Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования межпредметных понятий в системе общего образования 6
1.1 Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме
исследования 6
1.2. Принцип формирования межпредметных понятий 10
1.3 Специальные компетенции учителя технологии для формирования
межпредметных понятий на уроках технологии 15
Глава II. Межпредметные понятия на уроках технологии при изучении
раздела «Технология. Технический труд» 24
2.1. Межпредметные понятия при изучении простейших механизмов на
уроках технологии 24
2.2. .Методические рекомендации по формированию межпредметных
понятий в системе общего образования 54
Выводы по второй главе 60
Заключение 61
Библиографический список
Межпредметные понятия в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности.
Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.
Межпредметные связи следует рассматривать как отражение в учебном процессе межнаучных связей, составляющих одну из характерных черт современного научного познания.
Отдельные аспекты проблемы межпредметных связей были освещены в множестве работ. В современных условиях возникает необходимость формирования у школьников не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса. Такие умения, будучи сформированными в процессе изучения какого-либо предмета, затем свободно используются учащимися при изучении других предметов и в практической деятельности.
В настоящее время в связи с увеличением объема информации, подлежащего усвоению в период школьного обучения, и в связи с необходимостью подготовки всех учащихся к работе по самообразованию особо важное значение приобретает изучение роли межпредметных связей в активизации познавательной деятельности учащихся.
В этом контексте становится актуальным вопрос - не только чему содержательно учить, но и как дидактически организовывать процессы обучения, чтобы раскрыть и развить способности учеников и снабдить их именно научными, практикоприменимыми знаниями и представлениями - для создания отправных заделов последующего успешного движения школьников по индивидуальным, профессионально ориентированным линиям.
Отметим, что ценность предметных знаний для развития технологических процессов представляется в совокупности с другими знаниями, в междисциплинарном контексте, так как только в этом случае они могут быть применимы для решения реальных проблем (научных, технических, экономических и др.), которые никогда не вписываются в рамки только одной науки. Это подтверждает ФГОС основного общего образования. В частности, в ФГОС определяется, что изучение предметной области «Технология» должно обеспечить активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, каких как математика, физика, информатика и др.
Объект исследования: образовательный процесс в системе общего образования»
Предмет исследования - процесс формирования межпредметных понятий.
...
Цель исследования заключалась в создание раздела методических рекомендаций, способствующих формированию межпредметных понятий на уроках технологии.
В работе, была проанализирована педагогическая и методическая литература по проблеме исследования. В ходе анализа, удалось выяснить, что в ФГОС прописано значимость и использованность межпредметных понятий, но, к сожалению, на практике это не применяется. Так же в новых учебниках по технологии хорошо прослеживается межпредметная цепочка, но не все школы перешли на эти учебники. А которые перешли, столкнулись с такими сложностями, как не понимание или плохие знания по смежным предметам (математика, физика, химия и другие).
Были выявлены такие специальные компетенции учителя технологии как владение: математическими методами построения различных моделей
движения,навыки компьютерной графики, основы программирования и др.
Было разработано примерное содержание, встраиваемое в учебный план Технология. Ввести это в школах нужно, но многие к этому не готовы. Поэтому предлагается ввести это в инженерно-технологические классы.В этих классах учащиеся получат прочные знания попредметам естественнонаучного цикла и междисциплинарным вопросам. А так же вовлекутся в научно-техническое творчество и поймут престиж инженерных профессий, проснётся интерес к сфере инноваций и высоких технологий, появятся навыки решения актуальных инженерно-технических задач и работы с современной техникой.
1. Тесленко В.И., Богомаз И.В. Школьное инженерно-техническое образование: концептуальное осмысление // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2014. - № 4(30) - С. 91-95.
2. Технология. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Казакевич В., Пичугина Г., Семенова Г. и др. - М.: Просвещение, 2017
3. Технология. 8-9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Казакевич В., Пичугина Г., Семенова Г. и др. - М.: Просвещение, 2017
4. Ivanova O.A. Interdisciplinary concepts and the formation of universal educational actions in the study of mathematics news of the Russian state pedagogical University. // A. I. Herzen. 2013. No. 161.C. 215-219
5. VasilenkoO.A.Formationofinterdisciplinaryconceptsinteachingmathematicsinpr
imaryschool/ //ThesisthecandidateofpedagogicalSciences: 13.00.02 Saint-
Petersburg, 2007 134 p. RSLOD, 61:07-13/1832.
6. Леднев В.С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. Изд. второе, испр. - М.: МГАУ, 2002. - 120 с.
7. Кудрявцев Ю.Н. Межпредметная связь технологии и физики.
Непрерывное образование учителя технологии. Материалы международной заочной научно-практической конференции (4 сентября 2006 г), Ульяновск, 2006,с. 76.
8. Словарь-справочник по черчению / В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко, А. А. Альхименко.- 160 с.
9. Рабочая программа по технологии http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO- test/DocLib.pdf
10. Минченков Е.Е. Роль учителя в организации межпредметных связей. Межпредметные связи в преподавании основ наук в средней школе., 2012, с 58.
11. А.Я. Хинчин Математические основания статистической механики. — М.: 1943; 2003. — 128 с
12. Шредингер Э. Наука и гуманизм. - Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001, 64 с.
13. Инженерно-технологические классы http://нцио.рф/assets/school-of-
engineering.pdf.
14. Развитие инженерной деятельности в России http://российский-союз- инженеров.рф
15. Бокарева Г.А. Методологические основы профориентированных
педагогических систем (дифференциально-интегральный подход) //Известия БГАРФ: Психолого-педагогические науки: Научный журнал. - Калининград,2006. №2. С. 12-26.
... всего 31 источников