Обоснование оптимального соотношения методов упражнения в процессе формирования интереса к урокам физической культуры у учащихся 5-6 классов (Тольяттинский государственный университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГБОУ СОШ №73.
Выборка: 56 человек (5-6 классы).
Есть приложения.
Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 6
1.1. Интерес к обучению: сущность и подходы к формированию 6
1.2.Методы упражнения в физическом воспитании и их влияние на интерес к обучению 14
Выводы по главе 20
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1. Задачи исследования 21
2.2. Методы исследования 21
2.3. Организация исследования 23
Выводы по главе 24
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 26
3.1. Организация уроков физической культуры с использованием различных методов 26
3.2. Обоснование эффективности опытно-экспериментального исследования 27
Выводы по главе 38
Заключение 39
Список используемой литературы 41
Приложения 45
Актуальность исследования. Ключевой проблемой образования на современном этапе развития общества, в условиях стремительного проникновения во все сферы жизнедеятельности информационных и технических новинок, является создание, поддержание и развитие интереса учащихся к образованию.
При этом существует противоречие между необходимым и существующим уровнем интереса школьников к урокам физической культуры и отсутствием конкретных практических рекомендаций по использованию различных соотношений методов упражнения в процессе физического воспитания школьников для формирования интереса.
Проблема исследования: процесс влияния различных методов обучения на формирование интереса школьников 5-6 лет к урокам физической культуры.
Объект исследования: формирование интереса школьников 5-6 классов к урокам физической культуры с помощью различных методов обучения.
Предмет исследования: влияние методов упражнения на процесс формирования интереса школьников 5-6 классов к урокам физической культуры.
Цель исследования: экспериментальное обоснование оптимального соотношения методов упражнения в процессе формирования интереса к урокам физической культуры у учащихся 5-6 классов.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования изучить возможности влияния различных методов упражнения на формирование интереса школьников 5-6 классов к урокам физической культуры.
2. Определить влияние различного соотношения методов упражнения на уровень интереса к урокам физической культуры у школьников 5-6 классов.
3. Определить оптимальное сочетание методов упражнения в процессе физического воспитания учащихся средних классов на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования: мы предположили, что процесс формирования интереса школьников 5-6 классов к урокам физической культуры будет более эффективным при целенаправленном и систематическом использовании оптимальных соотношений различных методов упражнений в содержании уроков физической культуры.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Анализ специальной литературы по теме исследования.
2. Анкетирование.
3. Опрос
4. Педагогическое наблюдение.
5. Педагогический эксперимент.
6. Методы математической статистики.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. экспериментально доказано, что различные соотношения методов упражнений в разной степени влияют на интерес школьников 5-6 классов;
2. определено оптимальное сочетание методов упражнения в процессе физического воспитания для формирования интереса учащихся средних классов на уроках физической культуры.
Теоретическая значимость заключается исследования возможностей влияния различных методов упражнения на формирование интереса школьников к урокам физической культуры.
Практическая значимость: разработанное и апробированное соотношение методов упражнения может быть использовано для формирования интереса школьников к урокам физической культуры в учебном процессе. Разработанные рекомендации могут быть использованы в работе средних школ, а также в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту.
Структура курсовой работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 11 таблиц, 1 рисунок, список используемой литературы (35 источников), 2 приложения. Основной текст работы изложен на 46 страницах.
Автором настоящего исследования была подготовлена и апробирована на практике методика оптимального соотношения различных методов упражнения на формирование интереса школьников 5-6 классов к урокам физической культуры.
Суть педагогического эксперимента состояла в том, что в четырех классах (5 «А», 5 «Б», 6 «А», 6 «Б») уроки физической культуры проводились с использованием различных способов соотношения различных методов обучения: методов строго регламентированного упражнения, игрового и соревновательного
Так, в результате педагогического эксперимента было установлено, что оптимальным соотношением методов упражнения для формирования интереса школьников следует считать сочетание, при котором методы строго регламентированного упражнения составляют 55%, а игровой и соревновательный - 45% от времени урока. Использование данного соотношения методов упражнения оказывает влияние на повышение интереса школьников 5-6 классов к урокам физической культуры.
В группах, занимающихся с данным соотношением методов также были отмечены положительные изменения уровня интереса к урокам физической культуры: у участников контрольных групп он составил 9,2 балла, а после эксперимента - 9,3 балла. У участников экспериментальных групп- 9,2 и 9,45 соответственно. Данные изменения характеризуют положительное влияние на интерес школьников 5-6 классов к урокам физической культуры, причем данное влияние наиболее выражено в экспериментальной группе.
При этом анализ посещаемости и успеваемости учащихся на уроках физической культуры, основанный на данных журналов классов, показали, что в контрольной группе успеваемость возросла в среднем на 2,2балла (по 10 балльной шкале оценке, принятой в школе), а в экспериментальной группе – на 2.8 балла.
Таким образом, полученные результаты исследования показали эффективность проведенной работы.
На основании полученных данных можно сделать выводы, что разработанное и апробированное соотношение методов упражнений может быть использовано в процессе обучения для формирования интереса школьников к урокам физической культуры.