Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования
исследовательской деятельности обучающихся в процессе математической подготовки 6
§1.1. Современные тенденции развития математического образования 6
§1.2. Структура и содержание исследовательской деятельности обучающихся 7-8 классов в процессе их математической подготовки 13
§1.3. Модель формирования исследовательской деятельности обучающихся в процессе математической подготовки 24
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Методика обеспечения формирования исследовательской деятельности в процессе математической подготовки 30
§2.1. Принципы отбора содержания и технологий организации
исследовательской деятельности обучающихся 30
§2.2. Методические рекомендации по использованию дидактического
материала 36
§2.3. Опытно-экспериментальная работа 46
Выводы по главе 2 49
Заключение 50
Библиографический список 51
Приложение 1 58
Приложение 2 73
Приобретение опыта исследовательской деятельности человеком еще при обучении в школе выдвигается сегодня в качестве одной из главных задач образования. В Федеральных государственных стандартах общего образования (ФГОС ОО) подчеркивается, что современная школа должна давать не только информацию, но и способы работы с ней. Школьники должны научиться учиться, самостоятельно приобретать новые знания и применять их на практике. В этой связи возникает необходимость отбора учебного содержания, поиска средств и методов организации в образовательном процессе исследовательской деятельности обучающихся.
Исследовательская деятельность обучающихся (ИДО) в современных условиях является приоритетным, социально и личностно значимым видом активной самостоятельной познавательной деятельности, позволяющим реализовать в школьной практике различные направления модернизации образования, способствующая достижению личностных, метапредметных, предметных результатов обучения, определяемых ФГОС ОО [56].
Таким образом, актуальность исследования обусловлена, с одной стороны приоритетами современной государственной образовательной политики, обозначенными в ряде стратегических документов (ФГОС, Закон РФ «Об образовании» и др.), и нехваткой методического обеспечения школ к реализации данных требований, с другой стороны.
Однако реализация ИДО в школе, в частности, при изучении математике в силу специфики самой деятельности, особенностей предметного содержания, различных способностей обучающихся, отсутствия соответствующего методического обеспечения является сложной, не до конца решенной проблемой. В связи с этим возникает необходимость разработки комплексной современной методики формирования ИДО при изучении математике.
Научная новизна исследования состоит в разработке модели и комплекса заданий как средства формирования ИДО 7-8 классов при обучении математике.
Научная значимость исследования заключается в разработке модели формирования ИДО, а так же выявлении и описании основных принципов отбора содержания и технологии организации ИДО.
Практическая значимость исследования определяется созданием учебно-методических материалов (комплекс заданий) как средства формирования ИДО 7-8 классов по математике, внедренных в образовательный процесс МБОУ «Лицей №6 «Перспектива» г. Красноярска.
Цель исследования состоит в научном обосновании, разработке и реализации методики формирования ИДО 7-8 классов в процессе обучения математике.
Объект исследования: процесс обучения математике обучающихся 78 классов.
Предмет исследования: методика формирования ИДО 7-8 классов.
При решении поставленной проблемы мы исходили из гипотезы о том, что если в процессе обучения математике в 7-8 классах использовать специальную методику формирования ИДО, то это будет способствовать повышению мотивации обучающихся и формированию метапредметных образовательных результатов.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи:
1) На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы охарактеризовать основные современные тенденции в математическом образовании.
2) Описать структуру и содержание исследовательской деятельности обучающихся 7-8 классов в процессе их математической подготовки.
3) Выявить принципы отбора содержания и технологии организации исследовательской деятельности.
...
Проблема, рассмотренная в магистерской работе, актуальна и всесторонне раскрыта. В результате выполнения магистерской работы были решены следующие задачи:
1) На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы охарактеризованы основные современные тенденции в математическом образовании.
2) Описаны структура и содержание исследовательской деятельности обучающихся 7-8 классов в процессе их математической подготовки.
3) Выявлены принципы отбора содержания и технологии организации исследовательской деятельности.
4) Проведена опытно-экспериментальную работа, направленную на
выявление уровня сформированности исследовательской
деятельности обучающихся 7-8 классов.
В итоге, можно сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза была частично подтверждена, поскольку из-за недостатка времени не удалось провести полностью все занятия с использованием предложенного комплекса заданий, а также включить в эксперимент значительно больше школьников. Как показали результаты проведенных занятий, занятия будут способствовать формированию ИДО и повышению качества математической подготовки. Поэтому разработанная методика рекомендована для 7-8 классов, как мотивация в изучении новых тем алгебры и способность формирования метапредметных результатов в обучении. Корректировка разработанной методики необходима для применения ее в других классах и разной направленности обучения.
1. Андриенко Е.В. Значение высшего образования в становлении педагогического профессинализма. Известия ЮФУ. Технические науки. 2005. № 7 (51). С. 135-136.
2. Баранов С. П. Сущность процесса обучения. — М., 1981.
3. Багачук А. В., Фоменко Е. В. Современные тенденции развития образования // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018. — С. 50-52.
4. Важеевская Н.Е. Развитие современного образования: некоторые общие тенденции. Школа будущего. 2008. № 5. С. 8-13.
5. Виноградова Л.В. Методика преподавания математики в средней школе: учебное пособие. - Ростов: Феникс, 2005. - 196 с.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология, под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
7. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. Хрестоматия по психологии: учеб. пособие для студентов пед. интов. сост. В. В.
8. Гафурова Г.Р. Инновационные тенденции в развитии современного образования. Россия и Европа: связь культуры и экономики материалы XI Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2015. С. 106-107.
9. Гафурова Н.В., Феськова Е.В. Интеллектуально-личностное развитие учащихся в исследовательской деятельности. Краснояр. гос. ун-т.: Красноярск, 2004, с.
10. Губа С.Г. Развитие у учащихся интереса к поиску и исследованию математических закономерностей. Математика в школе. 1982. - № 1. - С. 19-21.
11. Гельфман Э. Г., Подстригич А. Г. Формирование универсальных учебных действий в процессе создания учебного проекта на уроках математики // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2012. вып. 8 (123). С. 163.
12. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. М.: ООО «Изд-во «Вербум-М», 2003. - 432 с.
13. Давыдов В. В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление. — М., 1989.
14. Далингер В.А. Методика обучения учащихся доказательству математических предложений. М.: Просвещение, 2006. - 256 с.
15. Далингер В.А. Поисково-исследовательская деятельность учащихся по математике: учеб. пособие. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. - 456 с.
16. Далингер В. А. Технология развивающего обучения математике, обеспечивающая формирование исследовательских умений у учащихся // Фундаментальные исследования. — 2005. — № 9 — С. 57-59.
... всего 60 источников