навыков словообразования в работе учителя логопеда групп компенсирующей и комбинированной направленности, где получают дошкольное образование дети данного нарушения.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения « Детский сад комбинированного вида №53 «Радуга»» г.Канска. Для проведения эксперимента было сформировано две группы по 10 человек экспериментальная и контрольная. В экспериментальной группе были дети от 6,3 до 7 лет с ЗПР и ОНР III уровня. В контрольной группе были дети от 6,2 до 7,3 лет.
Исследование было проведено в три этапа:
1. Изучение и анализ литературы, формирование цели и задач исследования, определение предмета и объекта исследования.
2. Разработка методики констатирующего эксперимента, подбор испытуемых, проведение констатирующего эксперимента.
3. Анализ результатов констатирующего эксперимента, составление методических рекомендаций.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Формирование словообразовательных навыков является важнейшим условием полноценного общего психического и речевого развития, поскольку речь является основой в развитии мышления и общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Ребенок не сможет воспринимать речь окружающих, выражать собственные мысли и общаться, не овладев словообразовательными навыками.
Исследования отечественных и зарубежных лингвистов, психологов и педагогов доказали, что овладение словообразовательными навыками характеризуется формированием языковой системы, основанной на реализации, анализе и обобщении явлений языка и речи.
У детей с задержкой психического развития отмечается замедленный темп речевого развития, сопровождающийся общим недоразвитием речи. На сегодняшний день особую важность в образовательном процессе приобретает работа по поиску средств повышения эффективности коррекционных мероприятий при нарушении грамматического строя речи у детей с ЗПР и ОНР III уровня - как самой распространенной речевой патологии среди детей дошкольного возраста.
Проблема формирования словообразовательных навыков является одной из самых актуальных. Серьезно и основательно данная проблема стала изучаться в пятидесятые годы XX в. после выхода в свет фундаментального труда А.Н. Гвоздева «Формирование словообразовательных навыков русского ребенка». Также проблема формирования навыков словообразования у детей с ОНР исследовались в трудах Н.А. Никашиной, Н.В. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е.Ф. Соботович, Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.
Актуальным является необходимость раннего распознавания недостаточного формирования словообразования и словоизменения дошкольников для предупреждения впоследствии возможности возникновения затруднений в усвоении грамоты и правописания. Несмотря на то, что в рамках этой темы проводились исследования, проблемой остается выбор путей логопедической коррекции у детей с ЗПР и ОНР III уровня индивидуально для каждого ребёнка или для подгруппы детей со схожими особенностями.
Проблема заключается в том, что каждая отдельная группа детей с ЗПР и ОНР III уровня нуждается в дифференцированном подходе, необходимости индивидуальных рекомендаций по работе словообразования. Проблематика установила и тему нашего исследования: «Особенности сформированности словообразовательных навыков у старших дошкольников с ЗПР общим недоразвитием речи III уровня».
Объектом исследования является словообразовательные навыки у дошкольников.
Предметом исследования является особенности словообразовательных навыков детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и ОНР III уровня.
Целью работы является составление методических рекомендаций формирования особенностей словообразовательных навыков старших дошкольников с ЗПР и ОНР III уровня.
Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что у детей с ЗПР и ОНР III уровня будут выявлены особенности в формировании навыков словообразования.
В соответствии с целью работы были сформулированы следующие задачи:
1) изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
2) выявить и обобщить особенности навыков словообразования старших дошкольников с ЗПР и ОНР III уровня;
3) составить методические рекомендации по формированию навыков словообразования у старших дошкольников с ЗПР и ОНР III уровня на основе индивидуального и дифференцированного подхода.
Методологической и теоретической основой исследования стали положения общей, специальной психологии и педагогики:
- о поэтапном развитии словообразования (А.Н.Гвоздев);
- о единстве основных закономерностях развития детей аномальных и нормы ( А.Л. Лурия, Л.С. Выготский, Р.Е. Левина и др.);
- о понимании речи как сложной системы, струкктурные компоненты которой тесно взаимосвязаны (Н.А. Никашиной, Н.В. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е.Ф. Соботович, Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.)
Методы исследования: были выбраны с учетом объекта исследования и соответствуют задачам данной работы.
- теоретический анализ методической, психологической, психолингвистической, педагогической литературы;
- эмпирические: сбор и анамнез анамнестических данных, беседа со специалистами образовательного учреждения, констатирующий эксперимент.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования предложенных нами методических рекомендаций по формированию навыков словообразования в работе учителя логопеда групп компенсирующей и комбинированной направленности, где получают дошкольное образование дети данного нарушения.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения « Детский сад комбинированного вида №53 «Радуга»» г.Канска. Для проведения эксперимента было сформировано две группы по 10 человек экспериментальная и контрольная. В экспериментальной группе были дети от 6,3 до 7 лет с ЗПР и ОНР III уровня. В контрольной группе были дети от 6,2 до 7,3 лет.
Исследование было проведено в три этапа:
1. Изучение и анализ литературы, формирование цели и задач исследования, определение предмета и объекта исследования.
2. Разработка методики констатирующего эксперимента, подбор испытуемых, проведение констатирующего эксперимента.
3. Анализ результатов констатирующего эксперимента, составление методических рекомендаций.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Речь нормально развивающегося ребенка существенно отличается от речи детей с ЗПР и ОНР III уровня. Анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по теме исследования выявил следующие особенности в словообразовании и словоизменении детей с ЗПР и ОНР III: отсутствие конструкций сложноподчиненных предложений, существенно снижены навыки грамматической стороны речи, в том числе и словообразование, несоответствие объема активного и пассивного словаря. Что связано с особенностью психического развития этой группы детей и влечет к потребности наиболее продолжительного периода коррекции.
Дети данной группы не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Коррекция речи для них длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения. Методический материал необходимо адаптировать под каждого ребенка, учитывая его психические особенности и уже изученную им базу знаний.
Для проведения сравнительного анализа нарушений, нами был организован констатирующий эксперимент, который включал в себя шесть заданий. Эксперимент проводился с двумя группами: экспериментальная группа - дети с задержкой психического развития и общего недоразвития речи третьего уровня и контрольная группа - дети общего недоразвития речи третьего уровня.
В ходе проведения констатирующего эксперимента было выявлено, что исходный уровень развития словообразовательных умений в группе с общим недоразвитием речи заметно выше, чем в группе детей с задержкой психического развития.
Во время проведения обследования дети экспериментальной группы постоянно отвлекались, быстро теряли интерес, переключали внимание на посторонние предметы. Ошибки носили стойкий характер, дошкольники данной группы не исправляли свои ошибки. При ответах часто обращались к наглядному материалу. Дети констатирующей группы проявляли усидчивость, сосредоточенность. Многие при ответах наглядным материалом не пользовались.
Большое количество ошибок при выполнении заданий свидетельствует, о том, что процесс словообразования у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста контрольной и эксперементальной группы находится на стадии формирования. За счет отягощения задержкой психического развития у детей экспериментальной группы (ЗПР и ОНР III уровня) уровень сформированности словообразования ниже, чем у детей контрольной группы (ОНР III), что говорит о отягощении первичного нарушения (ЗПР).
Таким образом, на основании результатов констатирующего эксперимента были определены методы и приемы для формирования словообразовательных умений и навыков у дошкольников с ЗПР и ОНР III уровня, с использованием специальных упражнений. Подбирая упражнения, учитывались возрастные особенности детей и специфика нарушения.
Таким образом, цель и задачи нашей работы реализованы, полученные экспериментальные данные не противоречат гипотезе исследования.
Дети данной группы не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Коррекция речи для них длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения. Методический материал необходимо адаптировать под каждого ребенка, учитывая его психические особенности и уже изученную им базу знаний.
Для проведения сравнительного анализа нарушений, нами был организован констатирующий эксперимент, который включал в себя шесть заданий. Эксперимент проводился с двумя группами: экспериментальная группа - дети с задержкой психического развития и общего недоразвития речи третьего уровня и контрольная группа - дети общего недоразвития речи третьего уровня.
В ходе проведения констатирующего эксперимента было выявлено, что исходный уровень развития словообразовательных умений в группе с общим недоразвитием речи заметно выше, чем в группе детей с задержкой психического развития.
Во время проведения обследования дети экспериментальной группы постоянно отвлекались, быстро теряли интерес, переключали внимание на посторонние предметы. Ошибки носили стойкий характер, дошкольники данной группы не исправляли свои ошибки. При ответах часто обращались к наглядному материалу. Дети констатирующей группы проявляли усидчивость, сосредоточенность. Многие при ответах наглядным материалом не пользовались.
Большое количество ошибок при выполнении заданий свидетельствует, о том, что процесс словообразования у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста контрольной и эксперементальной группы находится на стадии формирования. За счет отягощения задержкой психического развития у детей экспериментальной группы (ЗПР и ОНР III уровня) уровень сформированности словообразования ниже, чем у детей контрольной группы (ОНР III), что говорит о отягощении первичного нарушения (ЗПР).
Таким образом, на основании результатов констатирующего эксперимента были определены методы и приемы для формирования словообразовательных умений и навыков у дошкольников с ЗПР и ОНР III уровня, с использованием специальных упражнений. Подбирая упражнения, учитывались возрастные особенности детей и специфика нарушения.
Таким образом, цель и задачи нашей работы реализованы, полученные экспериментальные данные не противоречат гипотезе исследования.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ЛОГИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ЛОГИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2021 - ПРОЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛБНЫХ У ДЕТЕЙ С OHP III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ, В ВОЗРАСТЕ 6 - 7 ЛЕТ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ РЕГУЛЯТОРНОЙ ДИСГРАФИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-3-Х КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - Формирование глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2024 - Логопедическая работа по развитию навыков словообразования у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи через
дидактические игры
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНОГО
СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017



