Введение 4
Глава I. Теоретике - методологическое обоснование формирования навыка
осознанного чтения у обучающихся младших классов с легкой умственной отсталостью 14
1.1. Психофизиологические механизмы осознанного чтения в
онтогенезе 14
1.2. Причинная обусловленность нарушения осознанного чтения у
обучающихся с легкой умственной отсталостью 20
1.3. Обзор диагностических и коррекционных методик по преодолению нарушений осознанного чтения у обучающихся младших классов с легкой
умственной отсталостью 25
Выводы по 1 главе 37
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей формирования навыка осознанного чтения у четвероклассников с легкой умственной
отсталостью 39
2.1. Научно-теоретические основы и содержание методики
исследования 39
2.2. Анализ исследования сформированности осознанного чтения у
обучающихся с легкой умственной отсталостью 61
Выводы по 2 главе 78
Глава III. Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка осознанного чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью
средствами описательных рассказов 81
3.1. Теоретические основы формирующего эксперимента 81
3.2. Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка осознанного чтения у четвероклассников с легкой умственной отсталостью
средствами описательных рассказов 83
3.3. Контрольный эксперимент 96
Выводы по 3 главе 110
Заключение 113
Библиография 116
Приложения 128
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время настойчиво увеличивается численность обучающихся с особенностями в развитии. Об этом заявила уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова на итоговой коллегии Минпросвещения 30.04.2021 г. По ее словам, количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья увеличилось на 9,4% за последний год .
Важную часть занимают обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, у которых отмечается замедленное развитие речи и качественное своеобразие ее устной и письменной форм, что значительно затрудняет полноценное обучение в школе и социализацию таких детей.
Современная социальная политика Российской Федерации
ориентирована на расширение доступности и повышение качества образования, гуманизацию и снижение уровня социального неравенства в области образования. Первоочередными задачами выступают ориентация системы образования на удовлетворение потребностей каждой личности, предоставление возможности получения образования всем желающим, независимо от уровня психофизического здоровья, социальноэкономического статуса, этнической и религиозной принадлежности .
Особое место в социальной политике занимают проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Отличительной чертой образовательной политики в отношении данной категории детей на современном этапе является переосмысление стратегии развития системы специального образования .
В соответствии с Конституцией РФ, перечнем мер по реализации Федеральных законов «О государственной социальной помощи» (от 17.07.1999), Законом «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015): ст. 5 «Право на образование. Государственные гарантии права на образование в Российской Федерации», ст. 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» - каждый ребенок с осложненными формами психического недоразвития может получать образовательные услуги в образовательных учреждениях различного назначения, если в них созданы необходимые условия (материальные, кадровые и иные), при этом формы обучения и воспитания определяются специалистами (по желанию родителей) с учетом его индивидуальных возможносте.
В основу Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) положены
деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:
• признание обучения как процесса организации речевой,
познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
обеспечивающего овладение ими содержанием образования и являющегося основным средством достижения цели образования;
• признание того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) зависит от характера организации доступной им деятельности, в первую очередь, учебной;
• развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;
• разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности .
...
В результате проведенного теоретико-экспериментального
исследования мы пришли к следующим выводам.
Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью овладения детьми с легкой умственной отсталостью навыком осознанного чтения, умения пользоваться полученным читательским опытом при построении речевых высказываний, получения информации из текстовых источников и для решения коммуникативных задач.
Большинство исследователей считают, что умственно отсталые школьники при овладении навыком осознанного чтения проходит те же этапы, что и их нормально развивающиеся сверстники. Однако умственно отсталые учащиеся проходят их гораздо медленнее, каждый этап имеет свои особенности и сложности. (А. К. Аксёнова , И. М. Бгажнокова ,
B. В. Воронкова , М. Ф. Гнездилов , А. И. Граборов,
C. В. Комарова , Р. И. Лалаева , Р. Е. Левина , А. Р. Маллер , М. И. Шишкова ). В связи с этим учащиеся данной категории в большинстве случаев усваивают из прочитанного отдельные фрагменты, а наиболее важные части оказываются опущенными или видоизменёнными .
Анализ отечественной литературы показал, что специальные исследования по проблеме формирования осознанности чтения обучающихся с легкой степенью умственной отсталости отсутствуют.
В современной науке и практике логопедии основной акцент исследователей смещен на развитие механической стороны навыка чтения, т.к. чтение обучающихся с легкой степенью умственной отсталости характеризуется большим количеством ошибок (замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов) и их стойкостью (М.Ф. Гнездилов, А.К. Аксёнова, А.И. Граборов, Р.С. Левина , В.Г. Петрова , Н.К. Сорокина , Р.И. Лалаева ). Большая роль в научных исследованиях отводится в основном технике чтения, а именно, процессам зрительного восприятия. В трудах В. А. Артемова выделен такой аспект: наша способность воспринимать письменную речь связывается с прямым воздействием ее физических свойств (последовательности букв) на наши органы чувств. Вопросы же формирования осознанности читаемого текста у обучающихся с легкой умственной отсталостью переходят на второй план и остаются недостаточно изученными.
Исследователи говорят о том, что обучение сознательному чтению обучающихся с умственной отсталостью помимо специфических нарушений, также осложняется разнохарактерностью интеллектуальных особенностей состава обучающихся и от качества оказываемой им помощи.
Овладение полноценным навыком осознанного чтения для обучающихся с умственной отсталостью является важнейшим условием развития речи, коммуникативной деятельности и успешного обучения в школе по всем предметам. Поэтому возникает необходимость вовлечения ребенка в специально спланированный коррекционно-развивающий процесс по формированию умений понимать прочитанное.
Исследование было направлено на изучение возможности понимания прочитанных слов, грамматических форм словоизменения и словообразования слов, а также осознания смысла предложений разных конструкций и текстов с разными содержательными линиями. Анализ состояния и соотношения показателей, характеризующих состояние навыка осознанного чтения, обучающихся с легкой интеллектуальной недостаточностью, показал реальное существование индивидуальнотипологических особенностей детей рассматриваемой категории. Полученные результаты являются важным фактором в построении дифференцированной коррекционной работы, направленной на устранение выявленных нарушений в процессе систематизированного и организованного педагогического воздействия.
...
1. Аксёнова, А.К. Методика обучению русскому языку в специальной
(коррекционный) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
2. Алтухова, Т.А. Анализ состояния обучения чтению учащихся детей с О.Н.Р. [Текст] / Т.А. Алтухова // Дефектология. — 1994. — №5. - С. 4355
3. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР, - 1950, вып. 70, - С. 106.
4. Андреев, О.А. Хромов, Л.Н. Учитесь быстро читать. - М.: Просвещение, 1991 г.
5. Ахутина, Т.В., Иншакова, О.Б. Нейропсихологическая диагностика,
обследование письма и чтения младших школьников. — М.: В. Секачев. — 2008. - 128 с.
6. Баль, Н.Н., Захарченя, И.А. Обследование чтения и письма у младших школьников. - Минск “Ураджай”, 2001. - С. 64 - 71.
7. Барская Н.М. Методика русского языка во вспомогательной школе / Н.М. Барская, Л.А. Нисневич. - М.: Просвещение, 1992.
8. Барсукова, Л. А., Румега, Н. А., Земская, Н. Е. Логопедия для учителей, психологов, родителей. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. — 316 с.
9. Баряева, Л. Б. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Л. Б. Баряева, И. М. Бгажнокова, Д. И. Бойков; под ред. Бгажноковой И. М. - М.: Владос, 2013. - 181с.
10. Баряева, Л. Б. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина — СПб.: Издательство «Союз», 2004. — 44 с.
11. Безруких, М.М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей / М.М. Безруких. - СПб.: «Академия», 2004. - 157 с.
12. Безруких, М. М., Крещенко, О. Ю. Диагностика трудностей обучения письму и чтению в начальной школе // Образование в России: медикопсихологический аспект: 7-я Всерос. науч.-практ. конф. — Калуга, 2002. — С. 19-21.
13. Бизюк, А.П. Основы нейропсихологии. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005. — 293 с.
14. Бунеева, Е.В., Чиндилова, О.В. Немного теории литературного чтения в вопросах и ответах с практикумом и домашним заданием для читателей // Начальная школа До и После. - № 11. - 2004.
15. Василевская, В.Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы [Текст] / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дефектологии. - Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. - 120 с.
16. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель. -- М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384,(16)с.- (Высшая школа).
... всего 121 источников