ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1 Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста... .8
1.2 Специфика сформированности фонематического восприятия у детей с
ОНР II уровня 26
1.3 Обзор методов и приемов, направленных на развитие фонематического
восприятия 30
ГЛАВА 2 КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 41
2.1 Организация и методика проведения констатирующего эксперимента.. .41
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 46
2.3 Методические рекомендации, направленные на развитие фонематического
восприятия у детей 5-6 лет с ОНР II уровня 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
ЛИТЕРАТУРА 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Приложение А. Анамнестические сведения об участниках эксперимента.. ..70
Приложение Б. Дидактический материал к обследованию 71
Приложение В. Протоколы обследования 76
Приложение Г. Результаты обследования 80
Приложение Д. Дидактическая игра «Домики звуков»
Актуальность исследования. В современной логопедии особую остроту приобретает тема развития у дошкольника фонематического восприятия. Процесс отражения звуков окружающего мира и формирования звуковых образов лежит в основе фонематического восприятия, которое дает возможность "озвучить" происходящее, обогатить представления о свойствах предметов и явлений жизни развить речь. По мере развития фонематического восприятия формируются понимание речи окружающих, а затем и собственная речь ребенка.
Развитие навыка фонематического восприятия речи представляет собой сложный процесс, который неразрывно связан с развитием всей познавательной деятельности ребенка, накоплением жизненного опыта, усвоением языка, формированием произношения.
Внимание ученых привлекает вопрос формирования фонематического восприятия. Данная проблема рассматривалась в работах следующих ученых Куссмауль А (1879), М.Е.Хватцев (1959), О.В.Правдиной (1973), Б.М.Гриншпуна (1989), Ф.Ф.Рау (1966), Л.В.Мелеховой (1967), Р.Е.Левиной (1941), М.Е.Хватцева (1959) В них отмечается, что проблема нарушения фонематического восприятия имеет особое значение в речевом развитии ребенка. В результате этого у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.
Проблема преодоления фонематического недоразвития является серьезной проблемой современной логопедии, т.к. препятствует овладению письмом и чтение. Несформированности фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения. Для детей характерны постоянные замены и смешения звуков при относительно благополучном состоянии строения и функций артикуляционного аппарата. Дети с нарушение фонематического слуха часто искажают те звуки, которые умеют говорить правильно, им характерны нарушения звуковой и слоговой структуры слова.
Данная аргументация позволяет сделать вывод, что формирование фонематического восприятия у дошкольников должно составлять одну из важных задач детского сада и является одной из актуальных проблем речевого развития детей дошкольного возраста.
В коррекционной работе с детьми дошкольного возраста должна учитываться специфика работы по формированию фонематического восприятия на логопедических занятиях. Разработанные методики по преодолению нарушения восприятия, которые реализуются на логопедических занятиях, также могут применяться воспитателями, учителями в дошкольных учреждениях, родителями.
Проблема исследования. Формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях является одним из условий готовности к обучению в школе, но данный вопрос остается недостаточно разработанным.
Объект исследования. Фонематическое восприятие у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования. Особенности сформированности фонематического восприятия у детей 5-6 лет с ОНР II уровня.
Гипотеза исследования.
1. Под фонематическом восприятием нами понимается умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
2. Мы предполагаем, что у дошкольников 5-6 лет с ОНР II уровня фонематическое восприятие будет проявляться в следующих особенностях: замены и смешения звуков сходных по акустическим признакам; нарушения дифференциации мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих; нарушения звуконаполняемости слов; неподготовленность к выполнению даже элементарного звукового анализа и синтеза слов. Данные ошибки будут выявлены и позволят составить методические рекомендации дифференцированно по уровням.
Цель исследования. Теоретически обосновать, составить методические рекомендации по преодолению нарушений фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачиисследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
2. Составить методику оценки сформированности
фонематического восприятия
3. Определить уровень сформированности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
4. Составить методические рекомендации по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях.
Методологической и теоретической основой исследования являются:
• положения философии и психологиии о языке, как важнейшем средстве общения и познания (Л.С.Выготский, А.Р. Лурия)
• положения общей и специальной педагогики, писхологии, логопедии о единстве основных закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия)
• Педагогические учения о ближайшей зоне развития (Л.С.Выготский)
• Положения о структуре речевого дефекта (Р.Е.Левина)
• Положения о поэтапном формировании умственных действий (Д.Б.Эльконина)
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой, задачами работы. Анализ литературы по проблеме исследования, эмпирический метод изучения формирования фонематического восприятия - изучение документации, наблюдение, педагогический эксперимент, мероприятий и оценка их результатов, составление методических рекомендаций.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в составлении комплекса упражнений, способствующих развитию фонематического восприятия, что позволяет более успешно решать проблему готовности детей к школьному обучению. Составленный комплекс упражнений по коррекции фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста может использоваться воспитателями дошкольных общеобразовательных учреждений, логопедами, родителями.
Организация исследования. База исследования Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №249 компенсирующего вида» города Красноярска Красноярского края. Исследованием на этапе констатирующего эксперимента было охвачено 15 детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап поисково - теоретический.
(Март 2016г. - Сентябрь 2016г.)
На этом этапе проходило изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формирование и уточнение цели, гипотезы, задач; составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента.
Второй этап - опытно-экспериментальный.
Октябрь 2016 г. - Март 2017г.
На этом этапе осуществлялось проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента, разработка методических рекомендаций.
Третий этап - заключительно - обобщающий.
Апрель 2017 г. - Май 2017г.
Окончательное оформление квалификационной работы. Оформление выводов по проделанной работе.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа построена в традиционной форме и включает две главы исследования; методические рекомендации; список литературы, включающий наименований; проиллюстрирована 5 рисунками, 2 таблицами, 5 приложениями.
Изучая проблему развития фонематического восприятия у детей мы обращались к работам известных педагогов и психологов: Гвоздева А.И., Левиной Р.Е., ШвачкинаН.Х., Хватцева М.Е., Каше Г.А., Токаревой О.А., Спировой Л.Ф., Ястребовой А.В., Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А., Чиркиной Г.В. и др. специалистов.
Анализ литературы показал, что проблема коррекции развитие фонематического восприятия является одной из актуальных задач, стоящих перед логопедами, в работе с детьми с ОНР II уровня. Нормальное развитие фонематического восприятия имеет большое значение для процесса становления и развития речи.
С целью выявления особенностей сформированности фонематического восприятия у детей с ОНР II уровня было проведено обследование особенностей развития фонематического восприятия у детей старшей логопедической группы. В эксперименте приняли участие 15 детей старшей группы с ОНР II уровня.
Для проведения исследования фонематического восприятия нами была подобрана методика оценки сформированности фонематического восприятия и разработана бально-уровневая система оценки.
В ходе проведения эксперимента мы определили уровни развития фонематического восприятия. Результаты показали, что основная часть детей находятся на низком и среднем уровнях развития.
Что говорит о том, что в своей работе необходимо уделять больше внимания формированию фонематического восприятия. Полученные результаты исследования нашли свое применение при построении методических рекомендации, которые направленны на описание работы по развитию фонематического восприятия дифференцированно по уровням сформированности. Разработана система игры для среднего и низкого уровней развития фонематического восприятия.
Можно предположить, что целенаправленная работа будет положительно влиять на развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста и на речь в целом.
В современных условиях развития общества уровень формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста, обеспечивает качество их дальнейшего обучения в школе.
Из вышеперечисленного следует, что поставленные задачи решены, гипотеза доказана и нашла свое подтверждение в ходе реализации исследования.
1. Аванесов, Р.И. Фонетика современного литературного русского языка/ Р.И. Аванесов - Московский университет. - Москва, 1954. - 240 с.
2. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников/ З.Е.Агранович. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 147 с.
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / под ред. Алексеевой М.М., Яшиной В.И. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
4. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи/ В.И.Бельтюков. - М.: Просвещение, 1986. - 176 с.
5. Большакова, Е.С. Работа логопеда с дошкольниками (игры и
упражнения). / Е.С.Большакова. - М.: Просвещение, 1996.
6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду /
A. К.Бондаренко - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
7. Бородич, A.M. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. - М: Просвещение, 1984.- 256 с.
8. Быстрова, Г.А. Логопедические игры и задания / Г.А.Быстрова,
Э.А.Сизова, Т.А.Шуйская - СПб.: КАРО, 2000. - 95 с.
9. Васильева, С.А. Логопедические игры для дошкольников /
С.А.Васильева, Н.В. Соколова - М.: Школьная пресса, 2001. - 78 с.
10. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ Л.С.Волкова - М.:ВЛАДОС, 2004. - 704 с.
11. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно - педагогическая работа в дошкольном учреждении для детей с нарушением речи / Ю.Ф.Гаркуши - М.:
B. Ю.Секачев ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. - 128 с.
12. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н.Гвоздев. - М.: Просвещение, 1961. - 154 с.
13. Головчиц, Л. O предупреждении отклонений в развитии слухового восприятия у дошкольников / Л.Головчиц.// Дошкольное воспитание. - 1998. - № 6. - с. 71.
14. Дьячков, А.И. Дефектологический словарь / А.И.Дьячков. - М.: Из-во Педагогика, 1970.
15. Егорова, О.В. Речевой материал и игры по автоматизации и
дифференциации звуков П, Пь, Б, Бь/ О.В.Егорова - М.: Гном, 2013. - 30с.
16. Егорова, О.В. Речевой материал и игры по автоматизации и
дифференциации звуков Т, Ть, Д, Дь/ О.В.Егорова - М.: Гном, 2013. -
30с.
17. Егорова, О.В. Речевой материал и игры по автоматизации и
дифференциации звуков Ф, Фь, В, Вь/ О.В.Егорова - М.: Гном, 2013. -
30с.
18. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И.Жинкин: М., 1959. - 378 с.
19. Жукова, Н.С. Логопедия/ Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова , Т.Б.Филичева, Екатеринбург.: АРД ЛТД, 1998. - 320 с.
20. Жукова, Н.С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи / Н.С.Жукова. - М.: Эксмо, 2016. - 120 с.
21. Козырева, Л.М. Развитие речи детей до 5 лет / Л.М.Козырева -
Ярославль.: Академия развития, 2001. - 160 с.
22. Козырева, Л.М. Развитие речи детей 5-7 лет/ Л.М.Козырева -
Ярославль.: Академия Холдинг, 2002. - 160 с.
23. Козырева, Л.М. Загадки звуков, букв, слогов / Л.М.Козырева -
Ярославль.: Академия развития, 2006. - 48 с.
24. Коломанский, Я.Л. Психологическое развития детей /Я.Л.Коломанский, Е.А. Панько. - М.:Просвящение, 1988.
25. Комарова, Л.А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. / Л.А.Комарова. - М.: ГНОМ, 2014. - 32 с.
26. Комарова, Л.А. Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. / Л.А.Комарова. - М.: ГНОМ, 2014. - 32 с.
27. Комарова, Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. / Л.А.Комарова. - М.: ГНОМ, 2014. - 32 с.
28. Комарова, Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. / Л.А.Комарова. - М.: ГНОМ, 2014. - 32 с.
29. Комарова, Л.А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. / Л.А.Комарова. - М.: ГНОМ, 2014. - 32 с.
30. Комарова, Л.А. Автоматизация звука Ч, Щ в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. / Л.А.Комарова. - М.: ГНОМ, 2014. - 32 с.
31. Комарова, Л.А. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. / Л.А.Комарова. - М.: ГНОМ, 2014. - 32 с.
32. Коноваленко, В.В. Автоматизация свистящих звуков/ В.В.Коноваленко,
С.В.Коноваленко - М.: ГНОМ, 2013. - 38 с.
33. Коноваленко, В.В. Автоматизация сонорных звуков Л, Ль/
В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко - М.: ГНОМ, 2013. - 21 с.
34. Коноваленко, В.В. Автоматизация сонорных звуков Р, Рь/
B. В.Коноваленко, С.В.Коноваленко - М.: ГНОМ, 2013. - 21 с.
35. Коноваленко, В.В. Автоматизация шипящих звуков/ В.В.Коноваленко,
C. В.Коноваленко - М.: ГНОМ, 2013. - 24 с.
36. Коноваленко, В.В. Альбом Парные звонкие - глухие согласные В-Ф/ В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. - М.: Гном, 2013. - 32 с.
37. Коноваленко, В.В. Альбом Парные звонкие - глухие согласные Г - К/ В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. - М.: Гном, 2013. - 32 с.
38. Коноваленко, В.В. Альбом Парные звонкие - глухие согласные Д - Т/ В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. - М.: Гном, 2013. - 32 с.
39. Коноваленко, В.В. Альбом Парные звонкие - глухие согласные Ж - Ш/ В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. - М.: Гном, 2013. - 32 с.
40. Коноваленко, В.В. Альбом Парные звонкие - глухие согласные З - С/ В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. - М.: Гном, 2013. - 32 с.
41. Кумарина, Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Г.Ф.Кумарина, М.Э.Вайнер, Ю.Н.Вьюнкова и др. - М.: Академия, 2003.
- 320 с.
42. Лалаева Р.И. Логопедия в схемах и таблицах/ Р.И.Лалаева,
Л.Г. Парамонова, С.Н.Шаховская. - М.: Парадигма, 2012. - 215 с.
43. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии/ Р.Е.Левина - М.: Просвещение, 1968. - 173 с.
44. Леонтьева, А.А. Основы психолингвистики/ А.А.Леонтьев - М.: Смысл, 1997. - 287 с.
45. Лопухина, И.С. 550 упражнений для развития речи/ И.С.Лопухина - СПб.: КАРО, 2004. - 334 с.
46. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие/ Е.А.Лобанова
- Балашов: Николаев, 2005. - 76с.
47. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для высш. проф. образования/ А.Р. Лурия - М.: Академия, 2013. - 384 с.
48. Мамаева, А.В. Протоколы логопедичекого обследования дошкольников: методические рекомендации/ А.В.Мамаева, Н.В.Ситко, Т.В.Зиновьева и др. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. - Красноярск, 2014. - 44 с.
49. Масальцева, С. Логопедические чуфырки/ С.Масальцева - Киров.: ГИПП «Вятка», 1997. - 47 с.
50. Мелехова, Л.В. Речь дошкольника и ее исправление/ Л.В.Мелехова, М.Ф.Фомичева - М.:Просвящение, 1967.
51. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. - М.: АСТ - 2008. - 868с.
52. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях/ С.А.Миронова - М.: Сфера, 2007. - 192 с.
53. Миронова, С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи/ С.А.Миронова. - М.: А.П.О. - 1993. - 57с.
54. Морозова, И.А. Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий/ И.А.Морозова, М.А.Пушкарева - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. - 84 с.
55. Морозова, И.А. Фонематика. Конспекты занятий/ И.А.Морозова, М.А.Пушкарева - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. - 72 с.
56. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе/ Н.В.Нищева - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 528 с.
57. Носкова, Л.П. Дошкольное воспитание аномальных детей / Л.П.Носкова, Н.Д.Соколова, О.П.Гаврилушкина и др. - М.: Просвещение, 1993. - 224с.
58. Парамонова, Л.Г. Стихи для развития речи/ Л.Г.Парамонова - СПб.: Дельта, 1998. - 208 с.
59. Петроченко, В.И. Фонетика для логопедов/ В.И.Петроченко, Л.А.Брюховских - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. - Красноярск, 2013. - 111 с.
60. Поваляева, М.А. Справочник логопеда/ М.А.Поваляева - Ростов-на- Дону: Феникс, 2002. - 448 с.
61. Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов/ Е.А.Пожиленко М.: Владос, 2001. - 215 с.
62. Правдина, О.В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог, фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб./ О.В.Правдина - М.: Просвещение, 1973. - 272 с.
63. Садовникова, Л.Г. Ваш ребёнок начинает говорить/ Л.Г.Садовникова - СПб.: ТОО «Тригон», 1996.
64. Сеченов, И.М. Рефлексы головного мозга/ И.М.Сеченов - М.:
Политиздат, 1947.
65. Синицина, Е. Игры и упражнения со словами/ Е.Синицина - М.:
ЮНВЕС, 2000.
66. Ткаченко, Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа/ Т.А.Ткаченко - СПб.: Детство Пресс, 2000. - 32 с.
67. Ткаченко, Т.А. Тетрадь дошкольника. Логические упражнения для развития речи/ Т.А.Ткаченко - СПб.: Детство-Пресс, 2007.
68. Ткаченко, Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом
дошкольника/ Т.А.Ткаченко - СПб.: Детство Пресс, 2000.
69. Токарева, С.И. Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет/ С.И. Токарева. - Волгоград.: Учитель, 2012. - 171 с.
70. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология:Учеб. пособие для студ. сред.
пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип/ Г.А.Урунтаева - М.:
Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
71. Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном логопедическом саду/ Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, - М.: Просвещение, 1987.
72. Флёрова, Ж.М. Логопедия/ Ж.М.Флерова - Ростов на Дону: Феникс, 2000.
73. Хватцев, М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста/ М.Е.Хватцев - М.:Угпедгиз, 1961.
74. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений / Г.В.Чиркина - М.: Арктика, 2003. - 240 с.
75. Черкасова, Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции/ Е.Л.Черкасова. - М.: АРКТИ, 2003.
76. Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Н.Х.Швачкин, К.Ф.Седова - М.: Лабиринт, 2004. - 330с.
77. Шматко, Н.Д. Развитие слухового восприятия обучения произношению детей с недостатками слуха / под ред. Кузьмичёвой Е.Г., Слезиной Н.Ф. М.: Просвещение, 1986.