Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, ИМЕЮЩИМИ УМСТВЕННУЮ ОТСТАЛОСТЬ, СРЕДСТВАМИ ДВИГАТЕЛЬНО-ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Работа №156561

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы129
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Теоретические основы формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников с РАС, с различной степенью интеллектуальных нарушений, средствами двигательно-игровых упражнений 8
1.1 Феноменология развития коммуникативных навыков в онтогенезе в
норме и при РАС 8
1.2 Влияние моторной сферы и двигательных функций на психическое
развитие ребенка в норме при расстройствах аутистического спектра 16
1.3 Обоснование потенциальных возможностей развития
коммуникативных умений, посредством восприятия образа тела и использования двигательно-игровых упражнений у старших дошкольников с РАС, имеющих умственную отсталость 22
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Проектирование работы по развитию коммуникативных умений старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра, с различной степенью интеллектуальных нарушений, средствами двигательно-игровых упражнений 30
2.1 Организация, проведение и результаты предпроектного
исследования по выявлению особенностей сформированности коммуникативных умений у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра, имеющими умственную отсталость 30
2.2 Анализ результатов проектного исследования сформированности 37
коммуникативных навыков на начальном этапе исследования
Вывод по 2 главе 44
Глава 3. Разработка и внедрение проекта «Общение в движении».... 45
3.1 Описание проекта «Общение в движении», направленного на
формирование коммуникативных умений посредством двигательно­игровых упражнений у детей старшего дошкольного возраста с РАС, с различной степенью интеллектуальных нарушений
.••••••••••• .•••••••• .•••••••• .•••••••• .••••••••............................................. 4^5
3.2 Результаты внедрения проекта «Общение в движении», направленного на формирование коммуникативных умений посредством двигательно-игровых упражнений у детей старшего дошкольного возраста РАС с различной степенью интеллектуальных
нарушений 61
Выводы по 3 главе 66
Заключение 68
Список используемых источников 72
Приложения 79- 129

В настоящее время одной из самых острых проблем в рамках современной педагогики, психиатрии и психологии - является работа с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (далее - РАС). Данному вопросу посвящены многие теоретические и практические исследования, так как стабильный рост количества детей, у которых наблюдается в разной степени тяжести проявления аутизма.
По данным Всемирной организации здравоохранения, на 160 детей приходится один ребенок с расстройством аутистического спектра. Эта оценка имеет средний показатель и постоянно меняется в разных исследованиях. По статистике с 2010 по 2020 годы число детей с расстройствами аутистического спектра увеличилось в 10 раз. В связи с этим возникает проблема в развитии общения, воспитания, социализации и адаптации детей с расстройствами аутистического спектра.
Актуальность проектного исследования заключается в том, что на сегодняшний день в отечественной литературе отсутствует единая система диагностики, оценки и алгоритма коррекционных коммуникативных навыков у детей с РАС с учетом различной степени интеллектуальных нарушений. Доступные методы оценивают только одну из областей развития ребенка или небольшую часть навыка. Отсутствие общей комплексной системы оценки и алгоритма коррекционной работы затрудняет разработку индивидуальной коррекционно-образовательной программы для детей с РАС, в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольной образовательной организации.
Согласно заказу дошкольной образовательной организации, в ходе проектной деятельности мы ориентировались на разработку комплексной системы оценки, с учетом проекта «Общение в движении» и программы «технология двигательной коммуникации», которыми специалисты могут воспользоваться в процессе реализации задач «социально-коммуникативного развития» ФГОС ДОО для детей с РАС.
Развитие коммуникативной сферы в базовой своей части будет связано с нормализацией «двигательной коммуникации» в ходе выполнения совместных игровых упражнений.
Одной из основных форм взаимодействия дошкольников со сверстниками и взрослыми является игра. У детей с детским аутизмом определяется отсутствие навыков игровой деятельности. Создается потребность формирования для их применения в коррекционно - педагогическом процессе.
Исходя из актуальности, можно определить, что проблема исследования заключается в необходимости формирования
коммуникативных умений у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра, имеющими умственную отсталость, средствами двигательно-игровых упражнений в условиях групп компенсирующей и комбинированной направленности.
Цель проектной работы: разработка педагогического проекта, направленного на формирование коммуникативных умений старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра, с различной степенью интеллектуального нарушения, средствами двигательно-игровых упражнений и его апробация.
Объект проектной работы: коммуникативные умения и навыки старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра с различной степенью интеллектуального нарушения.
Предмет проектной работы: формирование коммуникативных
умений старших дошкольников с РАС, с различной степенью интеллектуального нарушения, посредством двигательно-игровых
упражнений.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе проанализированной психолого-педагогической и научно­методической литературы, в рамках решения первой задачи, было выявлено, что коммуникативные умения позволяют человеку:
• устанавливать социальные связи с внешней средой;
• набираться опыта и правильно формировать многие навыки и умения. Соответственно, нарушение коммуникационных связей в процессе формирования личности играет огромную роль в негативном контексте:
• Неспособность сформировать многие личностные качества;
• нарушение эмоционально-волевой сферы и общение с собеседником станет непродуктивным.
Нарушения в психическом развитии и восприятие ребёнком образа тела тесно связаны между собой. «Образ Я» как субъект, который проявляется в телесной жизни, довольно динамично обладает умением «получать сенсорный опыт, переведенный в образы и концепции, и способностью осознавать себя в телесном выражении». «Образ Я» - это объективное телесное состояние, отраженное субъективно и действующее как неотъемлемый жизненный элемент Эго. Именно благодаря «телоосознанию» - фундаменту самосознания, происходит осознание себя, своей личности, всё это будет являться ключом к социализации ребёнка через коммуникацию. Умение ориентироваться на собственном теле будет играть важную роль в развитии трех систем:
• тактильной;
• проприоцептивной;
• вестибулярной;
Двигательная сфера детей с РАС обладает:
• рядом стереотипий;
• трудностями в формировании простых бытовых навыков и предметных действий;
• нарушениями крупной и мелкой моторики.
Для решения второй задачи нами был составлен, адаптирован диагностический инструментарий, состоящий из трех методик и выявлен исходный уровень сформированности коммуникативных умений.
В ходе апробации методики «Коммуникативные умения»
А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой, была проведена работа:
• Адаптация диагностических критериев для детей с РАС и умственной отсталостью;
• Разработка протоколов обследования;
• Подбор коммуникативно-двигательных игр.
В ходе апробации методики «Вербальные и невербальные средства коммуникации» В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской, была проведена работа:
• Адаптация диагностических критериев;
• Разработка протокола обследования;
В ходе апробации методики целостности теловосприятия «Петрушка»
• Разработка педагогической интерпретации к методике;
• Модификация диагностического материала;
• Разработка протокола обследования.
Анализируя полученные результаты на этапе предпроектного исследования, можно сделать вывод о том, что старшие дошкольники с РАС и умеренной умственной отсталостью по подражанию могут показать свои части тела, при показе частей тела им требуется сопряженная помощь «рука в руке». У большинства испытуемых наблюдается низкий уровень сформированности вербальных и невербальных средств коммуникации, так как эти дети сначала отказывались от выполнения задания, после многократных проб стали принимать сопряженную помощь со стороны
педагога. Большинство испытуемых не владеют коммуникативными умениями.
...


1. Ааг Ж. «тревоги разрушения образа тела, уничтожения и несуществования себя» MalevalJ. - С. 2009 - 318с.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред, пед. Учеб. Заведений.
• 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400с.
3. Алехина С.В. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина //. Под общ. ред. Н.Я. Семаго. - М.: МГППУ, 2012. - 80с.
4. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро - и патопсихологии. - М.: Международная педагогическая академия, 2014. - 216 с.
5. Бернс Р. «Что такое Я-концепция» Из книги: Бернс Р., Развитие Я- концепции и воспитание /Пер. с англ. - М.: «Прогресс», 1986. - 176с.
6. Беттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я / Б. Беттельхейм; пер. с англ. - М.: Академический проект: Традиция, 2004. - 784с.
7. Божович. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /. - Москва [и др.]: Питер, 2008. - 398с.
8. Воробьева С.В. Логика и коммуникация: пособие Эб. БГУ: общественные науки: философия 2010. - 112с.
9. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.:
Просвещение, 2008. - 500с.
10. Громова О.Е. Начальные этапы развития словесной коммуникации / О.Е. Громова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2015.-№8.
• С. 33-39.
11. Дарвин Ч. «о выражении эмоций у человека и животных». - Спб. питер- 2001. - 384с.
12. Делани Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом: эффективная методика игровых занятий с особыми детьми [Текст] / Т. Делани; пер. с англ. В.И. Дегтярева. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. - 272с.
13. Детский аутизм. Хрестоматия [Текст]: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских заведений / Составитель Л.М. Шипицина. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - СПб.: Дидактика Плюс, 2001. - 368с.
14. Дефектологический словарь: в 2 т. - М.: МПСИ, 2007. - 736с.
15. Джеймс У. Понятие «Я», Уильямом Джеймсом М. Прогресс. - 1996. - 284с.
... всего 67 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ