ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «АРИФМЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИИ» В 9 КЛАССЕ
|
Введение 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «АРИФМЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИИ» 8
1.1. Математическая грамотность и ее компоненты
8
1.2. Тема «Арифметическая и геометрическая прогрессии» в школьном курсе
математики 15
1.3. Организационно-методические условия формирования математической
грамотности 20
Вывод по 1 главе 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «АРИФМЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИИ» 30
2.1. Содержание обучения, способствующее формированию математической
грамотности обучающихся 30
2.2. Организация изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии», ориентированная на формирование математической грамотности обучающихся 36
2.3. Организация и результаты экспериментальной работы
42
Вывод по 2 главе 51
Заключение 52
Библиографический список 54
Приложение А «Фрагмент урока по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии» с использованием технологии критического мышления» 59
Приложение Б «Технологическая карта урока по теме «Прогрессии и банковские расчеты», составленная с использованием технологии проблемного обучения» .. 66 Приложение В «Технологическая карта урока по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии» с использованием проектной технологии» 79
Приложение Г «Фрагмент урока по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии» с использованием игровой технологии» 89
Приложение Д «Разноуровневые задачи по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»» 101
Приложение Е «Диагностическая работа по определению уровня сформированности математической грамотности обучающихся 9 класса» 109
Приложение Ж «Система оценивания заданий диагностической работы» 118
Приложение З «Результаты диагностической работы» 121
Приложение И «Диагностическая работа по определению уровня сформированности математической грамотности обучающихся 9 класса» 122
Приложение К «Система оценивания заданий диагностической работы» 131
Приложение Л «Результаты диагностической работы» 134
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «АРИФМЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИИ» 8
1.1. Математическая грамотность и ее компоненты
8
1.2. Тема «Арифметическая и геометрическая прогрессии» в школьном курсе
математики 15
1.3. Организационно-методические условия формирования математической
грамотности 20
Вывод по 1 главе 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «АРИФМЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИИ» 30
2.1. Содержание обучения, способствующее формированию математической
грамотности обучающихся 30
2.2. Организация изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии», ориентированная на формирование математической грамотности обучающихся 36
2.3. Организация и результаты экспериментальной работы
42
Вывод по 2 главе 51
Заключение 52
Библиографический список 54
Приложение А «Фрагмент урока по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии» с использованием технологии критического мышления» 59
Приложение Б «Технологическая карта урока по теме «Прогрессии и банковские расчеты», составленная с использованием технологии проблемного обучения» .. 66 Приложение В «Технологическая карта урока по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии» с использованием проектной технологии» 79
Приложение Г «Фрагмент урока по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии» с использованием игровой технологии» 89
Приложение Д «Разноуровневые задачи по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»» 101
Приложение Е «Диагностическая работа по определению уровня сформированности математической грамотности обучающихся 9 класса» 109
Приложение Ж «Система оценивания заданий диагностической работы» 118
Приложение З «Результаты диагностической работы» 121
Приложение И «Диагностическая работа по определению уровня сформированности математической грамотности обучающихся 9 класса» 122
Приложение К «Система оценивания заданий диагностической работы» 131
Приложение Л «Результаты диагностической работы» 134
Актуальность исследования. Федеральный государственный
образовательный стандарт определяет необходимость приведения современного образования в соответствие с запросами времени и общества, учитывая их изменчивость и непостоянство, смену тенденций и влияние глобализации на все происходящие процессы. Качество математической подготовки современных выпускников общеобразовательных учреждений является индикатором готовности общества к ускорению научно-технического прогресса, который, в свою очередь, выступает одной из предпосылок социально-экономического развития Российской Федерации.
В настоящее время на передний план математической подготовки выходит функциональная грамотность, то есть, умение человека решать стандартные задачи в различных сферах жизни посредством использования прикладных знаний. Любой предмет учебной программы обладает определенным потенциалом для формирования и развития функциональной грамотности, в том числе, это касается и математики. Одним из основных компонентов функциональной грамотности является математическая грамотность, которая представляет собой способность обучающегося вести математические рассуждения, интерпретировать и использовать математические знания для решения разноплановых проблем, связанных с многосторонней реальной жизнью. Через познание математики - науки, олицетворяющей собою философию разума и творчества, обучающиеся находят собственное признание, свое любимое дело.
Основные положения формирования математической грамотности обучающихся разработаны в теоретических и эмпирических исследованиях, результаты которых дают возможность утверждать, что знания, полученные школьниками в процессе изучения математики, могут быть использованы в иных сферах. Различные аспекты данных утверждений отражены в научных трудах таких зарубежных исследователей, как Р Энгл, Р Диксон, М. Нисс, Дж. Сигноль, А. Эрбас и других авторов. Среди отечественных авторов необходимо отметить работы Г. Ковалевой, А. Леонтьева, Ю. Тюменевой, Л.О. Рословой, утверждавших, что математическая грамотность - это неотъемлемая часть и значимый элемент функциональной грамотности, в целом [14]. По мнению немецких исследователей В. Блюма и Р Ферри, математическая грамотность - залог высокой компетентности человека в жизни [38]. Однако, несмотря на всю значимость данных работ, следует отметить, что остается большой объем вопросов по формированию математической грамотности обучающихся, а также наличие пробелов в организации современного образовательного процесса в формировании математической грамотности, что обуславливает необходимость дальнейшего изучения исследуемой проблемы. Проведенный анализ результатов научных исследований по проблеме формирования математической грамотности обучающихся, а также анализ реальной школьной практики в образовательных организациях позволил выявить ряд противоречий:
• между требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы и недостаточной ориентированностью в настоящее время процесса обучения математике в основной школе на формирование математической грамотности;
• между достаточной изученностью в педагогической литературе особенностей формирования математической грамотности и недостаточным их учетом в процессе обучения математике в условиях реальной образовательной практики;
• между достаточной изученностью методов формирования математической грамотности и отсутствием организационно-методического обеспечения процесса ее формирования у обучающихся в процессе обучения математике.
...
образовательный стандарт определяет необходимость приведения современного образования в соответствие с запросами времени и общества, учитывая их изменчивость и непостоянство, смену тенденций и влияние глобализации на все происходящие процессы. Качество математической подготовки современных выпускников общеобразовательных учреждений является индикатором готовности общества к ускорению научно-технического прогресса, который, в свою очередь, выступает одной из предпосылок социально-экономического развития Российской Федерации.
В настоящее время на передний план математической подготовки выходит функциональная грамотность, то есть, умение человека решать стандартные задачи в различных сферах жизни посредством использования прикладных знаний. Любой предмет учебной программы обладает определенным потенциалом для формирования и развития функциональной грамотности, в том числе, это касается и математики. Одним из основных компонентов функциональной грамотности является математическая грамотность, которая представляет собой способность обучающегося вести математические рассуждения, интерпретировать и использовать математические знания для решения разноплановых проблем, связанных с многосторонней реальной жизнью. Через познание математики - науки, олицетворяющей собою философию разума и творчества, обучающиеся находят собственное признание, свое любимое дело.
Основные положения формирования математической грамотности обучающихся разработаны в теоретических и эмпирических исследованиях, результаты которых дают возможность утверждать, что знания, полученные школьниками в процессе изучения математики, могут быть использованы в иных сферах. Различные аспекты данных утверждений отражены в научных трудах таких зарубежных исследователей, как Р Энгл, Р Диксон, М. Нисс, Дж. Сигноль, А. Эрбас и других авторов. Среди отечественных авторов необходимо отметить работы Г. Ковалевой, А. Леонтьева, Ю. Тюменевой, Л.О. Рословой, утверждавших, что математическая грамотность - это неотъемлемая часть и значимый элемент функциональной грамотности, в целом [14]. По мнению немецких исследователей В. Блюма и Р Ферри, математическая грамотность - залог высокой компетентности человека в жизни [38]. Однако, несмотря на всю значимость данных работ, следует отметить, что остается большой объем вопросов по формированию математической грамотности обучающихся, а также наличие пробелов в организации современного образовательного процесса в формировании математической грамотности, что обуславливает необходимость дальнейшего изучения исследуемой проблемы. Проведенный анализ результатов научных исследований по проблеме формирования математической грамотности обучающихся, а также анализ реальной школьной практики в образовательных организациях позволил выявить ряд противоречий:
• между требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы и недостаточной ориентированностью в настоящее время процесса обучения математике в основной школе на формирование математической грамотности;
• между достаточной изученностью в педагогической литературе особенностей формирования математической грамотности и недостаточным их учетом в процессе обучения математике в условиях реальной образовательной практики;
• между достаточной изученностью методов формирования математической грамотности и отсутствием организационно-методического обеспечения процесса ее формирования у обучающихся в процессе обучения математике.
...
Подводя итоги проведенного исследования, необходимо сделать выводы в соответствии с определенными ранее задачами.
Математическая грамотность - это значимая составляющая функциональной грамотности обучающегося. Формирование математической грамотности - процесс непрерывный, деятельность педагога, направленная на ее развитие, должна присутствовать на каждом уроке, при изучении каждой темы.
Функциональная грамотность в процессе обучения математике является интегративной характеристикой, которая не только обозначает тот объем знаний, навыков и умений, которые школьник приобрел в процессе обучения, но и его личностное эмоционально-ценностное отношение к науке, а также умение применять полученные математические знания для решения реальных проблем.
Формирование математической грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные технологии.
Раздел «Арифметическая и геометрическая прогрессии» - это тема, обязательная для изучения в 9 классе общеобразовательной школы, в рамках учебного предмета алгебра.
Для того, чтобы способствовать закреплению темы и сформировать у обучающихся потребность в самостоятельной познавательной деятельности в рамках изучения числовых последовательностей и их свойств, педагоги должны использовать различные методики, приемы и технологии, активизируя интерес учащихся к теме прогрессий и внося в материал учебной программы разнообразие в рамках изучаемой темы.
С целью выявления потенциала темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» в процессе формирования МГ учащихся 9 класса, был организован и проведен педагогический эксперимент, который включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На первоначальном этапе была проведена диагностика уровня сформированности МГ. Для этого использовались тестовые задания различного уровня сложности. На формирующем этапе проводились уроки с включением в их содержание контекстных заданий, заданий близким к реальной жизни и с применением современных образовательных технологий.
На контрольном этапе была проведена повторная диагностика, результаты которой показали рост уровня сформированности МГ обещающихся 9 класса. Проведение данных уроков формирует когнитивный, деятельностный, прогностический и рефлексивный компоненты МГ, а значит у обучающихся возможно повышения уровня сформированности математической грамотности.
Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить высокий потенциал темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» в вопросе формирования математической грамотности. Необходимо рассмотреть вопрос о внесении изменений в учебную программу по математике, что позволит увеличить число часов, которые отводятся на изучение данной темы.
Решение задач повышенной сложности (в том числе, по анализируемой в работе теме) способствует тому, что учащиеся переносят в реальную жизнь смелость и уверенность в собственных силах, стремление разрешать любые, даже трудные задачи, умение не сдаваться перед преградами и получать удовольствие от собственной компетентности и способности применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.
Математическая грамотность - это значимая составляющая функциональной грамотности обучающегося. Формирование математической грамотности - процесс непрерывный, деятельность педагога, направленная на ее развитие, должна присутствовать на каждом уроке, при изучении каждой темы.
Функциональная грамотность в процессе обучения математике является интегративной характеристикой, которая не только обозначает тот объем знаний, навыков и умений, которые школьник приобрел в процессе обучения, но и его личностное эмоционально-ценностное отношение к науке, а также умение применять полученные математические знания для решения реальных проблем.
Формирование математической грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные технологии.
Раздел «Арифметическая и геометрическая прогрессии» - это тема, обязательная для изучения в 9 классе общеобразовательной школы, в рамках учебного предмета алгебра.
Для того, чтобы способствовать закреплению темы и сформировать у обучающихся потребность в самостоятельной познавательной деятельности в рамках изучения числовых последовательностей и их свойств, педагоги должны использовать различные методики, приемы и технологии, активизируя интерес учащихся к теме прогрессий и внося в материал учебной программы разнообразие в рамках изучаемой темы.
С целью выявления потенциала темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» в процессе формирования МГ учащихся 9 класса, был организован и проведен педагогический эксперимент, который включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На первоначальном этапе была проведена диагностика уровня сформированности МГ. Для этого использовались тестовые задания различного уровня сложности. На формирующем этапе проводились уроки с включением в их содержание контекстных заданий, заданий близким к реальной жизни и с применением современных образовательных технологий.
На контрольном этапе была проведена повторная диагностика, результаты которой показали рост уровня сформированности МГ обещающихся 9 класса. Проведение данных уроков формирует когнитивный, деятельностный, прогностический и рефлексивный компоненты МГ, а значит у обучающихся возможно повышения уровня сформированности математической грамотности.
Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить высокий потенциал темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» в вопросе формирования математической грамотности. Необходимо рассмотреть вопрос о внесении изменений в учебную программу по математике, что позволит увеличить число часов, которые отводятся на изучение данной темы.
Решение задач повышенной сложности (в том числе, по анализируемой в работе теме) способствует тому, что учащиеся переносят в реальную жизнь смелость и уверенность в собственных силах, стремление разрешать любые, даже трудные задачи, умение не сдаваться перед преградами и получать удовольствие от собственной компетентности и способности применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.
Подобные работы
- Обучение старшеклассников решению задач с экономическим содержанием в процессе подготовки к ЕГЭ по математике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2017 - Методика обучения школьников решению текстовых задач по математике
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023





