Методическое обеспечение коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основания исследования грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня 7
1.2. Грамматический строй речи детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи III уровня: сущность, структура и уровни сформированности 13
1.3. Дидактический потенциал методического обеспечения коррекции
грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 19
Выводы по главе 1 28
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по коррекции грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 30
2.1. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов формирующего этапа опытно-экспериментальной работы 40
2.3. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа опытно-экспериментальной работы 46
Выводы по главе II 52
Заключение 53
Список использованных источников 57
Приложения 66
Глава I. Теоретические основания исследования грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня 7
1.2. Грамматический строй речи детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи III уровня: сущность, структура и уровни сформированности 13
1.3. Дидактический потенциал методического обеспечения коррекции
грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 19
Выводы по главе 1 28
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по коррекции грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 30
2.1. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов формирующего этапа опытно-экспериментальной работы 40
2.3. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа опытно-экспериментальной работы 46
Выводы по главе II 52
Заключение 53
Список использованных источников 57
Приложения 66
Актуальность исследования. Речевое развитие детей тесно взаимосвязано с развитием психических функций. Об этом утверждал еще Л.С. Выготский. Исходя из концепции Л.С. Выготского и ряда современных ученых, можно сделать логичный вывод о том, что для успешного обучения в школе речь детей должна соответствовать норме, с целью предупреждения дальнейших проблем с успеваемостью.
Одним из важных компонентов устной речи является грамматический строй речи (синтаксис, морфология, словообразование). Особый вклад в изучение грамматического строя речи внес А.Н. Гвоздев [14], на труды которого можно опираться по сей день.
Сформированность грамматического строя речи тесно связана с овладением связной речью, как высшего компонента устной речи. Если у детей имеются трудности в формировании грамматического строя речи, например, наличие аграмматизмов, то не стоит утверждать о сформированности связной речи [4].
Общее недоразвитие речи является наиболее распространенной речевой патологией, так как с каждым годом увеличивается количество детей с данным нарушением. При общем недоразвитии речи III уровня в большей степени страдает грамматический строй речи - наличие аграмматизмов, трудности в словообразовании и словоизменении, неправильное употребление предлогов и др. [19].
Следовательно, можно, сделать вывод: у детей с общим недоразвитием речи III уровня формирование грамматического строя речи имеет свою специфику по сравнению с детьми без речевых патологий.
Формирование грамматически правильной речи у старших дошкольников осуществляется посредством целенаправленного обучения на логопедических занятиях и в закреплении грамматических навыков в бытовой речи в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
Без целенаправленной логопедической работы невозможно преодолеть данные нарушения. Логопедические занятия по развитию грамматического строя речи позволяют предупредить грамматические ошибки в речи старших дошкольников, что благоприятно влияет на создание условий для практики речевого общения и усвоения необходимого речевого материала.
Широко распространённый характер проблемы, требует новых методов и приёмов для обследования грамматического строя речи у дошкольников, выявление и применение инновационных технологий для успешной логопедической коррекции, возможно требуется и поиск новых педагогических подходов в коррекционной работе.
В рамках выпускной квалификационной работы рассмотрим дидактический потенциал методического обеспечения по коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Проблемой коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи занимались такие специалисты, как Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева [48], Г.В. Чиркина [49], М.М. Алексеева [3] и др.
Об актуальности говорит и то, что формирование грамматических категорий, является одним из условий развития речи, приближает к целевым ориентирам в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и способствует в дальнейшем успешной интеграции детей в общеобразовательные школы.
Цель исследования: разработка, обоснование и реализация методического обеспечения в коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: грамматический строй речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: методическое обеспечение как средство в коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: коррекция грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня будет результативной, если разработать и реализовать методическое обеспечение с опорой на основные дидактические принципы (индивидуализации, дифференциации, системности и последовательности и др.), содержание которого обогащено вариативными играми и упражнениями, реализуемыми поэтапно в сопровождении презентаций с элементами анимаций.
Задачи исследования:
1. Выделить психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Раскрыть сущность, выделить и охарактеризовать компонентный состав и уровни сформированности грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Обосновать дидактический потенциал методического обеспечения в коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить результативность методического обеспечения в коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретико-методологическая основой исследования послужили труды Р.И. Лалаевой [28], А.Н. Гвоздева [14], Р.Е. Левиной [29], Е.Ф. Соботович [41], Н.В. Серебряковой [27], Т.Б. Филичевой [48], Г.В. Чиркиной [49] и др.
Методы исследования:
Теоретические - анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и учебно-программной документации; сравнение и обобщение.
Эмпирические - педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка полученных результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методического обеспечения в коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
База и выборка исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» г. Тайшета Иркутской области. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения
Одним из важных компонентов устной речи является грамматический строй речи (синтаксис, морфология, словообразование). Особый вклад в изучение грамматического строя речи внес А.Н. Гвоздев [14], на труды которого можно опираться по сей день.
Сформированность грамматического строя речи тесно связана с овладением связной речью, как высшего компонента устной речи. Если у детей имеются трудности в формировании грамматического строя речи, например, наличие аграмматизмов, то не стоит утверждать о сформированности связной речи [4].
Общее недоразвитие речи является наиболее распространенной речевой патологией, так как с каждым годом увеличивается количество детей с данным нарушением. При общем недоразвитии речи III уровня в большей степени страдает грамматический строй речи - наличие аграмматизмов, трудности в словообразовании и словоизменении, неправильное употребление предлогов и др. [19].
Следовательно, можно, сделать вывод: у детей с общим недоразвитием речи III уровня формирование грамматического строя речи имеет свою специфику по сравнению с детьми без речевых патологий.
Формирование грамматически правильной речи у старших дошкольников осуществляется посредством целенаправленного обучения на логопедических занятиях и в закреплении грамматических навыков в бытовой речи в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
Без целенаправленной логопедической работы невозможно преодолеть данные нарушения. Логопедические занятия по развитию грамматического строя речи позволяют предупредить грамматические ошибки в речи старших дошкольников, что благоприятно влияет на создание условий для практики речевого общения и усвоения необходимого речевого материала.
Широко распространённый характер проблемы, требует новых методов и приёмов для обследования грамматического строя речи у дошкольников, выявление и применение инновационных технологий для успешной логопедической коррекции, возможно требуется и поиск новых педагогических подходов в коррекционной работе.
В рамках выпускной квалификационной работы рассмотрим дидактический потенциал методического обеспечения по коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Проблемой коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи занимались такие специалисты, как Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева [48], Г.В. Чиркина [49], М.М. Алексеева [3] и др.
Об актуальности говорит и то, что формирование грамматических категорий, является одним из условий развития речи, приближает к целевым ориентирам в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и способствует в дальнейшем успешной интеграции детей в общеобразовательные школы.
Цель исследования: разработка, обоснование и реализация методического обеспечения в коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: грамматический строй речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: методическое обеспечение как средство в коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: коррекция грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня будет результативной, если разработать и реализовать методическое обеспечение с опорой на основные дидактические принципы (индивидуализации, дифференциации, системности и последовательности и др.), содержание которого обогащено вариативными играми и упражнениями, реализуемыми поэтапно в сопровождении презентаций с элементами анимаций.
Задачи исследования:
1. Выделить психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Раскрыть сущность, выделить и охарактеризовать компонентный состав и уровни сформированности грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Обосновать дидактический потенциал методического обеспечения в коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить результативность методического обеспечения в коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретико-методологическая основой исследования послужили труды Р.И. Лалаевой [28], А.Н. Гвоздева [14], Р.Е. Левиной [29], Е.Ф. Соботович [41], Н.В. Серебряковой [27], Т.Б. Филичевой [48], Г.В. Чиркиной [49] и др.
Методы исследования:
Теоретические - анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и учебно-программной документации; сравнение и обобщение.
Эмпирические - педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка полученных результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методического обеспечения в коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
База и выборка исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» г. Тайшета Иркутской области. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения
Общее недоразвитие речи является наиболее распространенной речевой патологией, так как с каждым годом увеличивается количество детей с данным нарушением. При общем недоразвитии речи III уровня в большей степени страдает грамматический строй речи.
Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня происходит в той же последовательности, что и у детей без речевых патологий. Однако, грамматический строй речи детей старшего дошкольного возраста данной категории имеет свою специфику развития.
Специфика формирования компонентов грамматического строя речи заключается в трудностях формирования навыков словообразования и словоизменения, а также построении связных высказываний и грамматически правильно оформленных предложений без целенаправленного педагогического и логопедического воздействия
Следовательно, на основе анализа теоретических аспектов проблемы данной выпускной квалификационной работы были сделаны следующие выводы:
- во-первых, успешность формирования всех компонентов (синтаксического, морфологического, словообразовательного) грамматического строя речи у детей данной категории зависит от целенаправленного обучения на логопедических занятиях и в их автоматизации, закреплении грамматических навыков в бытовой речи в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
- во-вторых, без целенаправленной логопедической работы невозможно преодолеть данные нарушения.
Логопедические занятия по развитию грамматического строя речи позволяют предупредить грамматические ошибки в речи старших дошкольников с речевой патологией, что благоприятно влияет на создание условий для практики речевого общения и усвоения необходимого речевого материала.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Сказка» города Тайшета. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 20 старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами были проанализированы актуальные методики по изучению грамматического строя речи у старших дошкольников с речевыми патологиями. Для диагностики в рамках опытно-экспериментальной работы были отобраны следующие методики в соответствии с рассматриваемыми компонентами грамматического строя речи. Для изучения актуального уровня сформированности нами была выбрана тестовая методика «Диагностика устной речи» Т.А. Фотековой (адаптированная для детей дошкольного возраста). Для изучения морфологического и словообразовательного компонентов - методики Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой.
В ходе диагностики актуального уровня сформированности грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня было выявлено, что нарушенными оказываются как синтаксические, так и морфологические элементы, а также имеются трудности с овладением навыками словообразования и словоизменения. Следовательно, дети нуждаются в целенаправленной логопедической работе по коррекции грамматического строя речи, а именно всех трех компонентов - синтаксического, морфологического и словообразовательного.
На формирующем этапе разработано и реализовано методическое обеспечение по коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, которое включает в себя план логопедической работы, подбор речевого и дидактического материала, картотеку дидактических игр по формированию трех компонентов грамматического строя речи. Занятия по плану проводились два раза в неделю по 30 минут. Форма работы - фронтальная. Была реализована 2 раза в неделю по 20 минут индивидуальная работа.
Основными педагогическими условиями реализации логопедической работы по коррекции грамматического строя речи у данной категории детей явились:
- направленность на развитие компонентов грамматического строя речи (синтаксис, морфология и словообразование);
- опора на основные дидактические принципы (индивидуализации, дифференциации, системности и последовательности и др.);
- использование вариативных игр и упражнений, реализуемых поэтапно в сопровождении презентаций с элементами анимаций.
Планирование логопедической работы по развитию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня было реализовано в полном объеме. После реализации формирующего этапа исследования отмечается положительная динамика в развитии грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Старшие дошкольники на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы овладели базовыми правилами согласования, словоизменения и словообразования, а также научились грамматически правильно оформлять свои предложения при выполнении заданий и свободных высказываниях в общении со сверстниками и педагогами группы.
Следовательно, гипотеза исследования подтверждена. Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке методического обеспечения в коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня происходит в той же последовательности, что и у детей без речевых патологий. Однако, грамматический строй речи детей старшего дошкольного возраста данной категории имеет свою специфику развития.
Специфика формирования компонентов грамматического строя речи заключается в трудностях формирования навыков словообразования и словоизменения, а также построении связных высказываний и грамматически правильно оформленных предложений без целенаправленного педагогического и логопедического воздействия
Следовательно, на основе анализа теоретических аспектов проблемы данной выпускной квалификационной работы были сделаны следующие выводы:
- во-первых, успешность формирования всех компонентов (синтаксического, морфологического, словообразовательного) грамматического строя речи у детей данной категории зависит от целенаправленного обучения на логопедических занятиях и в их автоматизации, закреплении грамматических навыков в бытовой речи в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
- во-вторых, без целенаправленной логопедической работы невозможно преодолеть данные нарушения.
Логопедические занятия по развитию грамматического строя речи позволяют предупредить грамматические ошибки в речи старших дошкольников с речевой патологией, что благоприятно влияет на создание условий для практики речевого общения и усвоения необходимого речевого материала.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Сказка» города Тайшета. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 20 старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами были проанализированы актуальные методики по изучению грамматического строя речи у старших дошкольников с речевыми патологиями. Для диагностики в рамках опытно-экспериментальной работы были отобраны следующие методики в соответствии с рассматриваемыми компонентами грамматического строя речи. Для изучения актуального уровня сформированности нами была выбрана тестовая методика «Диагностика устной речи» Т.А. Фотековой (адаптированная для детей дошкольного возраста). Для изучения морфологического и словообразовательного компонентов - методики Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой.
В ходе диагностики актуального уровня сформированности грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня было выявлено, что нарушенными оказываются как синтаксические, так и морфологические элементы, а также имеются трудности с овладением навыками словообразования и словоизменения. Следовательно, дети нуждаются в целенаправленной логопедической работе по коррекции грамматического строя речи, а именно всех трех компонентов - синтаксического, морфологического и словообразовательного.
На формирующем этапе разработано и реализовано методическое обеспечение по коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, которое включает в себя план логопедической работы, подбор речевого и дидактического материала, картотеку дидактических игр по формированию трех компонентов грамматического строя речи. Занятия по плану проводились два раза в неделю по 30 минут. Форма работы - фронтальная. Была реализована 2 раза в неделю по 20 минут индивидуальная работа.
Основными педагогическими условиями реализации логопедической работы по коррекции грамматического строя речи у данной категории детей явились:
- направленность на развитие компонентов грамматического строя речи (синтаксис, морфология и словообразование);
- опора на основные дидактические принципы (индивидуализации, дифференциации, системности и последовательности и др.);
- использование вариативных игр и упражнений, реализуемых поэтапно в сопровождении презентаций с элементами анимаций.
Планирование логопедической работы по развитию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня было реализовано в полном объеме. После реализации формирующего этапа исследования отмечается положительная динамика в развитии грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Старшие дошкольники на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы овладели базовыми правилами согласования, словоизменения и словообразования, а также научились грамматически правильно оформлять свои предложения при выполнении заданий и свободных высказываниях в общении со сверстниками и педагогами группы.
Следовательно, гипотеза исследования подтверждена. Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке методического обеспечения в коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Подобные работы
- Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЦИКЛА С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2022 - Развитие диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗОВ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2015 - Логопедическая работа по коррекции нарушений словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по составлению описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по развитию навыков пересказа естественно-научных текстов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием проектной деятельности
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2021 - Формирование умений составлять рассказы с элементами творчества у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020



