Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Повседневная жизнь россиян в 2000-х годах и её интерпретация на уроках истории и обществознания в старшей школе

Работа №156438

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2022
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. Повседневность: уровень и условия жизни населения 9
1.1 Сфера социального обслуживания 9
1.2 Доходы населения 16
1.3 Формирования общества массового потребления 21
1.4. Повседневная духовная жизнь 23
1.5 Свободное время россиян. Новые формы и качество отдыха 28
1.5.1 Праздники 32
1.5.2. Повседневный отдых 34
ГЛАВА II. Интерпретация темы на уроках истории и обществознания через кейс технологии и технологии развития критического мышления 38
2.1 Кейс-стади или метод конкретных ситуаций 39
2.2 Кластер как один из методов развития критического мышления 43
2.3 Дебаты как современная педагогическая технология 49
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложение №1

Актуальность темы. История повседневности является актуальным направлением в науке и учебной практике, поскольку уровень жизни населения, его динамика в конечном итоге является ярчайшим индикатором уровня развития общества в целом. Проблемы уровня жизни в учебном курсе истории Отечества и зарубежных стран является неотъемлемой частью общеобразовательной школьной программы, в том числе для уменьшения влияния пропаганды, строящейся на недостаточной освещённости темы.
Степень изученности темы.
К сожалению, уровень развития общества в целом и его повседневная жизнь в частности на изучаемом нами отрезке времени слабо представлены в рамках школьной программы. Но они уже получили освещение экономистами, социологами и представителями других общественных наук. Их работы учтены при написании данной ВКР.
Прежде всего, хотелось бы отметить Бобкова В.Н., на научные статьи которого во многом опирается данная работа . Его публикации посвящены внутренним и международным аспектам неравенства уровня жизни в России в период капиталистических трансформаций. Рассматриваются вопросы динамики неравенства уровня жизни. Весомый вклад в изучении темы также внёс А. В. Богачев своей работой о проблемах социальной справедливости в России 1990 - 2000 гг.
Работы таких ученых как Волков Ю.Г., Горикова Ю.А., Барков Ф.А шире и детальнее раскрывают тему. В их основе лежат результаты опросов населения, которые предоставляют возможность взглянуть на проблему глазами свидетелей произошедших событий.
Огромный вклад в изучение российской повседневности внесла Хухарева О.Н. В её работе о динамике ценностных ориентаций россиян рассматривается трансформация ценностей населения в 1990 - 2005 гг., происходившая под давлением внешних факторов.
Методическая часть работы учитывает труд Манвелова С.Г. «Конструирование современного урока». Само понятие современной педагогической технологии во многом выстроено работами Лариной В.П., Ходыревой Е.А., Окунева А.А. Большое влияние на работу, как и на методику преподавания в целом, оказал труд Громовой О. К. «Критическое мышление - как это по-русски?». В вопросе составления примеров уроков по выбранным технологиям работа опирается на учебное пособие Ворошиловой Н.В. и Толмачевой А.В. «Современные технологии обучения истории и обществознанию» и их личные рекомендации.
В построении структуры работы и проведении параллелей между эпохами огромную роль сыграло учебное пособие Славиной Л.Н. «История современной России.Ч.1. Российская Федерация в период радикальной трансформации (1990-е годы)».
Объектом исследования в настоящей работе является повседневность и её интерпретация в учебном процессе. В работе рассматривается городское население, уровень жизни которого значительно отличается от сельского населения.
Предмет исследования сложный и многогранный: во-первых, изучаются такие основные компоненты повседневности как сфера социального обслуживания; доходы населения; расходы и формирование общества массового потребления; повседневная жизнь; свободное время россиян. Во-вторых, рассматриваются приёмы и методы интерпретации темы на уроках истории и обществознания в старших классах.
Цель работы заключается в том, чтобы определить и реконструировать основные тенденции развития главных сфер повседневности российского общества, а также создать стратегию и тактику освещения темы в учебном процессе, найти средства, методы, способы, инструменты интерпретации темы в школьной программе.
Заданная цель достигается посредством выполнения следующих задач:
1. Провести анализ основных компонентов повседневной жизни России.
2. Найти пути, формы, средства презентации темы на уроках.
Хронологические рамки работы: 2000 - 2008 гг. - первые два президентских срока В.В. Путина. Нижняя грань определена началом выхода России из тотального экономического кризиса конца 1990-х гг. Верхняя грань - начало нового мирового экономического кризиса 2008-2009 гг., прервавшего бурный рост экономического благосостояния населения в России.
Территориальные рамки - Российская Федерация в границах до 2014 г. Г ородская местность.
Методологическая основа исследования. Работа базируется на теории, принципах, подходах и методах, характерных для современного исторического исследования. Используется теория модернизации. На её основе изучается степень модернизации повседневной жизни горожан в конкретном процессе роста их уровня жизни. Исследовательскую базу работы составляет принцип историзма (рассматривается, от чего к чему шли процессы). Системный подход заставил рассматривать разные стороны повседневности во взаимосвязи и взаимозависимости, определить, насколько все они органично вписываются в общий исторический контекст. Сравнительный подход позволил нам выявить уровень и масштабы количественных и качественных изменений процессов, произошедших за изучаемый период. В отдельных случаях проводятся сравнения элементов уровня жизни горожан и сельских жителей.
Характеристика источников: В основе работы лежат несколько групп источников. Это:
1. Законодательные акты, директивные документы и прочие материалы административных госорганов. Они выступают своеобразным «скелетом», который определял все достижения и недостатки в уровне жизни населения России. На их основе осуществлялись все преобразования, вызывавшие изменения в финансовом и материальном положении россиян.
2. Статистика Росстата, опубликованная в соответствующих сборниках:
«Российский статистический ежегодник», «Регионы России. Социально-экономические показатели», «Социальное положение и уровень жизни населения» и т д.
Эта статистика прежде всего ценна как индикатор динамики роста уровня жизни, изменений в ней в разные стороны. Благодаря данным статистики мы имеем возможность прослеживать как именно менялась ситуация от года к году.
3. Результаты социальных исследований, опубликованные в специальных сборниках, а также извлеченные из работ социологов в качестве вторичного источника.
Помимо вышеперечисленных источников и научных исследований, внёсших вклад в раскрытие темы, в работе широко используются материалы Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук. В том числе работы Лежниной Ю. П. и материалы международной научной конференции на тему «Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций» , а именно:
- Секция 2. Социальные измерения российской модернизации в глобальном и региональном масштабе;
-Секция 6. Новые формы социально-экономических неравенств и их отражение в массовом сознании;
- Секция 8. Трансформация социальных идентичностей и субъективности;
4. Четвертую группу источников составили материалы СМИ (печатных и электронных). В основной своей массе эти источники извлечены из интернета.
5. Использовались также художественные произведения (литература, кинофильмы и т д.), которые позволили нам яснее оценить атмосферу изменения жизни страны в нулевых годах. Например, ярко прослеживаются изменения при просмотре таких картин, как «Бригада», «Брат», «Бумер». Эти работы по своей сути романтизирующие криминальную жизнь, однако, если абстрагироваться от сюжета и сконцентрировать внимание на прекрасно воссозданной депрессивной атмосфере 1990-2000гг., становится трудно переоценить ценность данных произведений как исторических источников. На контрасте с вышеупомянутыми картинами хорошо видны колоссальные изменения уровня жизни в таких кинолентах, как «О чём говорят мужчины», «Горько» и даже «Наша Russia». Да, сюжет в ней примитивен, а юмор вульгарен, если вовсе не оскорбителен, но юмор построен на повседневности, насущных проблемах населения. В перечисленных фильмах действия происходят уже не в упадочной, мрачной, беззаконной России. Декорацией к этим фильмам служит страна возможностей, страна богатая, страна людей с проблемами, например, как устроить шикарную свадьбу; как отдохнуть с успешными друзьями-бизнесменами за границей и т.д. И это не область фантастики, а отражение повседневности.
Новизна исследования. Тема данной выпускной квалификационной работы в специализированной литературе методического и исторического характера не раскрыта. Поэтому новизна нашей работы заключается в сборе дополнительной информации, анализе ее и в попытке комплексно раскрыть избранную для изучения тему. Её актуальность и неразработанность позволили сформулировать тему исследования ВКР: «Повседневная жизнь россиян в 2000-х годах и её интерпретация на уроках истории и обществознания в старшей школе».
Структура работы. Выпускная Квалификационная Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка и приложения


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование показало, что «нулевые» годы были уникальными в истории России с точки зрения роста жизненного уровня населения. За первые два срока президентства Путина (2000-2007 гг.) ВВП страны вырос на 70%, реальные доходы населения, по данным статистики, более чем удвоились, уровень бедности снизился — численность населения с доходами ниже прожиточного минимума уменьшилась с 29% в 2000 году до менее 16% в 2007 г. Бюджет профицитен, финансовые возможности государства беспрецедентно высоки: в январе 2008 года золотовалютные резервы российского Центробанка составили около 480 млрд долларов, будучи третьими в мире после китайских (более полутора триллионов долларов) и японских (980 млрд долларов). Российский Стабилизационный фонд достиг 157 млрд долларов. За 8 лет был осуществлён скачок от глубочайшего экономического кризиса до бурного роста уровня благосостояния, прерванного новым мировым экономическим кризисом. В свою очередь, рост уровня благосостояния отразился на гражданах, формируя общество массового потребления и абсолютно новое для россиян понятие «жизни в кредит». Стремительно развивается культура, жадно поглощая западное влияние. Нулевые годы отпечатаются в памяти населения как самые светлые, беззаботные и вселяющие надежду, что в будущем породит целое социальное явление тоски по ним.
Относительно методики преподавания темы в общеобразовательной программе можно сделать заключение, что технология критического мышления является наиболее результативной и предпочтительной, т.к. целью критического мышления является развитие интеллектуальных способностей студента, позволяющих ему учиться самостоятельно. Кроме того, прикладной характер критического мышления позволяет студентам проводить в дальнейшем собственные исследования, оценивать источники, с которыми он взаимодействует вне школы. Критическое мышление учит проверять и перепроверять фактическую информацию. Такое умение будет полезно не только в массовом применении — при соприкосновении с плотным и разнородным инфополем, но и, конечно, в образовательном процессе.



1. Антоненко Н.С., Галухина Я.С., Паппэ Я.Ш. Основные тенденции развития российского крупного бизнеса в 2000-е годы // Журнал Новой экономической ассоциации. 2013. № 1 (17). С. 114-136.
2. Баранов А.В. Специфика политической модернизации России в 1990-2000-е годы (теории и реальность) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения 2011. № 2. С. 180-183.
3. Бобков В. Н., Вередюк О. В. Неравенство уровня жизни населения в России: внутренний и Международный контексты (начало 1990-х и 2000-е годы) // Экономика региона. 2013. № 3 (35). С. 53-62.
4. Бобков В.Н., Гулюгина А.А., Одинцова Е.В. Социальные последствия тридцати лет капиталистических реформ в России // Российский экономический журнал. 2022. № 1. С. 78-107.
5. Богачев А.В. Проблемы в соотношении социальной справедливости и экономической эффективности в России в 1990-е и 2000-е годы // Развитие политических институтов и процессов: зарубежный и отечественный опыт: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 28 апреля 2017 г. Омск, 2017. С. 38-43.
6. Бызов Л.Г. Динамика идейнополитических предпочтений за 25 лет. Три этапа трансформации общественного сознания // Россия ХХТ 2019. № 2. С. 6¬21.
7. Волков Ю.Г., Барков Ф.А., Барбашин М.Ю. и др. Двадцать лет реформ в России глазами жителей Ростовской области // Россия реформирующаяся. 2011. № 10. С. 434-486.
8. Ворошилова Н.В., Толмачева А.В. Современные технологии обучения истории и обществознанию: Учебное пособие / КГПУ им. В.П. Астафьева. — Красноярск, 2021. — 204 с.
9. Горикова Ю. А. Двадцать лет реформ глазами россиян: опыт многолетних социологических замеров // Г осРег: государственное регулирование общественных отношений. 2017. № 3 (21). С. 7.
10. Горшков М.К., Крумм Р., Петухов В.В., Бызов Л.Г. Двадцать лет реформ глазами россиян (опыт многолетних социологических замеров): аналитический доклад Института социологии РАН // Полис. Политические исследования. 2011. № 6. С. 109-119.
11. Григорьева И. А. Развитие социальной политики в России в 1990¬2000-х гг. // Мир России. Социология. Этнология. 2013. Т. 22. № 1. С. 132-154.
12. Громова О. К. «Критическое мышление - как это по-русски?» Технология творчества. // БШ №12, 2001. С. 9.
13. Дмитриев М.Э., Мисихина С.Г. Прощай, нищета! // Вестник Европы.
2012. № 34.
14. Заболотнов А. Ю. Общество потребления в современной России // кономика и менеджмент инновационных технологий [Электронный ресурс]. 2014. № 9.
15. Заец С. В. История России. XXI век. Хроника основных событий: учебно-методическое пособие. Ярославль: Издательство ЯГУ им. П. Г. Демидова, 2017. 48 с.
16. Иванов В. Н., Овсиенко Ю. В., Сухова Н. Н. О проблемах социально-экономической и научно-технической модернизации России // Экономическая наука современной России. 2011. № 3 (54). С. 75-90.
17. Иванов В. Н., Овсиенко Ю. В., Сухова Н. Н. Социальная сфера России в 1990-2000-е годы (демографические проблемы) // Экономика и математические методы. 2014. Т. 50. № 2. С. 3-15.
18. Каравай А. В. Изменения в стратегиях социально-экономической адаптации россиян в конце XX - начале XXI вв. // Журнал институциональных исследований. 2020. № 1. С. 144-159.
19. Карпикова И. С., Соломеин А. А. Социальная защита населения в России: анализ тенденций становления и перспективных направлений развития // Baikal Research Journal. 2010. № 5. С. 18-27.
20. Карпова О.Б., Проклова Т.Н. Демографическая нагрузка в России в 2000-е годы // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2020. № 1. С. 52-57.
21. Кузьмен О. В. Анализ эволюции модели социальной политики государства в РФ // Идеи и идеалы. 2013. Т. 2. № 1 (15). С. 63-69.
22. Лежнина Ю. П. Представления россиян о необходимой социальной
политике: между серединой 2000-х и коронакризисом 2020 года //
Социологические исследования. 2021. № 4. С. 50-60.
23. Магун В.С., Руднев М.Г. Динамика базовых ценностей российского населения: 2006-2018 // Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций (к 90-летию со дня рождения В. А. Ядова): сборник материалов Международной научной конференции, Москва, 28-30 ноября 2019 г. Москва, 2019. С. 651-653.
24. Манвелов С. Г. Конструирование современного урока // Библиотека учителя. М.: Просвещение, 2005. № 2. С. 7-27.
25. Мисихина С. Г. Бедность в Российской Федерации и странах ОЭСР: основные тренды в 2000 годы // Уровень жизни населения регионов России. 2012. № 10-11 (176-177). С. 59-71.
26. Синельников-Мурылев С. Г., Дробышевский С., Назаров В., Соколов И. Эволюция бюджетной политики в России в 2000-х годах: в поисках финансовой устойчивости бюджетной системы страны // Научные труды Фонда «Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара». 2010. № 147. С. 1-72.
27. Славина Л.Н. История современной России.Ч.1. Российская Федерация в период радикальной трансформации (1990-е годы): учебное пособие /КГПУ им. В.П. Астафьева. — Красноярск, 2021. — 256 с.
28. Хухарева О. Н. Динамика ценностных ориентаций россиян в постсоветскую эпоху: потери и приобретения // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2007. № 2-3. С. 226-233.
29. Шкаратан О. И. Социально-экономическое неравенство в современном мире и становление новых форм социального расслоения в России // Мир России. Социология. Этнология. 2018. Т. 27. № 2. С. 6-35.
30. Baynova M., Palekhova P., Petrov A., Petrova A. Cultural globalisation, consumer society and fashion industry in Russia: new socio-historical trends // Wisdom. 2019. N. 2 (13). P. 146-154.
31. Bobkov V. N., Veredyuk O. V. Ineouality of living standards in Russia:
internal and international context (the early 1990s and the 2000s) //
Экономикарегиона. 2013. N. 3 (35). P. 62-70.
32. Bogomolova T. Income Mobility in Russia in the 2000s // A Global Economy. Papendrecht, 2011. P. 48-66.
33. Denisova I. Income Distribution and Poverty in Russia // OECD Social, Employment and Migration Working Papers. 2012. N. 132. P. 1-47.
34. Gel'man V., Starodubtsev A. Opportunities and Constraints of Authoritarian Modernisation: Russian Policy Reforms in the 2000s // Europe-Asia Studies. 2016. Vol. 68. N. 1. P. 97-117.
35. Mareeva S. Socio-economic inequalities in modern Russia and their perception by the population // The Journal of Chinese Sociology. 2020. Vol. 7. N. 1. P. 1-19.
36. Morozova G. V., Nikitina T. I., Nikitin A. A. Modernization of the Social Sphere and the Healthcare System in Russia // Advances in Environmental Biology. 2014. Vol. 8. N. 10. P. 193-196.
37. Skhvediani A. E., Kudryavtseva T. Y. The socioeconomic development of Russia: some historical aspects // European Research Studies Journal. 2018. Vol. 21. N.
4. P. 195-207.
38. Sokhey S. W. What Does Putin Promise Russians? Russia's Authoritarian Social Policy // Orbis. 2020. Vol. 64. N. 3. P. 390-402.
39. Zubarevich N. V. Poverty in Russian regions in 2000-2017: factors and dynamics // Population and Economics. 2019. Vol. 3. N. 1. P. 63-74.
40. https://rosstat.gov.ru/ - сайт государственной статистики (дата
обращения 09.04.2022)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ