Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности учебной мотивации младших школьников

Работа №156583

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы124
Год сдачи2021
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗОБУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие мотивации в психолого-педагогической науке. Учебная
мотивация 6
1.2. Учебная мотивация младших школьников 16
1.3. Нестандартные уроки как средство развития учебной мотивации
младших школьников 23
Выводы по Главе 1 33
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34
2.1. Методическая организация исследования 34
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 39
2.3. Разработка комплекса нестандартных уроков литературного чтения
для повышения уровня учебной мотивации у младших школьников 46
Выводы по Главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 70

Современным детям недостаточно для полного восприятия мира обучиться только чтению, счету и письму. В первую очередь необходимо обеспечить их новыми умениями и навыками. Для этого необходимо использовать инновационные педагогические технологии, основывающиеся на принципах диагностической целенаправленности, самоорганизации и саморазвитии [18].
Поэтому в сложившихся условиях организации учебного процесса преподавателю необходимо формировать такие условия, при которых у детей возникнет интерес к учебе, это остаётся актуальным для современной психологии и педагогики, несмотря на многочисленные исследования в этом направлении. При правильной работе с мотивацией учеников в процессе обучения у них придет осознание того, что осталось непонятным, и это в итоге позволит мотивировать учиться. Правильная мотивация учебной деятельности даст ученикам получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда.
Мотивы учебной деятельности рассматривали известные ученые, такие как: Ю.В. Шаров (познавательные потребности), М.В. Матюхина, В.С. Ильин, А.К. Маркова, Г.И. Щукина, Ф.К. Савина, М.Г. Морозова, А.В. Орлов (социальные и познавательные мотивы), Л.П. Ромадин (предметно-познавательный интерес учащихся), Л.И. Божович, А.А. Реан (мотивы достижения успеха и избегания неудач), Л.П. Лусканова (мотивы поведения), Н.В. Бордовская.
Огромное значение решения проблемы учебной мотивации исходит из того, что именно она является решающим фактором эффективности учебного процесса.
Мотивация учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности, связанная с внутренним отношением ученика к ней. Проблема мотивации учения стоит на стыке обучения, воспитания и психологии. Мотивация школьника проявляется в учебном процессе. Его мотивация связана с большим количеством различных побуждений: потребностей, интересов, мотивов, которые обусловлены проявлением учебной активности и стремлением участвовать в школьной жизни.
Поэтому нетрадиционные формы урока актуальны, но не как ежедневные, а как открытые, обобщающие или итоговые уроки, чтобы не было пресыщения, и они не стали бы обычными. Над вопросами нетрадиционного обучения работали Л.С. Выготский, Е.Н. Кабанова-Миллер, Н.А. Менчинская, И.С. Якиманская, И.П. Подласый. По мнению педагогов, нестандартные формы уроков повышают эффективность и содействуют поддержанию стабильной мотивации учебной деятельности и лучшему усвоению программного материала.
Цель исследования - на основе изучения особенностей учебной мотивации, разработать комплекс нестандартных уроков литературного чтения для повышения учебной мотивации младших школьников.
Объект исследования - мотивационная сфера младшего школьника.
Предмет исследования - особенности учебной мотивации младших школьников.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что учебная мотивация в младших школьников:
1) находится преимущественно на среднем уровне сформированности;
2) опирается преимущественно на внешние и социальные мотивы;
3) может быть повышена в ходе проведения нестандартных уроков литературного чтения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть различные научные подходы к пониманию учебной мотивации в психологии и педагогике.
2. Рассмотреть особенности развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть возможности нетрадиционных уроков как средства развития учебной мотивации младших школьников.
4. Подобрать методики диагностики уровня учебной мотивации детей младшего школьного возраста.
5. Провести эмпирическое исследование и описать исходный уровень сформированности учебной мотивации у младших школьников.
6. Составить программу уроков с использованием нетрадиционных форм организации учебной деятельности младших школьников, направленных на формирование учебной мотивации, а также с использованием современных педагогических технологий.
Методы исследования:
1. Анализ научной и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Наблюдение.
3. Тестирование.
4. Количественный и качественный анализ данных.
5. Проектирование.
Экспериментальная база: в исследовании приняли участие 40 младших школьников 2 классов в возрасте 8-9 лет. Исследование проводилось на базе МБОУ Гимназия №16.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемых источников.
Работа апробирована на конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XXII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХI века» в г. Красноярске.
По теме исследования имеется публикация.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема учебной мотивации изучается достаточно давно и широко. Однако, несмотря на большое количество исследований в этой области, у младших школьников, данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах. Потребность учиться заложена в природе человека. Это - основной тезис, из которого следует прямая и устойчивая зависимость между эффективностью приобретения информации, эффективностью формирования практических навыков и умений.
Проанализировав представленные подходы к учебной мотивации, мы увидели, что единой теории учебной мотивации не существует, но есть отдельные концепции, описывающие различные аспекты учебной мотивации, которые могут быть использованы в качестве основы для решения конкретных задач.
В ходе теоретического анализа литературы мы изучили понятие мотивации, ее основные характеристики, виды, уделив особое внимание познавательной и учебной мотивации.
Проведя обзор литературы, мы пришли к выводу, что гуманистический подход к мотивации, акцентирующий внимание на внутренней мотивации личности, самоопределении, стремлении к личностному росту, ее свободному выбору, является наиболее подходящим для учащихся младшего школьного возраста.
Мотивация является основой личности. В начале школьной жизни ребенок, в большинстве случаев, хочет получить новые знания. И не только учиться, но и совершенствоваться.
Школа занимает большую часть жизни вашего ребенка, и важно провести это время без необходимости, и с максимальной пользой. Школа - это источник знаний, без которых будет очень трудно жить в будущем. Важно, чтобы ребенок не только посещал школу, но и был мотивирован на получение знаний, чтобы стимулировать его интерес и стремление к знаниям.
Мы убедились, что нестандартные уроки помогают повысить учебную мотивацию учеников. Каждый ребенок индивидуален и воспринимает информацию со своими особенностями. Многие дети имеют низкий уровень мотивации к обучению из-за физических, психических особенностей или по другим причинам. Они игнорируют процесс обучения в целом, что приводит к низкому уровню их достижений и усвоению учебного материала ненадлежащим образом. Учитель может создать необходимые условия для повышения уровня учебной мотивации, прибегая к нестандартным урокам, которые в игровой форме способны увлечь даже самых немотивированных учеников в младших классах средней школы.
Для проведения эмпирического исследования был выбран диагностический комплекс для выявления уровня учебной мотивации у ученика младших классов средней школы.
В результате были выявлены следующие особенности: у большинства детей низкий уровень учебной мотивации, они не вовлечены в учебный процесс, не работают на уроках, не выполняют домашние задания, игнорируют некоторые просьбы учителя, что приводит к их низкой успеваемости и неправильному усвоению учебного материала. Учитель может создать необходимые условия для повышения уровня учебной мотивации, привлекая нестандартные уроки и индивидуальный подход.
Мы разработали программу уроков, направленную на повышение учебной мотивации младших школьников к обучению через нестандартные уроки литературного чтения.
Данная программа разработана на основе элементов игры, моделирования проблемных и конфликтных ситуаций, а также для создания условий для самостоятельной работы. Программа подобных уроков должна соответствовать учебным требованиям и выстроенному учебному плану предмета.
Программа направлена на реализацию нестандартных приемов и методов проведения уроков с целью вызвать интерес к предмету; активизировать мышление учащихся, стимулировать развитие творчества учащихся; использовать поисковые и игровые методы и приемы; ставить познавательные задачи; вовлекать учащихся в различные виды деятельности; привлекать разнообразный, нетрадиционный дидактический материал, в том числе созданный самими учащимися и др.
Разработанная нами программа может быть полезна учителям и родителям, интересующимся этим вопросом.



1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для учеников учреждений среднего профессионального образования пед. Профиля М.: ВААДОС, 2001. 240 с.
2. Бабкина Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в условиях образовательной интеграции. 2012. 31 с.
3. Бандура А. Теория Социального наобучения. СПБ.: Евразия, 2000. 320 с.
4. Баржанова Н.М. Педагогический интернет-журнал «Коллеги». 2017. С. 88-92.
5. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 192 с.
6. Беляева А. П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в высшей школе. - М.: Высш. шк., 2001. - 208 с.
7. Белянкова Н.М. Новый школьный учебник академического качества // Начальная школа. 2007. №8. С. 52-55.
8. Бочарова Л.И., Глебова М.В., Цыгулева Н.А. Нестандартный урок как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на уроках математики // Вестник Белгородского института развития образования. 2017. № 4 (6). С. 66-72.
9. Бровкина Е.Т. и др. Ознакомление с окружающим миром. Природоведение: Методика преподавания в начальной школе. Учебное пособие для учеников среднего и высшего педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2000. 219 с.
10. Виноградова Н.Ф., Калинова Е.С. Окружающий мир: учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана Граф, 2004. 160 с.
11. Виситова Л.С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в начальной школе // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). М.: Буки-Веди, 2015. С. 6¬8.
12. Герлингер Е.В. Особенности проведения нестандартных уроков // Молодой ученый. 2016. №28. С. 858-860. Гани, С.В. Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости / С.В. Гани, В.А. Гани //Актуальные вопросы современной науки. 2009. №8. С. 67-72.
13. Гинзбург М.Р. Развитие мотивов обучения у детей 6-7лет. Особенности психического развития детей 6-7летнего возраста / М.Р. Гинзбург // [ред. Д.Б.Эльконин]. - М.: Педагогика, 2007. 184с.
14. Головин С.Ю. Словарь практикующего психолога. - Минск : Харвест, 2007. - 976 с.
15. Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста. М.: Наука, 2016. 272 с.
16. Гуткина Н.И. Динамика учебной мотивации от второго к третьему классу [Текст] / Н.И. Гуткина, В.В. Печенков // Вестник практической психологии образования. 2006. № 4 (9). С. 46—50.
17. Дружинина, М.В. Моя главная книга по литературному чтению [Текст]/ М.В. Дружинина. М.: АСТ, Астрель, 2010. 128 с.
18. Дусавицкий А.К. Развивающее образование: теория и практика. / А.К. Дусавицкий Харьков, 2002. 172с.
19. Дядинчук Т. Г. Познавательный интерес как средство обучения младших школьников / Т. Г. Дядинчук // Молодой ученый. 2014. №4. С. 954 - 956.
20. Егоров И.В. Развитие мотивации у детей младшего школьного возраста. Самооценка, самосознание у детей с 7 до 11 лет. / И. В. Егоров // Начальная школа. 2002. № 3. С.25.
21. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации обучения у дошкольников и младших школьников / Н.В. Елфимова. М.: Владос, 2009. -
С. 13.
22. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково - словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. 699 с.
23. Жулина Г.Н. Проблема развития мотивации обучения младших школьников / Г.Н. Жулина, В.Г. Хан // Всероссийская научно -практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. 2013. №1. С. 285-2
24. Жунисбекова Д.А. Методические основы повышения уровня знаний учащихся начальной школы по математике. Монография. Алматы: Нурлы Алем, 2010. 224 с.
25. Задунова Е.В. Формирование учебной мотивации младших школьников / Е.В. Задунова, А.А.Омельченко // Начальная школа. 2007. № 2. С. 20-21.
26. Зубрилин А.А. Дидактические принципы использования занимательности в обучении / А. А. Зубрилин// Информатика и образование. 2012. № 10. С. 76-78.
27. Ильина Т. А. Педагогика. Учебное пособие М., 2015. 354 с.
28. История педагогики / Под ред. Н.А. Константинова, М.:
Просвещение, 1982. 447 с.
29. Карамбаева С.Ж. Внеклассная работа в школе. Ежемесячный республиканский педагогический журнал. М.: «Просвещение», 2010. — 223 с.
30. Кичатинов Л.П. Формирование мотивов деятельности школьников. Х.: Юго-Восток, 2001. 122 с.
31. Козырева О.А. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для учеников педагогических ВУЗов. 2-е изд. доп. и перераб., стер. Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2011. 211 с.
32. Клепинина З.А., Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.: Академия, 2008. 240 с.
33. Крыжановская Н.В., Млкеян Л.А. Исследование учебной мотивации у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 7. №3. С. 121-125.
34. Кырбашова М. Нестандартные уроки как эффективная форма школьного обучения // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 11-2. С. 162-165.
35. Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ / Д.А. Леонтьев // Современная психология мотивации. М.: Смысл, 2002. С. 13-46.
36. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: структураи механизмы. М.Ш. Магомед-Эминов М. Прогресс, 2007. 239с.
37. Маркова А.К. Формирование мотивации обучения в
школьном возрасте. А.К.Маркова М., Просвещение, 2014. 192с.
38. Миниахметова Г.Д. Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения в соответствии с требованиями реализации ФГОС // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). СПб.: СатисЪ, 2014. С. 160-165.
39. Мирошниченко Н.И. Нетрадиционные формы урока, возможности их использования в учебном процессе по иностранному языку в младших классах // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2012. №1. С. 84-87.
40. Мищенко, Л.В. Учебная мотивация младших школьников в системном исследовании их индивидуальности с позиций пола и гендера [Текст]/ Л.В. Мищенко, А.С. Войтов // Психология обучения. 2013. № 3. С. 4-28
41. Мищенкова, Л.В. Занимательный русский язык. Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет). 3 класс. Текст/ Л.В. Мищенкова // Методическое пособие. М.: РОСТ, 2013. 212 с.
42. Моргун В.Ф. Психологические проблемы мотивации обучения //
Вопросы психологии. 2006. № 6. С. 13-24.
43. Морозова Н. Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. М.: АПН РСФСР, 1961. 224 с.
44. Мотивация обучения / Под ред. М.В. Матюхиной. М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. 285с.
45. Мураль И.П. Возможности мотивации учебной деятельности младших школьников / И.П. Мураль //Начальная школа. 2009. №12. С. 11-13.
46. Нисканен А.Г., Родина Е.В., Шаграева О.А. и др.
Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пос. для студ.
47. Пешковская В.Р. Развитие познавательных процессов учащихся начальной школы: Методические рекомендации. М.: Просвещение, 2007. 56с.
48. Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2019 -2020 учебном году: Инструктивно-методическое письмо. Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2019.
49. Осипова И. А. Формирование учебной мотивации школьников / И.А. Осипова //Лучшие страницы педагогической прессы. 2004. №3. С. 16.
50. Подгорный Н.А. Мотивация учебной и производственной деятельности / Подгорный Н.А. Иванова Т.А. // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2015. №4. С. 217-223.
51. Подласый И.П. Педагогика (комплект из 2 книг) / И.П. Подласый. М.: Юрайт, 2019. 395 c.
52. Потемкина О.Ф. Как сделать урок интересным для учителя и учеников. Методические рекомендации. М.: Просвещение, 2009. 86 с.
53. Полякова А.В. Занимательные задания по русскому языку. 3 класс. Рабочая тетрадь №1 / А.В. Полякова. М.: МТО инфо, 2013. 48 с. выш. пед. учеб. зав. М.: Академия, 2002. 208 с.
54. Прагикович Н.Г. Конструирование нетрадиционных уроков в общеобразовательной школе: Дис. ... канд. пед. наук. Арзамас, 2005. С. 131 — 146.
55. Сапронов И.А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника // Проблемы педагогики и психологии. 2008. №3. С. 185-188.
56. Семенова Т.В. Теоретико-методологические подходы к изучению учебной мотивации: комплексный взгляд // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2015. № 6. С. 185-194.
57. Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока СПб: Речь, 2010. 147 с.
58. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М.: АПН РСФСР, 1958. 214 c.
59. Сушко Н.Г. Теории Мотивации учебной деятельности // Вестник ТОГУ. 2006. №2. С. 195-204.
60. Титова Т.Е. Мотивация успеха // «Начальная школа». 2007. №10. С. 11-14.
61. Трофимова Н. Основы специальной педагогики и психологии: учебное пособие, 2010. 143 с.
62. Трубинова К.М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе / К. М. Трубинова. Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). Казань: Молодой ученый, 2017. С. 9-14. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12881/(дата обращения: 28.06.2020)
63. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Режим доступа: http://www.standart.edu.ru(дата обращения: 15.09.2016).
64. Филиппова Н.В. Мотивация достижения в младшем школьном возрасте. М.: Просвещение, 2008. С. 74-78.
65. Фицула М.М. Педагогика: Научное пособие для студентов
высших Педагогических учебных заведений. - К., Издательский центр
«Академия», 2002.
66. Фролова Н.А. Приемы активного мотивированного овладения учащимися системой знаний и способами деятельности // «Начальная школа». 2006 г. № 2. С. 50-51.
67. Широбокова Т.С. Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в образовательном процессе учреждений // Научные исследования в образовании, № 12. 2015г. С. 44-47.
68. Широкая А.А. Познавательная мотивация в учебной деятельности младшего школьника // «Начальная школа». 2014. №5. С. 25.
69. Шмелькова Л.В. Технология образовательного процесса как средство его индивидуализации // Школа. 2011. № 5/44. С. 54-58.
70. Шпика И.В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // «Начальная школа». 2007. № 2. С. 18-19.
71. Шумакова Н.Б. Влияние представлений родителей об обучении на развитие одаренности у детей // Журнал вопросы психологии. 2005. №2. С. 35.
72. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Речь, 1988. 189 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ