Введение 4
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты формирования математической грамотности обучающихся в процессе изучения темы «Проценты» в 5 -6 классах 9
1.1. Математическая грамотность обучающихся 5-6 классов как актуальный
образовательный результат 9
1.2. Потенциал темы «Проценты» для формирования математической
грамотности обучающихся 18
1.3.Организационно-дидактические условия формирования математической грамотности обучающихся 5-6 классов на уроках
математики 27
Вывод по главе 1 38
Глава 2. Методика формирования математической грамотности обучающихся в процессе изучения темы «Проценты» 39
2.1. Проектирование содержательного компонента методики формирования
математической грамотности обучающихся 39
2.2. Проектирование процессуально-технологического компонента методики
формирования математической грамотности обучающихся 48
2.3.Организация и результаты экспериментальной работы 54
Вывод по главе 2 65
Заключение 66
Библиографический список 69
Приложение А «Технологическая карта учебного занятия в 5 классе» 76
Приложение Б «Технологическая карта учебного занятия в 6 классе» 83
Приложение В «Дополнение к кейсу» 88
Приложение Г «Интерактивные задания» 89
Приложение Д «Тест по теме «Проценты»» 92
Приложение Е «Сценарий игры «Проценты»» 94
Приложение Ж «Диагностические работы для первичной диагностики уровня сформированности математической грамотности обучающихся» 100
Приложение З «Диагностические работы для заключительной диагностики уровня сформированности математической грамотности
обучающихся» 108
Актуальность исследования. Согласно указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», одним из главных приоритетов является включение России в список десяти ведущих стран мира по качеству общего образования в ближайшее время. Для достижения этой цели была разработана методика и критерии оценки качества образования, основанные на международных исследованиях. Кроме того, учитывая опыт проведения исследований и оценки качества обучения в России, можно выделить следующие задачи:
• для совершенствования образования необходимо улучшить федеральные государственные образовательные стандарты и примерные основные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования. Для этого необходим анализ результатов различных процедур оценки качества образования;
• также важно развивать и усовершенствовать механизмы и процедуры оценки качества подготовки обучающихся, учитывая современные вызовы;
• кроме того, следует развивать различные формы оценки системы образования, учитывая ее направленность на индивидуальное развитие обучающихся и повышение их конкурентоспособности;
• для повышения качества образования необходимо развивать эффективные механизмы управления и заинтересовать всех участников образовательного процесса в совершенствовании деятельности и улучшении ее результатов .
Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 16 апреля 2022 года, основная цель общего образования заключается в развитии личности и формировании компетенций, необходимых для успешной жизни в обществе. Для этого важно, чтобы основные общеобразовательные программы включали в себя не только знания, но и умения и навыки, которые помогут человеку адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного мира . Поэтому особое внимание должно уделяться формированию так называемых «гибких навыков», которые являются неотъемлемой частью успешной жизни в обществе и могут быть развиты при помощи различных предметных областей.
Одной из главных причин недостатков школьного образования является устоявшаяся тенденция сконцентрировать процесс обучения на запоминании материала, часто без его осмысления. Фокусировка на формировании, расширении и обогащении знаний, без развития способности к их применению и получению, приводит к поверхностному и одностороннему развитию личности. Это подчеркивает необходимость обсуждения проблемы формирования функциональной грамотности обучающихся.
Понятие «функциональная грамотность» выходит за рамки простых умений-навыков читать — писать — понимать — ориентироваться и постепенно начинает включать более широкие сферы общественной и культурной жизни. Происходит попытка предусмотреть интеграцию личности в общество, ее вклад в его развитие, проявление индивидуальности в созидательной деятельности на благо общества. И тогда изменяется назначение функциональной грамотности: она становится ценной не только для человека, но и для общества.
...
На основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы нами были охарактеризованы особенности обучения математике в условиях формирования математической грамотности обучающихся. В современном мире математическая грамотность для школьников стала ключевым результатом образования. Отсутствие этого навыка может стать препятствием для успешного развития в экономике, политике, бизнесе и других областях жизни. Развитие математической грамотности помогает школьникам адаптироваться к самостоятельной жизни и применять полученные знания в реальных ситуациях. Сегодня можно утверждать, что математическая грамотность является одним из самых актуальных и важных результатов образовательного процесса.
Так же нами был раскрыт потенциал темы «Проценты» для формирования математической грамотности. Тема "Проценты" является крайне практичной и актуальной для нашей жизни. Ее изучение предоставляет уникальную возможность продемонстрировать учащимся, как знания и умения можно применить в реальной жизни, а также сформировать опыт решения жизненных проблем, требующих знаний данной темы. Разнообразные задания, основанные на примерах из повседневной жизни, помогут развить навыки освоения данной темы и обеспечить ее более глубокое усвоение.
Мы выделили организационно-дидактические условия обучения теме «Проценты» учащихся 5-6 классов: готовность учителя к обучению в новых современных условиях; включение практико-ориентированных заданий; применение информационно-коммуникационных технологий;
инструментарий, позволяющий создать псевдожизненные ситуации. Для регулирования образовательного процесса можно успешно применять математические инструменты предметной области. Выделенные дидактические условия служат основой для разработки технологических процедур обучения, которые гарантируют эффективное достижение образовательного результата. Соблюдение этих условий является ключом к успешной работе современного учителя и обеспечивает эффективный процесс обучения для учеников.
Определены требования к организационным формам и методам обучения математике, направленных на формирование математической грамотности обучающихся.
На основе выявленных требований были отобраны организационные формы и методы, а также методические рекомендации по формированию математической грамотности обучающихся 5-6 классов, эффективность, которых проверили в ходе экспериментальной работы. Опытно - экспериментальная часть исследования проводилась на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Златоруновская средняя общеобразовательная школа имени ГСС К.Ф. Белошапкина». На момент проведения опытно-экспериментальной работы в 5-6 классах обучалось 29 человек. На первом, констатирующем, этапе опытно-экспериментальной работы обучающимся были предложены диагностические работы для определения первичной сформированности математической грамотности. На втором, этапе эксперимента была проведена серия уроков по математике в 56 классах, организованных с включением соответствующего содержания и применением различных организационных методов, форм и технологий, направленных на формирование математической грамотности. На третьем, контролирующем, этапе эксперимента вновь были предложены диагностические работы, определяющие заключительный уровень сформированности математической грамотности. В связи с этим считаем, что все цели исследования достигнуты.
В итоге, все поставленные задачи успешно решены, а гипотеза получила как теоретическое, так и практическое подтверждение. Цель исследования была достигнута, что является важным результатом.
Особенную практическую значимость представляют разработанные рекомендации, которые могут применяться при проектировании уроков математики для учеников 5-6 классов в основной школе.
1. Аблеева А.А. Формирование математической функциональной грамотности учащихся V-VI классов / Аблеева А.А. // Slovak international scientific journal, 2020. № 44. Vol. 2. С. 18-20.
2. Аввакумова, И. А. Формирование профессиональной готовности будущего учителя математики в условиях внедрения профессионального стандарта педагога / И. А. Аввакумова, Н. В. Дударева // Педагогическое образование в России. - 2015. -№7. - С. 160165.
3. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2019. 448 с., С. 342
4. Аксенова О. В., Бодряков В. Ю. Лабораторные работы по математике с применением ИКТ как инструмент формирования исследовательских умений студентов педагогического вуза // Чебоксары, 2018. С. 175-181.
5. Алексашина И.Ю. Формирование и оценка функциональной
грамотности учащихся: учебно-методическое пособие / И.Ю.
Алексашина, О.А. Абдулаева, Ю.П. Киселев; науч. ред. И.Ю. Алексашина. - СПб.: КАРО, 2019. - 160 с.
6. Алексеева, Е. Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике / Е. Е. Алексеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - No 662. - С. 10-15.
7. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно -
прогностический курс: учеб. Пособие / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2013. - 500 с.
8. Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной
грамотности»: основные направления и первые результаты //
«Отечественная и зарубежная педагогика» № 4 Т.1 (61) 2019
9. Вайндорф - Сысоева, М.И. Педагогика. Конспект лекций [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.И. Вайндорф- Сысоева, Л.П. Крившенко и др.; под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Издательство Юрайт, 2010.- 239 с
10. Валеев И. И. Функциональная математическая грамотность как основа формирования и развития математической компетенции // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 4 (53). С. 353- 360.
11. Джуманиязова А. С. Практико-ориентированные задачи на
оптимизацию для физико-математического профиля : вып. квал. работа. Челябинск, 2017. С. 117.
12. Дударева Н. В., Утюмова Е. А. Модель формирования функциональноматематической грамотности в процессе обучения математике. // Педагогическое образование в России. 2021. № 4. С. 14 - 25.
13. Ермоленко В.А., Перченок Р.Л. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях. М.: Дрофа, 2014. 312 с.
14. Закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации с изменениями в редакции от 11.06.2022
15. Калинкина Е.Н. Сборник заданий по развитию функциональной математической грамотности обучающихся 5-9 классов.- Новокуйбышевск, 2019. - 220 с.
... всего 41 источников