Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ ИНТЕГРАЛА»

Работа №156541

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

математика

Объем работы110
Год сдачи2023
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические основания для формирования математической грамотности обучающихся 10-11 классов в процессе изучения темы «Практические приложения интеграла» 8
1.1. Понятие математической грамотности и ее значение в обучении
математике 8
1.2. Особенности изучения темы «Практические приложения интеграла» в
10-11 классах 14
1.3. Анализ содержания темы «Определённый интеграл» в современных
школьных учебниках алгебры 24
1.4. Формирование математической грамотности обучающихся 10 -11 классов
в процессе изучения темы «Практические приложения интеграла» 28
Выводы по 1 главе 34
Глава 2. Методика формирования математической грамотности обучающихся 10-11 классов в процессе изучения темы «Практические приложения интеграла» 36
2.1. Использование интерактивных методов обучения в процессе изучения
темы «Практические приложения интеграла» 36
2.2. Анализ методических подходов к применению прикладных задач при
изучении темы «Определённый интеграл» 48
2.3. Методы и средства обучения, способствующие развитию
математической грамотности обучающихся при изучении темы «Определённый интеграл» 53
2.4. Цикл уроков по теме «Практические приложения определённого
интеграла» 61
2.5. Педагогический эксперимент: основные этапы и результаты 70
2.6. Итоги опытно-экспериментальной работы 88
Выводы по 2 главе 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 103

В современном обществе математическая грамотность является одним из важнейших компонентов общей культуры личности. Она позволяет человеку ориентироваться в современном мире, анализировать и обрабатывать информацию, принимать рациональные решения. Формирование математической грамотности становится особенно актуальным в условиях быстрого развития науки и технологий, когда все большее число профессий требует от людей высоких математических компетенций.
Однако, несмотря на значимость математической грамотности, ее уровень среди школьников не всегда достаточен для полноценной жизни и обучения в высшей школе. В особенности, эту проблему можно наблюдать в 10-11 классах, когда программа математики становится более сложной и абстрактной, а отсутствие необходимых знаний и умений может привести к неудовлетворительным результатам на ЕГЭ, а также к трудностям при поступлении в ВУЗы.
Понятие математической грамотности, введенное в отечественную дидактику из международного исследования PISA, стало предметом широкой общественной дискуссии о качестве российского образования и приоритетах в содержании математического образования. Низкие результаты наших школьников по сравнению с зарубежными сверстниками могут быть связаны с низким уровнем мотивации к изучению математики и, как следствие, недостаточным развитием математической грамотности.
Существуют работы Е.С. Квитко, К.А. Краснянской, Л.О. Рословой и других авторов, где описываются основы формирования и диагностики математической грамотности обучающихся. Однако, на практике учителям математики массовой школы не всегда доступны конкретные методические разработки по формированию и развитию математической грамотности учеников. В то же время, достижение данного образовательного результата становится все более актуальной целью в обучении математике. Поэтому, разработка методик и стратегий формирования математической грамотности обучающихся является важной задачей для теории и методики обучения математике.
Данная работа имеет важное значение для педагогической практики и научного исследования в области математического образования.
В целом, данное исследование является важным шагом в развитии методов обучения математике, и может способствовать повышению уровня математической грамотности учащихся в России и других странах.
Математическая грамотность является одним из ключевых понятий в обучении математике, так как это способность человека математически мыслить, формулировать, использовать и интерпретировать математику для решение различных задач в разнообразных практических контекстах, ведь она играет важную роль в формировании компетентных, критически мыслящих граждан. Она дает возможность человеку понимать, использовать и анализировать математические знания и методы в реальной жизни.
Математическая грамотность включает в себя не только умение решать математические задачи, но и понимание того, как применять математику в различных ситуациях. Она также включает в себя умение читать и понимать математические тексты, формулировать гипотезы и аргументировать свои выводы. Математическая грамотность имеет огромное значение в современном обществе, где математические знания и умения используются во многих областях, таких как экономика, технологии, наука, медицина и другие. Она помогает людям принимать обоснованные решения, понимать сложные явления и процессы, а также эффективно взаимодействовать с другими людьми.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение, стоит подчеркнуть, что повышение уровня математической грамотности имеет огромное значение в различных сферах жизни: от научных и технических новшеств до экономического развития и принятия взвешенных решений. Наша работа показывает, что изучение темы «Практические приложения интеграла» является необходимым фактором в формировании математической грамотности учащихся и их подготовке к вызовам будущего.
В данной работе была изучена особенность формирования математической грамотности обучающихся 10-11 классов на уроках математики. Нами было доказано, что включение в систему математической подготовки обучающихся комплекса задач по теме «Практические приложения интеграла», способствует развитию математической грамотности обучающихся и повышению уровня их учебной мотивации.
В процессе исследования были получены следующие результаты.
Описана и изучена сущность и структура математической грамотности.
Определены дидактические возможности практико-ориентированных задач для дальнейшего их применения в развитии математической грамотности обучающихся.
Разработан комплекс учебно-методических материалов,
предназначенный для проведения разнообразных форм внеклассной работы по математике. Он направлен на стимулирование развития математической грамотности у учащихся.
Был разработан и успешно проведен эксперимент, который показал эффективность разработанного нами комплекса задач для повышения уровня математической грамотности обучающихся.
Математическая грамотность становится фактором, способствующим развитию у учащихся способностей к творческому мышлению, умению выбирать профессиональный путь, использовать информационные и коммуникационные технологии в различных сферах жизни, а также обучению на протяжении всей жизни.
Задачи обучения математической грамотности учащихся могут быть реализованы при условии оптимального сочетания образовательного содержания уровня основного образования и дополнительных курсов, направленных на совершенствование прикладных математических навыков, используемых в различных жизненных ситуациях. Процесс формирования математической грамотности, является непрерывным и присутствует при изучении любого курса математики, в каждой теме, на каждом уроке.
Одним из важнейших аспектов развития математической грамотности является применение практических задач в учебном процессе. Это позволяет ученикам освоить ряд универсальных учебных навыков, таких как умение обрабатывать информацию, выделять главное, формулировать собственные решения и обосновывать их.
Основываясь на моих наблюдениях, я пришла к выводу, что регулярное использование задач, ориентированных на практику, способствует увеличению интереса учащихся к учебному процессу и формированию их мотивации на уроках.
В дальнейшем ставлю перед собой цель продолжать работу по составлению и использованию практико-ориентированных задач на уроках математики в основной школе для обеспечения стабильных результатов.
С учетом быстрого развития технологий и информационных систем, необходимо, чтобы учащиеся были готовы к применению математических знаний и навыков в реальном мире. Изучение практических приложений интеграла может помочь учащимся понять, как математические концепции применяются на практике, и как они могут использовать свои знания для решения реальных проблем.


1. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Ткачева М.В. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы, 2016. 291 с.
2. Колягин Ю.М. и др. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: базовый и профильный уровни, 2010. 118 с.
3. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы, 2013. 281 с.
4. Сканави М.И. Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы, 2013.
5. Эрентраут Е.Н. Прикладные задачи математического анализа для школьников, 2004.
6. Журавлев В. И. Педагогика: учебник для вузов / В. И. Журавлев. - Москва: Юрайт, 2019. - 480 с.
7. Новиков Д. А. Технологии обучения математике в современной школе: монография / Д. А. Новиков. - Москва: Дрофа, 2020. - 224 с.
8. Гареева Н.Н. Особенности метапредметных результатов обучения математике и средств их диагностики // Педагогический эксперимент: подходы и проблемы. 2018. № 4. С. 79-87
9. Кулешова С.А., Глушакова И.В. Приложения интеграла в физике. Москва: МФТИ, 2013. 224 с.
10. Колесникова Е.А., Панкратов В.И. Приложения интеграла в экономике. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 160 с.
11. Матвеева М. А. Организация проектной деятельности на уроках математики: методические рекомендации для учителей / М. А. Матвеева, Н. В. Фадеева. - Санкт-Петербург: Питер, 2019. - 192 с.
12. Кулешова С. А. Методика обучения математике в средней школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов / С. А. Кулешова. - Москва: Юрайт, 2018. - 304 с.
13. Леонова О. В. Особенности преподавания математики в современной школе: учебно-методическое пособие / О. В. Леонова, А. С. Трофимов. - Москва: Академия, 2020. - 272 с.
14. Ильин В.А. Основы математического анализа. Том 2 / В.А. Ильин, А.В. Куркина. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2008. - 576 с.
15. Кудрявцев Л.Д. Курс математического анализа. Том 2 / Л.Д. Кудрявцев. - М.: Высшая школа, 1982. - 480 с.
16. Рудин В.В. Математический анализ. Том 2 / В.В. Рудин. - М.: Наука, 1984. - 448 с.
17. Черемных Е. И. Методика преподавания математики в средней школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Е. И. Черемных, А. А. Александрова, Т. В. Калинина. - Москва: Дрофа, 2021. - 352 с.
... всего 35 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ