Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЫ МИРА

Работа №156566

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

география

Объем работы65
Год сдачи2015
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Политическая карта мира, как объект изучения школьной географии 5
1.1. Содержание знаний о политической карте мира в школьных курсах
географии 5
1.2. Средства учебно-методического комплекта для школьников по
географии для изучения политической карты мира 15
Глава 2. Картографическая компетентность как основа понимания политической карты мира 26
2.1. Понятие «картографическая компетентность» 26
2.2. Методика изучения политической карты мира в курсах школьной
географии 30
Заключение 57
Список литературы 59
Приложение 63

На современном этапе развития общества, когда возникает интерес к политической географии, каждый человек так или иначе вовлечен в политику. Политическая география - это ветвь экономической и социальной географии, находящаяся на ее стыке с политологией. Политическая география - наука о территориальной дифференциации политических явлений и процессов. Это означает, что политическая география изучает: формирование политической карты мира и отдельных его регионов; изменение в политических границах; особенности государственного строя; политические партии, группировки и блоки. Первое знакомство с политическим устройством мира проходит через политическую карту. Уже в начале изучения ученики задают вопросы: «Сколько стран в мире?», «Какие они?». На протяжении всего периода изучения географии в школе политическая карта мира выступает средством обучения. Но только в курсе экономической и социальной географии мира она является объектом изучения. Старшеклассники, изучающие в школе названный курс географии, проявляют интерес к вопросу политического, экономического состояния, группировок стран мира, формам правления и государственного устройства.
В контрольно-измерительных материалах ЕГЭ на данную тему приходится около 10% вопросов и заданий. Очевидно, что методика изучения этой темы требует включения таких приемов, которые бы способствовали усвоению значительно этой важной на современном этапе части экономической и социальной географии.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом школьников к политическим событиям сегодняшнего дня и слабым знанием политической карты мира, что вызывает необходимость показать различные подходы к изучению этой проблемы.
Знание политической карты мира является частью понимания карты особого содержания. Следуя ФГОС, формирование знаний неразрывно связано с формированием компетенций ученика. Знание политической карты связано с особым пониманием картографических компетенций. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Из выше сказанного следует цель: сформулировать понятие
«картографическая компетентность», разработать серию методических приемов, обеспечивающих наиболее полное усвоение знаний о политической карте мира, способствующих формированию картографической
компетенции.
Поставленная цель, потребовала решения следующих задач:
1. Провести анализ Государственных образовательных стандартов (ГОС и ФГОС), программ по географии для основного общего и основного полного образования на базовом уровне и на профильном уровне.
2. Проанализировать понятие «картографическая компетентность» и на его основе выделить основные признаки понимания политической карты мира.
3. Разработать серию приемов обучения, направленных на изучение политической карты мира.
Методы, использованные при написании диплома: литературный, системно­логический, анкетирования, педагогического проектирования.
Констатирующий эксперимент проводился на базе МБОУ «Балахтинская СОШ № 3».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Политическая карта мира, являясь объектом изучения школьной географии, даёт возможность расширить и углубить картографические знания и умения учащихся, что лежит в основе картографической компетенции. В данной дипломной работе проведена теоретическая работа и определено и сформулировано понятие «картографическая компетентность» и на его основе развёрнуто построение методических приёмов формирование картографической компетентности при изучении политической карты мира.
За основу в формировании понятия «картографическая компетентность» было взято понятие «знать карту» И.И. Заславского, в котором им чётко показаны основные элементы знания карты. Это: понимание карты, чтение карты и наличие картографических представлений. Все перечисленные элементы рассмотрены подробно и показаны условия и приёмы их формирования в курсах 7 и 10-11 классов.
Основой для этого послужил анализ государственных документов, регламентирующих школьное географическое образование, как основной общей школы, так и полной общей школы на базовом и профильном уровне.
Также были рассмотрены основные программы изучения политической карты мира, как сквозного вопроса содержания школьной географии, что обеспечивает внутри предметные связи и развитие картографических компетенций.
Нынешнее развитие информационных и коммуникационных технологий позволяет в совокупности с учебником использовать цифровые образовательные ресурсы для организации различных видов самостоятельной работы, проектной деятельности и «доставать» образцы политических карт различных проекций и способов картирования.
Каждый учитель из всего многообразия предлагаемых методических приёмов может выбрать те из них, которые необходимы будут для формирования и развития конкретных элементов знания карты и картографических компетенций.


1. Алексеев А.И., Липкина Е.К., В.В. Николина. Программы
образовательных учреждений. География. 6 - 9 классы. 10 - 11 классы. М.: Просвещение, 2008.
2. Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии/
Изд. подгот. Л. М. Панчешниковой. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990.
3. Баранский Н.Н. Становление советской экономической географии.
Избранные труды. - М.: Мысль, 1980.
4. Василенко Т.В. ФГОС второго поколения. Словарь терминов. - М.:
«Грамотей», 2013.
5. География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б.
Пятунин и др.]. - М.: Вентана-Граф, 2015.
6. Герасимова Т. П. Физическая география: Нач. курс: Учеб. для 6 кл.
общеобразоват. учреждений / Т. П. Герасимова, Г. Ю. Грюнберг, Н. П. Неклюкова. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2009.
7. Гладкий Ю. Н. Экономическая и социальная география мира: учеб.
для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Гладкий, С. Б. Лавров. - 11-е изд. - М.: Просвещение, 2005.
8. Домогацких Е.М. Программа курса «География». 10 - 11 классы.
Углублённый уровень. / авт. - сост. Е.М. Домогацких. - М.: ООО
«Русское слово - учебник», 2014.
9. Жижина Е. А. Поурочные разработки по географии: 10 класс/ Е.А.
Жижина, Н. А. Никитина - М.: ВАКО, 2006.
10. Заславский И.И. Карта на уроках географии. - М., 1954.
11.Зуев Д.Д. Школьный учебник. - М.: Просвещение, 1986
12. Интегрированный урок по теме «Политическая карта мира» (география, история). // «География в школе». - 2001. № 7
13. Коринская В. А. География материков и океанов: Учеб. для 7 кл. сред. Шк. / В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. _ 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2010.
14. Кузнецов А.П. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - М.: Дрофа, 2013. Сс. 136-143
15. Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2010.
... всего 33 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ