Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Песня как дополнительный ресурс при формировании и развитии грамматической компетенции на уроке иностранного языка

Работа №156449

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2017
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические и методические аспекты формирования
грамматической компетенции на уроках иностранного языка 8
1.1 Роль и место грамматики в процессе обучения иностранному языку 8
1.2 Современные тенденции в обучении грамматической стороне речи 12
1.3 Алгоритм процесса формирования грамматического навыка 18
1.4 Упражнение как основная единица формирования грамматической компетенции 25
Выводы по главе 1 32
2 Основы использования песенного материала в процессе
обучения иностранному языку 33
2.1 Песня как прием при формировании грамматической компетенции 33
2.2 Критерии отбора песенного материала 37
2.3 Алгоритм работы с песенным материалом 40
Выводы по главе 2 43
3 Практическая часть 44
3.1 Анализ УМК на предмет выявления использования песенного
материала в процессе обучения иностранному языку. Итоги проведённого анкетирования 44
3.2 Методические рекомендации по использованию песенного
материала при обучении грамматической стороне речи 50
Заключение 54
Библиографический список 57
Приложение А 61
Приложение Б 65
Приложение В 7


Выдвижение коммуникативной компетенции в качестве основной практической цели обучения иностранному языку предполагает умение использовать его в реальном общении. Одно из ведущих мест в процессе достижения этой цели занимает грамматическая компетенция, предполагающая владение определенными знаниями, умениями и навыками, наличие способности к речевой деятельности средствами данного языка.
Низкий уровень сформированности грамматических навыков может стать непреодолимым барьером на пути формирования ключевых компетенций (языковой, речевой, коммуникативной и др.), формирование которых является одним из основных требований ФГОС ООО.
Вопрос о том, каким образом грамматика должна преподаваться, широко обсуждается в зарубежной и отечественной научно-методической литературе. Анализ работ, посвященных исследованию проблем формирования и развития грамматической компетенции на уроках иностранного языка, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время всё большее количество исследователей обращается к нетрадиционным, творческим средствам в обучении грамматической стороне речи, в частности, таким, как использование песенного материала.
Песня на иностранном языке, представляя собой образец звучащего аутентичного текста, направлена на расширение лингвокультурных, страноведческих, познавательных, развивающих практических задач обучения иностранному языку.
Песни на иностранном языке - универсальный материал для развития всех видов речевой деятельности в совокупности. Таким образом, аутентичный песенный материал может быть также использован в целях аспектного обучения иностранному языку, т.е. для формирования и развития отдельных навыков и умений владения иностранным языком. Он успешно может быть использован для введения, закрепления и активизации грамматических форм. Грамматические конструкции и обороты, характерные для живой разговорной речи, находят в текстах песен самое непосредственное отражение.
Настоящая работа представляет собой описание стратегии обучения грамматической стороне речи на основе песенного материала.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в недостаточно изученной проблеме формирования и развития грамматической компетенции на основе песенного материала.
Объектом исследования является процесс обучения грамматической стороне речи на уроке иностранного языка.
Предметом исследования является формирование грамматической компетенции на основе песенного материала.
Цель исследования обобщить и систематизировать теоретический материал по проблеме и предложить комплекс упражнений с использованием песенного материала
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1) Выявить теоретические и методические особенности обучения грамматической стороне иноязычной речи;
2) Рассмотреть методику и особенности работы с песенным материалом при формировании и совершенствовании грамматического навыка;
3) Рассмотреть критерии отбора песенного материала;
4) Провести анкетирование учителей английского языка на предмет использования песенного материала при обучении грамматической стороне иноязычной речи;
5) Составить методические рекомендации по использованию песенного материала при обучении грамматической стороне речи;
6) Отобрать современный песенный материал, который может быть использован на любом этапе работы над грамматической стороной иноязычной речи;
7) Разработать комплекс упражнений на основе песенного материала
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования основных положений при планировании и проведении учителем работы с иноязычным песенным материалом, выходящим за рамки учебно-методического комплекса.
Работа состоит из введения, двух глав, практической части, заключения, библиографического списка и приложений.
В первой главе раскрываются теоретические и методические вопросы формирования и развития грамматической компетенции на уроке иностранного языка, рассматриваются цели и содержание, подходы и методы обучения грамматической стороне речи.
Во второй главе рассматривается методика и особенности работы с песенным материалом при формировании и совершенствовании грамматической компетенции на уроках иностранного языка.
В практической части проводится анализ анкетирования учителей английского языка на предмет использования песенного материала при обучении грамматической стороне иноязычной речи; предлагаются методические рекомендации по использованию песенного материала при обучении грамматической стороне речи. Для самостоятельной организации учителям предлагается отобранные современные английские песни, которые могут быть использованы на любом этапе работы над грамматической стороной иноязычной речи. В практической части также был разработан грамматико-ориентированный песенный материал с комплексом упражнений для средней и старшей ступени обучения с учетом методических особенностей работы над грамматическим аспектом иноязычной речи; принципов отбора песенного материала, а также с учётом возрастных особенностей средней и старшей ступени обучения.
В данной работе были использованы теоретические (анализ лингводидактической, методической, нормативной, психолого-педагогической литературы, анализ, сравнение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования), и эмпирические (анкетирование, наблюдение) методы научного исследования
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов: Ахмедова М. Х., Безукладников К.Э., Бим И.Л., Бухбиндер В.А., Штраус В.,Витлин Ж.Л., Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Гурвич П. Б., Кудряшов Ю. А., Зимняя И.А, Каплун O. A., Комарова Ю.А.,. Кочетова В. А., Данова В. Н., Кудравец О.В., Мильруд Р.П., Москаленко Д.В., Пассов Е.И., Соловова Е.Н., Сосенко Э. Ю., Сысоев П. В., Цетлин В.С, Шатилов С.Ф., BlellG, BolithoR., HarmerJ., LewisM., MeddingsL., ThornburyS., NassajiH., FotosS., NorrisJ., OrtegaL., ScrivenerJ., Ur, P., WillisD.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На сегодняшний день в связи с пересмотром целей и содержания обучения, речь идёт не просто о знании языка, а об умении использовать его в реальном общении, то есть о практическом владении языком. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции является первостепенной целью обучения иностранному языку, успешное достижение которой невозможно без грамматической компетенции.
Анализ работ, посвященных исследованию проблем формирования и развития грамматической компетенции на уроках иностранного языка, показал значимость грамматики, а также существование множества взглядов на эффективные методы её преподавания. На сегодняшний день обнаружилась общая тенденция в необходимости задействовать не только когнитивные, но и эмоциональные механизмы. Аутентичный песенный материал может способствовать успешному решению данной проблемы.
Усвоение грамматических структур происходит намного эффективнее, чем в результате отработки соответствующего правила через письменные упражнения, так как усвоение грамматики происходит в конкретной ситуации. Грамматические явления «спрятаны» внутри смыслового содержания, усваиваются и удерживаются в памяти неразрывно с семантикой, а значит, получают эмоциональную окраску и оценку, что оставляет их не только в оперативной, но и в долговременной памяти. В ходе дальнейшего обучения грамматические клише, усвоенные в качестве примеров из песни, вспоминаются и выступают в роли наглядного материала к правилу.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы в практической части был проведен анализ учебно-методического комплекса, а также анкетирование учителей английского языка, которые подтвердили предположение о недостаточности грамматико-ориентированного песенного материала в современных УМК. На основе полученных данных был разработан грамматико-ориентированный песенный материал с комплексом упражнений для средней и старшей ступени обучения с учетом методических особенностей работы над грамматическим аспектом иноязычной речи, принципов отбора песенного материала, а также с учётом возрастных особенностей средней и старшей ступени обучения. Для самостоятельной организации урока с использованием песенного материала учителям предлагаются отобранные современные английские песни, которые могут быть использованы на любом этапе работы над грамматической стороной иноязычной речи. Предлагаемый материал размещен на разработанном сайте http://gorkavaya947.wixsite.com/grammarsongs.
Предлагаемые методические рекомендации к песенному материалу, помогут учителю организовать работу при обучении грамматической стороне иноязычной речи на основе песенного материала.
Таким образом, в ходе подготовки выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
1) Выявлены теоретические и методические особенности обучения грамматической стороне иноязычной речи;
2) Рассмотрены методика и особенности работы с песенным материалом при формировании и совершенствовании грамматического навыка;
3) Проведен анализ УМК на предмет выявления использования песенного материала в процессе обучения иностранному языку;
4) Проведено анкетирование учителей английского языка на предмет использования песенного материала при обучении грамматической стороне речи;
5) Разработан комплекс упражнений для обучения грамматической стороне речи на основе песенного материала
6) Отобран современный песенный материал, который может быть использован на любом этапе работы над грамматической стороной иноязычной речи
7) Составлены методические рекомендации к песенному материалу при обучении грамматической стороне речи;



1. Ахмедова М. Х. Проблемы типологии упражнений для развития иноязычной речи учащихся // Молодой ученый. 2015. №2. С. 480-483
2. Безукладников К.Э. Компетентностный подход в профессиональной подготовке будущего учителя в педагогическом вузе // Педагогическое образование и наука. 2009. №6. С. 69-73
3. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника[Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/592957/ (дата обращения: 07.03.2017)
4. Бим И.Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа. М.: Новая школа, 2013. 128 с.
5. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/5_NITS_2015/Philologia/5_186924.doc.htm(дата обращения 19.02.2017).
6. Бухбиндер В.А., Штраус В. Лингвистические основы
методики. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.twirpx.com/file/1692063/(дата обращения: 25.02.2017).
7. Бухбиндер В.А., Штраус В. Основы методики преподавания иностранных языков [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/1692063/(дата обращения: 02.02.2017)
8. Витлин Ж.Л. Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков // Иностранные языки в школе. 2000. № 5. С. 24¬28
9. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие. М.: Академия, 2006. 336 с.
10. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А., Методика обучения иностранным языкам в средней школе[Электронный ресурс]. URL: http://bookre.org/reader?file=770139&pg=2(дата обращения: 02.02.2017).
11. П. Б. Гурвич, Ю. А. Кудряшов.Грамматические умения, обусловливающие говорение на иностранном языке, и основные линии их развития [Электронный ресурс]. URL: http://foreignfaculty.narod.ru/Grammar.doc(дата обращения: 02.02.2017)
12. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Электронный ресурс] URL:http://psychlib.ru/mgppu/ZPo- 1991/ZPo-223.htm#(дата обращения: 19.02.2017).
13. Каплун O. A. Грамматическая компетенция как составляющая коммуникативной компетенции // Ученые записки ОГУ Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. №4. С.31-35.
14. Колесников А.К., Санникова А.И., Безукладников К.Э. Профессиональная компетенция и компетентность. // Педагогическое образование и наука. 2009. №6. С.57-61.
15. Комарова Ю.А. Использование современного песенного материала в обучении иностранным языкам //Иностранные языки в школе. 2008. №4. С.41-46.
16. Кочетова В. А., Данова В. Н. Работа с музыкальным материалом как способ активизации речевой деятельности на уроке немецкого языка // Молодой учёный. 2012. № 1. С.25-29.
17. Кудравец О.В. Музыка и песни на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. 2001. № 2. С.35-38.
18. Мильруд Р.П. Грамматическая компетенция учащихся: программа робота, нейронная сеть или картина мира? // Мастерская профессионального развития. 2013. №4. С.31-38.
19. Мильруд, Р П. Компетентность в изучении языка // Иностранные языки в школе. 2004. № 7. С. 30-36.
20. Мильруд Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению // Иностранные языки в школе. 1999. № 1. C. 26-34.
21. Москаленко Д.В. Некоторые приемы работы над грамматическими явлениями на уроке немецкого языка // Иностранные языки в школе. 1999. №1. С.16-19.
22. Пассов Е.И. О концепции так называемых языковых навыков // Иностранные языки в высшей школе. 1975. №10. С. 54-62.
23. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. М.: Глосса-Пресс, 2010. 640 с.
24. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: Пособие для студентов педагогических вузов и учителей. М.: Астрель, 2008. 272 с.
25. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей. М.: Просвещение, 2005. 238 с.
26. Сосенко Э. Ю. Классификация упражнений и их система.
[Электронный ресурс] URL:
http://journal.pushkin.institute/archive/archive/1975/19752/(дата обращения: 21.02.2017)
27. Сысоев П. В. Развитие умений учащихся воспринимать на слух текст на средней и старшей ступенях общего среднего образования // Иностранные языки в школе. 2007. № 4. С. 9-19.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2014. - 48с.
29. Цетлин В.С. Знания, умения и навык в иностранном языке. [Электронный ресурс|1ЛП.:http://human.snauka.ru/2014/11/8435 (дата обращения: 03.03.2017)
30. Шатилов С.Ф. Виды и взаимодействие навыков и умений в
иностранном языке. [Электронный ресурс|1ЛП.:
http://www.twirpx.com/file/936382/(дата обращения: 02.02.2017)
31. Blell G. BildendeKunst und MusikimFremdsprаchenunterricht. Frankfurt. 2002. 385 с.
32. Bolitho R. Holistic Grammar Teaching // English Teaching Professional. 2011. № 73. С. 4-8.
33. Bolitho R. Ten Questions About Language Awareness // ELT Journal. 2003. №3. С. 251-259.
34. Harmer Jeremy. How to Teach English.Pearson,2001. 212 с.
35. Lewis M. The Lexical Approach. London: Language Teaching Publications,2005. 215 с.
36. Meddings L., Thornbury S. Teaching Unplugged. Delta Publishing, 2009.103 с.
37. Nassaji H., Fotos S. Current developments in research on the teaching of grammar // Annual Review of Applied Linguistics. 2004. № 24. С.126- 145.
38. Norris J., Ortega L. Effectiveness of L2 Instruction: a Research Synthesis and Quantitative Meta-Analysis // Language Learning, 2005, №3.С. 417- 528.
39. Scrivener J. Learning Teaching: The Essential Guide to English Language Teaching. 3rd edition.MacMillan, 2011.416 с.
40. Thornbury Scott. Uncovering Grammar.Macmillan Education, 2005.128 с.
41. Thornbury S. How to Teach Grammar [Электронный ресурс] URL: http://www.twirpx.com/file/121570/(датаобращения 05.03.2017)
42. Ur, P Grammar Practice Activities.A practical guide for teachers.New York: Cambridge University Press, 2009. 148 с.
43. Willis D., Willis J. Doing Task-Based Teaching. Oxford,2007.278 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ