ОЦЕНКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ, РАБОТАЮЩИХ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА, И МОДЕЛЬ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО¬ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ 9
1.1 Теоретические подходы к понятию и структуре
профессионально-педагогических компетенций в современных психолого-педагогических исследованиях 9
1.2 Содержание профессионально-педагогических компетенций
специалистов по физической культуре и спорту 20
1.3 Технологии формирования и совершенствования профессионально-педагогических компетенций специалистов по
физической культуре и спорту. Геймификация 30
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 46
2.1 Организация исследования 46
2.2 Методы исследования 47
ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО¬
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ 49
3.1 Исследование проблем формирования профессионально¬
педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту на основе анкетирования 49
3.2 Оценка уровня и особенностей профессионально¬
педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту 57
3.3 Разработка модели и программы формирования
профессионально-педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту 65
3.4 Эффективность разработанной компетентностной модели 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 98
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО¬ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ 9
1.1 Теоретические подходы к понятию и структуре
профессионально-педагогических компетенций в современных психолого-педагогических исследованиях 9
1.2 Содержание профессионально-педагогических компетенций
специалистов по физической культуре и спорту 20
1.3 Технологии формирования и совершенствования профессионально-педагогических компетенций специалистов по
физической культуре и спорту. Геймификация 30
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 46
2.1 Организация исследования 46
2.2 Методы исследования 47
ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО¬
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ 49
3.1 Исследование проблем формирования профессионально¬
педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту на основе анкетирования 49
3.2 Оценка уровня и особенностей профессионально¬
педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту 57
3.3 Разработка модели и программы формирования
профессионально-педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту 65
3.4 Эффективность разработанной компетентностной модели 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 98
Актуальность исследования. В настоящее время миссия государства в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации, прежде всего, заключается в формировании культуры и ценностей здорового образа жизни, являющихся фундаментом устойчивого развития общества и качества жизни населения [51]. Данная социально значимая миссия реализуется посредством профессиональной подготовки в системе высшего и послевузовского образования специалистов в сфере физической культуры и спорта, формирования у них профессионально-педагогических компетенций, обеспечивающих качество и эффективность профессиональной деятельности.
Тем не менее, современные требования как федеральных государственных стандартов, так и профессиональных стандартов к специалистам по физической культуре и спорту, обусловливают необходимость совершенствования существующих подходов и разработки новых моделей реализации профессиональной подготовки и переподготовки, соответствующих запросам работодателей и потребителей, с одной стороны, а, с другой - актуальным условиям функционирования спортивных организаций. Анализ научно-методической литературы по проблеме профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту позволяет констатировать, что традиционные подходы и методы не обеспечивают в полной мере формирования профессионально-педагогических компетенций. С данным тезисом согласны многие отечественные исследователи (О.С. Августимова, С.Н. Кривсун, А.А. Русаков, И.Т. Шарыгина и др.).
Таким образом, поиск современных подходов и технологий формирования профессионально-педагогических компетенций у специалистов является одной из наиболее актуальных проблем, стоящих перед всей системой профессионального образования, в частности, в сфере физической культуры и спорта. Такой современной технологией, способствующей формированию и совершенствованию профессионально значимых качеств специалистов в сфере физической культуры и спорта, активизирующей их вовлеченность в профессиональную деятельность, на наш взгляд, может являться геймификация.
Степень разработанности проблемы исследования. За последние десятилетие в области педагогических знаний и профессионального образования в сфере физической культуры и спорта накопилось значительное количество исследований, касающихся профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на базе компетентностного подхода. Данный подход предполагает формирование и совершенствование определенного набора профессионально-педагогических компетенций специалистов в соответствии с социальным заказом и целями профессионального образования в сфере физической культуры и спорта.
Проблемы реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании, определения перечня необходимых профессионально-педагогических компетенций, их структуры отражены в работах Б.Г. Ананьева, В.И. Байденко, И.В. Гладкой, Н.Ю. Ерофеевой, Н.Ф. Ефремовой, И.А. Зимней, М.В. Селиверстовой, А.В. Хуторского и др.
Вопросами профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту в рамках компетентностной модели образования занимались такие отечественные ученые, как В.В. Абрамова, О.С. Августимова, А.М. Имашев, Н.В. Мосина, И.И. Переверзин, М.В. Прохорова, А.И. Рублев, Н.В. Романенко, И.Т. Шарыгина и др.). Определение перечня и структуры профессиональных компетенций специалистов в сфере физической культуры и спорта стало предметом исследования таких ученых, как А.Э. Болотин, Е.В. Быстрицкая, О.Ю. Заславская, А.Э. Исламов, О.А. Кривко, М.В. Селиверстова, А.Е. Шастина и др.).
Эффективности использования средств геймификации в профессиональном образовании посвящены работы Т.Е. Пахомовой, Л.П. Варениной, И.В. Ильиной, А.В. Моржевского, Р. Бартла, Э. Клопфера, Д.
Кларка, М. Барбера, Л. Шелдона, К. Вербаха, Дж. Ли и Дж. Хаммер.
Анализ приведенных научных работ показал наличие дефицита исследований, посвященных формированию профессионально-педагогических компетенций специалистов, работающих в сфере физической культуры и спорта, в частности, технологий и методов их совершенствования в процессе профессиональной деятельности, показателей их сформированности.
На основе актуальности темы исследования, нами сформулирована проблема: каковы наиболее эффективные технологии и методы формирования и совершенствования профессионально-педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту.
Объект исследования - профессионально-педагогические компетенции специалистов по физической культуре и спорту.
Предмет исследования - модель формирования профессионально-педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту.
Цель исследования - разработка, обоснование и внедрение компетентностной модели, направленной на формирование и совершенствование профессионально-педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту.
В качестве гипотезы исследования сформулировано предположение о том, что уровень профессионально-педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту повысится, если:
- будет обоснована и разработана модель формирования профессионально-педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту, основанная на средствах геймификации;
- программа и система занятий компетентностной модели будут носить индивидуализированный характер с учетом выделения типов игроков в профессиональной сфере;
- будет доказана результативность разработанной модели и программы формирования профессионально-педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту.
В соответствии с целью и гипотезой определялись задачи исследования:
1. изучить специальную литературу по проблеме исследования и формирования профессионально-педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту;
2. разработать диагностический комплекс исследования уровня и особенностей профессионально-педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту;
3. исследовать особенности и уровень профессионально-педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту;
4. теоретически обосновать и экспериментально разработать компетентностную модель формирования профессионально-педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту, основанную на средствах геймификации;
5. провести анализ эффективности реализации компетентностную модель формирования профессионально-педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту.
Теоретико-методологическая основа исследования опирается на научные труды отечественных и зарубежных специалистов в сфере реализации компетентностного подхода в образовании (Б.Г. Ананьев, А.А. Вербицкий, Е.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Т.Н. Третьякова, А.П. Тряпицина, А.В. Хуторской и др.); личностно-ориентированного и деятельностного подходов в обучении и профессиональном образовании (А.П. Беляева, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.М. Новиков, К.Г. Селевко, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.); формирования профессионально-педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту (О.С. Августимова, Ю.А. Зубарев, А.М. Имашев, И.И. Переверзин, М.В.
Прохорова, И.Т. Шарыгина и др.); использования элементов геймификации (Т.Е. Пахомова, И.В. Ильина, А.В. Моржевский, Р. Бартл, Д. Кларк, Л. Шелдон, К. Вербах).
В работе использовались следующие методы: организационные (сравнительный, комплексный); эмпирические (анкетирование, тестовые задания, беседа, наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент); интерпретационные (анализ динамики развития профессионально-педагогических компетенций).
Для обработки полученных результатов применялись методы математической статистики: методы индуктивной статистики (коэффициента t-критерия Стьюдента). Обработка количественных данных проводилась с помощью программы Microsoft Excel.
Научная новизна исследования заключается в разработке компетентностной модели совершенствования профессионально-педагогических компетенций специалистов в сфере физической культуры и спорта, которая позволяет интенсивно формировать данные компетенции за счет использования средств и элементов геймификации.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении представлений об особенностях профессионально-педагогических компетенций специалистов в сфере физической культуры и спорта, а также в определении возможностей средств и элементов геймификации в их формировании и совершенствовании.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты можно использовать при реализации подготовки и переподготовки (повышения квалификации) специалистов в сфере физической культуры и спорта, направленных на повышение уровня их профессионально-педагогических компетенций.
В данном исследовании сделан акцент на использовании средств геймификации в формировании и совершенствовании профессионально-педагогических компетенций, которые за счет моделирования игровых ситуаций и использования игровых подходов для неигровых процессов позволяют повысить качество организации проведения спортивных мероприятий и вовлеченность специалистов в сфере физической культуры и спорта в решение профессиональных задач.
Материалы исследования внедрены в практику работы МАУ «Татышев-парк» г. Красноярск.
Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, включающего 74 наименования, 6 приложений. В тексте работы содержится 3 таблицы и 28 рисунков.
Тем не менее, современные требования как федеральных государственных стандартов, так и профессиональных стандартов к специалистам по физической культуре и спорту, обусловливают необходимость совершенствования существующих подходов и разработки новых моделей реализации профессиональной подготовки и переподготовки, соответствующих запросам работодателей и потребителей, с одной стороны, а, с другой - актуальным условиям функционирования спортивных организаций. Анализ научно-методической литературы по проблеме профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту позволяет констатировать, что традиционные подходы и методы не обеспечивают в полной мере формирования профессионально-педагогических компетенций. С данным тезисом согласны многие отечественные исследователи (О.С. Августимова, С.Н. Кривсун, А.А. Русаков, И.Т. Шарыгина и др.).
Таким образом, поиск современных подходов и технологий формирования профессионально-педагогических компетенций у специалистов является одной из наиболее актуальных проблем, стоящих перед всей системой профессионального образования, в частности, в сфере физической культуры и спорта. Такой современной технологией, способствующей формированию и совершенствованию профессионально значимых качеств специалистов в сфере физической культуры и спорта, активизирующей их вовлеченность в профессиональную деятельность, на наш взгляд, может являться геймификация.
Степень разработанности проблемы исследования. За последние десятилетие в области педагогических знаний и профессионального образования в сфере физической культуры и спорта накопилось значительное количество исследований, касающихся профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на базе компетентностного подхода. Данный подход предполагает формирование и совершенствование определенного набора профессионально-педагогических компетенций специалистов в соответствии с социальным заказом и целями профессионального образования в сфере физической культуры и спорта.
Проблемы реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании, определения перечня необходимых профессионально-педагогических компетенций, их структуры отражены в работах Б.Г. Ананьева, В.И. Байденко, И.В. Гладкой, Н.Ю. Ерофеевой, Н.Ф. Ефремовой, И.А. Зимней, М.В. Селиверстовой, А.В. Хуторского и др.
Вопросами профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту в рамках компетентностной модели образования занимались такие отечественные ученые, как В.В. Абрамова, О.С. Августимова, А.М. Имашев, Н.В. Мосина, И.И. Переверзин, М.В. Прохорова, А.И. Рублев, Н.В. Романенко, И.Т. Шарыгина и др.). Определение перечня и структуры профессиональных компетенций специалистов в сфере физической культуры и спорта стало предметом исследования таких ученых, как А.Э. Болотин, Е.В. Быстрицкая, О.Ю. Заславская, А.Э. Исламов, О.А. Кривко, М.В. Селиверстова, А.Е. Шастина и др.).
Эффективности использования средств геймификации в профессиональном образовании посвящены работы Т.Е. Пахомовой, Л.П. Варениной, И.В. Ильиной, А.В. Моржевского, Р. Бартла, Э. Клопфера, Д.
Кларка, М. Барбера, Л. Шелдона, К. Вербаха, Дж. Ли и Дж. Хаммер.
Анализ приведенных научных работ показал наличие дефицита исследований, посвященных формированию профессионально-педагогических компетенций специалистов, работающих в сфере физической культуры и спорта, в частности, технологий и методов их совершенствования в процессе профессиональной деятельности, показателей их сформированности.
На основе актуальности темы исследования, нами сформулирована проблема: каковы наиболее эффективные технологии и методы формирования и совершенствования профессионально-педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту.
Объект исследования - профессионально-педагогические компетенции специалистов по физической культуре и спорту.
Предмет исследования - модель формирования профессионально-педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту.
Цель исследования - разработка, обоснование и внедрение компетентностной модели, направленной на формирование и совершенствование профессионально-педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту.
В качестве гипотезы исследования сформулировано предположение о том, что уровень профессионально-педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту повысится, если:
- будет обоснована и разработана модель формирования профессионально-педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту, основанная на средствах геймификации;
- программа и система занятий компетентностной модели будут носить индивидуализированный характер с учетом выделения типов игроков в профессиональной сфере;
- будет доказана результативность разработанной модели и программы формирования профессионально-педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту.
В соответствии с целью и гипотезой определялись задачи исследования:
1. изучить специальную литературу по проблеме исследования и формирования профессионально-педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту;
2. разработать диагностический комплекс исследования уровня и особенностей профессионально-педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту;
3. исследовать особенности и уровень профессионально-педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту;
4. теоретически обосновать и экспериментально разработать компетентностную модель формирования профессионально-педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту, основанную на средствах геймификации;
5. провести анализ эффективности реализации компетентностную модель формирования профессионально-педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту.
Теоретико-методологическая основа исследования опирается на научные труды отечественных и зарубежных специалистов в сфере реализации компетентностного подхода в образовании (Б.Г. Ананьев, А.А. Вербицкий, Е.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Т.Н. Третьякова, А.П. Тряпицина, А.В. Хуторской и др.); личностно-ориентированного и деятельностного подходов в обучении и профессиональном образовании (А.П. Беляева, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.М. Новиков, К.Г. Селевко, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.); формирования профессионально-педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту (О.С. Августимова, Ю.А. Зубарев, А.М. Имашев, И.И. Переверзин, М.В.
Прохорова, И.Т. Шарыгина и др.); использования элементов геймификации (Т.Е. Пахомова, И.В. Ильина, А.В. Моржевский, Р. Бартл, Д. Кларк, Л. Шелдон, К. Вербах).
В работе использовались следующие методы: организационные (сравнительный, комплексный); эмпирические (анкетирование, тестовые задания, беседа, наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент); интерпретационные (анализ динамики развития профессионально-педагогических компетенций).
Для обработки полученных результатов применялись методы математической статистики: методы индуктивной статистики (коэффициента t-критерия Стьюдента). Обработка количественных данных проводилась с помощью программы Microsoft Excel.
Научная новизна исследования заключается в разработке компетентностной модели совершенствования профессионально-педагогических компетенций специалистов в сфере физической культуры и спорта, которая позволяет интенсивно формировать данные компетенции за счет использования средств и элементов геймификации.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении представлений об особенностях профессионально-педагогических компетенций специалистов в сфере физической культуры и спорта, а также в определении возможностей средств и элементов геймификации в их формировании и совершенствовании.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты можно использовать при реализации подготовки и переподготовки (повышения квалификации) специалистов в сфере физической культуры и спорта, направленных на повышение уровня их профессионально-педагогических компетенций.
В данном исследовании сделан акцент на использовании средств геймификации в формировании и совершенствовании профессионально-педагогических компетенций, которые за счет моделирования игровых ситуаций и использования игровых подходов для неигровых процессов позволяют повысить качество организации проведения спортивных мероприятий и вовлеченность специалистов в сфере физической культуры и спорта в решение профессиональных задач.
Материалы исследования внедрены в практику работы МАУ «Татышев-парк» г. Красноярск.
Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, включающего 74 наименования, 6 приложений. В тексте работы содержится 3 таблицы и 28 рисунков.
Исходя из цели диссертационного исследования - разработка, обоснование и внедрение компетентностей модели, направленной на формирование и совершенствование профессионально-педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту - были получены результаты и сделаны следующие выводы:
1. В результате анализа различных научных подходов в рамках психолого-педагогических исследований к определению понятий «компетентность» и «компетенция» можно заключить, что данные дефиниции взаимосвязаны, но обладают разной смысловой нагрузкой. С точки зрения автора исследования, компетенция - комплекс системных психологических новообразований (знаниевые конструкты, способы действий, установки, отношение к окружающему миру), которой обладает личность, и которая может их актуализировать в деятельности с учетом создания для этого специальных условий или в процессе возникновения определенных проблем, требующих нестандартного решения. Под компетентностью мы предлагаем понимать субъективное качество личности, как результат овладения ею знаниями, умениями и навыками и ее готовности достигать решения профессиональных задач в процессе избранного вида деятельности. Профессионально-педагогическая компетентность - комплексное системное профессионально-личностное новообразование субъекта педагогической деятельности, обусловливающее ее продуктивность за счет расширения аксиологических и профессиональных знаний, развития мотивационно-ценностного отношения к реализации трудовых функций, формирования установки субъекта на самосовершенствование и саморазвитие в профессии.
2. Под профессионально-педагогической компетентностью специалиста в сфере физической культуры и спорта следует понимать процесс и результат развития профессионально-значимых качеств (способностей), преодоления барьеров и формирования личностного опыта спортивно-педагогической деятельности в период обучения в вузе, собственно педагогической деятельности, дополнительного образования и самообразования в течение всей жизни. Ориентируясь на мнение большинства отечественных исследователей, требования ФГОС и профессионального стандарта, следует выделить следующие профессионально-педагогические компетенции в структуре компетентности специалистов в сфере физической культуры и спорта: коммуникативная компетенция, организаторская (управленческая) компетенция, конструктивная компетенция, исследовательская компетенция, двигательная компетенция, компетенция профессионально-личностного совершенствования, познавательная компетенция (гностическая).
3. Технологии и сам процесс формирования профессиональных компетенций специалистов (как будущих, так и действующих) по физической культуре и спорту является предметом исследования большинства отечественных специалистов. В связи с всеобщей цифровизацией, в настоящее время активно лоббируется технология геймификации как современной технологии обучения и развития персонала организации. в процессе геймофикации получение удовольствия является одним из самых сильных мотиваторов, побуждающих человека увлеченно и с полной отдачей заниматься чем-либо. Поэтому, добавляя соревновательности и азарта в рабочий процесс, используя механизмы игры, игровые элементы и формируя игровое мышление, можно добиться вовлеченности работников, энтузиазма в выполнении работы, а также создать обучающую среду организации, формирующую новый профессиональный опыт и способы решения проблем, поле возможностей для экспериментирования, поскольку только в игре, не опасаясь за возможность провала, всегда можно начать заново. В результате геймификация выступает инструментом стимулирования, профессионального обучения и развития работников,
основывающемся на внедрении игровых техник и психологии игры в неигровую среду компаний, которые способствуют формированию игрового мышления, чувства коллективизма, повышению трудовой мотивации, вовлеченности работников и отдачи в их деятельности.
4. С целью исследования проблем формирования профессионально-педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту нами было проведено анкетирование, в котором приняло участие 32 респондента в возрасте 26-40 лет, сотрудники МАУ «Татышев-парк». Опрошенные сотрудники принимают участие в проектировании, организации и проведении спортивных мероприятий в организации.
В процессе анкетирования было выявлено:
- 59,4% респондентов считают, что педагогическая подготовка не является необходимой, достаточно иметь профильную специализацию в сфере физической культуры и спорта;
- Наиболее значимыми профессионально-педагогическими компетенциями, по мнению опрошенных, являются в 34,4% случаев - коммуникативные, в 25% - конструктивные, в 18,7% - двигательные, в 9,4% - организационно-управленческие и компетенция профессионально-личностного роста.
- По мнению опрошенных, им не хватает развитых коммуникативных компетенций в 43,7% случаев, в первую очередь, а также в 21,8% - организационно-управленческих знаний в профессиональной деятельности, 18,7% - конструктивных компетенций.
- Основной побуждающей силой прохождения курсов профессиональной подготовки и переподготовки у 56,2% специалистов МАУ «Татышев-парк» явилось распоряжение руководства, у 25% человек - перспективы карьерного роста, и только 18,7% человек заявили о потребности в повышении уровня профессиональной компетентности.
-Наиболее эффективными методами обучения 53 % специалистов в сфере физической культуры и спорта отметили игровые методы (ролевые, имитационные/деловые игры, организационно-деятельностные и др.), а также привлечение экспертов-практиков, в частности, из других спортивных организаций, которые успешно решали те или иные практические проблемы. На данный факт указали 40,6% сотрудников.
5. Анализ результатов проведения методики «Карта профессиональных качеств педагога» В.И. Зверевой позволил что специалисты по физической культуре и спорту имеют методическую подготовку (гностические и проектировочные умения) для грамотной разработки занятий и спортивных мероприятий, однако, при организации и проведении занятий и спортивных мероприятий испытывают значительные трудности в силу недостаточной сформированности конструктивных и организаторских умений, а также дефицита коммуникативных умений и навыков. С разработкой занятий и спортивных мероприятий успешно могут справиться 68,75% специалистов, что больше половины опрошенных. Однако, организовать мероприятие могут не более 43,75%, а провести -37,5%.
6. Применение методики «Свойства личности учителя» (Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова) позволило оценить личностные качества специалистов по физической культуре и спорту. В частности, оптимальный (высокий) уровень развития был выявлен по показателям аффиляции (68,75%), воли (87,5%), перцепции (71,8%), а также по познавательным процессам - памяти (90,6%) и мышления (81,25%). Критический уровень развития наблюдается по таким личностным качествам, как коммуникативные (умение взаимодействовать с коллективом, общительность) в 34,4%, речевые способности в 25%, а также интерес (наличие профессиональных интересов и их глубина) в 25%. Таким образом, следует заключить, что у опрошенных специалистов по физической культуре и спорту наблюдается дефицит в сформированности коммуникативных, речевых и мотивационных качествах личности.
7. Применение методики оценки основных профессиональных компетенций специалистов в сфере физической культуры и спорта А.А. Гладышева позволило оценить профессиональные качества специалистов по физической культуре и спорту именно в сфере своей профессиональной деятельности. В рамках изучения профессиональных знаний специалисты по физической культуре и спорту слабо ориентируются в приоритетных направлениях развития в физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровительной области деятельности в РФ, а также не умеют составлять документы учета и индивидуальной финансовой отчетности в профессиональной сфере. В рамках конструктивных компетенций специалистам трудно дается дифференциация программ и заданий с разным уровнем сложности. В рамках организационных компетенций в меньшей степени специалисты готовы мотивировать обучающихся и население к занятиям физической культурой и ведению здорового образа жизни. Вероятно, это связано с их часто низким уровнем личной заинтересованности и профессиональной мотивации, что было выявлено при применении методики Н.В. Кузьминой. Самым трудным для специалистов является освоение коммуникативных навыков в профессиональной сфере: наблюдаются проблемы в речевой сфере и организации продуктивного взаимодействия со всеми субъектами деятельности по организации и проведению спортивных мероприятий. Таким образом, если проектировочные и гностические компетенции позволяют специалистам по физической культуре и спорту грамотно разработать спортивное мероприятие, то с организацией его, а также проведением возникают серьезные проблемы в силу слабого развития коммуникативных организаторских, конструктивных компетенций, а также дефицита профессиональных знаний в этой области. Все это обусловливает невысокую результативность педагогической деятельности специалистов по физической культуре и спорту.
8. Для реализации целей обучающего эксперимента первоначально испытуемые были разделены на контрольную группу (КГ) и экспериментальную группу (ЭГ), с которыми проводились занятия в форме геймификации. Из 32 участвующих на констатирующем этапе эксперимента специалистов в процессе обучающего этапа эксперимента приняли участие 20 сотрудников МАУ «Татышев-парк». Каждая из групп, укомплектованная по 10 человек, была сформирована в соответствии с относительно равными результатами оценки профессионально-педагогических компетенций по методике А.А. Гладышева. Были специально отобраны специалисты, имеющий средний и низкий уровень развития большинства компетенций в сфере физической культуры и спорта.
Среди ЭГ были выявлены типы игроков в профессиональной сфере по методике «Геймифицированный тест пользовательского типа» А.Маржевского. В экспериментальной группе преобладает тип «Свободные духом» (подтип «Творцы») в 50% случаев (5 человек). Выявлены также типы «Игрок» у 3 человек (30%) и «Бунтарь» у 2 человек (20%). Все выявленные игроки предпочитают действовать единолично, направленность профессиональной деятельности характеризуется эгоистичностью и желанием достичь выгодных им результатов, только «Свободные духом» ориентированы на внутренний мотив заинтересованности, «Игрок» - внешний мотив, получение награды, «Бунтарь» - внешний мотив, разрушение системы, устоявшихся принципов.
9. Исходя из полученных результатов: 1) оценки профессионально - педагогических компетенций специалистов в сфере физической культуры и спорта; 2) преобладающего типа игрока в профессиональной сфере, была разработана компетентностная модель формирования профессионально-педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту, основанная на средствах геймификации. Представленная компетентностная модель предполагает формирование дефицитарных профессионально-педагогических компетенций в ЭГ у специалистов. За счет разделения их на три типа игроков - «Свободные духом», «Игрок» и «Бунтарь» - каждому типу предложены индивидуальные игровые блоки в игровой электронной среде, направленные на восполнение недостающих профессионально-педагогических компетенций в сфере физической культуры и спорта.
Обучающий эксперимент предполагал реализацию трех этапов, где: 1 этап (август 2021 г.) - освоение адаптационной игры «Самурай», ее правил в виде настольной игры; 2 этап (сентябрь 2021 г.) - решение образовательных игровых действий по правилам игры «Самурай» на платформе Cisco в мобильном приложении; 3 этап (октябрь-ноябрь 2021 г.) - решение образовательных задач игры, смоделированных для каждого типа игрока, в целях формирования дефицитарных компетенций.
В процессе реализации разработанной модели, а также адаптационной игры «Самурай», в том числе, на платформе Cisco, специалисты обучались выстраивать цели, алгоритм их достижения, реализовывать верно этот алгоритм, следовать правилам геймификационной системы (и мобильного гида), договариваться, распределять обязанности и расширять свои профессиональные знания. Все эти навыки заложены в когнитивные (знаниевые), конструктивные, коммуникативные и организаторские профессиональные компетенции.
10. После внедрения и апробации разработанных модели и программы формирования профессионально-педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту средствами геймификации в экспериментальной группе (ЭГ) и контрольной группе (КГ) был проведен контрольный срез данных по методикам, использованным на констатирующем этапе эксперимента.
На контрольном этапе эксперимента в КГ у специалистов по физической культуре и спорту выявлена незначительная положительная динамика по конструктивным и коммуникативным компетенциям. Свои результаты по данным компетенциям улучшили 20%, по 10% на каждую компетенцию. В ЭГ у специалистов выявлена положительная динамика в развитии всех профессионально-педагогических компетенций на
контрольном этапе эксперимента. В большей степени реализованные средства геймификации повлияли на повышение уровня профессиональных знаний у 40% специалистов, у 50% - на повышение уровня коммуникативных и организаторских компетенций, у 30% - на повышение уровня конструктивных профессионально-педагогических компетенций.
Оценка достоверности различий между уровнем сформированности профессионально-педагогических компетенций специалистов ЭГ и КГ в начале и в конце обучающего эксперимента, проведенная с помощью t- критерия Стьюдента, позволила заключить, что в ЭГ все показатели развития профессионально-педагогических компетенций достоверно выше тех же показателей в КГ.
Таким образом, с помощью разработанной модели и программы формирования профессионально-педагогических компетенций средствами геймификации у специалистов по физической культуре и спорту повышается уровень профессиональных знаний в профессиональной сфере, коммуникативные, конструктивные и организаторские навыки по разработке, организации и проведению учебно-тренировочных занятий, в том числе, спортивных мероприятий.
1. В результате анализа различных научных подходов в рамках психолого-педагогических исследований к определению понятий «компетентность» и «компетенция» можно заключить, что данные дефиниции взаимосвязаны, но обладают разной смысловой нагрузкой. С точки зрения автора исследования, компетенция - комплекс системных психологических новообразований (знаниевые конструкты, способы действий, установки, отношение к окружающему миру), которой обладает личность, и которая может их актуализировать в деятельности с учетом создания для этого специальных условий или в процессе возникновения определенных проблем, требующих нестандартного решения. Под компетентностью мы предлагаем понимать субъективное качество личности, как результат овладения ею знаниями, умениями и навыками и ее готовности достигать решения профессиональных задач в процессе избранного вида деятельности. Профессионально-педагогическая компетентность - комплексное системное профессионально-личностное новообразование субъекта педагогической деятельности, обусловливающее ее продуктивность за счет расширения аксиологических и профессиональных знаний, развития мотивационно-ценностного отношения к реализации трудовых функций, формирования установки субъекта на самосовершенствование и саморазвитие в профессии.
2. Под профессионально-педагогической компетентностью специалиста в сфере физической культуры и спорта следует понимать процесс и результат развития профессионально-значимых качеств (способностей), преодоления барьеров и формирования личностного опыта спортивно-педагогической деятельности в период обучения в вузе, собственно педагогической деятельности, дополнительного образования и самообразования в течение всей жизни. Ориентируясь на мнение большинства отечественных исследователей, требования ФГОС и профессионального стандарта, следует выделить следующие профессионально-педагогические компетенции в структуре компетентности специалистов в сфере физической культуры и спорта: коммуникативная компетенция, организаторская (управленческая) компетенция, конструктивная компетенция, исследовательская компетенция, двигательная компетенция, компетенция профессионально-личностного совершенствования, познавательная компетенция (гностическая).
3. Технологии и сам процесс формирования профессиональных компетенций специалистов (как будущих, так и действующих) по физической культуре и спорту является предметом исследования большинства отечественных специалистов. В связи с всеобщей цифровизацией, в настоящее время активно лоббируется технология геймификации как современной технологии обучения и развития персонала организации. в процессе геймофикации получение удовольствия является одним из самых сильных мотиваторов, побуждающих человека увлеченно и с полной отдачей заниматься чем-либо. Поэтому, добавляя соревновательности и азарта в рабочий процесс, используя механизмы игры, игровые элементы и формируя игровое мышление, можно добиться вовлеченности работников, энтузиазма в выполнении работы, а также создать обучающую среду организации, формирующую новый профессиональный опыт и способы решения проблем, поле возможностей для экспериментирования, поскольку только в игре, не опасаясь за возможность провала, всегда можно начать заново. В результате геймификация выступает инструментом стимулирования, профессионального обучения и развития работников,
основывающемся на внедрении игровых техник и психологии игры в неигровую среду компаний, которые способствуют формированию игрового мышления, чувства коллективизма, повышению трудовой мотивации, вовлеченности работников и отдачи в их деятельности.
4. С целью исследования проблем формирования профессионально-педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту нами было проведено анкетирование, в котором приняло участие 32 респондента в возрасте 26-40 лет, сотрудники МАУ «Татышев-парк». Опрошенные сотрудники принимают участие в проектировании, организации и проведении спортивных мероприятий в организации.
В процессе анкетирования было выявлено:
- 59,4% респондентов считают, что педагогическая подготовка не является необходимой, достаточно иметь профильную специализацию в сфере физической культуры и спорта;
- Наиболее значимыми профессионально-педагогическими компетенциями, по мнению опрошенных, являются в 34,4% случаев - коммуникативные, в 25% - конструктивные, в 18,7% - двигательные, в 9,4% - организационно-управленческие и компетенция профессионально-личностного роста.
- По мнению опрошенных, им не хватает развитых коммуникативных компетенций в 43,7% случаев, в первую очередь, а также в 21,8% - организационно-управленческих знаний в профессиональной деятельности, 18,7% - конструктивных компетенций.
- Основной побуждающей силой прохождения курсов профессиональной подготовки и переподготовки у 56,2% специалистов МАУ «Татышев-парк» явилось распоряжение руководства, у 25% человек - перспективы карьерного роста, и только 18,7% человек заявили о потребности в повышении уровня профессиональной компетентности.
-Наиболее эффективными методами обучения 53 % специалистов в сфере физической культуры и спорта отметили игровые методы (ролевые, имитационные/деловые игры, организационно-деятельностные и др.), а также привлечение экспертов-практиков, в частности, из других спортивных организаций, которые успешно решали те или иные практические проблемы. На данный факт указали 40,6% сотрудников.
5. Анализ результатов проведения методики «Карта профессиональных качеств педагога» В.И. Зверевой позволил что специалисты по физической культуре и спорту имеют методическую подготовку (гностические и проектировочные умения) для грамотной разработки занятий и спортивных мероприятий, однако, при организации и проведении занятий и спортивных мероприятий испытывают значительные трудности в силу недостаточной сформированности конструктивных и организаторских умений, а также дефицита коммуникативных умений и навыков. С разработкой занятий и спортивных мероприятий успешно могут справиться 68,75% специалистов, что больше половины опрошенных. Однако, организовать мероприятие могут не более 43,75%, а провести -37,5%.
6. Применение методики «Свойства личности учителя» (Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова) позволило оценить личностные качества специалистов по физической культуре и спорту. В частности, оптимальный (высокий) уровень развития был выявлен по показателям аффиляции (68,75%), воли (87,5%), перцепции (71,8%), а также по познавательным процессам - памяти (90,6%) и мышления (81,25%). Критический уровень развития наблюдается по таким личностным качествам, как коммуникативные (умение взаимодействовать с коллективом, общительность) в 34,4%, речевые способности в 25%, а также интерес (наличие профессиональных интересов и их глубина) в 25%. Таким образом, следует заключить, что у опрошенных специалистов по физической культуре и спорту наблюдается дефицит в сформированности коммуникативных, речевых и мотивационных качествах личности.
7. Применение методики оценки основных профессиональных компетенций специалистов в сфере физической культуры и спорта А.А. Гладышева позволило оценить профессиональные качества специалистов по физической культуре и спорту именно в сфере своей профессиональной деятельности. В рамках изучения профессиональных знаний специалисты по физической культуре и спорту слабо ориентируются в приоритетных направлениях развития в физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровительной области деятельности в РФ, а также не умеют составлять документы учета и индивидуальной финансовой отчетности в профессиональной сфере. В рамках конструктивных компетенций специалистам трудно дается дифференциация программ и заданий с разным уровнем сложности. В рамках организационных компетенций в меньшей степени специалисты готовы мотивировать обучающихся и население к занятиям физической культурой и ведению здорового образа жизни. Вероятно, это связано с их часто низким уровнем личной заинтересованности и профессиональной мотивации, что было выявлено при применении методики Н.В. Кузьминой. Самым трудным для специалистов является освоение коммуникативных навыков в профессиональной сфере: наблюдаются проблемы в речевой сфере и организации продуктивного взаимодействия со всеми субъектами деятельности по организации и проведению спортивных мероприятий. Таким образом, если проектировочные и гностические компетенции позволяют специалистам по физической культуре и спорту грамотно разработать спортивное мероприятие, то с организацией его, а также проведением возникают серьезные проблемы в силу слабого развития коммуникативных организаторских, конструктивных компетенций, а также дефицита профессиональных знаний в этой области. Все это обусловливает невысокую результативность педагогической деятельности специалистов по физической культуре и спорту.
8. Для реализации целей обучающего эксперимента первоначально испытуемые были разделены на контрольную группу (КГ) и экспериментальную группу (ЭГ), с которыми проводились занятия в форме геймификации. Из 32 участвующих на констатирующем этапе эксперимента специалистов в процессе обучающего этапа эксперимента приняли участие 20 сотрудников МАУ «Татышев-парк». Каждая из групп, укомплектованная по 10 человек, была сформирована в соответствии с относительно равными результатами оценки профессионально-педагогических компетенций по методике А.А. Гладышева. Были специально отобраны специалисты, имеющий средний и низкий уровень развития большинства компетенций в сфере физической культуры и спорта.
Среди ЭГ были выявлены типы игроков в профессиональной сфере по методике «Геймифицированный тест пользовательского типа» А.Маржевского. В экспериментальной группе преобладает тип «Свободные духом» (подтип «Творцы») в 50% случаев (5 человек). Выявлены также типы «Игрок» у 3 человек (30%) и «Бунтарь» у 2 человек (20%). Все выявленные игроки предпочитают действовать единолично, направленность профессиональной деятельности характеризуется эгоистичностью и желанием достичь выгодных им результатов, только «Свободные духом» ориентированы на внутренний мотив заинтересованности, «Игрок» - внешний мотив, получение награды, «Бунтарь» - внешний мотив, разрушение системы, устоявшихся принципов.
9. Исходя из полученных результатов: 1) оценки профессионально - педагогических компетенций специалистов в сфере физической культуры и спорта; 2) преобладающего типа игрока в профессиональной сфере, была разработана компетентностная модель формирования профессионально-педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту, основанная на средствах геймификации. Представленная компетентностная модель предполагает формирование дефицитарных профессионально-педагогических компетенций в ЭГ у специалистов. За счет разделения их на три типа игроков - «Свободные духом», «Игрок» и «Бунтарь» - каждому типу предложены индивидуальные игровые блоки в игровой электронной среде, направленные на восполнение недостающих профессионально-педагогических компетенций в сфере физической культуры и спорта.
Обучающий эксперимент предполагал реализацию трех этапов, где: 1 этап (август 2021 г.) - освоение адаптационной игры «Самурай», ее правил в виде настольной игры; 2 этап (сентябрь 2021 г.) - решение образовательных игровых действий по правилам игры «Самурай» на платформе Cisco в мобильном приложении; 3 этап (октябрь-ноябрь 2021 г.) - решение образовательных задач игры, смоделированных для каждого типа игрока, в целях формирования дефицитарных компетенций.
В процессе реализации разработанной модели, а также адаптационной игры «Самурай», в том числе, на платформе Cisco, специалисты обучались выстраивать цели, алгоритм их достижения, реализовывать верно этот алгоритм, следовать правилам геймификационной системы (и мобильного гида), договариваться, распределять обязанности и расширять свои профессиональные знания. Все эти навыки заложены в когнитивные (знаниевые), конструктивные, коммуникативные и организаторские профессиональные компетенции.
10. После внедрения и апробации разработанных модели и программы формирования профессионально-педагогических компетенций специалистов по физической культуре и спорту средствами геймификации в экспериментальной группе (ЭГ) и контрольной группе (КГ) был проведен контрольный срез данных по методикам, использованным на констатирующем этапе эксперимента.
На контрольном этапе эксперимента в КГ у специалистов по физической культуре и спорту выявлена незначительная положительная динамика по конструктивным и коммуникативным компетенциям. Свои результаты по данным компетенциям улучшили 20%, по 10% на каждую компетенцию. В ЭГ у специалистов выявлена положительная динамика в развитии всех профессионально-педагогических компетенций на
контрольном этапе эксперимента. В большей степени реализованные средства геймификации повлияли на повышение уровня профессиональных знаний у 40% специалистов, у 50% - на повышение уровня коммуникативных и организаторских компетенций, у 30% - на повышение уровня конструктивных профессионально-педагогических компетенций.
Оценка достоверности различий между уровнем сформированности профессионально-педагогических компетенций специалистов ЭГ и КГ в начале и в конце обучающего эксперимента, проведенная с помощью t- критерия Стьюдента, позволила заключить, что в ЭГ все показатели развития профессионально-педагогических компетенций достоверно выше тех же показателей в КГ.
Таким образом, с помощью разработанной модели и программы формирования профессионально-педагогических компетенций средствами геймификации у специалистов по физической культуре и спорту повышается уровень профессиональных знаний в профессиональной сфере, коммуникативные, конструктивные и организаторские навыки по разработке, организации и проведению учебно-тренировочных занятий, в том числе, спортивных мероприятий.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ СПОРТИВНЫМ ВОЛОНТЕРСТВОМ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2021 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ
(НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНЕНСКОГО РАЙОНА
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - Функционирование эмоционального интеллекта в медиа-коммуникациях
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2024 - Программа адаптации к психологическому стрессу в служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов как способ профилактики профессиональной деформации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2020



