Введение 3
Глава I. Теоретические основания исследования грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня 7
1.2. Грамматический строй речи детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи III уровня: сущность, структура и уровни сформированности 13
1.3. Дидактический потенциал методического обеспечения коррекции
грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 19
Выводы по главе 1 28
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по коррекции грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 30
2.1. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов формирующего этапа опытно-экспериментальной работы 40
2.3. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа опытно-экспериментальной работы 46
Выводы по главе II 52
Заключение 53
Список использованных источников 57
Приложения 66
Актуальность исследования. Речевое развитие детей тесно взаимосвязано с развитием психических функций. Об этом утверждал еще Л.С. Выготский. Исходя из концепции Л.С. Выготского и ряда современных ученых, можно сделать логичный вывод о том, что для успешного обучения в школе речь детей должна соответствовать норме, с целью предупреждения дальнейших проблем с успеваемостью.
Одним из важных компонентов устной речи является грамматический строй речи (синтаксис, морфология, словообразование). Особый вклад в изучение грамматического строя речи внес А.Н. Гвоздев [14], на труды которого можно опираться по сей день.
Сформированность грамматического строя речи тесно связана с овладением связной речью, как высшего компонента устной речи. Если у детей имеются трудности в формировании грамматического строя речи, например, наличие аграмматизмов, то не стоит утверждать о сформированности связной речи [4].
Общее недоразвитие речи является наиболее распространенной речевой патологией, так как с каждым годом увеличивается количество детей с данным нарушением. При общем недоразвитии речи III уровня в большей степени страдает грамматический строй речи - наличие аграмматизмов, трудности в словообразовании и словоизменении, неправильное употребление предлогов и др. [19].
Следовательно, можно, сделать вывод: у детей с общим недоразвитием речи III уровня формирование грамматического строя речи имеет свою специфику по сравнению с детьми без речевых патологий.
Формирование грамматически правильной речи у старших дошкольников осуществляется посредством целенаправленного обучения на логопедических занятиях и в закреплении грамматических навыков в бытовой речи в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
Без целенаправленной логопедической работы невозможно преодолеть данные нарушения. Логопедические занятия по развитию грамматического строя речи позволяют предупредить грамматические ошибки в речи старших дошкольников, что благоприятно влияет на создание условий для практики речевого общения и усвоения необходимого речевого материала.
Широко распространённый характер проблемы, требует новых методов и приёмов для обследования грамматического строя речи у дошкольников, выявление и применение инновационных технологий для успешной логопедической коррекции, возможно требуется и поиск новых педагогических подходов в коррекционной работе.
В рамках выпускной квалификационной работы рассмотрим дидактический потенциал методического обеспечения по коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Проблемой коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи занимались такие специалисты, как Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева [48], Г.В. Чиркина [49], М.М. Алексеева [3] и др.
Об актуальности говорит и то, что формирование грамматических категорий, является одним из условий развития речи, приближает к целевым ориентирам в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и способствует в дальнейшем успешной интеграции детей в общеобразовательные школы.
Цель исследования: разработка, обоснование и реализация методического обеспечения в коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: грамматический строй речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: методическое обеспечение как средство в коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: коррекция грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня будет результативной, если разработать и реализовать методическое обеспечение с опорой на основные дидактические принципы (индивидуализации, дифференциации, системности и последовательности и др.), содержание которого обогащено вариативными играми и упражнениями, реализуемыми поэтапно в сопровождении презентаций с элементами анимаций.
Задачи исследования:
1. Выделить психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Раскрыть сущность, выделить и охарактеризовать компонентный состав и уровни сформированности грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Обосновать дидактический потенциал методического обеспечения в коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить результативность методического обеспечения в коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретико-методологическая основой исследования послужили труды Р.И. Лалаевой [28], А.Н. Гвоздева [14], Р.Е. Левиной [29], Е.Ф. Соботович [41], Н.В. Серебряковой [27], Т.Б. Филичевой [48], Г.В. Чиркиной [49] и др.
Методы исследования:
Теоретические - анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и учебно-программной документации; сравнение и обобщение.
Эмпирические - педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка полученных результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методического обеспечения в коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
База и выборка исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» г. Тайшета Иркутской области. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения
Общее недоразвитие речи является наиболее распространенной речевой патологией, так как с каждым годом увеличивается количество детей с данным нарушением. При общем недоразвитии речи III уровня в большей степени страдает грамматический строй речи.
Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня происходит в той же последовательности, что и у детей без речевых патологий. Однако, грамматический строй речи детей старшего дошкольного возраста данной категории имеет свою специфику развития.
Специфика формирования компонентов грамматического строя речи заключается в трудностях формирования навыков словообразования и словоизменения, а также построении связных высказываний и грамматически правильно оформленных предложений без целенаправленного педагогического и логопедического воздействия
Следовательно, на основе анализа теоретических аспектов проблемы данной выпускной квалификационной работы были сделаны следующие выводы:
- во-первых, успешность формирования всех компонентов (синтаксического, морфологического, словообразовательного) грамматического строя речи у детей данной категории зависит от целенаправленного обучения на логопедических занятиях и в их автоматизации, закреплении грамматических навыков в бытовой речи в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
- во-вторых, без целенаправленной логопедической работы невозможно преодолеть данные нарушения.
Логопедические занятия по развитию грамматического строя речи позволяют предупредить грамматические ошибки в речи старших дошкольников с речевой патологией, что благоприятно влияет на создание условий для практики речевого общения и усвоения необходимого речевого материала.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Сказка» города Тайшета. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 20 старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами были проанализированы актуальные методики по изучению грамматического строя речи у старших дошкольников с речевыми патологиями. Для диагностики в рамках опытно-экспериментальной работы были отобраны следующие методики в соответствии с рассматриваемыми компонентами грамматического строя речи. Для изучения актуального уровня сформированности нами была выбрана тестовая методика «Диагностика устной речи» Т.А. Фотековой (адаптированная для детей дошкольного возраста). Для изучения морфологического и словообразовательного компонентов - методики Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой.
В ходе диагностики актуального уровня сформированности грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня было выявлено, что нарушенными оказываются как синтаксические, так и морфологические элементы, а также имеются трудности с овладением навыками словообразования и словоизменения. Следовательно, дети нуждаются в целенаправленной логопедической работе по коррекции грамматического строя речи, а именно всех трех компонентов - синтаксического, морфологического и словообразовательного.
На формирующем этапе разработано и реализовано методическое обеспечение по коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, которое включает в себя план логопедической работы, подбор речевого и дидактического материала, картотеку дидактических игр по формированию трех компонентов грамматического строя речи. Занятия по плану проводились два раза в неделю по 30 минут. Форма работы - фронтальная. Была реализована 2 раза в неделю по 20 минут индивидуальная работа.
Основными педагогическими условиями реализации логопедической работы по коррекции грамматического строя речи у данной категории детей явились:
- направленность на развитие компонентов грамматического строя речи (синтаксис, морфология и словообразование);
- опора на основные дидактические принципы (индивидуализации, дифференциации, системности и последовательности и др.);
- использование вариативных игр и упражнений, реализуемых поэтапно в сопровождении презентаций с элементами анимаций.
Планирование логопедической работы по развитию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня было реализовано в полном объеме. После реализации формирующего этапа исследования отмечается положительная динамика в развитии грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Старшие дошкольники на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы овладели базовыми правилами согласования, словоизменения и словообразования, а также научились грамматически правильно оформлять свои предложения при выполнении заданий и свободных высказываниях в общении со сверстниками и педагогами группы.
Следовательно, гипотеза исследования подтверждена. Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке методического обеспечения в коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. Ростов н/Д: Феникс, 2015. 45 с.
2. Акназарова З.Х. Использование игр и игровых упражнений в речевом
развитии дошкольников // Опыт реализации Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях: материалы III Всероссийской научно-практической
конференции. Сибай: Сибайский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет», 2015. С. 161-162.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 400 с.
4. Аникина О.А., Лаптев Л.Г. Психология онтогенеза речи формирующейся личности // Человеческий капитал. 2018. № 11-2(119). С. 110-120.
5. Багацкая Е.В. Дидактическая игра как средство формирования грамматического строя речи дошкольников // Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития. Борисоглебск: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство Ритм", 2018. С. 18-20
6. Балобанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб.: Детство-пресс, 2000. 211 с.
7. Белокурова А.С., Чигинцева Е.Г. Сравнительный анализ методик по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи // Экология, здоровье и безопасность в современном образовательном пространстве: Сборник научных трудов по результатам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной году экологии в России. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2017. С. 174-180.
8. Борисова Е.А. Изучение и развитие словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи // Вестник ПГУ им. Шолом- Алейхема. 2022. №4 (49). С. 9-15.
9. Браудо Т.Е., Бобылова М.Ю. Онтогенез речевого развития // Русский журнал детской неврологии. 2017. Т 12. № 1. С. 41-46.
10. Бушинская Е.А. Речевое развитие ребенка на стыке междисциплинарных наук // Филологическое образование в период детства. 2021. № 28. С. 26¬39.
11. Волкова Л.С. Логопедия: Учеб. Пособие для пед. институтов по специальности «Дефектология». М.: Просвещение, 2018. 527 с.
12. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие. М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. 143 с.
13. Галяутдинова Э.Р Теоретические основы методики формирования грамматического строя речи дошкольников // Дневник науки. 2022. № 5(65). С. 33-38.
14. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-Пресс, 2007. 472 с.
15. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 1999. 302 с.
16. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. М.: В. Секачев, 2014. 232 с.
17. Гусенкова А.Ю., Цыганкова Е.В. Дидактическая игра как средство развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста // Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования: Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. 2020. С. 39-41.
18. Диль-Илларионова Т.В. Особенности овладения детьми грамматическим строем речи // Инновационное развитие и потенциал современной науки: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Нефтекамск: Научно-издательский центр "Мир науки",
2022. С. 223-226.
19. Егорова Н.Л., Марченкова О.О. Изучение и формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня, обусловленного дизартрией // Вестник Курганского государственного университета. 2020. №1 (55). С. 85-91.
20. Елисеева, Ю. Ю. К вопросу о психолого-педагогической характеристике детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Ю. Ю. Елисеева, Е. А. Колодовская // Colloquium-Journal. - 2020. - № 13-3(65). - С. 46-48.
21. Жулина Е.В. Развитие речи в условиях онто и дизонтогенеза. - Н. Новгород. 2019. 96 с.
22. Игунова Н.В., Дюкова М.А., Алексеева М.Н. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе // Научные тенденции: Педагогика и психология: сборник научных трудов по материалам XIX международной научной конференции. Санкт-Петербург: ЦНК МОАН, 2018. С. 9-14.
23. Илюченко М.А., Тверская О.Н. Дидактическая игра как средство
развития грамматического строя речи у детей 3-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня // Альманах научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых. Пермь: Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет", 2017. С. 322-325.
24. Королева С.Б., Симонова Д.В. Развитие лексико-грамматической
стороны речи у детей с общим недоразвитием речи // Вопросы педагогики. 2020. № 12-1. С. 135-141.
25. Королькова В. А. Особенности мышления у детей с общим недоразвитием речи / В. А. Королькова, А. А. Мякиньких // International scientific review of the problems of philisophy, psychology and pedagogy: Collection of scientific articles XVI International correspondence scientific specialized conference, Boston, USA, 28-29 января 2020 года. - Boston: PROBLEMS OF SCIENCE, 2020. - С. 98-103.
26. Крылова Е.В. Организация логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР III уровня // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации : Сборник статей X Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 октября 2017 года / Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2017. С. 71¬73.
27. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб.: СОЮЗ, 2018.160 с.
28. Лалаева Р.И. Развитие речи дошкольника в условиях
общеобразовательного учреждения // Мир психологии. 2012. №1. С. 123-129.
29. Левина Р.Е., Никашина Н.А., Спирова Л.Ф. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии. 2017. №5. С. 67-74.
30. Леонтьев, А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А.А. Леонтьев. - М.: Наука, 2012. - 397 с.
31. Леонтьева А.И. Состояние вопроса о методических аспектах
преодоления нарушений грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи // Столица науки. 2020. № 8(25). С. 101-108.
32. Логопатопсихология: учеб. пособие для студ. / под ред. Р И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2011. 284с.
33. Малахова О.О. Особенности развития грамматического строя речи у детей с ОНР // Вестник научных конференций. 2021. № 11-1(75). С. 60¬61.
34. Меженцева Г.Н., Таранова А.А. Особенности грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Colloquium-journal. 2020. №8 (60). С. 128-129.
35. Полупанова Е.В. Состояние и пути развития лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. 2020. № 1(30). С. 12-16.
36. Постникова Ю.А., Болотова Т.В. Особенности формирования
грамматического строя у детей c общим недоразвитием речи // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. 2019. № 29. С. 85-87.
37. Реймер М.В., Харитонова А.А. Особенности формирования
грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) // Вопросы педагогики. 2021. № 5-1. С. 225¬229.
38. Салева К. Д. Особенности становления глагольного словаря у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / К. Д. Салева // Проблемы и перспективы современного дошкольного, начального и специального образования и их профессионального обеспечения: Материалы Международной научно-практической
конференции, Калуга, 28 марта 2023 года. - Калуга: ФГБОУ ВО "Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского", 2023. - С. 499-506.
39. Сафонова О.В., Зотова М.К. Особенности связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Аллея науки. 2019. Т. 2. № 2(29). С. 753-756.
40. Смирнова И.А. Диагностика нарушений развития речи: Учебно-методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. 192с.
41. Соботович Е.Ф. Психолого-педагогические основы коррекции
нарушений формирования грамматического строя речи у детей: специальность 13.00.03 "Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)": диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Киев, 1983. 456 с.
42. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи. Методы обследования нарушения речи у детей. М.: 2018. 310c.
43. Стрельчук Д.С. Дидактическая игра как средство формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста // Гуманитарный вестник. 2017. № 3-2. С. 223-226.
44. Тенкачева Т.Р Особенности грамматического строя речи у различных категорий детей старшего дошкольного возраста // Специальное образование. 2014. №1. С. 68-78.
45. Третьякова М.С., Майорова Ю.А. Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР // Перспективы науки - 2016: материалы V международного заочного конкурса научно-исследовательских работ. Казань: Ракета Союз, 2016. С. 107-110.
46. Ульянова О.В. Характеристика предложно-падежных конструкций в грамматическом строе речи дошкольников при общем недоразвитии речи третьего уровня // Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы. 2018. С. 195-200.
47. Федорченко Т.Д. Особенности формирования словоизменения
существительных в нормальном онтогенезе // Технологии образования. 2021. № 1(11). С. 120-122.
48. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2000. 364 с.
49. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2014. 224 с.
50. Халиуллина Г.И. Дидактическая игра как средство преодоления нарушений словообразования имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 30. С. 352-356.
51. Худилайнен К.А. К вопросу о состоянии словообразования
прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Специальное образование. 2016. №XII. С. 144-146.
52. Шадринцева О.В. Особенности формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III-его уровня // Челябинский гуманитарий. 2010. №1 (10). С. 120¬123
53. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие для пед. вузов. М.: Академия, 2003. 239 с.
54. Шитова А.В. Особенности лексико-грамматического строя речи у детей
с ОНР // Современные тенденции развития системы образования: сборник статей. Чебоксары: Общество с ограниченной
ответственностью «Издательский дом «Среда», 2019. С. 161-164.
55. Якушева О.Ю. Оценка состояния лексико-грамматической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2015. Т. 2. С. 114-117.