ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ 5
1.1. Готовность к материнству в психолого-педагогических источниках 5
1.2. Эмоциональная привязанность у детей раннего возраста к их родителям.9
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 19
ГЛАВА 2: ИЗУЧЕНИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА И МАТЕРЕЙ 20
2.1 Изучение особенностей эмоциональной привязанности детей раннего
возраста и особенностей материнского поведения 20
2.2 Разработка и реализация специальной программы по развитию адекватной привязанности и детей, и родителей в условиях центрах социального обслуживания населения 28
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
Библиография 38
Приложение А 43
Актуальность: Семья — это система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. Это малая группа, члены которой связаны меду собой родственными связями или брачными, или общим бытом, или взаимной моральной ответственностью.
В семье, ребенок познает мир, получает опыт взаимодействия с другими людьми и какие бывают взаимоотношения между людьми. Для того, чтобы ребенок научился доверять миру, важно, чтобы родители привили ему адекватную привязанность. Однако, бывают случаи, когда у ребенка и у мамы возникают трудности с привязанностью, например, когда ребенок не отпускает маму никуда или ребенок игнорирует маму. Мама же в свою очередь, не представляет, как ее ребенок будет без нее или наоборот, мама может не проявлять эмоции, которые нужны для развития адекватной привязанности.
Гипотеза нашего исследования заключается в развитие адекватной привязанности детей раннего возраста и их родителей будет способствовать изучение и выявление особенностей эмоциональной привязанности детей и поведения матерей, а также разработка и реализация специальной программы сопровождения.
Цель нашего исследования изучение особенностей эмоциональной привязанности в условиях социального учреждения.
Объект: дети раннего возраста и их родители.
Предмет: поведение матери.
Задачи:
1. Проанализировать актуальную зарубежную и отечественную литературу об родительстве и эмоциональной привязанности;
2. Провести эмпирическое исследование эмоциональной привязанности детей и их родителей, с целью выявления, преобладающей привязанности в семье;
3. Составить научно-обоснованную программу развития адекватной привязанности у детей и родителей.
Методы и методики исследования:
Исследование проводилось с помощью метода наблюдения за мамой и ребенком, во время проведения групп раннего развития, как мама и ребенок взаимодействовали с друг другом во время игры.
Также была использована диагностика
Шкала RCDI-2000 - для оценки развития ребенка в возрасте от 14 месяцев до 3,5 лет.
База и выборка исследования:
Исследование проводилось на базе КГБУ СО «КЦСОН ХХХ» г. Красноярска, с сентября 2022 года по март 2023 год, во время проведения групп раннего развития.
В исследовании участвовали 7 семей.
Таким образом, изучая особенности эмоциональной привязанности детей раннего возраст и их родителей отечественную и зарубежную литературу были выявлены следующие результаты:
Материнское поведение - это поведение, характерное для матери, или поведение любого человека в отношении других людей, напоминающее поведение матери по отношению к своему ребенку. Материнское поведение по отношению к ребенку - это опыт женщины, который был получен в детстве при взаимодействии со своей матерью. Другими словами, если у самой мамы, были успешные отношения с мамой в детстве, получен положительный опыт от женщин, имеющий опыт в материнстве, девушка может стать хорошей мамой для ребенка.
Эмоциональная привязанность - это прочная, связь с матерью, при которой ребенок с интересом изучает окружающий мир и в будущем выстраивает детско-родительские, родственные и дружеские отношения. Таким образом, как мама будет взаимодействовать со своим ребенком, так он и будет везти себя в обществе.
Проведенное исследование об эмоциональной привязанности между ребенком и матерью показало нам, что в набранной группе преобладал тревожно-устойчивый тип привязанности. Данная привязанность была скорректирована у двоих семей. Мы предполагаем, что привязанность была скорректирована по причине того, что матери не были готовы к материнству ранее, однако, с помощью групповых занятий, матери восполнили недостающие знания, а главное, желанием матери подготовить своего ребенка к следующим этапам в жизни.
Однако, были семьи, в которых привязанность не удалось скорректировать привязанность. Мы предполагаем, что данный результат, возможно, связан из-за того, что матери, возможно, не были заинтересованы в данной цели или же основной мотив матери был - посещение развивающих занятий для развития ребенка.
Были семьи, в которых уже была выявлена безопасная надежная привязанность в семье. Семьи посещали занятия для того, чтобы получить ту или иную информацию по воспитанию ребенка.
Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что возможно ли скорректировать привязанность, с помощью, специальной программы по развитию адекватной привязанности, частично подтверждена.
1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю. Особенности психического развития ребенка первого года жизни // Мозг и поведение младенца. М., 1993.
2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Ребенок младенческого возраста // Психическое развитие воспитанников детского дома. М., 1991.
3. Авдеева Н. Н., Хаймовская Н. А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трёх лет в семье и доме ребёнка. М.: Смысл, 2003. 152 с.
4. Баженова О. В., Баз Л. Л., Копыл О. А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка// Синапс. 1993. № 4. С. 35-42.
5. Бойко В. В. Репродуктивное поведение семьи и личности (социально-психологическое исследование рождаемости):автореф. дис. ... д-ра психол. Наук. Ленинград, 1981. 632 с.
6. Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 480 с.
7. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. 2-е изд. М.: Академический проект, 2006. 240 с.
8. Варга А. Я. Структура и типы родительских отношений: дисс. на соискание учен. степени канд. психол. наук// А. Я. Варга. М.: 1986. 206 с
9. Дубинина А.С. Роль эмоциональной привязанности к матери в психологическом развитии ребенка // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2019. № 4(58).
10. Копыл О. А., Бас Л. Л., Баженова О. В. Готовность к материнству: выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка. М., 1994.
11. Куфтяк Е.В. Привязанность ребенка к матери и отношения привязанности близких взрослых // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2015. № 1. С. 78-83.
12. Мещерякова С. Ю., Авдеева Н. Н., Ганошенко Н. И. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений ребенка и матери // Соросовские лауреаты: Философия. Психология. Социология. М., 1996.
13. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к
материнству//Вопросы психологии. 2000. №5. С. 18-27.
14. Милюкова Е.В. Формирование психологических компонентов родительской любви: Дис. ... канд.психол.наук. Курган. 2005. 191 с.
15. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическая связь/ Р.Ж. Мухамедрахимов. Спб., 1989. 280 с.
16. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития. Детство, отрочество: Учебник для вузов/В.С. Мухина. М., 2000. С.347-352,370-371.
17. Мухина В. С. Психологические проблемы материнства //
Перинатальная психология и психотерапия: Сборник материалов конференции по перинатальной психологии. М., 2003. С. 4-15.
18. Немов Р.С. Психологический словарь. М.: Владос. 2007.
19.Обухова Л. Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития / Л. Ф. Обухова, О. А. Шаграева. М.: Жизнь и мысль, 1999. 168 с.
20.Обухова Л. Ф., Шаграева О. А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития: Учебное пособие / Л. Ф. Обухова, О. А. Шаграева. М.: 1999. С.8-89.
21.Овчарова Р В. Психологической сопровождение семьи и семейного воспитания. Курган, 2002. 72 с.
22. Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и
эксперимент//Вопросы психологии. 1995. №3. С.139.
23. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения//Вопросы психологии. 2000. №3. С. 3-14.
24. Смолева Т.О. Феномен неуверенности ребенка и акцентуации матери/Т.О. Смолева. М., 2001. 92с.
25. Спирева Е.Н., Лидерс А.Г. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя//Семейная психология и семейная терапия. 2001. №4. С. 71-83.
26. Плешкова Н.Л. Особенности привязанности у детей раннего возраста: автореф. дис. ...канд. психол. наук. СПб., 2010. 26 с
27. Психолого-педагогическая диагностика развития П86 детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/[Е. А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 2004.164 с.
28. Пьянкова Л. А. Материнство как феномен развития общества и личности: моногр. / Л. А. Пьянкова. Новокузнецк : Изд-во КузГТУ, 2014. 89 с.
29. Рамих В. А. Материнство как социально-культурный феномен: дисс... докт. филос. наук/ В. А. Рамих-Ростов н/Д., 1997. 236 с.
30. Рамих В. А. Материнство как социокультурный феномен: автореф. дисс. ... д-ра филос. наук: 24.00.01 / В. А. Рамих. - Ростов н/ Д., 1997. 32 с.
31. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт. 2006. 496с.
32. Савенышева С. С. Отношение к материнству у современных женщин// Вестн.С.-Петерб. гос. Ун-та. 2008. №4. С. 45-55.
33. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности/В.Я. Титаренко. М., 1987. 352 с.
34. Филиппова Г. Г. Мотивационная основа материнского поведения: филогенетический аспект // Социокогнитивное развитие ребенка в раннем детстве. М., 1995.
35. Филиппова,Г. Г. Психология материнства: учеб. пособие Г. Г. Филиппова. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 240 с.
36. Хорват Ф. Любовь, материнство, будущее/Ф. Хорват. М., 1982. 143 с.
37.Чичерина Н. Воспитание до рождения//Материнство. 1999. №10. С. 35-37.
38.Шнейдер,А. Б. Основы семейной психологии / А. Б. Шнейдер. Москва-Воронеж : Изд-во: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2010. 928 с.
39.Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб., 2006. 336 с.
40. Ainsivorth М. D. S., Bell S. М. Attachment, exploration, and separation: Illustratedby the behavior of one-year-olds in a strange situation // Child Development. 1970. Vol. 41.P. 49—67.
41. Main М., Cassidy J. Categories of response to reunion with the parent at age 6: predictablefrom infant attachment classifications and stable over a 1-month period // DevelopmentalPsychology. 1988. Vol. 24. P. 415—426.
42. Behrens K. Y., Main M., Hesse E. Mothers’ Attachment Status as Determined by the AdultAttachment Interview Predicts Their 6-Year-Olds’ Reunion Responses: A Study Conductedin Japan // Developmental Psychology. 2007. Vol. 43. P 1553—1567.
43. Ainsworth M. D. S. Attachment as Related to Mother-Infant Interaction // J.
S. Rosenblatt,R. A. Hinde, C. Beer, M. Busnel (eds.). Advances in the Study of Behavior? N. Y. : AcademicPress, 1979. P 1—51.
44.Stevenson-Hinde J., Verschueren K. Attachment in childhood // P Smith & C. Hart (eds.).Blackwell handbook of childhood social development. Oxford : Blackwell, 2002. P 182—204.
45. Larose S., Bernier A. Social support processes: Mediators of attachment state of mind andadjustment in later late adolescence // Attachment and Human Development. 2001. Vol. 3.P 96—120.
46. Attachment and emotional regulation during mother-teen problem-solving. A controltheory analysis / R. R. Kobak et al. // Child Development. 1993. Vol. 64. P. 231—245.