ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей развития воображения у младших школьников с задержкой психического развития 6
1.1 Особенности воображения как психического процесса 6
1.2 Характеристика детей с задержкой психического развития 14
1.3. Методы и приемы развития воображения у детей с задержкой
психического развития 20
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей
развития воображения младших школьников с задержкой психического развития 27
2.1 Методическая организация констатирующего эксперимента 27
2.2 Результаты констатирующего эксперимента и их анализ 31
2.3 Программа развития воображения младших школьников с задержкой
психического развития во внеурочной деятельности 39
Выводы по главе 2 49
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложения
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей развития воображения у младших школьников с задержкой психического развития 6
1.1 Особенности воображения как психического процесса 6
1.2 Характеристика детей с задержкой психического развития 14
1.3. Методы и приемы развития воображения у детей с задержкой
психического развития 20
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей
развития воображения младших школьников с задержкой психического развития 27
2.1 Методическая организация констатирующего эксперимента 27
2.2 Результаты констатирующего эксперимента и их анализ 31
2.3 Программа развития воображения младших школьников с задержкой
психического развития во внеурочной деятельности 39
Выводы по главе 2 49
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложения
Изучение нарушений в познавательной сфере младших школьников связанных с задержкой психического развития, является одной из актуальных проблем современной педагогики, психологии и дефектологии. Актуальность рассмотрения данного вопроса обусловлена тем, что в настоящее время отмечается широкая распространенность данной формы дизонтогенеза.
Так, согласно данным приведенным В.С. Чимичевой (2016), количество учащихся, имеющих задержку психического развития, ежегодно увеличивается с 20 до 30% от общего числа младших школьников [41]. Младшие школьники, имеющие задержку психического развития, составляют категорию детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Практике работы специалистов и педагогов общеобразовательной организации, это говорит о том, что стоит задача организации и осуществления коррекционной работы с данной категорией детей, разработке адаптированных программ.
Среди особенностей познавательного развития, которые отмечаются у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, интерес для исследования представляет развитие воображения. Это обусловлено тем, что воображение лежит в основе деятельности, является неотъемлемым компонентом творческой жизни человека, которая в свою очередь - мощный инструмент познания и саморазвития.
В исследование проблемы развития воображения внесли существенный вклад отечественные ученые в области дефектологии, педагогики и психологии (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Е.Е. Кравцова и др.). Суть научных идей, связанных с коррекцией и развитием воображения у детей с особенностями развития, состоит в том, что при создании новых образов происходит переработка воспринимаемого материала на основе индивидуального опыта, а, следовательно, происходит и обогащение, развитие индивидуального воображения.
Стоит отметить то, что младший школьный возраст - это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила поведения и начинает управлять собой.
Развитие воображения у младших школьников с задержкой психического развития тесно связано с другими психическими процессами (восприятие, память, мышление, речь) т.е. зависит от психического развития ребенка. Для развития воображения в учебной деятельности, следует помнить о том, что заинтересованность и мотивированность обучающегося, стимулирует его познание, а значит и развитие воображения.
Выявленная проблема привела к выбору темы: «Особенности развития воображения у младших школьников с задержкой психического развития».
Цель исследования: выявить актуальный уровень развития воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и разработать программу по развитию воображения во внеурочной деятельности, как методическое пособие для учителей.
Объект исследования: обучающиеся с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности воображение младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что воображение у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития находится на низком уровне развития и будет проявляться в низком уровне сформированности следующих умений: изменять форму, продуцировать необычный ответ и генерировать большое количество идей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Изучить особенности воображения как психического процесса.
3. Рассмотреть особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
4. Рассмотреть методы и приемы развития воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
5. Подобрать диагностический инструментарий для выявления актуального уровня развития воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
6. Провести диагностику для выявления актуального уровня развития воображения у детей с задержкой психического развития и проанализировать полученные данные.
7. Разработать программу по развитию воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Для решения поставленных задач исследования использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования .
2. Эмпирические наблюдение, беседа, оценивание результатов деятельности детей, психодиагностические методики.
3. Методы качественного и количественного анализа данных.
В диагностический инструментарий исследования вошли три методики: «Неполные фигуры» Е.Е.Торренса, «Дорисовывание фигур» О.М.Дьяченко, «Использование предмета» Е.Е. Туник.
Базой исследования послужила МКОУ Покатеевская СОШ Абанского района Красноярского края. В эксперименте приняли участие пять учащихся с задержкой психического развития в возрасте 7 -8 лет.
Так, согласно данным приведенным В.С. Чимичевой (2016), количество учащихся, имеющих задержку психического развития, ежегодно увеличивается с 20 до 30% от общего числа младших школьников [41]. Младшие школьники, имеющие задержку психического развития, составляют категорию детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Практике работы специалистов и педагогов общеобразовательной организации, это говорит о том, что стоит задача организации и осуществления коррекционной работы с данной категорией детей, разработке адаптированных программ.
Среди особенностей познавательного развития, которые отмечаются у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, интерес для исследования представляет развитие воображения. Это обусловлено тем, что воображение лежит в основе деятельности, является неотъемлемым компонентом творческой жизни человека, которая в свою очередь - мощный инструмент познания и саморазвития.
В исследование проблемы развития воображения внесли существенный вклад отечественные ученые в области дефектологии, педагогики и психологии (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Е.Е. Кравцова и др.). Суть научных идей, связанных с коррекцией и развитием воображения у детей с особенностями развития, состоит в том, что при создании новых образов происходит переработка воспринимаемого материала на основе индивидуального опыта, а, следовательно, происходит и обогащение, развитие индивидуального воображения.
Стоит отметить то, что младший школьный возраст - это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила поведения и начинает управлять собой.
Развитие воображения у младших школьников с задержкой психического развития тесно связано с другими психическими процессами (восприятие, память, мышление, речь) т.е. зависит от психического развития ребенка. Для развития воображения в учебной деятельности, следует помнить о том, что заинтересованность и мотивированность обучающегося, стимулирует его познание, а значит и развитие воображения.
Выявленная проблема привела к выбору темы: «Особенности развития воображения у младших школьников с задержкой психического развития».
Цель исследования: выявить актуальный уровень развития воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и разработать программу по развитию воображения во внеурочной деятельности, как методическое пособие для учителей.
Объект исследования: обучающиеся с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности воображение младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что воображение у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития находится на низком уровне развития и будет проявляться в низком уровне сформированности следующих умений: изменять форму, продуцировать необычный ответ и генерировать большое количество идей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Изучить особенности воображения как психического процесса.
3. Рассмотреть особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
4. Рассмотреть методы и приемы развития воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
5. Подобрать диагностический инструментарий для выявления актуального уровня развития воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
6. Провести диагностику для выявления актуального уровня развития воображения у детей с задержкой психического развития и проанализировать полученные данные.
7. Разработать программу по развитию воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Для решения поставленных задач исследования использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования .
2. Эмпирические наблюдение, беседа, оценивание результатов деятельности детей, психодиагностические методики.
3. Методы качественного и количественного анализа данных.
В диагностический инструментарий исследования вошли три методики: «Неполные фигуры» Е.Е.Торренса, «Дорисовывание фигур» О.М.Дьяченко, «Использование предмета» Е.Е. Туник.
Базой исследования послужила МКОУ Покатеевская СОШ Абанского района Красноярского края. В эксперименте приняли участие пять учащихся с задержкой психического развития в возрасте 7 -8 лет.
В первой главе выпускной квалификационной работы нами была рассмотрена проблема особенностей развития воображения младших школьников с задержкой психического развития . Представим ключевые выводы.
Под понятием воображение мы понимаем познавательный психический процесс, который обуславливает мышление человека, создает основу для действий и творчества. Существует взаимообусловленная связь воображения и развития познавательных процессов в детском возрасте. С одной стороны, воображение зависит от качества сформированности восприятия, мышления, речи, памяти. С другой стороны, воображение является основой для образных действий, создавая базу развития этих процессов. В связи с этим, развитие воображения младших школьников можно считать перспективной точкой роста в работе по формированию и развитию учебных и личностных компетентностей младшего школьника. Своеобразие в развитии воображения у детей с задержкой психического развития создает трудности в усвоении программного материала в школьном учреждении, тормозит развитие их личностных качеств, затрудняет подготовку к дальнейшему обучению.
В работе отмечены особенности детей с задержкой психического развития: сниженная познавательная активность, нарушения в эмоционально-волевой и личностных сферах, низкая работоспособность, быстрая утомляемость. В зависимости от степени задержки психического развития эти особенности могут иметь слабый или ярко выраженный характер.
Развитие воображения - процесс длительный и сложный, требующий системной и целенаправленной работы педагога с детьми. Основная задача данной работы состоит в том, чтобы научить детей решать творческие задачи. Решать данные задачи помогает использование педагогических приемов и методов, которые актуализируют ресурсы детей, вызывают чувство прекрасного и положительные эмоции, усиливают переживание личного успеха (игровые методы и приемы, прием «работа по образцу», приемы декоративно - прикладного искусства).
Во второй главе представлена опытно-экспериментальная часть работы. В исследовании приняли участие 5 детей с задержкой психического развития в возрасте 7-8 лет.
Для выявления актуального уровня развития воображения у детей были подобраны следующие диагностические методики: «Неполные фигуры» Е.Е.Торренса, «Дорисовывание фигур» О.М.Дьяченко, «Использование предмета» Е.Е. Туник.
Результаты диагностики показали, что у 40% обследованных обучающихся средний уровень развития воображения и у 60% - низкий. Дети испытывали затруднения в выполнении заданий, работали под контролем или с помощью педагога. Работы представляли простые изображения, без детализации, не отличались оригинальностью, слабо отражали свои идеи. Что позволило сделать вывод о необходимости дополнительной специально организованной работе, направленной на развитие воображения.
Нами предложена программа по развитию воображения у младших школьников с задержкой психического развития во внеурочной деятельности, рассчитанная на 1 год (34 часа обучения). Реализация программы позволяет создать условия для проявления индивидуальных способностей обучающихся, раскрытия их творческих способностей и развития умений решать творческие задачи. К концу занятий дети научатся: создавать фантастические образы при помощи красок, пластина и т.д.; раскрывать свои творческие способности в театрализовано - музыкальных постановках; работать в парах, группа.
Следовательно, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены, гипотеза - подтверждена.
Под понятием воображение мы понимаем познавательный психический процесс, который обуславливает мышление человека, создает основу для действий и творчества. Существует взаимообусловленная связь воображения и развития познавательных процессов в детском возрасте. С одной стороны, воображение зависит от качества сформированности восприятия, мышления, речи, памяти. С другой стороны, воображение является основой для образных действий, создавая базу развития этих процессов. В связи с этим, развитие воображения младших школьников можно считать перспективной точкой роста в работе по формированию и развитию учебных и личностных компетентностей младшего школьника. Своеобразие в развитии воображения у детей с задержкой психического развития создает трудности в усвоении программного материала в школьном учреждении, тормозит развитие их личностных качеств, затрудняет подготовку к дальнейшему обучению.
В работе отмечены особенности детей с задержкой психического развития: сниженная познавательная активность, нарушения в эмоционально-волевой и личностных сферах, низкая работоспособность, быстрая утомляемость. В зависимости от степени задержки психического развития эти особенности могут иметь слабый или ярко выраженный характер.
Развитие воображения - процесс длительный и сложный, требующий системной и целенаправленной работы педагога с детьми. Основная задача данной работы состоит в том, чтобы научить детей решать творческие задачи. Решать данные задачи помогает использование педагогических приемов и методов, которые актуализируют ресурсы детей, вызывают чувство прекрасного и положительные эмоции, усиливают переживание личного успеха (игровые методы и приемы, прием «работа по образцу», приемы декоративно - прикладного искусства).
Во второй главе представлена опытно-экспериментальная часть работы. В исследовании приняли участие 5 детей с задержкой психического развития в возрасте 7-8 лет.
Для выявления актуального уровня развития воображения у детей были подобраны следующие диагностические методики: «Неполные фигуры» Е.Е.Торренса, «Дорисовывание фигур» О.М.Дьяченко, «Использование предмета» Е.Е. Туник.
Результаты диагностики показали, что у 40% обследованных обучающихся средний уровень развития воображения и у 60% - низкий. Дети испытывали затруднения в выполнении заданий, работали под контролем или с помощью педагога. Работы представляли простые изображения, без детализации, не отличались оригинальностью, слабо отражали свои идеи. Что позволило сделать вывод о необходимости дополнительной специально организованной работе, направленной на развитие воображения.
Нами предложена программа по развитию воображения у младших школьников с задержкой психического развития во внеурочной деятельности, рассчитанная на 1 год (34 часа обучения). Реализация программы позволяет создать условия для проявления индивидуальных способностей обучающихся, раскрытия их творческих способностей и развития умений решать творческие задачи. К концу занятий дети научатся: создавать фантастические образы при помощи красок, пластина и т.д.; раскрывать свои творческие способности в театрализовано - музыкальных постановках; работать в парах, группа.
Следовательно, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены, гипотеза - подтверждена.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - ОПИСАНИЕ ВООБРАЖАЕМОЙ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019



