ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7
1.1 Характеристика сущности и содержания понятий «мотивация»,
«мотив», «мотивационная сфера» 7
1.2 Мотивы, вызывающие потребность в занятиях физической культуры у
младших школьников 18
1.3 Особенности урока физической культуры в малокомплектной школе 23
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 38
2.1 Методы исследования 38
2.2 Организация исследования 44
Различие признаков: 46
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 47
3.1 Результаты исследования и их обсуждение 47
ВЫВОДЫ 51
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Актуальность исследования. Сегодня состояние сельской школы, ослабленно многочисленными проблемами, тормозящими ее развитие, -
попытки решения которых предпринимаются на государственном (правительство), отраслевом (министерство образования и науки) и
региональном (министерства и ведомства края или области) уровнях. Здесь труднее реализовать конституционное право на получение полноценного образования, выявить и развить интересы обучающихся. Теоретический и социологический анализы состояния проблемы сельской школы в целом, и малокомплектной школы, в частности, позволяет выделить причины, обусловливающие данный процесс. Среди проблем подобного рода выделены: во-первых: социально-экономические условия, в которых функционирует сельская школа, осложнившиеся политической,
экономической обстановкой в мире; во-вторых: изменившаяся система финансирования; в-третьих: резкое падение численности школьного населения на фоне общей проблемы демографии; в-четвертых: утрата школой основного партнера, способствующего ее развитию и усовершенствованию (сельхозпредприятия).
С введением в ФГОС третьего поколения выдвигаются новые требования к педагогической теории и практике в области физической
культуры и спорта подрастающего поколения, поэтому необходимы новые подходы к сохранению, развитию, эффективному использованию материальной базы сельских школ - центров интеллектуальной и культурной жизни села.
Сельская малокомплектная школа - весьма специфическое явление на образовательной карте России. Поиск путей улучшения её деятельности идёт давно, но школа, будь то она полнокровно сельская, городская или школа- гигант, решает одни и те же учебное - воспитательные задачи, разве что учителя вынуждены порой объединять классы. Поэтому попытки существенно улучшить качество образования в малочисленной школе накопленного в теории и практике педагогике опыта недостаточно именно для решения данной проблемы. Поскольку малокомплектные школы в основном расположены в деревнях, то их основной проблемой является отсутствие учебных пособий и в особенности разнообразных средств обучения, наглядности. Применение разнообразных способов и методов ведения уроков в малокомплектной школе очень важно. Урок является основной формой организации учебного процесса в современной школе. Он представляет собой более или менее законченный отрезок. Недокомплектность сельской школы по возрастному и количественному признаку, ориентирует учителя на поиск форм, способов и методов, используемых на занятиях физической культурой. Поиск методов и форм, применяемых на уроках, должен осуществляться с учетом данных признаков. Из-за плохой материальной базы учителю приходиться применять различные методы ведения уроков, чтобы освоить весь материал, предусмотренный государственным стандартом.
Таким образом, проблема формирования мотивации к учению, в частности к занятиям физической культурой, особенно в сельской малокомплектной школе, на сегодняшний день приобретает особую актуальность.
Цель работы: Теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность средств и методов мотивации к занятиям физической культурой младших школьников в сельской малокомплектной школе.
Объект исследования: Образовательный процесс в малокомплектной школе.
...
1. В ходе анализа научной, методической литературы и накопленного в теории и практике педагогического опыта нами была изучена проблема мотивации младших школьников к урокам физической культуры.
2. По результатам анализа литературы и проведенного тестирования были выявлены средства и методы, способствующие повышению мотивации к урокам физической культуры, к ним относятся: игры, викторины, конкурсы, праздники, встречи с именитыми спортсменами, мастер-классы, спортивные соревнования.
3. Внедренные методы и средства, способствующие формированию мотивации школьников к урокам физической культуры, были апробированы на практике, а также была доказана результативность их использования на уроках физической культуры в малокомплектной школе.