Особенности учебной мотивации младших школьников
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗОБУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие мотивации в психолого-педагогической науке. Учебная
мотивация 6
1.2. Учебная мотивация младших школьников 16
1.3. Нестандартные уроки как средство развития учебной мотивации
младших школьников 23
Выводы по Главе 1 33
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34
2.1. Методическая организация исследования 34
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 39
2.3. Разработка комплекса нестандартных уроков литературного чтения
для повышения уровня учебной мотивации у младших школьников 46
Выводы по Главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗОБУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие мотивации в психолого-педагогической науке. Учебная
мотивация 6
1.2. Учебная мотивация младших школьников 16
1.3. Нестандартные уроки как средство развития учебной мотивации
младших школьников 23
Выводы по Главе 1 33
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34
2.1. Методическая организация исследования 34
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 39
2.3. Разработка комплекса нестандартных уроков литературного чтения
для повышения уровня учебной мотивации у младших школьников 46
Выводы по Главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Современным детям недостаточно для полного восприятия мира обучиться только чтению, счету и письму. В первую очередь необходимо обеспечить их новыми умениями и навыками. Для этого необходимо использовать инновационные педагогические технологии, основывающиеся на принципах диагностической целенаправленности, самоорганизации и саморазвитии [18].
Поэтому в сложившихся условиях организации учебного процесса преподавателю необходимо формировать такие условия, при которых у детей возникнет интерес к учебе, это остаётся актуальным для современной психологии и педагогики, несмотря на многочисленные исследования в этом направлении. При правильной работе с мотивацией учеников в процессе обучения у них придет осознание того, что осталось непонятным, и это в итоге позволит мотивировать учиться. Правильная мотивация учебной деятельности даст ученикам получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда.
Мотивы учебной деятельности рассматривали известные ученые, такие как: Ю.В. Шаров (познавательные потребности), М.В. Матюхина, В.С. Ильин, А.К. Маркова, Г.И. Щукина, Ф.К. Савина, М.Г. Морозова, А.В. Орлов (социальные и познавательные мотивы), Л.П. Ромадин (предметно-познавательный интерес учащихся), Л.И. Божович, А.А. Реан (мотивы достижения успеха и избегания неудач), Л.П. Лусканова (мотивы поведения), Н.В. Бордовская.
Огромное значение решения проблемы учебной мотивации исходит из того, что именно она является решающим фактором эффективности учебного процесса.
Мотивация учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности, связанная с внутренним отношением ученика к ней. Проблема мотивации учения стоит на стыке обучения, воспитания и психологии. Мотивация школьника проявляется в учебном процессе. Его мотивация связана с большим количеством различных побуждений: потребностей, интересов, мотивов, которые обусловлены проявлением учебной активности и стремлением участвовать в школьной жизни.
Поэтому нетрадиционные формы урока актуальны, но не как ежедневные, а как открытые, обобщающие или итоговые уроки, чтобы не было пресыщения, и они не стали бы обычными. Над вопросами нетрадиционного обучения работали Л.С. Выготский, Е.Н. Кабанова-Миллер, Н.А. Менчинская, И.С. Якиманская, И.П. Подласый. По мнению педагогов, нестандартные формы уроков повышают эффективность и содействуют поддержанию стабильной мотивации учебной деятельности и лучшему усвоению программного материала.
Цель исследования - на основе изучения особенностей учебной мотивации, разработать комплекс нестандартных уроков литературного чтения для повышения учебной мотивации младших школьников.
Объект исследования - мотивационная сфера младшего школьника.
Предмет исследования - особенности учебной мотивации младших школьников.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что учебная мотивация в младших школьников:
1) находится преимущественно на среднем уровне сформированности;
2) опирается преимущественно на внешние и социальные мотивы;
3) может быть повышена в ходе проведения нестандартных уроков литературного чтения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть различные научные подходы к пониманию учебной мотивации в психологии и педагогике.
2. Рассмотреть особенности развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть возможности нетрадиционных уроков как средства развития учебной мотивации младших школьников.
4. Подобрать методики диагностики уровня учебной мотивации детей младшего школьного возраста.
5. Провести эмпирическое исследование и описать исходный уровень сформированности учебной мотивации у младших школьников.
6. Составить программу уроков с использованием нетрадиционных форм организации учебной деятельности младших школьников, направленных на формирование учебной мотивации, а также с использованием современных педагогических технологий.
Методы исследования:
1. Анализ научной и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Наблюдение.
3. Тестирование.
4. Количественный и качественный анализ данных.
5. Проектирование.
Экспериментальная база: в исследовании приняли участие 40 младших школьников 2 классов в возрасте 8-9 лет. Исследование проводилось на базе МБОУ Гимназия №16.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемых источников.
Работа апробирована на конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XXII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХI века» в г. Красноярске.
По теме исследования имеется публикация.
Поэтому в сложившихся условиях организации учебного процесса преподавателю необходимо формировать такие условия, при которых у детей возникнет интерес к учебе, это остаётся актуальным для современной психологии и педагогики, несмотря на многочисленные исследования в этом направлении. При правильной работе с мотивацией учеников в процессе обучения у них придет осознание того, что осталось непонятным, и это в итоге позволит мотивировать учиться. Правильная мотивация учебной деятельности даст ученикам получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда.
Мотивы учебной деятельности рассматривали известные ученые, такие как: Ю.В. Шаров (познавательные потребности), М.В. Матюхина, В.С. Ильин, А.К. Маркова, Г.И. Щукина, Ф.К. Савина, М.Г. Морозова, А.В. Орлов (социальные и познавательные мотивы), Л.П. Ромадин (предметно-познавательный интерес учащихся), Л.И. Божович, А.А. Реан (мотивы достижения успеха и избегания неудач), Л.П. Лусканова (мотивы поведения), Н.В. Бордовская.
Огромное значение решения проблемы учебной мотивации исходит из того, что именно она является решающим фактором эффективности учебного процесса.
Мотивация учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности, связанная с внутренним отношением ученика к ней. Проблема мотивации учения стоит на стыке обучения, воспитания и психологии. Мотивация школьника проявляется в учебном процессе. Его мотивация связана с большим количеством различных побуждений: потребностей, интересов, мотивов, которые обусловлены проявлением учебной активности и стремлением участвовать в школьной жизни.
Поэтому нетрадиционные формы урока актуальны, но не как ежедневные, а как открытые, обобщающие или итоговые уроки, чтобы не было пресыщения, и они не стали бы обычными. Над вопросами нетрадиционного обучения работали Л.С. Выготский, Е.Н. Кабанова-Миллер, Н.А. Менчинская, И.С. Якиманская, И.П. Подласый. По мнению педагогов, нестандартные формы уроков повышают эффективность и содействуют поддержанию стабильной мотивации учебной деятельности и лучшему усвоению программного материала.
Цель исследования - на основе изучения особенностей учебной мотивации, разработать комплекс нестандартных уроков литературного чтения для повышения учебной мотивации младших школьников.
Объект исследования - мотивационная сфера младшего школьника.
Предмет исследования - особенности учебной мотивации младших школьников.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что учебная мотивация в младших школьников:
1) находится преимущественно на среднем уровне сформированности;
2) опирается преимущественно на внешние и социальные мотивы;
3) может быть повышена в ходе проведения нестандартных уроков литературного чтения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть различные научные подходы к пониманию учебной мотивации в психологии и педагогике.
2. Рассмотреть особенности развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть возможности нетрадиционных уроков как средства развития учебной мотивации младших школьников.
4. Подобрать методики диагностики уровня учебной мотивации детей младшего школьного возраста.
5. Провести эмпирическое исследование и описать исходный уровень сформированности учебной мотивации у младших школьников.
6. Составить программу уроков с использованием нетрадиционных форм организации учебной деятельности младших школьников, направленных на формирование учебной мотивации, а также с использованием современных педагогических технологий.
Методы исследования:
1. Анализ научной и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Наблюдение.
3. Тестирование.
4. Количественный и качественный анализ данных.
5. Проектирование.
Экспериментальная база: в исследовании приняли участие 40 младших школьников 2 классов в возрасте 8-9 лет. Исследование проводилось на базе МБОУ Гимназия №16.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемых источников.
Работа апробирована на конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XXII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХI века» в г. Красноярске.
По теме исследования имеется публикация.
Проблема учебной мотивации изучается достаточно давно и широко. Однако, несмотря на большое количество исследований в этой области, у младших школьников, данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах. Потребность учиться заложена в природе человека. Это - основной тезис, из которого следует прямая и устойчивая зависимость между эффективностью приобретения информации, эффективностью формирования практических навыков и умений.
Проанализировав представленные подходы к учебной мотивации, мы увидели, что единой теории учебной мотивации не существует, но есть отдельные концепции, описывающие различные аспекты учебной мотивации, которые могут быть использованы в качестве основы для решения конкретных задач.
В ходе теоретического анализа литературы мы изучили понятие мотивации, ее основные характеристики, виды, уделив особое внимание познавательной и учебной мотивации.
Проведя обзор литературы, мы пришли к выводу, что гуманистический подход к мотивации, акцентирующий внимание на внутренней мотивации личности, самоопределении, стремлении к личностному росту, ее свободному выбору, является наиболее подходящим для учащихся младшего школьного возраста.
Мотивация является основой личности. В начале школьной жизни ребенок, в большинстве случаев, хочет получить новые знания. И не только учиться, но и совершенствоваться.
Школа занимает большую часть жизни вашего ребенка, и важно провести это время без необходимости, и с максимальной пользой. Школа - это источник знаний, без которых будет очень трудно жить в будущем. Важно, чтобы ребенок не только посещал школу, но и был мотивирован на получение знаний, чтобы стимулировать его интерес и стремление к знаниям.
Мы убедились, что нестандартные уроки помогают повысить учебную мотивацию учеников. Каждый ребенок индивидуален и воспринимает информацию со своими особенностями. Многие дети имеют низкий уровень мотивации к обучению из-за физических, психических особенностей или по другим причинам. Они игнорируют процесс обучения в целом, что приводит к низкому уровню их достижений и усвоению учебного материала ненадлежащим образом. Учитель может создать необходимые условия для повышения уровня учебной мотивации, прибегая к нестандартным урокам, которые в игровой форме способны увлечь даже самых немотивированных учеников в младших классах средней школы.
Для проведения эмпирического исследования был выбран диагностический комплекс для выявления уровня учебной мотивации у ученика младших классов средней школы.
В результате были выявлены следующие особенности: у большинства детей низкий уровень учебной мотивации, они не вовлечены в учебный процесс, не работают на уроках, не выполняют домашние задания, игнорируют некоторые просьбы учителя, что приводит к их низкой успеваемости и неправильному усвоению учебного материала. Учитель может создать необходимые условия для повышения уровня учебной мотивации, привлекая нестандартные уроки и индивидуальный подход.
Мы разработали программу уроков, направленную на повышение учебной мотивации младших школьников к обучению через нестандартные уроки литературного чтения.
Данная программа разработана на основе элементов игры, моделирования проблемных и конфликтных ситуаций, а также для создания условий для самостоятельной работы. Программа подобных уроков должна соответствовать учебным требованиям и выстроенному учебному плану предмета.
Программа направлена на реализацию нестандартных приемов и методов проведения уроков с целью вызвать интерес к предмету; активизировать мышление учащихся, стимулировать развитие творчества учащихся; использовать поисковые и игровые методы и приемы; ставить познавательные задачи; вовлекать учащихся в различные виды деятельности; привлекать разнообразный, нетрадиционный дидактический материал, в том числе созданный самими учащимися и др.
Разработанная нами программа может быть полезна учителям и родителям, интересующимся этим вопросом.
Проанализировав представленные подходы к учебной мотивации, мы увидели, что единой теории учебной мотивации не существует, но есть отдельные концепции, описывающие различные аспекты учебной мотивации, которые могут быть использованы в качестве основы для решения конкретных задач.
В ходе теоретического анализа литературы мы изучили понятие мотивации, ее основные характеристики, виды, уделив особое внимание познавательной и учебной мотивации.
Проведя обзор литературы, мы пришли к выводу, что гуманистический подход к мотивации, акцентирующий внимание на внутренней мотивации личности, самоопределении, стремлении к личностному росту, ее свободному выбору, является наиболее подходящим для учащихся младшего школьного возраста.
Мотивация является основой личности. В начале школьной жизни ребенок, в большинстве случаев, хочет получить новые знания. И не только учиться, но и совершенствоваться.
Школа занимает большую часть жизни вашего ребенка, и важно провести это время без необходимости, и с максимальной пользой. Школа - это источник знаний, без которых будет очень трудно жить в будущем. Важно, чтобы ребенок не только посещал школу, но и был мотивирован на получение знаний, чтобы стимулировать его интерес и стремление к знаниям.
Мы убедились, что нестандартные уроки помогают повысить учебную мотивацию учеников. Каждый ребенок индивидуален и воспринимает информацию со своими особенностями. Многие дети имеют низкий уровень мотивации к обучению из-за физических, психических особенностей или по другим причинам. Они игнорируют процесс обучения в целом, что приводит к низкому уровню их достижений и усвоению учебного материала ненадлежащим образом. Учитель может создать необходимые условия для повышения уровня учебной мотивации, прибегая к нестандартным урокам, которые в игровой форме способны увлечь даже самых немотивированных учеников в младших классах средней школы.
Для проведения эмпирического исследования был выбран диагностический комплекс для выявления уровня учебной мотивации у ученика младших классов средней школы.
В результате были выявлены следующие особенности: у большинства детей низкий уровень учебной мотивации, они не вовлечены в учебный процесс, не работают на уроках, не выполняют домашние задания, игнорируют некоторые просьбы учителя, что приводит к их низкой успеваемости и неправильному усвоению учебного материала. Учитель может создать необходимые условия для повышения уровня учебной мотивации, привлекая нестандартные уроки и индивидуальный подход.
Мы разработали программу уроков, направленную на повышение учебной мотивации младших школьников к обучению через нестандартные уроки литературного чтения.
Данная программа разработана на основе элементов игры, моделирования проблемных и конфликтных ситуаций, а также для создания условий для самостоятельной работы. Программа подобных уроков должна соответствовать учебным требованиям и выстроенному учебному плану предмета.
Программа направлена на реализацию нестандартных приемов и методов проведения уроков с целью вызвать интерес к предмету; активизировать мышление учащихся, стимулировать развитие творчества учащихся; использовать поисковые и игровые методы и приемы; ставить познавательные задачи; вовлекать учащихся в различные виды деятельности; привлекать разнообразный, нетрадиционный дидактический материал, в том числе созданный самими учащимися и др.
Разработанная нами программа может быть полезна учителям и родителям, интересующимся этим вопросом.
Подобные работы
- Особенности учебной мотивации младшего школьника
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Психология учебной мотивации младших школьников в связи с
разным стилем родительского отношения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Роль стиля семейного воспитания в формировании учебной мотивации младших школьников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2023 - ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УРОКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Развитие учебной мотивации школьников на уроке (Теория обучения и воспитания, Белгородский Госудaрственный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - Особенности развития учебной мотивации младших школьников
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019



