Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ УЧАЩИМСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 10
1.1 Преподавание истории и обществознания обучающимся с нарушением зрения как психолого-педагогическая проблема 10
1.2. Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением
зрения 21
1.3. Особенности организации образовательного процесса в
малокомплектной школе 35
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ 45
2.1. Использование специализированного наглядного материала в
преподавании истории и обществознания обучающимся с нарушением 46
2.2. Использование аппаратных и программных тифлосредств в преподавании истории и обществознания обучающимся с нарушением зрения 56
Заключение 68
Список литературы 70
Актуальность исследования. На современном этапе общественного развития важна психолого-педагогическая поддержка детей с особыми образовательными потребностями в целом и инвалидов по зрению в частности — является важной социальной проблемой, поскольку слабовидящий и незрячий ребенок - один из наиболее сложных субъектов воспитательного процесса.
Сегодня ни у кого не возникает сомнений, что каждый ребенок, в том числе и с нарушением зрения имеет право на развитие своих потенциальных возможностей в сфере получения качественного образования. В этом заинтересовано наше государство, поскольку забота о таких детях относится к числу важнейших показателей, характеризующих экономическое, социальное и нравственное благополучие общества. О степени общественного интереса к проблеме образования инвалидов свидетельствуют многочисленные публикации средств массовой информации, принятие Федеральной программы "Доступная среда".
В то же время, в российском образовании параллельно протекают несколько своеобразных процессов, последствия которых формируют задачи, не возникавшие прежде. В связи с оптимизацией государственных расходов, переводом образования на так называемый нормативно-подушевой принцип финансирования на территории нашей страны приобретает все большую значимость феномен явления малокомплектных школ (МКШ). Однако, принято считать, что это понятие связано с сельскими школами, а в отношении городских употребляется только лишь применимо к элитарным образовательным организациям. Реальность, однако, доказывает, что эти представления не соответствуют действительности. Механизмы сокращения государственных расходов в настоящее время активно применяются в сфере начального общего и основного общего коррекционного образования. Коррекционные малокомплектные школы в российских мегаполисах — явление новое, и пока единичное, однако это реальность, с которой приходится считаться и к которой вынуждены приспосабливаться все стороны, участвующие в образовательном процессе.
С одной стороны, сегодня в обществе, как никогда прежде активно слышны голоса, говорящие о доступной среде для лиц с ограниченными возможностями, обсуждается принцип инклюзии и создания условий для интеграции инвалидов во все сферы жизни общества, с другой, возникают серьезные основания считать, что условия, создаваемые государством для реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья сегодня во многом хуже, чем в то время, когда инвалидам уделялось меньше общественного внимания.
Так называемые "экономически неэффективные" образовательные организации, к числу которых стали относить некоторые школы, осуществляющие обучение незрячих и слабовидящих детей с малой наполняемостью, сегодня как и их сельские аналоги для абсолютно здоровых учеников имеют схожие проблемы, однако, если специфика работы МКШ для детей без патологий здоровья раскрыта, хоть и в очень низкой степени, то своеобразные проблемы коррекционных малокомплектных школ для лиц с нарушением зрения пока не освещены в научном сообществе.
Степень изученности проблемы: Проблема преподавания обществоведческих дисциплин обучающимся с нарушением зрения в условиях малокомплектной школы сегодня почти не освещается научным сообществом. Стоит признать степень изученности проблемы низкой. К числу авторов фундаментальных трудов по общим принципам обучения, воспитания, социализации незрячих и слабовидящих детей относятся такие исследователи как: Б.И. Коваленко, Л. И. Плаксина, Г. В. Никулина, И. Г. Корнилова, П. М. Залюбовский, Л. В. Егорова, В. Гудонис, Т. П. Головина, В. М. Акимушкин, М.И. Земцова, А. М. Виленская, Н.Б. Коваленко, Л.С. Ганджий, Н.Г. Крачковская, Н.В. Серпокрыл, Ю.А. Кулагин, Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак, В.П. Ермаков, Л.И. Каплан, А.Б. Гордин, Р.С. Муратов, Б.В. Сермеев, В.Л. Феоктистова, Э.М. Стернина, И.С. Моргулис и др. Вопросы развития пространственных представлений у детей с нарушением зрения и использования специализированных наглядных материалов изучали: Овсянникова М.В., Е. Н. Подколозина, Петров Ю. И., Руцкая Е. Н., Г. З. Мурзагильдина О. В. Султанова Е. В. Клинникова, Азова О.А. и др. Среди работ, посвященных преподаванию незрячим и слабовидящим обществоведческих дисциплин весьма достойным можно назвать качественно систематизированное пособие по преподаванию истории слепым и слабовидящим Бисьмака В. Д., Румянцева А. К., Шевченко И. Ю.. Проблемы работы малокомплектной школы исследуют такие авторы как: Ефлова З. Б., Гельфман Э. Г., Байгулова Н. В., Обухов В. В., Байбородова, Л. В., Разубаева Е. В., Кишеев В. А., Бокова О. А., С. П. Волохов, Е. В. Шамарина, Н. Н. Трегубова, Т. Н. Евдокимова, С. И. Смирнова, Е. С. Казько. Проблемы и отношение учителей малокомплектных школ анализируют такие исследователи как Ю. В. Воронина, Е.А. Сергина, Г.М. Янюшкина. Т. В, Горошевская предлагает рекомендации по организации внеурочной деятельности в МКШ. М. А. Червонный анализирует опыт функционирования малокомплектных школ в разных странах.
В современной системе образования обострились противоречия между:
- потребностью государства и общества в развитой личности с особыми образовательными потребностями, обладающей потенциалом в сфере получения качественного образования и недостаточным вниманием к возможности реализовать этот потенциал в образовательной среде малокомплектной школы;
- потребностью учителей в реализации на практике педагогических условий эффективного преподавания истории и обществознания обучающимся с нарушением зрения в образовательной среде малокомплектной школы и отсутствием методических пособий, освещающих эту проблематику.
Таким образом, на основе изучения актуальности и выявленных противоречий определена проблема исследования, заключающаяся в необходимости выявления, обоснования и описания педагогических условий эффективной организации преподавания истории и обществознания обучающимся с нарушением зрения в образовательной среде малокомплектной школы.
Целью исследования является выявление, обоснование и описание педагогических условий преподавания истории и обществознания обучающимся с нарушением зрения в образовательной среде малокомплектной школы
Объект исследования: образовательная деятельность малокомплектной школы для обучающихся с нарушением зрения
Предмет исследования: педагогические условия преподавания истории и обществознания обучающимся с нарушением зрения в образовательной среде малокомплектной школы
В основу исследования была положена следующая гипотеза:
Преподавания истории и обществознания обучающимся с нарушением зрения в образовательной среде малокомплектной школы будет эффективным, если создать следующие педагогические условия:
-использовать специализированный наглядный материал в преподавании истории и обществознания обучающимся с нарушением зрения;
- использовать аппаратные и программные тифлосредства в преподавании истории и обществознания обучающимся с нарушением зрения.
Исходя из поставленных целей, определения объекта, предмета, гипотезы нами определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть процесс эффективной организации преподавания истории и обществознания обучающимся с нарушением зрения как психолого-педагогическую проблему.
2. Охарактеризовать особые образовательные потребности обучающихся с нарушением зрения как субъектов деятельности в образовательной среде малокомплектной школы.
3. Выявить, обосновать и описать оптимальные педагогические условия эффективной организации преподавания истории и обществознания обучающимся с нарушением зрения в образовательной среде малокомплектной школы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы, методы и приемы диалектической логики (Г.Гегель, К.Маркс, B. И. Ленин, Ф. Энгельс), принципы детерминизма, системности, развития и активности (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушинский, Б.Ф. Ломов и др.), методологические основы теории отражения и деятельности (В.И. Ленин, C. Л. Рубенштейн, В.Д. Шадриков и др.), положения концепции особого детства (Д.Б. Богуславская, В.Д. Шадриков, А.В. Брушлинский, Ю.Д. БабаевВ.Н. Дружинин и др.),: положения теории воспитания особых детей (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.С. Макаренко), идеи о роли культурно-досуговой и когнитивной деятельности в воспитании подростков (В.Н. Дружинин, Т.П. Зинченко, В.С. Нургалиев), о значении клуба в клубной деятельности в формировании творческой личности (А.С. Беличевой, Г.И. Фроловой)
Идеи и концепции, в которых раскрыты: гуманизация образования (Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава, В.А. Караковский, И.Б. Котова, Е.А. Ямбург, Е.Н. Шиянов); личностно-ориентированный подход к образованию (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, А.В. Зеленцова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); сущность педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В.С. Ильин, В.В. Макаев, А.С. Макаренко, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский);проблемы содержания общего образования (В.В. Краевский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, М В. Рыжаков, М.Н. Скаткин); психологические основы теории формирования личности (В.В. Белоус, Л.И. Божович, А Н. Леонтьев, Р.С. Немов, А.В. Петровский).
Методы исследования: в процессе выполнения исследования использовались общенаучные методы (анализ, обобщение, моделирование процесса) и честно-научные (анализ документов, педагогические наблюдения, беседы, опросы, обобщение педагогического опыта).
Новизна исследования состоит в том, что обоснованы и описаны педагогические условия организации процесса преподавания истории и обществознания обучающимся с нарушением зрения в образовательной среде малокомплектной школы как фактор социально-педагогического взаимодействия и средства социализации; определены основные педагогические подходы к решению проблемы исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- изучена, систематизирована и обобщена психолого - педагогическая литература по проблеме организации преподавания истории и обществознания обучающимся с нарушением зрения в образовательной среде малокомплектной школы;
- определены и охарактеризованы психолого-педагогические особенности и особые образовательные потребности обучающихся с нарушением зрения как субъектов деятельности в образовательной среде малокомплектной школы;
- выявлены и описаны педагогические условия организации преподавания истории и обществознания обучающимся с нарушением зрения в образовательной среде малокомплектной школы включающие три структурных компонента: содержательный, мотивационный и операционно-деятельный.
Практическая значимость Полученные результаты можно использовать при планировании работы специалистов образовательных и воспитательных учреждений, а также в ходе подготовки и повышения квалификации психологов, педагогов, социальных педагогов и других специалистов, работающих в малокомплектных школах, реализующих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением зрения.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью его исходных позиций (антропологический, культурологический и герменевтический подходы), применением комплексного подхода, адекватностью методов исследования его логике и задачам, репрезентативностью источниковой базы и логичностью выводов.
Структура исследования: Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка используемой литературы.
В ходе данного исследования были проанализированы труды отечественных тифлопедагогов, теоретиков и практиков, работающих в сфере общего и коррекционного образования. На основе этих трудов и авторского опыта можно сформулировать следующие выводы:
Главная психолого-педагогическая проблема в преподавании истории и обществознания детям с нарушением зрения заключается в необходимости сопровождения педагогической деятельности коррекционной работой, направленной на учет и компенсацию особенностей, вызванных зрительной депривацией, таких как: вербализм, ограниченность сенсорного и двигательного опыта, наличие своеобразных привычек в характере, потребность в блочной подаче учебного материала, необходимость иллюстрации новых понятий, задействуют отличные от зрения каналы восприятия информации.
К особым образовательным потребностям учеников с патологиями зрения относятся:
1. Потребность в развитии сенсорной сферы.
2. Потребность в предметно-практических действиях в ходе образовательного процесса.
3. Потребность в развитии мимики и пантомимики.
4. Потребность в овладении навыками пространственной ориентировки.
5. Потребность в формировании навыков социализации и коммуникативности.
6. Потребность в преодолении акцентуаций, вызванных зрительной депривацией.
Сегодня малокомплектные школы России — это следствие экономической оптимизации расходов государства. Организации, нуждающиеся в серьезной методической поддержке и новых моделях образовательного процесса, отвечающих условиям и специфике их работы.
Грамотное использование специализированного наглядного материала способствует реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением зрения.
Применение программных и аппаратных тифлосредств в условиях коррекционной МКШ способствует возникновению целого ряда позитивных последствий: оказывает значительную поддержку, как педагогу, так и обучающимся за счет экономии времени на решение учебных задач; способствует росту самооценки обучающихся за счет осознания своих возможностей, расширяемых при помощи технических и програмных решений; частично компенсирует необходимость выполнения большого объема самостоятельной работы путем обогащения эмоционального компонента используемых учебных материалов за счет привлечения аудио и видео материалов, созданных профессиональными педагогами.
1. Авторский терминологический словарь Л.С. Выготского . 2014.. URL: https://wgotsky.academic.ru/14/%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC
2. Абидова Н. З. О конкретизации речи детей с нарушениями зрения // Педагогический журнал. - 2012. - №. 5-6. - С. 131-137.
3. Азова О.А. Роль осязательного восприятия в обучении детей с
глубокими нарушениями зрения: : материалы Всероссийских
Мартиросяновских педагогических чтений, Верхняя Пышма, 27 марта 2018 г.. -Верхняя Пышма, 2О18.-С.63-70.
4. Афлетунова Г. К. Особенности организации учебного процесса для детей с нарушениями зрения в рамках введения ФГОС //Современные тенденции организации образовательного процесса: от идеи к результату. - 2018. - С. 7-10.
5. Ахмеева А. Р. Законодательное обеспечение прав детей- инвалидов в России: историко-правовой аспект // ВЭПС. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonodatelnoe-obespechenie-prav-detey-invalidov
6. Ахмерова Н. М. Особенности обучения детей с нарушениями зрения в условиях общеобразовательной школы //Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области Академия социального управления, 2016. - №. 4. - С. 2О43-2047.
7. Байгулова Н. В. Педагогические условия эффективного функционирования сельских малокомплектных школ //Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2016. - №. 1 (166).
8. Бирюкова И. В. и др. Социализация детей с нарушенным зрением //Междисциплинарные исследования в социально-гуманитарных науках. - 2018. - С. 34-37.
9. Бокова О. А., Волохов С. П., Шамарина Е. В. Актуальные направления развития малокомплектной сельской школы в современном образовательном пространстве //Мир науки, культуры, образования. - 2016. - №. 3 (58).
10. Божков И. А. и др. Анализ возможностей совершенствования правового регулирования действующего порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в связи с подписанием и ратификацией Российской Федерации Международной конвенции о правах инвалидов //Юридическая мысль. - 2013. - №. 1. - С. 59-64.
11. Волкова И. П., Васильева А. А. Изучение акцентуаций характера подростков с нарушением зрения //Информационно-образовательное пространство особого ребенка. - 2016. - С. 58-61.
12. Вопросы тифлопедагогики/ под ред. чл.-корр. АПН РСФСР Б. И. Коваленко. - М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1955.
13. Воронина Ю. В. Анализ основных затруднений педагогов
сельской школы при реализации ФГОС общего образования //Вестник Оренбургского государственного педагогического университета.
Электронный научный журнал. - 2017. - №. 2. - С. 258-267.
14. Гайдукевич С. Е. Коррекционная работа по развитию ценностных ориентаций незрячих и слабовидящих старшеклассников. - 1999.
15. Голикова А. А. Качество жизни подростков с нарушениями зрения //Вестник психотерапии. - 2015. - №. 56. - С. 90-97.
16. Гудонис В. Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным зрением // Дефектология. — 1996. - №2.
17. Гусейнов А. З., Турчин Г. Д. Развитие принципа наглядности в истории педагогики //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2007. - Т. 7. - №. 1. Известия Саратовского университета. 2007. Т. 7. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1
18. Денискина В. З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями //Дефектология. - 2012. - №. 5. - С. 3-12.
19. Дорофеева Е. Н. Опыт разработки тактильных
иллюстрированных книг и пособий для людей с нарушениями зрения //Историко-культурное наследие на кончиках пальцев: Материалы
методического семинара. 27 ноября 2018 года.-Уфа: Изд-во БГПУ, 2018.-54 с. - 2018. - С. 10.
20. Дощанова Б. М. Интеграция обучения в малокомплектной школе. - 2012.
21. Егорова А. В. Формирование толерантного отношения к детям с
ограниченными возможностями и их семьям: от преодоления
изолированности к решению вопросов инклюзивного образования //Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого¬
педагогические науки. - 2015. - №. 2. - С. 28-39.
22. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М.: Просвещение, 1990. — 222 с.
23. Ефлова З. Б. Малочисленная малокомплектная школа России: понятие и признаки // Педагогика сельской школы. - 2019. - № 2 (2). - С. 5-24.
24. Ефлова, З. Б. Об актуальности определения понятия
«малокомплектная школа» [Электронный ресурс] // Непрерывное
образование XXI век. - 2017. - № 1 (17). - URL:
http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2017.3410. (Дата обращения: 04.11.2019).
25. Ефлова, З. Б. Современная малокомплектная школа России и Карелии [Текст] : научно-методическое пособие / З. Б. Ефлова, Е. А. Сергина, Г. Г. Столяров ; под общ. ред. З. Б. Ефловой ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. Гос. бюджет.образован учреждение высш. проф. образования Пет-розавод. гос. ун-т. - Петрозаводск : ИП Марков Н. А, 2018. - 56 с.
26. Закон Республики Карелия «Об образовании». Принят
Законодательным Собранием Республики Карелия 19 декабря 2013 года (в ред. Законов РК от 14.12.2018 № 2319-ЗРК). Сайт Законодательного
Собрания Республики Карелия [Электронный ресурс]. - URL:
http: //www.karelia-zs .ru/zakonodatelstvo_rk/prav_akty/1755zrk/ (Дата
обращения: 04.11.2019).
27. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения/ М.И.Земцова. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
28. Жирова О. С. Технология разновозрастного обучения на уроках обществознания и права в малокомплектной сельской школе //Актуальные проблемы истории, политики и права. - 2018. - С. 116-119.
29. Киселева, С. И. Развитие коммуникативных навыков у
слабовидящих школьников [Текст] / С. И. Киселева // Опыт и перспективы развития образования детей с глубоким нарушением зрения: материалы
Всероссийских Мартиросяновских педагогических чтений, Верхняя Пышма, 27 марта 2018 г. - Верхняя Пышма, 2018. - С. 82-88
30. Клевцова М. А., Демиденко О. П. Психолого-педагогические трудности социальной адаптации детей с нарушением зрения //Современные научные исследования и разработки. - 2018. - Т. 2. - №. 5. - С. 313-315.
31. Клинникова, Е. В. Формирование пространственных
представлений у слабовидящих учащихся в процессе преподавания истории [Текст] / Е. В. Клинникова // Опыт и перспективы развития образования детей с глубоким нарушением зрения: материалы Всероссийских
Мартиросяновских педагогических чтений, Верхняя Пышма, 27 марта 2018 г. - Верхняя Пышма, 2018. - С. 180-186
32. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. -2014. - № 31. - Ст. 4398.
33. Кувшинова И. А., Дильмухаметова А. С. Перспективные тифлотехнические средства для образования и развития детей и подростков с нарушением зрения //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - Т. 4. - №. 1.
34. Кузнецова О. В. Особенности обучения слабовидящих детей (из опыта работы тифлопедагога) //Современные тенденции и перспективы развития доступного и качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. - 2019. - С. 37-40.
35. Никулина Г. В., Никулина И. Н. Актуальные проблемы
сопровождения слепых и слабовидящих в образовательном процессе: подготовка кадров //Известия Российского государственного
педагогического университета им. АИ Герцена. - 2020. - №. 195.
36. Мурзагильдина Г. З. Современные технологии в помощь незрячим //Историко-культурное наследие на кончиках пальцев: Материалы методического семинара. 27 ноября 2018 года.-Уфа: Изд-во БГПУ, 2018.-54 с. - 2018. - С. 39.
37. Обухов В. В. Концепция развития малокомплектных школ России //Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - №. 11.
38. Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников/ под ред. А.И. Зотова, А.Г. Литвака. — Л.: Изд-во ЛГИИ им. А.И. Герцена, 1974. — 210 с.
39. Перевозникова И.В. Специальное образование в России: история, современность и правовые основы // Вестник ТГПУ. 2012. №5 (120). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/spetsialnoe-obrazovanie-v-rossii-istoriya-sovremennost-i-pravovye-osnovy
40. Петров Ю. И., Руцкая Е. Н. Особенности восприятия рельефно-графических пособий незрячими //М.: Российская государственная
библиотека для слепых. - 1993. С. 11.
41. Подколозина Е. Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения //Дефектология. - 2005. - №. 6. - С. 33¬40.
42. Полякова Н. П. Проблема формирования универсальных учебных действий у слепых обучающихся //непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития. - 2017. - С. 1528.
43. Прокопенко Н. П. Изучение личностных проблем слепых и слабовидящих детей на примере коррекционного образовательного учреждения //Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - №. 10-2 (64).
44. Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
45. Сафиуллина Л. Т. Коррекционно-педагогическая деятельность как основа формирования социально-значимых черт и качеств личности ребенка с патологией зрения //международный конгресс практиков инклюзивного образования. - 2016. - Т. 15. - С. 326.
46. Семенова Е. А. Дидактическая игра и чтение книг, как формы
повышения познавательной активности незрячих и слабовидящих детей в условиях введения ФГОС/Е. А. Семенова // Опыт и перспективы развития образования детей с глубоким нарушением зрения: материалы
Всероссийских Мартиросяновских педагогических чтений, Верхняя Пышма, 27 марта 2018 г.. - Верхняя Пышма, 2018.-С.232-237
47. Сергина Е. А., Янюшкина Г. М. Природа и содержание основных дидактических затруднений учителей малокомплектной школы // традиционные и инновационные форматы организации обучения в современной малокомплектной школе. - 2018. - С. 99-118.
48. Скворцов К. В. Обучение на уроках истории и обществознания в
малокомплектных классах: индивидуальный подход и трудности
преподавания // детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен. - 2021. - С. 386-392.
49. Смирнова С. И. Традиционные форматы организации обучения в современной малокомплектной школе // традиционные и инновационные форматы организации обучения в современной малокомплектной школе. - 2018. - С. 8-34.
50. Султанова, О. В. Принцип наглядности в обучении слабовидящих
обучающихся на уроках истории (из опыта работы) [Текст] / Е. А. Семенова // Опыт и перспективы развития образования детей с глубоким нарушением зрения: материалы Всероссийских Мартиросяновских педагогических
чтений, Верхняя Пышма, 27 марта 2018 г. - Верхняя Пышма, 2018. - С. 238¬243
51. Сутугина Н. А. Особенности образования детей с нарушениями зрения //ббк 74.5 О-23 Под общей редакцией кандидата педагогических наук ВЗ Денискиной. - С. 43.
52. Трегубова Н. Н. О малокомплектных и малочисленных школах России: историко-теоретический аспект //Социально-экономические явления и процессы. - 2015. - Т. 10. - №. 9.
53. Устинова И. В. К вопросу об обучении слепых и слабовидящих детей //Педагогика: Материалы 57-й Международной научной студенческой конференции. - 2019. - С. 97-98.
54. Шеповальников А. Н., Гальперина Е. И., Кацап Л. Г. Особенности организации системной деятельности мозга у незрячих школьников //Вестник Ленинградского государственного университета им. АС Пушкина. - 2008. - №. 3 (Педагогика).
55. Щербинина А. О. Особенности социального призрения инвалидов по слуху и зрению в XVIII-XIX веках //современный научный поиск: социально-гуманитарные аспекты. - 2018. - С. 100-103.