Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения эмоционального интеллекта 7
1.1. Подходы к изучению эмоционального интеллекта 7
1.2. Особенности развития эмоционального интеллекта младших школьников 14
1.3. Психолого-педагогические приемы и методы развития эмоционального
интеллекта у младших школьников 22
Выводы по Главе 1 30
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей проявления
лидерства в младшем школьном возрасте 32
2.1. Методическая организация исследования 32
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 41
2.3. Программа развития эмоционального интеллекта младших школьников 51
Выводы по Главе 2 63
Заключение 66
Список используемых источников 68
Приложение А 76
Приложение Б
В современном мире пытаются воспитать человека, который готов к эффективному и продуктивному взаимодействию, работать в команде и успешно вступать в межличностные отношения. Без понимания структуры и глубины эмоционального интеллекта, обучение никогда не станет эффективным.
Социальная значимость темы определяется тем, что составляющие эмоционального интеллекта важны и необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, развитие этих составляющих способствует личностному, а также профессиональному росту личности, влияя на его успешность в жизни.
Под эмоциональным интеллектом Дэниел Гоулман понимает способность воспринимать, понимать и управлять эмоциями.
Феномен эмоционального интеллекта рассматривается с достаточно ранних времен. Предпосылками появления эмоционального интеллекта относят к античным временам. Платон рассматривал эмоции с точки зрения того, что в данной среде обязательно должна присутствовать рациональность. Аристотель, в своих учениях, настаивал на том, что необходимо контролировать негативные эмоции, а именно страх и гнев.
Схоласты в Средневековые времена придерживались связи мышления и чувств. Ближе к XX веку, немецкий психолог Г. Майер в книге «Психология эмоционального мышления» предложил классификацию видов мышления: помимо логического, он выделил и эмоциональное [30].
Научный интерес возрастал, и, к 1985 году Р. Бар-Он и В.Л. Пейн приступили к изучению темы эмоционального интеллекта. А в 1990 году, Дж. Мейе и П. Сэловей вводят понятие «эмоциональный интеллект» [69].
Анализ научной литературы показал, что существует много работ, посвященных рассмотрению проблематики эмоционального интеллекта среди разных возрастных категорий. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области изучения эмоционального интеллекта и эмоционального состояния человека. Представители, изучающие эмоциональный интеллект: Джон Гилфорд, Э. Торндайк, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Р. Бар-Он, Дж. Мейер, П. Сэловей, Д. Гоулман, Д.В. Люсин и другие ученые.
Проблемой исследования является актуальность в наше время, ведь развитие эмоционального интеллекта с раненого возраста может послужить благоприятной средой для дальнейшего развития личности. Существует также точка зрения (Д. Гоулман, Д.В. Люсин, М.А. Манойлова, О.И. Власова), согласно которой, фундамент эмоционального интеллекта закладывается в детстве, однако эмоциональный интеллект можно развивать и во взрослом возрасте, вплоть до середины человеческой жизни, существенно влияя на уровень его развития [30].Актуальность проблемы обусловлена, в частности, социальным заказом, выраженным в форме нормативных документов, регламентирующих деятельность системы образования (ФГОС) [6].
Цель исследования: на основе изучения особенностей развития эмоционального интеллекта младших школьников, разработать программу, направленную на развитие эмоционального интеллекта у младших школьников.
Объект исследования: эмоциональная сфера младших школьников.
Предмет исследования: особенности развития эмоционального интеллекта младших школьников.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что эмоциональный интеллект:
1) в младшем школьном возрасте преимущественно находится на среднем и низком уровне развития, отличается несформированностью понимания своих эмоций и эмоций других людей;
2) проявляется в осознанном сопереживании состоянию другого
человека;
3) может быть развит в ходе целенаправленной психологической работы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования, рассмотреть подходы к понятию «эмоциональный интеллект».
2. Подобрать диагностический комплекс эмоционального интеллекта младших школьников.
3. Провести исследование, направленное на изучение особенностей развития эмоционального интеллекта младших школьников.
4. Описать особенности эмоционального интеллекта младших школьников.
5. Проследить различия в уровнях развития эмоционального интеллекта мальчиков и девочек.
6. Проанализировать и описать актуальный уровень развития эмоционального интеллекта младших школьников.
7. Составить программу по развитию эмоционального интеллекта младших школьников.
8. Оформить выводы.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Метод тестирования.
3. Контент-анализ.
4. Методы количественного и качественного анализа данных.
Экспериментальная база: В исследовании приняли участие 51 школьников в возрасте 10-11 лет, в том числе 26 мальчиков и 25 девочек на базе 4 «А» и 4 «г» классов «Средняя школа №158 "ГРАНИ" г. Красноярска.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографического списка, приложения.
Работа апробирована на конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XXIV Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХХ века» в г. Красноярске.
По теме исследования имеется публикация.
Проблема эмоционального интеллекта сейчас очень актуальна как никогда. Сегодня существуют разные подходы к изучению данной проблемы. Существуют разные точки зрения таки ученых, как: Джон Гилфорд, Э. Торндайк, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Р. Бар-Он, Дж. Мейер, П. Сэловей, Д. Гоулман, Д.В. Люсин и другие ученые.
Мы рассмотрели понятия, которые связанны с эмоциональным интеллектом; подходы к пониманию «эмоционального интеллекта» и его компоненты; природу эмоционального интеллекта и его подходы; из каких структур состоит эмоциональный интеллект и какие сферы задействованы; факторы, влияющие на эмоциональный интеллект; какие особенности выделяются у младших школьников.
Для проведения исследования был подобран диагностический комплекс для определения уровня эмоционального развития младших школьников: методика «Эмоциональная пиктограмма» для детей младшего школьного возраста в модификации М.А. Кузьмищевой; методика «Что - почему - как» М.А. Нгуен; диагностика «Эмоционального интеллекта» Н. Холл. В ходе исследования были выделены и проанализированы четыре компонента эмоционального интеллекта младших школьников.
Результаты исследования показали, что уровень развития эмоционального интеллекта младших школьников находится преимущественно на низком уровне, составляющий 41%. Средний уровень развития эмоционального интеллекта младших школьников проявляется в 38%. Высокий уровень развития эмоционального интеллекта зафиксирован у 21% обучающихся. Из выше сказанного следует, что у большинства обучающихся возникают трудности в понимании, выражении и управлении эмоциями. Низкий уровень развития эмоционального интеллекта у младшего школьника может приводить к проблемам во взаимодействии с другими детьми и в обучении. Однако важно понимать, что развитие эмоционального интеллекта является процессом, который можно поддерживать и развивать с помощью соответствующих стратегий.
Полученные результаты явились основой составления программы групповых занятий, целями которых послужило развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста.
Составленные нами программа и результат констатирующего эксперимента могут быть использованы практическими психологами и педагогами при работе над развитием эмоционального интеллекта младших школьников, а также родителями.
1. Алимбаева Р.Т. Теоретические аспекты эмоционального интеллекта // Вестник Московского университета МВД России. Москва, 2017. №3. С. 242 - 243.
2. Алябьева Е. А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М.: ТЦ Сфера,2004. - 13 с.
3. Андреева И. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника. Электронный ресурс //andreeva.by. 2017. URL:https://infourok.ru/user/tkachenko-aleksandr-sergeevich1/blog/metodi-diagnostiki-i-formirovaniya-emocionalnogo-intellekta-u-shkolnikov-54925.html(Дата обращения 26.05.2022).
4. Андреева И.Н. Интегративная модель эмоционального интеллекта. Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2019; 1:125-133
5. Андреева, И.Н. Гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Психологический журнал. - 2008. - № 1. - С. 39-43.
6. Анохина А.С. Психофизиологические основы эмоционального интеллекта // Психология. Москва, 2016. 311с.
7. Базарсадаева Э. Ж. К вопросу об истории изучения
эмоционального интеллекта. Электронный ресурс //Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2013. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istorii-izucheniya-
emotsionalnogo-intellekta(Дата обращения 14.05.2022).
8. Беляева Е.Б. Развитие психических процессов младших школьников в процессе игры как ведущей формы обучения. Электронный ресурс //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. №6. С. 69-72. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-psihicheskih-protsessov-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-igry-kak-veduschey-formy-obucheniya
9. Бредберри Т., Эмоциональный интеллект 2.0: Москва. Манн,
Иванов и Фербер, 2009. 208c.
10. Вайнштейн, Л.А. Общая психология: учебник. Л.А. Вайнштейн,
B. А. Поликарпов, И.А. Фурманов. - Минск: Современная школа, 2017. 521с.
11. Водяха Ю.Е, Водяха С.А. Психология младшего школьника: учебно-методическое пособие. Екатеринбург. Урал. гос. пед. ун-т. 2018. 109 с.
12. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. Соч. Т.4. М.,1984. С. 90-318.
13. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Стоктон, США, Владимир, 1995. 315 с.
14. Дегтярев А.В. «Эмоциональный интеллект»: становление
понятия в психологии. // Психологическая наука и образование: электронный журнал. 2012. №2. URL:www.psyedu.ru(дата обращения: 18.12.2022).
15. Дубровина И.В. Возрастной подход к воспитанию психологической культуры школьников // Мир психологии. 2012. № 2. С. 194-209.
16. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. Москва, Тривола, 1995. 64 с.
17. Зорина Н.Н. Возможности развития эмоционального интеллекта // Проблемы современного педагогического образования. Москва, 2021.
C. 300-304
18. Игры и упражнения на развитие эмпатии. Электронный ресурс // Multiurok.ru. URL:https://multiurok.ru/files/ighry-i-uprazhnieniia-na-razvitiie-empatii.html(Дата обращения: 04.05.2023).
19. Игумнов С.А. Основы психотерапии детей и подростков
Электронный ресурс // Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет. - 2007. - 166 с. - URL:
https://nsk.jagannath.ru/users files/books/Igumnov S.A.-
Osnovy psihoterapii detei i podrostkov.pdf(Дата обращения: 24.04.2023).
20. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. 752 с.
21. Использование приемов театрализации для развития творческих
способностей у младших школьников. Электронный ресурс // CyberLeninka. 2016. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ispolzovanie-priemov-teatralizatsii-
й1уа-гаху111ха=1уогсЬе&к1Ь2дро^оЬпо^1ех2и-т1ай&Ь1Ь2^Ько1п1коу21(Дата обращения: 22.04.2023).
22. К вопросу о формировании эмпатии у младших школьников.
Электронный ресурс // CyberLeninka. 2015. URL:
https:ZZcyber1eninka.ru/artic1eZn/k-voprosu-o-formirovanii-empatii-u-m1adshih-shko1nikov(Дата обращения: 04.05.2023).
23. Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. 384 с.
24. Картотека психологических игр и упражнений. Электронный ресурс // НСПортал. 2020. URL:https://щро!^^.ru/shko1a/korrektsionnaya-pedagogika/1ibraryZ2020Z10Z04Zkartoteka-psiho1ogicheskih-igr-i-uprazhneniy(Дата обращения 22.04.2023).
25. Карточки игр для идентификации и понимания эмоций. Электронный ресурс // Наше образование. 2022. URL: https:ZZnsporta1.ruZdetskii-sadZkorrektsionnaya-pedagogika/2022Z04Z29Zkartoteka-igr-identifikatsiya-i-ponyatie-emotsiy(Дата обращения: 29.04.2023).
26. Касицина, Н.В. Четыре тактики педагогической поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. Н.В. Касицина, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин./Санкт-Петербург: Сфера, 2010. 256с.
27. Кинотерапия: современный взгляд на возможности применения.
Электронный ресурс // CyberLeninka. 2015. URL:
https:ZZcyber1eninka.ru/artic1eZn/kinoterapiya-sovremennyy-vzg1yad-na-vozmozhno sti-primeneniya(Дата обращения: 04.05.2023).
28. Конспект занятия по развитию эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста. Электронный ресурс // Урок.рф. URL: https://урок.рф/library/konspekt zanyatiya po razvitiyu emotcionalnogo intell 1
00346.Ыш1(Дата обращения: 29.04.2023)
29. Красноженова, Г.Ф. Высшая школа России. Проблемы
сохранения интеллектуального потенциала / Г.Ф. Красноженова. - М.:
Мысль, 1998. - 216 с.
30. Кузнецова К.С. Педагогическое сопровождение младших
школьников в процессе формирования эмоционального интеллекта. Электронный ресурс //Диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Саратов, 2012. URL:
https://www.sgu.rU/sites/default/files/dissnews/old/svnopsis/Kuznetsova K.S.PDF 0.pdf(Дата обращения 22.05.2022).
31. Ларина А.Т. Эмоциональный интеллект // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Москва, 2016. №3. С.275-278.
32. Люсин Д.В. Марютина О.О., Степанова А.С. Структура
эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ. Электронный ресурс. URL:
http://creativitv.ipras.ru/texts/books/socia1 IQ/1usin&marutina&stepanova Socia1Ю^ДДата обращения 14.05.2022).
33. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном
интеллекте. Электронный ресурс // URL:
http://creativitv.ipras.ru/texts/books/socia1 IQ/1usin1 Socia1 IQ.pdf (Дата
обращения 14.05.2022).
34. Мандель Б.Р. Психология развития. Полный курс: иллюстрированное учебное пособие. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. 743 с.
35. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. С.118¬208.
36. Методика «Эмоциональная пиктограмма». Электронный ресурс //
Studref . 2019.URL:
https://studrefcom/522144/psiho1ogiva/metodika emotsiona1nava piktogramma^ата обращения 26.05.2022).
37. Монина Г.Б. Развитие эмоционального интеллекта // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. Спб., 2010. С. 144-155
38. Мухина В. С. Возрастная психология. Феменология развития. Москва: Академия, 2008. 608 с.
39. Никитина И. В., Холмогорова А. Б. Социальная тревожность:
содержание понятия и основные направления изучения. Часть 2 //
Социальная и клиническая психиатрия. 2011. - Том 20, выпуск 1. - С.60-67
40. Никитина И.В. Картотека игр, идентификация и понятие эмоций
[Электронный ресурс]. // Национальная система открытого образования. 29.04.2022. URL: https: //nsportal .ru/detskii-sad/korrektsionnaya-
pedagogika/2022/04/29/kartoteka-igr-identifikatsiya-i-ponyatie-emotsiy(Дата обращения: 27.04.2023).
41. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. Издательский центр «Академия», 2003. 448 с.
42. Осипова, А. А. Общая психокоррекция. Москва: Сфера, 2012 . 248с.
43. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей.-М.: ГНОМ и Д, 2001.- 160 с.
44. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. СПб., 2004.
45. Программа тренинга "Развитие эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста". Электронный ресурс // InfoUrok. 2018. URL: https://infourok.ru/programma-treninga-razvitie-emocionalnogo-intellekta-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-913913.html(Дата обращения: 29.04.2023).
46. Проектная деятельность младших школьников в урочное время.
Электронный ресурс // CyberLeninka. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-mladshih-shkolnikov-v-игосЬпое-угешуа(Дата обращения: 22.04.2023).
47. Психолого-педагогическое сопровождение развития
эмоционального интеллекта младших школьников в условиях образовательного учреждения". Электронный ресурс // CyberLeninka. 2019. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-obrazovatelпogo(Дата обращения: 04.05.2023).
48. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб.: Питер, 2002, 720 с. 57.
49. Рыжов Д.М. Исследование и анализ развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. Москва, 2012. С.166-171
50. Рыжов Д.М. Младший школьный возраст как сенситивный период развития эмоционального интеллекта // Среднее профессиональное образование. № 2. 2013. С. 29-31.
51. Рыжов Д.М. Современные представление об эмоциональном интеллекте // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2012. №1. С.142 - 147.
52. Сафиуллова Е.О. Социальная тревога у разных психологических типов // Сборник: В мире научных открытий. Материалы III Международной студенческой научной конференции. 2019. - С. 176-179.
53. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо Эмоциональный интеллект (MSCEIT v. 2.0): Руководство. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. 176 с.
54. Ситников М.А. Эмоциональный интеллект руководителя и деятельность группы // Организационная психология. Москва, 2019. №3. С.153-157.
55. Старценко Н. Пять компонентов эмоционального интеллекта. Электронный ресурс //RB. 2019. URL:https://rb.ru/story/5-ei-components/(Дата обращения 22.05.2022).
56. Ткаченко А.С. Методы диагностики и формирования эмоционального интеллекта у школьников. Электронный ресурс //Инфоурок. 2018. URL:https://infourok.ru/user/tkachenko-aleksandr-sergeevich1/blog/metodi-diagnostiki-i-formirovaniya-emocionalnogo-intellekta-u-shkolnikov-54925.html(Дата обращения 26.05.2022).
57. Тренихин А.Д. Младший школьный возраст. Электронный ресурс //Pandia. 2018. URL:https://pandia.ru/text/80/535/40395.php(Дата обращения 17.05.2022).
58. Тулинова Е.С. Эмоциональная идентификация диагностическая
методика для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Е.И. Изотовой). Электронный ресурс //nsportal.ru. 2022. URL:
https://nsportal. ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2022/03/03/emotsionalnaya-identifikatsiya-diagnosticheskaya(Дата обращения 28.05.2022).
59. Тургенева Е.А. Тренинг "Развитие и коррекция эмоционального состояния" [Электронный ресурс] // infourok.ru. 2017. URL: https://infourok.ru/trening-razvitie-i-korrekciya-emocionalnogo-sostoyaniya-5390848.html(дата обращения: 27.04.2023).
60. Уровни сформированности эмоционального интеллекта младших школьников. Электронный ресурс //cyberpedia. 2019. URL: https://cyberpedia.su/16xf24a.html(Дата обращения 22.05.2022).
61. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. Изд-во Института Психотерапии. 2002. 362 с.
62. Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников. Электронный ресурс // CyberLeninka. 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-navykov-emotsionalnoy-samoregulyatsii-u-mladshih-shkolnikov(Дата обращения: 22.04.2023).
63. Характеристика основных новообразований психики в дошкольном возрасте. Электронный ресурс //Феникс. 2017. URL: https://wiki.fenix.help/psyhologiya/kharakteristika-osnovnykh-novoobrazovaniy-psikhiki-v-doshkolnom-vozraste(Дата обращения 22.05.2022).
64. Чистякова М.И. Психогимнастика. Москва: ВЛАДОС, 2015. 314 с.
65. Что такое эмоциональный интеллект. Электронный ресурс // presiumblog. URL:https://presium.pro/blog/what-is-emotional-intelligence(Дата обращения 18.12.2022).
66. Шабанов С. Алешина А. Эмоциональный интеллект. Российская практика. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 429 с.
67. Шнайдер М.И. Основные направления исследования эмоционального интеллекта // Гуманизация образования. Москва, 2020. С.58-64.
68. Шнайдер М.И. Эмоциональный интеллект в
профориентационной диагностике // Гуманизация образования. Москва, 2017. № 6. С.83 - 88.
69. Шумилкина М.С. Психологическая виктимность и эмоциональный интеллект // Достижения вузовской науки. Москва, 2019. С. 92 - 96.
70. Эмоциональный интеллект. Электронный ресурс //РосДиплом.
2012. URL: https://lib.rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=494861(Дата
обращения 13.05.2022).