Введение 3
Глава I. Пейзаж и его роль в литературе 5
1.1. Специфика литературного и изобразительного пейзажа 5
1.2. Функции пейзажа в художественном произведении 12
1.3. Миф о русском пейзаже 16
1.4. Образ Сибири в региональной литературе 20
Глава II. Особенности пейзажной лирики в творчестве сибирских поэтов 23
2.1. Образ Сибири в лирике А.И. Щербакова 23
2.2 Анализ пейзажа в лирике Н. В. Гайдука 35
2.3 Анализ лирических стихотворений В. В. Теплицкого 47
Заключение 53
Методические рекомендации: возможности изучения поэзии сибирских авторов в школе 57
Библиографический список
Актуальность исследования
Удивительному миру природы посвящено великое множество лирических произведений знаменитых русских поэтов.
Пейзажные мотивы благоприятны для исследования, в них отражено единство национального поэтического сознания через множество индивидуальных стилей.
В современном литературоведении есть ряд работ, посвященных пейзажной лирике, однако такая тематическая «номинация» непосредственно в самой поэзии не очень характерна для конца XX и начала XI века.
Исследование пейзажных мотивов в лирике сибирских поэтов приобретает актуальность и новизну в силу указанных причин, а также из-за того, что до сих пор существует предвзятый взгляд на изучение провинциальной культуры поэтов и прозаиков второго и третьего ряда.
Анализ поэтического пейзажа на примере творчества региональных авторов А.И. Щербакова, Н.В. Гайдука, В. Теплицкого будет иметь прикладное значение для разработки методических материалов.
Цель работы состоит в том, чтобы показать образы природы и их художественные функции в творчестве ранее упомянутых поэтов и обнаружить возможности использования данного художественного материала в школьном курсе литературы.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
• Дать теоретическое определение литературного пейзажа на основе литературоведческих источников;
• Выделить специфику региональной литературы и ее место в литературе России;
• Сформировать представление о художественном своеобразии
творчества А.И. Щербакова, Н.В. Гайдука, В. Теплицкого.
• Выявить художественное своеобразие пейзажных описаний в поэзии исследуемых авторов.
Объектом исследования в данной работе является пейзажная лирика поэтов нашего региона: А.И. Щербакова, Н.В. Гайдука, В. Теплицкого.
Предмет исследования - художественные средства и способы создания пейзажа. Методы исследования: биографический, метод интермедиальных связей, сравнительно-сопоставительный.
Практическая значимость заключается в необходимости разработки научно-методологических материалов для преподавания региональной литературы в школе, для рассмотрения темы «современная поэзия» в школьной и вузовской программах.
Понятие «пейзаж» зародилось в живописи и оттуда перешло в литературу. Ценности природы довольно поздно стали достоянием культурно - художественного сознания. Источником духовного обогащения индивидуальности и великим благом предстало общение человека с первозданной природой, ее стихиями. В живописи пейзаж как самостоятельный художественный жанр утверждается в XVII веке. Эстетическое отношение к природе в литературе состоялось гораздо позднее. В современной литературе пейзаж — важнейший компонент нарративной структуры произведения. Он является универсальной формально-содержательной категорией, служащей организации пространственно-временного, идейно тематического уровней текста, и отличается стилистико-смысловой полифункциональностью.
Нарождающееся национальное чувство в союзе с возникающей национальной историографией дало жизнь ощущению специфического национального пространства, особенной связи человека с его родиной.
Региональные литературы входят в ореол национальной литературы. «Региональная литература» - это условный термин, определяющий произведения писателей, концентрирующих свое внимание на изображении определенной местности и людей, ее населяющих.
В отечественной науке изучение национальной и региональной литературы стало актуальным к концу XX века. Региональные литературы составляют литературу национальную. Вместе они образуют семантическое единство - климатическое, географическое и социально-историческое описание местности.
Сибирь - своеобразный социально-этнический регион, который обладает рядом специфических особенностей и уникальных черт, но гармонично вписывается в общерусскую социокультурную традицию. На основании литературоведческих работ сибириеведов (А.И. Чмыхало, К.В. Анисимов и др.) можно утверждать, что эти особенности ведут к появлению культуроспецифических текстов и даже художественных мифов, с ярко выраженной территориальной определенностью.
При анализе поэтических текстов сибирских авторов, проведенных в нашем исследовании, выявлены некоторые черты культурной специфики, которые отличают творчество упомянутых поэтов от образцов пейзажной лирики других русских поэтов.
Поэзия у всех рассматриваемых авторов основывается на традициях поэзии золотого и серебряного века. Нити тянутся к А.С Пушкину, М. Ю. Лермонтову, Ф.И Тютчеву, А.А. Блоку, С.А. Есенину, Н.М. Рубцову.
Основная тема творчества А.И. Щербакова - Родина с ее тружениками, хлебопашцами, охотниками, строителями. Его произведения учат уважению к крестьянскому труду («Наша жизнь», «Рабочему», «Прощание с Россией»). Иногда его стихи бывают резки, когда касаются современности, и всегда почти светлы и печальны, если речь заходит о далеком деревенском детстве, которое до сих пор не отпускает его, куда он крайне часто возвращается в стихах. Память поэта с особым трепетом рисует картины родного села и сельской жизни. Помимо этого, А.И. Щербакова волнуют темы поэта и поэзии («Не пишется...», «Познав судьбу калики...», человеческих взаимоотношений («Разлука», «Последнее письмо», «Отцу»), природы («Первый снег», «Ласточка», «Муравьи»).
Природа — одна из главных тем в творчестве А.И. Щербакова. Пейзажные описания в лирике поэта, особенно в ранних стихотворениях, становятся основным художественным приемом. Обнаружено, что Щербаков представляет пейзаж конкретной местности, активно используя топонимику.
Стиль А.И. Щербакова традиционен и прост, выверен, ритмичен, в его творчестве не было замечено новаторских черт, автор не стремится привлечь новизной, удивить. Но немало страниц у Щербакова, в которых он достигает
значительных художественных высот, выразительности, пластичности, что свидетельствует о несомненном поэтическом даре.
Николай Гайдук, самобытный сибирский поэт, блистательный художник русского слова, мастер, способный удивлять и восхищать в духе лучшей классической литературы. В творчестве поэта отмечается уникальная изобразительная мощь. Картины природы, созданные автором, предстают перед читателем с живописной яркостью, необыкновенным колоритом, выразительностью («Лунная картина», «С тихим стуком в садах обрываются груши»). Родившись в Западной Сибири, поэт не мог не затронуть в своем творчестве красоту могучего края. Всей своей поэзией Гайдук утверждает, что любить по-настоящему можно только то, что хорошо знаешь, и продолжает этим лучшие традиции классической поэзии. В своих стихотворениях через картины природы поэт ведет откровенный, задушевный разговор с читателем о самом важном — о любви, о нравственных ценностях жизни, об умении дорожить каждым ее мгновением, поэтому они так глубокомысленны.
Поэзия Н. Гайдука прежде всего интересна рядом художественных открытий и построением индивидуального мира: яркие образы, языковые и смысловые находки - все это сочетается с традициями русской поэзии от 19 века до современности. В поэзии Гайдука, в отличие от стихотворений А.И. Щербакова, крайне редко присутствует художественная топонимика. Сибирский пейзаж у Н. Гайдука может быть отождествлен с общерусским национальным пейзажем и пространством («Огонь роса», «По грибы», «Рябиновая дробь», «Зимний вечер в деревне», «Пасмурным вечером, утром ли солнечным»).
Протоиерей Виктор Теплицкий считает своим долгом служение Богу, но его чуткая к миру душа позволят создавать произведения, которые могли бы занять почетное место в русской классике. В стихотворениях поэт имплицитно выражает мысль о неслучайности всего сущего, о связи сиюминутного и вечного, о природе, как об одном из важнейших доказательств красоты сотворенного Богом мира. Поэт испытывает потребность в обращении к природе, в общении с ней как с одушевленным предметом («Я - осень», «Листва мертва», «Желтая грусть - мой порванный флаг», «Ты - моя осень», «Снова я ранен стрелами осени»). На Виктора Теплицкого, как на художника слова, оказала влияние русская мировая поэзия, в контексте которой развивается его поэтическое творчество. Сибирь вдохновляет о. Виктора, но не является ведущим мотивом его творчества.
Материалы данной работы в процессе изучения поэзии региональных авторов А.И. Щербакова, Н.В. Гайдука и В. Теплицкого углубляют и расширяют представление об этих мастерах художественного слова. Данные исследования легли в основу методической разработки по установлению интермедиальных связей поэтических текстов и произведений изобразительного искусства, которую можно применять на семинарах, лекциях, школьных уроках и во внеурочной деятельности.
1. Анисимов К.В. Проблемы поэтики литературы Сибири XIX - начала XX века: Особенности становления и развития региональной литературной традиции. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. 304 с.
2. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Том 1. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 627 с.
3. Баршт К.А. О типологических взаимосвязях литературы и живописи (на материале русского искусств XIX века) // Русская литература и изобразительное искусство XVIII - начала XX века: сб. науч. тр. / под ред. Ю.К. Герасимова. Л., 1988. - 273 с.
4. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. - Спб.: Тип. Е.Евдокимова,1901. - 285 с., ил.
5. Борисова Е.Б. О содержании понятий «художественный
образ» и «образность» в литературоведении и лингвистике // Вестник Челябинского государственного университета. Филология.
Искусствоведение. Вып. 39. 2009. - 178 с.
6. Вартанов А.С. О соотношении литературы и изобразительного искусства // Живопись и литература: сб. науч. статей. - Л., 1982. 288 с.
7. Гайдук Николай Викторович. Лирика / Н. В. Гайдук; предисл. А. Ф. Пантелеев. - Красноярск: Офсет, 1996. - 319 с.
8. Державин Г.Р. Рассуждение о лирической поэзии или об оде // Сочинения Державина: в 9 т. Т 7. СПб., 1872. - 905 с.
9. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. С.27- 314 с.
10. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. 3-е изд. - М.: Флинта, Наука, 2000. - 248 с.
11. Ефимов А. Образная речь художественного произведения // Вопросы литературы. №8, 1959. - 240 с.
12. Золотарева Л.Р. Взаимодействие изобразительного искусства и литературы // Вестник Карагандинского университета. Филология. № 1(57), 2010. - 92 с.
13. Иоффе И.И. Избранное. Часть 2: Культура и стиль. - М.: ООО «РАО Говорящая Книга», 2010. - 926 с.
14. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. Перевод Е.Эдельсона (под ред. Н.Н.Кузнецовой) / Лессинг Г.Э. // Лессинг Г.Э. Избранные произведения. М., 1953. - 639 с.
15. Лосев А.Ф. Проблема вариативного функционирования живописной образности в художественной литературе // Литература и живопись / под ред. А.Н. Иезуитова. Л., 1982. - 288 с.
16. Мещеряков В.П. Русская литература и изобразительное искусство 1840-1850-х годов // Русская литература и изобразительное искусство XVIII - начала XX века: сб. научн. тр. / под ред. Ю.К. Герасимова. Л., 1988. - 273 с.
17. Нечаева В. Пейзаж // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. Т. 8. - М.: ОГИЗ РСФСР, гос. Словарное-энцикл. Изд-во «Сов. Энцикл», 1934. - Стб. - 493 с.
18. Пигарев К.В. Русская литература и изобразительное искусство. Очерки о русском национальном пейзаже середины XIX в. / К.В. Пигарев. - М.: Наука, 1972 . - 125 с.
19. Сапаров М.А. Словесный образ и зримое изображение. // Литература и живопись / под ред. А.Н. Иезуитова. Л., 1982. - 126 с.
20. Теплицкий Виктор. Осенняя свирель. / Поэтический сборник. Издание второе. Красноярск, 2000. - 74 с.
21. Троицкий В.Ю. Романтический пейзаж в русской прозе и живописи 20-30-х годов XIX века // Русская литература и изобразительное искусство XVIII - начала XX века: сб. научн. тр. / под ред. Ю.К. Герасимова. Л., 1988. - 273 с.
22. Успенский Б.А. Семиотика искусства. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. - 360 с.
23. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999. - 240 с.
24. Щербаков А.И. Хочу домой / А.И. Щербаков.- Красноярск: ОАО «ПИК «Офсет», 2009. - 288 с.
25. Эстетика природы. - М.: Институт философии РАН, 1994. - 230 с.