Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К РАСШИРЕНИЮ КУЛЬТУРНОГО ПОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1. Понятие культурного поля в ряду смежных понятий. Определение
культурного поля в трудах М. П. Воюшиной 9
1.2. Мотивация к расширению культурного поля как педагогическая проблема 13
1.3. Использование сопоставительного анализа на уроках литературного чтения 21
Выводы по Главе 1 27
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ МОТИВАЦИИ К РАСШИРЕНИЮ КУЛЬТУРНОГО ПОЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Определение актуального уровня мотивации к расширению
культурного поля у младших школьников (констатирующий эксперимент) 29
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 44
2.3. Второй констатирующий срез. Анализ результатов 87
Выводы по Главе 2 96
Заключение 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 101
ПРИЛОЖЕНИЯ
Ныне действующий Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает следующие характеристики выпускника начальной школы:
. любящий свой народ, свой край и свою Родину;
. уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
. любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
. владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
. доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Если обобщить вышеперечисленные положения, то ФГОС предполагает воспитание культурной личности.
Но что предполагает культура личности?
В словаре по педагогике Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирова дается два толкования понятию «культура личности». Во - первых, культура личности - это «уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований». Во-вторых, культура личности - это «совокупность социальных компетенций: политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов; компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе (понимание различий между представителями культур, уважение друг к другу, способность жить с людьми других культур, языков и религий); компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, несколькими языками; компетенции, связанные с владениями новыми информационными технологиями; компетенции, реализующие способность и потребность учиться всю жизнь». Также в словаре указывается, что «культура личности формируется в процессе воспитания и обучения, под влиянием социальной среды и личной потребности в постоянном развитии и совершенствовании». [23, С. 47]
Очевидно, что культура личности - понятие достаточно объемное и включает в себя много составляющих. Но важным является то, что культурная личность - это личность эрудированная, с развитым интеллектом, с широким кругозором.
Актуальность исследования. Мы живем в динамично изменяющемся мире. Информационные технологии проникли во все сферы деятельности и в образовательную сферу в том числе. И, разумеется, сформировали определенные тенденции в школьном образовании.
М.П. Воюшина в статье «Вызовы времени и учебники нового поколения по литературному чтению» (2007) выделяет следующие тенденции:
• Условия жизни в постиндустриальном информационном обществе смещают акцент школьного образования с передачи информации на обучение ее получению, обработке, интерпретации, использованию, т. е. на превращение информации в знание, окрашенное ценностным смыслом.
• Сочетание достижений технического прогресса с коммерционализацией всех сфер жизни существенно повышает возможности среды в формировании стереотипов поведения и усиливает прежде всего ее негативное влияние на ценностные ориентации подрастающего поколения.
• Социальное расслоение общества, рыночные отношения ведут к повышению личной ответственности за свою судьбу, что требует самостоятельности, инициативности, мобильности.
• Повышение ответственности человека за последствия его воздействия на природу вызывает необходимость экологического воспитания, понимания взаимосвязи природных процессов.
• Интеграционные' процессы в науке и образовании рождают необходимость овладения системным мышлением, потребность в формировании единой картины мира.
Если обобщить все это, то видно, что на первый план выходит проблема повышения ответственности человека за самого себя, за то, как сложится его жизнь и жизнь тех, кто от него зависит, за свой внутренний мир, за свои нравственные ориентиры, за свой культурный уровень.
Важно сказать, что информационные' технологии и технический прогресс повлияли и на среду, в которой формируется личность ребенка. Речь идет о компьютерных играх, кинофильмах и телепередачах, в которых активно пропагандируется насилие. И к великому сожалению, приходится констатировать, что пошатнулись и нравственные устои: героем уже считается не тот, кто спешит на помощь ближнему, а тот, кто не побрезгует «пойти по головам» ради достижения поставленной цели.
Почему так происходит?
М.П. Воюшина в вышеназванной статье выделяет следующие причины.
Во-первых, на это влияет абсолютизация роли научного познания мира, неуделение должного внимания гуманитарной сфере образования в целом и художественному способу познания в частности, и как следствие — недооценка важности эмоциональных переживаний в становлении личности.
Во-вторых, чрезмерная логизация материала для младшего школьного возраста. 3нания, преподносимые в школе и необходимые младшему школьнику с точки зрения взрослого педагога, следующего логике науки, часто оказываются не востребованными повседневной детской жизнью и потому недейственными. Следовательно, школа и жизнь все больше расходятся.
На основании этих причин Воюшина говорит о необходимости создания новых учебников, которые помогут ликвидировать названные «минусы».
М. П. Воюшина вводит понятие «культурное поле». По ее мнению, наряду с литературным развитием, литературное образование должно способствовать формированию культурного поля школьника как того пространства культуры, которое осваивает (присваивает) ребенок и в котором действуют силы, создающие это пространство. [5, С.54]
Понятие «культурное поле» отнюдь не исчерпывается большим объемом знаний — широким культурным кругозором. Смысл его введения в том, чтобы выйти на иной — поведенческий уровень, выйти, с одной стороны, за рамки урока, рамки обязательной учебной деятельности, с другой стороны, за рамки одного школьного предмета, преодолеть разрыв между школьным обучением и жизнью ребенка, дать возможность получить опыт творческой самостоятельной культуросообразной созидательной деятельности. Если литературное развитие — цель именно литературного образования, то становление культурного поля ребенка — задача всего образовательного процесса, решаемая на разных школьных дисциплинах, в том числе и на уроках литературного чтения.
Формирование культурного поля личности происходит за счет стимулирования активности, мотивированности на изучение, сохранения и создания культурных ценностей.
Формирование культурного поля личности предполагает, прежде всего, создание ситуаций, побуждающих ребенка к поступку, к активной деятельности, в процессе которой формируется личность как целостное существо, вырабатываются потребности, устанавливается их иерархия. Таким образом, можно сказать, что культурное поле — это совокупность потребностей, ценностей, мотивов, интересов, знаний, умений, которая проявляется в активности, при которой личностно значимые цели являются и общественно полезными.
Цель исследования: установить, как способствовать повышению мотивации к расширению культурного поля младшего школьника на уроках литературного чтения.
Объект исследования: процесс повышения мотивации к расширению культурного поля у младших школьников.
Предмет исследования: сопоставительный анализ различных произведений искусства как средство повышения мотивации к расширению культурного поля у младших школьников.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Разработать диагностический комплекс упражнений по выявлению мотивов к расширению культурного поля младших школьников.
3. Описать, какие мотивы определяют включение младшего школьника в пространство художественной культуры.
4. Установить, на каком уровне мотивации к расширению культурного поля находятся учащиеся третьих классов.
5. Разработать и апробировать серию занятий по литературному чтению, направленных на повышение мотивации к расширению культурного поля.
Гипотеза исследования: сопоставительный анализ различных произведений искусства будет способствовать повышению мотивации к расширению культурного поля младших школьников, если:
о использовать его на уроках литературного чтения систематически,
о для сопоставления использовать литературные' произведения разных авторов, схожие по тематике, проблематике и сюжету, но различающиеся идейно либо по форме,
о произведение, взятое для сопоставления с литературным произведением (иллюстрация, рисунок, музыкальный отрывок и др.) будет отвечать эстетическому принципу, то есть будет полноценным произведением искусства, о произведение, взятое для сопоставления с литературным текстом, будет вызывать у учащихся яркие эмоциональные реакции.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Тестирование.
3. Анкетирование.
4. Методы математической обработки данных.
База исследования: 3 класс СОШ №76 города Красноярска.
В условиях сегодняшней жизни от человека требуется умение ориентироваться в информационном пространстве и выбирать из него то, что ему нужно, и это нужное осваивать. Из этого следует, что инициативность и самостоятельность - качества, определяющие успешного человека.
Задача школы - помочь учащимся занять достойное место в жизни, мотивировать их на включение в то пространство, которое способно их внутренне обогатить. Отсюда вытекает неоспоримая значимость введённого М. П. Воюшиной термина «культурное поле» как того пространства культуры, которое присваивает личность. Получается, школа должна стремиться мотивировать учеников к расширению культурного поля.
В результате исследования мы убедились, что сопоставительный анализ различных произведений искусства будет способствовать повышению мотивации к расширению культурного поля младших школьников, если:
• использовать его на уроках литературного чтения систематически,
• для сопоставления использовать литературные произведения разных авторов, схожие по тематике, проблематике и сюжету, но различающиеся идейно либо по форме,
• произведение, взятое для сопоставления с литературным произведением (иллюстрация, рисунок, музыкальный отрывок и др.) будет отвечать эстетическому принципу, то есть будет полноценным произведением искусства,
• произведение, взятое для сопоставления с литературным текстом, будет вызывать у учащихся яркие эмоциональные реакции.
Задачей констатирующего этапа исследования было выявление характера мотивации (положительная/отрицательная, внешняя/внутренняя) и приоритета мотивов по включению школьников в пространство художественной культуры. Так как понятие «культурное поле» новое в педагогике, мы были вынуждены разработать методику «Закончи предложение» и подкорректировать методику М. В. Матюхиной по выявлению познавательных мотивов в соответствии с задачами, которые стояли перед нами в рамках констатирующего эксперимента.
На этапе констатирующего эксперимента по результатам двух методик мы определили: положительная мотивация к приобщению к художественному пространству в 3 «А» выше, чем в 3 «Б»; в 3 «А» учащихся с внутренними мотивами больше, чем в 3 «Б»; в 3 «Б» мотив избегания неприятностей на 17 % выше, чем в 3 «А». Этот показатель может стать препятствием к расширению культурного поля школьника. На основании этих выводов 3 «А» стал контрольным классом, 3 «Б» - экспериментальным.
Основой программы формирующего эксперимента стал сопоставительный анализ произведений различных видов искусства. После формирующего эксперимента в 3 «Б» возросла положительная мотивация, увеличилось количество учащихся с внутренней мотивацией к расширению культурного поля. У детей возросли познавательные мотивы к приобщению к искусству, теперь они соприкасаются с художественным пространством из -за потребности в самоопределении и осознания, насколько престижно быть культурным человеком. Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, оказалась верной.
Взяв за основу формирующего эксперимента апробированные теоретические данные о сопоставительном анализе, и совместив их с нововведенным понятием «культурное поле», мы сумели добиться хороших результатов - учащиеся экспериментального класса, пусть и не все, почувствовали интерес к миру искусства. В этом заключается практическая значимость исследования.
1. Адамович Е.А., Яковлева В.И. Чтение в начальных классах. - М.: Просвещение, 1967. - 263 с.
2. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. - М. : Просвещение, 1976. - 375 с.
3. Баран Н. Ю. Формирование целостного эстетического представления об окружающем мире // Начальная школа. - 2005. №7. - С. 57-61.
4. Беленькая Л.И. Ребенок и книга: О читателе восьми - девяти лет. - М.: Книга, 1969. - 167 с.
5. Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд-е. СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998. - 960 с.
6. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб. Пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, С. Н. Бройтман и др. / Под ред. Л. В. Чернец. - М.: Высш. Шк.; Издательский центр «Академия», 2000. - 556 с.
7. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - Л.,1940. - 375 с.
8. Воюшина М. П. Вызовы времени и учебники нового поколения по литературному чтению / М. П. Воюшина // Вестник Герценовского университета. - 2007. - С.52-55.
9. Воюшина М. П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников. Монография / М. П. Воюшина. - Санкт- Петербург: Сударыня, 2007. - 320 с.
10. Гуревич П. Словарь по культурологии. - 1996. - 478 с.
11. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. - М., 1978. - С. 243 - 266.
12.Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Труды всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию . - М.: 1949. - С. 234 -247.
13. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред.Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. - М., 2002. - 46 с.
14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. - 512 с.
15. Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. - М., “Просвещение”, 1984.- 496 с.
16. Кашкаров А. П. Личностный интерес ребенка // Вестник детской литературы. Выпуск 2. - СПб:, 2011.
17. Кривцова, С. Н. Как находить привлекательные моменты в том, что делать нужно / С. Н. Кривцова // Школьный психолог. - 2001. - № 6. - С.8-19.
18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учеб. Пособ. - М.: Из-во РОУ, 1996. - 180 с.
19. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: Пособие для учителей, психологов. - М., 2005. - 102 с.
20. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - М.: Прогресс, 1972. - 514 с.
21. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя / А. К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
22. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М. 2005. - 126 с.
23. Маркова, А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности / А. К. Маркова // Вопросы психологии. - 1980. - № 5. - С.47-59.
24. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. - М.: Педагогика. 1984. - 144 с.
25. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах / Российский государственный гуманитарный университет. - М., 1994. - 136 с.
26. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
27. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Кудина Г.Н. Ступеньки к творчеству. - М.: Педагогика. 1987. - 126 с.
28. Методика обучения литературному чтению: учебник: [для студентов высших учебных заведений по направлению "Педагогическое образование" / М. П. Воюшина и др.]; под ред. М. П. Воюшиной. - 2-е издание, исправленное. - Москва: Академия, 2013. - 283 с.
29. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко . — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.
30. Молдавская Н.Д. Формирование читательских умений или развитие читателя? // Литература в школе - 1977. - N 6. - С. 42-48.
31. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М.: Педагогика, 1976. - 224 с.
32. Молдавская Н.Д. Воспитание читателя в школе. - М.: Просвещение, 1968. - 127 с.
33. Мотивация учения / Под ред. М.В. Матюхиной. Волгоград. 2006.
34. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии. - 3-е издание. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006 . - 688 С.
35. Нехлопочина А. Н. Педагогические условия взаимодействия видов искусства // Начальная школа. 2010. №11. С. 110-112.
36. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы
школьниками. - М.: Учпедгиз, 1959. - 206 с.
37. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы.
- М.: Книга, 1972. - 152 с.
38.Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1996. - 360 с.
39.Ожегов С. И.Толковый словарь русского языка: 75500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - Москва: Азъ, 1993. - 956 с.
40. Пропп В.Я. Морфология сказки. Л.,1928.
41. Рожина Л.Н. Психология восприятия литературного героя школьниками (II - VII кл.). - М.: Педагогика, 1977. - 176 с.
42. Рыжкова Т. В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 416 с.
43. Словарь по педагогике. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. - М.: 2005. - 448 с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Вестник образования России. - 2009. - № 2. - С. 47.