Введение 6
Глава I. Психолого-педагогические и методические условия организации внеучебных форм работы в области безопасности жизнедеятельности 11
1.1 История становления образования в области безопасности жизнедеятельности 11
1.2. Виды внеучебной работы по безопасности жизнедеятельности в
условиях среднего профессионального образования 18
1.3. Педагогические и методические условия формирования основных
понятий и правил безопасного поведения в средних профессиональных учреждениях 23
Глава II. Формирование правил безопасности жизнедеятельности через организацию отряда по профилактике правонарушений 32
2.1 Анализ практики работы с обучающимися средних профессиональных
учреждений по формированию безопасных форм поведения 32
2.2. Проектирование и организация деятельности отряда по профилактике правонарушений в средних профессиональных учреждениях 37
2.3 Анализ результатов работы отряда по профилактике правонарушений
44
Выводы 60
Список литературы 61
Приложения
Человечество на протяжении своей истории постоянно подвергается воздействию катастроф, которые уносят тысячи человеческих жизней и причиняют громадный экономический ущерб. К сожалению, в настоящее время человек практически не замечает опасности, которые сопровождают его на протяжении жизни, не реагирует на них, сам их продуцирует. Развитие науки и техники и связанный с этим научно-технический прогресс оказывает сильное давление на Природу. Это приводит к возникновению серьезных проблем, связанных со значительным ростом опасностей для существования человечества. Экономические преобразования в российском обществе вызвали у значительной части населения утрату нравственных, социальных ценностей и ориентиров, высокую степень дегуманизации и одичания, отрицание моральных критериев поведения. Идеи безопасности не воспринимаются населением страны как социально-философские, жизненно важные категории. Государственная доктрина безопасности не принята и не понята всеми слоями общества. Низок образовательный уровень в области безопасности большинством российского социума: от детей до лиц преклонного возраста на всех направлениях государственной, общественной и частной деятельности.
В таких условиях особенную важность приобретает проблема обучения населения важнейшим компонентам безопасной жизнедеятельности. В Законе Российской Федерации «Об образовании» [18], в Концепции модернизации российского образования до 2020 года[22], в Национальной доктрине образования для населения Российской Федерации определена важнейшая задача - обеспечение современного качества образования на основе сохранения фундаментальности, соответствия потребностям развития личности, общества и государства. В соответствии с этим современная российская школа ориентирована на создание новой антропоцентрической модели воспитания, в которой ведущими идеями являются гуманизм и личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию, т.е. образованию подрастающего поколения.
В то же время современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое). Подростковый возраст - период активного формирования мировоззрения человека - системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. Поэтому современная воспитательная стратегия должна строиться на формировании и развитии у молодёжи, прежде всего, духовно-нравственных ценностей, гуманизма, свободы, демократии.
Большое значение в нравственном и патриотическом воспитании молодежи играют общественные формы патриотического и правового воспитания. В России последние несколько лет накоплен немалый положительный опыт по созданию и организации деятельности отрядов по профилактике правонарушений, которые являются одной из эффективных форм нравственного воспитания молодёжи.
Вместе с тем в практике среднего профессионального образования недостаточно уделяется внимание вопросам профилактики правонарушений, и отсутствуют внеурочные формы организации деятельности молодежи, направленные на становление нравственных, патриотических и гражданских стереотипов поведения.
Исходя из проблемы и актуальности была сформулирована тема исследования: «Отряд по профилактике правонарушений как форма освоения правил безопасности жизнедеятельности в среднем профессиональном образовании».
Объект исследования: внеурочная образовательная деятельность обучающихся средних профессиональных учреждений.
Предмет исследования: условия организации отряда по профилактике правонарушений в средних профессиональных образовательных учреждениях.
Цель исследования: определить и обосновать комплекс условий по формированию у обучающихся правил безопасности жизнедеятельности через создание отряда по профилактике правонарушений в учреждениях среднего профессионального образования.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом, гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Провести анализ тематической научно-методической литературы по организации внеучебной деятельности в области безопасности жизнедеятельности в условиях СПО.
2. Проанализировать практику работы с обучающимися средних профессиональных учреждений по формированию безопасных форм поведения во внеучебной работе.
3. Разработать комплекс методических условий по созданию и организации отряда по профилактике правонарушений в среднем профессиональном образовании.
4. Выявить результативность деятельности отряда по профилактике правонарушений у обучающихся СПО.
Гипотеза исследования: создание отряда по профилактике правонарушений, может способствовать укреплению дисциплины среди обучающихся средних профессиональных учреждений; эффективному освоению правил безопасности жизнедеятельности; формированию сознательных навыков правомерного поведения если,
- организовано взаимодействие с общественными, правоохранительными организациями и службами;
- обучающиеся вовлечены в разные виды деятельности (спортивные, проектные, профилактические и др.).
- разработана система учета правонарушений;
- организована профилактическая работа.
Методологическая основа исследования:
Проблемой безопасного поведения учащихся как субъекта чрезвычайной ситуации занимались В. С. Барсуков, В. Г. Волович, А. В. Гостюшин, А. Г. Маслов, В. Н. Мошкин. Психология безопасности человека в разнообразных жизненных ситуациях изучается И. А. Баевой, Г. В. Грачевым, П. А. Вагановым, М. Ю. Зеленковым, Б. М. Коганом, Т. М. Краснянской, В. Е. Лепским, А. Е. Шарихиным. Методы формирования навыков безопасного поведения обучающихся представлены в работах С. Р. Асяновой, В. М. Заенчика, И. К. Топорова, А. В. Попкова, А. Т. Смирнова, Л. А. Сорокиной.
Методы исследования:
Теоретический - анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, Интернет-ресурсов по проблеме исследования;
Эмпирический - педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, беседы, изучение документации;
Статистические - обработка, обобщение и представление экспериментальных данных.
Исследовательская база: Экспериментальное исследование осуществлялось на базе КГБПОУ «Красноярский монтажный колледж».
Исследование осуществлялось в три этапа.
Первый этап - подготовительный, в течение которого осуществлялся анализ научно-методической литературы, формулировались проблема, гипотеза исследования, определялись его теоретические основы, цель и задачи.
Второй этап - опытно-поисковое экспериментальное исследование, включающее разработку и практическую реализацию комплекса организационно-педагогических условий по проектированию созданию отряда по профилактике правонарушений в Красноярском монтажном колледже.
Третий этап - обобщающий, в процессе которого осуществлены анализ, обобщение, систематизация и описание полученных результатов опытно- поисковой работы, оформление диссертации.
Результаты исследования представлялись на научно-практических конференция, по результатам которых были опубликованы следующие статьи:
1. Спирин Д.В. Из опыта работы отряда профилактики правонарушений в СПО. Методика обучения дисциплин естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы: материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Красноярск, 26 апреля 2018г. С. 168-170.
2. Спирин Д.В. Развитие нравственно-патриотического образования в группах с ОВЗ. Инновации в естественнонаучном образовании: X Всероссийская (с международным участием) научно-методическая конференция. Красноярск, 23 октября 2018 г. / отв. ред. И.Б. Чмиль; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2018.С. 270-275.
Объем и структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы, включающего 47 источников и 6 приложений. Общее количество страниц 87, количество таблиц 3, рисунков 4.
Большое значение в области формирования навыков безопасных форм поведения обучающихся средних образовательных учреждений играют общественные формы патриотического и правового воспитания. Внеучебная деятельности по основам безопасности жизнедеятельности в СПО может быть организована через тематические занятия, ролевые игры, проектную деятельность, беседы, диспуты и выездные экскурсии.
Анализ практики работы с обучающимися средних профессиональных учреждений по формированию безопасных форм поведения показал, что во внеучебную работу вовлечена лишь шестая часть обучающихся. Большинство студентов СПО эпизодически участвуют во внеурочной работе по ОБЖ за счет проведения тематических классных часов и общих мероприятий колледжа.
Отряд по профилактике правонарушений является формой внеурочной деятельности в среднем профессиональном образовании. Для эффективного функционирования отряда необходимо согласовывать его деятельность с общественными, правоохранительными организациями и службами. Содержание работы должно включать проведение разъяснительной работы (по пожарной безопасности, выполнению правил дорожного движения), разные виды профилактик (правонарушений, а вредных привычек), изучение культуры и истории родного края, укрепление здоровья членов отряда, которое реализуется через такие виды деятельности как: спортивные, проектные, профилактические. Важным компонентом методической работы является система учета правонарушений и их коррекция.
Деятельность отряда по профилактике правонарушений у обучающихся СПО способствует укрепление дисциплины среди обучающихся средних профессиональных учреждений; эффективному освоению правил безопасности жизнедеятельности; формированию сознательных навыков правомерного поведения.
1. Абаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности
жизнедеятельности: Учебное пособие. - Новосибирск: Издательство
Сибирского университета, 2008. - 136 с.
2. Абрамова С.В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: Учебно-методическое пособие. Южно- Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2012. 244 с.
3. Акимова Л. Лучше один раз увидеть ... (аудиовизуальные технологии в обучении ОБЖ) // Основы безопасности жизнедеятельности: информационно-методическое издание для преподавателей / Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям. М., 2011. № 9. С. 24—28.
4. Акимова Л. Методические аспекты внеурочной работы по ОБЖ // Основы безопасности жизнедеятельности: Информационно-методическое издание для преподавателей / Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям. М., 2009. № 10. С. 36—43.
5. Акишин В. П. Организация работы по предупреждению правонарушений обучающимися учебных заведений системы профессионального образования: Метод. Рекомендации. - М.: Высш. шк., 2001. - 56 с.
6. Акулич М.М. Патриотизм в системе нравственных ценностей россиян // Безопасность Евразии. 2004. №2. - С. 395 - 411.
7. Алгоритм действий при пожаре или задымлении // Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях: Ежемесячный журнал. М.: ООО «Центр изучения социально-экономических проблем здравоохранения», 2013. № 2. С. 65—66.
8. Ацепаева М.Б., Тимофеева Т.А., Теория и практика организации молодежного добровольческого движения по первичной профилактике различных видов зависимостей, пропаганде здорового образа жизни. - Красноярск: Новые компьютерные технологии, 2012. - 99 с.
9. Безопасность жизнедеятельности на улице, в школе и институте, в транспорте, дома/Образование в документах. М.: Частное образование, № 18, 2007. - С. 27 - 50.
10. Безруких М.М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении: Начальная школа. М.: Просвещение. - 2016. - 128 с.
11. Белов C.B., Козьяков А.Ф. и Ильницкая A.B. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних проф. Учеб. Заведений. М.; высш. шк., НМЦ СПО, 2000. 343 с.
12. Бурлака С.А., Пономаренко А.Д. К вопросу о современных формах первичной (педагогической) профилактики криминального поведения молодежи // 1111Д. 2016. № 1. С. 86-90.
13. Бяшарова Н.Н. Воспитание чувства ответственности у младших школьников за своё здоровье [Электронный ресурс]. URL: https://docs.google.eom/viewemg/viewer7urUpedportal.net/attachments/001/212/7 72/1212772.docx?1444866225&a=v (Дата обращения 11.05.2019 г).
14. Высоцкая Н.В., Красноусов С.Д., Никитина Н.А., Черкашина Е.Ю. Работа с молодежью, совершившей правонарушения и преступления. - Красноярск: Новые компьютерные технологии, 2010. - 100 с.
15. Ганушко Я.В. Методы способствующие активному формированию общих компетенций студентов СПО. Инновации в естественнонаучном образовании: X Всероссийская (с международным участием) научно-методическая конференция. Красноярск, 23 октября 2018 г. / отв. ред. И.Б. Чмиль; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2018. - С 66 - 68.
16. Дерягина М.Б. Организация и проведение массовых профилактических мероприятий и акций по пропаганде здорового образа жизни, профилактике негативных явлений в молодежной среде. - 2 изд. - Красноярск: Новые компьютерные технологии, 2008. - 38 с.
17. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Самоорганизация как перспективная возможность развития дополнительного образования детей // Вестник Костромского государственного университета.. - Кострома: Издательство КГУ, 2014. - С. 132-135.
18. Закон Российской Федерации "Федеральный закон "Об
образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 - ФЗ.
19. Закон Российской федерации «Федеральный закон «Об
утверждении Федеральной программы развития образования» от 10.04.2000 № 51-ФЗ.
20. Иванова Е.А. Семейное воспитание как средство предупреждения правонарушений несовершеннолетних подростков. А/р канд дисс. — Карачаевск, 2004. — 23 с.
21. Ковалевич В.Т. Социальная психология: учеб. пособие / В.Т. Ковалевич. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. - 204 с.
22. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года. — Вестник образования, № 6, 2012. — С. 10 - 40.
23. Коробейникова К.А., Мухаметгалиева С.Х. Создание профилактических отрядов в образовательных организациях как способ пресечения правонарушений среди несовершеннолетних // Юридические и социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних и молодежи. - Елабуга: Елабужский институт КФУ, 2015. - С. 25 - 26.
24. Красильников Ю.Ю., Бочарова Н.М., Дьяконова С.В. Система работы образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни // Педагогическое мастерство. - 2012. - № 4. - С. 159 - 163.
25. Кудрицкая А.А., Чмиль И.Б., Глущенко Т.А. Патриотическое воспитание школьников г. Красноярска в современных условиях. Инновации в естественнонаучном образовании: X Всероссийская (с международным участием) научно-методическая конференция. Красноярск, 23 октября 2018 г. / отв. ред. И.Б. Чмиль; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2018. - С. 140 - 150.
26. Лаврентьева О.А. Формирование социальной ответственности подростков в жизнедеятельности школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Новосибирск, 2016. - 24 с.
27. Марчук Н.Ю., Пестова И.В., Дильмиева Т.Р. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков: Екатеринбург: ГБОУ СО 11,1111РиК «Ладо». - 2014. - 52 с.
28. Медведева С.Н. К вопросу о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних // Общество и право. 2013. № 2 (44). С. 129-132.
29. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; под общ. ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2001. - 158 с.
30. Некрасова Е.А., Барышевой Н.В. Организация гражданско- патриотической работы в профессиональных учебных заведения (из опыта работы 1Л №15 и 1У №19). - Красноярск: Издательский отдел Учебно-методический центр начального профессионального и дополнительного образования, 2005. - 77 с.
31. Педагогическая практика: Учебно-методическое пособие / Авт.- сост. Г.А. Хакимова. Нижневартовск: Изд-во НГГУ, 2009. 45 с.
32. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности как
педагогическое явление // Образование: исследовано в мире.
Международный научный педагогический Интернет журнал. - М.: OIM.RU, 2004.
33. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Монография. - Барнаул: Издательство БГПУ, 2002. - 318 с.
34. Плющ И.В. Уроки и внеклассное мероприятие, направленные на профилактику злоупотребления детей и подростков ПАВ / И.В.Плющ, Н.Н.
Шелегин: табл., рис. // ОБЖ: ежемесячный научно-методический и
информационный журнал. М.: Русский журнал, 2008. № 10. С. 38—44.
35. Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5—11 классах (игры, тесты, практикумы) / Авт.-сост. О.В. Павлова, Г.П. Попова. 2-е изд. Волгоград: Учитель, 2012. 110 с.
36. Подзолков В.Г. Материалы к курсу лекций по правовому воспитанию. 2-е изд., перераб. и доп. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2007. 124 с.
37. Рекомендации по организации работы с подростками по
формированию культуры безопасного поведения // kopilkaurokov.ru URL: https://kopilkaurokov.ru/obzh/prochee/riekomiendatsii-orghanizatsii-raboty-po- formirovaniiu-kul-tury-biezopasnogho-poviedieniia-u-podrostkov (дата
обращения: 02.12.2019).
38. Самыгин П.С., Попов М.Ю., Самыгин С.И. Отношение к праву как критерий эффективности правовой социализации современной российской молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 5. С. 51-56.
39. Сермакова Н.В. О взаимодействии органов и учреждений
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних г. Красноярска в организации индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении // Профилактика правонарушений среди подростков. - Красноярск: Платина, 2012. - С. 17-28.
40. Соломин, В. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6, с. 730-732.
41. Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала / Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29), с. 111-114.
42. Спирин Д.В. Из опыта работы отряда профилактики
правонарушений в СПО. Методика обучения дисциплин
естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы: материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Красноярск, 26 апреля 2018г. С. 168-170.
43. Спирин Д.В. Развитие нравственно-патриотического образования в группах с ОВЗ. Инновации в естественнонаучном образовании: X Всероссийская (с международным участием) научно-методическая конференция. Красноярск, 23 октября 2018 г. / отв. ред. И.Б. Чмиль; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2018.С. 270-275.
44. Тарчоков Б.А., Машекуашева М.Х. Вопросы противодействия преступности среди несовершеннолетних подростков // ИСОМ. 2016. № 3-1. С. 201-204.
45. Целиковский С.Б., Сальникова Е.С. Правовое воспитание в формировании правового сознания несовершеннолетних // Universum: психология и образование: электрон. научн. журн. 2015. № 11 -12 (20). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/2825(дата обращения: 28.11.2019).
46. Life safety code handbook 2008 / edited by. Ron Cote. 2008 ed. Quincy, MA : National Fire Protection Association, 2008. - Р. 176.
47. Thompson D., Hudson S.H., Mack М. Keep school playgrounds safe // The education digest. 2006. - Vol. 64, N 2. - P. 60-64.