Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Террористическая группировка «ИГИЛ» как сфера-мишень метафористической экспансии в лингвистике и переводе

Работа №15644

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы99 стр.
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
737
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования 8
1.1. Концептуальная метафора и ее функции 8
1.2. Классификация метафор 16
1.3. Политический дискурс в СМИ 27
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. Анализ отобранного корпуса единиц 34
2.1. Анализ антропоморфной метафоры 36
2.2. Анализ социоморфной метафоры 42
2.3. Анализ природоморфной метафоры 50
2.4. Анализ артефактной метафоры 54
2.5. Сопоставительный анализ метафор в русскоязычной и англоязычной
прессе 58
Выводы по главе 2 63
Заключение 65
Список используемой литературы 68
Приложение 1 77
Приложение 2 88


Данное исследование посвящено изучению террористической группировки ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта, деятельность, которой запрещена в Российской Федерации по решению Верховного Суда), как сферы - мишени в русскоязычных и англоязычных СМИ.
Актуальность исследования. Наше время принято называть эпохой информации, где знание и обладание являются главными ценностями. Согласно А.Н. Ротшильду, тот, кто обладает информацией, обладает миром. СМИ не только отражает информационную картину мира, но и участвует в ее формировании и распространении, выступая важным инструментом влияния на социально-политическую жизнь общества. Интенсивное развитие средств массовой информации способствует повышению вниманию к масс-медиа, яркой деталью которого в последние годы стала метафоричность. И теория метафоры в последнее время стала едва ли не ведущим направлением когнитивистики, психолингвистики и лингвокульторологии. Важнейшим объектом исследования в когнитивной лингвистике являются концепты. Концепты - это ментальные сущности человеческого мышления, которые отражают национально-культурные представления об окружающем мире. Разная природа реалий обуславливает их различное отображение в сознании, они представлены в виде наглядных образов, «наивных понятий», символов. Когнитивизм - это наука о знании и познании, о восприятии мира
человеческим сознанием.
Когнитивная теория метафоры переосмысливает традиционное понятие метафоры. Под концептуальной метафорой понимается способ думать об одной области сквозь призму другой. Метафора часто используется в прессе при освещении событий, играющих большую роль в жизни общества. Особый интерес представляют исследования метафорических картин мира, характерных для различных, лингвокультурных сообществ.
Политическая метафора занимает особое место в дискурсе СМИ. Такая метафора стремится уподобить аудиторию своей системе образов, символов, формирую необходимые категории новых концептов в сознании индивида.
В современной теории и практике когнитивного изучения политической метафоры важную роль играет классическое исследование Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Metaphors we live by» («Метафоры, которыми мы живем»), которое было опубликовано в 1980 году. Исследователи метафоры, такие как Л.М. Алексеева, Э.В. Будаев, А.М. Стрельников, Ф.П. Чудинов, Е.И Шейгал и др., едины во мнении, что политическая метафора - значимый инструмент манипуляции общественным сознанием.
В последние годы в российской лингвистике появились работы по изучению концептуальной политической метафоры, которые могут быть объединены общей темой: "страна глазами жителей другой страны". Среди таких работ можно назвать диссертационные исследования О.А. Гришиной «Актуализация концепта Америка в современном русском языке (на материале публицистических текстов)», [Гришина, 2004] О.А. Куданкиной «Актуализация концепта Германия в российской публицистике», [Куданкина, 2005] О.Г. Орловой «Актуализация концепта "Russia" ("Россия") в американской публицистике», [Орлова, 2005] и др. Особую важность составляют сопоставительные исследования способов концептуализации разных стран, например, России и Франции. [Шаова, 2005]
Сопоставительные исследования метафорической репрезентации мира разными народами способствуют выявлению универсальных и национально специфичных метафорических моделей, что позволяет изучать ментальный мир человека и общества, с одной стороны, и особенности национального сознания, с другой (А. Н. Баранов, М. Джонсон, Ю. Н. Караулов, Дж. Лакофф, А. П. Чудинов).
Несомненно, что каждый новый поворот в историческом развитии общества влияет на языковую картину мира и приводит к определенной языковой «перестройке». Концептуальные метафоры и символы создают
свой особый набор лексического, когнитивного инструментария. Концептуальные метафоры, как зеркало отражают общественное сознание, они предлагают некий выход в период сложных ситуаций, кризисов и исторических переворотов, формируют новый тип поведения и самосознания. (А. Н. Баранов, Ю. Н. Караулов, Дж. Лакофф, М. Джонсон, А. П. Чудинов и др.)
В последнее время главное темой международных СМИ является так называемое Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ) - экстремистское, террористическое движение, запрещенное в России с декабря 2014 года. Отметим, что в семантическую опору данного явления также входят следующие названия: Исламское государстео(фле Islamic State), ISIS (the Islamic state of Iraq and the Levant), ISIL (the Islamic state of Iraq and Syria). Терроризм превратился в одну их самых острых и злободневных тем во всем мире, он представляет колоссальную угрозу мирному сосуществованию всего общества и разрушает ту систему ценностей, которая определяет человеческую жизнь. Терроризм - это «чума» XXI века.
В связи с этим представляется актуальность проведения исследовательской работы со сферой-мишенью ИГИЛ в русскоязычной и англоязычной прессе.
Цели и задачи исследования. Цель данной выпускной квалификационной работы бакалавра - провести сопоставительный анализ метафор, сферой-мишенью «ИГИЛ» как метафористической экспансии на материале русскоязычной и англоязычной прессы.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
1) изучить научную литературу по теме исследования, концептуальную метафору и ее функции, существующие классификации метафор, рассмотреть понятие дискурса и политический дискурс СМИ, методику исследования концептуальных метафор, объединяемых сферой- мишенью метафорической экспансии;
2) классифицировать отобранные метафоры; проанализировать отобранный материал; выявить сходства и различия метафорических моделей, выявить преобладающие типы метафор.
Объектом данного исследования являются метафоры в русскоязычной и англоязычной прессе со сферой - мишенью «ИГИЛ».
Предметом исследования является сопоставительный анализ метафорических единиц со сферой-мишенью «ИГИЛ» в русском и английском языке.
Материалом для исследования служат метафорические единицы, представленные в современных русскоязычных и англоязычных периодических изданиях.
Методы исследования. Для достижения поставленной цели в работе использован комплекс методов исследовательских приемов. В качестве основного применяется сопоставительный метод.
Научная новизна и теоретическая значимость. По нашим данным, сопоставительный анализ метафорических моделей со сферой-мишенью ИГИЛ проводится впервые.
Практическое значение данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что материалы и выводы могут быть использованы в курсах теории и практики перевода, стилистики, общего и сопоставительного языкознания.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического раздела и приложения.
Во Введении обосновывается актуальность исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, определены цели и задачи работы.
В первой главе «Концептуальная метафора и ее функции» дается определение метафоры, выделяются метафорические группы, рассматривается понятие дискурса, дается определение политического дискурса, а также характеристика концептуальных метафор объединенных сферой-мишенью метафорической экспансии.
Во второй главе «Анализ отобранного материала» рассматриваются метафоры со сферой - мишенью «ИГИЛ», а также производится анализ данных метафор.
В конце каждой главы предлагаются краткие выводы, а в Заключение работы приводятся основные выводы по теме исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящей выпускной квалификационной работе специалиста исследованы метафоры со сферой-мишенью «ИГИЛ» в русскоязычной и англоязычной прессе, выявлены основные разряды концептуальных метафор и специфика их употребления в русскоязычной и англоязычной прессе.
Материалом для исследования метафоры послужили, прежде всего, тексты, напечатанные в различных по политической позиции изданиях(1Ъе New York Times, The Daily BEAST, The Washington Post). Также особое внимание было уделено интернет ресурсам с различным рейтингом популярности и отличительным контентом.
Проведенное исследование позволяет сделать нам следующие выводы. Метафора широко используется в блогах как русскоязычной, так и в англоязычной прессе, пишущих о политике.
Интенсивное развитие информационных технологий, возрастающая роль СМИ, все большая театрализация политической деятельности способствует повышенному вниманию общества к политическим текстам, яркой приметой которых в последнее время стала возрастающая роль метафоры. Сегодня политическая метафора рассматривается как инструмент аргументации, обладающий сильным прагматическим эффектом.
Развитие когнитивной лингвистики привело к применению новых методов исследования национальных и индивидуальных картин мира. Среди этих методов особое значение придается методике метафорического моделирования, положенного в основу настоящего исследования.
На сегодняшний день не существует единой классификации метафорических моделей. Если сопоставить существующие описания метафорических моделей, то можно заметить, что, с одной стороны, во всех из них представлена характеристика наиболее частотных моделей, но вместе с тем, в каждом перечне есть модели, не затронутые в работах других авторов.
Представленные в настоящей выпускной квалификационной работе бакалавра материалы свидетельствуют о том, что наиболее часто в текстах СМИ используются четыре основных разряда моделей метафор, которые были выделены в монографии А.П. Чудинова: антропоморфная метафора, социоморфная метафора, метафора природы и артефактная метафора.
При проведении данного исследования было выявлено, что наиболее популярной, как в русскоязычной, так и в англоязычной прессе является социоморфная метафора (56% и 41% соответственно). Наиболее часто в русскоязычной прессе встречается антропоморфная метафора (21%), следующее место по частотности употребления занимает природа метафоры (14%), за ней следует артефактная метафора (23%). В англоязычной прессе доминирующими являются милитарная метафора (41%) и антропоморфная метафора (36%).
Артефактная метафора оказалась менее востребована: 9% в русскоязычной прессе и 9% в англоязычной прессе. Наиболее востребованными метафорами в текстах СМИ оказались модели «Человеческий организм», «Больной организм». А также особое положение занимает модель «Потусторонний мир», фрейм «Религия» в русскоязычной прессе и фрейм «Потусторонние силы» в англоязычной прессе.
Природоморфная метафора оказалась чуть менее востребованной как в русскоязычной, так и в англоязычной прессе - всего 14%.
Анализ примеров выявил, что метафора широко используется как в русскоязычной, так и в англоязычной прессе. Анализ показал, что существуют различия метафор в русскоязычной и англоязычной прессе. Отличия проявляются в процентном соотношении основных разрядов метафор, в различной наполненности фреймов и слотов.
Милитарная и криминальная метафоры особенно активно используются в период политического или экономического кризиса, нестабильной ситуации в обществе.
Таким образом, активное использование той или иной метафорической модели отражает особенности национального самосознания, акцентирует внимание на существующих проблемах в обществе.
Настоящая работа не претендует на полноту и всеобъемлющую комплексность рассмотрения обозначенной проблематики, ведь объект исследования неисчерпаем. Дальнейшее развитие когнитивной лингвистики (и в том числе теории метафорического моделирования) откроет новые перспективы, высветит новые актуальные темы и проблемы, позволит развить и уточнить некоторые высказанные в данной дипломной работе
положения.


1. Арнольд, И. В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник / И. В. Арнольд. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 384 с.
2. Будаев, Э. В. Сопоставительная политическая метафорология: монография / Э. В. Будаев. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. - 330 с.
3. Вендина, Т. И. Введение в языкознание: Учебное пособие / Т. И. Вендина. - М.: Высшая школа, 2001. - 288 с.
4. Гируцкий, А. А. Введение в языкознание: Учебное пособие / А. А. Гируцкий. - Ми.: «ТетраСистемс», 2001а. - 287 с.
5. Голуб, И. Б. Стилистика русского языка: Учебное пособие / И. Б. Голуб. - М.: Айрис пресс, 1997. - 512 с.
6. Дейк, Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Т. А. ван Дейк // Электронная лингвистическая библиотека. - URL: http://www.superlinguist.ru
7. Каган, Е. Б. Метафорические заголовки в российской, американской и британской прессе: когнитивный, текстовый и психолингвистический аспекты: дис. ... канд. филол. наук / Е. Б. Каган. - Екб., 2012. - 255 с.
8. Казакова, Т. А. Практические основы перевода: Учебное пособие / Т. А. Казакова. - СПб. : «Издательство Союз», 2000. - 320 с.
9. Керимов, Р. Д. Артефактная концептуальная метафора в немецком политическом дискурсе : дис. ... канд. филол. наук / Р. Д. Керимов. - Кемерово, 2005. - 186 с.
Ю.Лакофф, Дж. Метафоры, которыми мы живём: книга / Дж. Лакофф, М. Джонсон. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 256 с.
11. Лакофф, Дж. Язык и моделирование социального взаимодействия: статья / Дж. Лакофф, М. Джонсон // М. : Прогресс, 1987. - С. 126 - 170.
12. Лихачёв, Д. С. Концептосфера русского языка / Д. С. Лихачёв // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М.: Academia, 1997. - С. 280 - 287.
13. Макаров, М. Л. Основы теории дискурса: монография / М. Л. Макаров. - М. : Гносиз, 2003. -280 с.
14. Маслова, В. А. Лингвокультурология: Учебное пособие / В. А. Маслова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.
15. Маслов, Ю. С. Введение в языкознание: Учебное издание / Ю. С. Маслов. - М.: Высшая школа, 1998. - 272 с.
16. Степанов, Ю. С. Константы: словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. - М.: Академический проект, 2001. - 990 с.
17. Телия, В. Н. Метафора и её роль в создании языковой картины мира / В. И. Телия // Роль человеческого фактора в языке. - М., 1988. - 264 с.
18. Телия, В. Н. Русская фразеология: монография / В. Н. Телия. - М.: Московское издательство, 1996. - 289 с.
19. Хайрулин, В. И. Перевод и фреймы: Учебное пособие / В. И. Хайрулин. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. -144 с.
20.Чудинов, А. И. Практическая риторика: Учебное пособие / А. И. Чудинов. - Екб: Уральский педагогический университет, 1998. - 107 с.
21.Чудинов, А. И. Динамика моделей концептуальной метафоры // Говорящий и слушающий; языковая личность, текст, проблемы обучения / А. И. Чудинов. - СПб, 2001. - 227 с.
22.Чудинов, А. И. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации: монография / А. И. Чудинов. - Екатеринбург, 2003. - 248 с.
23. Шаова О. А. Россия и Франция: национальные стереотипы и их
метафорическая репрезентация / Автореф. дис. канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2005.
Статьи в периодических изданиях
24. Боева, Е. Д. Способы перевода авторской метафоры в художественном тексте: статья / Е. Д. Боева, Е. А. Кулькина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота. - № 4 (34). - 2014. - часть 3. -С. 41-44
25. Демьянков, В. 3. Когнитивная лингвистика как разновидность
интерпретирующего подхода: статья / В. 3. Демьянков // Вопросы языкознания. - 1994. - № 4. - С. 17-33.
26. Жирмунский, В. М. Метафора в поэтике русских символистов: статья / В. М. Жирмунский // Новое литературное обозрение. - 1999. - № 35. - С. 222 - 249.
27. Сиротинина, О. Б. Вклад в теорию диахронического развития политической метафоры: рецензия на монографию / О. Б. Сиротинина, А. П. Чудинов, Е. А. Нахимова // Политическая лингвистика / гл. ред. А. П. Чудинов ; ФГБОУ ВПО П50 «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2016. - № 55. - С. 205-208


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ