Введение 3
Глава 1. Повседневность: уровень и условия жизни сельского населения... 16
1.1 Теоретические основы повседневности 16
1.2. Изменения социально-демографических характеристик сельских
жителей Красноярского края 20
1.3. Динамика социально-экономических характеристик сельских жителей
Красноярского края 27
Глава 2. Повседневная духовная жизнь сельского населения 36
2.1. Новые формы и качество отдыха 36
2.2. Изменения психологического уклада повседневности сельских
жителей 43
Глава 3. Интерпретация темы на уроках истории в старшей школе через современные образовательные технологии 51
3.1. Кейс - технология как метод продуктивного обучения 50
3.2. Пример методической разработки урока с применением кейс - технологии 53
Заключение 63
Список использованной литературы и источников 65
Приложение 1
Актуальность темы исследования. В России на протяжении долгого времени состояние сельского хозяйства и положение сельского населения являлись и до сих пор остаются одной из самых сложных и противоречивых проблем для власти и общества. Аграрный вопрос всегда был камнем преткновения в политических, экономических и социальных дискуссиях. Особенно выделяется то положение, которое настигло сельское население в 1990-х годах. Его главным проявлением является разрушение фундамента сельского населения СССР - совхозов и колхозов. Оно продолжалось в России с начала 1990-х по 2000-е., и оставило большой след в нынешнем положении сельского населения. Реорганизация сельскохозяйственных предприятий, приватизация земли, создание единоличных фермерских хозяйств способствовали индивидуализации жизни и ментальности сельчан. Такая характеристика присуща человеку капиталистического уклада. Соответственно, эта тенденция для советского человека, который не мыслил себя вне коллектива, стала настоящей трагедией. Ядро и фундамент России - деревня - радикально трансформировалась. Все эти настроения, проникновение западной культуры и образа жизни в значительной мере повлияли на повседневность жителей деревень. Общепризнано, что изучение повседневности является актуальным направлением в науке и учебной практике, поскольку уровень жизни населения, его динамика являются индикатором успеха или неудач всех преобразований в стране и уровня развития общества в целом.
Поскольку изменения, происходившие в деревни, в т.ч. демографические процессы, финансовое положение населения, его трудоустройство и проч., носили негативный характер, для понимания сложившейся ситуации необходимо изучить как можно больше составляющих повседневной жизни. Это позволит дать развернутую и объективную трактовку произошедшего и понять, что из прошлого прослеживается в тенденциях настоящего. Особо актуален анализ ситуации в региональном разрезе, поскольку она значительно различается в разных субъектах РФ и требует дифференцированных подходов как в научном исследовании, так и в практике управления. В этой связи особое значение имеет изучение положения сельского развития Красноярского края в 1990-е и 2000-е гг. как региона, концентрирующий значительные экономические, социальные, демографические ресурсы.
Проблемы уровня жизни в учебном курсе истории Отечества и зарубежных стран является важной частью общеобразовательной школьной программы. Если говорить о состоянии жизни сельского населения, «вымирания деревень» в России, то это проблема столь остра, что требует внимания со стороны каждого гражданина, включая школьников. Следовательно, в первую очередь, учителя, и не только сельские, должны понимать важность положения сельского хозяйства и сельского населения в развитии страны, понимать, что они играют решающую роль в обеспечении стратегической безопасности России, разъяснять это обучающимся в ходе учебной и воспитательной работы, в том числе для уменьшения влияния недостоверных фактов, строящихся на недостаточной освещённости темы.
Совокупностью вышеизложенных обстоятельств был продиктован выбор темы данной выпускной квалификационной работы.
Степень научной разработки проблемы. Изучение повседневности, как научное направление в историографии зародилось во второй половине ХХ века, и на сегодняшний день является объектом внимания многих наук, каждая из которых исследует ее с собственных позиций. Не составляет исключения и рассматриваемый в данной работе период - постсоветское десятилетия. Все происходившие изменения в населении страны изучались «по горячим следам». Однако есть особенность. Уровень развития сельского населения в целом и его повседневная жизнь в частности на изучаемом отрезке времени больше представлены в научных работах экономистов, социологов и представителей других общественных наук. Так, значительно больше работ по экономическим последствиям аграрной реформы, нежели по изменению психологического уклада и образа жизни сельчан. Работы экспертов в различных смежных областях изучены при написании данной ВКР. Выявленные нами труды можно систематизировать по научным отраслям знания и по территориальному охвату исследования (общероссийский, общесибирский, краевой).
Первая группа работ- это труды историков, которые исследовали демографические процессы, также являющихся частью повседневности, представляющих результаты по Красноярскому краю. Прежде всего, это том многотомного издания «Население России в ХХ в.», подготовленное коллективом историков под эгидой Института российской истории РАН. В данном случае используется последняя книга третьего тома, посвященная 1990-м гг. В этой же группе работ находится вышедшая в 2017 г. «Демографическая история Западной Сибири», рассматривающая весь ХХ век. Последняя глава этой книги - «Системный кризис 1990-х гг. в зеркале демографии» характеризует основные тенденции демографических процессов в первом постсоветском десятилетии. Использовался ряд историко-демографических работ о населении Красноярского края. Это статьи профессора Л.Н. Славиной, где проанализированы демографические процессы в красноярской деревне и другие аспекты повседневной жизни общества.
Если говорить о теоретической части исследования повседневности, тенденций и направлений, то необходимо упомянуть работы Ф. Броделя, Поляковой И.П., Розенберг Н.В., Семиглазовой А.В., Скопинцевой Т.Ю. и Судаковой О.Н., в которых рассматриваются теории и подходы к изучению повседневности, а также структура повседневного бытия людей.
Среди работ, посвященных уровню жизни и состоянию российской повседневности хотелось бы отметить Бобкова В.Н. Его публикации посвящены внутренним аспектам неравенства уровня жизни в России в период капиталистических трансформаций. Весомый вклад в изучении темы внесла работа А. В. Богачева о проблемах социальной справедливости в России 1990 - 2000 гг. В основе работ таких ученых как Волков Ю.Г., Горшкова М.К., Барков Ф.А лежат результаты опросов населения, которые предоставляют возможность взглянуть на проблему глазами свидетелей событий. Огромный вклад в изучение российской повседневности внесла Хухарева О.Н. с работой по динамике ценностных ориентаций россиян, происходившая под давлением извне. К сожалению, совсем не многочисленны труды по повседневности именно сельских жителей в России, не говоря уже о Красноярском крае. Фундаментальной работой по повседневности села является труд бывшего красноярского ученого, ныне живущего в Саратове П.П. Великого «Повседневность российского села в начале XXI века». В ней изучаются факторы становления новой социокультурной среды в условиях радикальных перемен в обществе и его аграрной части; устанавливаются закономерности социальной преемственности, связанных с функционированием культуры, приобретенной в советское время. Также статьи Бочаровой Е.В. рассматривают проблемы и темпы развития самозанятости в постсоветское время и динамику формирования многоканальных источников выживания. При поиске исследований состояния повседневности, были обнаружены научные труды о повседневности других регионов Российской Федерации, в частности, работы по Курской и Московской областям.
При работе над методической частью ВКР учитывался труд Манвелова С.Г. «Конструирование современного урока». Большое влияние при работе с практической частью оказал труд Громовой О. К. «Критическое мышление - как это по-русски?» . В вопросе составления примеров уроков по выбранной технологии работа опирается на учебное пособие Ворошиловой Н.В. и Толмачевой А.В. «Современные технологии обучения истории и обществознанию» и их личные рекомендации. В пособии в соответствие с необходимыми современными компетенциями рассматриваются технологии обучения истории. Дается подробное описание современных педагогических технологий, таких как проблемное обучение, игровые технологии, ТРИЗ- технология, кейс-технология и другие, указываются преимущества и трудности в использовании и даны примеры реализации технологий на уроках. В построении структуры работы и проведении параллелей между эпохами огромную роль сыграло учебное пособие Славиной Л.Н. «История современной Российская Федерация в период радикальной трансформации (1990-е годы)» .
Объектом исследования в данной работе выступает повседневность современного сельского населения Красноярского края и возможности ее интерпретации на уроках истории. Повседневность - безграничное по охвату явлений и событий понятие. В нашей работе уделяется основное внимание ее экономическим, демографическим, социокультурным аспектам.
Предмет исследования, как и объект, состоит из двух частей. В первой части объединены состояние уровня социального обеспечения, доходы, организация досуга сельского населения Красноярского края; во второй - приёмы и методы интерпретации темы на уроках истории в старших классах.
Цель работы - реконструировать основные сферы повседневности сельского населения, а также создать стратегию (средства, методы, способы, инструменты) освещения темы в школьной программе.
Выдвинутая цель предполагает решение следующих задач:
- проанализировать динамику численности сельского населения Красноярского края как основы всей жизнедеятельности деревни;
- рассмотреть основные тенденции экономической занятости, уровень дохода, новые формы источников средств существования сельского населения;¬
- охарактеризовать основные компоненты социокультурной сферы повседневной жизни (досуг, духовная жизнь сельского населения);
- сформировать блок заданий по теме для использования на уроках курсов «История», «Обществознание» в старших классах общеобразовательной школы;
Хронологические рамки исследования определены периодом с конца 1991 года — распада СССР до начала 2000-х годов, когда с приходом президента В.В. Путина начался новый этап в развитии России. Также в процессе исследования происходило обращение к результатам Всесоюзной переписи населения 1989 г., которая подвела итоги движения населения в советский период и выступала в нашем исследовании в качестве отправной точки изучаемых процессов. Итоги развития общества к началу 2000-х гг. зафиксировала всеобщая перепись 2002 г., материалы которой являются завершающей точкой изучаемых процессов.
Территориальные рамки исследования ограничены территорией Красноярского края, в том числе изучаются, в частности, поселения Шарыповскиого муниципального округа- с. Новоалтатка, с. Березовское.
Источниковую базу данной работы составили разнообразные источники.
Первую группу источников составляют законодательные акты и делопроизводственная документация федеральных и региональных органов власти. Они позволяют оценить позицию государства по социально-экономическим и демографическим проблемам. Это пакет правительственных постановлений начала 1990-х годов. В их числе такие, как «О развитии электрификации села в 1991-1995 годах», «О жилищном и культурно-бытовом строительстве на селе в 1991-1995 годах», «О развитии водоснабжения сельских населенных пунктов в 1991-1995 годах», «О развитии газификации села в 1991 -1995 годах», «О строительстве дорог на селе в 1991-1995 годах», «О развитии средств электрической и почтовой связи, радио и телевидения в сельской местности в 1991-1995 годах» . Основным документом, регламентирующими демографическую политику в РФ, являются «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года». Особое значение для изучения темы имела также «Стратегия развития Красноярского края до 2030 года», детализирующая положения концепции на уровне региона. На их основе можно проследить, как осуществлялись все преобразования, вызывавшие изменения в финансовом и материальном положении людей.
Вторая группа источников представлена статистикой.
Большую пользу в работе принесло использование материалов всеобщих переписей населения 1989 и 2002 гг., позволивших увидеть комплексную характеристику населения и его экономической активности в рассматриваемый период времени. ВКР также основана на социальной и демографической государственной статистике РФ и Красноярского края, опубликованной или размещенной на веб-ресурсах Росстата и Красноярскстата в Интернете. Ретроспективные тренды процессов воссозданы на данных Единой межведомственной информационно- статистической системы (ЕМИСС), содержащей показатели по РФ и краю . Текущая статистика федерального, регионального уровней позволила отследить демографические явления в межпереписные периоды. Также использовалась База данных показателей муниципальных образований, позволившая проводить сравнения между различными муниципалитетами России. Благодаря данным статистики мы имеем возможность прослеживать как именно менялась ситуация от года к году.
Третья группа источников - результаты социальных/социологических исследований, опубликованные в специальных сборниках, а также извлеченные из работ социологов, историков и экономистов в качестве вторичного источника. Помимо вышеперечисленных источников и научных исследований, внёсших вклад в раскрытие темы, в работе широко используются материалы Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук. В том числе указанные выше работы П.П.Великого и материалы международной научной студенческой конференции 2024 года по направлению социально-экономическое развитие России в XX и XXI веке и конференции «История и политика в искусстве» КГПУ им. В.П. Астафьева 2024 года.
Четвертая группа источников - периодическая печать. Изучены материалы газеты «Огни Сибири», в котором описывалось положение и характеристика культурной повседневности сельских жителей и пресс- выпуски Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва (Красстата), в которых основное внимание уделялось новостям демографического развития Красноярского края.
Пятая группа источников - это личные воспоминания сельских жителей. К этому относятся интервью и личные письменные воспоминания жителей сел Березовское и Новоалтатка Шарыповского района (работники совхозов и работники организаций культуры и досуга, т.к. как сельский клуб и библиотека). Возраст респондентов - от 45 лет. Всего было опрошено 4 человек: две женщины - работницы организаций культуры и досуга (библиотека и клуб) и 2 мужчины - работники соседних совхозов. Более информативными оказались воспоминания работников в сфере культурной деятельности. По их воспоминаниям, минимальное и недостаточное финансирование домов культуры сильно отражалось на настроении населения, «царило упадническое настроение». Бывшие работники совхоза «Авангард» с. Березовского и совхоза с. Новоалтатка вспоминали, что из-за потери рабочих мест и разрушения сложившегося общественного строя было сложно «просто выжить и прокормить свою семью».
Комплексное использование охарактеризованных выше источников дало возможность с достаточной объективностью решить основные задачи, поставленные в ходе исследования, воссоздать комплексную картину развития сельского населения края.
Методологическая основа работы: Исследование опирается на трехуровневую методологию проф. Л.Н. Славиной . Кратко она сводится к следующему. Изучаемые конкретные процессы и изменения, происходящие с сельским населением, рассматриваются как органическая часть изменения общества в целом. То, что происходит в обществе, объясняет теория макроуровня. В данном случае ею является теория модернизации. Модернизацию мы понимает традиционно - как глобальный процесс перехода от традиционного общества к современному. Этот переход осуществляют все сферы общества, в том числе и повседневность.
Средний уровень методологии объясняет сущность тех процессов, которые происходят в каждой конкретной сфере повседневности. Например, те, что происходит в демографической сфере, объясняются с помощью теории демографической модернизации (перехода).
Микроуровень методологии объединяет подходы и методы исследования. Все использованные нами методы микроуровня можно разделить на общенаучные (анализ, синтез, дедукции, индукция и т.д.), и специально-научные (историзма, хронологический, критики исторического источника и проч.). Исследовательскую базу работы составляет принцип историзма: рассматривается, от чего к чему шли процессы, при этом учитывается, в каком историческом контексте они развивались, не предъявляются к ним завышенные требования, учитываются возможности рассматриваемой эпохи. Системный подход заставил рассматривать разные стороны повседневности во взаимосвязи и взаимозависимости, определить, насколько все они органично связаны с другими подсистемами общества. Сравнительный подход позволил нам выявить уровень и масштабы количественных и качественных изменений процессов, произошедших за изучаемый период. В отдельных случаях проводятся сравнения элементов уровня жизни горожан и сельских жителей.
В практической части основой для разработки заданий стало понятие современных педагогических технологий, в соответствие с моделью «4К», которая включает в себя следующие навыки, на которые необходимо ориентироваться в процессе обучения - критическое мышление, креативность, коммуникация, координация. Эти ключевые ориентиры нашли свое воплощение в целях образовательной политики в нашей стране, в новых образовательных стандартах, утвердивших требования к результатам освоения образовательных программ.
Научная новизна работы. Тема данной выпускной квалификационной работы в специализированной литературе методического и исторического характера не раскрыта. Впервые проведено комплексное междисциплинарное исследование по состоянию повседневности сельского населения Красноярского края с использованием научного аппарата социально-исторических исследований.
В практической части впервые разработан полный комплекс заданий в соответствие с технологией продвинутого уровня в формате кейс-стади, позволяющий проанализировать определенный спектр сторон повседневной жизни сельского населения (от изменения уровня занятости и доходов до изменения облика деревень).
Практическая значимость работы состоит в возможности использования приведенного в нем материала и основных выводов при изучении истории региона и России в целом в кризисный момент развития отечественной истории в учебном процессе на уроках истории России и обществознания.
Структура работы. ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются цель и задачи исследования, определяются его территориальные и хронологические рамки, раскрывается методологическая основа исследования, дается анализ степени научной разработанности проблемы, характеризуется источниковая база и практическая значимость работы.
В первой главе рассматривается уровень и условия жизни сельского населения (доходы, трудовая деятельность, уровень социального обеспечения).
Во второй главе рассматривается повседневная духовная жизнь сельского населения.
В третьей главе предлагаются варианты использования материалов исследования в педагогической работе.
В заключении подводятся итоги исследования.
Полученные данные отражают противоречивость тенденций в сложившейся ситуации постсоветского десятилетия в деревни. С одной стороны, выросла реальная и ценностная (осознаваемая) значимость семейного хозяйства и его главной части в селе - личного подсобного хозяйства, продолжался рост самообеспечения, определенной независимости семьи в условиях резкого спада «общественного» производства и услуг, сокращения социальных программ. С другой стороны, наметилась тенденция сокращения семейного хозяйства из-за ухудшения условий его ведения, несоответствия потребностям сельских жителей, изменившимся в новых постсоветских условиях.
Происходило изменение сути адаптационных процессов - от приспособления к изменившимся условиям жизни (начало 1990-х гг.) к постепенному включению в рыночные отношения (конец 1990-х гг.). Возникла новая реальность повседневности, для которой характерно общее снижение доли квалифицированного труда в общей трудовой нагрузке, выход на некоторое равновесие затрат труда, размера личного подсобного хозяйства и денежно-натуральных доходов, соответствующее уровню выживания.
Социально-психологическое состояние большинства сельского населения в 90-00-е гг. характеризовалось колоссальным упадком, ощущением ненужности и масштабной несправедливости. Как вспомнили сельчане Красноярского края, «было ощущение, что деньги захватили всё». Результаты экономических и политических реформ привели к ужасным социальным отклонениям, как пьянство, суицид, криминал.
Относительно методики преподавания темы в общеобразовательной программе можно сделать заключение, что технология критического мышления является наиболее результативной и предпочтительной, т.к. целью критического мышления является развитие интеллектуальных способностей студента, позволяющих ему учиться самостоятельно. Кроме того, прикладной характер критического мышления позволяет студентам проводить в дальнейшем собственные исследования, оценивать источники, с которыми он взаимодействует вне школы. Критическое мышление учит проверять и перепроверять фактическую информацию.
1. Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2001 N 1270-р «О Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года».
2. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. №8. Ст. 501.
3. Стратегия развития Красноярского края до 2030 года - Красноярск, 2016.
Документы и материалы государственных учреждений
4. База данных показателей муниципальных образований
http: //www.gks.ru/dbscripts/munst/munst04/DBInet.cgi.
5. Рынок культурных услуг: опыт, проблемы, пути решения // Информ. бюл. учреждений культуры администрации Красноярского края. Вып. 1. Красноярск, 2003. 69 с.
Статистика
6. Возрастно-половой состав населения Красноярского края : итоги
Всероссийской переписи населения 2002 года : стат. сб. / Росстат, Красноярскстат; отв. за вып. : Л. П. Васильева, М. А. Федоров. - Красноярск, 2004. - 88 с.
7. Демографический ежегодник Красноярского края : 2003 год : стат. сб. № 8-1 / Госкомстат России, Крайкомстат ; отв. за вып. : Л. П. Васильева, М. А. Федоров. - Красноярск, 2004. - 161 с.
8. Демографический ежегодник Красноярского края. 2008 год № 1- 38
Красноярск, 2009.
9. Демографический ежегодник России
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc 1137674209312.
10. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. по Красноярскому краю http://krasstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krasstat/ru/census_and_researchi ng/census/national_census_2002/score_2002/
11. Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 г. по Красноярскому краю : стат. сб. / Госкомстат РСФСР, Красноярское краевое управление статистики. - Красноярск, 1990. - 250 с.
12. Итоги микропереписи населения 2015 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/tree doc/new site/population/demo/micro-perepis/finish/micro-perepis
13. Красноярский краевой статистический ежегодник, 2008. - 202 с.
14. Официальная статистика: Красноярский край: население: Комплексная
информация [Электронный ресурс] URL:
http://krasstat.gks.ru/wps/wcm/connet/rosstat ts/krasstat/ru
15. Экономика Красноярского края в 1999 году: стат. ежегодник. Красноярск: Краевой комитет по статистике, 2000. 189 с.
Школьные учебники
16. . Мединский В.Р., Торкунов А.В. История России. 1945 год - начало XXI века: 11 класс: базовый уровень: учебник. М., 2023
17. Шубин A.B., Мягков М.Ю., Никифоров Ю.А. История России. 1946 год - начало XXI века: 11 класс: базовый уровень: учебник; под общей редакцией Мединского B.P. М.: Просвещение, 2023. — 208 c.
II. Литература:
18. Бондаренко Л.В. Сельская Россия в начале XXI в. (социальный аспект) // Социологические исследования. 2005. № 11
19. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.: в 3-х т. М.: Весь мир, 2011. Т. 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. - 551 с.
20. Великий П. П. Повседневность российского села в начале XXI века/ под ред. Ю. С. Воронова. Саратов: Саратовский источник, 2020. - 307 с.
21. Ворошилова Н.В., Толмачева А.В. Современные технологии обучения истории и обществознанию: Учебное пособие/КГПУ им. В.П. Астафьева. —Красноярск,2021. —204с.
22. Горшков М.К. Двадцать лет реформ глазами россиян (опыт многолетних социологических замеров): аналитический доклад Института социологии РАН // Политические исследования. 2011. № 6. С.109-119.
23. Горшков М.К. Российская повседневность в условиях кризиса:
социологическое измерение / М.К. Горшков // Социологические исследования. 2009. № 12
24. Григорьева Е.А. Культурные потребности и интересы населения в 1990-х - начале 2000-х годов (на материалах Красноярского края // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2018. №4. С. 121-126.
25. Громова О.К. «Критическое мышление-как это по-русски?» Технология творчества //БШ № 12,2001.
26. Громыко М. М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991. 446 с.
27. Демографическая история Западной Сибири (конец XIX - XX в.). Новосибирск, 2017. 350 с.
28. Демографическая модернизация России, 1900-2000. Под ред. А.Г. Вишневского. М.: 2006. 608 с.
29. Полотнянщикова Е.О. Занятость и экономическая активность сельских жителей Красноярского края по Всероссийской переписи населения 2002 года// Материалы 62-й Международной научной студенческой конференции МНСК-2024: История / Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск, 2024, с. 183-185.
30. Пушкарева Н.Л. Предмет и методы изучения «истории повседневности» / Н.Л. Пушкарева // Этнографическое обозрение. 2004. № 5. С. 3
31. Копылов И.В. Население Красноярского края в условиях интенсивной урбанизации (1960 - начало 1990-х гг.) // Материалы 50-й юбилейной международной студенческой научной конференции «Студент и научно-технический прогресс». Новосибирск, 2012, С. 220-222.
32. Манвелов С. Г. Конструирование современного урока // Библиотека учителя.М.: Просвещение,2005 .№2 .С.7-27.
33. Население России в XX веке. Исторические очерки в 3 т. Т. 3 (1960-2002 гг.). Кн. 3. 1991-2000. М.: РОССПЭН, 2012. - 399 с.
34. Полякова И.П. Повседневность: история и теория (социально-философский аспект): Монография. Липецк: Изд-во ЛГТУ, 2009. - 171 с.; Полякова И.П., Станкевич Л.П. Феномен повседневности: сущность, содержание и целостность // Философия и Общество. - 2009 - № 2 (54). - С. 72-81.
35. Розенберг Н.В. Культура повседневности: методология исследования. - Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010.
36. Славина Л.Н. Демографический потенциал Красноярского края в 1990-2000-х гг. // Демографический потенциал стран ЕАЭС: сб. стат. VIII Межд. Уральского дем. форума. В 2 т. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2017. . Т. 1. С.139-145.
37. Славина Л.Н. Занятость сельских жителей Красноярского края по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года: демографический и социально-экономический аспекты // Проблемы аграрного и демографического развития Сибири в XX - начале XXI в. Мат-лы11Всерос. науч. конф. Новосибирск, изд. ИИ СО РАН, С. 202-206
38. Славина Л.Н. История современной России.Ч. 1.
Российская Федерация в период радикальной трансформации(1990- е годы):учебное пособие /КГПУ им. В.П. Астафьева.—Красноярск, 2021. —256с.
39. Славина Л.Н. К 20-летию депопуляции: региональный аспект
демографической трагедии России // Вестн. КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск. 2013, (4) С. 223-228.
40. Славина Л.Н. К вопросу о формировании теоретико-методологической основы в историко-демографических исследованиях // Гуманитарные науки в Сибири - 2018.-№ 1.- С. 38-43.
41. Славина Л.Н. Рождаемость в красноярской деревне в контексте общероссийских демографических процессов (1990-2000-е гг.) // Гум. Науки в Сибири. 2016, т. 23, № 1. С. С. 46-52.
42. Славина Л.Н. Смертность в сельской местности Красноярского края в постсоветский период (1990-2000-е гг.) // «Сибирь в XX-XXI вв.: история, география, экономика, экология, право». Шестые Байкальские международные социально-гуманитарные чтения. В 3 т. Т. I, Иркутск: РИО ИГУ, 2012. С. 211-217.
43. Славина Л.Н. Чем живет современная сибирская деревня (источники средств к существованию сельчан по итогам Всероссийском переписи населения 2010 г.) // Девятые Байкальские междунар. соц-гум. чтения. В двух томах. Т. I. Мат-лы. Иркутск: ИГУ, с. 236-242
44. Скопинцева Т. Ю. Теория и история культуры повседневности России: учебное пособие. Оренбург: ОГУ, 2010. - 142 с.
45. Шевяков А.Ю., Кирута А.Я. Неравенство, экономический рост и демография: неисследованные взаимосвязи / А.Ю. Шевяков, А.Я. Кирута; Учреждение Российской акад. наук Ин-т соц.-эконом. проблем народонаселения РАН. - М. :, 2009. - 192 с.
46. ХухареваО.Н.Динамикаценностныхориентацийроссиянвпостсоветскуюэпоху :потери и приобретения//Вестник РГГУ. Серия «Философия.Социология.Искусствоведение».2007.№2-3.С.226-233.
47. Шкаратан О.И. Социально-экономическое неравенство в современном мире и становление новых форм социального расслоения в России// Мир России. Социология. Этнология. 2018. Т. 27. № 2. С. 6-35.
48. Carter D., Darian-Smith K., Gorman-Murray A. W. Rural Cultural Studies: Introduction // Australian Humanities Review. 2008. № 45. P. 27-36.
Интернет-ресурсы:
49. Пресс-выпуски Управления Федеральной службы государственной
статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва [Электронный ресурс]. -
http://krasstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krasstat/ru/publications/pubKras/ news_issues/ (дата обращения: 14.03. 2018).