Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика использования дидактических игр при изучении биологии в 9 класс

Работа №156435

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы117
Год сдачи2016
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 11
1.1 Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме применения дидактических игр в процессе обучения биологии в условиях современной школы 11
1.2 Классификация дидактических игр и игровых приемов 17
1.3 Дидактические игры на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учеников 27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ 33
2.1 Возможности школьного курса биологии в использовании игровых
технологий 33
2.2 Методика проведения уроков с использованием игровых технологий 44
2.3 Эффективность использования дидактических игр в процессе
экспериментального обучения биологии 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 69


Изменения и обновление содержания современного образования, смена традиционной образовательной системы на новую, новые методические подходы к созданию программ требует совершенствования урока в дидактическом и методическом оснащении.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) основного общего образования (5-9 классы) в программе развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования прописывается, что образовательная программа должна обязательно содержать в себе описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений [43].
В соответствии с требованиями ФГОС меняется характер педагогической деятельности. Введение ФГОС требует от учителя:
- смены профессионального мировоззрения, принятия идеологии ФГОС;
- изменения профессиональной позиции, смены роли руководителя образовательного процесса на позицию «соучастника»;
- технологического перевооружения;
- овладения навыками проектирования образовательного процесса [43].
Поэтому целями современного образования является замена самовоспроизводящихся методов отработки материала и контроля знаний на поисковый и творческий. Одной из обязанностей учителя является создание благоприятной комфортной среды образовательного процесса, которая поможет ученику основательно в ней закрепиться и стать субъектом собственной образовательной деятельности. Благодаря этому появляется инновационная образовательная среда, в которую входит совокупность возможностей, которые содержатся в пространственном и социо-предметном окружении, позволяющим развивать личность ученика.
Дидактическое оснащение учителя делает познавательную образовательную среду заманчивой и продуктивной, вызывает у ученика необходимость в собственном развитии. Это развитие приводит к новой потребности в дальнейшем совершенствовании. Поэтому, учитель конструирует и выстраивает личностное развитие ребенка. Одну из главных ролей в организации познавательного интереса активной творческой деятельности учеников играет правильно организованная работа на уроке, в основе которой лежит всестороннее включение учащихся в поиск новых знаний при выполнении различных умственных заданий.
Благодаря включению в процесс обучения игровой деятельности даже самый пассивный и не заинтересованный ученик активно начинает проявлять себя в образовательном процессе и способен выполнить такой объём заданий, который в несколько раз превышает норму обычного урока. Поэтому учителя отводят не маловажную роль дидактическим играм, так как они способствуют развитию познавательного интереса у учащихся на уроках [12].
Актуальность и недостаточная разработанность дидактического материала данной проблемы определила выбор темы исследования: "Методика использования дидактических игр при изучении биологии в 9 классе".
Гипотеза исследования: эффективность процесса обучения биологии в 9 классе повысится, если внедрить в учебный процесс игровые технологии.
Объектом данного исследования является образовательный процесс обучения биологии в 9 классе общеобразовательной школы.
Предмет исследования - методика применения дидактических игр при изучении биологии в 9 классе.
Цель выпускной квалификационной работы - повышение эффективности образовательного процесса по биологии на основе использования дидактических игр при изучении биологии в 9 классе.
Задачи данного исследования:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической и методической литературе.
2. Выявить возможности и разработать экспериментальную методику использования дидактических игр при изучении биологии в 9 классе.
3. Экспериментально проверить методику использования дидактических игр при изучении биологии в 9 классе.
Для решения поставленных задач в нашей выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, теоретико-методический анализ исследуемой проблемы, разработка методических основ ее реализации в обучении биологии; изготовление дидактического материала для проведения педагогического эксперимента и анализ результатов работы с ними и др.
Этапы исследования:
I этап - проведен анализ теоретических источников в области методики биологии, психологии, педагогики, что позволило нам выявить направления исследования, сформулировать тему, определить его цель, задачи и гипотезу;
II этап - разработка и реализация методики применения отдельных дидактических материалов, анализ результатов исследования, их обобщение, формулирование основных выводов, литературное оформление результатов исследования;
III этап - оформление выпускной квалификационной работы и ее защита.
Практическая значимость и новизна нашей выпускной квалификационной работы заключается в том, что в ней предложена методика создания и использования дидактических игр на уроках биологии в целях развития познавательного и творческого интереса у школьников.
База исследования: МБОУ "Средняя школа №150" города Красноярска. Общее количество участников эксперимента составило 32 человека.
Выпускная квалификационная работа состоит из 90 страниц, 2 глав, 7 таблиц и 7 рисунков. Список литературы содержит 43 источника.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. В ходе становления и развития процесса обучения дидактическая игра прошла своеобразную эволюцию. Возникнув из необходимости реализации занимательности в обучении, она привлекла внимание психологов, педагогов, методистов. К настоящему времени игра определяется как особый вид познавательной деятельности учащихся, форма проявления их творчества и отношения к предмету. Основное назначение игры - перевод ребенка из игровой деятельности в учебную.
2. В ходе экспериментального обучения выявлены возможности школьного курса биологии в использовании игровых технологий, разработано содержание и методика использования дидактических игр по биологии.
3. Установлено положительное влияние систематического включения игры в процессе обучения биологии 9 класса на повышение эффективности процесса обучения.



1. Абраменкова В.В. Игра формирует душу ребенка // Мир психологии. 1999. №4. 72 с.
2. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. М.: Знание, 1982. 95 с.
3. Бондарук М.М. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 классы. Волгоград: Учитель, 2007. 74 с.
4. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М.: Флинта, 1997. 96 с.
5. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
6. Выготский Л.С. Развитие игры в детском возрасте // Вопросы психологии. 1996. №6. С.137-142.
7. Высоцская М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах. Волгоград: Учитель, 2004. 489 с.
8. Газман О.С. В школу с игрой: книга для учителей. М.: Просвещение, 1991. 96 с.
9. Галкина Е.А. Технологии обучения биологии: учебно-методическое пособие. Красноярск: РИО КГПУ, 2011. 65 с.
10. Гобова Е.С. Зачем ходить в школу? М.: Новая школа,1997. 272 с.
11. Голикова Т.В., Иванова Н.В., Пакулова В.М. Теоретические вопросы методики обучения биологии: учебное пособие. Красноярск: РИО КГПУ, 2013. 224 с.
12. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе: учебно-методическое пособие. М.: ЦГА, 2002. 80 с.
13. Долгая Т.И. Игровые технологии в учебном процессе. М.: Школа, 2004.
№1. С.67-70
14. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика. М.: Академический проект, 2005. 349 с.
15. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: пособие для учителя. М.: ВЛАДОС, 2001. 191 с.
16. Козлова О. Г. Синквейн: что это такое? // Биология в школе. М.: Первое сентября, 2000. №5. 37 с.
17. Коновалова О. В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения // Педагогика: традиции и инновации: материалы V международной научной конференции. Челябинск: Два комсомольца, 2014. С. 35-36.
18. Конышева Н.М. Игры в учебном процессе. М.: Начальная школа, 1984. №5. С. 17-21.
19. Кравцов Г.Г, Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.: Знание, 1987. 73 с.
20. Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: методические рекомендации. М.: Гном и Д, 2001. 32 с.
21. Макаренко А.С. Игра. Лекции о воспитании детей: сочинение в 7 томах. М.: АПН, 1957. 129 с.
22. Малыгина, А.С. Интеллектуальные игры - один из методов активизации познавательной деятельности учащихся. // Педагогика сотрудничества и проблемы воспитания молодежи: учебно-методические разработки. Саратов: СПИ, 1989. 126 с.
23. Малыгина А.С. Игровые формы уроков биологии: методическое пособие. Саратов: Аквариус, 1998. 24 с.
24. Малыгина А.С. Дидактические игры на уроках природоведения // Педагогика сотрудничества и проблемы воспитания молодежи: методические разработки. Саратов: СПИ, 1989. С. 59-65.
25. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1989. 192 с.
26. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1992. 478 с.
27. Панфилов В.В. Игра и игровые принципы. // Народное творчество. Челябинск: 2009. №2. С. 49-53.
28. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1996. С. 3-9.
29. Петрусинский В.В. Игры-обучение, тренинг, досуг. М.: Новая школа, 1994. 368 с.
30. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. М.:
Политиздат, 1990. 494 с.
31. Рысьева Т.Г. Дидактические игры и возможности их применения при изучении биологии и экологии в школе. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2007. 160с.
32. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816с.
33. Синельникова И.Д. Игра как средство развития интереса к биологии. М.: АПН РСФСР, 1983. 144 с.
34. Смирнова Н.З., Галкина Е.А. Лабораторный практикум по методике обучения экологии: учебное пособие. Красноярск: РИО КГПУ, 2013. С. 54-55.
35. Спичак С.Ф. Игра на уроках географии.// География в школе. М.:Первое сентября, 1996. №2 С. 43-45.
36. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск, 1997. 97 с.
37. Федорец Г.Ф. Дидактическая игра в процессе изучения биологии. // Биология в школе. М.: Первое сентября, 1984. № 3. С. 31-35.
38. Чудинова О.А. Веселые игры на серьезные темы. // Биология в школе. М.: Первое сентября, 1998. №6. С. 72-74.
39. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М.: Новая школа, 1994. 240 с.
40. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС, 1999. 360 с.
41. Синквейны на уроках биологии.
http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/09/16/sinkveyny-na-urokakh-biologii,свободный. - яз. рус. URL.
42. Игровые технологии. http://aplik.ru/10-klass/igrovye-tekhnologii,
свободный. - яз. рус. URL.
43. Приказ Министерства образования науки РФ от 17 декабря 2010 года №
1897 об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ
Министерства образования и науки РФ: [учрежден приказом Министерства образования и науки РФ 17 декабря 2010 за № 1897]. Москва, 2010.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ