Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №156486

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2020
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей развития воображения у младших школьников с задержкой психического развития 6
1.1 Особенности воображения как психического процесса 6
1.2 Характеристика детей с задержкой психического развития 14
1.3. Методы и приемы развития воображения у детей с задержкой
психического развития 20
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей
развития воображения младших школьников с задержкой психического развития 27
2.1 Методическая организация констатирующего эксперимента 27
2.2 Результаты констатирующего эксперимента и их анализ 31
2.3 Программа развития воображения младших школьников с задержкой
психического развития во внеурочной деятельности 39
Выводы по главе 2 49
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложения

Изучение нарушений в познавательной сфере младших школьников связанных с задержкой психического развития, является одной из актуальных проблем современной педагогики, психологии и дефектологии. Актуальность рассмотрения данного вопроса обусловлена тем, что в настоящее время отмечается широкая распространенность данной формы дизонтогенеза.
Так, согласно данным приведенным В.С. Чимичевой (2016), количество учащихся, имеющих задержку психического развития, ежегодно увеличивается с 20 до 30% от общего числа младших школьников [41]. Младшие школьники, имеющие задержку психического развития, составляют категорию детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Практике работы специалистов и педагогов общеобразовательной организации, это говорит о том, что стоит задача организации и осуществления коррекционной работы с данной категорией детей, разработке адаптированных программ.
Среди особенностей познавательного развития, которые отмечаются у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, интерес для исследования представляет развитие воображения. Это обусловлено тем, что воображение лежит в основе деятельности, является неотъемлемым компонентом творческой жизни человека, которая в свою очередь - мощный инструмент познания и саморазвития.
В исследование проблемы развития воображения внесли существенный вклад отечественные ученые в области дефектологии, педагогики и психологии (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Е.Е. Кравцова и др.). Суть научных идей, связанных с коррекцией и развитием воображения у детей с особенностями развития, состоит в том, что при создании новых образов происходит переработка воспринимаемого материала на основе индивидуального опыта, а, следовательно, происходит и обогащение, развитие индивидуального воображения.
Стоит отметить то, что младший школьный возраст - это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила поведения и начинает управлять собой.
Развитие воображения у младших школьников с задержкой психического развития тесно связано с другими психическими процессами (восприятие, память, мышление, речь) т.е. зависит от психического развития ребенка. Для развития воображения в учебной деятельности, следует помнить о том, что заинтересованность и мотивированность обучающегося, стимулирует его познание, а значит и развитие воображения.
Выявленная проблема привела к выбору темы: «Особенности развития воображения у младших школьников с задержкой психического развития».
Цель исследования: выявить актуальный уровень развития воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и разработать программу по развитию воображения во внеурочной деятельности, как методическое пособие для учителей.
Объект исследования: обучающиеся с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности воображение младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что воображение у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития находится на низком уровне развития и будет проявляться в низком уровне сформированности следующих умений: изменять форму, продуцировать необычный ответ и генерировать большое количество идей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Изучить особенности воображения как психического процесса.
3. Рассмотреть особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
4. Рассмотреть методы и приемы развития воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
5. Подобрать диагностический инструментарий для выявления актуального уровня развития воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
6. Провести диагностику для выявления актуального уровня развития воображения у детей с задержкой психического развития и проанализировать полученные данные.
7. Разработать программу по развитию воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Для решения поставленных задач исследования использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования .
2. Эмпирические наблюдение, беседа, оценивание результатов деятельности детей, психодиагностические методики.
3. Методы качественного и количественного анализа данных.
В диагностический инструментарий исследования вошли три методики: «Неполные фигуры» Е.Е.Торренса, «Дорисовывание фигур» О.М.Дьяченко, «Использование предмета» Е.Е. Туник.
Базой исследования послужила МКОУ Покатеевская СОШ Абанского района Красноярского края. В эксперименте приняли участие пять учащихся с задержкой психического развития в возрасте 7 -8 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе выпускной квалификационной работы нами была рассмотрена проблема особенностей развития воображения младших школьников с задержкой психического развития . Представим ключевые выводы.
Под понятием воображение мы понимаем познавательный психический процесс, который обуславливает мышление человека, создает основу для действий и творчества. Существует взаимообусловленная связь воображения и развития познавательных процессов в детском возрасте. С одной стороны, воображение зависит от качества сформированности восприятия, мышления, речи, памяти. С другой стороны, воображение является основой для образных действий, создавая базу развития этих процессов. В связи с этим, развитие воображения младших школьников можно считать перспективной точкой роста в работе по формированию и развитию учебных и личностных компетентностей младшего школьника. Своеобразие в развитии воображения у детей с задержкой психического развития создает трудности в усвоении программного материала в школьном учреждении, тормозит развитие их личностных качеств, затрудняет подготовку к дальнейшему обучению.
В работе отмечены особенности детей с задержкой психического развития: сниженная познавательная активность, нарушения в эмоционально-волевой и личностных сферах, низкая работоспособность, быстрая утомляемость. В зависимости от степени задержки психического развития эти особенности могут иметь слабый или ярко выраженный характер.
Развитие воображения - процесс длительный и сложный, требующий системной и целенаправленной работы педагога с детьми. Основная задача данной работы состоит в том, чтобы научить детей решать творческие задачи. Решать данные задачи помогает использование педагогических приемов и методов, которые актуализируют ресурсы детей, вызывают чувство прекрасного и положительные эмоции, усиливают переживание личного успеха (игровые методы и приемы, прием «работа по образцу», приемы декоративно - прикладного искусства).
Во второй главе представлена опытно-экспериментальная часть работы. В исследовании приняли участие 5 детей с задержкой психического развития в возрасте 7-8 лет.
Для выявления актуального уровня развития воображения у детей были подобраны следующие диагностические методики: «Неполные фигуры» Е.Е.Торренса, «Дорисовывание фигур» О.М.Дьяченко, «Использование предмета» Е.Е. Туник.
Результаты диагностики показали, что у 40% обследованных обучающихся средний уровень развития воображения и у 60% - низкий. Дети испытывали затруднения в выполнении заданий, работали под контролем или с помощью педагога. Работы представляли простые изображения, без детализации, не отличались оригинальностью, слабо отражали свои идеи. Что позволило сделать вывод о необходимости дополнительной специально организованной работе, направленной на развитие воображения.
Нами предложена программа по развитию воображения у младших школьников с задержкой психического развития во внеурочной деятельности, рассчитанная на 1 год (34 часа обучения). Реализация программы позволяет создать условия для проявления индивидуальных способностей обучающихся, раскрытия их творческих способностей и развития умений решать творческие задачи. К концу занятий дети научатся: создавать фантастические образы при помощи красок, пластина и т.д.; раскрывать свои творческие способности в театрализовано - музыкальных постановках; работать в парах, группа.
Следовательно, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены, гипотеза - подтверждена.



1. Бабикова, Ю.В. Развитие воображения у детей с ЗПР посредством методов арт-педагогики // В сборнике: Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. 2017. С. 92-93.
2. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] / А.С. Белкин. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 192 с
3. Белкина В.Н., Сивкова М.А. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / В.Н. Белкина, М.А. Сивкова // Ярославский педагогический вестник. - 2017. №2. С.95-98
4. Богдан Н.Н., Могильная М.М. Специальная психология. Владивосток: ВГУЭС, 2014. 220 с.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. - 2-е изд. [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
6. Бондарева, О.С. Особенности творческого воображения у детей с задержкой психического развития // Молодой ученый. 2015. № 21 (101). С. 697-700.
7. Борисова, В.А. Особенности творческого воображения младших школьников с ЗПР // Системная психология и социология . 2012. № 6. С. 122-125.
8. Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации [Текст] / О.В. Боровик - М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2014. - 134 с.
9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Эксмо-Пресс, 2014. - 296 с
10. Гаер, И. А. Развитие произвольной памяти младших школьников с задержкой психического развития на уроках окружающего мира в третьем классе [Электронный ресурс]: выпускная квалификационная работа бакалавра: 44.03.01 / И. А. Гаер. — Красноярск: СФУ, 2016
11. Галимова, Р.З. Развитие воображения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // В сборнике: Современные вызовы психологии и педагогики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 327-330
12. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики / Под ред В.А.
Сластенина. М.: Академия, 2012. 272 с
13. Глуханюк Н.С., Щипанова Д.Е. Психодиагностика: учебник. - М.:
Академия, 2013. - 240 с.
14. Гречко, С.А. Развитие воображения младших школьников. - М.: «Первое сентября», 2013. - 186 с.
15. Гунькина М.Р. Развитие воображения детей с задержкой психического развития как психолого-педагогическая проблема Издательство: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева (Саранск). - 2018. № 1. С. 43-48
16. Дьяченко, О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. - 2013. - № 1. - С. 44-54.
17. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество: метод. пособие для воспитателей и педагогов. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2014. - 160 с.
18. Кравцова, Е. Развитие воображения / Е. Кравцова //Дошкольное
воспитание. Режим доступа:
URL:http://psyjournals.ru/files/98529/psyedu_2019_n1_Kravtsov_Kravtsova.pd f (дата обращения: 30.05.2019).
19. Кузнецова Л.В., Переслени Л.И, Солнцева Л.И. и др. Основы специальной психологии М.: Академия, 2014. 480 с.
20. Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей в
подготовительной к школе группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2015. - 240 с.
21. Лубовский В.И., Розанова Т.В и др. Под ред. В.И. Лубовского. Специальная психология 6-е изд. М.: Академия, 2015. - 464 с.
22. Лубчиков П.Г. Психология когнитивной деятельности: учебное пособие для студентов направлений «Психология», «Педагогическое образование» очной и заочной форм обучения П.Г. Лубчиков, В.С. Нургалеев. - Красноярск, СибГТУ, 2015. - с.88
23. Марковская И.Ф. Задержка психического развития
(клиниконейропсихологическая диагностика). М.: НО «Компас-центр», 1993. С. 198.
24. Мищенко Л.В., Сенькова М.П. Специфика интегральной индивидуальности мальчиков и девочек дошкольного возраста с разным уровнем развития воображения с позиций пола и гендера /Л.В. Мищенко, М.П. Сенькова // Интеграция образования. - 2014. №2 (75). С.72-81
25. Немов, Р. С. Психология. Учебник для ВУЗов, 5-епереиздание. - М.: Просвещение, 2014
26. Озерова Л.В. Развитие познавательной сферы младших школьников
с задержкой психического развития / Л.В. Озерова // Вестник научных конференций. Издательство: ООО «Консалтинговая компания Юком» (Тамбов). - 2015. № 3-1(3). С. 100-102
27. Пакша, Л.М. Развитие творческого воображения детей. Занятия
изобразительной деятельностью // Начальная школа 2005. № 12, с. 40-44.
28. Петухова Л.В. Развитие художественно -творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и ДОУ /Л.В. Петухова // Теория и практика общественного развития. - 2013. №9. С.186-190
29. Пинина, О.А. Особенности воображения детей с общим недоразвитиемречи и задержкой психического развития // Научные исследования: оттеории к практике. 2014. № 1 (1). С. 212-221
30. Поддьяков, Н.Н. Развитие идей А.В. Запорожца в исследовании творческой активности детей.//Вопросы психологии. 2005. - № 5. - С. 113-118.
31. Полуянов, Ю.В, Воображение и способности. М.: Знание, 2013.
32. Поляшова Н.В., Квашнина А.Ю. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста / Н.В. Поляшова, А.Ю. Квашнина // Гуманитариум. - 2017. №1 (2). С.38-40
33. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. Т 1 / Электронная библиотека.
34. Свириденко, Е.М., Пьянова О.В. Отставание в развитии воображения у детей младшего школьного возраста с ЗПР // В сборнике: Наука и образование в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 34 частях. 2013. С. 109-110.
35. Семаго, Н. Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка - СПб: Изд-во Речь, 2010.
36. Сокур А.А. Особенности воссоздающего и творческого воображения при задержке психического развития // В сборнике: Мир детства в современном образовательном пространстве. Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов. Витебск, 2015. С. 239-242.
37. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей: популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2014. - 240 с.
38. Убогова Л.А. Развитие творческого воображения дошкольников в художественной продуктивной деятельности /Л.А. Убогова // Символ науки. - 2016. №7-1. С.142-143
39. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002 с 9-12
40. Тютюева И.А., Меркулова Ю.А. Особенности творческого воображения у
младших школьников С ЗПР // В сборнике: Психология и педагогикатворчества. Материалы международной научно-практической
конференции. 2018. С. 251-256.
41.Чимичова, В. С.. Организация занятий по формированию творческого воображения первоклассников во внеурочной деятельности [Электронный ресурс]: выпускная квалификационная работа бакалавра: 44.03.01 / В. С. Чимичова. — Красноярск: СФУ, 2016.
42.Чукальская, В.И. Особенности тестирования уровня развития творческого воображения у младших школьников, имеющих задержку психического развития, с использованием адаптированной методики О.Дьяченко "Дорисовывание фигур"// В сборнике: Актуальные вопросы
проектирования психолого-педагогических технологий с детьми и подростками с особыми образовательными потребностями. Сборник статей по итогам научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 82-87.
43. Шамарина Е. В. Использование клинико-педагогических исследований в коррекции познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки.2015.
№1.
44. Шевцова Н.Д. Особенности воображения у детей с нарушениями интеллекта // В сборнике: Развитие современного образования: от теории к практике. Сборник материалов III Международной научно -практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 104-106.
45. Штыкова Я.А., Ситникова Е.В. Развитие воображения у младших школьников с задержкой психического развития // В сборнике: Смысл,функции и значение разных отраслей практической психологии в современном обществе сборник научных трудов. 2017. С. 506-512.
46.Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. - Воронеж: НПО «МОДЭК»; М: Институт практической психологии, 2013. - 274 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ