Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Работа №156600

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы78
Год сдачи2020
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Формирование словообразовательных навыков старших дошкольников
в онтогенезе 7
1.2. Особенности сформированности словообразовательных навыков у
старших дошкольников с ЗПР и ОНР III уровня 121
1.3. Методики изучения формирования навыков словообразования у
дошкольников с ЗПР ОНР III уровня 20
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР И ОНР III УРОВНЯ 35
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента
по выявлению особенностей сформированности словообразовательных навыков у старших дошкольников с ЗПР и ОНР III уровня 35
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению
особенностей сформированности словообразовательных навыков у старших дошкольников с ЗПР и ОНР III уровня 40
2.3 Методические рекомендации по формированию навыков словообразования у старших дошкольников с ЗПР и ОНР III уровня 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 66


Формирование речи детей - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком связано с всесторонним развитием ребенка, с познанием окружающего действительности, с развитием всех сторон его личности.
Формирование словообразовательных навыков является важнейшим условием полноценного общего психического и речевого развития, поскольку речь является основой в развитии мышления и общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Ребенок не сможет воспринимать речь окружающих, выражать собственные мысли и общаться, не овладев словообразовательными навыками.
Исследования отечественных и зарубежных лингвистов, психологов и педагогов доказали, что овладение словообразовательными навыками характеризуется формированием языковой системы, основанной на реализации, анализе и обобщении явлений языка и речи.
У детей с задержкой психического развития отмечается замедленный темп речевого развития, сопровождающийся общим недоразвитием речи. На сегодняшний день особую важность в образовательном процессе приобретает работа по поиску средств повышения эффективности коррекционных мероприятий при нарушении грамматического строя речи у детей с ЗПР и ОНР III уровня - как самой распространенной речевой патологии среди детей дошкольного возраста.
Проблема формирования словообразовательных навыков является одной из самых актуальных. Серьезно и основательно данная проблема стала изучаться в пятидесятые годы XX в. после выхода в свет фундаментального труда А.Н. Гвоздева «Формирование словообразовательных навыков русского ребенка». Также проблема формирования навыков словообразования у детей с ОНР исследовались в трудах Н.А. Никашиной, Н.В. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е.Ф. Соботович, Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.
Актуальным является необходимость раннего распознавания недостаточного формирования словообразования и словоизменения дошкольников для предупреждения впоследствии возможности возникновения затруднений в усвоении грамоты и правописания. Несмотря на то, что в рамках этой темы проводились исследования, проблемой остается выбор путей логопедической коррекции у детей с ЗПР и ОНР III уровня индивидуально для каждого ребёнка или для подгруппы детей со схожими особенностями.
Проблема заключается в том, что каждая отдельная группа детей с ЗПР и ОНР III уровня нуждается в дифференцированном подходе, необходимости индивидуальных рекомендаций по работе словообразования. Проблематика установила и тему нашего исследования: «Особенности сформированности словообразовательных навыков у старших дошкольников с ЗПР общим недоразвитием речи III уровня».
Объектом исследования является словообразовательные навыки у дошкольников.
Предметом исследования является особенности словообразовательных навыков детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и ОНР III уровня.
Целью работы является составление методических рекомендаций формирования особенностей словообразовательных навыков старших дошкольников с ЗПР и ОНР III уровня.
Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что у детей с ЗПР и ОНР III уровня будут выявлены особенности в формировании навыков словообразования.
В соответствии с целью работы были сформулированы следующие задачи:
1) изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
2) выявить и обобщить особенности навыков словообразования старших дошкольников с ЗПР и ОНР III уровня;
3) составить методические рекомендации по формированию навыков словообразования у старших дошкольников с ЗПР и ОНР III уровня на основе индивидуального и дифференцированного подхода.
Методологической и теоретической основой исследования стали положения общей, специальной психологии и педагогики:
- о поэтапном развитии словообразования (А.Н.Гвоздев);
- о единстве основных закономерностях развития детей аномальных и нормы ( А.Л. Лурия, Л.С. Выготский, Р.Е. Левина и др.);
- о понимании речи как сложной системы, струкктурные компоненты которой тесно взаимосвязаны (Н.А. Никашиной, Н.В. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е.Ф. Соботович, Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.)
Методы исследования: были выбраны с учетом объекта исследования и соответствуют задачам данной работы.
- теоретический анализ методической, психологической, психолингвистической, педагогической литературы;
- эмпирические: сбор и анамнез анамнестических данных, беседа со специалистами образовательного учреждения, констатирующий эксперимент.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования предложенных нами методических рекомендаций по формированию навыков словообразования в работе учителя логопеда групп компенсирующей и комбинированной направленности, где получают дошкольное образование дети данного нарушения.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения « Детский сад комбинированного вида №53 «Радуга»» г.Канска. Для проведения эксперимента было сформировано две группы по 10 человек экспериментальная и контрольная. В экспериментальной группе были дети от 6,3 до 7 лет с ЗПР и ОНР III уровня. В контрольной группе были дети от 6,2 до 7,3 лет.
Исследование было проведено в три этапа:
1. Изучение и анализ литературы, формирование цели и задач исследования, определение предмета и объекта исследования.
2. Разработка методики констатирующего эксперимента, подбор испытуемых, проведение констатирующего эксперимента.
3. Анализ результатов констатирующего эксперимента, составление методических рекомендаций.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Речь нормально развивающегося ребенка существенно отличается от речи детей с ЗПР и ОНР III уровня. Анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по теме исследования выявил следующие особенности в словообразовании и словоизменении детей с ЗПР и ОНР III: отсутствие конструкций сложноподчиненных предложений, существенно снижены навыки грамматической стороны речи, в том числе и словообразование, несоответствие объема активного и пассивного словаря. Что связано с особенностью психического развития этой группы детей и влечет к потребности наиболее продолжительного периода коррекции.
Дети данной группы не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Коррекция речи для них длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения. Методический материал необходимо адаптировать под каждого ребенка, учитывая его психические особенности и уже изученную им базу знаний.
Для проведения сравнительного анализа нарушений, нами был организован констатирующий эксперимент, который включал в себя шесть заданий. Эксперимент проводился с двумя группами: экспериментальная группа - дети с задержкой психического развития и общего недоразвития речи третьего уровня и контрольная группа - дети общего недоразвития речи третьего уровня.
В ходе проведения констатирующего эксперимента было выявлено, что исходный уровень развития словообразовательных умений в группе с общим недоразвитием речи заметно выше, чем в группе детей с задержкой психического развития.
Во время проведения обследования дети экспериментальной группы постоянно отвлекались, быстро теряли интерес, переключали внимание на посторонние предметы. Ошибки носили стойкий характер, дошкольники данной группы не исправляли свои ошибки. При ответах часто обращались к наглядному материалу. Дети констатирующей группы проявляли усидчивость, сосредоточенность. Многие при ответах наглядным материалом не пользовались.
Большое количество ошибок при выполнении заданий свидетельствует, о том, что процесс словообразования у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста контрольной и эксперементальной группы находится на стадии формирования. За счет отягощения задержкой психического развития у детей экспериментальной группы (ЗПР и ОНР III уровня) уровень сформированности словообразования ниже, чем у детей контрольной группы (ОНР III), что говорит о отягощении первичного нарушения (ЗПР).
Таким образом, на основании результатов констатирующего эксперимента были определены методы и приемы для формирования словообразовательных умений и навыков у дошкольников с ЗПР и ОНР III уровня, с использованием специальных упражнений. Подбирая упражнения, учитывались возрастные особенности детей и специфика нарушения.
Таким образом, цель и задачи нашей работы реализованы, полученные экспериментальные данные не противоречат гипотезе исследования.



1. Акименко В.М., Практический курс логопедии / В.М. Акименко.
- Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 288 с.
2. Алексеева М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр Академия, 2011. - 400 с.
3. Араева Л.А., Раздел «словообразование» в русской грамматике [Текст] / Л.А. Араева // Русский язык за рубежом, 2016. - №4. - С. 73-77.
4. Архипова Е.Ф., Логопедическая работа с детьми раннего возраст [Текст] / Е.Ф. Архипова. - М.: ACT АСТРЕЛЬ, 2016. - 190 с.
5. Баранова А.С., Формирование навыков словообразования глаголов у старших дошкольников с задержкой психического развития // Приволжский научный вестник, 2014. - №8 - С. 54-56.
6. Бельтюков В.И., Взаимодействие анализаторов в процессе
восприятия и усвоения устной речи [Текст] / В.И. Бельтюков. - М.:
Педагогика, 2012. - 260 с.
7. Богомолова А.И., Логопедическое пособие для занятий с детьми [Текст] / А.И. Богомолова. - СПб.: Библиополис, 2014. - 190 с.
8. Браудо Т.Е., Онтогенез речевого развития [Текст] / Т.Е. Браудо, М.Ю. Бобылова, М.В. Казакова // Русский журнал детской неврологии, 2017.
- №1. - С. 41-46.
9. Венедиктова Ю.Н., Особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / Ю.Н. Венедиктова // Парадигма, 2016. - №2. - С. 461-464.
10. Волкова Г.А., Логопедия. Методическое наследие [Текст]: пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 304 с.
11. Волкова Г.А., Методика психолого-логопедического
обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г.А. Волкова. - СПб.: Детство-Пресс, 2017. - 190 с.
12. Выготский Л.С., Проблемы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 2010. - 126 с.
13. Выготский Л.С., Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2011. - 352 с.
14. Гвоздев А.Н., Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М. : Детство-Пресс, 2011. - 160 с.
15. Елисеева М.Б., Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста [Текст] / М.Б. Елисеева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - 143 с.
16. Жукова Н.С., Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева. - М.: Эксмо, 2011. - 288 с.
17. Заводчиков О., Индивидуальный подход к развитию речи детей [Текст] / О. Заводчиков // Дошкольное воспитание, 2015. - № 4. - С. 21-25.
18. Иншакова О.Б., Альбом для логопеда [Текст] / О.Б. Иншакова. - М.: ВЛАДОС, 2016. - 315 с.
19. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей с дошкольного возраста. - М., 2001г.
20. Козырева О.А., Логопедические технологии / О.А. Козырева. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 192 с.
21. Лалаева Р.И., Методика психолингвистического исследования нарушений речи. - СПб., 2006.
22. Лалаева, Р.И., Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 290 с.
23. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. - М., 2004.
24. Левина Р.Е., Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: Альянс, 2013. - 367 с.
25. Лямина Г., Учимся говорить и общаться [Текст] / Г. Лямина // Дошкольное воспитание, 2016. - № 4. - С. 105-112.
26. Мамаева А.В., Методика развития речи детей с речевыми недостатками. -Красноярск: Весна, 2017. -76 с.
27. Никогосян, Л.Г., Речевые ошибки и причины их возникновения [Текст] // Образование и воспитание, 2017. - №2. С. 7-9.
28. Никашина Н.А., Педагогическое изучение недостатков речи детей [Текст] // Дефектология, 2000. - № 4. - C. 21-36.
29. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст]. - М.: Издательство ИКАР. Э.Г. Азимов, А.Н.Щукин., 2015. - 460 с.
30. Образование и наука [Текст]: Материалы П-ой региональной научно-практической конференции «Образование и наука», Новоуральск, 27 мая 2010 г. / Филиал Урал. гос. пед. ун-та в г. Новоуральске ; отв. ред. Н. В. Третьякова. - Новоуральск, 2010. - 351 с.
31. Основы дошкольной логопедии / Т.Б.Филичева, О.С.Орлова, Т.В.Туманова и др. - Москва: Эксмо, 2017. - 320 с.
32. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 400 с.
33. Правдина О.В., Логопедия [Текст] : учеб. пособие для студентов дефектолог, фак-тов пед. ин-тов. / О.В. Правдина. - М. : Просвещение, 2000. - 272 с.
34. Пятница Т.В., Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. - Изд.9- е. - Ростов н/Д: Феникс, 2017, - 173с.
35. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии [Текст] / С.Л.Рубинштейн. - СПб.: Издательство «Питер», 2012. - 712 с.
36. Смирнова Е.О., Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. - М.: Академия, 2014. - 160 с.
37. Смирнова Е.О., Психология ребенка [Текст] : учеб. для педагогических училищ и вузов / Е.О. Смирнова. - М. : Юнити-Дана, 2010. - 215 с.
38. Соботович Е. Ф., Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции [Текст]: учеб. пособие для студентов / Е. Ф. Соботович. - М. : Классика Стиль, 2013. - 160 с.
39. Теплыгина Т.С., Играем с падежами: для старших дошкольников с ОНР. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2018. - 64 с.
40. Тимофеева Г.С., Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Г. С. Тимофеева // Логопед, 2015. - №2. - С. 14-18.
41. Тихеева Е.И., Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е.И. Тихеева; под ред. Ф.А. Сохина. - М. : Педагогика, 2010. - 111 с.
42. Трубникова Н.М., Логопедические технологии обследования
речи [Текст]: учеб.-методическое пособие / Н.М. Трубникова. -
Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2015. - 280 с.
43. Туманова Т. В., Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: монография / Т.В. Туманова. - М.: Академия, 2002. - 680 с.
44. Ушакова О.С., Развитие речи дошкольников как необходимое
условие успешного личностного развития [Текст]: лекции 5-8 / О.С.
Ушакова. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 80 с.
45. Ушакова О. С., Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ущакова, Е.М. Струнина. - М. : ВЛАДОС, 2014. - 288 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования: приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения: 19.01.2019)
47. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: 2013
48. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.
49. Фотекова Т.А., Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов [Текст]: пособие для логопедов и психологов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. - М.: АКТИ, 2016. - 280 с.
50. Филичева Т.Б., Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение [Текст] : учеб.-метод. пособие / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - М.: Гном-Пресс, 2016. - 290 с.
51. Филичева Т.Б., Развитие речи дошкольника [Текст] : метод. пособие / Т.Б. Филичева, А.Р. Соболева. - Екатеринбург : АРГО, 2010. - 80 с.
52. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2013. - 720 с.
53. Эльконин Д.Б., Психологические вопросы дошкольной игры [Текст] / Д.Б. Эльконин // Психологическая наука и образование, 2006. - № 3.- С. 5-19.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ