Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОТНОШЕНИЕ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ К СЕМЕЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РАЗНОГО ТИПА

Работа №156551

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы56
Год сдачи2018
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ К СЕМЕЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РАЗНОГО ТИПА 5
1.1. Понятие о семейной ситуации 5
1.2. Психологические особенности старших подростков 11
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ К СЕМЕЙНЫМ СИТУАЦИЯМ 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Результаты эмпирического исследования отношения старших
подростков к семье 31
2.3. Рекомендации родителям в нормализации детско-родительских отношений 34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 46

На сегодняшний день в современном мире семья - это древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство.
Ее уникальность состоит в том, что, будучи полнофункциональной структурой, в ее рамках несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, то есть на протяжении большей части человеческой жизни. В такой полнофункциональной системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы «семейные ситуации». Особенно, когда в семье есть ребенок-подросток.
Семейные конфликты являются одной из самых распространенных форм конфликтов. По оценкам специалистов, в 80-85 % семей происходят конфликты, а в остальных 15-20 % возникают ссоры по различным поводам.
Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость послужили основанием для выбора темы исследования: «Отношение старших подростков к семейным ситуациям разного типа».
Цель: Изучение отношения старших подростков к семейным ситуациям разного типа.
Объект исследования - семейные ситуации разного типа.
Предмет исследования - отношение старших подростков к семейным ситуациям разного типа.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Подобрать методики эмпирического исследования.
3. Выявить отношение старших подростков к семейным ситуациям разного типа.
Гипотеза: Отношение к семейным ситуациям разного типа различается у старших подростков из полных и неполных семей.
Методы:
1) теоретические: анализ литературы;
2) эмпирические: анкетирование;
3) статистический: ранговая корреляция.
Методики:
1) модифицированная методика «Незаконченные предложения» С. Леви;
2) модифицированная методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна;
3) анкета для обучающихся «Приходилось ли сталкиваться с жестоким или несправедливым отношением к тебе со стороны родителей и других членов семьи».
Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы в работе психологов общеобразовательных организаций.
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе «Средней общеобразовательной школы ХХ» г. Красноярск, 9 класс. Количество: 20 человек; девочек - 12, мальчиков - 8.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью, объектом, предметом, задачами и гипотезой исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, библиографического списка, содержит приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема отношения подростка к своей семье, является актуальной в современных условиях, поскольку ускоренный темп современной жизни, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений между родителями и детьми. Подтверждением этому служат многочисленные обращения ученых (Г.М. Андреевой, Ю.В. Васильевой, СВ. Дармодехина, О.Л. Зверевой, Е.Н. Сорочинской, Т.А. Куликовой, П.П. Пивненко, А.В. Мудрика) к проблемам семейных отношений.
Сегодняшние реалии, данные социологических и психологических исследований подтверждают, что отношение старших подростков к семейным ситуациям значительно видоизменилось.
Большая психологическая энциклопедия трактует понятие семейная ситуация как отношения (близкие, дистантные, конфликтные, развод) между членами семьи.
Изучить семейные ситуации можно посредством метода анализа конкретных ситуаций. Изучение конкретной семейной ситуации или конкретного случая подразумевает всестороннее исследование: изучение биографий, использование тестов, проведение собеседований и тому подобное.
Проанализировав литературу по данной теме и проведя эмпирическое исследование, можно сделать вывод о том, что отношение старших подростков в семье зависит от состава семьи.
Анализ полученных в эмпирическом исследовании данных показал также, что старшие подростки из полных семей в большей степени удовлетворены отношениями в их семьях, чем их ровесники из неполных семей. Они в большей степени переживают за моральные наказания в семье. Можно предположить, что поскольку респонденты из полных семей в целом гораздо лучше относятся к семье, то и они и ценят выше свое положение в ней, чем подростки из неполных семей. Что же касается последних, то подростки из неполных семей в большей степени опасаются угрозы физических наказаний.
Кроме того, старшие подростки из полных семей чаще переживают комфорт в семье и оценивают его выше, чем их сверстники из неполных семей. По-видимому, старшие подростки не всегда доверяют семейной атмосфере. Возможно, отношения в семье - характеристика непостоянная, и за семейным «штилем» может неожиданно последовать гроза.
Старшие подростки из полных семей резко негативно относятся к конфликтам в семье, тогда как их сверстники из неполных семей относятся к ним вполне терпимо. Можно предположить, что старшие подростки из неполных семей данной выборки «привыкли» к конфликтам, как к некой обыденности и не сильно переживают, когда они случаются
Таким образом, гипотеза, сформулированная следующим образом: отношение к семейным ситуациям разного типа, различается у старших подростков из полных и неполных семей, подтвердилась.



1. Аксюта М.А. Почему одни подростки трудны, а другие - нет. Воспитание с помощью окружения. М.: В Круге, 2014. 360 c.
2. Аракелов Г.Г., Жариков Н.М. Учителям и родителям о психологии подростка. М.: Просвещение, 2005. 163 с.
3. Баданина Л.П. Основы общей конфликтологии: учеб. пос.
М.: Флинта, 2012. 206 с.
4. Баженова О.В. Детская и подростковая релаксационная терапия. Практикум. М.: Генезис, 2016. 288 с.
5. Байярд Р.Т., Байярд Д.Т. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М.: Академический проект, 2015. 224 с.
6. Башкатов И.П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С.А. Беличевой. Тюмень: ТГУ, 2005. 145-167 с.
7. Березин С.В., Лисецкий К.С. Особенности старшего подросткового возраста. М.: Ось-89, 2006. 140 с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: НПО «МОДЭК», 2001. 352 с.
9. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по
психодиагностике. СПб.: Питер, 2002. 528 с.
10. Вершинин М.С. Конфликтология. Конпект лекций. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. 64 с.
11. Витковская М.И. Социальные страхи как предмет социологического исследования: автореф. дисс. ... кад. социол. наук. М., 2006. 24 с.
12. Волков Б.С. Конфликтология. Учеб. для студ. Высших учебных заведений. 3-е изд. М.: Академический проект: Фонд «Миф», 2007. 400 с.
13. Грецов А.В., Азбелъ А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. СПб.: Питер, 2006. 176 с.
14. Григорович Л.А. Проблема нравственного развития подростка: моногр. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. 248 с.
15. Григорьева М. В. Психология труда: конспект. М.: Высшее образование, 2006. 192 с.
16. Гришина Н.В. Психология конфликта: хрестоматия. 2-е изд. СПб.: ПИТЕР, 2008. 380 с.
17. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся, или учимся жить в современном мире. М.: ВАКО, 2006. 128 с.
18. Дмитриева Н.Ю. Кризисы детского возраста. Воспитание подростков: моногр. М.: «Феникс», 2016. 160 c.
19. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм, наркоманию у подростков. М.: Юрайт, 2009. 255 с.
20. Зимелева З.А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. 21 с.
21. Истратова О.И., Эксакусто Т.В. Большая книга подросткового психолога. Ростов н/Д.: «Феникс», 2008. 636 с.
22. Козырев Г.И. Конфликтология: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2010. 304 с.
23. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. 2007. №3. С. 69-78.
24. Конфликты ребенка-подростка и родителей. С. 24-27 [Электронный
ресурс] URL: http://www.kid.ru/problems/171.php3 (дата обращения: 13.02.2018)
25. Мухтасимова Э.П. Психологические особенности проявления девиантного поведения подростками // Психология, социология и педагогика. 2016. № 4. С. 55-60.
26. Омарова М.О. Особенности самосознания подростков. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. 132 c.
27. Основы психологии. Практикум / под ред. Л.Д. Столяренко. 8-е изд. Ростов н/Д.: «Феникс», 2006. 704 с.
28. Певнева А.Н., Татарникова Е.В. Личностные особенности подростков и стиль воспитания в неполной семье. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. 337 c.
29. Подросток и семья. [Электронный ресурс] URL: www.glossary.ru(дата обращения: 20.04.2018)
30. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. СПб.: Питер, 2008. 652 с.
31. Психология: Учебник для педагогических вузов / под ред. Б.А. Сосновского. М.: Юрайт-Издат, 2015. 660 с.
32. Райс Ф.И. Психология подросткового возраста. М.: Питер, 2014. 816 c.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2015. 705 с.
34. Савельева Ф.А. Подросток и родители: как сохранить отношения. Спешите общаться! // Виноград. 2012. № 6. С. 50-54.
35. Семейная психология. [Электронный ресурс]
URL: http://psylib.myword.ru (дата обращения: 16.05.2018)
36. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». 2-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: «Феникс», 2003. 544 с.
37. Туманова Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни. Саратов, 2002. 188 с.
38. Халикова Г.Р. Исследование психологических особенностей подростков на основе их включенности в молодежную субкультуру // Психология, социология и педагогика. 2014. № 6. С. 33-35.
39. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.
40. Шипилина Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. М.: Флинта. 2011. 128 с.
41. Эльконин Б.Д. Психология развития: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 144 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ