Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Работа №156593

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы83
Год сдачи2020
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Формирование словообразовательных навыков старших дошкольников
в онтогенезе 7
1.2. Особенности сформированности словообразовательных навыков у
старших дошкольников с ОНР III уровня 17
1.3. Методики изучения формирования навыков словообразования у
дошкольников с ОРН III уровня 24
Выводы по первой главе 36
2. Констатирующий эксперимент по выявлению особенностей сформированности словообразовательных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня 38
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента по
выявлению особенностей сформированности словообразовательных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня 38
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению
особенностей сформированности словообразовательных навыков старших дошкольников с ОНР III уровня 43
2.3. Методические рекомендации по формированию навыков
словообразования у старших дошкольников с ОНР III уровня 53
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
Приложение

Формирование словообразования является одним из важных условий успешного обучения в школе. Уровень сформированности словообразования имеет большое значение в овладении чтением, письмом, орфографией, имеет большое значение для развития ребенка.
Среди детей дошкольного возраста встречается большое количество детей с общим недоразвитием речи. У них недостаточно полноценно происходит овладение навыками словоизменения и словообразования, беден словарный запас как по качественным, так и по количественным показателям, страдает связная речь, звукопроизношение, фонематический слух. Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в овладении программой дошкольного учреждения общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
Ведущей проблемой логопедии является поиск новых форм и методов воспитания и обучения детей.
Р.И. Лалаева и Т.В. Туманова отмечали, что по сравнению с нормально развивающимися детьми у детей с ОНР способность к словообразованию (созданию новых слов) появляется позже и развивается неравномерно, во время словообразования они с трудом выделяют и обобщают закономерности. Таким образом, развитие словообразовательных навыков у дошкольников с ОНР является актуальной темой для исследования.
Проблема исследования: Какова особенность навыка словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Объектом исследования являются процесс развития словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3-го уровня.
Предмет исследования — особенности сформированности навыка словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Целью исследования является разработка методических рекомендаций для развития процесса формирования словообразовательных навыков старших дошкольников с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что у детей с общим недоразвитием речи III уровня будут наблюдаться ошибки в словообразовании. Выявление этих нарушений позволит нам составить методические рекомендации для их коррекции.
В соответствии с целью исследования в работе решались следующие задачи:
1. На основе анализа литературы, изучить состояние проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня;
2. В ходе эксперимента выявить и проанализировать особенности развития навыка словообразования у детей с ОНР третьего уровня.
3. Составить методические рекомендации по формированию навыков словообразования у старших дошкольников с ОНР III уровня
Методология и методика исследования. Методологическим основанием проведения коррекционно-педагогической работы по развитию навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи является опора на следующие концепции:
- психолого-педагогическая классификация речевых нарушений Р.Е. Левиной;
- принципы анализа речевых нарушений Р.Е. Левиной;
- закономерности речевого развития ребёнка в онтогенезе (А.Н.Гвоздев, М.М. Кольцова);
- положения о единстве законов развития нормального и аномального ребёнка, о ведущей роли обучения в процессе развития (Л.С.Выготский);
- использование методических разработок З.А. Репиной, Т.В.Тумановой и др.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Канска
Методы исследования:
• Анализ - выделение в предмете исследования составных частей и их последующее изучение (анализ литературы; анализ нормативно¬правовой документации по теме дипломной работы).
• Синтез - из разных элементов предмета складывается общая система.
• Сравнение - используются для сопоставления двух или нескольких объектов исследования по какому-то одному признаку.
• Дедукция - рассуждение или исследование предмета от общего к частному, т.е. общий тезис доказывается с помощью частных фактов.
• Индукция - рассуждение или исследование предмета от частного к общему, т.е. отдельные факты выстраивают общий вывод.
• Обобщение - аналог метода дедукции: на основании свойств предмета делаются о нем соответствующие выводы.
• Эксперимент - воспроизведение наблюдения или явления в определенных условиях.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложения.
Глава I отражает современные подходы к проблеме формирования связной речи в лингвистике, психолингвистике, психологии и логопедии, а также особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в норме и при ОНР.
В Главе II описаны ход и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Приложение отражает практический материал исследования, а также результативные обобщения проведенного эксперимента.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


С самого рождения ребенок приобщается к речи. В процессе развития речевого общения ребенка с окружающими его взрослыми, происходит усвоение ребенком процесса словообразования. Таким образом, к школьному возрасту дети владеют развернутой фразовой ре чью, уме ют правильно строить простые и сложные предложения, уме ют распространять предложения второстепенными и однородными членами, составлять предложения по опорным словам и картинка м. Также дети самостоятельно образовывают существительные с уменьшительно-ласкательными
суффиксами, названия детенышей животных глаголы с помощью приставок, относительные и притяжательные прилагательные, слова, обозначающие профессию (с помощью суффиксов) и др.
В ходе изучения литературы по проблеме исследования было выявлено, что словообразования словообразованием детьми с ОНР проявляется в боле е медленном темпе усвоения, трудностях переноса словообразовательных моделей на новый речевой материал, а также наличии стойких специфических ошибок словообразования.
Коррекционная работа с детьми данной категории представляет собой длительный и сложный процесс, включающий в работу различных специалистов (логопед, воспитатель, психолог, и др.).
С целью изучения особенностей словообразования у детей шестилетнего возраста с ОРН III уровня, мной был проведен констатирующий эксперимент. В исследовании приняли участие 24 воспитанников МА ДОУ г. Канска, которые были распределены в две группы: экспериментальную (ОНР III уровня) и контрольную (норма речевого развития). При проведении констатирующего эксперимента нами были использованы общепринятые в логопедии методы и приемы обследования словообразования (О.Е .Грибовой, Р.Е . Левиной, А .В. Мамаева и др.). Также условно было выделено четыре уровня успешности.
Проведя констатирующий эксперимент и проанализировав полученные в ходе эксперимента данные, я сделала следующие выводы: что наиболее сформированными у испытуемых экспериментальной группы оказались умения образовывать названия детенышей животных, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Наибольшие затруднения вызвало образование относительных прилагательных, образование профессий с помощью суффиксов и умение образовывать глаголы с помощью приставок. Самым затруднительным для испытуемых оказалось образование притяжательных прилагательных.
В свою очередь, количество и качество ошибок у испытуемых обоих групп значительно отличается. Испытуемые экспериментальной группы чаще всего отказывались от ответа, повторяя исходное слово. А испытуемые контрольной группы совершали единичные ошибки, либо давали правильный ответ после стимулирующей помощи или же исправлялись самостоятельно.
Испытуемые экспериментальной группы продемонстрировали средний уровень 17% (2 че лове ка ); низкий уровень 83% (10 человек).
Результаты экспериментального исследования, а также анализ психолого- педагогической литературы позволили определить направления и дифференцированный подход для развития навыка словообразования у детей экспериментальной группы. Были составлены дифференциальные методические рекомендации по развитию навыка словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня по следующим направлениям:
• образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
• образование глаголов с помощью приставок;
• формирование навыка образования названий детенышей животных
• формирование навыка образования относительных прилагательных; образование слов, обозначающих профессию, с помощью суффиксов; образование притяжательных прилагательных;
Результаты исследования доведены до сведения логопеда, работающего с детьми.
Таким образом, цель и задачи исследования реализованы. В дальнейшей планируется апробация предложенных игр и упражнений для развития навыка словообразования у де те й с общим не доразвитием речи.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М. : Изд. центр «Академия», 2015. - 400 с.
2. Ахмедзянова, В. В. Формирование глагольного словообразования в структуре преодоления системного недоразвития языковых и речевых средств у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / В. В. Ахмедзянова. - Екатеринбург, 2017. - 203 с.
3. Батяева, С.В. Большой альбом по развитию речи [Текст] / С. В. Батяева, В. С. Володина, Е. В. Савостьянова. - М. : РОСМЭН, 2018. - 280 с.
4. Борозинец, Н. М. Логопедия: фонетико-фонематическое
недоразвитие речи, ОНР, алалия [Текст]: учебное пособие / Н.М. Борозинец, Т.С.Шеховцова, М.В. Колокольникова. - Ставрополь : изд-во СКФУ, 2016. - 203 с.
5. Великая, Н. А. Формирование навыков словообразования у старших
дошкольников с ОНР в проектной деятельности [Текст] / Н. А. Великая // Современное состояние и тенденции развития спец. педагогики и психологии: материалы Всероссийской научной конференции молодых учёных, (28-30 марта 2016 г., дефектологический факультет МИГУ):
сборник статей / под ред. А. В. Коротковой, И. Н. Нурлыгаянова, Т. А. Соловьевой. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. - 337 с.
6. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопе диче ского обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] : учебно-методическое пособие / Г.А. Волкова. - СИб. : ДЕТСТВО- ИРЕСС, 2014. - 144 с.
7. Волошина, Н. А. Состояние словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. Т. 13. - С. 6-10. URL :http://e-koncept.ru/2016/56162.htm (дата обращения: 01.02.2020).
8. Воробье ва, В. К. Ме тодологиче ские пробле мы практиче ского
приме не ния систе много анализа в логопе дии [Те кст] / В. К. Воробье ва // Спе циа льна я пе да гогика и спе циа льна я психология: совре ме нные
ме тодологиче ские подходы. Колле ктивная моногра фия. Под ре д. Т. Г. Богда новой, Н. М. На за ровой. - М. : ЛОГОМА Г, 2013. - 336 с.
9. Гла бова, Ю. А . Особе нности развития гра мматиче ского строя ре чи у дошкольников с тяжёлыми на руше ниями ре чи [Те кст] / Ю. А . Гла бова , Е . Ю. Ме две де ва // Совре ме нные пробле мы на уки и обра зова ния. - 2015. - № 4. - С.34.
10. Гридина, Т А . Диа гностика гра мма тико-словообра зова те льных уме ний де те й с ОНР ка к основа корре кционной ра боты [Те кст] /ТА . Гридина , Н. И. Конова лова // Спе циа льное обра зова ние . - Е ка те ринбург : УрГПУ, 2016. - № 2. - С. 39-50.
11. Гущина, Ю. Р. Особе нности словообразова те льной и
коммуникативной активности де те й дошкольного возра ста с наруше ниями ре чи [Те кст] / Ю. Р. Гущина , Т. В. Туманова , Т. Б. Филиче ва // Совре ме нные пробле мы науки и образования. - 2014. - № 6. - С.749.
12. Инша кова, О. Б. А льбом для логопе да. - 2-е изд., испр. и доп. [Те кст] /
O. Б. Иншакова. - М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2017. - 279 с.
13. Искандарова, Г. Р. К вопросу о словообразовании в детской речи (на материале русского, немецкого, английского языков) / Г. Р. Искандарова,
P. З. Мурясов // Вестник Башкирского ун-та. - Уфа : Башкирский гос. ун-т,
2016. - Т. 17. № 1 (1). - С. 514-517.
14. Исупова, Ю. В. Формирование навыков словообразования у детей среднего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений [Текст] / Ю. В. Исупова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы 5 Международной научно¬практической конференции (Чебоксары, 3 июля 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.] - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - №2 (5). - С. 199-205.
15. Князева, Н. Н. Речевое и социально-коммуникативное развитие старших дошкольников в игре в рамках реализации ФГОС [Текст] / Н. Н. Князева // Вестник Омского гос. пед. ун-та. Гуманитарные исследования. - 2018. - № 3 (20). - С. 139-143.
16. Кубрякова, Е. С. Что такое славообразование [Текст] / Е. С. Кубрякова. - М. : Наука, 1965. - 78 с.
17. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.
18. Лалаева, Л. И. Особенности проявления взаимосвязи интеллекта и языковой способности в речевом развитии детей при нормальном и нарушенном онтогенезе [Текст] / Л. И. Лалаева // Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина - СПб. : Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина, 2008. - № 6 (20). - С. 145-157.
19. Лалаева, Р И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 290 с.
20. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. - М. : Просвещение, 1968. - 367 с.
21. Микляева, Н. В. Разработка диагностики языковой способности [Текст] / Н. В. Микляева // Вестник Воронежского гос. ун-та. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - Воронеж : Воронежский гос. ун-т, 2011. - № 1. - С. 208-212.
22. Минькина, Н. С. Особенности словообразования прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Н. С. Минькина // Современные проблемы дошкольной дефектологии : взгляд в будущее: сборник научных статей по материалам межвузовской студенческой научно- практ. конференции (20-21 марта 2017 г.) / под общей ред. Л. А.
Головчиц, Н. В. Микляевой, А. В. Кротковой. - М. ; Берлин : Директ-Медиа,
2017. - С. 147-150.
23. Плотникова, С. В. Развитие лексикона ребёнка [Текст] : учеб. пособие. - 3-е изд., стер. / С. В. Плотникова. - М. : ФЛИНТА, 2016. - 224 с.
24. Полякова, М. А. Самоучитель по логопедии [Текст] : универсальное руководство. Изд. перераб. и доп. / М. А. Полякова. - М. : Т. Дмитриева, 2015. - 160 с.
25. Правдина, О. В. Логопедия [Текст] : учеб. пособие для студентов деф. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. / О. В. Правдина. - М. : Просвещение, 1973. - 272 с.
26. Репина, З.А. Поле речевых чудес [Текст] : учебное пособие по коррекции общ. недоразвития речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи / З.А. Репина, Т. В. Васильева, А. Д. Ведерникова, В. Б. Горская, В. Н. Пискунова. - Екатеринбург, 1996. - 180 с.
27. Рябова, А. А. Характеристика навыков словообразования у старших
дошкольников с ОНР / А. А. Рябова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза [Электронный ресурс] : материалы всероссийской научно-практической конференции студентов,
магистрантов, аспирантов и слушате ле й (26-27 апре ля 2018 г., г.
Екатеринбург, Россия) / Урал. гос. пед. ун-т ; под науч. ред. И. А. Филатовой, А. В. Цыганковой. - Электрон. дан. - Екатеринбург : [б. и.],
2018. - 1 электрон опт. диск (СЭ- ЯОМ). - С. 509-512.
28. Сергеева, Л. Д. Развитие морфонологического слуха у младших школьников с недоразвитием речи [Текст] / Л. Д. Сергеева // Наука и школа. - М. : Московский пед. гос. ун-т, 2016. - № 6. - С. 60-61.
29. Специальная педагогика. Часть 1. Сборник работ [Текст] / отв. редактор, доктор соц. наук, проф. Г. Ф. Ушамирская. - М. : Студенческая наука, 2012. - 2282 с.
30. Тенкачева, Т Р Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования [Те кст] : дис. ... ка нд. пе д. наук : 13.00.02 / Т. Р. Те нкаче ва . - Е кате ринбург, 2012. - 216 с.
31. Тума нова, Т. В. Особе нности формирова ния словообра зова те льных операций у дошкольников с ОНР [Текст] : дис. . канд. пед. наук : 13.00.03 / Т. В. Туманова. - Москва, 1997. - 175 с.
32. Тума нова, Т. В. Формирование словообразовате льной компе те нции детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОНР [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.03 / Т. В. Туманова ; Московский гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова. - Москва, 2005. - 45 с.
33. Уварова, Т. Б. Формирование грамматической стороны речи дошкольников с ОНР на основе применения наглядно-игровых средств [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01., 13.00.03 / Т. Б. Уварова. - Москва, 2011. - 24 с.
34. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учебно-метод. пособие для воспитателей дошк. обр. учр. / Е. М. Струнина, О. С. Ушакова. - М. : Гуманитарное изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
35. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение [Текст] : учеб.-метод. пособие / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - М.: Гном-Пресс, 2009. - 290 с.
36. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] : практ. пособие - 5-е изд. / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М. : Айрис-пресс, 2008. - 224 с.
37. Харченко, В. К. Словарь детской речи: свыше 3500 слов [Текст] / В. К. Харченко. - Белгород: Белгородский гос. пед. ин-т, 1994. - 256 с.
38. Цейтлин, С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи [Текст] / С. Н. Цейтлин. - М. : Знак, 2009. - 592 с.
39. Четверикова, Т Ю. Овладение глухими школьниками словообразование м на на чальном эта пе изуче ния гра мматики [Те кст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.0.03/ Т Ю. Четверикова. - Москва, 2004. - 221 с.
40. Чуковский, К. И.От двух до пяти [Текст] / К. И. Чуковский. - М. : КДУ, 2005. - 400с.
41. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 297 с.
42. Протоколы логопедического обследования дошкольников:
методические рекомендации/ сост.: А.В. Мамаева, Н.В. Сиско, Т.В. Зиновьева и др.; под ред. А.В. Мамаевой. - Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2014. - 44 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ