Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития
эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста 7
1.1. Сущность понятия эмоции 7
1.2. Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста 21
1.3. Регуляция эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте 35
Выводы по Главе 1 47
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по определению уровня развития эмоциональной регуляции детей младшего школьного возраста 50
2.1. Организация и методика исследования эмоциональной сферы
детей младшего школьного возраста 50
2.2. Анализ констатирующего эксперимента 59
2.3. Программа развития регуляции эмоциональной сферы младших школьников 76
Выводы по Главе 2 85
Заключение 87
Список используемой литературы 90
Приложение
Актуальность исследования эмоционального развития детей младшего школьного возраста обусловлена тем, что современное начальное образование наряду с когнитивным развитием должно ориентироваться и на приобщение ребенка к общественно значимым ценностям, развитие его эмоционально-волевой сферы, формирование ценностного отношения к окружающему миру и действительности, на основе которых осуществляется поведение человека.
Эмоциональное развития ребенка в последние годы все чаще оказывается объектом исследовательского интереса психологов и педагогов. Это не случайно, так как к концу двадцатого века стало совершенно очевидно, что именно эмоциональность в первые годы жизни является ядром практически всех психологических новообразований. Первое исследовательское поведение выглядит как эмоциональный ответ на незнакомый объект или ситуацию. Первое правило усваивается вместе с экспрессивной реакцией мамы. При том, что все исследователи периода детства, так или иначе, обращаются к эмоциональности, и уже накоплен огромный эмпирический материал, вопрос о теоретическом осмыслении этой проблемы стоит очень остро. Л.С.Выготский был в числе первых отечественных психологов, пытавшихся включить фактор эмоциональности в свою концепцию развития. В его теории собственно эмоциональность не рассматривается ни в качестве условия, ни в качестве механизма, ни даже как фактор психического развития. Вводя в отечественную психологию понятие «социальная ситуация развития», Л.С.Выготский отмечал особую значимость феномена ключевого переживания, который по своему содержанию, безусловно, должен быть отнесен к области эмоциональных явлений. За ключевым переживанием, по мнению психолога, стоит та реальность, которая определяет роль среды в развитии ребенка [15, C.258]. Изучением особенностей эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста
занимались такие учёные, как К. Бюлер, Ф. Гудинаф, А.М. Прихожан, А.В. Запорожец.
А.В.Запорожец в работе «Роль Л.С.Выготского в разработке проблем эмоций» замечает: «он хорошо понимал, что психология без учения об эмоциях не многого стоит и грозит превратиться в дисциплину, изучающую не живого человека, а некие хитроумные логические машины» [32, С.276¬284]. Таким образом, для понимания логики и механизмов развития ребенка нам необходимо знать не только о реальных обстоятельствах его жизни, но и о том, как эти обстоятельства преломляются в его переживаниях, которые выражаются в поведении, игровой и учебной деятельности.
Влияние эмоциональных состояний на интеллектуальную деятельность очень велико, особенно у младших школьников. У них наблюдается несовершенство функции коры больших полушарий, что проявляется у детей в особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы и эмоциональны.
В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом. Такие достижения связаны с изменениями в потребностно-мотивационной сфере, развитием психических процессов (особенно в интеллектуально-познавательной сфере), что ведёт и к изменениям в эмоциональной сфере.
Из практики можно отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Соответственно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт детей, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.
Для гармоничного развития эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста, необходимо грамотное планирование образовательного и воспитательного процесса, учет индивидуальных психологических особенностей развития ребёнка, организации коррекционно-развивающей работы для формирования эмоциональной стабильности у детей.
Учитывая важность воспитания эмоциональных качеств у младшего школьника, а также роль эмоций в формировании сознательного управления поведением на последующих этапах развития, можно говорить об актуальности исследования данной проблемы для педагогов-психологов и учителей, работающих в школах.
Развитие личности ребенка, как одна из центральных проблем психологической науки, имеет давнюю историю. Проблема эмоционального развития ребенка оказывается ее частным аспектом и является предметом нашего исследования в рамках этой работы.
Целью исследования является определение уровня развития эмоциональной саморегуляции детей младшего школьного возраста и разработка методических рекомендаций, способствующих развитию эмоциональной регуляции личности младшего школьника.
Объектом исследования будет являться эмоциональная сфера младшего школьника.
Предметом исследования будет выступать эмоциональная регуляция младшего школьника.
Гипотеза исследования - эмоциональная регуляция детей младшего школьного возраста (первого класса) характеризуется неустойчивостью, слабой ориентировкой в своих и чужих переживаниях, периодической несдержанностью. В целом эмоциональная регуляция развита на среднем уровне.
В соответствии с целью и гипотезой определяются следующие задачи исследования:
1. Определить сущность понятия эмоции.
2. На основе анализа литературы выявить особенности развития эмоций у детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть способности детей младшего школьного возраста к проявлению регуляции.
4. Определить критерии для исследования эмоциональной и волевой сфер личности ребенка.
5. Провести констатирующий эксперимент особенностей эмоциональной сферы личности младших школьников.
6. Разработать методические рекомендации по развитию эмоциональной регуляции детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: эмпирические методы исследования (диагностические методики, опросник, беседа, наблюдение), количественные и качественные методы обработки результатов исследования.
База исследования: СОШ №2 г. Уяра, учащиеся 1 класса в количестве 24 учеников. В классе 9 девочек и 15 мальчиков.
Структура ВКР состоит из Введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу мы пришли к выводу о том, что в отечественной психологии отсутствует четкое и полное его определение понятия эмоции.
Суммируя рассмотренные представления об эмоциях, мы остановились на определении, что эмоции - это особый класс субъективных психологических состояний, процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме непосредственных переживаний, ощущений отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.
Мы выяснили, что каждая испытываемая нами эмоция влияет на все аспекты нашей психики - на восприятие, на мышление, на действие.
Существует множество классификаций эмоций по разным критериям. В работе мы описали классификацию С.Л. Рубинштейна и К. Изарда.
Младший школьный возраст, который мы исследовали в рамках нашей работы, считают сензитивным периодом формирования эмоционального интеллекта, так как естественная потребность в эмоциональном восприятии окружающего мира в это время дополняется у школьников активным интеллектуальным развитием, акцент на котором отличает учебную деятельность в начальной школе от дошкольного образования.
Позитивными новообразованиями кризиса семи лет являются произвольность и опосредованность своей психической жизни. Возникает обобщение собственных переживаний; расширяется круг интересов и социальных контактов ребенка; общение с взрослыми и сверстниками становится произвольным, опосредованным определенными правилами. Расширяется временная перспектива ребенка, возникает стремление включиться в общественную жизнь, занять определенную социальную позицию. Это стремление реализуется при поступлении ребенка в школу.
По мере формирования волевых качеств, у детей формируется и способность к саморегуляции.
Развитие эмоционально-волевой саморегуляции у детей младшего школьного возраста - важнейшее условие успешной учебной деятельности.
Для определения уровня регуляции эмоционально-волевой сферы младшего школьника нами были разработаны следующие критерии: когнитивный компонент; волевой компонент и поведенческий компонент. По каждому критерию мы определили параметры, которые помогут определить уровни развития регуляции эмоционально-волевой сферы личности ребенка и подобрали соответствующие методики.
По результатам наших исследований мы получили следующие показатели. Низкий уровень развития эмоционально-волевой сферы составляет 16%, средний - 80%, а высокий уровень развития регуляции эмоциональной сферы составляет 4%. Это позволяет нам сделать вывод о том, что для детей младшего школьного возраста необходимо организовывать специальные занятия, направленные на развитие эмоциональной и волевой сфер личности ребенка. А это, в свою очередь, подтверждает нашу гипотезу о том, что эмоциональная регуляция детей младшего школьного возраста (первого класса) характеризуется неустойчивостью, слабой ориентировкой в своих и чужих переживаниях, периодической несдержанностью. В целом эмоциональная регуляция развита на среднем уровне.
В помощь учителю нами были разработаны методические рекомендации, в которые вошли приемы, способствующие развитию регуляции эмоциональной сферы.
Эти уроки будут способствовать решению следующих задач:
1. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
2. Способствовать развитию умения распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.).
3. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т.д.).
4. Помогут ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию.
Развитие эмоциональной регуляции детей младшего школьного возраста требует дальнейшего изучения, для того, чтобы более успешно корректировать нежелательные проявления детей, мешающих им успешной социализации.
1. Александрова Н. Н., Шульга Т. И. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «Не решаемая задача» // Вопр. Психологии. 1987. № 6 - 16 с.
2. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. Т.3 [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1993. - 140с.
3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 248 с.
4. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы / Бабанский Ю.К.- М.: Педагогика, 2005. - 193 с.
5. Белопольская Н.Л.: Довольна ли мама? Развивающая игра для детей и родителей. Когито-Центр, 2015. - 24 с.
6. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 102 с.
7. Большая медицинская энциклопедия, т. 35. М., 1964. - 1230 с.
8. Большой психологический словарь под ред Б.Г. Мещерякова. В.П. Зинченко «прайм-Еврознак» С-П. 2006. - 622 с.
9. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред.: Прохоров А.М.. - 2-е изд., перераб. И доп. - М., С.-Пб.: Большая Рос. Энцикл., Норинт, 2004. - 1456 с.
10. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
11. Венгер А.Л., Цукерман Г.А Психологическое обследование младших школьников/ А.Л. Венгер. М: Владос-Пресс, 2007. - 160 с.
12. Вилюнас В. Психология эмоций. Хрестоматия. - СПб. Питер, 1-е издание, 2008. - 496 с.
13. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 1999. - 320 с.
14. Выготский Л. С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
15. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - 433 с.
16. Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. М: 2008. - 4591 с.
17. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения: Учебное пособие. — Челябинск, 1979. - 69 с.
18. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик. - М.: Просвещение 1984. - 256 с.
19. Генералова И. А. Интегративный предмет «Театр» или воспитание искусством: Метод, рекомендации для учителей/ Под ред. Л. В. Тарасова. - М.: Авангард, 1995. -196 с.
20. Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. Психология мотиваций и эмоций. Хрестоматия. — М.: ACT: Астрель, 2009. - 704 с.
21. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
22. Гордеева О. В. Развитие языка эмоций у детей// Вопросы психологии, 1995, № 2 - С. 137-149
23. Гоулман Дениэл; Эмоциональный интеллект. Пер. с англ.А.П.Исаевой. - 3-е изд.- М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 544 с.
24. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. - СПб.: Питер, 2004. - 208 с.
25. Данилина Т. А. Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. М.: Айрис-пресс, 2004. - 160 с.
26. Детская практическая психология /Под ред. Марцинковской Т. Д. М., Гардарики, 2004. - 255 с.
27. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. - 1995. - №3. - С.34-39.
28. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И. Жуковская. - М., 2005. - 142 с.
29. Закаблук А. Г. Особенности понимания эмоциональных состояний детьми в норме и патологии как основания их социальной адаптации // Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях. - Л., 1985. - С. 30-39.
30. Закаблук А.Г. Возрастные особенности прогнозирования школьником своих эмоциональных состояний: Автореф. Дис. Канд. Наук. Л., 1986
31. Занков Л.В. Избранные педагогические труды / Занков Л.В - М.: Педагогика, 2007. - 424 с.
32. Запорожец А. В. Роль Л. С. Выготского в разработке проблемы эмоций // Избранные психологические труды. В 2 томах. Том 1. Психическое развитие ребенка / А. В. Запорожец; под. Ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1986. - 320 с.
33. Иванников, В.А. К сущности волевого поведения / В.А. Иванников. - М.: Просвещение, 1987. - 315 с.
34. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. - М.: Просвещение, 1991. - 284 с.
35. Игнатьева Е.И. Психология / М.: «Просвещение», 1965. - 49 с.
36. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб, «Мастера психологии», 1999.
37. Изард, К.Е. Эмоции человека / К.Е.Изард. - М.: Просвещение, 1980. - 223 с.
38. Изотова Б.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений. М.: Академия,
2004. - 288 с.: ил. 16 л.
39. Ильин.Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2013. - 783 с.
40. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - 254 с.
41. Каптерев П.Ф. О природе детей. Избранное. Издательский дом «Карапуз»,
2005. - 288 с.
42. Кондаков И.М. Психология иллюстрированный словарь М.: «прайм- Еврознак, 2007. -784 с.
43. Кузнецова, К.С. Педагогическое сопровождение младших школьников в процессе формирования эмоционального интеллекта: автореф. Дис. ... канд.п.н. / К.С. Кузнецова. - Саратов, 2012. - 24 с.
44. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий.
- М.: Творческий центр «Сфера», 2001. - 462 с.
45. Кулагина И,Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. — М.: Изд-воУРАО, 1999. —176 с.
46. Лабунская В. А. Невербальное поведение. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1986. - 135 с.
47. Лебедева, Л. Д. Арт-терапевтические занятия в начальной школе // Школьные технологии. 2000. № 6. С. 200-205.
48. Лебединский М. С., Мясищев В. Н. Введение в медицинскую психологию. 1966. - 430 с.
49. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., 1984. - с. 162¬171.
50. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001. - 220 с.
51. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2000. - 374 с.
52. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - Кн.1: Общие основы психологии. - 688 с.
53. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. - М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003. - Ч.2.
54. Новейший психологический словарь - В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 808 с.
55. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов / Л. Ф. Обухова. - 3-е изд. - М. : Педагогическое общество России, 2003. - 448 с.
56. Олыпанникова, А.Е. Эмоции и воспитание / А.Е. Олыпанникова. - М.: Просвещение, 1983. - 277 с.
57. Петровский А.В. Общая психология. - М., 1976. 2-е изд., перераб. И доп.
- М.: Просвещение, 1976. - 479 с.
58. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
59. Рудик П.А. Психология: Учебник. М., 1976. - 240 с.
60. Светланова И.А. Психологические игры для детей. Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 190 с.
61. Селиванов, В.И. Воля и ее значение / В.И. Селиванов. - М.: Просвещение, 1971. - 277 с.
62. Симонов. П. В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. - 216 с.
63. Скурат, Г.Г. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками / Г.Г. Скурат. - СПб.: Речь, 2007. -144 с.
64. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая М: Аспект Пресс, 2003. - 471 с.
65. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М.: Педагогика, 1983. - 318 с.
66. Театр, где играют дети/Под ред. Никитиной А.Б. М., Владос, 2001.- 288 с.
67. Трофимова, Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника Н.М. Трофимова. — СПб., 2007. - 266 с.
68. Узнадзе Д.Н. Общая психология. СПб.: Питер, 2004 - 413 с.
69. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой, - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 291 с.
70. Урунтаева ГА. Дошкольная психология.- М.: «Академия», 1998. -336 с.
71. Уроки театра на уроках в школе/ Под ред. Ершовой А. П. - М.: НИИ художественного воспитания, 1990. - 73 с.
72. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. - М.: «Генезис», 1999. - 160 с.
73. Фортунатов Г.А. Чувства // Общая психология: Учебное пособие. М., 1976. - 250 с.
74. Фрейд З. Избранное [Текст] / З. Фрейд. - М. : Моск.рабочий : Совмест. Советско-западногерманское предприятие «Вся Москва»1990. Кн. 1. - [Б. м.]: [б.в.], 1990. - 160 с.
75. Чебыкин А. Я. Проблема эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности учащихся // Вопр. Психологии. 1987. № 6 - с. 42 - 47
76. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука. 1977. - 144 с.
77. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Щукина Г.И. — М.: Просвещение, 2007 — 160 с.
78. Экман П. Психология эмоций. 2-е изд. Питер, 2013. - 240 с.
79. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Владос, 1999 г. - 360 с.
80.Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2007. - 384 с.
81. Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию // Избр. Психол. Тр. М., 1989.
82. Яковлева Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития// Вопросы психологии - 1997 - № 4.
83. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М: Просвещение, 1986. - 217 с.
84. Якобсон, П. М. Психология чувств и мотивации: избранные психологические труды / П. М. Якобсон; ред. Е. М. Борисова. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. - 304 с.