Введение 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРОИЗВОДНАЯ И ЕЁ ПРИМЕНЕНИЕ» 8
1.1. Математическая грамотность как актуальный образовательный результат 8
1.2. Потенциал темы «Производная и её применение» для формирования
математической грамотности обучающихся 21
1.3. Модель формирования математической грамотности обучающихся 27
Выводы по главе 1 38
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРОИЗВОДНАЯ И ЕЁ ПРИМЕНЕНИЕ» 39
2.1 Проектирование содержательного компонента методики формирования математической грамотности обучающихся 39
2.2. Проектирование процессуально -технологического компонента
компонента методики формирования математической грамотности обучающихся 48
2.3. Описание организации и результатов экспериментальной работы 56
Выводы по главе 2 69
Заключение 70
Библиографический список 72
Приложение А 80
Приложение Б 82
Цели и задачи развития сферы российского образования заключаются в достижении конкурентоспособности Российской Федерации среди других стран и вхождение в десятку лидирующих по качеству образования стран. Исследование Programme for International Student Assessment (PISA) позволяет выявлять рейтинг стран . В своих исследованиях В.С. Басюк и Г.С. Ковалева определяют, что конкурентсноспособность «определяется качеством и доступностью образования, способностью выпускников выдержать конкуренцию в овладении новыми знаниями и технологиями, адаптироваться к условиям обучения, которые постоянно изменяются , будущей профессиональной деятельности и жизни» [7]. На сегодняшний день исследование PISA занимается проверкой личностных качеств, сформированных компетенций, а также сформированность базовых навыков обучающихся. Через данные показатели оценивается качество образования в стране. Эти навыки, качества и компетентности нужно любому современному человеку для реализации себя как успешной личности в современных реалиях XXI века. Самые необходимые для успешной жизнедеятельности человека навыки - это базовые навыки обучающихся, которые включают в свой состав такие виды грамотностей как: математическая, читательская и естественнонаучная. Для решения более сложных задач необходимо владеть глобальными компетенциями, которые включают в себя навыки кооперации и коммуникации, а также, что не мало важно, включают в себя креативное и критическое мышление.
Совместно все виды грамотности и глобальные компетенции читательская, математическая и естественнонаучная грамотность, глобальные компетенции демонстрируют комплекс знаний и умений обучающихся, которые необходимы современному человеку в реальной жизни для полноценного функционирования. Таким образом комплекс всех видов грамотностей и глобальных компетенций человека показывает уровень его функциональной грамотности. А.А. Леонтьев писал, что «функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» .
Таким образом, математическая грамотность обучающихся,
являющаяся приоритетным направлением исследования PISA 2021 г.,
является структурной составляющей функциональной грамотности школьников. В исследованиях, проводимых до 2018 г., под математической грамотностью понималась «способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину». В рамках исследования PISA-2021 математическая грамотность
рассматривается как «способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке». В связи с этим в практике обучения математике необходимо использовать не только математические задачи, ориентированные на применение предметных знаний, но и специальные задания, включающие учебные и практико-ориентированные задачи, способствующие развитию метапредметных результатов обучения математике, которые являются базой для формирования математической грамотности как составляющей функциональной грамотности на школьном уровне. Эти задания должны обеспечивать достижение учащимися более высокого уровня математической грамотности, следовательно, более успешное выполнение учащимися заданий международных исследований. Таким образом, в направлении достижения этой цели стоит задача разработки учебно-методических материалов, эффективные средства, приёмы и технологии формирования, развития и оценки математической грамотности учащихся.
Отмечая практическую и теоретическую значимость данных исследований, для разрешения задачи, вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, следует отметить, что на сегодняшний день недостаточно разработаны технологические и методические аспекты обучения, направленные на формирование у обучающихся математической грамотности, средствами предметной области «Математика».
...
Теоретический анализ психолого-педагогической и научно
исследовательской литературы позволил охарактеризовать основной перечень навыков, являющихся необходимыми для математически грамотного человека. В ходе исследования также были раскрыты возможности темы «Производная и её применение» для формирования математической грамотности у обучающихся 10-11 классов общеобразовательной школы.
Анализ результатов научных исследований, посвященных проблеме формирования математической грамотности у обучающихся позволил разработать структурно-содержательную модель формирования
математической грамотности у обучающихся 10- 11 классов общеобразовательной школы средствами предметной области «математика», в ходе изучения темы «Производная и её применение».
В процессе теоретического исследования и педагогического эксперимента, и на основе полученной модели была разработана методика формирование математической грамотности у обучающихся 10- 11 классов, а именно проектирование целевого, содержательного и технологического компонентов процесса изучения темы «Производная и её применение», которые способствуют формированию математической грамотности обучающихся. На основе сформулированных требований, произведена корректировка содержания обучения математике, были разработаны задания и формы организации образовательной деятельности, которые направлены на формирование математической грамотности обучающихся.
Эффективность разработанной методики, которая способствует формированию математической грамотности обучающихся
общеобразовательной школы, была проверена в ходе опытноэкспериментальной работы. Экспериментальной базой являлось Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Элитовская СОШ среди обучающихся 10 класса.
Полученные, в процессе исследования, данные позволяют утверждать, что уровень сформированности математической грамотности у обучающихся 10 класса незначительно повысился после проведенных комплекса уроков, которые были направлены на формирование математической грамотности.
Таким образом, все задачи решены, гипотеза нашла теоретическое и практическое подтверждение, цель исследования достигнута.
Практическая ценность данной работы состоит в том, что предложенное содержание обучения, а также методы и способы организации образовательной деятельности на уроках математики в ходе изучения темы «Производная и её применение», ориентированные на формирование математической грамотности обучающихся 10-11 классов
общеобразовательной школы, могут быть использованы в реальном процессе обучения математике.
1. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Ваганова О.И. Особенности разработки оценочных материалов в условиях реализации компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57 -1. С. 3-9.].
2. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы.
В 2ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / А.Г. Мордкович. - 14-е изд., стер. - М. :
Мнемозина, 2013. - 400 с.
3. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: учебн. Для общеобразоват. Учреждений : базовый и профил. Уровни / [С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин]. - 8е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 430 с.
4. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
5. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М.: Просвещение, 2019
6. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. 432 с
7. Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект
Министерства просвещения «Мониторинг формирования
функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты. Отечественная и зарубежная педагогика. 2019; Т. 1, № 4 (61): 13 - 33
8. Батароев К.Б. Аналогии и модели в познании. Новосибирск: Наука, 1981. 319 с
9. Батолина Ю. В. Производная как фактор развития математической грамотности на уроках математики // Студенческая наука и XXI век. — 2017. — № 2(15). — С. 204-205.
10. Боярских А. С., Пестерева В. Л., Косолапова И. В. Метод проектов при обучении математике в старшей школе. Пермь. 2018.
11. Бутылева Е. В. Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС //URL: http://school26. my1. ru/kejstekhnologii_na_urokakh_matematiki. pdf (дата обращения: 05.11.22)
12. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход / А. А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с
13. Виноградова Л.В. Методика преподавания математики в средней школе: учебное пособие / Л.В. Виноградова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2015. - 252 с.
14. Гёрц Г., Омельяновский М.Э. Эксперимент. Модель. Теория. М.: Наука, 1982. 336 с.
15. Глинский Б.А. Моделирование как метод научного познания (Гносеологический анализ). М.: Изд -во Моск. Ун-та, 1965. 248 с
... всего 64 источника