ОТНОШЕНИЕ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ К СЕМЕЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РАЗНОГО ТИПА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ К СЕМЕЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РАЗНОГО ТИПА 5
1.1. Понятие о семейной ситуации 5
1.2. Психологические особенности старших подростков 11
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ К СЕМЕЙНЫМ СИТУАЦИЯМ 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Результаты эмпирического исследования отношения старших
подростков к семье 31
2.3. Рекомендации родителям в нормализации детско-родительских отношений 34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ К СЕМЕЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РАЗНОГО ТИПА 5
1.1. Понятие о семейной ситуации 5
1.2. Психологические особенности старших подростков 11
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ К СЕМЕЙНЫМ СИТУАЦИЯМ 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Результаты эмпирического исследования отношения старших
подростков к семье 31
2.3. Рекомендации родителям в нормализации детско-родительских отношений 34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
На сегодняшний день в современном мире семья - это древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство.
Ее уникальность состоит в том, что, будучи полнофункциональной структурой, в ее рамках несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, то есть на протяжении большей части человеческой жизни. В такой полнофункциональной системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы «семейные ситуации». Особенно, когда в семье есть ребенок-подросток.
Семейные конфликты являются одной из самых распространенных форм конфликтов. По оценкам специалистов, в 80-85 % семей происходят конфликты, а в остальных 15-20 % возникают ссоры по различным поводам.
Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость послужили основанием для выбора темы исследования: «Отношение старших подростков к семейным ситуациям разного типа».
Цель: Изучение отношения старших подростков к семейным ситуациям разного типа.
Объект исследования - семейные ситуации разного типа.
Предмет исследования - отношение старших подростков к семейным ситуациям разного типа.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Подобрать методики эмпирического исследования.
3. Выявить отношение старших подростков к семейным ситуациям разного типа.
Гипотеза: Отношение к семейным ситуациям разного типа различается у старших подростков из полных и неполных семей.
Методы:
1) теоретические: анализ литературы;
2) эмпирические: анкетирование;
3) статистический: ранговая корреляция.
Методики:
1) модифицированная методика «Незаконченные предложения» С. Леви;
2) модифицированная методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна;
3) анкета для обучающихся «Приходилось ли сталкиваться с жестоким или несправедливым отношением к тебе со стороны родителей и других членов семьи».
Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы в работе психологов общеобразовательных организаций.
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе «Средней общеобразовательной школы ХХ» г. Красноярск, 9 класс. Количество: 20 человек; девочек - 12, мальчиков - 8.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью, объектом, предметом, задачами и гипотезой исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, библиографического списка, содержит приложения.
Ее уникальность состоит в том, что, будучи полнофункциональной структурой, в ее рамках несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, то есть на протяжении большей части человеческой жизни. В такой полнофункциональной системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы «семейные ситуации». Особенно, когда в семье есть ребенок-подросток.
Семейные конфликты являются одной из самых распространенных форм конфликтов. По оценкам специалистов, в 80-85 % семей происходят конфликты, а в остальных 15-20 % возникают ссоры по различным поводам.
Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость послужили основанием для выбора темы исследования: «Отношение старших подростков к семейным ситуациям разного типа».
Цель: Изучение отношения старших подростков к семейным ситуациям разного типа.
Объект исследования - семейные ситуации разного типа.
Предмет исследования - отношение старших подростков к семейным ситуациям разного типа.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Подобрать методики эмпирического исследования.
3. Выявить отношение старших подростков к семейным ситуациям разного типа.
Гипотеза: Отношение к семейным ситуациям разного типа различается у старших подростков из полных и неполных семей.
Методы:
1) теоретические: анализ литературы;
2) эмпирические: анкетирование;
3) статистический: ранговая корреляция.
Методики:
1) модифицированная методика «Незаконченные предложения» С. Леви;
2) модифицированная методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна;
3) анкета для обучающихся «Приходилось ли сталкиваться с жестоким или несправедливым отношением к тебе со стороны родителей и других членов семьи».
Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы в работе психологов общеобразовательных организаций.
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе «Средней общеобразовательной школы ХХ» г. Красноярск, 9 класс. Количество: 20 человек; девочек - 12, мальчиков - 8.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью, объектом, предметом, задачами и гипотезой исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, библиографического списка, содержит приложения.
Проблема отношения подростка к своей семье, является актуальной в современных условиях, поскольку ускоренный темп современной жизни, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений между родителями и детьми. Подтверждением этому служат многочисленные обращения ученых (Г.М. Андреевой, Ю.В. Васильевой, СВ. Дармодехина, О.Л. Зверевой, Е.Н. Сорочинской, Т.А. Куликовой, П.П. Пивненко, А.В. Мудрика) к проблемам семейных отношений.
Сегодняшние реалии, данные социологических и психологических исследований подтверждают, что отношение старших подростков к семейным ситуациям значительно видоизменилось.
Большая психологическая энциклопедия трактует понятие семейная ситуация как отношения (близкие, дистантные, конфликтные, развод) между членами семьи.
Изучить семейные ситуации можно посредством метода анализа конкретных ситуаций. Изучение конкретной семейной ситуации или конкретного случая подразумевает всестороннее исследование: изучение биографий, использование тестов, проведение собеседований и тому подобное.
Проанализировав литературу по данной теме и проведя эмпирическое исследование, можно сделать вывод о том, что отношение старших подростков в семье зависит от состава семьи.
Анализ полученных в эмпирическом исследовании данных показал также, что старшие подростки из полных семей в большей степени удовлетворены отношениями в их семьях, чем их ровесники из неполных семей. Они в большей степени переживают за моральные наказания в семье. Можно предположить, что поскольку респонденты из полных семей в целом гораздо лучше относятся к семье, то и они и ценят выше свое положение в ней, чем подростки из неполных семей. Что же касается последних, то подростки из неполных семей в большей степени опасаются угрозы физических наказаний.
Кроме того, старшие подростки из полных семей чаще переживают комфорт в семье и оценивают его выше, чем их сверстники из неполных семей. По-видимому, старшие подростки не всегда доверяют семейной атмосфере. Возможно, отношения в семье - характеристика непостоянная, и за семейным «штилем» может неожиданно последовать гроза.
Старшие подростки из полных семей резко негативно относятся к конфликтам в семье, тогда как их сверстники из неполных семей относятся к ним вполне терпимо. Можно предположить, что старшие подростки из неполных семей данной выборки «привыкли» к конфликтам, как к некой обыденности и не сильно переживают, когда они случаются
Таким образом, гипотеза, сформулированная следующим образом: отношение к семейным ситуациям разного типа, различается у старших подростков из полных и неполных семей, подтвердилась.
Сегодняшние реалии, данные социологических и психологических исследований подтверждают, что отношение старших подростков к семейным ситуациям значительно видоизменилось.
Большая психологическая энциклопедия трактует понятие семейная ситуация как отношения (близкие, дистантные, конфликтные, развод) между членами семьи.
Изучить семейные ситуации можно посредством метода анализа конкретных ситуаций. Изучение конкретной семейной ситуации или конкретного случая подразумевает всестороннее исследование: изучение биографий, использование тестов, проведение собеседований и тому подобное.
Проанализировав литературу по данной теме и проведя эмпирическое исследование, можно сделать вывод о том, что отношение старших подростков в семье зависит от состава семьи.
Анализ полученных в эмпирическом исследовании данных показал также, что старшие подростки из полных семей в большей степени удовлетворены отношениями в их семьях, чем их ровесники из неполных семей. Они в большей степени переживают за моральные наказания в семье. Можно предположить, что поскольку респонденты из полных семей в целом гораздо лучше относятся к семье, то и они и ценят выше свое положение в ней, чем подростки из неполных семей. Что же касается последних, то подростки из неполных семей в большей степени опасаются угрозы физических наказаний.
Кроме того, старшие подростки из полных семей чаще переживают комфорт в семье и оценивают его выше, чем их сверстники из неполных семей. По-видимому, старшие подростки не всегда доверяют семейной атмосфере. Возможно, отношения в семье - характеристика непостоянная, и за семейным «штилем» может неожиданно последовать гроза.
Старшие подростки из полных семей резко негативно относятся к конфликтам в семье, тогда как их сверстники из неполных семей относятся к ним вполне терпимо. Можно предположить, что старшие подростки из неполных семей данной выборки «привыкли» к конфликтам, как к некой обыденности и не сильно переживают, когда они случаются
Таким образом, гипотеза, сформулированная следующим образом: отношение к семейным ситуациям разного типа, различается у старших подростков из полных и неполных семей, подтвердилась.
Подобные работы
- Различия в показателях самосознания подростков из семей с разным типом воспитания
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2022 - СВЯЗЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ,КОПИНГ СТРАТЕГИЙ И
ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В РАЗНЫХ ТИПАХ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ С РАЗНЫМ СТИЛЕМ ВОСПИТАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Представление о семье у подростков из семей с разными стилями родительского воспитания
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Представления о семейной жизни у подростков из семей с разными стилями детско-родительских отношений
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2019 - Взаимосвязь между учебной мотивацией и профессиональной направленностью у старших подростков и юношей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТИЛЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4305 р. Год сдачи: 2016 - НИВЕЛИРОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ОГЭ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018



