Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В УСЛОВИЯХ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

Работа №156569

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Дидактические основы медиаобразования
1.1 Анализ информационных ресурсов в контексте школьного
физического образования 10
1.2 Анализ стандарта медиаобразования, интегрированного в
естественнонаучные дисциплины среднего, общего
образования 16
1.3 Организация самостоятельной работы учащихся с учебной
литературой по физике на основе информационного подхода 29
Выводы по 1 главе 35
Глава 2. Формирование информационной компетенции учащихся в процессе обучения физике.
2.1 Условия формирования информационной
компетенции 37
2.2 Методика формирования информационной компетенции учащихся в
процессе обучения 54
2.3 Организация и проведение педагогического эксперимента с целью проверки эффективности методики формирования информационной
компетенции учащихся 71
Выводы по 2 главе 79
Заключение 80
Библиографический список 82

В последние годы количество внешкольной информации, получаемой учащимися из различных средств массовой информации (СМИ - радио, телевидение, социальные сети и интернет ресурсы.) стало существенно преобладать над объемом учебных программных знаний. Отдельные исследователи отмечают, что информация от СМИ все чаще идет вразрез со школьным образованием, которое требует от учащихся значительной затраты сил не только по усвоению предложенной информации, но и по формированию у них определенных компетенций. Средства же массой информации предлагают пассивное воспроизведение увиденного или услышанного.
В настоящее время Интернет является одним из самых популярных источников информации. Он привлекает людей тем, что в нем довольно просто и удобно найти любые необходимые данные, on-line поиск занимает намного меньше времени, чем получение информации из учебной и научно-популярной литературы.
Интернет-технологии постоянно развиваются и пополняются новыми сервисами и информационными ресурсами, аудитория расширяется, стирая региональные, социальные и возрастные границы. Интернет является одной из самых доступных возможностей для выражения своего мнения, высказывания и публикации информации по любому вопросу, не требуя ни наличия специальных знаний и умений, ни больших временных и материальных затрат.
Как показал анализ опубликованных работ, интенсивность воздействия на личность СМИ весьма значительна. Средства массовой информации не только информируют современного учащегося о состоянии окружающего его мира, обучают, развлекают, но и формируют определенные не контролируемые убеждения, а так же могут изменить стиль его мышления, мировоззрения и тип культуры. Многие исследователи в области информационной компетенции считают СМИ мощным каналом агитационного и пропагандистского воздействия, имеющим колоссальное значение в современных условиях для воспитания учащихся.
В связи с вышесказанным, выделяется проблема: научить учащихся верно воспринимать, анализировать, выделять главное и воспроизводить информацию из различных источников, прежде всего с экрана телевизоров и сети Интернет, оценивать ее качество и достоверность, проявлять избирательность при ее потреблении, «вписывать» сведения, которые несут СМИ, в те знания, которые дает школа, критически относиться к любой информации, понимать ее скрытый смысл и т.д. [Стандарт медиаобразования]
Вследствие этого в педагогике появилось новое направление, призванное решать выделенные проблемы - это медиаобразование. Основные цели его сформулированы в Стандарте медиаобразования, интегрированного в естественнонаучные дисциплины, среднего и общего образования. Медиаобразование призвано выполнять уникальную функцию подготовки школьников к жизни в современном информационном культурном пространстве. Среди разнообразных подходов к реализации медиаобразования перспективным и наиболее доступным становится интеграция его со школьными дисциплинами. Для этого следует как можно больше находить точек соприкосновения конкретного учебного предмета и внешних информационных потоков, обеспечивать их пересекаемость, ставить и решать различные медиаобразовательные задачи. Отсюда вытекает вывод, что тема данного научного доклада актуальна.
Таким образом, формирование информационной компетенции учащихся необходимо рассматривать как одну из приоритетных задач современного школьного образования.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе выполнения научно-квалификационной работы были сформулированы следующие выводы:
• проанализирован стандарт медиаобразования,
интегрированного в естественнонаучные дисциплины, среднего и общего образования;
• анализ литературы по проблеме исследования;
• выделены условия для формирования информационной компетенции учащихся в процессе изучения физики;
• разработана методика формирования информационной компетенции учащихся в условиях медиаобразования;
• частично проведен педагогический эксперимент по проблеме научно-квалификационной работы.
Рассматриваемая проблема является актуальной, перспективной и решена в данной работе на определенном уровне. Требуется дальнейшее развитие данной проблематики направленной на разработку системы заданий для организации самостоятельной работы учащихся с различной информацией в контексте медиаобразования.
Эти задания могут быть направлены на:
• формирование умения готовить информацию с определенной целью и критически воспринимать ее;
• формирование умения критически мыслить;
• формирование умения переводить визуальную, т.е. увиденную, информацию в вербальную и наоборот;
• формирование умения понимать задания в различных формулировках и контекстах;
• развитие умений работать с различными источниками информации;
• знакомство с преобразованием информации посредством технического инструментария;
• выработку понимания того, как технически функционируют средства массовой информации


1. Елина С.С. Общий подход к формированию информационной компетенции в условиях медиаобразования// Инновации в естественнонаучном образовании : сб. тр.УП Всерос. (с междунар. участием) науч.-метод.конф. Красноярск:Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева, 2014. С. 192-194.
2. Елина С.С. Основные методологические компоненты системы организации в старшей школе[Электронный ресурс] // Молодежь и наукаХХ1 века :XV Международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых: материалы науч.-практ.конф. «Феномены и тенденции развития современной психологии, педагогики и менеджмента в образовании». Красноярск:Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2014. CD.
3. ТесленкоВ. И., Елина С.С.Воспитание у школьников критического отношения к пониманию содержания информации в процессе обучения физике// Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. №2. С. 51-56.
4. Кулешова Е. А.,Майлова С.С.Конструирование содержательных задачных ситуаций по физике на основе различных информационных источников // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017.
5. Майлова С.С.Анализ информационных ресурсов в контексте школьного физического образования// Молодежь и наука XXI века.Современная физика и математика в системе школьного и вузовского образованияматериалы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов и аспирантов.Красноярск :Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2017. С. 59-60.
Библиографический список:
6. Адольф В. А. Профессиональная компетентность современного учителя. Красноярск: КГУ, 1998. 323 с.
7. Арзамасова Л. А. Становление информационной культуры будущего
учителя в процессе обучения физике (на примере педагогического колледжа) :автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2012. 24 с.URL : http://www.ifapcom.ru/files/News/Images/2013/mil/bondarenko.pdf (дата
обращения: 02.02. 2014).
8. Арзамасова Л. А. Становление информационной культуры будущего учителя в процессе обучения физике (на примере педагогического колледжа) [Рукопись] :дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2012.
9. Архангельский С.И. Модель учебной информации // Программированное обучение. Киев, 1970. Вып. 6-7. С. 17-32.
10. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М. Педагогика, 1989. 192 с.
11. Бондаренко Е. А. Медиаобразование: шаг в будущее : исследования
лаборатории медиаобразования ИСМО РАО :Всерос. конф. «Медиа- и информационная грамотность в обществах знания». Москва, 25-26 апреля 2013 г. URL :
http://www.ifapcom.ru/files/News/Images/2013/mil/bondarenko.pdf (дата
обращения: 02.02. 2014).
12. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Выготский Л. С. Собр. соч. В 6-ти т. Т.3. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
13. Доблаев Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М.: Педагогика, 1982. 176 с.
14. Зазнобина Л. С. Стандарт медиаобразования, интегрированного в
гуманитарные и естественнонаучные дисциплины начального общего и среднего общего образования (проект). URL:
http: //webcache. googleusercontent.com/search?q=cache: Im 1 bLnOUEAEJ: mparl ament.eduhmao .ru/var/db/files/ 13128.standart_mediaobrazovanij a.doc+&cd= 1 & hl=ru&ct=clnk&gl=ru (дата обращения: 02.02. 2014).
15. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. №5. С. 34-42.
16. Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 класс / под ред. Н. В. Макаровой. СПб. : Питер, 2010. 384 с.
... всего 33 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ