ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ, В ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ 6
1.1. Проблема самооценки в психологических исследованиях 6
1.2. Особенности самооценки в подростковом возрасте 10
1.3. Условия повышения самооценки подростков 15
1.4. Влияние танцевально-двигательной терапии на самооценку подростка 18
Выводы по Главе 1 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ, МЕТОДАМИ ТАНЦЕВАЛЬНО¬ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ 27
2.1. Анализ самооценки подростков 27
2.2. Применение танцевально-двигательной терапии в работе с самооценкой подростков 32
2.3. Оценка влияния применения средств танцевально-двигательной терапии на
самооценку подростков 36
2.4. Методические рекомендации повышения самооценки подростков 39
Выводы по Главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ 6
1.1. Проблема самооценки в психологических исследованиях 6
1.2. Особенности самооценки в подростковом возрасте 10
1.3. Условия повышения самооценки подростков 15
1.4. Влияние танцевально-двигательной терапии на самооценку подростка 18
Выводы по Главе 1 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ, МЕТОДАМИ ТАНЦЕВАЛЬНО¬ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ 27
2.1. Анализ самооценки подростков 27
2.2. Применение танцевально-двигательной терапии в работе с самооценкой подростков 32
2.3. Оценка влияния применения средств танцевально-двигательной терапии на
самооценку подростков 36
2.4. Методические рекомендации повышения самооценки подростков 39
Выводы по Главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Современный мир требуют формирования такой личности, которая не только может контролировать свое поведение, но и четко представляет свои планы, пути и средства их реализации. Чтобы соответствовать этим условиям человек должен быть активным, целеустремленным уверенным в себе. Личность, адекватно оценивающая свои возможности, поступки и действия, способная анализировать отношение к себе и окружающим - несомненно будет успешна. Чтобы удовлетворить запрос общества большое внимание необходимо уделять вопросу самооценки подростков, ведь именно подростковый возраст является значимым для ее формирования, это одновременно важный и сложный период в жизни человека, в котором происходят большие изменения - подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Сложность с адаптацией, влияние сверстников, взаимоотношения с родителями и учителями зачастую становятся причинами формирования низкой самооценки.
Новым мир, в который вступает подросток, наравне с трудностями, открывает возможности для реализации собственного Я. У человека формируется собственная система самооценивания и самоотношения, начинается осознание своей особенности и неповторимости и своих способностей.
Первый, кто заговорил о самооценке - это У. Джемс, он проявил интерес к этому феномену в 1892 году при исследовании самосознания, он говорил о том, что самооценка не только определяет требования к себе, но и формирует отношение к собственным успехам и неудачам, может регулировать эмоциональное состояние личности.
Именно в подростковом возрасте формируется самооценка. Поэтому важно, чтобы на начальном этапе становления самооценки сформировалось положительное самоотношение подростка. Высокая самооценка для подростка - это уверенность в себе, понимание своих желаний, умение постоять за себя и выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Несмотря на то, что самооценка достаточно изучена, при этом недостаточно практико-ориентированных работ, направленных на повышение самооценки подростков, занимающихся хореографией, что определило актуальность выпускной квалификационной работы
Одним из способов повлиять на низкую самооценку подростка, является внеурочное времяпровождение - кружок или секция. На примере хореографии рассмотрим, как физическая нагрузка и творчество влияют на личностные качества подростка, его самоотношение и самооценку. Рассмотрим танцевально-двигательную терапию, как способ повышения самооценки подростков.
Цель работы: изучение возможностей повышения самооценки подростков, занимающихся хореографией, методами танцевально-двигательной терапии.
Объект работы: самооценка подростков, занимающихся хореографией
Предмет работы: повышение самооценки подростков, занимающихся современной хореографией, методами танцевально-двигательной терапии.
Проектная идея: Методы танцевально-двигательной терапии способствуют повышению самооценки подростков и формированию высокого уровня Я- концепции, за счет творческого взаимодействия, связки чувств и движений, формирования позитивного образа тела.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи работы:
1. Раскрыть сущность проблемы самооценки в психологии.
2. Определить особенности самооценки подростков, занимающихся хореографией.
3. На основе анализа литературы выделить способы и методы повышения самооценки подростков, занимающихся хореографией.
4. Создать психологические условия для повышения самооценки подростков, занимающихся хореографией методами танцевально-двигательной терапии.
5. Проанализировать динамику самооценки подростков, занимающихся хореографией в процессе создания специальных психологических условий .
Методы и методики исследования:
Теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: «Вербальная диагностика самооценки личности», авторы Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов и методика изучения ясности «Я - концепции» Дж. Кэмпбелл (SCC).
В апробации проекта приняли участие подростки, 20 подростков (15-17 лет), занимающиеся хореографией, проживающие в городе Красноярске. В качестве контрольной группы на первом этапе исследования принимали участие 20 подростков (15-17 лет), не занимающиеся хореографией, проживающие в городе Красноярске.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Новым мир, в который вступает подросток, наравне с трудностями, открывает возможности для реализации собственного Я. У человека формируется собственная система самооценивания и самоотношения, начинается осознание своей особенности и неповторимости и своих способностей.
Первый, кто заговорил о самооценке - это У. Джемс, он проявил интерес к этому феномену в 1892 году при исследовании самосознания, он говорил о том, что самооценка не только определяет требования к себе, но и формирует отношение к собственным успехам и неудачам, может регулировать эмоциональное состояние личности.
Именно в подростковом возрасте формируется самооценка. Поэтому важно, чтобы на начальном этапе становления самооценки сформировалось положительное самоотношение подростка. Высокая самооценка для подростка - это уверенность в себе, понимание своих желаний, умение постоять за себя и выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Несмотря на то, что самооценка достаточно изучена, при этом недостаточно практико-ориентированных работ, направленных на повышение самооценки подростков, занимающихся хореографией, что определило актуальность выпускной квалификационной работы
Одним из способов повлиять на низкую самооценку подростка, является внеурочное времяпровождение - кружок или секция. На примере хореографии рассмотрим, как физическая нагрузка и творчество влияют на личностные качества подростка, его самоотношение и самооценку. Рассмотрим танцевально-двигательную терапию, как способ повышения самооценки подростков.
Цель работы: изучение возможностей повышения самооценки подростков, занимающихся хореографией, методами танцевально-двигательной терапии.
Объект работы: самооценка подростков, занимающихся хореографией
Предмет работы: повышение самооценки подростков, занимающихся современной хореографией, методами танцевально-двигательной терапии.
Проектная идея: Методы танцевально-двигательной терапии способствуют повышению самооценки подростков и формированию высокого уровня Я- концепции, за счет творческого взаимодействия, связки чувств и движений, формирования позитивного образа тела.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи работы:
1. Раскрыть сущность проблемы самооценки в психологии.
2. Определить особенности самооценки подростков, занимающихся хореографией.
3. На основе анализа литературы выделить способы и методы повышения самооценки подростков, занимающихся хореографией.
4. Создать психологические условия для повышения самооценки подростков, занимающихся хореографией методами танцевально-двигательной терапии.
5. Проанализировать динамику самооценки подростков, занимающихся хореографией в процессе создания специальных психологических условий .
Методы и методики исследования:
Теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: «Вербальная диагностика самооценки личности», авторы Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов и методика изучения ясности «Я - концепции» Дж. Кэмпбелл (SCC).
В апробации проекта приняли участие подростки, 20 подростков (15-17 лет), занимающиеся хореографией, проживающие в городе Красноярске. В качестве контрольной группы на первом этапе исследования принимали участие 20 подростков (15-17 лет), не занимающиеся хореографией, проживающие в городе Красноярске.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению возможностей повышения самооценки подростков, занимающихся хореографией, методами танцевально-двигательной терапии.
В первой главе был проведен анализ литературных источников по проблеме самооценки в психологических исследованиях, рассмотрены особенности самооценки подростков и влияние занятий хореографией на самооценку.
Теоретический анализ показал, что проблема самооценки является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии, так как самооценка играет одну из главных ролей в становлении личности .
Самооценка в разных подходах рассматривается как структурное образование самосознания личности, потому что именно самооценка является результатом рефлексии собственного «Я» и позволяет проанализировать поведение человека, и насколько оно соответствует идеалам, принципам и желаниям человека.
Самооценку в широком смысле определяют, как компонент самосознания, который включает знания о себе и оценку человеком своих способностей, поступков и нравственных качеств, в узком смысле как отношение притязаний и уровня реальных достижений.
Психологи выделяют три уровня самооценки: завышенная, заниженная и адекватная. Уровень самооценки напрямую зависит от отношения человека к себе.
Зарубежные психологи понятие «самооценка» отождествляют с понятием «Я-концепция» и говорят о том, что «Я-концепция» играет важную роль в формировании целостной личности. К числу факторов, непосредственно влияющих на ее формирование, относят: восприятие себя окружающими (родителями, сверстниками), самоанализ своих сильных и слабых сторон, анализ внешних данных, здоровья, социального поведения, социальных ценностей, ожиданий и идеалов.
На формирование самооценки влияет множество условий, в том числе социально-психологических. Несмотря на то, что самооценка достаточно изучена при этом мало исследований, посвященных формированию самооценки у подростков, занимающихся хореографией.
Самооценка является важным регулятором поведения человека, так как от нее зависят взаимоотношения подростка с окружающими, его критичность, требовательность к себе, своим успехам и неудачам
Для анализа самооценки подростков, занимающихся хореографией, было проведено исследование уровня самооценки и уровня ясности «Я-концепции».
Проведя исследование, было определено, что уровень самооценки и уровень осознанности «Я-концепции» у подростков, занимающихся хореографией выше, чем у подростков, которые ей не занимаются. Для продолжения исследования была выбрана группа подростков, занимающихся хореографией, потому что здоровый образ жизни и посещение дополнительных занятий во внеурочное время является актуальным в современном мире.
Так как у подростков, занимающихся хореографией уровень самооценки и ясности «Я-концепции» выше, чем у второй группы респондентов, но при этом, он приближен к низкому значению - это может привести к формированию неадекватной самооценки и как следствие девиантному поведению. Для того, чтобы повысить самооценку подросткам, занимающимся хореографией, был разработан проект.
Мероприятия проекта были направлены на повышение самооценки подростков, методами танцевально-двигательной терапии, через такие аспекты как осознание собственного тела, его физических возможностей, формирование позитивного образа тела, усиление чувства собственного достоинства, групповое взаимодействие, формирование связки чувств и движений.
В результате проекта произошли изменения в самооценке подростков. Наиболее представленным уровнем самооценки стала средняя самооценка.
В результате работы повысилось процентное содержание подростков с уровнем ясности «Я-концепции» приближенным к высокому, что говорит об успешности реализации проекта.
Полученные результаты позволяют сделать выводы, что самооценка подростков напрямую зависит от условий, в которых он находиться. Используя методы танцевально-двигательной терапии - можно повысить самооценку подростка.
Таким образом, задачи, поставленные в работе, были решены, цель исследования достигнута, проектная идея подтверждена.
В первой главе был проведен анализ литературных источников по проблеме самооценки в психологических исследованиях, рассмотрены особенности самооценки подростков и влияние занятий хореографией на самооценку.
Теоретический анализ показал, что проблема самооценки является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии, так как самооценка играет одну из главных ролей в становлении личности .
Самооценка в разных подходах рассматривается как структурное образование самосознания личности, потому что именно самооценка является результатом рефлексии собственного «Я» и позволяет проанализировать поведение человека, и насколько оно соответствует идеалам, принципам и желаниям человека.
Самооценку в широком смысле определяют, как компонент самосознания, который включает знания о себе и оценку человеком своих способностей, поступков и нравственных качеств, в узком смысле как отношение притязаний и уровня реальных достижений.
Психологи выделяют три уровня самооценки: завышенная, заниженная и адекватная. Уровень самооценки напрямую зависит от отношения человека к себе.
Зарубежные психологи понятие «самооценка» отождествляют с понятием «Я-концепция» и говорят о том, что «Я-концепция» играет важную роль в формировании целостной личности. К числу факторов, непосредственно влияющих на ее формирование, относят: восприятие себя окружающими (родителями, сверстниками), самоанализ своих сильных и слабых сторон, анализ внешних данных, здоровья, социального поведения, социальных ценностей, ожиданий и идеалов.
На формирование самооценки влияет множество условий, в том числе социально-психологических. Несмотря на то, что самооценка достаточно изучена при этом мало исследований, посвященных формированию самооценки у подростков, занимающихся хореографией.
Самооценка является важным регулятором поведения человека, так как от нее зависят взаимоотношения подростка с окружающими, его критичность, требовательность к себе, своим успехам и неудачам
Для анализа самооценки подростков, занимающихся хореографией, было проведено исследование уровня самооценки и уровня ясности «Я-концепции».
Проведя исследование, было определено, что уровень самооценки и уровень осознанности «Я-концепции» у подростков, занимающихся хореографией выше, чем у подростков, которые ей не занимаются. Для продолжения исследования была выбрана группа подростков, занимающихся хореографией, потому что здоровый образ жизни и посещение дополнительных занятий во внеурочное время является актуальным в современном мире.
Так как у подростков, занимающихся хореографией уровень самооценки и ясности «Я-концепции» выше, чем у второй группы респондентов, но при этом, он приближен к низкому значению - это может привести к формированию неадекватной самооценки и как следствие девиантному поведению. Для того, чтобы повысить самооценку подросткам, занимающимся хореографией, был разработан проект.
Мероприятия проекта были направлены на повышение самооценки подростков, методами танцевально-двигательной терапии, через такие аспекты как осознание собственного тела, его физических возможностей, формирование позитивного образа тела, усиление чувства собственного достоинства, групповое взаимодействие, формирование связки чувств и движений.
В результате проекта произошли изменения в самооценке подростков. Наиболее представленным уровнем самооценки стала средняя самооценка.
В результате работы повысилось процентное содержание подростков с уровнем ясности «Я-концепции» приближенным к высокому, что говорит об успешности реализации проекта.
Полученные результаты позволяют сделать выводы, что самооценка подростков напрямую зависит от условий, в которых он находиться. Используя методы танцевально-двигательной терапии - можно повысить самооценку подростка.
Таким образом, задачи, поставленные в работе, были решены, цель исследования достигнута, проектная идея подтверждена.
Подобные работы
- Исследование влияния средств фитнеса на физическое здоровье подростков, занимающихся уличными танцами
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2022 - Социализация детей с ОВЗ средствами танцевальной терапии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2024 - Взаимосвязь личностных характеристик и занятий танцами у женщин молодого возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021



