Введение 3
Глава 1. Образные средства языка художественной литературы и
возможности их классификации 8
1.1. Язык художественной литературы
и его словесный инструментарий 8
1.2. Истоки образности средств языка художественной литературы 15
1.3. Возможности классификации образных средств языка
художественной литературы 23
1.4. Выводы к главе 1 36
Глава 2. Образные средства языка в произведениях Захара Прилепина 39
2.1. Творческий путь З. Прилепина и его основные произведения 39
2.2.1. Образные средства языка в романе «Санькя» 47
2.2.2. Образные средства языка в сборнике рассказов «Восьмёрка» 57
2.3. Выводы к главе 2 63
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложения
Евгений Николаевич Прилепин в настоящее время более известен как Захар Прилепин, является одним из современных русских писателей, представляющих реалистическое направление. Изначально печатался под псевдонимом - Евгений Лавлинский, взяв более поэтичную фамилию бабушки. Спустя время вернулся к прежней фамилии, но изменил имя и стал называться Захаром. За последние десять лет приобрел широкую известность как в России, так и за рубежом. Произведения данного автора представляют большой интерес для читателей, вызывая неоднозначную реакцию критиков.
З. Прилепин родился в 1975 году в Рязанской области, является выпускником нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, где окончил филологический факультет. В 2016-2018 годах занимал должность советника главы Донецкой Народной Республики и заместителя командира разведывательно-штурмового батальона спецназначения армии ДНР в звании майора. С декабря 2018 года - заместитель художественного руководителя по литературной части МХАТа им. М. Горького. Что касается писательской и журналистской деятельности, то сейчас Захар Прилепин является шеф- редактором сайта «Свободная пресса» и секретарем Союза писателей России. Кроме этого, З. Прилепин ведет авторскую программу «Уроки русского» на телеканале НТВ.
Среди произведений З. Прилепина наиболее известны романы «Патологии», «Санькя», роман в рассказах «Грех», сборники рассказов «Ботинки, полные горячей водкой: пацанские рассказы» и «Восьмёрка». Творчество писателя публикуется в различных изданиях на протяжении последних 16 лет. З. Прилепин является финалистом и лауреатом многочисленных премий, среди которых «Ясная Поляна» 2007г., «Супер Нацбест» 2011г., «Большая книга» 2014г. Одно из последних достижений - лауреат премии Правительства России в области культуры за роман «Обитель» 2016г.
Однако, кроме литературной деятельности, Захар Прилепин является активным участником политической жизни: состоял в Национал-большевистской партии, является членом коалиции «Другая Россия», отличается леворадикальными взглядами. Среди последних произведений - «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы» (2017), «Некоторые не попадут в ад» (2019).
О писателе и его творчестве изданы статьи в таких периодических изданиях, как «Новый мир», «Литературная Россия», «Знамя», «Завтра», «Комсомольская правда», «Афиша», «Московский комсомолец», «Огонёк», «Культура», «Литературная газета». О творчестве писателя положительно отзываются критики П.В. Басинский, Ю.В. Щербинина, Д.М. Володихин и многие другие [Басинский 2006, с. 47], [Щербинина 2009, с.26], [Володихин 2007, с.13].
На прозу Прилепина откликаются не только критики и журналисты, но и современные писатели - А.А. Проханов, Р.В. Сенчин, Д.Л. Быков. Существуют также и нелестные отзывы о творчестве писателя. Например, П.О. Авен дает сдержанную критику, а М.Е. Бойко пренебрежительно относится к творчеству З. Прилепина, считая их плагиатом [Авен 2008, с.21], [Бойко 2009, с.14].
Среди научных работ по творчеству писателя известны кандидатская диссертация А.А. Серовой «Новый реализм как художественное течение в русской литературе XXI века» и кандидатская диссертация А.И. Малышевой «Клинический реализм» Захара Прилепина», магистерская диссертация Е.М. Бахваловой «Образ подростка-бунтаря в романе „Санькя“и Д. Сэлинджера „Над пропастью во ржи“», а также литературоведческие статьи О.С. Сухих и Е.Г. Местергази [Сухих 2008, с. 290], [Местергази 2009, с. 191]. Стоит отметить, что в данных работах отсутствует характеристика особенностей художественного стиля писателя.
Художественный стиль литературного произведения - одна из важнейших литературоведческих категорий, не имеющая, однако, однозначного определения. Дефиниция этого понятия в «Литературном энциклопедическом словаре» звучит следующим образом: «Стиль в литературе - устойчивая общность образной системы, средств художественной выразительности, характеризующая своеобразие творчества писателя, отдельные произведения, литературные направления, национальной литературы. Отличие стиля от других категорий поэтики, в частности художественного метода, - в его непосредственной конкретной реализации: стилевые особенности как бы выступают на поверхность произведения, в качестве зримого и ощутимого единства всех главных моментов художественной формы» [Жеребило 2010, с. 450]. Отсюда следует, что художественный стиль - это единая система связанных между собой элементов, причем каждый из них является обязательным для понимания произведения.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что количество работ, посвященных исследованию художественных произведений Захара Прилепина, слишком мало. При этом творчество З. Прилепина ещё недостаточно изучено именно с точки зрения языкознания, несмотря на то, что его книги широко известны не только в России, но и за рубежом, так как переводятся на многие языки, включая французский, греческий, сербский.
Научная новизна работы заключается в лингвистическом анализе лексико-фразеологических единиц, используемых в романе «Санькя» и сборнике рассказов «Восьмёрка».
В качестве объекта исследования выступает художественный стиль З. Прилепина на уровне ЛФЕ. Соответственно, предметом исследования являются разнообразные ЛФЕ, за счет использования которых формируется своеобразие художественного стиля писателя.
Цель данной работы - исследовать указанные произведения писателя, а также проанализировать и выявить такие лексико-фразеологические единицы, которые придают своеобразие художественному стилю З. Прилепина.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих
задач:
— изучить общетеоретические труды по стилистике и филологическому анализу текста;
— изучить лингвистические и литературоведческие работы,
посвященные художественному стилю З. Прилепина;
— проанализировать произведения писателя на уровне ЛФЕ;
— выявить ЛФЕ, за счет которых формируется своеобразие художественного стиля писателя.
Материалом для исследования являются художественные произведения писателя - роман «Санькя» и сборник рассказов «Восьмёрка», а также различные статьи СМИ (Интернет, газеты, журналы), касающиеся творчества З. Прилепина. Кроме вышеперечисленного, при работе использованы научные статьи и учебные пособия, в которых раскрывается анализ литературных произведений. В работе использованы следующие методы исследования: изучение и анализ творческой деятельности автора и других источников - статей, рецензий, отзывов - как необходимых средств для исследования объекта. Для решения поставленных задач в работе используется описательный метод, включающий приемы классификации, интерпретации, обобщения.
Практическая значимость заключается в том, что результаты данного анализа произведений можно применить в общеобразовательных учреждениях, например - в средних общеобразовательных школах гуманитарного профиля. Уроки, посвященные изучению творчества З. Прилепина, рекомендовано проводить в рамках элективного курса по современной литературе, не включенную в школьную программу. Данные уроки рассчитаны на учащихся 11 классов средней школы (конспект урока по изучению романа З. Прилепина «Санькя» см. в приложении к работе).
Структура магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав основной части (глава 1 «Образные средства языка художественной литературы и возможности их классификации»; глава 2 «Образные средства в произведениях Захара Прилепина»), заключения, списка литературы, методического приложения к работе.
Цель диссертационного исследования заключалась в анализе и выявлении лексико-фразеологических единиц, которые придают своеобразие художественному стилю З. Прилепина. Для достижения поставленной цели в первой части работы были рассмотрены общетеоретические труды по стилистике и филологическому анализу текста. На основании различных источников были интерпретированы важнейшие понятия, необходимые для дальнейшего исследования. Так, под языком художественной литературы понимается одна из подсистем русского литературного языка, главное отличие которой заключается в поэтическом отражении действительности с помощью использования изобразительных средств для выражения замысла автора и достижения художественной образности с целью более полного воздействия на читателя. Образность - это стилевая черта художественной речи, связанная с употреблением слов в переносном значении, а троп - оборот речи, основанный на переносе значения и служащий для создания образности, усиления выразительности и изобразительности.
Был проведен сравнительный анализ классификаций образных средств (В.Б. Томашевского, Д.Э. Розенталя и М.Н. Кожиной) и выделены основные тропы, по которым проводился анализ работ З. Прилепина: эпитет, сравнение, метафор, гипербола.
Во второй части работы были проанализированы произведения писателя на уровне ЛФЕ и выявлены ЛФЕ, за счет которых формируется своеобразие художественного стиля писателя.
Объектом для написания магистерской диссертации выступил художественный стиль современного российского писателя З. Прилепина на уровне лексико-фразеологических единиц. Предметом исследования являлись разнообразные лексико-фразеологические единицы, за счет использования которых формируется своеобразие художественного стиля писателя.
В ходе исследования были отобраны образные средства, чаще используемые З. Прилепиным в романе «Санькя» и сборнике рассказов «Восьмёрка». Была дана их количественная характеристика и интерпретация, на основе чего сделаны следующие выводы:
- особенность художественного стиля З. Прилепина формируется за счет использования традиционных образных средств: сравнения, эпитета и метафоры;
- используемые сравнения и метафоры строятся на необычных, иногда даже противоположных, признаках (лицо обнаженное, как отрытый перлом; тональность молчания);
- образные средства играют значительную роль в передаче характера героев, помогают оценить их поступки и поведение, представить себя на их месте;
- используемые метафоры помогают выразить отношение автора к ситуации в стране (бегали за рублём; опричник, государь, боярин);
- образных средства можно разделить на несколько групп: аналогия с государем, аналогия с лекарством, аналогия с нечистой силой и аналогия с Богом.
Так как данная тема имеет практическую значимость, результатом анализа произведений на уровне лексико-фразеологических единиц является методическая разработка - урок на тему «Образные средства языка в современной художественной литературе (по роману З. Прилепина «Санькя»), который рекомендовано проводить в рамках элективного курса по современной литературе, не включенную в школьную программу.
Стоит отметить, что благодаря использованию таких традиционных образных средств, как эпитет, метафора и сравнение, писатель формирует свой особый художественный стиль. С помощью оригинальных художественных метафор автор выражает своё отношение к различным социальным проблемам России, даёт меткие характеристики героям, в которых сразу же узнаются знакомые черты.
Эпитеты помогают дополнить художественные образы яркими и важными чертами, которые необходимы для понимания произведения.
С помощью сравнений писатель подробно и красочно описывает нравственные терзания своих героев.
Благодаря образным средствам, З. Прилепин достаточно точно передает специфику характеров и душевное состояние своих персонажей, немало внимания уделяется также особенностям речи и мыслей героев. Всё вышесказанное позволяет нам с уверенностью сказать, что З. Прилепин - действительно один из талантливых писателей современности. Он умело использует язык художественной литературы, прибегая к таким изобразительным средствам, которые в полной мере выражают замысел автора с целью более полного воздействия на читателя.
1. Авен П.О. Сочинение по мотивам романа // Русский пионер. - М.: Русский пионер, 2008. - №5. - 164 с.
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: «Советская энциклопедия», 1966. - 607 с.
3. Басинский П.В. Новый Горький явился. // Российская газета (Столичный выпуск). - М., Российская газета, 2006. - №4066. - 72 с.
4. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собр. соч. - Т.5: Работы 1940-1960 гг. - М.: Русские словари, 1996. - 447 с.
5. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. - СПб: «Паритет», 2006. - 320 с.
6. Бойко М.Е. Сахарный прилипала // Независимая газета. - М.:
Независимая газета, 2009. - №144. - 36 с.
7. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учеб. пособие. - 5-е изд., стереотип. - М.: Флинта, 2016. - 520 с.
8. Ботинки, полные горячей водки (сборник) // Сервис электронных книг
«ЛитРес». [Электронный ресурс] URL: https://www. litres. ru/zahar-
prilepin/botinki-polnye-goryachey-vodkoy/chitat-onlayn/(дата обращения: 09.08.2019).
9. Васильев А.Д. Основы культуры русской речи: учебное пособие / [Электронный ресурс] / Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - Загл. с экрана. - 202 с.
10. Виноградов В.В. Из истории изучения поэтики (20-е годы) // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. - Т. 34, № 3. - М.: Наука, 1975. - 584 с.
11. Володихин Д.М. Чувство Бога // Политический журнал. - М.:
Политический журнал, 2007. - №29. - 86 с.
12. Гайдук Н.А. Образность как категория современной лингвистики: трактовки и подходы к исследованию образных средств языка [Электронный ресурс] - URL: http: //movoznavstvo .com.ua/download/pdf /2013 1/11.pdf(дата обращения: 30.06.2019).
13. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - 4¬
е изд., стереотипное. - М: «КомКнига», 2006. - 144 с.
14. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 4 т. / Под ред. и с пред. Мих. Лифшица. - Т.1. - М.: Искусство, 1968. - 312 с.
15. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - 3-е изд., испр. - М.: «Рольф», 2001. - 448 с.
16. Грех (сборник): аннотация от ЛитРес // Сервис электронных книг
«ЛитРес». [Электронный ресурс] URL: https://www. litres. ru/zahar-
prilepin/ greh/?prx=9FZ1Q5fHmZmTxs&click id=9FZ1Q5fHmZmTxs
(дата обращения: 05.08.2019).
17. Гуцко Д. О донбасской фантасмагории Захара Прилепина // Газета
«Свободная Пресса — Нижний Новгород». - 2019. [Электронный ресурс] URL: http://svpressa-nn.ru/cultura/denis-gutsko-o-donbasskoi-
fantasmagorii-zahara-prilepina.html(дата обращения: 29.08.2019).
18. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000. [Электронный
ресурс] URL: https: //www.efremova.info/(дата обращения: 05.09.2019).
19. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. - 5-е изд., испр. и доп. - Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. - 487 с.
20. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л.: Наука, 1977. - 408 с.
21. Захар Прилепин. Библиография // Захар Прилепин: официальный сайт
писателя. [Электронный ресурс] URL: http://zaharprilepin.ru/ru/
bibliografia.html(дата обращения: 30.07.2019).
22. Захар Прилепин. Биография // Клуб любителей книг BookMix.ru: сайт.
[Электронный ресурс] URL: https://bookmix.ru/authors/
index.phtml?id=407(дата обращения: 19.07.2019).
23. Захар Прилепин. Отзывы // Захар Прилепин: официальный сайт
писателя. [Электронный ресурс] URL: http://zaharprilepin.ru/ru/
otzyvy/a-k.html(дата обращения: 13.08.2019).
24. Зотов И. «Обитель» Захара Прилепина // Культпросвет: сайт. - 2014.
[Электронный ресурс] URL: http: //www.kultpro .ru/item 233/ (дата
обращения: 17.08.2019).
25. Кожина М. Н. Стилистика русского языка: учебник / М. Н. Кожина, Л. Р. Дускаева, В. А. Салимовский. - 4-е изд., стереотип. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 464 с.
26. Копылова В. У наци не взрослое лицо. Судьбы России в романе о
большевиках // Сетевое издание «Московский комсомолец». - 2006. [Электронный ресурс] URL:
https://www.mk.ru/editions/daily/article/2006/06/19/181157-u-natsi-ne- vzrosloe-litso.html(дата обращения: 24.09.2019).
27. Лавлинский Е. Стихи // САКАНСАЙТ: Сергей Саканский. - 2003.
[Электронный ресурс] URL: http://www.codistics.com/sakansky/all/
lavlinsky/evgeny.htm(дата обращения: 16.07.2019).
28. Ларин А. Взвод Захара Прилепина // «Агентство Политических
Новостей — Нижний Новгород»: сайт. - 2017. [Электронный ресурс] URL: http://apn-nn.com/146847-vzvod-zaxara-prilepina.html (дата
обращения: 21.08.2019).
29. Логвинова И. Покатилась история с горки... // Ежедневное
интерактивное издание «Завтра.ру»: сайт. - 2017. [Электронный
ресурс] URL: http://zavtra.ru/blogs/pokatilas istoriya s gorki(дата
обращения: 18.08.2019).
30. Максимов А. Обитель: мир без любви // Интернет-портал «Российская
газета». - 2014. [Электронный ресурс] URL:
http://www.rg.ru/2014/05/12/maksimov.html?fb action ids=508056369322640 (дата обращения: 14.08.2019).
31. Мартовицкая А. Захар Прилепин: «Для меня война - это важный
мужской опыт» // Захар Прилепин: официальный сайт писателя. - 2014. [Электронный ресурс] URL: http://zaharprilepin.ru/ru/pressa/
intervyu/ kultura.html(дата обращения: 12.07.2019).
32. Местергази Е.Г. Жанровое своеобразие романа Захара Прилепина «Грех» // Проблемы поэтики и стиховедения: Материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной памяти и 70-летию доктора филологических наук, профессора В.В. Бадикова (15-16 октября 2009 г.) - Алматы: Издательство Казахского национального педагогического университета, 2009. - 238 с.
33. Мильчин К. Захар в пургатории // Сетевое издание «Горький». - 2019.
[Электронный ресурс] URL: https://gorky. media/reviews/zahar-v-
purgatorii/(дата обращения: 25.08.2019).
34. Мильчин К. Прилепин 2.0 // Журнал «Русский репортёр». - 2012.
[Электронный ресурс] URL:
http://www.rusrep.ru/article/2012/04/16/prilepin/ (дата обращения:
14.08.2019).
35. Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2003. - 256 с.
36. Николюкин А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М.: НПК «Интелвак», 2001. - 799 с.
37. Песня В. Новая книга Прилепина «Восьмёрка» выйдет 22 февраля // Сетевое издание РИА Новости. - 2012. [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20120220/570347436.html?(дата обращения: 04.10.2019).
38. Потебня А.А. Мысль и язык // Потебня А.А. Слово и миф. - М., Издательство «Правда», 1989. - 205 с.
39. Потебня А.А. Теоретическая поэтика / Сост., вступ. ст., коммент. А.Б. Муратова. — М.: Высшая школа, 1990. - 344 с.
40. Прилепин З. Почему Захар Прилепин назвал себя Захаром или зачем нужен псевдоним? // Сетевое издание «Московский комсомолец в
Нижнем Новгороде». - 2018. [Электронный ресурс] URL:
https://nn.mk.ru/social/2018/ 05/30/pochemu-zakhar-prilepin-nazval- sebya-zakharom-ili-zachem-nuzhen-psevdonim.html(дата обращения: 27.07.2019).
41. Решетников К. Мужчины и мокрицы //Деловая газета «Взгляд». - 2012. [Электронный ресурс] URL: https://vz.ru/cutture/2012/2/29/564942.html(дата обращения: 14.08.2019).
42. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка: Учеб. для вузов по спец. «Журналистика». - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 1987. - 399 с.
43. Розенталь Д.Э Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. - М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век»: Мир и образование, 2001. - 381 с.
44. Семь жизней (сборник): аннотация от ЛитРес // Сервис электронных книг «ЛитРес». [Электронный ресурс] URL: https://www. litres. ru/zahar- prilepin/sem-zhizney/(дата обращения: 16.08.2019).
45. Сенчин Р. Два в одном // Еженедельная газета писателей России «Литературная Россия». - 2011. - №22. - 28 с.
46. Сковородников А.П. Энциклопедический словарь-справочник: Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты. - 2 изд. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 480 с.
47. Славина А.Б. Пономарева Т.А. Основные аспекты художественного
мира Захара Прилепина. / ПЕРСПЕКТИВЫ НАУКИ - 2016 //
Материалы III Международного заочного конкурса научно¬исследовательских работ. -Казань: ООО «Рокета Союз», 2016. - 323 с.
48. Сухих О.С. Очень современные книги (О традициях Ф.М. Достоевского и М. Горького в романе Захара Прилепина «Санькя») // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. - Нижний Новгород: издательство Нижегородского университета, 2008. - №6. - 342 с.
49. Тимофеев Л.И., Венгров Н. Краткий словарь литературоведческих
терминов. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Учебно-педагогическое
издательство, 1963. - 125 с.
50. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. - М.: «Просвещение», 1974. - 509 с.
51. Томашевский Б.В. Стилистика: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. - Л.: «Издательство Ленинградского университета», 1983. - 288 с.
52. Фёдоров А.И. Образная речь / Под ред. К.А. Тимофеева. -
Новосибирск: Наука, 1985. 120 с.
53. Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ, 2008. - 880 с.
54. Чаландзия Э. Нет героев, есть звёзды // «The New Times». ООО
«Новые Времена»: сайт. - 2008. [Электронный ресурс] URL:
https://newtimes.ru/articles/detail/3456/(дата обращения: 23.07.2019).
55. Чернец Л.В. Введение в литературоведение: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др. // Под ред. Л.В. Чернец. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Аквадемия», 2012. - 720 с.
56. Шкловский В.Б. О теории прозы. - М.: «Советский писатель», 1983. - 382 с.
57. Щербинина Ю.В. Метафора войны: художественные прозрения или тупики? // Знамя. - М.: Знамя, 2009. - №5. - 240 с.