ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Формирование словообразовательных навыков старших дошкольников
в онтогенезе 7
1.2. Особенности сформированности словообразовательных навыков у
старших дошкольников с ОНР III уровня 17
1.3. Методики изучения формирования навыков словообразования у
дошкольников с ОРН III уровня 24
Выводы по первой главе 36
2. Констатирующий эксперимент по выявлению особенностей сформированности словообразовательных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня 38
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента по
выявлению особенностей сформированности словообразовательных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня 38
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению
особенностей сформированности словообразовательных навыков старших дошкольников с ОНР III уровня 43
2.3. Методические рекомендации по формированию навыков
словообразования у старших дошкольников с ОНР III уровня 53
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
Приложение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Формирование словообразовательных навыков старших дошкольников
в онтогенезе 7
1.2. Особенности сформированности словообразовательных навыков у
старших дошкольников с ОНР III уровня 17
1.3. Методики изучения формирования навыков словообразования у
дошкольников с ОРН III уровня 24
Выводы по первой главе 36
2. Констатирующий эксперимент по выявлению особенностей сформированности словообразовательных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня 38
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента по
выявлению особенностей сформированности словообразовательных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня 38
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению
особенностей сформированности словообразовательных навыков старших дошкольников с ОНР III уровня 43
2.3. Методические рекомендации по формированию навыков
словообразования у старших дошкольников с ОНР III уровня 53
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
Приложение
Формирование словообразования является одним из важных условий успешного обучения в школе. Уровень сформированности словообразования имеет большое значение в овладении чтением, письмом, орфографией, имеет большое значение для развития ребенка.
Среди детей дошкольного возраста встречается большое количество детей с общим недоразвитием речи. У них недостаточно полноценно происходит овладение навыками словоизменения и словообразования, беден словарный запас как по качественным, так и по количественным показателям, страдает связная речь, звукопроизношение, фонематический слух. Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в овладении программой дошкольного учреждения общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
Ведущей проблемой логопедии является поиск новых форм и методов воспитания и обучения детей.
Р.И. Лалаева и Т.В. Туманова отмечали, что по сравнению с нормально развивающимися детьми у детей с ОНР способность к словообразованию (созданию новых слов) появляется позже и развивается неравномерно, во время словообразования они с трудом выделяют и обобщают закономерности. Таким образом, развитие словообразовательных навыков у дошкольников с ОНР является актуальной темой для исследования.
Проблема исследования: Какова особенность навыка словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Объектом исследования являются процесс развития словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3-го уровня.
Предмет исследования — особенности сформированности навыка словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Целью исследования является разработка методических рекомендаций для развития процесса формирования словообразовательных навыков старших дошкольников с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что у детей с общим недоразвитием речи III уровня будут наблюдаться ошибки в словообразовании. Выявление этих нарушений позволит нам составить методические рекомендации для их коррекции.
В соответствии с целью исследования в работе решались следующие задачи:
1. На основе анализа литературы, изучить состояние проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня;
2. В ходе эксперимента выявить и проанализировать особенности развития навыка словообразования у детей с ОНР третьего уровня.
3. Составить методические рекомендации по формированию навыков словообразования у старших дошкольников с ОНР III уровня
Методология и методика исследования. Методологическим основанием проведения коррекционно-педагогической работы по развитию навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи является опора на следующие концепции:
- психолого-педагогическая классификация речевых нарушений Р.Е. Левиной;
- принципы анализа речевых нарушений Р.Е. Левиной;
- закономерности речевого развития ребёнка в онтогенезе (А.Н.Гвоздев, М.М. Кольцова);
- положения о единстве законов развития нормального и аномального ребёнка, о ведущей роли обучения в процессе развития (Л.С.Выготский);
- использование методических разработок З.А. Репиной, Т.В.Тумановой и др.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Канска
Методы исследования:
• Анализ - выделение в предмете исследования составных частей и их последующее изучение (анализ литературы; анализ нормативно¬правовой документации по теме дипломной работы).
• Синтез - из разных элементов предмета складывается общая система.
• Сравнение - используются для сопоставления двух или нескольких объектов исследования по какому-то одному признаку.
• Дедукция - рассуждение или исследование предмета от общего к частному, т.е. общий тезис доказывается с помощью частных фактов.
• Индукция - рассуждение или исследование предмета от частного к общему, т.е. отдельные факты выстраивают общий вывод.
• Обобщение - аналог метода дедукции: на основании свойств предмета делаются о нем соответствующие выводы.
• Эксперимент - воспроизведение наблюдения или явления в определенных условиях.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложения.
Глава I отражает современные подходы к проблеме формирования связной речи в лингвистике, психолингвистике, психологии и логопедии, а также особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в норме и при ОНР.
В Главе II описаны ход и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Приложение отражает практический материал исследования, а также результативные обобщения проведенного эксперимента.
Среди детей дошкольного возраста встречается большое количество детей с общим недоразвитием речи. У них недостаточно полноценно происходит овладение навыками словоизменения и словообразования, беден словарный запас как по качественным, так и по количественным показателям, страдает связная речь, звукопроизношение, фонематический слух. Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в овладении программой дошкольного учреждения общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
Ведущей проблемой логопедии является поиск новых форм и методов воспитания и обучения детей.
Р.И. Лалаева и Т.В. Туманова отмечали, что по сравнению с нормально развивающимися детьми у детей с ОНР способность к словообразованию (созданию новых слов) появляется позже и развивается неравномерно, во время словообразования они с трудом выделяют и обобщают закономерности. Таким образом, развитие словообразовательных навыков у дошкольников с ОНР является актуальной темой для исследования.
Проблема исследования: Какова особенность навыка словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Объектом исследования являются процесс развития словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3-го уровня.
Предмет исследования — особенности сформированности навыка словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Целью исследования является разработка методических рекомендаций для развития процесса формирования словообразовательных навыков старших дошкольников с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что у детей с общим недоразвитием речи III уровня будут наблюдаться ошибки в словообразовании. Выявление этих нарушений позволит нам составить методические рекомендации для их коррекции.
В соответствии с целью исследования в работе решались следующие задачи:
1. На основе анализа литературы, изучить состояние проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня;
2. В ходе эксперимента выявить и проанализировать особенности развития навыка словообразования у детей с ОНР третьего уровня.
3. Составить методические рекомендации по формированию навыков словообразования у старших дошкольников с ОНР III уровня
Методология и методика исследования. Методологическим основанием проведения коррекционно-педагогической работы по развитию навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи является опора на следующие концепции:
- психолого-педагогическая классификация речевых нарушений Р.Е. Левиной;
- принципы анализа речевых нарушений Р.Е. Левиной;
- закономерности речевого развития ребёнка в онтогенезе (А.Н.Гвоздев, М.М. Кольцова);
- положения о единстве законов развития нормального и аномального ребёнка, о ведущей роли обучения в процессе развития (Л.С.Выготский);
- использование методических разработок З.А. Репиной, Т.В.Тумановой и др.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Канска
Методы исследования:
• Анализ - выделение в предмете исследования составных частей и их последующее изучение (анализ литературы; анализ нормативно¬правовой документации по теме дипломной работы).
• Синтез - из разных элементов предмета складывается общая система.
• Сравнение - используются для сопоставления двух или нескольких объектов исследования по какому-то одному признаку.
• Дедукция - рассуждение или исследование предмета от общего к частному, т.е. общий тезис доказывается с помощью частных фактов.
• Индукция - рассуждение или исследование предмета от частного к общему, т.е. отдельные факты выстраивают общий вывод.
• Обобщение - аналог метода дедукции: на основании свойств предмета делаются о нем соответствующие выводы.
• Эксперимент - воспроизведение наблюдения или явления в определенных условиях.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложения.
Глава I отражает современные подходы к проблеме формирования связной речи в лингвистике, психолингвистике, психологии и логопедии, а также особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в норме и при ОНР.
В Главе II описаны ход и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Приложение отражает практический материал исследования, а также результативные обобщения проведенного эксперимента.
С самого рождения ребенок приобщается к речи. В процессе развития речевого общения ребенка с окружающими его взрослыми, происходит усвоение ребенком процесса словообразования. Таким образом, к школьному возрасту дети владеют развернутой фразовой ре чью, уме ют правильно строить простые и сложные предложения, уме ют распространять предложения второстепенными и однородными членами, составлять предложения по опорным словам и картинка м. Также дети самостоятельно образовывают существительные с уменьшительно-ласкательными
суффиксами, названия детенышей животных глаголы с помощью приставок, относительные и притяжательные прилагательные, слова, обозначающие профессию (с помощью суффиксов) и др.
В ходе изучения литературы по проблеме исследования было выявлено, что словообразования словообразованием детьми с ОНР проявляется в боле е медленном темпе усвоения, трудностях переноса словообразовательных моделей на новый речевой материал, а также наличии стойких специфических ошибок словообразования.
Коррекционная работа с детьми данной категории представляет собой длительный и сложный процесс, включающий в работу различных специалистов (логопед, воспитатель, психолог, и др.).
С целью изучения особенностей словообразования у детей шестилетнего возраста с ОРН III уровня, мной был проведен констатирующий эксперимент. В исследовании приняли участие 24 воспитанников МА ДОУ г. Канска, которые были распределены в две группы: экспериментальную (ОНР III уровня) и контрольную (норма речевого развития). При проведении констатирующего эксперимента нами были использованы общепринятые в логопедии методы и приемы обследования словообразования (О.Е .Грибовой, Р.Е . Левиной, А .В. Мамаева и др.). Также условно было выделено четыре уровня успешности.
Проведя констатирующий эксперимент и проанализировав полученные в ходе эксперимента данные, я сделала следующие выводы: что наиболее сформированными у испытуемых экспериментальной группы оказались умения образовывать названия детенышей животных, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Наибольшие затруднения вызвало образование относительных прилагательных, образование профессий с помощью суффиксов и умение образовывать глаголы с помощью приставок. Самым затруднительным для испытуемых оказалось образование притяжательных прилагательных.
В свою очередь, количество и качество ошибок у испытуемых обоих групп значительно отличается. Испытуемые экспериментальной группы чаще всего отказывались от ответа, повторяя исходное слово. А испытуемые контрольной группы совершали единичные ошибки, либо давали правильный ответ после стимулирующей помощи или же исправлялись самостоятельно.
Испытуемые экспериментальной группы продемонстрировали средний уровень 17% (2 че лове ка ); низкий уровень 83% (10 человек).
Результаты экспериментального исследования, а также анализ психолого- педагогической литературы позволили определить направления и дифференцированный подход для развития навыка словообразования у детей экспериментальной группы. Были составлены дифференциальные методические рекомендации по развитию навыка словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня по следующим направлениям:
• образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
• образование глаголов с помощью приставок;
• формирование навыка образования названий детенышей животных
• формирование навыка образования относительных прилагательных; образование слов, обозначающих профессию, с помощью суффиксов; образование притяжательных прилагательных;
Результаты исследования доведены до сведения логопеда, работающего с детьми.
Таким образом, цель и задачи исследования реализованы. В дальнейшей планируется апробация предложенных игр и упражнений для развития навыка словообразования у де те й с общим не доразвитием речи.
суффиксами, названия детенышей животных глаголы с помощью приставок, относительные и притяжательные прилагательные, слова, обозначающие профессию (с помощью суффиксов) и др.
В ходе изучения литературы по проблеме исследования было выявлено, что словообразования словообразованием детьми с ОНР проявляется в боле е медленном темпе усвоения, трудностях переноса словообразовательных моделей на новый речевой материал, а также наличии стойких специфических ошибок словообразования.
Коррекционная работа с детьми данной категории представляет собой длительный и сложный процесс, включающий в работу различных специалистов (логопед, воспитатель, психолог, и др.).
С целью изучения особенностей словообразования у детей шестилетнего возраста с ОРН III уровня, мной был проведен констатирующий эксперимент. В исследовании приняли участие 24 воспитанников МА ДОУ г. Канска, которые были распределены в две группы: экспериментальную (ОНР III уровня) и контрольную (норма речевого развития). При проведении констатирующего эксперимента нами были использованы общепринятые в логопедии методы и приемы обследования словообразования (О.Е .Грибовой, Р.Е . Левиной, А .В. Мамаева и др.). Также условно было выделено четыре уровня успешности.
Проведя констатирующий эксперимент и проанализировав полученные в ходе эксперимента данные, я сделала следующие выводы: что наиболее сформированными у испытуемых экспериментальной группы оказались умения образовывать названия детенышей животных, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Наибольшие затруднения вызвало образование относительных прилагательных, образование профессий с помощью суффиксов и умение образовывать глаголы с помощью приставок. Самым затруднительным для испытуемых оказалось образование притяжательных прилагательных.
В свою очередь, количество и качество ошибок у испытуемых обоих групп значительно отличается. Испытуемые экспериментальной группы чаще всего отказывались от ответа, повторяя исходное слово. А испытуемые контрольной группы совершали единичные ошибки, либо давали правильный ответ после стимулирующей помощи или же исправлялись самостоятельно.
Испытуемые экспериментальной группы продемонстрировали средний уровень 17% (2 че лове ка ); низкий уровень 83% (10 человек).
Результаты экспериментального исследования, а также анализ психолого- педагогической литературы позволили определить направления и дифференцированный подход для развития навыка словообразования у детей экспериментальной группы. Были составлены дифференциальные методические рекомендации по развитию навыка словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня по следующим направлениям:
• образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
• образование глаголов с помощью приставок;
• формирование навыка образования названий детенышей животных
• формирование навыка образования относительных прилагательных; образование слов, обозначающих профессию, с помощью суффиксов; образование притяжательных прилагательных;
Результаты исследования доведены до сведения логопеда, работающего с детьми.
Таким образом, цель и задачи исследования реализованы. В дальнейшей планируется апробация предложенных игр и упражнений для развития навыка словообразования у де те й с общим не доразвитием речи.
Подобные работы
- Методическое обеспечение коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТА «ЖИВОЕ СЛОВО»
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2022 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ
СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - СФОРМИРОВАННОСТЬ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2015 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020 - Развитие предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (Саратовский Национальный Исследовательский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ИМЕН
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016



