Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия интернационального воспитания учащихся в поликультурной образовательной среде сельской школы (на примере школы д. Елга Большеулуйского района).

Работа №156483

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Интернационального воспитания учащихся в поликультурной образовательной среде сельской школы как психолого-педагогическая проблема 15
1.1. Сущность и структура интернационального воспитания учащихся в
поликультурной образовательной среде сельской школы в научно-педагогической литературе 15
1.2. Инновационная поликультурная образовательная среда сельской школы в контексте интернационального воспитания учащихся 25
1.3. Особенности организации процесса интернационального воспитания учащихся в поликультурной образовательной среде сельской школы 31
Глава 2. Реализация педагогических условий интернационального воспитания в поликультурной образовательной среде основной школы д. Елга Большеулуйского района 35
2.1. Актуализация культурологической составляющей изучения татарского языка и литературы в рамках этнокомпонента ФГОС ООО 35
2.2. Вовлечение учащихся разных национальностей в специально организованную совместную творческую деятельность формирующую
ценностную ориентацию на толерантное поведение 42
2.3. Организация поликультурного диалога и партнерства учащихся в условиях образовательной среды основной школы 52
Заключение 57
Список использованных источников и литературы 60
Приложения


Актуальность исследования. На протяжении всей истории своего существования Российское общество всегда была и остаётся полинациональным, поликультурным и поликонфессиональным. На
современном этап его развития, это обстоятельство выдвигает перед системой отечественного образования задачу подготовки выпускников основной школы к жизни в многонациональной и поликультурной среде, формирование у них умений реализовывать социальное и профессиональное взаимодействие с носителями разных культур, национальностей и верований. В «Декларации принципов толерантности», Федеральном законе «Об образовании в Российской федерации», «Основах формирования установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в гражданском обществе» обозначено формирование готовности юных граждан к пониманию многообразия социальных, культурных, этнических, религиозных ценностей и различий, форм современной культуры, а так же форм и средств межкультурных коммуникаций. Исполнение Указов Президента РФ от 07.05. 2012 года за № 602 «Об обеспечении межнационального согласия» и от 19.12 2012 года за № 1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» обеспечивают ресурс и инструментарий реализации государственной национальной политики России. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего образования отмечена необходимость введения интернационального воспитания, создания условий для взаимодействия учащихся разных национальностей в образовательной среде школе и за её пределами, для воспитания толерантного поведения личности и потребности его реализовывать, для формирования у выпускников способности продуктивной жизни в поликультурном обществе.
Данная проблема особо остро стоит перед сельской школы с преобладающим не русским населением. К таковым относится школа татарской деревни Елга Большеулуйского район Красноярского края. В школе на протяжении долгих лет ее существования обучались дети преимущественно коренного населения - татары, исключение составляли лишь единицы русских ребят, переехавших в силу различных обстоятельств в данный населенный пункт. В последнее время, в связи с увеличением числа детей в приёмных семьях процент русских детей стал неуклонно расти. Перед педагогами встала задача обеспечения педагогических условий интернационального воспитания для комфортного пребывания детей разных национальностей в поликультурной образовательной среде основной школы и за её пределами.
Степень изученности проблемы. Впервые понятие «интернациональное воспитание» возникло в советской педагогике. Содержание воспитания подрастающего поколения включало комплекс направлений: нравственное, трудовое, физическое, эстетическое. Но в совокупности воспитательный процесс носил идейно - политическую направленность. В этом контексте не рассматривались особенности каждой личности по национальному признаку, а целью выступало формирование личности с идеологической точки зрения, вне рамок национальной принадлежности: единая идеология, все равны. Педагоги и психологи придают большое значение анализу опыта советской педагогики в плане организации интернационального воспитания школьников и студентов (Ф.Н. Алипханова, Ш.А. Амонашвили, В.И. Андреев, В.А. Караковский, Ю.А. Карташов, Л.Г. Куц, А.А. Магомедов, В.Н. Никитенко, Л.А. Степашко, С.А. Шевченко, Е.А. Ямбург и другие).
Многие педагоги связывали воедино интернациональное и патриотическое воспитание, выдвигая первостепенную задачу воспитания патриотов - интернационалистов (Л. Беляева, В. Заслуженюк, В. Опаленик, Н. Терновая).
Большая заслуга в разработке проблем патриотического и интернационального воспитания принадлежит А. С. Макаренко, который призывал воспитывать подрастающее поколение в духе интернационализма и прививать любовь к Родине. В. А. Сухомлинский в своих трудах подчёркивал необходимость единения всех народов внутри страны.
Термин «поликультурность» приобрел особую актуальность и стал предметом научных исследований в ХХ в., когда четко обрисовалась ситуация, что отсутствие толерантности к культурным особенностям других народов ведет за собой регулярные конфликты на национальной почве, может привести к неизбежным последствиям - войне.
Поликультурное воспитание отечественные педагоги также определяют с точки зрения различных подходов. Г. Д. Дмитриев трактует поликультурное воспитание как способ противостояния расизму, ксенофобии, этноцентризму, ненависти, основанной на культурных особенностях и различиях; ряд педагогов видят смысл поликультурного образования в виде диалога культур (А. Н. Джуринский, М.М. Бахтин, В.С. Библер); поликультурное воспитание как процесс формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения иных культур, умения существовать в мире и согласии с людьми разных национальностей (В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунов); подготовка к жизни в полиэтническом социуме: овладение культурой своего народа, создание представлений о многообразии культур и воспитание этнотолерантности (Г.В. Палаткина).
В тематике работы значимость представляют труды, посвященные исследованию ценностных ориентаций школьников: базисом для дальнейшего рассмотрения данного вопроса послужили теории И. Канта, который ввел в научный оборот понятие «ценность»; ядром изучения тематики ценностей в Отечественной науки служат трактаты философа Н. А Бердяева; В.П. Тугариновым было разработано несколько классификаций деления ценностей.; в педагогической литературе проблеме ценностных ориентаций посвящены работы Т.К. Ахаян, З.И. Васильевой, Я. Гудечек, М.Е. Дуранова, М.Г. Казакино, А.В. Кирьяковой, Б.С. Круглова: подчеркивается особая педагогическая целесообразность специальной оценочной деятельности в коллективе, когда обсуждается ход и выполнение тех или иных воспитательных мероприятий.
Важная категория личности - Толерантность учеными рассматривается с точки зрения различных подходов: правового и социально-политического аспекта (М. Мчедлов); толерантность как философское понятие трактует (В. Лекторский); как отдельную категорию отношений (А. Клепцов, В. Маралов, В. Ситаров, А. Соколова, Г. Солдатова); другие исследователи в изучении толерантности делают акцент на сочетании «толерантное сознание»(А. Асмолов, А. Газман, А. Грива, А. Кондаков,); толерантность как познавательная стратегия представлена в теориях А. Коржуева, Н. Кудзиевой, В. Попкова.
Проблемы соотношения психологических и культурных составляющих отражены в теоретических исследованиях этнопсихологической школы именами ученых: Э.Г. Александренкова, А.С. Баронина, Р.Бенедикт, В.С. Выготского, А.Н. Лентьева, И.С. Кона, С.И. Королева, В.Г. Крысько, Н.М. Лебедовой, Т.Г. Стефаненко, Дж. Хонигман, В.Ю. Хотинец и др.
Обзор и анализ научных исследований по проблеме реализации педагогических условий интернационального воспитания в поликультурной образовательной среде сельской основной школы, осмысление личного педагогического опыта воспитательной работы в школе татарской деревни Елга Большеулуйского район позволяют выделить противоречия между:
- потребностью современного общества в подготовке выпускников основной школы к продуктивной жизнедеятельности в среде поликультурного социума, и традиционной монокультурной ориентацией современного отечественного образования;
- необходимостью научно-педагогического сообщества в реализации интернационального воспитания учащихся в условиях современного отечественного образования, и не достаточной разработанностью теоретического обоснования и методического обеспечения этого процесса;
- востребованностью современной практики в реализации потенциала педагогических условий процесса интернационального воспитания учащихся в условиях поликультурной образовательной среды сельской основной школы, и недостаточным их описанием в научно-методических публикациях.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия, способствующие успешному протеканию процесса интернационального воспитания учащихся в поликультурной образовательной среде сельской школы.
Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы, её недостаточная теоретическая и практическая разработанность, а так же личный педагогический опыт автора определил выбор темы данного исследования: «Педагогические условия интернационального воспитания учащихся в поликультурной образовательной среде сельской школы (на примере школы д. Елга Большеулуйского района)»
Цель исследования: выявить, обосновать и описать педагогические условия реализации процесса интернационального воспитания учащихся в поликультурной образовательной среде сельской школы.
Объект исследования: процесс интернационального воспитания учащихся в поликультурной образовательной среде сельской школы
Предмет исследования: педагогические условия реализации процесса интернационального воспитания учащихся в поликультурной образовательной среде сельской школы.
В соответствии с поставленной целью в качестве гипотезы исследования нами выдвинуты следующие предположения: реализация процесса интернационального воспитания учащихся в поликультурной образовательной среде сельской школы будет успешным, если:
- выявлено и уточнено содержание понятия «интернациональное воспитания учащихся», сущность и структура процесса интернационального воспитания учащихся в поликультурной образовательной среде сельской школы;
- определены возможности инновационной поликультурной образовательной среде сельской школы в контексте интернационального воспитания учащихся;
- выявлена специфика организации процесса интернационального воспитания учащихся в поликультурной образовательной среде сельской школы;
- определены и обоснованы педагогические условия успешной реализации процесса интернационального воспитания учащихся в поликультурной образовательной среде сельской школы: актуализация культурологической составляющей изучения татарского языка и литературы в рамках требований этнокомпонента ФГОС ООО ;вовлечение учащихся разных национальностей в специально организованную совместную творческую деятельность формирующую ценностную ориентацию натолерантное поведение; организация поликультурного диалога и партнерства учащихся в условиях образовательной среды основной школы.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Выявить и уточнить содержание понятия «интернациональное воспитание учащихся», обосновать сущность и структуру его реализации в поликультурной образовательной среде сельской школы.
2. Определить и охарактеризовать возможности инновационной поликультурной образовательной среде сельской школы в контексте интернационального воспитания учащихся.
3. Выявить и обосновать особенности организации процесса интернационального воспитания учащихся в поликультурной образовательной среде сельской школы.
4. Определить и описать педагогические условия успешной
реализации процесса интернационального воспитания учащихся в поликультурной образовательной среде сельской школы:
- актуализации культурологической составляющей изучения татарского языка и литературы в рамках требований этнокомпонента ФГОС ООО ;
- вовлечение учащихся разных национальностей в специальноорганизованную совместную творческую деятельность формирующую ценностную ориентацию на толерантное поведение;
- организация поликультурного диалога и партнерства учащихся в условиях образовательной среды основной школы.
Методологическую основу составили фундаментальные положения современной философии, подходы общей педагогики к изучению всеобщей связи и целостности явлений педагогической действительности:
- аксиологический, рассматривающий обучающегося и социально-педагогические процессы как субъекты саморазвития и область целенаправленного взаимодействия внешних сил;
- социально-исторический детерминизм, рассматривающий современную национальную школу как общественное явление, которое вызывает к жизни различные социальные процессы во взаимодействии с различными элементами общественной системы;
- культурологический подход, анализирующий социальные явления, в том числе и национальную школу как общественные явления с позиций феноменологической социологии.
Теоретическими основаниями исследования выступают фундаментальные труды, обосновывающие идеи «поликукльтурного образования» и «диалога кукльтур» (М.М. Бахтин, В.С. Библер, М. Бубер, К. Ясперс, М.С. Каган, А.Н. Джуринский и др.) уточняющие сущность понятия интернационального воспитания юных граждан (Л.В. Байбородова, В.А. Караковский, И.А. Колесникова, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.); рассматривающие образовательную среду современной школы как «поликультурное пространство» (А.А. Веряев, А.А. Данилюк, и др);
раскрывающие теории целостного развития педагогического процесса (Ю.В. Васильев, В.С. Ильин, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова, воспитание как общенациональную систему (Е.В. Бондаревская, Л.Е. Никитина, Г.Н. Филонов). Исследование основывается на государственных нормативных документах, касающихся проблем интернационального воспитания; научно-теоретических изданиях; достижениях педагогической практики.
Методами исследования выступали: теоретические: анализ философской, психолог0-педагогической литературы, нормативно-правовых документов; изучение научно-методической литературы по проблеме исследования и обобщение педагогического опыта. эмпирические: педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование; экспертная оценка; самооценка; статистические: количественный анализ результатов исследования.
Нормативно-правовую базу исследования составили: Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 1.09.2013г., Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования № 1897, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (Основная школа), Модель «Российское образование - 2020 г. и др.
Новизна исследования:
- конкретизировано понятие «интернациональное воспитания учащихся», сущность и структура процесса интернационального воспитания учащихся в поликультурной образовательной среде сельской школы;
- определены возможности иновационной поликультурной образовательной среде сельской школы в контексте интернационального воспитания учащихся;
- выявлена специфика организации процесса интернационального воспитания учащихся в поликультурной образовательной среде сельской школы;
- определены и обоснованы педагогические условия успешной реализации процесса интернационального воспитания учащихся в поликультурной образовательной среде сельской школы: актуализация культурологической составляющей изучения татарского языка и литературы в рамках требований этнокомпонента ФГОС ООО ;вовлечение учащихся разных национальностей в специально организованную совместную творческую деятельность формирующую ценностную ориентацию на толерантное поведение; организация поликультурного диалога и партнерства учащихся в условиях образовательной среды основной школы.
Теоретическая значимость исследования:
уточнена педагогическая сущность понятия «интернациональное воспитания учащихся»;
- охарактеризованы возможности инновационной поликультурной образовательной среде сельской, татарской школы в контексте интернационального воспитания учащихся;
- выявлена специфика организации процесса интернационального воспитания учащихся в поликультурной образовательной среде сельской школы;
- обоснованы и опробированы педагогические условия реализации
процесса интернационального воспитания учащихся в поликультурной образовательной среде сельской школы: актуализация культурологической составляющей изучения татарского языка и литературы в рамках требований этнокомпонента ФГОС ООО ;вовлечение учащихся разных национальностей в специально организованную совместную творческую деятельность формирующую ценностную ориентацию на толерантное поведение; организация поликультурного диалога и партнерства учащихся в условиях образовательной среды основной школы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что раскрытые в нем идей, решений и опыта организационно-педагогических мероприятий вносят лепта в разрешение проблем интернационального воспитания в современной национальной школе Красноярского края. Результаты исследования могут быть использованы: в научно - исследовательских программах, направленных на разработку социальных проектов по реформированию и модернизации региональных систем интернационального воспитания в современной школе с учетом этнического фактора; при формировании инновационных институтов поликультурного образования и различных национальных культурно-образовательных центров; в процессе подготовки и переподготовки специалистов, работающих в многонациональных школьных коллективах.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Современные представления о фундаментальных, прикладных и организационно-педагогических основаниях интернационального воспитания учащихся является основанием для уточнения педагогической сущности понятия «интернациональное воспитания учащихся», выявления специфики и обобщения опыта его реализации в условиях поликультурной образовательной среде сельской школы
2. Возможности поликультурной образовательной среды сельской школы способствует:
- обеспечению непрерывности процесса интернационального воспитания учащихся за счет снятия временных и пространственных ограничений;
- продуктивному межэтническому взаимодействию всех субъектов воспитательного процесса;
- проявлению учениками субъективной позиции в межэтнических отношениях.
3. Организации процесса интернационального воспитания учащихся в поликультурной образовательной среде сельской школы в соответствии с её возможностями способствует повышению мотивации и качества межэтнических отношений, удовлетворенности совместной творческой деятельность, открытости процесса интернационального воспитания учащихся по средствам поликультурного диалога и партнерства в условиях образовательной среды основной школы .
4. Реализация педагогических условий процесса интернационального воспитания учащихся в поликультурной образовательной среде сельской школы состоит из целевого, содержательного и оценочно-деятельного компонентов:
- целевой определяет единство социального заказа, цели и задач организационно-педагогического сопровождения интернационального воспитания учащихся через актуализацию культурологической составляющей изучения татарского языка и литературы в рамках требований этнокомпонента ФГОС ООО ;
- содержательный реализуется на всех этапах вовлечения учащихся разных национальностей в специально организованную совместную творческую деятельность формирующую ценностную ориентацию натолерантное поведение;
- оценочно-деятельный компонент отражает комплекс комплекс форм, методов и средств организации поликультурного диалога и партнерства учащихся в условиях образовательной среды основной школы.
Структура работы. Диплом состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Путем анализа литературы исследуемой теме были выявлены особенности интернационального воспитания в поликультурной среде сельской школе, которые необходимо учитывать педагогу в рамках организации гармоничного процесса воспитания, среди которых главные позиции занимают возрастные особенности учащихся, национально - психологические особенности каждого ребенка как представителя определенной народности.
В ходе выявления сущности таких понятий как «образовательная среда», «поликультурная среда» было выявлено ведущее значение правильного понимания образовательной среды как системы, которая создает благоприятные условия для обеспечения учащемуся адекватного восприятия своей национальности и формирует у него положительное отношение к представителям других культур, а также способствует развитию межкультурной компетентности.
Проанализировав предпосылки введения в школьную программу татарского языка и литературы в рамках внедрения этнокомпонента ФГОС ООО и рассмотрев модель культурологической составляющей в преподавании предмета в МКОУ «Елгинская ООШ, пришли к выводу, что благодаря преемственности и практико - ориентированному направлению изучения татарского языка представителями двух разных национальностей, педагогическому коллективу удалось сформировать у детей мотивированность и заинтересованность в изучении предмета не только на уроках, но самостоятельно, за рамками школы.
Культурологический подход в преподавании татарского языка как родного (для учащихся из традиционных татарских семей) так и в качестве иностранного (для русскоязычных детей) оправдал свое значение в поликультурной среде основной школы. Об этом можно судить исходя из уровня владения разговорной, письменной речью учащимися школы, свободному общению со сверстниками на обоих языках. Констатируют успешность применяемых методик в преподавании татарского языка и индивидуальные результаты школьников (участие и победа в международной олимпиаде по татарскому языку). Таким образом, языковой барьер для школьников, недавно оказавшихся в условиях полинациональной среды с преобладающей татарской народностью, постепенно уходит на второй план и вовсе теряет свою актуальность.
Рассмотрев проблемы и тенденции, оказывающие влияние на духовно - нравственное развитие личности, условия, оказывающие влияние на формирование толерантного отношения между представителями разных национальностей внутри единого ученического коллектива, актуализирована роль специально организованной творческой деятельности учащихся в рамках детского ансамбля «Йолдызлар». Накопленный педагогическим коллективом рассматриваемой школы опыт в организации взаимодействия детей разных национальностей в творческой деятельности позволяет сделать выводы:
- о положительной динамике формирования и развития дружеских отношений внутри и за рамками творческого коллектива;
-о правильности стратегии погружения учащихся в культуру каждого из народов, как факторе предупреждения конфликтов на национальной почве, в вопросах ущемления прав детей «пришлого» народа;
- о значимой роли творческой деятельности как способа раскрытия и развития индивидуальных творческих способностей, умений;
Кроме того, как отмечают педагоги и родители ,участие в деятельности творческого коллектива не только воспитывает духовно - нравственные качества личности, но и способствует укреплению самодисциплины, ответственности. Творческая деятельность также выступает как фактор ускоренной адаптации русских учащихся в новый для них социум - путем неформального общения, т. е. не исключительно в образовательном процессе.
Анализ методов и приемов, реализуемых в воспитательном процессе в школе, условия, созданные педагогическим коллективом, открытость участников педагогического процесса для сотрудничества как внутри поликультурной среды школы, так и извне позволяют констатировать , что возможности созданной поликультурной образовательной среды сельской школы способствуют:
- обеспечению непрерывности процесса интернационального
воспитания учащихся за счет снятия временных и пространственных ограничений;
- продуктивному межэтническому взаимодействию всех субъектов воспитательного процесса;
- проявлению учениками субъективной позиции в межэтнических отношениях.
Обоснованием педагогических условий интернационального воспитания доказана гипотеза о способствовании повышения мотивации и качества межэтнических отношений, удовлетворенности совместной творческой деятельность, открытости процесса интернационального воспитания учащихся по средствам поликультурного диалога и партнерства в условиях образовательной среды основной школы.
Таким образом, процесс интернационального воспитания в поликультурной среде основной школы д.Елга Большеулуйского района, основанный на взаимоуважении, принципах толерантности и коллективизма представляет собой уникальный педагогический опыт, проверенный временем, и может послужить базисом в качестве теоретической составляющей и системы воспитания ,так и для дальнейшего более детального исследования темы.



1. Александренков В.П. «Этническое самосознание» или «Этническая идентичность» // Этнографическое обозрение, 1996. №3. С. 13-22.
2. Андрусенко, В.А. Формирование духовности. Пособие для учителей, педагогов доп. образования, студентов - . Оренбург, 1997. -67 с.
3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Музыка и пение». М.: Просвещение., 2010. - 231 с.
4. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студетов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение». М.: Просвещение, 1983. - 224 с., нот. Ил.
5. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М„ 1989.
6. Безрукова В.С. Основы духовной культуры. (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург-2000.
7. Библер, B.C. Нравственность. Культура. Современность. М.: Наука, 1988. - 213с.
8. Бондаревская, Е.В., Кульневич, C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания -Ростов-на-Дону, 1999.-560 с.
9. Власова, Т.И. Духовные ценности как культурологические основы воспитания личности / Т.И. Власова // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002 . - № 2 (март-апр.). - С. 42-43
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
11. Глебов А. А. Воспитание патриотизма, толерантности и культуры межнационального общения: учеб. пос. Волгоград: Перемена, 2004. 102с.
12. Джуринский А.Н. Воспитание в многонациональной школе: учебное пособие- Саратов: Вузовское образование, 2017.- 139 с.
13. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М.: Народное образование, 1999. - 208 с.
14. Духновский С.В.Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. СПб.: Речь, 2009. — 141 с.
15. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009. — 576 с.:ил.
16. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. - Л., 1989. - 312с.
17. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь.- М., 1999.- 343 с.
18. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.. - М., 1977.-С. 102
19. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки.- М., 1976. 254с.
20. Минибаева Г.Б. Формирование поликультурной компетенции студентов вузов в процессе изучения иностранного языка и литературы// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. - No5. - С. 62-65.
21. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 2002.
22. Основы духовной культуры. (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург-2000 - 937 с.
23. Панов В.И. К проблеме психолого-педагогического проектирования и экспертизы образовательного учреждения //Психологическая наука и образование. -2001. -No 2.
24. Подласый И.П.Педагогика : 100 вопросов — 100 ответов : учеб. Пособие для студентов вузов - М. : Изд-во Владос Пресс , 2006. —365с.
25. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. 415 с.
26. Рубцов В. В., Ивошина Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. - М., Изд-во МГППУ. 2002.
27. Слободчиков В.И. Образовательная среда. -М.,1997.-181с
28. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека М.: Педагогика, 1990. - 288 с.
29. Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование в XXI веке// Язык и культура. - 2009. - No2. - С.96-110.
30. Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. -М., 1998.
31. Теплов Б.М. Избр. труды: В 2 т. Т. 1. М., 1985. 328 с.
32. Толерантность в межкультурном диалоге / Отв. ред.: Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко. М., 2005. 372 с.
33. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учеб. пособие / В. Н. Гуров, Б. З. Вульфон, В.
Н. Галяпина и др. М., 2004. 240 с.
34. Харисов Ф.Ф, Лингвистические и психолого-педагогические основы начального обучения татарскому языку в школах с русским языком обучения : автореферат дис доктора педагогических. Казан. гос. пед. ун-т. - Казань, 2000.
35. Школяр, В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций (опыт исследования работы) / В.А. Школяр. М., 1997.-89 с.
36. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов / Н.Е. Яценко - СПб.: Лань, 1999. - 524 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ