ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1. Качество образовательной деятельности дошкольных
образовательных организаций в современной России: проблемы педагогической науки и управленческой практики 9
1.2. Способы оценки качества образовательной деятельности в
дошкольной образовательной организации 22
Выводы по главе I 29
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБОВ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 31
2.1. Модель оценки качества образовательной деятельности для
негосударственной дошкольной образовательной организации ДС «Л» 31
2.2. Исследование удовлетворенности качеством образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в г.
Красноярске 33
2.3. Оценка качества образовательной деятельности по шкалам
ECERS-R в негосударственной дошкольной образовательной организации 68
2.4. Методические рекомендации руководителю ДС «Л» по
применению модели оценки качества образовательной деятельности негосударственной дошкольной образовательной организации 72
2.5. Интервью с руководителем негосударственной дошкольной
образовательной организации ДС «Л» 82
Выводы по главе II 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 98
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Российское образование до сих пор подвергается значительным изменениям, что сказывается на современной системе получения образования населением в целом. Одним из ключевых моментов в развитии образования сегодня является сохранение и развитие негосударственной системы образования, что по праву создает некоторое разнообразие всей образовательной системы в России.
До сих пор остаются недостаточно изученными вопросы, связанные с развитием негосударственных дошкольных образовательных учреждений и организаций в условиях новых требований и тенденций, предъявляемых правовыми документами и обществом. Но эти трудности никак не влияют на становление и развитие негосударственного дошкольного образования в крупных городах России уже сейчас. В настоящее время в г. Красноярске достаточно хорошо развит сегмент предоставления дополнительного и платного образования в негосударственных дошкольных образовательных организациях и является востребованным.
Исходя из этого, появляется потребность в научном осмыслении проблем оценивания качества образования, его факторов, основ организационно-педагогического обеспечения, влияющего на качество образовательной деятельности в негосударственной дошкольной образовательной организации в целом, а также, необходимо выделить актуальное состояние проводимых оценок качества образовательной деятельности дошкольных организаций.
С введением нового закона «Об образовании в РФ» наше государство впервые в истории берёт на себя обязательство обеспечить качественное образование детей в дошкольных организациях. Инструментом поддержки качества выступает образовательный стандарт. Поэтому, на современном этапе развития разных форм предоставления дошкольного образования для детей, просматривается проблема необходимости повышения эффективности деятельности дошкольных образовательных организаций. Повышение качества образовательных услуг в этой связи необходимо рассматривать как стратегическую цель в рамках приоритетных государственных задач. С точки зрения индустрии образования, потребителями являются: государство, общество, обучающиеся. Государство и общество как потребители требуют и ожидают развития экономики страны, роста благосостояния граждан, повышения уровня культуры, образованности, правовой и социальной грамотности. Следовательно, если принять во внимание, что в образовательной системе потребителем является обучающийся, заказчиками - законные представители обучающихся, а организацией, предоставляющем образовательные услуги, - дошкольная организация, то её деятельность должна быть организована так, чтобы она удовлетворяла запросы всех участников образовательных отношений.
Необходимость совершенствования системы оценивания качества оказываемой образовательной деятельности, связана с главной задачей образования на современном этапе развития - совершенствованием образовательных программ и улучшением качества предоставления образовательных услуг с целью удовлетворения потребностей общества и подготовки обучающихся, отвечающих требованиям современного этапа развития государства.
Анализ изученной литературы по данной теме свидетельствует о том, что исследованию модернизации российских дошкольных образовательных организаций уделяется значительное внимание, но всё же остается малоизученным современный опыт деятельности негосударственных образовательных организаций по достижению высокого уровня образования, их влияние на формирование рынка образовательных услуг. Поэтому научное обобщение социально-исторической практики негосударственного сектора дошкольного образования в России в рамках избранной тематики представляется оправданным.
Исходя из данных, указанных на сайте Главного управления образования в г. Красноярске функционируют 211 государственных дошкольных образовательных учреждений. До конца 2019 года будет построено еще 8 новых детских садов с общей вместимостью более 2600 мест. Но даже этого не будет достаточно, чтобы решить вопрос обеспечения местами в муниципальную дошкольную организацию детей старше 3-х лет, поэтому появляются родители, которые вынуждены искать другой вариант предоставления дошкольного образования для своего ребёнка. Это позволяет сделать вывод, что в обществе существует потребность в предоставлении и оказании образовательной услуги для детей дошкольного возраста. Спрос, предположительно, будет расти и дальше.
Цель исследования - разработать модель оценивания качества образовательной деятельности в негосударственной дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования.
1. Изучить, проанализировать и обобщить научную литературу по проблеме исследования. Уточнить понятия и их определения: «негосударственная дошкольная образовательная организация», «оценивание», «образовательная деятельность», «качество».
2. Выделить и обосновать показатели оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях.
3. Определить диагностический инструментарий для проведения исследования показателей качества образовательной деятельности в негосударственных дошкольных образовательных организациях.
4. Разработать модель оценки качества образовательной деятельности для негосударственной дошкольной образовательной организации.
5. Проанализировать и дать интерпретацию полученных результатов по исследованию качества образовательной деятельности.
6. Получить экспертную оценку по разработанным методическим рекомендациям для повышения уровня качества образовательной деятельности в негосударственной дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - качество образовательной деятельности в негосударственной дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - способы оценивания качества образовательной деятельности в негосударственной дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: качество образовательной деятельности в негосударственной дошкольной образовательной организации повысится, если в работу организации будет внедрена модель оценивания качества образовательной деятельности, включающая в себя данные мониторинга удовлетворенности качеством образования родителей и оценку образовательной среды по шкалам ECERS-R.
По итогам проведенного исследования будут разработаны методические рекомендации для повышения уровня качества образовательной деятельности по запросу директора Автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации «Детский сад «Лазурный».
Организация и база научного исследования. Всего в исследовании на всех этапах приняло участие 228 дошкольных образовательных организаций г. Красноярска. Исследование проходило в период с 1 декабря 2018 г. по 31 марта 2019 г. Во втором этапе исследования - экспертиза проходила в частной дошкольной образовательной организации «ДС «Л».
Методы исследования:
• Теоретические методы: системно-терминологический, историографический, анализ, синтез, интерпретация, обобщение и систематизация, монографический, сравнительно-сопоставимый, проектирование и теоретическое моделирование.
• Частные эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, контент-анализ, изучение документации, результатов деятельности организаций. Общие эмпирические методы: изучение и обобщение опыта педагогов и управленцев, в том числе собственный опыт работы в негосударственной дошкольной образовательной организации г. Красноярска, экспертные оценки, независимые характеристики.
• Математические методы статистической обработки данных.
Вычисление комплексных показателей, повышающих качество образовательной деятельности негосударственной дошкольной образовательной организации.
Основные этапы исследования:
Первый этап (2017-2018 гг.): анализ научной литературы и нормативной документации по проблеме исследования; определение исходных понятий, целей и задач объекта и предмета исследования; формулирование рабочей гипотезы, категориального аппарата и методики работы.
Второй этап (2018-2019 гг.): разработка теоретических положений; определение методов организации исследования; разработка, обоснование и апробирование модели управления качеством образовательной деятельности; выделение и обоснование показателей оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях; разработка диагностического инструментария для проведения исследования показателей качества образовательной деятельности в негосударственных дошкольных образовательных организациях; проверка гипотезы исследования; разработка методических рекомендаций; получение экспертной оценки по разработанным рекомендациям
Третий этап (2019 гг.): завершение экспериментальной работы, обобщение, систематизацию полученной информации, формулирование выводов, оформление текста диссертации.
Подводя итоги исследования необходимо отметить, что проблема оценивания качества образовательной деятельности для негосударственных дошкольных образовательных организаций оказалась весьма своевременной в связи с повышающейся тенденцией развития новых форм дошкольного образования. Изучение и анализ научной, исторической литературы, нормативных актов и других источников, согласно заявленной логике теоретического осмысления проблемы, позволил обозначить актуальность темы оценивания качества образовательной деятельности в негосударственной дошкольной образовательной организации в виду доказательства недостаточного уровня оценивания качества образовательной деятельности для НДОО в России.
В ходе нашего исследования были определены следующие особенности. Показатели качественного образования должны соответствовать современным требованиям педагогической теории и практики, способное удовлетворить образовательные потребности заказчика, потребителя и государства. Таким образом, необходимо выделить, что исследование дошкольной образовательной деятельности на предмет качества поможет решить и избежать проблемы, с которыми сталкиваются негосударственные дошкольные образовательные организации не являющиеся востребованными на рынке оказания схожих услуг.
Были уточнены и определены на основе анализа литературы различных авторов некоторые понятия. Негосударственная дошкольная образовательная организация - это созданная в соответствии с законодательством РФ физическим или юридическим лицом образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Качество образовательной деятельности в контексте использования в негосударственной дошкольной образовательной организации - многогранное понятие, отражающее степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, социальному заказу и личностным ожиданиям всех участников образовательных отношений.
Из показателей качественного образования определена формула качества образования =
= качество условий + качество процесса + качество результата.
Определено, что качество образовательной деятельности является приоритетным государственным направлением в развитии общества, а её оценивание осуществляется посредством: системы внешней оценки качества (лицензирование, аттестация и общественно-профессиональная экспертиза качества образования) и системы внутренней оценки качества (устанавливает требования к качеству условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования, включающие требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым, материально-техническим условиям и к предметно - пространственной среде).
На основе исследования определен диагностический инструментарий для проведения оценивания показателей качества образовательной деятельности в негосударственных дошкольных образовательных организациях: метод мониторинга как инструмент исследования, результаты которого сформированы на мнениях родителей как заказчиков образовательных услуг (внешняя оценка) и метод мониторинга по шкалам ECERS-R как инструмент, результаты которого позволят просмотреть в динамике и позволят регулировать повышение качества образовательной среды по отдельно выделенными показателям (внутренняя оценка).
Данный анализ позволил нам систематизировать полученные ранее знания в соответствии с методологическим аппаратом и провести исследование качества образовательной деятельности негосударственной дошкольной образовательной организации.
Опираясь на полученные в ходе исследования результаты, с целью управления качеством образовательной деятельности для НДОО «ДС «Л» нами разработана модель, которая основана на планируемой и систематически осуществляемой деятельности по оценке качества, обеспечивающая соответствие современным требованиям, стандартам, миссии организации и стратегии ее развития. Модель включает в себя внешний мониторинг - исследование удовлетворенности родителей (законных представителей детей) качеством образовательной деятельности в организации и внутреннюю оценку для повышения качества работы детского сада - комплексная оценка образовательной среды групп с использованием шкал ECERS — R.
Необходимо отметить, что разработанная модель подтверждает взаимосвязь теоретического осмысления понятия «качество образовательной деятельности» и выбранного диагностического инструментария для проведения исследования.
Нами были определены показатели эффективности модели:
1. Показатели качества мониторинговых исследований;
2. Наличие обоснованной модели управления качеством образования;
3. Показатели эффективности реализации в практике НДОО данной модели.
Наша работа была организована в 5 этапов: подготовительный этап; этап проведения исследования; этап анализа и интерпретации результатов; этап разработки методических рекомендаций; этап исследования эффективности разработанной модели оценки качества образовательной деятельности для негосударственной дошкольной образовательной организации.
Мониторинг образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводился в период с 1 декабря 2018 г. по 31 марта 2019 г. в 219 дошкольных образовательных организациях и 9 негосударственных дошкольных образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, города Красноярска. Целью оценочной процедуры стало: получение сведений об уровне организации работы по реализации дошкольных образовательных программ на основе общедоступной информации.
Проведенное исследование позволило получить следующие результаты, требующие принятия управленческих решений:
По дошкольным образовательным организациям:
1. Большая часть дошкольных образовательных организаций города Красноярска предоставляет средний и высокий уровень открытости и доступности информации, размещенной на официальном сайте ДОО.
2. Уровень информации в более чем половине ДОО города Красноярска по показателям комфортности условий достаточен.
3. Педагогические работники показывают высокий и средний уровень доброжелательности, вежливости и компетентности более чем в половине ДОО города Красноярска.
4. Более чем в половине ДОО респонденты удовлетворены качеством образовательной деятельности.
В вопросе удовлетворенности качеством образовательной деятельности 25% ДОО имеют критические замечания в трёх и более направлениях по открытым ответам.
В негосударственных образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования:
1. Педагогические работники негосударственных дошкольных образовательных организаций доброжелательны и вежливы, показывают высокий и средний уровень доброжелательности, вежливости и компетентности;
2. Низкий уровень открытости и доступности информации об негосударственных дошкольных образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования города Красноярска связанный с неудовлетворительным качеством наполнения официальных сайтов организаций;
3. Уровень информации в негосударственных дошкольных образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования города Красноярска, по материально-техническому и информационному обеспечению, оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи не достаточен.
4. Уровень удовлетворенности респондентов качеством образовательной деятельности организаций, особенно в параметре удовлетворенности условиями для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся в негосударственных дошкольных образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования недостаточен.
В вопросе удовлетворенности качеством образовательной деятельности 55,6% негосударственных дошкольных образовательных организаций, в том числе «ДС «Л», имеют критические замечания в двух и более направлениях.
Данные результаты позволяют сделать вывод, что уровень удовлетворенности качеством образовательной деятельности в негосударственных дошкольных образовательных организациях недостаточен, в том числе и в «ДС «Л».
По итогам проведенного мониторинга нами были разработаны рекомендации:
1. Обеспечить работу по наполнению сайтов ДОО информацией и её регулярное обновление в соответствии с требованиями, закрепленными в нормативно-правовой документации.
2. Провести мероприятия по улучшению условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся.
3. Организовать и регулярно проводить методические совещания, семинары по улучшению качества образовательной деятельности и в сфере информационной открытости и доступности;
4. Разработать план мероприятий по улучшению материально-технической базы дошкольных образовательных организаций.
Итоговые результаты исследования качества образовательной среды с использованием шкал ECERS — R в негосударственной дошкольной образовательной организации «ДС «Л» мы распределили по двум группам:
1. Группа с максимально высокой оценкой по подшкалам: предметы обстановки для отдыха и комфорта, обустройство пространства для игр, взаимодействие, возможности для профессионального роста персонала.
2. Группа по подшкалам по которым можно добиться более высоких результатов, с составленными нами методическими рекомендациями руководителю НДОО «ДС» Л» по повышению данных показателей.
В результате оценки образовательной среды с использованием шкал ECERS — R определились основные аспекты, требующие внимания и развития, такие как организация предметно — пространственной среды групп, создание условий для развития мелкой моторики, взаимодействия персонала с детьми, условия, созданные для родителей и персонала. Организация детских активностей, связанных с музыкой и движением, песком и водой, математикой и счетом, природой и наукой, содействие принятию многообразия также требуют внимания для повышения качества работы детского сада . Общий средний балл по экспертизе образовательной деятельности организации составил 4,79 балла.
На основании полученных результатов выведен графический профиль качества. Он наглядно показывает нам наиболее сильные и слабые стороны качества образовательной деятельности в организации, которые возможно улучшать с каждым днем. Мы пришли к выводу, что предложенная шкала ECERS - R благодаря возможности пошагово отслеживать динамику цифровых показателей является информативной и достаточно удобной для использования в работе. Проведенное исследование позволило нам оценить образовательную среду, что в дальнейшем помогло НДОО «Детский сад «Л» принять эффективные решения, корректировать свою дальнейшую работу, позволило педагогам оценивать качество собственной работы.
Проведенное исследование показало, что разработка механизмов управления качеством образовательной деятельности для негосударственных дошкольных образовательных организаций весьма актуальна и современна. Мы рекомендуем НДОО «ДС «Л», систематически осуществлять деятельность по оцениванию качества, согласно разработанной нами модели, в два этапа:
1. Оценивание качества образовательной деятельности через внешний мониторинг с применением метода анкетирования родителей (законных представителей) обучающихся детей, согласно разработанной нами анкете.
2. Оценивание качества образовательной деятельности через внутреннюю комплексную оценку образовательной среды групп с использованием шкал ECERS — R. Для улучшения качества дошкольного образования в группах НДОО «ДС «Л» необходимо обратить внимание на разработанные нами рекомендации по повышению показателей шкал.
Эффективность модели оценки качества образовательной деятельности и результатов её апробации в негосударственной дошкольной образовательной организации подтверждается интервью с руководителем негосударственной дошкольной образовательной организации. Результаты, полученные экспертом, оказались качественными и убедительными. НДОО «Детский сад «Л» приобрел возможность расставлять смысловые акценты, так как разработанная система оценивания качества образования для организации наглядно показывает, какие показатели в большей степени влияют на качество дошкольного образования. Поэтому все разработанные в результате исследования предложения внедрены руководителем «Детского сада «Л» для повышения качества образования в организации путем включения в программу его развития.
Управление качеством образовательной деятельности в негосударственной дошкольной образовательной организации должно охватывать с одной стороны, проблемы качества предоставляемых образовательных услуг, с другой - все общие функции управления - стратегическое планирование, организация процессов, контроль, регулирование и мотивация. Поэтому подводя итоги необходимо отметить практическую значимость работы:
1. Разработанная в ходе исследования модель системы оценивания качества применена в практике управленческой деятельности с целью повышения качества образовательной деятельности организации;
2. В результате исследования и реализации мероприятий повысился уровень качества образования;
3. Наличие объективного инструментария для контроля и оценки качества образования дошкольников повышает уровень удовлетворенности родителей качеством дошкольного образования.
В завершении необходимо отметить, что данная система оценивания качества образовательной деятельности в негосударственной дошкольной образовательной организации не противоречит существующим стандартам.
Перспектива развития исследования заключается в том, что апробированная в ходе исследования модель системы оценки качества позволяет создать экспертную службу независимой оценки качества образовательной деятельности для негосударственных дошкольных образовательных организаций. На данный момент никто таких решений, касаемо негосударственных дошкольных образовательных организаций не принимал в этом и заключается научная новизна работы.
1. «Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (письмо Минобрнауки России от 03.04.2015 №АП-512/02).
2. «Методические рекомендации по расчету показателей независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность», утвержденные Минобрнауки России 15.09.2016 №АП-87/02вн (письмо Минобрнауки России от 14.09.2016 № 02-860).
3. Авдеев Н.Ф. Высшая школа в условиях глобализации: учебное пособие. М.: МГИУ, 2011. 224 с.
4. Баллаева Е.А. Проблемы развития альтернативных форм дошкольного образования // Народонаселение. 2013. № 2. С. 64-73.
5. Баскаков A.M. Формирование культуры управленческого общения руководителей и учителей общеобразовательных школ: теория и практика: автореф. дис. ... доктора пед. наук. Челябинск, 1999. 51 с.
6. Белая К.Ю. Материалы курса «Дошкольное образовательное учреждение - управление по результатам»: лекция 1-4. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. 64 с.
7. Белая К.Ю. Руководство ДОО. Организация внутреннего контроля. М: ТЦ Сфера, 2019. 128 с.
8. Богославец Л.Г., Майер А.А. Управление качеством дошкольного образования: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009. 128 с.
9. Вершинина Н.А., Загузов Н.И., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Современное диссертационное исследование по педагогике: Оценка качества: Книга для эксперта. Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2006. 288с.
10. Видимое обучение: синтез результатов более 50000 исследований / Джон А.С Хэтти; под ред. В.К. Загвоздкина, Е. А. Хамраевой. М: Издательство "Национальное образование", 2017. 496 с.
11. Гусева, И. А. Социально-педагогическое обеспечение развития субъектности студента в вузе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / И. А. Гусева. Кострома, 2006. 205 c.
12. Дошкольное образование в современной России: проблемы и
перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической
конференции. Красноярск, 28 ноября 2012 г. [Электронный ресурс] /отв. ред. И.Г. Каблукова; ред. кол. Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013.
13. Журнал оперативного контроля в дошкольной организации / авт.-сост. Н.Ю. Дауберт. Изд. 2-е, перераб. Волгоград: Учитель, 2015. 83 с.
14. Забзеева В.А. Дошкольное образование за рубежом: история с современность. М.: ТФ Сфера, 2007. 128 с.
15. Контроль в детском саду: планирование, анализ, практический инструментарий / авт.-сост. С.Е. Шамрай. Изд. 2-е, перраб. Волгоград: Учитель, 2016. 188 с.
16. Кузнецова С.В., Пронина М.Ю., Ромахова М.В. Инновационный поиск. Обновление системы методической работы в ДОО. М.: ТЦ Сфера, 2017. 128 с.
17. Логистические процессы в образовании. Теория и практика в управлении качеством обучения: методическое пособие / Н.Ф. Ефремова, Н.Ю. Склярова. М.: Издательство "Национальное образование", 2014. 128 с.
18. Мозаика практик субъектности / Коллектив авторов, под редакцией М.М Миркес. М: Издательский дом "НООГЕН", 2018. 208 с.
19. Мониторинг качества образования в школе. Шишов С.Е., Кальней В.А. М., 1999, 320 с.
20 Морозова А.Н. Управление методической работой в дошкольном образовательном учреждении на диагностической основе: авт. дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 35 с.
21. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497. Режим доступа: http:// ivo.garant.ru/#/ document/ 71044750 /paragraph/1:12. (дата обращения 14.06.2019).
22. Опыт введения ФГОС дошкольного образования в Красноярском крае: сборник статей / сост. Л.Г. Обросова, Р.А. Васильева. Красноярск, 2015. 104 с.
23. Организация дополнительных платных услуг в дошкольном учреждении // сост. И.В. Липова, Ю.В. Антонова. Изд. 2-е, перераб. и доп. Волгоград: Учитель, 2017. 87 с.
24 Практика введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в городе Красноярске (из опыта пилотной деятельности) / сост. И. А. Крынцылова, М. А. Корф. Красноярск, 2016. 76 с.
25. Практики субъектности в образовании / Коллектив авторов, под редакцией М.М Миркес. М: Издательский дом "НООГЕН", 2018. 268 с.
26. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 № 1155 // Российская газета. 2013. № 6241.
27. Приказ Минобрнауки России от 05.12.2014 № 1547 «Об утверждении
показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность».
28. Психология и педагогика как ресурс модернизации образования: современные аспекты реализации ФГОС: сборник материалов научно-практической конференции, г. Красноярск, 29-30 апреля 2014 г. / отв. ред. О.А Сидоренко. Красноярск, 2015. 312 с.
29. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под общ. ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой. СПб.: КАРО, 2015. 112 с.
30. Сафонова О.А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 224 с.
31. Тимонин, А. И. Концептуальные основы социально-педагогического обеспечения профессионального становления студентов вуза [Текст] А. И. Тимонин. Кострома, 2007. 216 с.
32. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольная образовательная организация: управление результатам. 3-е перераб. и доп. М: ТЦ Сфера, 2019. 128 с.
33. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
34. Управление инновациями в образовательной организации. Кейс успешного руководителя. Управление через эффективные технологии управления инновациями / авт.-сост. Н.М. Борытко, О.Л. Иванова, Е. И. Фастова; науч. ред. И.В. Власюк. Волгоград: Учитель, 2015. 161 с.
35. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
36. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. ECERS-R: переработанное издание / Тельма Хармс, Ричард М. Клиффорд, Дебби Крайер. М: Издательство «Национальное образование», 2017. 136 с.
37. Экспертные оценки в дошкольном образовании: Методическое пособие / Авт.-сост. И.В. Юганова. М.: ТЦ Сфера, 2009. 128 с.
38. Bredekamp, S., &Copple, С. (Eds.), (1977). Developmentally appropriate practice in early childhood programs. Washington, DC: National Association for the Education of Young Children.
39. Bredekamp, S. (Ed.). (1987). Developmentally appropriate practice in early childhood programs from Birth through age 8. Washington, DC: National Association for the Education of Young Children.
40. Cryer, D., Harms, Т., & Riley, С. (2003). All about the ECERS-R.
Lewisville, NC: Pact House Publishing.
41. Harms, Т., & Clifford, R. М. (1989). Family Day Care Rating Scale. New York: Teachers College Press.
42. Rossbach, Н. G., Clifford, R. М., &С Harms, Т. (1991, April). Dimensions of learning environments: Cross-national validation of the Early Childhood Environment Rating Scale. Paper presented at the annual meeting of the American Educational Research Association, Chicago.