«Формирование метапредметных результатов на занятиях по физике в интенсивных выездных школах»
|
ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕНСИВНОЙ ШКОЛЫ 13
1.1 Метапредметные результаты, как показатели освоения программы
основного общего образования 13
1.2 Организация учебно-познавательной деятельности учащихся 5 -9
классов в выездной интенсивной школе «МиФ» Ужурского района Красноярского края 20
ГЛАВА 2. ВЫЕЗДНЫЕ ИНТЕНСИВНЫЕ ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ 26
2.1 Содержание занятий по физике в выездной интенсивной школе «МиФ» Ужурского района, Красноярского края 26
2.2 Педагогический эксперимент по апробации результатов исследования 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕНСИВНОЙ ШКОЛЫ 13
1.1 Метапредметные результаты, как показатели освоения программы
основного общего образования 13
1.2 Организация учебно-познавательной деятельности учащихся 5 -9
классов в выездной интенсивной школе «МиФ» Ужурского района Красноярского края 20
ГЛАВА 2. ВЫЕЗДНЫЕ ИНТЕНСИВНЫЕ ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ 26
2.1 Содержание занятий по физике в выездной интенсивной школе «МиФ» Ужурского района, Красноярского края 26
2.2 Педагогический эксперимент по апробации результатов исследования 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Современное общество меняется так быстро, что не возможно точно узнать, какие именно знания пригодятся ребенку в его взрослой жизни. Сейчас требуются люди, готовые к самосовершенствованию,
самостоятельному принятию решений. Выпускник должен уметь учиться, уметь использовать полученные знания в постоянно изменяющихся условиях жизни. Перед учителями стоит важная задача - сформировать у детей новые компетенции. Ее реализация сопровождается в ходе всего учебного процесса освоением универсальных учебных действий (УУД). Поэтому в обучении школьников на первый план выходит вопрос формирования умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетентностями.
Сегодня школы постепенно переходят на новые Стандарты, но все еще продолжают ориентироваться на предметные результаты. Выпускники школ, в настоящее время, являются хорошими исполнителями. Но современная жизнь ставит несколько другие задачи. Для решения этих задач необходимо качественное повышение квалификации учителей.
Совершенствование образовательного процесса направлено на повышение эффективности обучения. В настоящее время в школах используются формы, методы и средства обучения которые направлены на развитие интеллектуальной активности, развитие творческого мышления, рефлексии, понимания, коммуникабельности.
Одной из форм в образовании являются выездные интенсивные школы, в которых, как правило, процесс обучения отличается от школьных уроков, что помогает учащимся получить новые знания и практику за короткий промежуток времени, а так же появляется дополнительная возможность саморазвития, открывающая таланты, как для учащихся, так и для педагогов.
Данная работа посвящена вопросам формирования и развития метапредметных универсальных учебных действий учащихся в выездной интенсивной школе «Математика и физика» (далее «МиФ») Ужурского района Красноярского края.
Целью работы является разработка методики формирования метапредметных универсальных учебных действий (УУД) в рамках элективной школы «МиФ», обеспечивающей понятийную базу для изучения других предметов естественного цикла, а также обеспечение преемственности в формировании естественнонаучных понятий и учебно - познавательных умений учащихся.
Объект исследования: процесс обучения физике на базе выездной интенсивной школы «МиФ» учащихся 5-9 классов школ Ужурского района.
Предмет исследования: развитие метапредметных УУД учащихся в процессе изучения физики в выездной интенсивной школе «МиФ».
Гипотеза уровень сформированности метапредметных результатов учащихся основной школы повысится, если использовать специально разработанную методику их формирования в рамках выездной интенсивной школы «МиФ» Ужурского района Красноярского края.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
4. теоретические - изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
5. эмпирические - анкетирование, тестирование,
наблюдение, анализ деятельности учащихся, которые использовались с целью диагностики уровня мотивации к изучению предмета физика, познавательного интереса и уровня успеваемости учащихся; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный);
6. статистические - методы статистики, которые использовались для обработки полученных данных и посредством которых определялись значимость и надежность полученных результатов.
Научная новизна исследования заключается в разработке подходов к реализации обучения физики в выездной интенсивной школе «МиФ» с использованием учебно-исследовательской деятельности.
Практическая ценность результатов исследования состоит в разработке и внедрении в практику обучения физике программы выездной интенсивной школы «МиФ»; в положительном влиянии реализации разработанной программы на повышение у учащихся уровня познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности.
...
самостоятельному принятию решений. Выпускник должен уметь учиться, уметь использовать полученные знания в постоянно изменяющихся условиях жизни. Перед учителями стоит важная задача - сформировать у детей новые компетенции. Ее реализация сопровождается в ходе всего учебного процесса освоением универсальных учебных действий (УУД). Поэтому в обучении школьников на первый план выходит вопрос формирования умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетентностями.
Сегодня школы постепенно переходят на новые Стандарты, но все еще продолжают ориентироваться на предметные результаты. Выпускники школ, в настоящее время, являются хорошими исполнителями. Но современная жизнь ставит несколько другие задачи. Для решения этих задач необходимо качественное повышение квалификации учителей.
Совершенствование образовательного процесса направлено на повышение эффективности обучения. В настоящее время в школах используются формы, методы и средства обучения которые направлены на развитие интеллектуальной активности, развитие творческого мышления, рефлексии, понимания, коммуникабельности.
Одной из форм в образовании являются выездные интенсивные школы, в которых, как правило, процесс обучения отличается от школьных уроков, что помогает учащимся получить новые знания и практику за короткий промежуток времени, а так же появляется дополнительная возможность саморазвития, открывающая таланты, как для учащихся, так и для педагогов.
Данная работа посвящена вопросам формирования и развития метапредметных универсальных учебных действий учащихся в выездной интенсивной школе «Математика и физика» (далее «МиФ») Ужурского района Красноярского края.
Целью работы является разработка методики формирования метапредметных универсальных учебных действий (УУД) в рамках элективной школы «МиФ», обеспечивающей понятийную базу для изучения других предметов естественного цикла, а также обеспечение преемственности в формировании естественнонаучных понятий и учебно - познавательных умений учащихся.
Объект исследования: процесс обучения физике на базе выездной интенсивной школы «МиФ» учащихся 5-9 классов школ Ужурского района.
Предмет исследования: развитие метапредметных УУД учащихся в процессе изучения физики в выездной интенсивной школе «МиФ».
Гипотеза уровень сформированности метапредметных результатов учащихся основной школы повысится, если использовать специально разработанную методику их формирования в рамках выездной интенсивной школы «МиФ» Ужурского района Красноярского края.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
4. теоретические - изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
5. эмпирические - анкетирование, тестирование,
наблюдение, анализ деятельности учащихся, которые использовались с целью диагностики уровня мотивации к изучению предмета физика, познавательного интереса и уровня успеваемости учащихся; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный);
6. статистические - методы статистики, которые использовались для обработки полученных данных и посредством которых определялись значимость и надежность полученных результатов.
Научная новизна исследования заключается в разработке подходов к реализации обучения физики в выездной интенсивной школе «МиФ» с использованием учебно-исследовательской деятельности.
Практическая ценность результатов исследования состоит в разработке и внедрении в практику обучения физике программы выездной интенсивной школы «МиФ»; в положительном влиянии реализации разработанной программы на повышение у учащихся уровня познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности.
...
Изучение состояния формирования метапредметных знаний учащихся во время занятий в выездной интенсивной школе «МиФ», а так же анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показали, что проведенное мною исследование необходимо, так как оно обусловлено существующими социальными тенденциями, которые предъявляют повышенные требования к уровню подготовки выпускников школ, сформированности у них метапредметного мышления, способности к целостному восприятию знаний и использованию их в реальной практической деятельности.
Настоящее диссертационное исследование посвящено актуальной проблеме - определение концептуальных основ процесса формирования метапредметных знаний учащихся 5 -9 классов в условиях выездных интенсивных школ, а также в выявлении организационно-педагогических условий эффективности этого процесса.
Отправной точкой работы явилось выявление сущностносодержательной характеристики понятия «метапредметные знания», что позволило рассмотреть данное понятие как осознанный и осмысленный результат познавательной деятельности учащихся, на основе которого формируется целостная картина мира, имеющий рефлексивный характер, способствующий осознанию и саморегуляции учащимся своей
жизнедеятельности; как универсальные знания, которые помогают молодому человеку самостоятельно, творчески и критически мыслить, формировать способность к саморазвитию и самореализации, целостному восприятию окружающего мира.
На основе выявленных теоретических положений разработана структурно-функциональная модель формирования метапредметных знаний, содержательной особенностью которой является ее направленность на формирование у подростков готовности к профессиональному самоопределению на основе целостного метапредметного восприятия социума.
Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы позволили сделать вывод об эффективности разработанной структурно-функциональной модели формирования метапредметных знаний в условиях выездной интенсивной школы «МиФ».
Доказано, что эффективность реализации разработанной структурно - функциональной модели предполагает учет следующих организационно - педагогических условий на основе принципа
содержательной профильности предметов: использование метода
проблемных ситуаций, повышающих уровень самостоятельной активности и познавательный интерес учащихся; установление межпредметных связей в рамках выбранного профиля обучения.
Проведя несколько подобных школ, из своего опыта я могу сделать вывод о том, что выездные интенсивные школы - это один из наиболее эффективных способов передачи и переработки информации, так как обучаемые погружаются в непринужденную атмосферу и могут полностью посвятить себя занятиям наукой. А проводимые мероприятия предметного и воспитательного характера способствуют не только развитию интеллекта, но и расширению круга общения.
Школьники учатся устанавливать связи внутри коллектива, эффективно работать в быстро изменяющихся условиях, решать задачи, связанные с получением и обменом информацией, что способствует формированию широкого спектра личностных качеств учащихся.
Поставленные задачи выполнены в полном объеме, цель достигнута.
Проведенный педагогический эксперимент подтвердил выдвинутую гипотезу.
...
Настоящее диссертационное исследование посвящено актуальной проблеме - определение концептуальных основ процесса формирования метапредметных знаний учащихся 5 -9 классов в условиях выездных интенсивных школ, а также в выявлении организационно-педагогических условий эффективности этого процесса.
Отправной точкой работы явилось выявление сущностносодержательной характеристики понятия «метапредметные знания», что позволило рассмотреть данное понятие как осознанный и осмысленный результат познавательной деятельности учащихся, на основе которого формируется целостная картина мира, имеющий рефлексивный характер, способствующий осознанию и саморегуляции учащимся своей
жизнедеятельности; как универсальные знания, которые помогают молодому человеку самостоятельно, творчески и критически мыслить, формировать способность к саморазвитию и самореализации, целостному восприятию окружающего мира.
На основе выявленных теоретических положений разработана структурно-функциональная модель формирования метапредметных знаний, содержательной особенностью которой является ее направленность на формирование у подростков готовности к профессиональному самоопределению на основе целостного метапредметного восприятия социума.
Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы позволили сделать вывод об эффективности разработанной структурно-функциональной модели формирования метапредметных знаний в условиях выездной интенсивной школы «МиФ».
Доказано, что эффективность реализации разработанной структурно - функциональной модели предполагает учет следующих организационно - педагогических условий на основе принципа
содержательной профильности предметов: использование метода
проблемных ситуаций, повышающих уровень самостоятельной активности и познавательный интерес учащихся; установление межпредметных связей в рамках выбранного профиля обучения.
Проведя несколько подобных школ, из своего опыта я могу сделать вывод о том, что выездные интенсивные школы - это один из наиболее эффективных способов передачи и переработки информации, так как обучаемые погружаются в непринужденную атмосферу и могут полностью посвятить себя занятиям наукой. А проводимые мероприятия предметного и воспитательного характера способствуют не только развитию интеллекта, но и расширению круга общения.
Школьники учатся устанавливать связи внутри коллектива, эффективно работать в быстро изменяющихся условиях, решать задачи, связанные с получением и обменом информацией, что способствует формированию широкого спектра личностных качеств учащихся.
Поставленные задачи выполнены в полном объеме, цель достигнута.
Проведенный педагогический эксперимент подтвердил выдвинутую гипотезу.
...





