ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования метапредметной деятельности обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике 6
1.1. Метапредметная деятельность как педагогический феномен 6
1.2. Особенности обучения математике в 5-6 классах в условиях новой
образовательной парадигмы 16
1.3. Условия формирования метапредметной деятельности обучающихся 5 -6
классов в процессе обучения математике 25
Глава 2. Методика формирования метапредметной деятельности обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике 37
2.1. Проектирование содержательного компонента методики формирования
метапредметной деятельности обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике 37
2.2. Проектирование технологического компонента методики формирования
метапредметной деятельности обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике 51
2.3. Описание организации и результатов экспериментальной работы по формированию метапредметной деятельности обучающихся 5-6 классов при
обучении математике 61
Заключение 72
Библиографический список 74
Приложение А 80
Приложение Б 81
Приложение В 84
Приложение Д 102
Приложение Е 108
Приложение Ж 114
Приложение З 116
Глава 1. Теоретические аспекты формирования метапредметной деятельности обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике 6
1.1. Метапредметная деятельность как педагогический феномен 6
1.2. Особенности обучения математике в 5-6 классах в условиях новой
образовательной парадигмы 16
1.3. Условия формирования метапредметной деятельности обучающихся 5 -6
классов в процессе обучения математике 25
Глава 2. Методика формирования метапредметной деятельности обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике 37
2.1. Проектирование содержательного компонента методики формирования
метапредметной деятельности обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике 37
2.2. Проектирование технологического компонента методики формирования
метапредметной деятельности обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике 51
2.3. Описание организации и результатов экспериментальной работы по формированию метапредметной деятельности обучающихся 5-6 классов при
обучении математике 61
Заключение 72
Библиографический список 74
Приложение А 80
Приложение Б 81
Приложение В 84
Приложение Д 102
Приложение Е 108
Приложение Ж 114
Приложение З 116
Актуальность: В современном обществе возникают новые требования к обучающемуся общеобразовательного учреждения. Это связано, прежде всего, с процессами глобализации, нарастающим темпом развития информационных технологий, быстрым социально-экономическим развитием общества и т.д. В настоящее время для успешности личности главными являются такие черты как мобильность, конструктивность, желание сотрудничать с другими людьми, непрерывное самосовершенствование и саморазвитие на протяжении всей жизни.
Приоритетным становится не усвоение определенной системы знаний и умений в рамках одного или нескольких предметов, а овладение обобщенными способами работы со знаниями, освоение знаний о получении знаний, приемов и методов познания и возможностях работы с ним. Важным является овладение методами, позволяющими человеку открывать новые способы решения задач, строить нестереотипные планы поиска содержательных способов решения задач. Обучающийся общеобразовательного учреждения должен овладеть метаумениями - присвоенными метаспособами, общеучебными и междисциплинарными (надпредметными) познавательными умениями и навыками. Достижение перечисленных выше результатов обучения определяет основную задачу современной школы.
Решение поставленной перед учителями задачи ученые-педагоги предлагают через формирование на уроках такого способа взаимодействия, который будет направлен на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием, схемой, моделью и т.д. и связан с жизненными ситуациями, иными словами, речь идет о необходимости формирования метапредметной деятельности обучающихся. Задачами формирования метапредметной деятельности обучающихся в условиях общеобразовательной школы занимались такие ученые как А.Г. Асмолов, Н.В. Громыко, Ю.В. Громыко, А.В. Хуторской и др. Несмотря на теоретическую значимость разработанность методических аспектов решения вопросов формирования метапредметной деятельности.
Данное обстоятельство определило основную проблему исследования, которая заключается в поиске и разработке методических решений для формирования метапредметной деятельности обучающихся на уроках математики в 5-6 классах.
Объект исследования: процесс обучения математике с помощью метапредметной деятельности.
Предмет исследования: методика формирования метапредметной деятельности в процессе обучения математике обучающихся 5 -6 классов.
Цель исследования: разработка содержательного и технологического компонентов методики формирования метапредметной деятельности обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике.
Гипотеза исследования: формирование метапредметной деятельности обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике возможно, если в содержание обучения математике включены метапредметные задания и для организации обучения используются методы и формы обучения, позволяющие формировать метаумения, метазнания и метаспособы.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической и методологической литературы охарактеризовать метапредметную деятельность как педагогический феномен, раскрыть её структуру и содержание.
2. Описать особенности обучения математике обучающихся 5-6 классов в условиях новой образовательной парадигмы.
3. Обосновать условия формирования метапредметной деятельности у обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике.
4. Разработать методические рекомендации по проектированию содержательного компонента методики формирования метапредметной деятельности у обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике.
5. Разработать методические рекомендации по проектированию технологического компонента методики формирования метапредметной деятельности у обучающихся 5-6 классов при изучении математики.
6. Проверить в ходе экспериментальной работы эффективность разработанной методики формирования метапредметной деятельности обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике.
...
Приоритетным становится не усвоение определенной системы знаний и умений в рамках одного или нескольких предметов, а овладение обобщенными способами работы со знаниями, освоение знаний о получении знаний, приемов и методов познания и возможностях работы с ним. Важным является овладение методами, позволяющими человеку открывать новые способы решения задач, строить нестереотипные планы поиска содержательных способов решения задач. Обучающийся общеобразовательного учреждения должен овладеть метаумениями - присвоенными метаспособами, общеучебными и междисциплинарными (надпредметными) познавательными умениями и навыками. Достижение перечисленных выше результатов обучения определяет основную задачу современной школы.
Решение поставленной перед учителями задачи ученые-педагоги предлагают через формирование на уроках такого способа взаимодействия, который будет направлен на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием, схемой, моделью и т.д. и связан с жизненными ситуациями, иными словами, речь идет о необходимости формирования метапредметной деятельности обучающихся. Задачами формирования метапредметной деятельности обучающихся в условиях общеобразовательной школы занимались такие ученые как А.Г. Асмолов, Н.В. Громыко, Ю.В. Громыко, А.В. Хуторской и др. Несмотря на теоретическую значимость разработанность методических аспектов решения вопросов формирования метапредметной деятельности.
Данное обстоятельство определило основную проблему исследования, которая заключается в поиске и разработке методических решений для формирования метапредметной деятельности обучающихся на уроках математики в 5-6 классах.
Объект исследования: процесс обучения математике с помощью метапредметной деятельности.
Предмет исследования: методика формирования метапредметной деятельности в процессе обучения математике обучающихся 5 -6 классов.
Цель исследования: разработка содержательного и технологического компонентов методики формирования метапредметной деятельности обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике.
Гипотеза исследования: формирование метапредметной деятельности обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике возможно, если в содержание обучения математике включены метапредметные задания и для организации обучения используются методы и формы обучения, позволяющие формировать метаумения, метазнания и метаспособы.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической и методологической литературы охарактеризовать метапредметную деятельность как педагогический феномен, раскрыть её структуру и содержание.
2. Описать особенности обучения математике обучающихся 5-6 классов в условиях новой образовательной парадигмы.
3. Обосновать условия формирования метапредметной деятельности у обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике.
4. Разработать методические рекомендации по проектированию содержательного компонента методики формирования метапредметной деятельности у обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике.
5. Разработать методические рекомендации по проектированию технологического компонента методики формирования метапредметной деятельности у обучающихся 5-6 классов при изучении математики.
6. Проверить в ходе экспериментальной работы эффективность разработанной методики формирования метапредметной деятельности обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике.
...
В результате теоретического метода исследования (анализа психолого - педагогической и научно-методической литературы) охарактеризовали метапредметную деятельность как педагогический феномен. Удалось раскрыть структуру и содержание метапредметной деятельности.
Описаны особенности обучения математике в 5 -6 классах в условиях новой образовательной парадигмы.
Выявлены условия формирования метапредметной деятельности в процессе обучения математике обучающихся 5-6 классов:
1) деятельность организована с целью передачи универсальных способов по получению знаний;
2) использование ИКТ необходимо;
3) обязательно обеспечение рефлексии на уроке;
4) содержание обучение отбирается учителем самостоятельно.
Разработаны методические рекомендации по проектированию содержательного компонента. Выявлены требования к содержанию заданий, ориентированных на формирование метапредметной деятельности.
На основе требований был разработан комплекс метапредметных заданий по математике для формирования метапредметной деятельности.
Разработаны способы проектирования технологического компонента обучения математике в 5-6 классах.
В ходе экспериментальной работы удалось проверить эффективность разработанной методики формирования метапредметной деятельности при обучении математике обучающихся 5-6 классов.
Таким образом, удалось выполнить все поставленные в начале исследования задачи.
Эмпирические данные подтверждают выдвинутую гипотезу и подводят к выводу о том, что применение на уроках математики метапредметных заданий способствует формированию метапредметной деятельности обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике.
Проведенное исследование, а также результаты, которые были получены в ходе него, позволяют утверждать, что поставленная цель достигнута.
Перспективным направлением развития темы можно считать поиск новых средств, форм и методов формирования метапредметной деятельности обучающихся в процессе обучения математике, а также применение метапредметных заданий в последующих классах.
Описаны особенности обучения математике в 5 -6 классах в условиях новой образовательной парадигмы.
Выявлены условия формирования метапредметной деятельности в процессе обучения математике обучающихся 5-6 классов:
1) деятельность организована с целью передачи универсальных способов по получению знаний;
2) использование ИКТ необходимо;
3) обязательно обеспечение рефлексии на уроке;
4) содержание обучение отбирается учителем самостоятельно.
Разработаны методические рекомендации по проектированию содержательного компонента. Выявлены требования к содержанию заданий, ориентированных на формирование метапредметной деятельности.
На основе требований был разработан комплекс метапредметных заданий по математике для формирования метапредметной деятельности.
Разработаны способы проектирования технологического компонента обучения математике в 5-6 классах.
В ходе экспериментальной работы удалось проверить эффективность разработанной методики формирования метапредметной деятельности при обучении математике обучающихся 5-6 классов.
Таким образом, удалось выполнить все поставленные в начале исследования задачи.
Эмпирические данные подтверждают выдвинутую гипотезу и подводят к выводу о том, что применение на уроках математики метапредметных заданий способствует формированию метапредметной деятельности обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике.
Проведенное исследование, а также результаты, которые были получены в ходе него, позволяют утверждать, что поставленная цель достигнута.
Перспективным направлением развития темы можно считать поиск новых средств, форм и методов формирования метапредметной деятельности обучающихся в процессе обучения математике, а также применение метапредметных заданий в последующих классах.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 - 9 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022 - Формирование учебных исследовательских действий обучающихся 5-6 классов в
процессе обучения математике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2024 - ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - Формирование алгоритмических умений в 6-7 классе на уроках алгебры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 — 9 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017





