ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОКА В ШКОЛЕ КАК УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.1. Урок как форма организации дидактических процессов 8
1.2. Общая характеристика урока, как формы учебно-воспитательного процесса
1.3. Классификация уроков физической культуры 23
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
2.1. Современные требования к уроку «Физическая культура» 27
2.2. Сравнительный анализ традиционного и современного уроков физической культуры
2.3. Методические рекомендации по составлению плана-конспекта урока физической культуры
2.4. Методические рекомендации по составлению технологической карты урока физической культуры
ВЫВОДЫ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века: резко возросла информированность детей; современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу; несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы,разных типов мышления; ограниченность общения со сверстниками.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее ФГОС) цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни [9].
Особое внимание в основной образовательной программе федерального государственного образовательного стандарта уделяется духовно-нравственному развитию личности учащегося, которое представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно¬смысловой сферы личности, развитие способности сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе моральных норм и нравственных идеалов [22].
Система физического воспитания также призвана решать проблему ценностно-смыслового развития личности учащегося.
Главной целью функционирования системы физического воспитания является человек, личность в её целостности и многогранности как высшая ценность. Современные концептуальные подходы рассматривают физическую культуру и физическое воспитание в свете культурологического, антропологического и системно-деятельностного подходов. Это приводит к обновлению содержания физического воспитания, которое направлено не просто на физическое благополучие, а на формирование физической культуры личности учащегося. При этом физическая культура личности предстаёт как сложная и динамическая социальная область общей культуры личности, для которой присущи интеллектуальная, мотивационно¬ценностная, социально-духовная и физкультурно-деятельностная составляющие [5].
Учебные программы по физической культуре в своём предметном содержании направлены на:
• реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
• реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
• соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
• расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
• усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями [21].
В связи с тем, что урок физической культуры — основная форма организации физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, от его качества и результативности во многом зависит успешное решение широкого круга задач, поставленных перед школой и системой физического воспитания.
Для современного урока характерно комплексное планирование задач формирования знаний, практических умений, воспитания идейно¬нравственных качеств личности, развития интеллекта, воли, эмоций, способностей школьников.
И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
- создание условий для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель - не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Как проходит обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание - параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока - учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия - это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства.
Гипотеза исследования: предполагается, что благодаря ответственному отношению к уроку физической культуры и тщательной подготовки к нему, позволит учителю более успешно и плодотворно провести урок физической культуры в школе.
Объект исследования: процесс организации и проведения урока физической культуры в школе.
Предмет исследования: урок физической культуры как учебно-воспитательный процесс в современной школе.
Методы исследования: метод изучения и анализ литературных источников.
Цель исследования: совершенствование методики подготовки и проведения урока физической культуры в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее - ФГОС).
Задачи исследования:
1. раскрыть теоретико-методические основы урока физической культуры, изучить структуру и содержание современного урока, а также его проведение;
2. сравнить традиционный урок физической культуры с современным;
3. разработать методические рекомендации по составлению плана- конспекта урока и технологической карты урока физической культуры.
Методологической основой послужили труды Ю.Д. Железняка, Ж.К. Холодова Ю.Ф. Курамшина, С.В. Давыдова, С.А. Гильфанова и других.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что в результате теоретико-методологического исследования рассматривается изучение и обобщение передового опыта по методике подготовки и проведения урока физической культуры. Работа может быть использована в практической деятельности учителя физической культуры.
1. Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса. На уроке учащиеся осваивают систему знаний, развивают свои умения и навыки, познавательную самостоятельность и активность. Педагогическая деятельность также осуществляется главным образом на уроке, уровень его подготовки, творческие находки отражаются на качестве урока. В тоже время качество подготовки и проведения урока - важный показатель педагогического мастерства учителя.
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
2. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Урок строится в рамках системно-деятельностного подхода необходимо развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу; проектировать пути их реализации; контролировать и оценивать свои достижения.
Известно, что часто внедрение нового вызывает у человека настороженность и даже протест. Не удивительно, что учителя, которые многие годы (а большинство учителей в наших школах - это люди старше 35 лет) работали по традиционной методике, сегодня не могут сразу перейти на новые образовательные технологии. Учителю необходимо время и условия, чтобы научиться работать так, как этого требует новый образовательный стандарт.
3. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
4. В отличии от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее. Учитель и его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка - вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
1. Агафонова С. В. Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [электронный ресурс] //http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/sut-izmeneniy- sovremennogo-uroka-s-vvedeniem-federalnogo
2. Бутин, И. М. Методика обучения физической культуре 1 -11 кл. / И. М. Бутин, - М.: Просвещение, 2004. - 267с.
3. Гильфанова С. А. «Урок физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС» Электронная публикация http://www.metod - kopilka.ru/
4. Головина Л.Л., Копылов Ю.А., Столяк И.Н., Шадзевская М.В. Физическое воспитание младших школьников на основе реализации личностно- ориентированного подхода // Физическая культура: воспитание образование тренировка. - 2002. - № 1. - С. 17 - 20.
5. Давыдова С. В. Требования к современному уроку физической культуры в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 142-144.
6. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / Ю. Д. Железняк, В. М. Минбулатов. - М.: «Академия», 2004. — 272 с.
7. Ильин, Г.Л. Инновации в образовании : учебное пособие / Г.Л. Ильин. -
М. : Прометей, 2015. - 426 с. : табл. - ISBN 978-5-7042-2542-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
//biblioclub.ru/index.php?page=book&id=437317
8. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010 г. № 2. - С. 12 - 15.
9. Копотева Г. Л., Логвинова И. М. Дидактика уверенности в себе: проектируем урок, реализующий требования ФГОС. Основное общее образование. В.: «Учитель», 2015. - 143 с.
10. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие / О.Н.Крылова, И.В.Муштавинская. - СПб., КАРО, 2013. - 143 с.
11. Логвинова И.М., Копотева Л.Г. Конструирование технологической карты урока в соответствие с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. - 2011. - №12.- С.12-18
12. Лукьянова М.И. и др. Личностно-ориетированный урок:
конструирование и диагностика. Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И.Лукьяновой. - М.: Центр педагогический поиск, 2009 г. - 176 с.
13. Махмутов М.И. Урок: типология, структура, анализ // Сов. педагогика. - 1986. - №2. - С. 53-58
14. Менчинская Е.А. Основы Здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с.
15. Мишин, Б. И. Настольная книга учителя физической культуры: справ. - метод, пособие. - М.: ООО Издательство АСТ; ООО Издательство Астрель, 2003. - 526 с.
16. Мухина, М.П. Физкультурное образование школьников : учебное пособие / М.П. Мухина ; Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. - Омск : Издательство СибГУФК, 2014. - 399 с. : табл. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429366
17. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. / Лебедев О.Е.- М.: Школьные технологии, 2011. - № 6. - С. 10-17.
18. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П.И.Пидкасистый, В.А.Мижериков, Т.А.Юзефавичус ; под ред. П. И. Пидкасистого. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр
«Академия», 2014. — 624 с. — (Сер. Бакалавриат).
19. Поташник М.М. Требования к современному уроку. - Москва, Центр педагогического образования, 2007. - 270 с.
20. Принципы и положения для работы с технологическими картами http: //www. pro sv.ru/umk/perspektiva/info. aspx?ob_no=20077
21. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010. - 64 с.
22. Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО: методическое пособие / авт.- сост: С.В.Фаттахова. - Казань: ИРО РТ, 2015. - 89 с.
23. Педагогика нового времени. Современный урок. Под редакцией Т.П.Лакоцениной. - Ростов, «Учитель», 2007. - 208с.
24. Сборник методических материалов по организации учебной деятельности на предмете "физическая культура" у детей младшего школьногочвозраста/ Под ред. Л.К. Сидорова. Красноярск, 200 0. - 76 с.
25. Смольникова И.А. Структуризация основных требований к ЭОР Электронная публикация http://www.eorhelp.ru/node/8964
26. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю. Ф. Курамшина. — М.: Советский спорт, 2004. — 464 с.
27. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия - к мысли. Система заданий / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам».
28. Фирсин, С.А. отношение учителей физической культуры к новациям в процессе физического воспитания учащихся образовательных школ. [Электронный ресурс] / — Электрон. дан. // Физическая культура, спорт - наука и практика. — 2014. — № 3. — С. 10-12. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/journal/issue/292758 — Загл. с экрана.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897.
30. Уроки физической культуры в школе: Пособие для учителей / В.А. Барков, А.И. Навойчик, Ю.К. Рахматов и др. Под ред. В.А. Баркова. - Мн.: Технология, 2001. - 240 с.
31. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2012. — 307с
32. Шапарь А.В., Перетятько В.В. Роль и место физической культуры в образовательном процессе // Физическая культура в школе. - 2005. - N- 4. - с.28.