Обоснование оптимального соотношения методов упражнения в процессе формирования интереса к урокам физической культуры у учащихся 5-6 классов (Тольяттинский государственный университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГБОУ СОШ №73.
Выборка: 56 человек (5-6 классы).
Есть приложения.
Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 6
1.1. Интерес к обучению: сущность и подходы к формированию 6
1.2.Методы упражнения в физическом воспитании и их влияние на интерес к обучению 14
Выводы по главе 20
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1. Задачи исследования 21
2.2. Методы исследования 21
2.3. Организация исследования 23
Выводы по главе 24
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 26
3.1. Организация уроков физической культуры с использованием различных методов 26
3.2. Обоснование эффективности опытно-экспериментального исследования 27
Выводы по главе 38
Заключение 39
Список используемой литературы 41
Приложения 45
Актуальность исследования. Ключевой проблемой образования на современном этапе развития общества, в условиях стремительного проникновения во все сферы жизнедеятельности информационных и технических новинок, является создание, поддержание и развитие интереса учащихся к образованию.
При этом существует противоречие между необходимым и существующим уровнем интереса школьников к урокам физической культуры и отсутствием конкретных практических рекомендаций по использованию различных соотношений методов упражнения в процессе физического воспитания школьников для формирования интереса.
Проблема исследования: процесс влияния различных методов обучения на формирование интереса школьников 5-6 лет к урокам физической культуры.
Объект исследования: формирование интереса школьников 5-6 классов к урокам физической культуры с помощью различных методов обучения.
Предмет исследования: влияние методов упражнения на процесс формирования интереса школьников 5-6 классов к урокам физической культуры.
Цель исследования: экспериментальное обоснование оптимального соотношения методов упражнения в процессе формирования интереса к урокам физической культуры у учащихся 5-6 классов.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования изучить возможности влияния различных методов упражнения на формирование интереса школьников 5-6 классов к урокам физической культуры.
2. Определить влияние различного соотношения методов упражнения на уровень интереса к урокам физической культуры у школьников 5-6 классов.
3. Определить оптимальное сочетание методов упражнения в процессе физического воспитания учащихся средних классов на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования: мы предположили, что процесс формирования интереса школьников 5-6 классов к урокам физической культуры будет более эффективным при целенаправленном и систематическом использовании оптимальных соотношений различных методов упражнений в содержании уроков физической культуры.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Анализ специальной литературы по теме исследования.
2. Анкетирование.
3. Опрос
4. Педагогическое наблюдение.
5. Педагогический эксперимент.
6. Методы математической статистики.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. экспериментально доказано, что различные соотношения методов упражнений в разной степени влияют на интерес школьников 5-6 классов;
2. определено оптимальное сочетание методов упражнения в процессе физического воспитания для формирования интереса учащихся средних классов на уроках физической культуры.
Теоретическая значимость заключается исследования возможностей влияния различных методов упражнения на формирование интереса школьников к урокам физической культуры.
Практическая значимость: разработанное и апробированное соотношение методов упражнения может быть использовано для формирования интереса школьников к урокам физической культуры в учебном процессе. Разработанные рекомендации могут быть использованы в работе средних школ, а также в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту.
Структура курсовой работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 11 таблиц, 1 рисунок, список используемой литературы (35 источников), 2 приложения. Основной текст работы изложен на 46 страницах.
Автором настоящего исследования была подготовлена и апробирована на практике методика оптимального соотношения различных методов упражнения на формирование интереса школьников 5-6 классов к урокам физической культуры.
Суть педагогического эксперимента состояла в том, что в четырех классах (5 «А», 5 «Б», 6 «А», 6 «Б») уроки физической культуры проводились с использованием различных способов соотношения различных методов обучения: методов строго регламентированного упражнения, игрового и соревновательного
Так, в результате педагогического эксперимента было установлено, что оптимальным соотношением методов упражнения для формирования интереса школьников следует считать сочетание, при котором методы строго регламентированного упражнения составляют 55%, а игровой и соревновательный - 45% от времени урока. Использование данного соотношения методов упражнения оказывает влияние на повышение интереса школьников 5-6 классов к урокам физической культуры.
В группах, занимающихся с данным соотношением методов также были отмечены положительные изменения уровня интереса к урокам физической культуры: у участников контрольных групп он составил 9,2 балла, а после эксперимента - 9,3 балла. У участников экспериментальных групп- 9,2 и 9,45 соответственно. Данные изменения характеризуют положительное влияние на интерес школьников 5-6 классов к урокам физической культуры, причем данное влияние наиболее выражено в экспериментальной группе.
При этом анализ посещаемости и успеваемости учащихся на уроках физической культуры, основанный на данных журналов классов, показали, что в контрольной группе успеваемость возросла в среднем на 2,2балла (по 10 балльной шкале оценке, принятой в школе), а в экспериментальной группе – на 2.8 балла.
Таким образом, полученные результаты исследования показали эффективность проведенной работы.
На основании полученных данных можно сделать выводы, что разработанное и апробированное соотношение методов упражнений может быть использовано в процессе обучения для формирования интереса школьников к урокам физической культуры.
1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Мотивация.-М., «Мысль», 1976.- 158 с.
2. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод. основы) / Ю. К. Бабанский. - М. : Просвещение, 1982. - 192 с.
3. Войлоков,A.M. Исследование отношения учащихся старших классов к урокам физической культуры и путей воспитания интереса к ним : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.00 / А.М.Войлоков. - Ленинград, 1971. - 228 с.
4. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики / Г.В.Ф. Гегель.= М., «Мысль», 1974.-452 с.
5. Гордон, Л.А. Потребности и интересы / Л.А. Гордон// Советская педагогика. – 1939, №9. – С. 129-143.
6. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры / А.А. Гужаловский. – М.: ФиС, 1986. – 351 с.
7. Дуркин, П.К. Формирование у школьников интереса к физической культуре: учеб. пособие / П.К. Дуркин. - Архангельск: Изд-во, Арханг. гос. техн. ун-та, 2006. - 128 с.
8. Джумаев, З. Взаимодействие школы и семьи как фактор формирования у школьников интереса к физической культуре (на материале сельской школы Туркменской ССР) : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04. - Чарджоу, 1983. - 180 c.
9. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. - Москва : Университетская книга; Логос, 2008. - 382 с.
10. Иванов, М.А. Игровой метод как фактор, повышающий эффективность специализированной подготовки юных гимнастов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04. - Москва, 1983. - 182 с.
11. Ильин, Е.П. Психология спорта. / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 352с.
12. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович . М., Педагогика, 1972.- 352 с.
13. Ильин, Е.С. Мотивация и мотивы. Спб., Питер . -2011. - 508 с.
14. Леонтьев, Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016.— №2 — с.3-18.
15. Макарова, И. В. Общая психология : учебное пособие для среднего профессионального образования / И. В. Макарова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 185 с.
16. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – М.: Знание, 1979. – 47 с.
17. Образцов, П.И. Психолого-педагогическое исследование: методология, методы и методика / П.И. Образцов. - Орел, 2012. - 145 с.
18. Основы теории и методики физической культуры: учебник для институтов физической культуры / Под ред. А.А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 352 с.
19. Папенко, В.А. Формирование спортивных интересов и запросов у школьников-старшеклассников в структуре свободного времени / В.А. Папенко //Тез. Всесоюзн. Научно – практической конференции "Научные основы физкультурно-оздоровительной работы среди населения". – М., 1986. – С. 18.
20. Пиянзин, А. Н. Теория физической культуры и спорта [Электронный ресурс] : электрон. учеб. пособие / А. Н. Пиянзин, А. А. Джалилов ; ТГУ ; Ин-т физ. культуры и спорта ; каф. "Физ. культура и спорт". - Тольятти : ТГУ, 2017. - 80 с.
21. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2010. - 713 с.
22. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений /Э.Я. Степаненкова. М.: Академия, 2006. - 368 с.
23. Теория и методика спортивных игр: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Педагогическое образование", профиль "Физическая культура" / Ю. Д. Железняк др. ; под ред. Ю. Д. Железняка. - 9-е изд., стер. - Москва : Академия, 2014. - 460 с.
24. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. - Москва : Физкультура и Спорт : СпортАкадемПресс, 2008. - 542 с.
25. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник / И.С. Барчуков / Под общ. ред. Г.В. Барчуковой. — 5-е изд., стер. — Москва : КНОРУС, 2017. — 366 с.
26. Тиссен, П.П. Теория и методика обучения физической культуре : учебно-методическое пособие / П.П. Тиссен, Т.А. Ботагариев. — Оренбург : ОГПУ, 2019. — 127с.
27. Теория и методика физического воспитания : Учебник для ин-тов физ. культуры / Под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. Л. П. Матвеева и проф. А. Д. Новикова. - Москва : Физкультура и спорт, 1976. - 302 с.
28. Теория и методика физической культуры : учебник для студентов высших учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 521900 "Физическая культура" и специальности 022300 - "Физическая культура и спорт" / [Ю. Ф. Курамшин [и др.] ; под ред. Ю. Ф. Курамшина. - 4-е изд., стер. - Москва : Советский спорт, 2010. - 463 с.
29. Теория и методика физической культуры : учебное пособие / Министерство спорта Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма" ; [авторы составители: М. В. Махинова и др.]. - Краснодар : КГУФКСТ, 2019. - 348 с.
30. Фирсин, С.А. Формирования устойчивого интереса школьников к занятиям физической культурой: монография / С. А. Фирсин ; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Саратовский гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского". - Саратов : Наука, 2010. - 142с.
31. Фомин, Н.А. Возрастные основы физического воспитания. / Н.А. Фомин, В.П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1972. – 175 с.
32. Формирование интереса к учению у школьников / [Г. С. Абрамова, Б. М. Грицишин, Л. К. Золотых и др.]; Под ред. А. К. Марковой; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. - М. : Педагогика, 1986. - 191 с.
33. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. -М.: Академия, 2008. — 480 с.
34. Шиндина, И.В. Теория и методика физической культуры и спорта : учебное пособие / И.В. Шиндина, Е.А. Шуняева. — Саранск : МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2015. — 203 с.
35. Щукина, Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения(в восьмилетней школе) / Г.И. Щукина. – М.: Учпедгиз, 1962. – 230 с.