ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения эмоционального интеллекта 7
1.1. Подходы к изучению эмоционального интеллекта 7
1.2. Особенности развития эмоционального интеллекта младших школьников 14
1.3. Психолого-педагогические приемы и методы развития эмоционального
интеллекта у младших школьников 22
Выводы по Главе 1 30
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей проявления
лидерства в младшем школьном возрасте 32
2.1. Методическая организация исследования 32
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 41
2.3. Программа развития эмоционального интеллекта младших школьников 51
Выводы по Главе 2 63
Заключение 66
Список используемых источников 68
Приложение А 76
Приложение Б
Глава 1. Теоретические основы изучения эмоционального интеллекта 7
1.1. Подходы к изучению эмоционального интеллекта 7
1.2. Особенности развития эмоционального интеллекта младших школьников 14
1.3. Психолого-педагогические приемы и методы развития эмоционального
интеллекта у младших школьников 22
Выводы по Главе 1 30
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей проявления
лидерства в младшем школьном возрасте 32
2.1. Методическая организация исследования 32
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 41
2.3. Программа развития эмоционального интеллекта младших школьников 51
Выводы по Главе 2 63
Заключение 66
Список используемых источников 68
Приложение А 76
Приложение Б
В современном мире пытаются воспитать человека, который готов к эффективному и продуктивному взаимодействию, работать в команде и успешно вступать в межличностные отношения. Без понимания структуры и глубины эмоционального интеллекта, обучение никогда не станет эффективным.
Социальная значимость темы определяется тем, что составляющие эмоционального интеллекта важны и необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, развитие этих составляющих способствует личностному, а также профессиональному росту личности, влияя на его успешность в жизни.
Под эмоциональным интеллектом Дэниел Гоулман понимает способность воспринимать, понимать и управлять эмоциями.
Феномен эмоционального интеллекта рассматривается с достаточно ранних времен. Предпосылками появления эмоционального интеллекта относят к античным временам. Платон рассматривал эмоции с точки зрения того, что в данной среде обязательно должна присутствовать рациональность. Аристотель, в своих учениях, настаивал на том, что необходимо контролировать негативные эмоции, а именно страх и гнев.
Схоласты в Средневековые времена придерживались связи мышления и чувств. Ближе к XX веку, немецкий психолог Г. Майер в книге «Психология эмоционального мышления» предложил классификацию видов мышления: помимо логического, он выделил и эмоциональное [30].
Научный интерес возрастал, и, к 1985 году Р. Бар-Он и В.Л. Пейн приступили к изучению темы эмоционального интеллекта. А в 1990 году, Дж. Мейе и П. Сэловей вводят понятие «эмоциональный интеллект» [69].
Анализ научной литературы показал, что существует много работ, посвященных рассмотрению проблематики эмоционального интеллекта среди разных возрастных категорий. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области изучения эмоционального интеллекта и эмоционального состояния человека. Представители, изучающие эмоциональный интеллект: Джон Гилфорд, Э. Торндайк, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Р. Бар-Он, Дж. Мейер, П. Сэловей, Д. Гоулман, Д.В. Люсин и другие ученые.
Проблемой исследования является актуальность в наше время, ведь развитие эмоционального интеллекта с раненого возраста может послужить благоприятной средой для дальнейшего развития личности. Существует также точка зрения (Д. Гоулман, Д.В. Люсин, М.А. Манойлова, О.И. Власова), согласно которой, фундамент эмоционального интеллекта закладывается в детстве, однако эмоциональный интеллект можно развивать и во взрослом возрасте, вплоть до середины человеческой жизни, существенно влияя на уровень его развития [30].Актуальность проблемы обусловлена, в частности, социальным заказом, выраженным в форме нормативных документов, регламентирующих деятельность системы образования (ФГОС) [6].
Цель исследования: на основе изучения особенностей развития эмоционального интеллекта младших школьников, разработать программу, направленную на развитие эмоционального интеллекта у младших школьников.
Объект исследования: эмоциональная сфера младших школьников.
Предмет исследования: особенности развития эмоционального интеллекта младших школьников.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что эмоциональный интеллект:
1) в младшем школьном возрасте преимущественно находится на среднем и низком уровне развития, отличается несформированностью понимания своих эмоций и эмоций других людей;
2) проявляется в осознанном сопереживании состоянию другого
человека;
3) может быть развит в ходе целенаправленной психологической работы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования, рассмотреть подходы к понятию «эмоциональный интеллект».
2. Подобрать диагностический комплекс эмоционального интеллекта младших школьников.
3. Провести исследование, направленное на изучение особенностей развития эмоционального интеллекта младших школьников.
4. Описать особенности эмоционального интеллекта младших школьников.
5. Проследить различия в уровнях развития эмоционального интеллекта мальчиков и девочек.
6. Проанализировать и описать актуальный уровень развития эмоционального интеллекта младших школьников.
7. Составить программу по развитию эмоционального интеллекта младших школьников.
8. Оформить выводы.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Метод тестирования.
3. Контент-анализ.
4. Методы количественного и качественного анализа данных.
Экспериментальная база: В исследовании приняли участие 51 школьников в возрасте 10-11 лет, в том числе 26 мальчиков и 25 девочек на базе 4 «А» и 4 «г» классов «Средняя школа №158 "ГРАНИ" г. Красноярска.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографического списка, приложения.
Работа апробирована на конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XXIV Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХХ века» в г. Красноярске.
По теме исследования имеется публикация.
Социальная значимость темы определяется тем, что составляющие эмоционального интеллекта важны и необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, развитие этих составляющих способствует личностному, а также профессиональному росту личности, влияя на его успешность в жизни.
Под эмоциональным интеллектом Дэниел Гоулман понимает способность воспринимать, понимать и управлять эмоциями.
Феномен эмоционального интеллекта рассматривается с достаточно ранних времен. Предпосылками появления эмоционального интеллекта относят к античным временам. Платон рассматривал эмоции с точки зрения того, что в данной среде обязательно должна присутствовать рациональность. Аристотель, в своих учениях, настаивал на том, что необходимо контролировать негативные эмоции, а именно страх и гнев.
Схоласты в Средневековые времена придерживались связи мышления и чувств. Ближе к XX веку, немецкий психолог Г. Майер в книге «Психология эмоционального мышления» предложил классификацию видов мышления: помимо логического, он выделил и эмоциональное [30].
Научный интерес возрастал, и, к 1985 году Р. Бар-Он и В.Л. Пейн приступили к изучению темы эмоционального интеллекта. А в 1990 году, Дж. Мейе и П. Сэловей вводят понятие «эмоциональный интеллект» [69].
Анализ научной литературы показал, что существует много работ, посвященных рассмотрению проблематики эмоционального интеллекта среди разных возрастных категорий. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области изучения эмоционального интеллекта и эмоционального состояния человека. Представители, изучающие эмоциональный интеллект: Джон Гилфорд, Э. Торндайк, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Р. Бар-Он, Дж. Мейер, П. Сэловей, Д. Гоулман, Д.В. Люсин и другие ученые.
Проблемой исследования является актуальность в наше время, ведь развитие эмоционального интеллекта с раненого возраста может послужить благоприятной средой для дальнейшего развития личности. Существует также точка зрения (Д. Гоулман, Д.В. Люсин, М.А. Манойлова, О.И. Власова), согласно которой, фундамент эмоционального интеллекта закладывается в детстве, однако эмоциональный интеллект можно развивать и во взрослом возрасте, вплоть до середины человеческой жизни, существенно влияя на уровень его развития [30].Актуальность проблемы обусловлена, в частности, социальным заказом, выраженным в форме нормативных документов, регламентирующих деятельность системы образования (ФГОС) [6].
Цель исследования: на основе изучения особенностей развития эмоционального интеллекта младших школьников, разработать программу, направленную на развитие эмоционального интеллекта у младших школьников.
Объект исследования: эмоциональная сфера младших школьников.
Предмет исследования: особенности развития эмоционального интеллекта младших школьников.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что эмоциональный интеллект:
1) в младшем школьном возрасте преимущественно находится на среднем и низком уровне развития, отличается несформированностью понимания своих эмоций и эмоций других людей;
2) проявляется в осознанном сопереживании состоянию другого
человека;
3) может быть развит в ходе целенаправленной психологической работы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования, рассмотреть подходы к понятию «эмоциональный интеллект».
2. Подобрать диагностический комплекс эмоционального интеллекта младших школьников.
3. Провести исследование, направленное на изучение особенностей развития эмоционального интеллекта младших школьников.
4. Описать особенности эмоционального интеллекта младших школьников.
5. Проследить различия в уровнях развития эмоционального интеллекта мальчиков и девочек.
6. Проанализировать и описать актуальный уровень развития эмоционального интеллекта младших школьников.
7. Составить программу по развитию эмоционального интеллекта младших школьников.
8. Оформить выводы.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Метод тестирования.
3. Контент-анализ.
4. Методы количественного и качественного анализа данных.
Экспериментальная база: В исследовании приняли участие 51 школьников в возрасте 10-11 лет, в том числе 26 мальчиков и 25 девочек на базе 4 «А» и 4 «г» классов «Средняя школа №158 "ГРАНИ" г. Красноярска.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографического списка, приложения.
Работа апробирована на конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XXIV Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХХ века» в г. Красноярске.
По теме исследования имеется публикация.
Проблема эмоционального интеллекта сейчас очень актуальна как никогда. Сегодня существуют разные подходы к изучению данной проблемы. Существуют разные точки зрения таки ученых, как: Джон Гилфорд, Э. Торндайк, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Р. Бар-Он, Дж. Мейер, П. Сэловей, Д. Гоулман, Д.В. Люсин и другие ученые.
Мы рассмотрели понятия, которые связанны с эмоциональным интеллектом; подходы к пониманию «эмоционального интеллекта» и его компоненты; природу эмоционального интеллекта и его подходы; из каких структур состоит эмоциональный интеллект и какие сферы задействованы; факторы, влияющие на эмоциональный интеллект; какие особенности выделяются у младших школьников.
Для проведения исследования был подобран диагностический комплекс для определения уровня эмоционального развития младших школьников: методика «Эмоциональная пиктограмма» для детей младшего школьного возраста в модификации М.А. Кузьмищевой; методика «Что - почему - как» М.А. Нгуен; диагностика «Эмоционального интеллекта» Н. Холл. В ходе исследования были выделены и проанализированы четыре компонента эмоционального интеллекта младших школьников.
Результаты исследования показали, что уровень развития эмоционального интеллекта младших школьников находится преимущественно на низком уровне, составляющий 41%. Средний уровень развития эмоционального интеллекта младших школьников проявляется в 38%. Высокий уровень развития эмоционального интеллекта зафиксирован у 21% обучающихся. Из выше сказанного следует, что у большинства обучающихся возникают трудности в понимании, выражении и управлении эмоциями. Низкий уровень развития эмоционального интеллекта у младшего школьника может приводить к проблемам во взаимодействии с другими детьми и в обучении. Однако важно понимать, что развитие эмоционального интеллекта является процессом, который можно поддерживать и развивать с помощью соответствующих стратегий.
Полученные результаты явились основой составления программы групповых занятий, целями которых послужило развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста.
Составленные нами программа и результат констатирующего эксперимента могут быть использованы практическими психологами и педагогами при работе над развитием эмоционального интеллекта младших школьников, а также родителями.
Мы рассмотрели понятия, которые связанны с эмоциональным интеллектом; подходы к пониманию «эмоционального интеллекта» и его компоненты; природу эмоционального интеллекта и его подходы; из каких структур состоит эмоциональный интеллект и какие сферы задействованы; факторы, влияющие на эмоциональный интеллект; какие особенности выделяются у младших школьников.
Для проведения исследования был подобран диагностический комплекс для определения уровня эмоционального развития младших школьников: методика «Эмоциональная пиктограмма» для детей младшего школьного возраста в модификации М.А. Кузьмищевой; методика «Что - почему - как» М.А. Нгуен; диагностика «Эмоционального интеллекта» Н. Холл. В ходе исследования были выделены и проанализированы четыре компонента эмоционального интеллекта младших школьников.
Результаты исследования показали, что уровень развития эмоционального интеллекта младших школьников находится преимущественно на низком уровне, составляющий 41%. Средний уровень развития эмоционального интеллекта младших школьников проявляется в 38%. Высокий уровень развития эмоционального интеллекта зафиксирован у 21% обучающихся. Из выше сказанного следует, что у большинства обучающихся возникают трудности в понимании, выражении и управлении эмоциями. Низкий уровень развития эмоционального интеллекта у младшего школьника может приводить к проблемам во взаимодействии с другими детьми и в обучении. Однако важно понимать, что развитие эмоционального интеллекта является процессом, который можно поддерживать и развивать с помощью соответствующих стратегий.
Полученные результаты явились основой составления программы групповых занятий, целями которых послужило развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста.
Составленные нами программа и результат констатирующего эксперимента могут быть использованы практическими психологами и педагогами при работе над развитием эмоционального интеллекта младших школьников, а также родителями.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая программа коррекции эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2022 - Особенности эмоциональной саморегуляции детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2022 - Особенности эмоционального интеллекта детей младшего подросткового возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2021 - ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста посещающих учреждения дополнительного образования музыкально- эстетической направленности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019



