Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы процесса обучения лексико-грамматической стороне речи на уроке иностранного языка в 5 классе 9
1.1 Дефиниция понятия «лексико-грамматические навыки»; классификация
и структуризация 9
1.2 Особенности обучения лексико-грамматической стороне речи на уроке
иностранного языка в 5 классе 22
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по применению ресурса онлайн-игр и интерактивных заданий Wordwall в процессе формирования лексико-грамматических навыков обучающихся на
уроке английского языка в 5 классе 32
2.1 Анализ возможности применения ресурса онлайн-игр и интерактивных заданий Wordwall на уроке английского языка в 5 классе 32
2.2 Разработка и апробация комплекса онлайн-игр и интерактивных заданий на основе ресурса Wordwall как средства формирования лексикограмматических навыков обучающихся на уроке английского языка в 5 классе (в дополнение к УМК «Английский в фокусе. Spotlight. 5 класс»,
авторы: Ю.Е. Ваулина, О.Е. Подоляко, Д.Дули, В.Эванс) 43
Выводы по главе 2 58
Заключение 60
Список использованных источников 62
Приложение А 70
Приложение Б 75
Приложение В 84
Актуальность темы исследования. Сегодня процесс обучения любому предмету фокусируется на личности обучающегося и его интересах и становится личностно-ориентированным. Поскольку современное поколение невозможно представить в отрыве от компьютера и различных гаджетов, в научно-методической литературе рассматриваются варианты интеграции онлайн - игр и интерактивных заданий в процесс обучения иностранным языкам.
ФГОС ООО отмечает, что уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции, главной цели обучения иностранным языкам, напрямую зависит от степени овладения обучающимися лексикограмматическими навыками [Федеральный государственный
образовательный..., 2010].
Формирование лексических и грамматических навыков на уроке иностранного языка рассматривают в своих трудах И. Ф. Мусаелян, Н. Д. Гальскова, Н.И. Гез, Р. К. Миньяр - Белоручев, Е.И. Пассов, Е. Н. Соловова, С.Ф. Шатилов, А.Н. Шамов, И.Л. Бим, I.S.P. Nation, R.L. Oxford, D. Nunan.
Особенности обучения иностранному языку в 5 классе представлены в исследованиях Р.П. Мильруд, А.В. Конышевой П.К. Бабинской, Т. Бьюзена.
Потенциал включения онлайн - игр в процесс обучения иностранным языкам рассматривают Н. Ю. Мороз, Е. В. Никонова, Е.В. Бодрова, Л. В. Трубайчук, Н.В. Яременко, K. S. Aldasheva, Ch. Ordabayev, A. S. Nabidullin, F. W. M. Yip, A. C. M. Kwan.
Применению интерактивных заданий на уроке иностранного языка уделяют внимание Р.Ф. Салихов, М.В. Фоменко, Л.М. Муравьева.
Противоречие между потребностью задействовать в процессе обучения иностранному языку интерактивные задания и задания игрового характера и недостаточной разработанностью такого рода заданий в
использующихся на практике УМК позволило определить тему исследования: «Формирование лексико-грамматических навыков
обучающихся на основе онлайн-игр и интерактивных заданий на уроке английского языка в 5 классе».
Объектом исследования является процесс обучения лексикограмматической стороне речи на уроке иностранного языка в 5 классе.
В качестве предмета исследования мы рассматриваем онлайн-игры и интерактивные задания как средства формирования лексико-грамматических навыков обучающихся на уроке иностранного языка в 5 классе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение комплекса онлайн-игр и интерактивных заданий на основе ресурса Worwall будет способствовать эффективности процесса формирования лексико- грамматических навыков обучающихся на уроке английского языка в 5 классе.
Цель исследования - теоретически разработать и экспериментально проверить эффективность применения комплекса онлайн-игр и интерактивных заданий в процессе формирования лексико-грамматических навыков обучающихся на уроке английского языка в 5 классе.
...
В первой главе данного исследования раскрывается понятие «лексико - грамматические навыки», рассматриваются психолого-педагогические особенности процесса обучения лексико-грамматической стороне речи на уроке иностранного языка в 5 классе.
Во второй главе исследуются возможности применения ресурса онлайн-игр и интерактивных заданий Wordwall на уроках иностранного языка; представлены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию лексико-грамматических навыков обучающихся 5 класса на основе этого ресурса. Практическая часть главы содержит описание разработанного автором исследования комплекса онлайн-игр и
интерактивных заданий на основе ресурса Wordwall.
Разработанный автором исследования комплекс онлайн-игр и интерактивных заданий на основе ресурса Wordwall, направленный на формирование лексико-грамматических навыков обучающихся, был внедрен в процесс обучения английскому языку в 5 классе в МБОУ СШ «Средняя школа № 155 имени Героя Советского Союза Мартынова Д.Д.» г.
Красноярска в рамках темы «» УМК «Английский в фокусе». «Spotlight. 5 класс» (авторы: Ю.Ваулина, Д.Дули, О.Подоляко, В. Эванс). В состав комплекса вошли 4 онлайн - игры и 5 интерактивных заданий.
На основании данных, представленных в практической части исследования, можно сделать вывод о том, что онлайн - игры и интерактивные задания являются эффективным средством формирования лексико - грамматических навыков обучающихся на уроке английского языка в 5 классе.
Дальнейшая перспектива исследования заключается в разработке комплекса онлайн-игр и интерактивных заданий, направленного на формирование лексико-грамматических навыков обучающихся на уроке английского языка в 5 классе, на основе образовательного ресурса Wordwall в рамках других тем УМК «Английский в фокусе». «Spotlight. 5 класс» (авторы: Ю.Ваулина, Д.Дули, О.Подоляко, В. Эванс).
1. Астапенко, Е. В. Дидактические возможности виртуальной доски Miro и образовательного ресурса Wordwall для организации работы студентов в процессе изучения иностранного языка в вузе [Текст] / Е. В. Астапенко, А. В. Бедарева // Russian Journal of Education and Psychology. - 2021. - Т. 12. - № 1-1. - С. 7-24.
2. Атутова, Е. Н. Развитие лексико -грамматических навыков для формирования коммуникативной компетенции обучающихся [Текст] / Е. Н. Атутова // Вопросы науки и образования. - 2018. - № 6(18). - С. 143145.
3. Бабинская, П. К. Практический курс методики преподавания иностранных языков [Текст]: учебное пособие / П. К. Бабинская, Т. М. Леонтьева, А. Ф. Будько. - М.: Тетра Систем, 2015. - 280 с.
4. Бароненко, Е. А. К вопросу о применении песенного материала для формирования лексического навыка [Текст] / Е. А. Бароненко, К. Р. Мухаметшина // Инновационная наука. - 2018. - № 4. - С. 141-144.
5. Бодрова, Е. В. Компьютерные игры в обучении иностранному языку [Текст]: / Е. В. Бодрова, Л. В. Трубайчук // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2012. - № 3. - С. 123-127.
6. Браницкая, Л. Л. Дидактическая компьютерная флэш-игра как средство интенсификации обучения [Текст] / Л. Л. Браницкая, Г. А. Браницкая // Образовательные технологии и общество. - 2017. - Т. 20. - № 1. - С. 493499.
7. Бутова, И. В. Преподавание и интенсификация обучения восприятию иноязычной речи на слух [Текст] / И. В. Бутова // Вестник университета. - 2014. - № 20. - С. 274-278.
8. Ваулина, Ю. Е. Английский язык. Книга для учителя. 5 класс [Текст]: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс. 8-е изд. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2021. - 192 с.
9. Величковский, Б.М. Когнитивная наука [Текст]: Основы психологии познания в 2 т. — Т. 1 / Б.М. Величковский. - М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2013. - 448 с.
10. Вепрева, Т. Б. Лексика в обучении иностранным языкам [Текст] / Т. Б. Вепрева // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - № 6. - С. 104-107.
11. Вербицкая, М.В. Методические материалы для предметных комиссий
субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2022 года. Английский язык (устная часть) [Текст] / Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Колесникова Е.А., Трубанева Н.Н. - М.: Федеральный институт
педагогических измерений, 2022. - 121 с.
12. Волошина, И.А. Понятие навыка в составе образовательной и
профессионально-трудовой терминологии [Текст] / И.А. Волошина, П.Н. Новиков // Социально-трудовые исследования. - 2020. - № 3(40). - С. 68 - 80.
13. Гальскова, Н.Д. Основы методики обучения иностранным языкам [Текст]: учебное пособие / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. - М.: КНОРУС, 2017. - 390 с.
14. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика
и методика: учебное пособие для студ. лингв. ун -тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений [Электронный ресурс] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - Режим доступа: https://library.tou.edu.kz/fulltext/buuk/b2897.pdf (дата
обращения 29.09.2022)
15. Громова А. В. Особенности применения интерактивных заданий и игр на уроке английского языка [Текст] / А.В. Громова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2021. - Т. 15. - № 3.- С. 74-78.
... всего 54 источников