ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Проблема мотивации учебной деятельности в отечественной литературе 7
1.2. Психолого-педагогические особенности мотивации учебной деятельности
младших школьников 12
1.3. Мотивация в младшем школьном, возрасте: динамика и факторы ее формирования 21
Выводы по 1 главе 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ 33
2.1. Описание выборки и методик исследования 33
2.2. Анализ результатов исследования 36
2.3. Рекомендации учителям и родителям по формированию учебной мотивации младших школьников 46
Выводы по 2 главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
Актуальность темы. Проблема развития учебной мотивации у младших школьников является предметом исследования педагогов, учёных на протяжении многих лет. Для современной школы проблема развития учебной мотивации остаётся актуальной в связи с ведением ФГОС. С каждым годом на фоне обострения социальных проблем, а также нехватки дошкольных образовательных учреждений, как на селе, так и в городе, самоустранения родителей от воспитания детей, всё более остро встаёт вопрос о низком уровне сформированности мотивации детей к учебной деятельности: отсутствие желания учиться или положительная, но бессодержательная мотивация на уровне переживаний. В настоящее время в образовательных учреждениях ведется большая работа по формированию мотивации младших школьников.
ФГОС начального общего образования предъявляет к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу следующие личностные требования: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности [45].
Учебная мотивация - необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Одной из задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников.
Первым условием успешного учения ребёнка в начальной школе является у него соответствующих мотивов учения - отношения к нему как к важному, общественно значимому делу, стремления к приобретению знаний, интереса к определённым учебным предметам. Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов учения может побудить ребёнка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой.
Мотивы - это побуждения, причины, заставляющие ученика учиться, действовать, совершать поступки. В обучении одновременно действует множество мотивов. Представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учитель получает, наблюдая отношение школьника к учению. Знание законов мотивации - ключ к решению большинства школьных проблем. Необходимость изучения механизмов мотивационных отношений также нужно при изучении особенностей развития мотивов в младшем школьном возрасте, чтобы уметь правильно построить процесс развития и воспитания младшего школьника [2, c. 15].
Исходя из вышесказанного актуальность темы выпускной квалификационной работы не вызывает сомнений и обусловлена высокой значимостью проблемы мотивов учебной деятельности младших школьников.
Цель: изучение мотивов учебной деятельности сельских и городских младших школьников.
Объект исследования: мотивация учебной деятельности.
Предмет исследования: мотивы учебной деятельности младших школьников в городских и сельских школах.
База исследования МБОУ СОШ с. Самагалтай и МБОУ СОШ № 11 г. Кызыла.
Выборка исследования состоит из двух классов городской и сельской местности - это ученики 3-х классов в количестве 54 человек (по 27 учеников из каждого класса) в возрасте от 9 до 10 лет.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что у младших школьников городской школы преобладают познавательные мотивы учения, а у младших школьников сельской школы - социальные.
Задачи:
- проанализировать проблему мотивации учебной деятельности на основе отечественных исследований;
- описать психолого-педагогические особенности мотивации учебной деятельности младших школьников;
- рассмотреть особенности мотивации в младшем школьном возрасте: динамику и факторы ее формирования;
- провести эмпирическое исследование по выявлению мотивации к обучению младших школьников в городских и сельских школах Республики Тыва;
- разработать рекомендации педагогам и родителям для эффективной работы по повышению мотивации детей младшего школьного возраста к учебной деятельности.
Методологическими основами исследования. В основу данной работы легла концепция Л.И. Божович «Проблемы развития мотивационной сферы ребенка», а также теория мотивации Маркова А.К. «Формирование мотивации учения в школьном возрасте».
Методы исследования.
- теоретические: анализ литературы, обобщение информации; сравнительно-сопоставительный анализ;
- эмпирические: тестирование и анкетирование.
Методики исследования. Методика диагностики учебной мотивации младших школьников Н.В. Елфимовой «Лесенка побуждений» ; методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные данные могут быть применены в практической деятельности учителей начальных классов МБОУ СОШ с. Самагалтай № 2 и МБОУ СОШ № 11 г. Кызыла, а также могут быть полезны студентам, обучающимся по направлениям подготовки бакалавриата «Психолого-педагогическое образование» и «Психология».
Внедрение результатов исследования: проведены родительские собрания в МБОУ СОШ с. Самагалтай № 2 и МБОУ СОШ № 11 г. Кызыла, на которых родителям были даны рекомендации по формированию учебной мотивации младших школьников.
Структура выпускной квалификационной работы определена характером исследуемых в ней проблем. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В данной работе, согласно цели и задачам исследования, были изучены особенности мотивации учения младших школьников городской и сельской школы. Как уже отмечалось выше основная проблема, которую рассматривали в данном исследовании, область влияния сельских и городских школьников на фактор мотивов к учебной деятельности младших школьников.
При исследовании мотивов к учебной деятельности опирались на методику диагностики учебной мотивации младших школьников Н.В. Елфимовой «Лесенка побуждений»; на методику «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга.
Выдвинутые в начале исследования гипотеза была проверена эмпирически. Гипотеза частично подтвердилась: что у младших школьников городской школы преобладают познавательные мотивы учения, а у младших школьников сельской школы - социальные.
Таким образом, можно сказать, что у групп городских и сельских школьников имеются как общие черты в области мотива обучения в школе, так и характерные только одной группе. Различия говорят о том, что фактор места жительства влияет на мотивацию учения, определяя тем самым мотивы социальные или познавательные. Особенностью преобладания данных мотивов могут быть связаны с условиями проживания, мононациональное окружение, необходимостью больше заниматься трудовой деятельностью у сельских школьников; большое количество поручения по дому; меньше возможностей выхода в Интернет; достаточно низкий уровень дохода семьи и т.д.
Практическая значимость исследования состоит в том, что использование данных методик позволяет сделать вывод о влиянии фактора места жительства на мотивацию учения младших школьников. Данные нашего исследования могут быть использованы психологами в разработке успешной мотивации младших школьников в городской и сельской школе.
По результатам проведенного эмпирического исследования даны рекомендации учителям и родителям для грамотной организации формирования учебной мотивации у младших школьников.
Для формирования мотивации учения у младших школьников учителю, в первую очередь, необходимо создать условия для протекания учебного процесса.
Родителям необходимо дома обеспечить условия работы для выполнения домашних заданий: оборудовать рабочее место. Также родителям необходимо выработать у школьника привычку еще до начала работы уточнить все задания и приготовить все необходимое для выполнения задания. Необходимо также младшего школьника научить планировать свои действия и решать, в каком порядке делать уроки.
1. Активизация учебной деятельности [Текст]: учеб.-метод. пособие / ред. Г.А. Китайгородская. - М.: Московского университета, 2009. - 175 c.
2. Асеев, В.Г. [Текст]: Мотивация поведения и формирования личности. / В.Г. Асеев. - М.: «Мысль», 1976 - 158 с.
3. Боженова, Е.Л. Учебная мотивация современных школьников при переходе из младшего школьного возраста в средний [Текст]: / Е.Л. Боженова // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(36).
4. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. [Текст]: / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. - М.: «Педагогика», 1972. - 352 с.
5. Большая советская энциклопедия [Текст] / Под. ред. А.М. Прохорова. - М.: Сов. энциклопедия, 1976.
6. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников[Текст]: / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. - М.: Просвещение - 1962
7. Введение в психофизиологию. [Текст]: Учебное пособие. / под ред. Т.М. Марютина, О.Ю. Ермолаева - М.: Высшая школа, 1997. - 207 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. [Текст]: / Л.С. Выготский - М.: Психолог, 2001. - 284 с.
9. Гинзбург, М.Р. Изучение учебной мотивации. (Методика разработана в 1988г., экспериментальные материалы и система оценок - в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.) [Текст] / М.Р. Гинзбург - М. - 1988
10. Гликман, И. З. Основы мотивации учения [текст]: / И.З. Гликман // Инновации в образовании. - 2007 - № 3. - С. 64-81.
11. Гольцова, Л. Я всегда иду в школу с радостью...: динамика самооценки и познавательной мотивации детей 6-8-ми лет при разных стилях общения учителя. / Л. Гольцова // Учитель. - 2006. - № 1. - С. 50-54.
12. Гончари, Л. В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации [текст]: // Начальная школа - 2004. - № 11. - С. 45-49.
13. Гнездилов, Г.В. Возрастная психология и психология развития: Учебное пособие / Г.В. Гнездилов, Е.А. Кокорева, А.Б. Курдюмов - М.: Изд-во СГУ. - 2013 - 204 с.
14. Гомбоева, Б.В. Интеллектуальное развитие / Б.В. Гомбоева, А.Б. Михалева // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе - Якутск. 2013 - С. 13-15
15. Даринская, Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: Монография. [Текст]: / Л.А. Даринская - СПб, 2005. - 293 с.
16. Ефимова Л. А. Мотивация обучения младших школьников средствами театрального искусства [Текст]: / Л.А. Ефимова // Начальная школа - 2006. - № 2. - С. 37-39.
17. Елфимова, Н.В. Диагностики учебной мотивации младших школьников «Лесенка побуждений» [Электронный ресурс] - режим доступа http://www.vashpsixolog.ru/index.php/component/content/article/59-diagnosis- motivational-sphere/126-diagnostic-ladder-motives
18. Задунова, Е. В. Формирование учебной мотивации младших школьников [Текст]:/ Е. В. Задунова, А. А. Омельченко // Начальная школа -2007. - № 2. - С. 20-21.
19. Ибрагимова, Л.А. Особенности учебной мотивации в младше школьном возрасте / Л.А. Ибрагимова, З.Г. Голотова // Международный студенческий вестник - 2015 - С. 19-22
20. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. [Текст]: / Е.П. Ильин - СПб.: Владос, 1997. - 512 с.
21. Крылова, Д. А. Учебная мотивация младших школьников [Электронный ресурс]: // Молодой ученый. - 2016. - №23. - С. 437-439. - URL https://moluch.ru/archive/127/35135/ (дата обращения: 13.12.2017).
22. Леонова, Н. А. Изучение мотивационной сферы младших школьников [Текст]: Н.А. Леонова // Начальная школа - 2008. - № 2 .- С. 6-7.
23. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст]: / А.Н. Леонтьев - Просвещение, 1982. - 352 с.
24. Леонтьев, А.Н. Потребности и мотивы деятельности [Текст]: / А.Н. Леонтьев / Психология/ Под ред. А.А. Смирнова и др. - М., 1962. - 296 с.
25. Леонтьев, Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и пробле ма качества мотивации. [Текст]:/ Д.А. Леонтьев // Вестник московского университета. серия 14. Психология. - 2016.- №2 - с.3-18
26. Липкина, А.И. Самооценка школьника. [Текст]: / А.И. Липкина - М.: Знание, 1976. - 64 с
27. Лифанова, Н.В. Развитие учебной мотивации как значимого компонента творческого потенциала младших школьников [Текст]: / Н.В. Лифанова // Международный научный журнал «Инновационная наука» - №8/2015 - 114¬118 С.
28. Львова, С.В. Возрастные особенности развития познавательных потребностей и мотивации учения у школьников [Текст] / С.В. Львова // Системная психология и социология. 2014. №1(9). С. 79-85
29. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. [Текст] / А.К. Маркова - М.: Просвещение, 1983.
30. Маркова, А.К. Мотивация учения и её воспитание у школьников. [Текст] А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман / Педагогика, М. - 1983.
31. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: книга для учителей [Текст]: / А.К. Маркова - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
32. Марюхина, В.В. Мотивация студентов к обучению в педагогическом университете (на примере Тувинского государственного университета) [Текст]: / В.В. Марюхина // Вестник ТувГУ. Педагогические науки - 2014. - №4(23) - С. 92-99
33. Матюхина, М. В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников. [Текст]: / М.В. Матюхина - Волгоград : Б. и., 1983. - 72с.
34. Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(36). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/1(36).pdf (дата обращения: 12.01.2018)
35. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. [Текст] / Л. М. Митина - Академия, 2005 - 370 с.
36. Морозова Н. Н., Пешехонова Е. Г. Особенности личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте [Текст] // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии.
2014. №1. С. 121-126
37. Мотивация учения [Текст] /Под ред. М. В. Матюхиной. - Волгоград,1976,
38. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов . [Текст] / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
39. Немов, Р.С. Психология. Учебник. [Текст] / Р.С. Немов - М., Просвещение: ВЛАДОС, 1995 - 496 с.
40. Новейший психологический словарь [Текст] / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. - Изд. 2 - е - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
41. Ооржак, Д.В. Особенности мотива учения у младших школьников (городских и сельских детей) [Текст]: / Д.В. Ооржак, Е.Л. Иргит // Сборник науч. трудов студентов ТувГУ материалы ежегодной научно-практической конференции студентов, посвященной Году гостеприимства в Республике
Тыва и в рамках мероприятий Всероссийской фестиваля науки, фестиваля «Студенческая весна». - Кызыл, 2017
42. Петровский, А.В. О некоторых проблемах социально-психологических исследований. [Текст] / А.В. Петровский // Вопросы психологии. - 1990. - № 4.- С. 23-34.
43. Петухов, С.Ю. Методические рекомендации по работе с детьми с высокой мотивацией и одаренностью[Текст]: / С.Ю. Петухов Г.В. Петухова // Образование и воспитание - 2015 - № 5. - С. 32-34
44. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной.М.: - 1995. С. 250-272.
45. Резанцева, М. О. Развитие социальной мотивации к учению как фактора субъектности младших школьников : дайджест [Текст] / М.О. Резанцева // Мир психологии.- 2005.- № 2.- С. 249-254.
46. Сапронов, И.А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника [Текст]: / И.А. Сапронов // Проблемы педагогики и психологии - 2008 - № 3 - С. 183-185
47. Слубчинская, Е.С. Формирование учебной мотивации у младших школьников, болеющих туберкулезом [Текст]: / Е.С. Слубчинская // Молодой ученый. - 2016 - № 25 - С. 657-659
48. Султыгова, Х. Возрастная особенности младших школьников в контексте формирования мотивация учения [Текст]: / В.С. Сыщиков, С.С. Быкова // Научно-методической электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т.28 - С. 163-165
49. Трушникова, Н. М. Психологическая безопасность образовательной среды городских и сельских школ [Текст] / Н. М. Трушникова. - ВКР. Пермь,2015.
50. Формирование мотивации учебной деятельности учащихся [Текст] / Под ред. В.Г. Моньева, С.А. Бешкова, И.И Борисова, М.А. Ефимова. - М. изд. НГПИ., 2003.
51. Формирование мотивации учения - книга для учителя [Текст] / Под ред.
A. К. Маркова, А.Г. Матис, А.К. Фесова. - М.: Просвещение. 2001.
52. Фролова, Н. А. Приемы активного мотивированного овладения учащимися системой знаний и способами деятельности [Текст] / Н.А. Фролова // Начальная школа - 2006. - № 2. - С. 50-51.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373
54. Чирков, В.И. Мотивация учебной деятельности. [Текст] / В.И. Чирков - М.: «АСТ - Москва», 2004. - 139 с.
55. Чудинова, Е. В. Младшие школьники в учебной деятельности [Текст] / Е.В. Чудинова. - М.: Эксперимент, 2008. - 294 c.
56. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: способности человека. [Текст] / В.Д. Шадриков - М., Логос, 2002.
57. Шликене, Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся [Текст] / Т.Н. Шликене // Начальная школа -
2008. - № 9. - С. 34-38.
58. Шпика, И.В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников [Текст] / И.В. Шпика // Начальная школа - 2007. - № 2. - С. 18-19.
59. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. [Текст] / Д.Б. Эльконин - М.: Просвещение, 1989.- 436 с
60. Якутова, В.А. Повышение учебной мотивации школьников [Текст]: /
B. А. Якутова // Соликамск. - 2015. - С. 22-30