Введение 3
Глава I Теоретические основы развития умений пространственно-перспективных построений у учащихся детской школы искусств 11 - 12 лет в процессе работы над пейзажем 6
1.1. Пространственно-перспективные построения в изобразительном искусстве 6
1.2 Особенности развития умений пространственно-перспективных
построений у учащихся детской школы искусств 11 - 12 лет в
общеобразовательной школе и школ дополнительного образовании 20
1.3 Создание пейзажа как способ освоения умений пространственно¬
перспективных построений у учащихся детской школы искусств 11 - 12 лет 29
Выводы первой главы 40
Глава II. Экспериментальная работа по освоению пространственно-перспективных построений у учащихся детской школы искусств 11 - 12 лет процессе создание пейзажа 43
2.1 Содержание, организация и проведение эксперимента по выявлению актуального уровня освоения умений пространственно-перспективных построений у учащихся детской школы искусств 11 - 12 лет 43
2.2. Серия занятий по созданию пейзажа, и методические рекомендации к серии занятий по созданию пейзажа направленные на развитие умений пространственно-перспективных построений у учащихся детской школы искусств 11 - 12 лет 49
Выводы второй главы 64
Заключение 66
Список используемой литературы 69
Приложение 75
Дети любят рисовать, но при этом мало рисуют с натуры. В результате бессистемного рисования они не приобретают необходимых знаний и их развитие в области умений изобразительной деятельности останавливается. Между тем рисование - очень полезное занятие. Оно воспитывает зрительное восприятие, развивает глаз человека, его наблюдательность и зрительную память, воспитывает цветовосприятие, понимание красивого и развивает вкус. Ребенок, взявший в руки кисть или карандаш, должен знать основы правдивого изображения с натуры. Нужно обратить внимание на одно интересное явление: предметы удаляясь, уменьшаются в своих размерах [58].
Классический пример сокращение размеров при удалении - убегающая в даль дорога, с идущими вдоль неё столбам. Удаляясь, дорога сужается, а столбы уменьшаются, пока не сойдутся в одну точку на горизонте [7].
Все эти явления, на которые в повседневной жизни не обращают внимания, имеют большое значение для юного художника. От долгого и упорного изучения эти знания, как говорят, переходят из головы в руку художника и в большинстве случаев применяются автоматически и только иногда проверяются [17].
Перспектива - это неотъемлемая часть реалистического изобразительного искусства, мощный инструмент передачи глубины на изображении. В построении реалистичного рисунка существенную роль играет конструктивный анализ формы и понимание законов и правил перспективного изображения объёма на плоскости. Например. Рисуя куб, мы не ограничиваемся анализом его видимых поверхностей, а стараемся мысленно проникнуть внутрь формы и увидеть, вернее - ясно представить себе остальные, не видимые с данной точки зрения стороны куба, ибо они -то и помогают определить правильное перспективное направление видимых сторон увязать их в строго закономерную конструктивную связь [41].
В.С. Щербаков считал обучение перспективному изображению одной из главных проблем в обучении рисованию с натуры [57].
Во время работы над темой нами были определены следующие параметры:
Объект - процесс развития умений пространственно-перспективных построений у учащихся детской школы искусств 11 - 12 лет.
Предмет - создание пейзажа как способ развития пространственно-перспективных построений у учащихся детской школы искусств 11 - 12 лет.
Цель исследования: выявить актуальный уровень умений пространственно-перспективных построений у учащихся детской школы искусств 11 - 12 лет, составить серию занятий по созданию пейзажа, направленную на развитие умений пространственно-перспективных построений у учащихся детской школы искусств 11 - 12 лет.
Задачи исследования:
• изучить теоретические основы пространственно-перспективных
построений в изобразительном искусстве;
• выявить особенности развития умений пространственно-перспективных построений у учащихся ДШИ 11 - 12 лет;
• рассмотреть этапы создания жанра «пейзаж» как способа развития умений пространственно-перспективных построений у учащихся детской школы искусств 11 - 12 лет;
• организовать и провести констатирующий эксперимент по выявлению актуального уровня умений передачи пространственно-перспективных построений у учащихся детской школы искусств 11 - 12 лет;
• составить серию занятий по созданию пейзажа и методические рекомендации к ним, направленные на развитие пространственно-перспективных построений у учащихся детской школы искусств 11 - 12 лет.
Гипотеза исследования: серия занятий по созданию пейзажа будет способствовать развитию умений передачи пространственно-перспективных построений у учащихся детской школы искусств 11 - 12 лет: если в процессе занятия будут изучены понятия: линия горизонта, точка схода, плановость, масштабность, законы линейной и воздушной перспективы и применение в практический работе.
Методы исследования:
• изучение научной литературы;
• эксперимент;
• тестирование.
База исследования: МБУ ДО «Детская школа искусств №66» Киселевского городского округа Кемеровской области. В исследовании приняли участие 10 человек в возрасте 11-12 лет.
В данной курсовой работе были рассмотрены теоретические основы пространственно-перспективных построений, проведен констатирующий эксперимент и составлена серия занятий.
Цель обучения пространственно-перспективных построений - развитие умений реалистичного рисования, которая является фундаментальной основой для дальнейшего развития творческих способностей. Владение правилами пространственно-перспективных построений позволит обучающемуся правдиво изображать пространство в картинной плоскости, рисовать по представлению, понимать как строится пространство. «Проблема передачи пространственности объективного мира на плоскости картины - одна из вечных проблем изобразительного искусства» пишет Б.В. Раушенбах [ 58].
К основным особенностям успешного развития умений пространственно-перспективных построений у учащихся детской школы искусств 11-12лет:
• использование педагогом методики преподавания перспективы В.С. Щербакова и авторской программы по «Рисунку» учащихся детской школы искусств Т.А. Жешко;
• наблюдение и рисование с натуры;
• анализ живописных произведений с точки зрения пространственно-перспективных построений.
Пейзаж - самостоятельный жанр в изобразительном искусстве, потому что природа прекрасна и бесконечно разнообразна. Окружающий мир воздействует на человека, вызывает у него глубокие переживания и мысли, а соприкосновения с произведениями пейзажной живописи укрепляет дух, обогащает внутренний мир. Основная задача по созданию пейзажа состоит в раскрытии реалистичного образа окружающего мира, который выражается в правильном применении знаний пространственно-перспективных построений.
Во второй главе была проведена экспериментальная работа по выявлению уровня развития умений пространственно-перспективных построений у учащихся детской школы искусств 11-12 лет, констатирующий эксперимент был направленного на выявление актуального пространственно-перспективных построений, а так же проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента. На основе прочитанной литературы для исследования пространственно-перспективных построений нами были выявлены три критерия (за основу взяты критерии из методики преподавания перспективы В.С. Щербакова):
I - знание законов пространственно-перспективных построений;
II - умение определить закономерности пространственно-перспективных построений в живописном произведении;
III - умение применить законы пространственно-перспективных построений в самостоятельной практической работе.
Экспериментальное исследование проводилось в «Киселевской школе искусств №66». В исследовании приняли участие 10 человек в возрасте 11 - 12 лет школы искусств.
Выявление уровня пространственно-перспективных построений по критерию «знание законов пространственно-перспективных построений» проводилось с помощью метода тестирования, «умение применить законы пространственно-перспективных построений в самостоятельной практической работе» и «умение определить закономерности пространственно-перспективных построений в живописном произведении» проводилось по методике В.С. Щербакова.
Данные, полученные нами в результате проведенного исследования на базе Киселевской школы искусств №66 достоверно показали, что уровень освоения пространственно-перспективных построений у учащихся подросткового возраста находится на среднем уровне .
Также была разработана серия занятий, направленная на развитие умений уровня пространственно-перспективных построений учащихся детской школы искусств11-12 лет. Формами организации образовательного процесса, направленного на развитие умений пространственно-перспективных построений, являются: традиционное занятие, комбинированное занятие, практическое занятие, творческая мастерская, выставка. Темы занятий, направленные на развитие умений пространственно-перспективных построений: «Знакомство с жанром изобразительного искусства пейзаж», «Законы линейной перспективы», «Масштабность в пейзаже», «Тени и отражение в пейзаже», «Законы воздушной перспективы», «Плановость в пейзаже», «Передача при помощи цвета пространства в пейзаже», «Виды перспективы».
Подводя итоги, надо заметить, что в педагогике существует проблема освоения школьниками пространственной перспективных построений то есть передаче трехмерного пространства в двухмерном изображении.
1. Акушен Б.Ю. «Линейная перспектива в эпоху Ренисанса»//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцина. 2009. 69c.
2. Александрова Е. И. Популярный энциклопедический словарь. Александрова Е.И., Арчаков И.В., Болдачев А.Н, и др.М: Большая российская энциклопедия, 2001.158с.
3. Алексеев С. С. О цвете и красках. - М, «Искусство», 1962 г. [Электронный ресурс] //https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=499581 (дата обращения: 26.01.2018).
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М., 2008. 464 с.
5. Алексич М.Н., Нестерова Е.В. Школа изобразительного искусства. Вып.5, М. 1994.170с.
6. Базанова М.Д. Пленэр: Учебная летняя практика в художественном училище. М.: Изобразительное искусство, 1994. 150с.
7. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. - 2-е изд. М: Просвещение, 1984. 220с.
8. Буйнов А.Н., Смирнов Г.Б. Первоначальные сведения о перспективе. М: - Издательство ВЦСПС Профиздат,1960. 80с.
9. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т.7. СПб.: Азбука-Классика, 2007. С. 245c.
10. Власов В.Г. Стили в Искусстве.Т.1.- С.Пб.:Литра, 1998. 488с.
11. Визер В.В.живописная грамота. Основы пейзажа. СПб.: Питер, 2007. 130с.
12. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.,
Изобразительное искусство, 1985г. 120с.
13. Волков Н. Н. Восприятие произведений живописи и графики / Художественное восприятие. Л., 1971, 300c.
14. Волков Н. Н. Цвет в живописи. - М., «Искусство», 1985г. [Электронный ресурс] //: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=499581(дата обращения: 16.01.2018).
15. Волочкова Н.В. Программа «Рисунок» По дополнительной
предпрофессио-нальной программе в области изобразительного искусства «Живопись» [Электронный ресурс]
//http://richter.arts.mos.ru/upload/medialibrary/816/ro spis_po_steklu.pdf.
(дата обращения: 28.01.2018).
16. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Издательство «Педагогика Пресс», 1999. 536с.
17. Герпчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. - М: Просвещение,1997. 116с.
18. Голубева О.Л. Основы композиции. - М: Издательский дом «Искусство», 2004. 144 с.
19. Гончарова, Е.В. Теория и методика педагогического исследования / Е.В Гончарова. - Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2016. 220 с.
20. Гуружапов В. А. Возрастные особенности общих представлений подростков об изобразительном искусстве // Сообщения Государственной Третьяковской галереи. М., 1995, 189c.
21. Гуськов А. П. Энциклопедический словарь. / А. П. Гуськова, Б. В. Сотин Большая Российская энциклопедия; - СПб.: Норинт, 2001. 1456с.
22. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. 573c.
23. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М.: 1996. Кн. 1.230c.
24. Драча Г.В. История искусств: учебное пособие / коллектив авторов; под науч. Ред. Г.В. Драча, Т.С. Паниотовой. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2013. 680с.
25. Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей / С.Е. Игнатьев - Москва: Академический Проект: Фонд «Мир», 2007. 208 с.
26. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись: Учеб. Пос. М.; Высш. Шк.,1997 г.
[Электронный ресурс] //
https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=499581(дата обращения:
26.01.2018).
27. Кулебакин Г.И., Кильпе Т.Л.Рисунок и осноы композиции:Учеб. Для ПТУ. - 4-e изд., пepepaб. и доп. - M.: Высш. шк., 1994. 128 c.
28. Кузин В.С. Общеобразовательная программа «Изобразительное
искусство» для учащихся 1-4 классов. [Электронный ресурс] //http://richter.arts.mos.ru/upload/ medialibrary/816/ro spis_po_steklu.pdf.
(дата обращения: 6.02.2018).
29. Кузин В.С. Общеобразовательная программа «Изобразительное
искусство» для учащихся 5-9 классов. [Электронный ресурс] //http://richter.arts.mos.ru/upload/ medialibrary/816/ro spis_po_steklu.pdf.
(дата обращения: 26.01.2018).
30. Кнабе Г.С. Культурология. История мировой культуры: учеб. Пособие для студ высш. учеб. заведений / [Г.С. Кнабе, И.В. Кондаков, Т.Ф. Кузнецова и др.] ; под ред. Т.Ф. Кузнецовой. - 3-е изд., стер. М.: Издательский центр « Академия», 2007. 60с.
31. Люмис Э. Забавы с карандашом. Самый легкий способ научиться рисовать. М.:Артикус, 2016 . 156с.
32. Макаровой А.Н. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ под ред. проф. А.Н. Макаровой. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 600 с.
33. Маслов Н. Н. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного
искусства в школе. Учебное пособие для студентов худ.граф. фак-ов педагогических институтов 3 издание М.: А ГАР
2000г.[Электронныйресурс]//https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=49958 1 (дата обращения: 26.01.2018)
34. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М: Просвещение, 2004. 127с.
35. Мухин А. С. Рецепции представлений о пространстве и времени в художественной культуре. Италия и Нидерланды. XV век. - СПб.: Санкт - Петербургское философское общество, 2009. 123c.
36. Неменский Б.М. Изобразительное искусство. 5класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/ авт.-сост.О.В. Спиридонова. - Волгоград: Учитель,2010.170с.
37. Неменский Б.М. Общеобразовательная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для учащихся 5-9 классов. [Электронный ресурс] //http://richter.arts.mos.ru/upload/medialibrary/816/ro spis_po_steklu.pdf. (дата обращения: 26.01.2018).
38. Непомнящий В. М. Перспектива в композиции. - Чебоксары, 1970г. [Электронный ресурс] // https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=499581(дата обращения: 26.01.2018).
39.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М: Высшая школа, 1993. 944 с.
40. Паранюшкин Р. В. П18 Композиция: теория и практика изобразительного искусства / Р. Паранюшкин. — Изд. 2-е. — Ростов н/ Д : Феникс, 2005. 79с.
41. Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». Готическая архитектура и схоластика / Пер. с нем., англ., лат., др.греч. И.
Хмелевских, Е. Козиной, Л. Житковой, Д. И. Захаровой. — СПб.: Азбука-классика, 2004. 336с.
42. Полевого В. М. Популярная художественная энциклопедия. Под ред. В. М. Полевого. - М.: Советская энциклопедия, 1986. 325с.
43. Протопопов Ю.Н. Развитие художественной одаренности детей и подростков в США и СССР в условиях дополнительного образования // Педагогика искусства: электронный научный журнал,2015. -№2. -URL: http://www.arteducation.ru/sites/default/files/journal_pdf/protopopov_194_- _211.pdf(дата обращения: 26.01.2018).
44. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи. - М.: Наука, 1980. 215с.
45. Раушенбах Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве общая теория перспективы. - М.: «Наука»,1986. 254с.
46. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. -М.: Просвещение, 1980. 239с.
47. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием / Учебное пособие для студентов художественно - графических факультетов педагогических институтов. М: Просвещение, 1987. 176 с.
48. Садохин А.П. Мировая художественная культура: учебник для студентов вузов / А.П. Садохин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: .ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 975 с.
49. Серов А.М. Рисунок. Учеб. Пособие для студентов худож. -граф. фак. пед. ин-тов. Под ред. А.М. Серова. М., «Просвещение», 1975. 270с.
50. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: учебник для студ. Высш. пед. Учеб. Заведений.: в 2 т. Т. 1 / Н.М. Сокольникова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. 304с.
51. Сокольникова Н.М. изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе:- М.: Издательский центр «Академия»,2003 . Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5 - 8 классов. В 4 частях. Ч.3. Основы композиции. Обнинск: Титул, 1999. 80 с.
52. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: рисунок, живопись, народное искусство, декоративное искусство, дизайн: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. / Н. М. Сокольникова // "Педагогика и методика нач. образования" - 3-е изд., Москва: Академия, 2006. 368 с.
53. Фомина Н.Н. Детский рисунок как феномен художественной культуры. Методическое пособие/Н.Н. Фомина. - М.: ВЦХТ, 2014. - 10 п.л. Тираж 800
54. Фомина Н.Н. Композиция в детском рисунке - проблема современного
художественного образования // Педагогика искусства: электронный научный журнал. - 2015. - №2. - URL http://www.art-
education.ru/sites/default/files/journal_pdf/fomina_291-297.pdf 5 (дата
обращения: 26.01.2018).
55. Шпикалова Т.Я. Общеобразовательная программа «Изобразительное
искусство и художественный труд» для учащихся 5-9 классов. [Электронный ресурс]
//http://richter.arts.mos.ru/upload/medialibrary/816/rospis_po_st eklu.pdf.
(дата обращения: 26.01.2018).
56. Штелер Т. Обратная перспектива: Павел Флоренский и Морис Мерло-
Понти о пространстве и линейной перспективе в искусстве Ренессанса // Историко-философский ежегодник 2006 / Ин-т философии РАН. —
М.: Наука, 2006. 329с.
57. Щербаков В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество.
(Проблемы руководства изобразительным творчеством детей.) - М.: Просвещение, 1969. 170c.
58. В.С. Щербаков и его ученики. К 100-летию художника-педагога / Ред.- сост. Н.Н. Фомина. - М.: Искусство и образование, 2005. 105с.
59. Щипанов А.С.. Художнику - любителю. - М. : Советский
художник.1970. 168с.
60.Oxford Dictionary of Psychology / Ed. A. Rebera, 2002 https://en.oxforddictionaries.com/definition/landscape (дата обращения:
26.012.2018).