ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К РАСШИРЕНИЮ КУЛЬТУРНОГО ПОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА
|
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К РАСШИРЕНИЮ КУЛЬТУРНОГО ПОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1. Понятие культурного поля в ряду смежных понятий. Определение
культурного поля в трудах М. П. Воюшиной 9
1.2. Мотивация к расширению культурного поля как педагогическая проблема 13
1.3. Использование сопоставительного анализа на уроках литературного чтения 21
Выводы по Главе 1 27
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ МОТИВАЦИИ К РАСШИРЕНИЮ КУЛЬТУРНОГО ПОЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Определение актуального уровня мотивации к расширению
культурного поля у младших школьников (констатирующий эксперимент) 29
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 44
2.3. Второй констатирующий срез. Анализ результатов 87
Выводы по Главе 2 96
Заключение 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 101
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К РАСШИРЕНИЮ КУЛЬТУРНОГО ПОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1. Понятие культурного поля в ряду смежных понятий. Определение
культурного поля в трудах М. П. Воюшиной 9
1.2. Мотивация к расширению культурного поля как педагогическая проблема 13
1.3. Использование сопоставительного анализа на уроках литературного чтения 21
Выводы по Главе 1 27
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ МОТИВАЦИИ К РАСШИРЕНИЮ КУЛЬТУРНОГО ПОЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Определение актуального уровня мотивации к расширению
культурного поля у младших школьников (констатирующий эксперимент) 29
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 44
2.3. Второй констатирующий срез. Анализ результатов 87
Выводы по Главе 2 96
Заключение 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 101
ПРИЛОЖЕНИЯ
Ныне действующий Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает следующие характеристики выпускника начальной школы:
. любящий свой народ, свой край и свою Родину;
. уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
. любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
. владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
. доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Если обобщить вышеперечисленные положения, то ФГОС предполагает воспитание культурной личности.
Но что предполагает культура личности?
В словаре по педагогике Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирова дается два толкования понятию «культура личности». Во - первых, культура личности - это «уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований». Во-вторых, культура личности - это «совокупность социальных компетенций: политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов; компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе (понимание различий между представителями культур, уважение друг к другу, способность жить с людьми других культур, языков и религий); компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, несколькими языками; компетенции, связанные с владениями новыми информационными технологиями; компетенции, реализующие способность и потребность учиться всю жизнь». Также в словаре указывается, что «культура личности формируется в процессе воспитания и обучения, под влиянием социальной среды и личной потребности в постоянном развитии и совершенствовании». [23, С. 47]
Очевидно, что культура личности - понятие достаточно объемное и включает в себя много составляющих. Но важным является то, что культурная личность - это личность эрудированная, с развитым интеллектом, с широким кругозором.
Актуальность исследования. Мы живем в динамично изменяющемся мире. Информационные технологии проникли во все сферы деятельности и в образовательную сферу в том числе. И, разумеется, сформировали определенные тенденции в школьном образовании.
М.П. Воюшина в статье «Вызовы времени и учебники нового поколения по литературному чтению» (2007) выделяет следующие тенденции:
• Условия жизни в постиндустриальном информационном обществе смещают акцент школьного образования с передачи информации на обучение ее получению, обработке, интерпретации, использованию, т. е. на превращение информации в знание, окрашенное ценностным смыслом.
• Сочетание достижений технического прогресса с коммерционализацией всех сфер жизни существенно повышает возможности среды в формировании стереотипов поведения и усиливает прежде всего ее негативное влияние на ценностные ориентации подрастающего поколения.
• Социальное расслоение общества, рыночные отношения ведут к повышению личной ответственности за свою судьбу, что требует самостоятельности, инициативности, мобильности.
• Повышение ответственности человека за последствия его воздействия на природу вызывает необходимость экологического воспитания, понимания взаимосвязи природных процессов.
• Интеграционные' процессы в науке и образовании рождают необходимость овладения системным мышлением, потребность в формировании единой картины мира.
Если обобщить все это, то видно, что на первый план выходит проблема повышения ответственности человека за самого себя, за то, как сложится его жизнь и жизнь тех, кто от него зависит, за свой внутренний мир, за свои нравственные ориентиры, за свой культурный уровень.
Важно сказать, что информационные' технологии и технический прогресс повлияли и на среду, в которой формируется личность ребенка. Речь идет о компьютерных играх, кинофильмах и телепередачах, в которых активно пропагандируется насилие. И к великому сожалению, приходится констатировать, что пошатнулись и нравственные устои: героем уже считается не тот, кто спешит на помощь ближнему, а тот, кто не побрезгует «пойти по головам» ради достижения поставленной цели.
Почему так происходит?
М.П. Воюшина в вышеназванной статье выделяет следующие причины.
Во-первых, на это влияет абсолютизация роли научного познания мира, неуделение должного внимания гуманитарной сфере образования в целом и художественному способу познания в частности, и как следствие — недооценка важности эмоциональных переживаний в становлении личности.
Во-вторых, чрезмерная логизация материала для младшего школьного возраста. 3нания, преподносимые в школе и необходимые младшему школьнику с точки зрения взрослого педагога, следующего логике науки, часто оказываются не востребованными повседневной детской жизнью и потому недейственными. Следовательно, школа и жизнь все больше расходятся.
На основании этих причин Воюшина говорит о необходимости создания новых учебников, которые помогут ликвидировать названные «минусы».
М. П. Воюшина вводит понятие «культурное поле». По ее мнению, наряду с литературным развитием, литературное образование должно способствовать формированию культурного поля школьника как того пространства культуры, которое осваивает (присваивает) ребенок и в котором действуют силы, создающие это пространство. [5, С.54]
Понятие «культурное поле» отнюдь не исчерпывается большим объемом знаний — широким культурным кругозором. Смысл его введения в том, чтобы выйти на иной — поведенческий уровень, выйти, с одной стороны, за рамки урока, рамки обязательной учебной деятельности, с другой стороны, за рамки одного школьного предмета, преодолеть разрыв между школьным обучением и жизнью ребенка, дать возможность получить опыт творческой самостоятельной культуросообразной созидательной деятельности. Если литературное развитие — цель именно литературного образования, то становление культурного поля ребенка — задача всего образовательного процесса, решаемая на разных школьных дисциплинах, в том числе и на уроках литературного чтения.
Формирование культурного поля личности происходит за счет стимулирования активности, мотивированности на изучение, сохранения и создания культурных ценностей.
Формирование культурного поля личности предполагает, прежде всего, создание ситуаций, побуждающих ребенка к поступку, к активной деятельности, в процессе которой формируется личность как целостное существо, вырабатываются потребности, устанавливается их иерархия. Таким образом, можно сказать, что культурное поле — это совокупность потребностей, ценностей, мотивов, интересов, знаний, умений, которая проявляется в активности, при которой личностно значимые цели являются и общественно полезными.
Цель исследования: установить, как способствовать повышению мотивации к расширению культурного поля младшего школьника на уроках литературного чтения.
Объект исследования: процесс повышения мотивации к расширению культурного поля у младших школьников.
Предмет исследования: сопоставительный анализ различных произведений искусства как средство повышения мотивации к расширению культурного поля у младших школьников.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Разработать диагностический комплекс упражнений по выявлению мотивов к расширению культурного поля младших школьников.
3. Описать, какие мотивы определяют включение младшего школьника в пространство художественной культуры.
4. Установить, на каком уровне мотивации к расширению культурного поля находятся учащиеся третьих классов.
5. Разработать и апробировать серию занятий по литературному чтению, направленных на повышение мотивации к расширению культурного поля.
Гипотеза исследования: сопоставительный анализ различных произведений искусства будет способствовать повышению мотивации к расширению культурного поля младших школьников, если:
о использовать его на уроках литературного чтения систематически,
о для сопоставления использовать литературные' произведения разных авторов, схожие по тематике, проблематике и сюжету, но различающиеся идейно либо по форме,
о произведение, взятое для сопоставления с литературным произведением (иллюстрация, рисунок, музыкальный отрывок и др.) будет отвечать эстетическому принципу, то есть будет полноценным произведением искусства, о произведение, взятое для сопоставления с литературным текстом, будет вызывать у учащихся яркие эмоциональные реакции.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Тестирование.
3. Анкетирование.
4. Методы математической обработки данных.
База исследования: 3 класс СОШ №76 города Красноярска.
. любящий свой народ, свой край и свою Родину;
. уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
. любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
. владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
. доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Если обобщить вышеперечисленные положения, то ФГОС предполагает воспитание культурной личности.
Но что предполагает культура личности?
В словаре по педагогике Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирова дается два толкования понятию «культура личности». Во - первых, культура личности - это «уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований». Во-вторых, культура личности - это «совокупность социальных компетенций: политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов; компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе (понимание различий между представителями культур, уважение друг к другу, способность жить с людьми других культур, языков и религий); компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, несколькими языками; компетенции, связанные с владениями новыми информационными технологиями; компетенции, реализующие способность и потребность учиться всю жизнь». Также в словаре указывается, что «культура личности формируется в процессе воспитания и обучения, под влиянием социальной среды и личной потребности в постоянном развитии и совершенствовании». [23, С. 47]
Очевидно, что культура личности - понятие достаточно объемное и включает в себя много составляющих. Но важным является то, что культурная личность - это личность эрудированная, с развитым интеллектом, с широким кругозором.
Актуальность исследования. Мы живем в динамично изменяющемся мире. Информационные технологии проникли во все сферы деятельности и в образовательную сферу в том числе. И, разумеется, сформировали определенные тенденции в школьном образовании.
М.П. Воюшина в статье «Вызовы времени и учебники нового поколения по литературному чтению» (2007) выделяет следующие тенденции:
• Условия жизни в постиндустриальном информационном обществе смещают акцент школьного образования с передачи информации на обучение ее получению, обработке, интерпретации, использованию, т. е. на превращение информации в знание, окрашенное ценностным смыслом.
• Сочетание достижений технического прогресса с коммерционализацией всех сфер жизни существенно повышает возможности среды в формировании стереотипов поведения и усиливает прежде всего ее негативное влияние на ценностные ориентации подрастающего поколения.
• Социальное расслоение общества, рыночные отношения ведут к повышению личной ответственности за свою судьбу, что требует самостоятельности, инициативности, мобильности.
• Повышение ответственности человека за последствия его воздействия на природу вызывает необходимость экологического воспитания, понимания взаимосвязи природных процессов.
• Интеграционные' процессы в науке и образовании рождают необходимость овладения системным мышлением, потребность в формировании единой картины мира.
Если обобщить все это, то видно, что на первый план выходит проблема повышения ответственности человека за самого себя, за то, как сложится его жизнь и жизнь тех, кто от него зависит, за свой внутренний мир, за свои нравственные ориентиры, за свой культурный уровень.
Важно сказать, что информационные' технологии и технический прогресс повлияли и на среду, в которой формируется личность ребенка. Речь идет о компьютерных играх, кинофильмах и телепередачах, в которых активно пропагандируется насилие. И к великому сожалению, приходится констатировать, что пошатнулись и нравственные устои: героем уже считается не тот, кто спешит на помощь ближнему, а тот, кто не побрезгует «пойти по головам» ради достижения поставленной цели.
Почему так происходит?
М.П. Воюшина в вышеназванной статье выделяет следующие причины.
Во-первых, на это влияет абсолютизация роли научного познания мира, неуделение должного внимания гуманитарной сфере образования в целом и художественному способу познания в частности, и как следствие — недооценка важности эмоциональных переживаний в становлении личности.
Во-вторых, чрезмерная логизация материала для младшего школьного возраста. 3нания, преподносимые в школе и необходимые младшему школьнику с точки зрения взрослого педагога, следующего логике науки, часто оказываются не востребованными повседневной детской жизнью и потому недейственными. Следовательно, школа и жизнь все больше расходятся.
На основании этих причин Воюшина говорит о необходимости создания новых учебников, которые помогут ликвидировать названные «минусы».
М. П. Воюшина вводит понятие «культурное поле». По ее мнению, наряду с литературным развитием, литературное образование должно способствовать формированию культурного поля школьника как того пространства культуры, которое осваивает (присваивает) ребенок и в котором действуют силы, создающие это пространство. [5, С.54]
Понятие «культурное поле» отнюдь не исчерпывается большим объемом знаний — широким культурным кругозором. Смысл его введения в том, чтобы выйти на иной — поведенческий уровень, выйти, с одной стороны, за рамки урока, рамки обязательной учебной деятельности, с другой стороны, за рамки одного школьного предмета, преодолеть разрыв между школьным обучением и жизнью ребенка, дать возможность получить опыт творческой самостоятельной культуросообразной созидательной деятельности. Если литературное развитие — цель именно литературного образования, то становление культурного поля ребенка — задача всего образовательного процесса, решаемая на разных школьных дисциплинах, в том числе и на уроках литературного чтения.
Формирование культурного поля личности происходит за счет стимулирования активности, мотивированности на изучение, сохранения и создания культурных ценностей.
Формирование культурного поля личности предполагает, прежде всего, создание ситуаций, побуждающих ребенка к поступку, к активной деятельности, в процессе которой формируется личность как целостное существо, вырабатываются потребности, устанавливается их иерархия. Таким образом, можно сказать, что культурное поле — это совокупность потребностей, ценностей, мотивов, интересов, знаний, умений, которая проявляется в активности, при которой личностно значимые цели являются и общественно полезными.
Цель исследования: установить, как способствовать повышению мотивации к расширению культурного поля младшего школьника на уроках литературного чтения.
Объект исследования: процесс повышения мотивации к расширению культурного поля у младших школьников.
Предмет исследования: сопоставительный анализ различных произведений искусства как средство повышения мотивации к расширению культурного поля у младших школьников.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Разработать диагностический комплекс упражнений по выявлению мотивов к расширению культурного поля младших школьников.
3. Описать, какие мотивы определяют включение младшего школьника в пространство художественной культуры.
4. Установить, на каком уровне мотивации к расширению культурного поля находятся учащиеся третьих классов.
5. Разработать и апробировать серию занятий по литературному чтению, направленных на повышение мотивации к расширению культурного поля.
Гипотеза исследования: сопоставительный анализ различных произведений искусства будет способствовать повышению мотивации к расширению культурного поля младших школьников, если:
о использовать его на уроках литературного чтения систематически,
о для сопоставления использовать литературные' произведения разных авторов, схожие по тематике, проблематике и сюжету, но различающиеся идейно либо по форме,
о произведение, взятое для сопоставления с литературным произведением (иллюстрация, рисунок, музыкальный отрывок и др.) будет отвечать эстетическому принципу, то есть будет полноценным произведением искусства, о произведение, взятое для сопоставления с литературным текстом, будет вызывать у учащихся яркие эмоциональные реакции.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Тестирование.
3. Анкетирование.
4. Методы математической обработки данных.
База исследования: 3 класс СОШ №76 города Красноярска.
В условиях сегодняшней жизни от человека требуется умение ориентироваться в информационном пространстве и выбирать из него то, что ему нужно, и это нужное осваивать. Из этого следует, что инициативность и самостоятельность - качества, определяющие успешного человека.
Задача школы - помочь учащимся занять достойное место в жизни, мотивировать их на включение в то пространство, которое способно их внутренне обогатить. Отсюда вытекает неоспоримая значимость введённого М. П. Воюшиной термина «культурное поле» как того пространства культуры, которое присваивает личность. Получается, школа должна стремиться мотивировать учеников к расширению культурного поля.
В результате исследования мы убедились, что сопоставительный анализ различных произведений искусства будет способствовать повышению мотивации к расширению культурного поля младших школьников, если:
• использовать его на уроках литературного чтения систематически,
• для сопоставления использовать литературные произведения разных авторов, схожие по тематике, проблематике и сюжету, но различающиеся идейно либо по форме,
• произведение, взятое для сопоставления с литературным произведением (иллюстрация, рисунок, музыкальный отрывок и др.) будет отвечать эстетическому принципу, то есть будет полноценным произведением искусства,
• произведение, взятое для сопоставления с литературным текстом, будет вызывать у учащихся яркие эмоциональные реакции.
Задачей констатирующего этапа исследования было выявление характера мотивации (положительная/отрицательная, внешняя/внутренняя) и приоритета мотивов по включению школьников в пространство художественной культуры. Так как понятие «культурное поле» новое в педагогике, мы были вынуждены разработать методику «Закончи предложение» и подкорректировать методику М. В. Матюхиной по выявлению познавательных мотивов в соответствии с задачами, которые стояли перед нами в рамках констатирующего эксперимента.
На этапе констатирующего эксперимента по результатам двух методик мы определили: положительная мотивация к приобщению к художественному пространству в 3 «А» выше, чем в 3 «Б»; в 3 «А» учащихся с внутренними мотивами больше, чем в 3 «Б»; в 3 «Б» мотив избегания неприятностей на 17 % выше, чем в 3 «А». Этот показатель может стать препятствием к расширению культурного поля школьника. На основании этих выводов 3 «А» стал контрольным классом, 3 «Б» - экспериментальным.
Основой программы формирующего эксперимента стал сопоставительный анализ произведений различных видов искусства. После формирующего эксперимента в 3 «Б» возросла положительная мотивация, увеличилось количество учащихся с внутренней мотивацией к расширению культурного поля. У детей возросли познавательные мотивы к приобщению к искусству, теперь они соприкасаются с художественным пространством из -за потребности в самоопределении и осознания, насколько престижно быть культурным человеком. Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, оказалась верной.
Взяв за основу формирующего эксперимента апробированные теоретические данные о сопоставительном анализе, и совместив их с нововведенным понятием «культурное поле», мы сумели добиться хороших результатов - учащиеся экспериментального класса, пусть и не все, почувствовали интерес к миру искусства. В этом заключается практическая значимость исследования.
Задача школы - помочь учащимся занять достойное место в жизни, мотивировать их на включение в то пространство, которое способно их внутренне обогатить. Отсюда вытекает неоспоримая значимость введённого М. П. Воюшиной термина «культурное поле» как того пространства культуры, которое присваивает личность. Получается, школа должна стремиться мотивировать учеников к расширению культурного поля.
В результате исследования мы убедились, что сопоставительный анализ различных произведений искусства будет способствовать повышению мотивации к расширению культурного поля младших школьников, если:
• использовать его на уроках литературного чтения систематически,
• для сопоставления использовать литературные произведения разных авторов, схожие по тематике, проблематике и сюжету, но различающиеся идейно либо по форме,
• произведение, взятое для сопоставления с литературным произведением (иллюстрация, рисунок, музыкальный отрывок и др.) будет отвечать эстетическому принципу, то есть будет полноценным произведением искусства,
• произведение, взятое для сопоставления с литературным текстом, будет вызывать у учащихся яркие эмоциональные реакции.
Задачей констатирующего этапа исследования было выявление характера мотивации (положительная/отрицательная, внешняя/внутренняя) и приоритета мотивов по включению школьников в пространство художественной культуры. Так как понятие «культурное поле» новое в педагогике, мы были вынуждены разработать методику «Закончи предложение» и подкорректировать методику М. В. Матюхиной по выявлению познавательных мотивов в соответствии с задачами, которые стояли перед нами в рамках констатирующего эксперимента.
На этапе констатирующего эксперимента по результатам двух методик мы определили: положительная мотивация к приобщению к художественному пространству в 3 «А» выше, чем в 3 «Б»; в 3 «А» учащихся с внутренними мотивами больше, чем в 3 «Б»; в 3 «Б» мотив избегания неприятностей на 17 % выше, чем в 3 «А». Этот показатель может стать препятствием к расширению культурного поля школьника. На основании этих выводов 3 «А» стал контрольным классом, 3 «Б» - экспериментальным.
Основой программы формирующего эксперимента стал сопоставительный анализ произведений различных видов искусства. После формирующего эксперимента в 3 «Б» возросла положительная мотивация, увеличилось количество учащихся с внутренней мотивацией к расширению культурного поля. У детей возросли познавательные мотивы к приобщению к искусству, теперь они соприкасаются с художественным пространством из -за потребности в самоопределении и осознания, насколько престижно быть культурным человеком. Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, оказалась верной.
Взяв за основу формирующего эксперимента апробированные теоретические данные о сопоставительном анализе, и совместив их с нововведенным понятием «культурное поле», мы сумели добиться хороших результатов - учащиеся экспериментального класса, пусть и не все, почувствовали интерес к миру искусства. В этом заключается практическая значимость исследования.



