Введение 3
Глава 1 Теоретические подходы к изучению проблемы 6
1.1 Методы развития скоростно-силовых качеств легкоатлетов
12-13 лет 6
1.2 Специфика подготовительных упражнений для легкоатлетов. 14
1.3 Особенности внеурочной деятельности занятий легкой
атлетики 15
1.4 Анатомо-физиологические особенности и психолого¬педагогические особенности детей 12-13 лет 17
Выводы по 1 главе 27
Глава 2 Организация и методы исследования 28
2.1 Организация исследования 28
2.2 Методы исследования 29
Глава 3. Обоснование подготовительных упражнения как средства развития скоростно-силовых качеств у легкоатлетов 12-13 лет во внеурочной деятельности и оценка их эффективности 33
3.1 Обоснование подготовительных упражнений как средства
развития скоростно-силовых качеств у легкоатлетов 12-13 лет во внеурочной деятельности 33
3.2 Оценка их эффективности 35
Заключение 40
Список использованных источников 43
Приложение 1 46
Приложение 2 47
Приложение 3 48
Приложение 4 49
Легкая атлетика играет важнейшую роль в системе физического воспитания школьников. Немалую роль в тренировочном процессе легкоатлетов играют подготовительные упражнения. Легкоатлетические подготовительные упражнения более доступны и просты, чем упражнения других видов физической культуры и спорта. Их можно использовать в воспитании детей и спортсменов любого возраста и степени физического развития.
В данной работе мы постараемся показать, что с помощью использования подготовительных упражнений можно развивать скоростно-силовые качества, разнообразить учебно-тренировочный процесс.
Актуальность: В настоящее время, в мировом легкоатлетическом спорте наблюдается бурное развитие. Характерными его чертами является повседневное культивирование легкой атлетики. Обострившаяся конкуренция в спорте побуждает тренеров искать новые приемы наиболее полного раскрытия физических особенностей человека. Достижение высоких спортивных результатов в легкой атлетике во многом обусловлено оптимальным уровнем скоростно-силовой подготовленности, поэтому рациональное построение соотношения специальной физической подготовки (СФП) и общей физической подготовки (ОФП) как на уровне годичного цикла, так и на его отдельных этапах во многом определяется
эффективностью всего учебно-тренировочного процесса. Достижение спортивных результатов на соревнованиях во многом обусловлено
разнообразными подходами к физической подготовке на каждом из этапов тренировочного процесса, поэтому проблема поиска оптимальных и рациональных методов повышения результативности за счет различных средств физической подготовки до настоящего времени остается актуальной. Состав подготовительных упражнений, предусматриваемых программами учебно-тренировочного процесса, широк и разнообразен. В него входят различного рода упражнения, направленные на развитие всех физических качеств.
Объект исследования: внеурочная деятельность легкоатлетов 12-13 лет
Предмет исследования: процесс физического воспитания во
внеурочной деятельности по легкой атлетике
Цель работы - экспериментальное обоснование эффективности подготовительных упражнений на развитие скоростно-силовых качеств легкоатлетов 12-13 лет во внеурочной деятельности.
Задачи работы:
1. Проанализировать научно-методическую и спортивную литературу по теме исследования.
2. Определить исходное-состояние скоростно-силовых качеств у легкоатлетов 12-13 лет.
3. Обосновать и адаптировать подготовительные упражнения легкоатлетов 12-13 лет во внеурочной деятельности.
4. Исследовать эффективность влияния подготовительных упражнений на развитие скоростно-силовых качеств легкоатлетов 12 -13 лет во внеурочной деятельности.
Гипотеза -предполагается что подготовительные упражнения используемые во внеурочной деятельности у легкоатлетов 12-13 лет позволят повысят уровень скоростно-силовых качеств.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней проведены подбор и систематизация подготовительных упражнений легкоатлетов 12 -13 лет. Полученные результаты анализа учебно¬
методической литературы позволяют существенно расширить имеющиеся знания во внеурочной деятельности.
Практическая значимость нашей работы характеризуется тем, что подобранные подготовительные упражнения повысят уровень скоростно-силовых качеств у легкоатлетов 12-13 лет и поможет тренерам применять подготовительные средства во внеурочной деятельности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научно-методической
литературы, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической обработки данных.
Структура работы: работа состоит из ведения, трех глав, заключения,
списка литературы (33 источника) и приложений. Проиллюстрирована 7 таблицами и 3 рисунками.
1. Изучив научно-методическую и спортивную литературу, мы выяснили, что подготовительные упражнения подразделяют на подводящие и развивающие. Первые направлены на освоение формы, техники движений, вторые на развитие функциональных возможностей (быстроты, силы, ловкости и .т.д.). Основная ценность подготовительных упражнений состоит в том, что они дают возможность целенаправленно воздействовать на отдельные мышцы или мышечные группы. Причем, как показали научные исследования, нагрузка на весь организм при выполнении упражнений локального воздействия относительно невелика, что позволяет повысить объем и интенсивность целенаправленной скоростно-силовой тренировки. Кроме того, имеется возможность строгой дозировки и учета выполняемых упражнений.
2. После изучения научно-методической и спортивной литератур, мы с
помощью контрольных тестов определили исходное состояние скоростно-силовых качеств у легкоатлетов 12-13 лет у контрольной и
экспериментальной группах.
Исходное состояние у контрольной и экспериментальной групп отличается незначительно. Это вы можете увидеть в приложении 1 и 2.
3. На основе изучения научно-методической и спортивной литературы, мы подобрали подготовительные упражнения и составили из них комплексы для развития скоростно-силовых качеств у легкоатлетов 12-13 лет, а так же обосновали роль подготовительных упражнений для легкоатлетов во внеурочной деятельности. Ниже представлен один из комплексов.
1-й комплекс выполняется методом круговой тренировки, время выполнения каждого упражнения (мальчики - 25 сек, девочки - 20 сек), отдых между
упражнениями - 20 сек.
1. Прыжки через скакалку.
2. И.п. - о.с. Бег на месте. Не «заваливать» плечи, не опускаться полностью на стопу. Выполнять в быстром темпе.
3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа и от скамейки.
4. Поднимание бедра с отягощением (мешок с песком 0,5-1 кг). Темп выполнения средний.
5. Запрыгивание на скамейку двумя ногами.
6. И.п. - лечь на спину, руки прямо. Сгибание и разгибание ног до касания коленом груди и полного выпрямления. Пятки движутся не высоко от земли. Выполнять в среднем и быстром темпе.
7. Прыжки с места в длину.
8. Выпад согнутой ногой вперед, другая нога сзади, немного согнута. Быстрая смена положений ног. Выполнять в быстром темпе.
9. И.п. глубокий присед, упор на носках, в руках гантели 0,5-1 кг каждая. Выпрыгивания вверх. Не наклонять плечи вперед. Туловище прямое. Акцент на выполнении заключительной части отталкивания. Выполнять в среднем темпе с ускорением в момент выпрыгивания.
10. Подтягивание на высокой и низкой перекладине с резиной, 50 % от максимума. Выполнение в медленном и быстром темпе.
4. Результаты проведенного нами исследования показали, что целенаправленное и систематическое применение подготовительных упражнений положительно влияет на динамику роста показателей скоростно-силовых способностей. Об этом свидетельствует статистическое улучшение результатов, включенных в систему тестирования.
В диагностическом тесте «прыжок в длину с места» динамика изменения результатов была следующей:
в экспериментальной группе результат 167,1±2,2, результат улучшился на 5,8%, статистически средняя ошибка разности в экспериментальной группе составила 2,5, где P<0,05, различия достоверны
в контрольной группе результат 158±3,2, результат улучшился на 1,4% , статистически средняя ошибка разности составила 0,5, где P>0,05, различия недостоверны.
В диагностическом тесте «метание малого мяча 150 гр» динамика изменения результатов была следующей:
в экспериментальной группе результат 29,7±0,6, результат улучшился на 11,2%, статистически средняя ошибка разности в экспериментальной группе составила 2,6, где P<0,05, различия достоверны
в контрольной группе результат 25,4±1,2, результат улучшился на 5,8% , статистически средняя ошибка разности составила 0,9, где P>0,05, различия недостоверны.
В диагностическом тесте «бег 30 м» динамика изменения результатов была следующей:
в экспериментальной группе результат 5,4±0,05, результат улучшился на 6,9%, статистически средняя ошибка разности в экспериментальной группе составила 2,1, где P<0,05, различия достоверны
в контрольной группе результат 5,7±0.1, результат улучшился на 1,8% , статистически средняя ошибка разности составила 0,7, где P>0,05, различия недостоверны.
Мы видим, что после трех месяцев применения подготовительных упражнений во внеурочной деятельности у легкоатлетов 12-13 лет для развития скоростно-силовых качеств, их показатели и средний балл возрос. Особенно он вырос у легкоатлетов экспериментальной группы, где данные подготовительные упражнения проводились.
1. Барчуков, И.С. Основы физической культуры. Теория и методика. Курс лекций: Учебное пособие / И.С. Барчуков, Г.В. Барчукова. - М.: Юнити, 2016. - 295 с.
2. Бег на короткие дистанции : пособие / В. В. Мехрикадзе [и др.] ; Белорус, гос. университет физ. культуры. — Минск: БГУФК, 2015. — 134 с.
3. Бегай! Прыгай! Метай! Официальное руководство ИААФ по обучению легкой атлетике / под общ. ред. В. В. Балахничева, В. Зеличенка. — М.: Человек, 2013.-213 с.
4. Врублевский, Е. П. Индивидуализация тренировочного процесса спортсменок в скоростно-силовых видах легкой атлетики / Е. П. Врублевский. — М.: Советский спорт, 2009. — 232 с.
5. Врублевскй, Е. П. Легкая атлетика: основы знаний : в вопросах и ответах : учеб, пособие / Е. П. Врублевский. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Спорт, 2016. - 240 с.
6. Грецов, Г.В. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Легкая атлетика: Учебник / Г.В. Грецов. - М.: Academia, 2018. - 464 с.
7. Егер, К.Г Юным спортсменам о тренировке / К.Г. Егер. - Москва: Физкультура и спорт 2005. - 256 с.
8. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. пед. завед. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 264 с.
9. Жилкин А.И. и др. Легкая атлетика: Учеб. Пособие. - М.: Академия, 2005,2007.
10. 3еличёнок, В.Б. Лёгкая атлетика: критерии отбора/В.Б.
Зеличёнок, В.Г. Никитушкина, В.П. Губа.- М.: Терра-Спорт, 2010.- 240с.
11. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 264 с.
12. Камышов, В.Я. Управление подготовкой юных спортсменов/ под ред. В.Я. Камышова.- Волгоград: Волгогр. ГИФК, 2013.- 147 с.
13. Книга учителя физической культуры / Под общей ред. B.C. Кокорева. М: Физкультура и спорт, 1993. 210 с.
14. Кузнецов, В. С. Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика/ В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: Просвещение, 2018. - 781 c
15. Кузнецова, З. И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников /З.И. Кузнецова// Физическая культура в школе._М.: Просвещение, 2008.- 7-9с.
...
33 источника