Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Работа №156511

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы124
Год сдачи2022
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования метапредметной деятельности обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике 6
1.1. Метапредметная деятельность как педагогический феномен 6
1.2. Особенности обучения математике в 5-6 классах в условиях новой
образовательной парадигмы 16
1.3. Условия формирования метапредметной деятельности обучающихся 5 -6
классов в процессе обучения математике 25
Глава 2. Методика формирования метапредметной деятельности обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике 37
2.1. Проектирование содержательного компонента методики формирования
метапредметной деятельности обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике 37
2.2. Проектирование технологического компонента методики формирования
метапредметной деятельности обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике 51
2.3. Описание организации и результатов экспериментальной работы по формированию метапредметной деятельности обучающихся 5-6 классов при
обучении математике 61
Заключение 72
Библиографический список 74
Приложение А 80
Приложение Б 81
Приложение В 84
Приложение Д 102
Приложение Е 108
Приложение Ж 114
Приложение З 116

Актуальность: В современном обществе возникают новые требования к обучающемуся общеобразовательного учреждения. Это связано, прежде всего, с процессами глобализации, нарастающим темпом развития информационных технологий, быстрым социально-экономическим развитием общества и т.д. В настоящее время для успешности личности главными являются такие черты как мобильность, конструктивность, желание сотрудничать с другими людьми, непрерывное самосовершенствование и саморазвитие на протяжении всей жизни.
Приоритетным становится не усвоение определенной системы знаний и умений в рамках одного или нескольких предметов, а овладение обобщенными способами работы со знаниями, освоение знаний о получении знаний, приемов и методов познания и возможностях работы с ним. Важным является овладение методами, позволяющими человеку открывать новые способы решения задач, строить нестереотипные планы поиска содержательных способов решения задач. Обучающийся общеобразовательного учреждения должен овладеть метаумениями - присвоенными метаспособами, общеучебными и междисциплинарными (надпредметными) познавательными умениями и навыками. Достижение перечисленных выше результатов обучения определяет основную задачу современной школы.
Решение поставленной перед учителями задачи ученые-педагоги предлагают через формирование на уроках такого способа взаимодействия, который будет направлен на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием, схемой, моделью и т.д. и связан с жизненными ситуациями, иными словами, речь идет о необходимости формирования метапредметной деятельности обучающихся. Задачами формирования метапредметной деятельности обучающихся в условиях общеобразовательной школы занимались такие ученые как А.Г. Асмолов, Н.В. Громыко, Ю.В. Громыко, А.В. Хуторской и др. Несмотря на теоретическую значимость разработанность методических аспектов решения вопросов формирования метапредметной деятельности.

Данное обстоятельство определило основную проблему исследования, которая заключается в поиске и разработке методических решений для формирования метапредметной деятельности обучающихся на уроках математики в 5-6 классах.
Объект исследования: процесс обучения математике с помощью метапредметной деятельности.
Предмет исследования: методика формирования метапредметной деятельности в процессе обучения математике обучающихся 5 -6 классов.
Цель исследования: разработка содержательного и технологического компонентов методики формирования метапредметной деятельности обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике.
Гипотеза исследования: формирование метапредметной деятельности обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике возможно, если в содержание обучения математике включены метапредметные задания и для организации обучения используются методы и формы обучения, позволяющие формировать метаумения, метазнания и метаспособы.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической и методологической литературы охарактеризовать метапредметную деятельность как педагогический феномен, раскрыть её структуру и содержание.
2. Описать особенности обучения математике обучающихся 5-6 классов в условиях новой образовательной парадигмы.
3. Обосновать условия формирования метапредметной деятельности у обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике.
4. Разработать методические рекомендации по проектированию содержательного компонента методики формирования метапредметной деятельности у обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике.
5. Разработать методические рекомендации по проектированию технологического компонента методики формирования метапредметной деятельности у обучающихся 5-6 классов при изучении математики.
6. Проверить в ходе экспериментальной работы эффективность разработанной методики формирования метапредметной деятельности обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате теоретического метода исследования (анализа психолого - педагогической и научно-методической литературы) охарактеризовали метапредметную деятельность как педагогический феномен. Удалось раскрыть структуру и содержание метапредметной деятельности.
Описаны особенности обучения математике в 5 -6 классах в условиях новой образовательной парадигмы.
Выявлены условия формирования метапредметной деятельности в процессе обучения математике обучающихся 5-6 классов:
1) деятельность организована с целью передачи универсальных способов по получению знаний;
2) использование ИКТ необходимо;
3) обязательно обеспечение рефлексии на уроке;
4) содержание обучение отбирается учителем самостоятельно.
Разработаны методические рекомендации по проектированию содержательного компонента. Выявлены требования к содержанию заданий, ориентированных на формирование метапредметной деятельности.
На основе требований был разработан комплекс метапредметных заданий по математике для формирования метапредметной деятельности.
Разработаны способы проектирования технологического компонента обучения математике в 5-6 классах.
В ходе экспериментальной работы удалось проверить эффективность разработанной методики формирования метапредметной деятельности при обучении математике обучающихся 5-6 классов.
Таким образом, удалось выполнить все поставленные в начале исследования задачи.
Эмпирические данные подтверждают выдвинутую гипотезу и подводят к выводу о том, что применение на уроках математики метапредметных заданий способствует формированию метапредметной деятельности обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике.
Проведенное исследование, а также результаты, которые были получены в ходе него, позволяют утверждать, что поставленная цель достигнута.
Перспективным направлением развития темы можно считать поиск новых средств, форм и методов формирования метапредметной деятельности обучающихся в процессе обучения математике, а также применение метапредметных заданий в последующих классах.


1. Ангелина Э. А. Специфические черты новой парадигмы
современного образования. // Вестник Донецкого педагогического института. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsificheskie-cherty-novoy-
paradigmy-sovremennogo-obrazovaniya (дата обращения: 03.06.2022).
2. Боженко В. В. Реализация принципа метапредметности на уроке математики: средства, приемы, методы [Электронный ресурс] // Научно - методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 6. URL: http://e- koncept.ru/2015/65221.htm. (дата обращения: 06.06.2021)
3. Бунькова Е.А. Современные педагогические технологии на уроках химии на примере технологии проблемного и исследовательского обучения / Е.А. Бунькова, И.С. Евтюхина // Вопросы науки и образования. - 2019. - № 23(71). - С. 137-140.
4. Воровщиков С. Г., Орлова Е. В. Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебнометодического и управленческого сопровождения: Монография. - М.: МИГУ, 2012. - 210 с.
5. Гаврилова, С. С. Учебное содержание: от предметности к метапредметности // Евразийское Научное Объединение. - 2020. - № 10­7(68). - С. 527-529.
6. Горев, И. М. Инструменты развития метапредметности в математическом образовании школьников // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. - 2017. - № 19. - С. 6-19.
7. Дементьева И. А. Системно-деятельностный подход на уроках математики // Символ науки. - 2016. - № 4-2(16). - С. 95-97.
8. Ерицян Л. Г. Структура современного урока в соответствии с ФГОС: методическое пособие / сост. Л. Г. Ерицян. - Ставрополь: МБОУ гимназия №3 г. Ставрополя, 2018. - 66 с.
9. Камалетдинова Г. Р. Структура современного урока в
соответствии с требованиями ФГОС. URL:
https://pedsovet.su/fgos/6360_struktura_uroka_po_fgos
10. Клепиков, В. Н. Метапредметный подход в современном математическом образовании в школе // Школьные технологии. - 2016. - № 5. - С. 91-99.
11. Когаловский, С. Р. Место и роль метапредметной деятельности в обучении математике / С. Р. Когаловский // Школьные технологии. - 2014. - № 3. - С. 71-77
12. Коршунова О. В. Исследование представлений будущих педагогов о метапредметности в обучении // Педагогическое искусство. - 2017. - № 1. - С. 32-42.
13. Коршунова О. В. Метапредметность в современном обучении: сущность, признаки, проблемы и варианты реализации // Образование личности. - 2016. - № 4. - С. 171-180.
14. Лапытова З. М. Метапредметный подход в преподавании математики // Проблемно-информационный подход к реализации целей современного образования: вопросы теории и практики. - 2016. - С. 199- 203.
15. Лущикова К. С. Научные подходы к интерпретации понятия
«Метапредметностт в образовании» [Электронный ресурс] // Magister Dixit. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7nauchnye-podhody-k-
interpretatsii-ponyatiya-metapredmetnost-v-obrazovanii (дата обращения: 07.06.2022).
... всего 42 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ