Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ В ПОДРОСТКОВОМ ЧТЕНИИ: ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Работа №156546

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2024
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Отечественные графические тексты в подростковом чтении 7
1.1. Особенности подросткового чтения 7
1.2. Этапы развития отечественного графического текста 9
1.3. Специфика графических адаптаций классических текстов 12
1.4. Своеобразие графических текстов для читателей-подростков 16
1.5. Подходы к работе с графическими текстами в школе: обзор учебно-методических
трудов 19
2. Проектная деятельность учащихся как образовательная технология 24
2.1. Понятие «учебный проект» и история проектной деятельности в образовании 24
2.2. Типология проектов 28
2.3. Этапы работы над проектом 32
2.4. Проектная деятельность в практике преподавания литературы: опыт педагогов 35
3. Реализация проекта «Подросток и комикс-среда» в образовательном пространстве 39
3.1 Паспорт проекта 39
3.2. Начальный этап проектной деятельности 44
3.3 Технологический этап 55
3.4. Заключительный этап реализации проекта 61
Заключение 66
Список использованных источников 69
Приложение 1. Фрагменты из комикса 73
Приложение 2. Типология проектов 75
Приложение 3. Комикс по рассказу «Хвостик» В.П. Астафьева. 76
Приложение 4. Оценка продукта проектной деятельности учащегося 77
Приложение 5. Процессуальная оценка проектной деятельности учащегося 78
Приложение 6. Оценка оформления проекта 79


Современные тенденции образования и особенности мышления современных подростков обуславливают применение на уроках литературы всё большее количество наглядного материала, который в большей степени может быть реализован посредством использования креолизованных текстов.
Комикс - относительно новое явление в школьном образовании, во многом еще не изученное, которое педагоги воспринимают как «новшество», «навязанное» системе преподавания литературы. Тем не менее нельзя отрицать, что смена поколений требует и изменения подходов к преподаванию, которые учитывают особенности современного школьника. Возможности обращения к графическим текстам на уроке литературы описывают в своих работах такие методисты, как Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева, также о возможностях работы с детско-подростковой литературой пишут Т.Л. Мусатова и Т.Г. Галактионова, отмечая, что в новой образовательной парадигме комикс может быть очень хорошим учебником. Однако системный взгляд на исследуемую проблему в современной методической науке отсутствует.
Для обладателя клипового стиля когнитивной деятельности линейный текст, написанный непривычным языком, становится чрезвычайно сложным объектом. То, что опытный читатель с высоким языковым вкусом, развитым чувством языка и широким кругом энциклопедических знаний воспринимает как источник эстетического наслаждения в литературном классическом тексте, становится непреодолимым препятствием для неискушенного читателя в контексте коммуникации « автор - текст - читатель».
Для преодоления этого противоречия требуется интегративный подход к обучению текстовой деятельности, под которым мы понимаем стратегию, ориентирующую процесс обучения на интеграцию знаний из разных дисциплин, опыта и жизненных представлений при реализации текстовой деятельности [Богданова, 2021].
Эффективной образовательной технологией, позволяющей осуществлять деятельность с умением размышлять, анализировать, фокусировать внимание, является технология проектов. Когда ученик начинает работу над решением настоящей практической задачи, это может позволить ему раскрыть таланты и реализовать свой творческий потенциал.
Литература как искусство и литература как учебный предмет обладают значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя.
Актуальность исследования заключается в популяризации отечественного комикса среди подростков через проектную деятельность школьников.
Новизна заключается в реализации проекта учащимися-подростками с целью создания собственного продукта - графического текста.
Целью исследования стало раскрытие возможностей проектной технологии во взаимодействии подросткового чтения и комикс-среды.
Цель реализуется решением следующих задач:
1. Определить особенности подросткового чтения;
2. Представить этапы развития отечественного графического текста и выявить специфику современного подросткового комикса;
3. Обозначить особенности проектной технологии;
4. Разработать и реализовать на практике долгосрочный проект «Подросток и комикс-среда».
Объектом данного исследования является отечественные графические тексты в подростковом чтении.
Предметом изучения выступает процесс восприятия и изучения графических текстов подростками посредством проектной деятельности.
Методы, использованные при реализации исследования: историко-культурный, структурный, экспериментальный (конструирующий и поисковый эксперимент).
Методологической базой исследования явились работы следующих авторов, которые изучали историю и развитие комикса и комикс-культуры: Черкунова А.К., Грушецкая Е.Н. Кроме того, проблему подросткового чтения изучали следующие исследователи и методисты: Пранцова Г.В., Романичева Е.С., Арзамасцева И.Н., Груздева И.В., Сурдуковская С.В., Дульцева Е.Г. Технологии проектов посвящены работы Полат Е.С., Колесниковой И.А, Пахомова Н.Ю., методический обзор работ Челышевой И.Л., Петренко В.Н.
Практическая значимость заключается в возможности реализации проектной деятельности в школе, а также использования ее результатов в рамках педагогической деятельности и в рамках таких учебных дисциплин, как «Детская литература», «Методика обучения литературы».
Исследование имеет традиционную структуру и состоит из следующих элементов:
1. Введение, в котором описываются актуальность и новизна исследования, определены цель и задачи, описаны объект и предмет исследования, а также практическая значимость.
2. Первая глава посвящена истории развития графического комикса, обозначены этапы становления отечественного комикса в рамках мировой и отечественной культуры, определен круг подросткового чтения, выявлены особенности графических адаптаций, проанализированы подходы к работе с графическими текстами в школе.
3. Вторая глава посвящена определению понятия «учебный проект», истории проектной технологии, типологии проектов, обозначены этапы проектной деятельности, проанализирован имеющийся опыт в реализации проектной технологии.
4. Третья глава посвящена описанию реализации проекта: паспорта проекта, начальному, технологическому, заключительному этапам.
5. Заключение аккумулирует краткие тезисы описания всего исследования.
6. Список литературы, включающий 41 источник.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Клиповость мышления современного поколения школьников диктует педагогу в сложившейся ситуации найти положительные стороны и использовать их в своей профессиональной деятельности.
Несмотря на то, что современные дети не способны в течение долгого времени воспринимать однородную информацию в едином стиле (например, художественное произведение), они с достаточно большой скоростью обрабатывают любую представленную им информацию.
Таким образом, популярность использования комиксов в рамках образовательного процесса объясняется их красочностью, лаконичностью и доступностью для любой целевой аудитории. Языковой спецификой комиксов является то, что не любые звуки, эмоции, настроение героев возможно воплотить в графической форме, для более красочной передачи читателю необходимо использовать и графическую составляющую.
Комикс как самостоятельный феномен начал формироваться довольно давно. Говоря только об отечественных комиксах, можно сказать, что графический текст ведет свое начало ещё с житийной иконы, а затем и лубка, поэтому можно с уверенностью сказать, что это явление не пришло из вне, оно формировалось многие столетия.
Еще с давних времен именно визуальный ряд мог воздействовать на мышление человека, современный житель, особенно подросток, не исключение. Современный подросток склонен выбирать комиксы с фэнтезийной составляющей, но тем не менее его читательский интерес не ограничивается только произведениями в данном жанре. Подросток ищет комиксы, которые бы отражали его собственный опыт, помогали справиться со сложными ситуациями, свойственными подростковому возрасту.
Что касается методики преподавания графических текстов читателю-подростку, существует еще множество открытых вопросов, которые актуальны для исследователей.
Учитывая современные тенденции в образовании, проектная деятельность представляется нам одним из эффективных способов развития читательского потенциала школьников. Учебный проект по литературе для школьников-подростков - это возможность раскрыть творческие способности; это технология, позволяющая выразить себя, попробовать применить свои знания, использовать и публично показать достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной задачи, которую сами учащиеся сформулировали.
Учебный проект для учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно - учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.
Анализ учебно-методической литературы и опыт учителей показал, что проектную деятельность необходимо включать в систему уроков. Таким образом, мы видим не только необходимость ведения проектной деятельности в средних классах согласно целям и задачам федерального образовательного стандарта, но и ее значимость и возможность внедрения в преподавание литературы в средних классах.
«Подросток и комикс-среда» - проект, который позволяет решить проблему мотивации, создания положительного настроя обучающихся, а также помогает школьникам понять глубину и неисчерпаемость литературного произведения, настроиться на общение с текстом, учит применять знания на практике для решения проблем, касающихся жизни. В процессе реализации проекта руководителями были созданы условия для повышения мотивации подростков к обучению, что способствовало развитию интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, 67
умения планировать, принимать решения, оценивать результаты. Так, в процессе творческого проектирования развивается личность ученика. Проект также помог выявить влияние комикса на формирование ценностей и интересов подростка.
Обозначенная логика работы с литературными текстами с помощью технологии проектов и комикса может быть перенесена на другие произведения с учетом своеобразия художественных особенностей каждого из них, потому как методический потенциал креолизованных текстов весьма большой ввиду распространения и большой популярности комиксов.



1. McCloud S. Understanding comics (The invisible art). HarperCollinsPublishers. 2020. P. 11-16.
2. Арзамасцева И.Н. Комикс в образовании: есть ли польза для дела? // Народное образование. 2002 № 9 С. 132-135.
3. Грушецкая Е.Н. Комиксы как диалогический текст: материалы международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития», Чебоксары, 27 мая 2017 года // под ред. О.Н. Широкова. Чебоксары: «Центр научного сотрудничества ”Интер актив плюс”», 2017. 280 с.
4. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Нар одное образование, 2000. 238 с.
5. Деревенцова С.И. Сущность понятия проектной деятельности // Приоритетные научные направления: от теории к практике. Новосиб.: Центр развития науч. сотрудничества, 2013. С. 210.
6. Дудина И.М. Основы проектной деятельности: учебно-методическое пособие / сост. И. М. Дудина. Ярославль: ЯрГУ, 2019. С. 28.
7. Ильясов Д.Ф., Олефир С.В., Юлдашева А.Н. Педагогические особенности использования текстов новой природы в р аботе с низкомотивированными и слабочитающими школьниками // Вестник ЮУрГГПУ. 2018. №6. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-osobennosti-ispolzovaniya-tekstov-novoy-prirody-v-rabote-s-nizkomotivirovannymi-i-slabochitayuschimi-shkolnikami(дата обращения 25.03.2024).
8. Килпатрик В. Основы метода / В. Килпатрик [пер. с англ. Н. Н. Ильина]. М: 6-я типо-лит. «Транспечати» НКПС, 1928. 115 с.
9. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование / под ред. И. А. Колесниковой. М: Издательский центр «Академия», 2005. С. 128 - 129.
10. Комашко Н., Саенкова Е. Русская житийная икона. М.: Книги WAM, 2007. С. 7-13.
11. Коровина В.Я. Литература: 5-й класс: в 2 частях / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М: Просвещение, 2023. Ч. 1.
12. Лаврентьева О. Сурвило / ил. Ольга Сурвило. СПб.: Бумкнига, 2020. 307 с.
13. Липовка В.О., Полева Е.А. Изучение читательских интересов и потребностей семиклассников по результатам анкетирования // Концепт. 2014. №7. С. 1-6.
14. Маликова Е. Антисоциальный клуб / ил. Елена Маликова. М.: ЭКСМО, 2020. 72 с.
15. Мандель Б.Р. Основы проектной деятельности. М: Директ-Медиа, 2018. 293 с.
16. Меркулова М.Г., Прудиус И.Г. Жанр графического романа: к постановке проблемы (на материале современных франко- и англоязычных текстов) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. М. 2023. Т. 16. №10. С. 3379-3385.
17. Методические рекомендации Департамента образования г. Москвы от 20.11.2003 № 2-34-20 Метод учебных проектов, его возможности и ограничения по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Москвы.
18. Мин. Прос. РФ. Федеральная Рабочая Программа основного общего образования. М.: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2022. С.104.
19. Олейников А. Горе от ума. Графический путеводитель / ил.: Наталья Аверьянова. М.: Самокат, 2022. 127 с.
20. Олейников А. Евгений Онегин. Графический путеводитель / ил.: Наталья Яскина. М.: Самокат, 2021. 127 с.
21. Олейников А. Соня из 7 “Буээ” / ил. Тимофей Яржомбек. М.: Белая ворона/Альбус корвус, 2020. 97 с.
22. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2005. 107 с.
23. Петренко В.Н. Проектная мастерская «Литературный Блог» как форма организации внеурочной деятельности // Литература в школе. 2022. № 4. C. 98-109.
24. Подласый И.П. Педагогика: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2012. С. 145.
25. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2009. С. 268-272.
26. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом. М.: ФОРУМ, 2015 С. 86-91.
27. Романичева Е.С. Креолизованные тексты в литературном образовании: актуализируем и развиваем традиции методики // Литература в школе. 2022. № 3. С. 76-91.
28. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М: НИИ шк. технологий, 2006. Т. 1. 816 с.
29. Серго Ю.Н., Жернакова И.В. Графический роман-адаптация как способ повышения интереса школьника к изучению мировой литературы // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты.
2019. № 24. С. 193-198.
30. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М: изд. центр «Академия», 2010. С. 193-200.
31. Старикова Н.А., Терентьева Н.П. Комикс на уроке литературы
//Язык. Культура. Коммуникации. 2018. №1. URL:
https://journals.susu.ru/lcc/article/view/673/782(дата обращения: 28.03.2024).
32. Столярова Л.Г. Комикс как тип дискурса // Известия ТулГУ.
Гуманитарные науки. 2009. №2. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/komiks-kak-tip-diskursa (дата обращения: 28.03.2024).
33. Челышева И.Л. Групповая проектная деятельность учащихся // Литература в школе. 2015. №6. С. 25.
34. Черкунова А.К. Современный комикс и прототипы комикса в России // Организационная психолингвистика, 2020. №2 (10). С. 69-96.
35. Чудинова В.П. Тенденции и содержание чтения подростков: возможности коррекции // Чтение. XXI век: коллективная монография. М., 2015. С. 165-187.
36. Шастина Е.М., Божкова Г.Н., Борисов А.М., Шатунова О.В. Проблемы детского и подросткового чтения в контексте трансформации общества: Россия и Чехия // МНКО. 2019. №4 (77). С. 17-20.
37. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т.1. С. 304; Т.2. С. 414.
38. Шпигельман А. Маус / Арт Шпигельман, [пер. с анг. В. Шевченко]. М.: Corpus, 2014. 297 с.
39. Юдин Л.А. Драматургический потенциал графического романа: поэтика синкретизма // Вестник ЮУрГГПУ, 2016. №1. С. 186-190.
40. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении. М.: ФЛИНТА, 2014. 144 с.
41. Янков А. Графические новеллы и комиксы в контексте приобщения молодежи к чтению// Изотекст: Статьи и комиксы / сост. А.И. Кунин. М., 2010. С. 219.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ