Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ, В ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Работа №156432

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы63
Год сдачи2023
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ 6
1.1. Проблема самооценки в психологических исследованиях 6
1.2. Особенности самооценки в подростковом возрасте 10
1.3. Условия повышения самооценки подростков 15
1.4. Влияние танцевально-двигательной терапии на самооценку подростка 18
Выводы по Главе 1 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ, МЕТОДАМИ ТАНЦЕВАЛЬНО¬ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ 27
2.1. Анализ самооценки подростков 27
2.2. Применение танцевально-двигательной терапии в работе с самооценкой подростков 32
2.3. Оценка влияния применения средств танцевально-двигательной терапии на
самооценку подростков 36
2.4. Методические рекомендации повышения самооценки подростков 39
Выводы по Главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 52


Современный мир требуют формирования такой личности, которая не только может контролировать свое поведение, но и четко представляет свои планы, пути и средства их реализации. Чтобы соответствовать этим условиям человек должен быть активным, целеустремленным уверенным в себе. Личность, адекватно оценивающая свои возможности, поступки и действия, способная анализировать отношение к себе и окружающим - несомненно будет успешна. Чтобы удовлетворить запрос общества большое внимание необходимо уделять вопросу самооценки подростков, ведь именно подростковый возраст является значимым для ее формирования, это одновременно важный и сложный период в жизни человека, в котором происходят большие изменения - подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Сложность с адаптацией, влияние сверстников, взаимоотношения с родителями и учителями зачастую становятся причинами формирования низкой самооценки.
Новым мир, в который вступает подросток, наравне с трудностями, открывает возможности для реализации собственного Я. У человека формируется собственная система самооценивания и самоотношения, начинается осознание своей особенности и неповторимости и своих способностей.
Первый, кто заговорил о самооценке - это У. Джемс, он проявил интерес к этому феномену в 1892 году при исследовании самосознания, он говорил о том, что самооценка не только определяет требования к себе, но и формирует отношение к собственным успехам и неудачам, может регулировать эмоциональное состояние личности.
Именно в подростковом возрасте формируется самооценка. Поэтому важно, чтобы на начальном этапе становления самооценки сформировалось положительное самоотношение подростка. Высокая самооценка для подростка - это уверенность в себе, понимание своих желаний, умение постоять за себя и выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Несмотря на то, что самооценка достаточно изучена, при этом недостаточно практико-ориентированных работ, направленных на повышение самооценки подростков, занимающихся хореографией, что определило актуальность выпускной квалификационной работы
Одним из способов повлиять на низкую самооценку подростка, является внеурочное времяпровождение - кружок или секция. На примере хореографии рассмотрим, как физическая нагрузка и творчество влияют на личностные качества подростка, его самоотношение и самооценку. Рассмотрим танцевально-двигательную терапию, как способ повышения самооценки подростков.
Цель работы: изучение возможностей повышения самооценки подростков, занимающихся хореографией, методами танцевально-двигательной терапии.
Объект работы: самооценка подростков, занимающихся хореографией
Предмет работы: повышение самооценки подростков, занимающихся современной хореографией, методами танцевально-двигательной терапии.
Проектная идея: Методы танцевально-двигательной терапии способствуют повышению самооценки подростков и формированию высокого уровня Я- концепции, за счет творческого взаимодействия, связки чувств и движений, формирования позитивного образа тела.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи работы:
1. Раскрыть сущность проблемы самооценки в психологии.
2. Определить особенности самооценки подростков, занимающихся хореографией.
3. На основе анализа литературы выделить способы и методы повышения самооценки подростков, занимающихся хореографией.
4. Создать психологические условия для повышения самооценки подростков, занимающихся хореографией методами танцевально-двигательной терапии.
5. Проанализировать динамику самооценки подростков, занимающихся хореографией в процессе создания специальных психологических условий .
Методы и методики исследования:
Теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: «Вербальная диагностика самооценки личности», авторы Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов и методика изучения ясности «Я - концепции» Дж. Кэмпбелл (SCC).
В апробации проекта приняли участие подростки, 20 подростков (15-17 лет), занимающиеся хореографией, проживающие в городе Красноярске. В качестве контрольной группы на первом этапе исследования принимали участие 20 подростков (15-17 лет), не занимающиеся хореографией, проживающие в городе Красноярске.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению возможностей повышения самооценки подростков, занимающихся хореографией, методами танцевально-двигательной терапии.
В первой главе был проведен анализ литературных источников по проблеме самооценки в психологических исследованиях, рассмотрены особенности самооценки подростков и влияние занятий хореографией на самооценку.
Теоретический анализ показал, что проблема самооценки является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии, так как самооценка играет одну из главных ролей в становлении личности .
Самооценка в разных подходах рассматривается как структурное образование самосознания личности, потому что именно самооценка является результатом рефлексии собственного «Я» и позволяет проанализировать поведение человека, и насколько оно соответствует идеалам, принципам и желаниям человека.
Самооценку в широком смысле определяют, как компонент самосознания, который включает знания о себе и оценку человеком своих способностей, поступков и нравственных качеств, в узком смысле как отношение притязаний и уровня реальных достижений.
Психологи выделяют три уровня самооценки: завышенная, заниженная и адекватная. Уровень самооценки напрямую зависит от отношения человека к себе.
Зарубежные психологи понятие «самооценка» отождествляют с понятием «Я-концепция» и говорят о том, что «Я-концепция» играет важную роль в формировании целостной личности. К числу факторов, непосредственно влияющих на ее формирование, относят: восприятие себя окружающими (родителями, сверстниками), самоанализ своих сильных и слабых сторон, анализ внешних данных, здоровья, социального поведения, социальных ценностей, ожиданий и идеалов.
На формирование самооценки влияет множество условий, в том числе социально-психологических. Несмотря на то, что самооценка достаточно изучена при этом мало исследований, посвященных формированию самооценки у подростков, занимающихся хореографией.
Самооценка является важным регулятором поведения человека, так как от нее зависят взаимоотношения подростка с окружающими, его критичность, требовательность к себе, своим успехам и неудачам
Для анализа самооценки подростков, занимающихся хореографией, было проведено исследование уровня самооценки и уровня ясности «Я-концепции».
Проведя исследование, было определено, что уровень самооценки и уровень осознанности «Я-концепции» у подростков, занимающихся хореографией выше, чем у подростков, которые ей не занимаются. Для продолжения исследования была выбрана группа подростков, занимающихся хореографией, потому что здоровый образ жизни и посещение дополнительных занятий во внеурочное время является актуальным в современном мире.
Так как у подростков, занимающихся хореографией уровень самооценки и ясности «Я-концепции» выше, чем у второй группы респондентов, но при этом, он приближен к низкому значению - это может привести к формированию неадекватной самооценки и как следствие девиантному поведению. Для того, чтобы повысить самооценку подросткам, занимающимся хореографией, был разработан проект.
Мероприятия проекта были направлены на повышение самооценки подростков, методами танцевально-двигательной терапии, через такие аспекты как осознание собственного тела, его физических возможностей, формирование позитивного образа тела, усиление чувства собственного достоинства, групповое взаимодействие, формирование связки чувств и движений.
В результате проекта произошли изменения в самооценке подростков. Наиболее представленным уровнем самооценки стала средняя самооценка.
В результате работы повысилось процентное содержание подростков с уровнем ясности «Я-концепции» приближенным к высокому, что говорит об успешности реализации проекта.
Полученные результаты позволяют сделать выводы, что самооценка подростков напрямую зависит от условий, в которых он находиться. Используя методы танцевально-двигательной терапии - можно повысить самооценку подростка.
Таким образом, задачи, поставленные в работе, были решены, цель исследования достигнута, проектная идея подтверждена.



1. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста: учебное пособие. М.: Издательство Юрайт. 2018. 394 с.
2. Барлас Т.В. Психологический практикум для начинающих: практическое пособие. М.: Издательство Когито-Центр. 2014. 208 с.
3. Бебик М.А., Кокурина И.Г. О возможностях танцевально-двигательной терапии в решении проблем самопринятия // Вестник МГУ. 1999. №1. С. 50-54.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Просвещение. 2010. 344 с.
5. Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: учебник для вузов. СПб: Питер. 2011. 620 с.
6. Бурамбаева Д.А. Формирование адекватной самооценки младших
подростков как фактор психологической безопасности личности // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». 2015. № 1. URL
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-adekvatnoy-samootsenki-mladshih-podrostkov-kak-faktor-psihologicheskoy-bezopasnosti-lichnosti/viewer (дата
обращения: 20.11.2022).
7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев. 1987. 528 с.
8. Витушкина Э.В. В помощь хорошим родителям для воспитания умных и добрых детей: метод. пособие / Э.В. Витушкина. Магнитогорск: МаГУ. 2012. 80 с.
9. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика / под ред. С.Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. Минск: Харвест. 2007. 976 с.
10. Гордон Т.С. Повышение уровня самооценки у детей подросткового возраста посредством арт-терапии // Научная электронная библиотека «Елайбери».
2020. № 9. URLhttps://www.elibrary.ru/item.asp?id=36655337(дата
обращения: 20.11.2022).
11. Горобинский М.А., Ветвицкая С.М. Самооценка: особенности
формирования и значение в жизни человека // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 6. URLhttps: //eduherald.ru/ru/article/view? id=17850(дата обращения: 12.02.2023).
12. Гусейнов А.Ш. Предпосылки возникновения протеста в онтогенезе.
Личность и бытие: проблемы, закономерности и феноменология
событийности: материалы Всероссийской научно-практической
конференции / под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. Краснодар: Кубанский гос. ун-т. 2012. 84-86 с.
13. Да Круш Сампайо Антеро Роль самооценки в составе интеллектуального потенциала: автореф. канд.психолог. наук. СПб.: 1995. 116 с.
14. Давыдов В.В.; Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. Институтов. М.: Просвещение. 2009. 341 с.
15. Дубровина И.В. Особенности обучения и психического развития школьников 13 - 17 лет / под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова. М.: Содействие. 2009. 388 с.
16. Землякова М.А. Внеурочное время как психологически комфортная среда для развития личности подростка // Научная электронная библиотека «Елайбери». 2016. № 1. URLhttps://elibrary.ru/item.asp?id=25664352(дата обращения 15.10.2022).
17. Иванов Н.Н. Влияние отношения родителей к ребенку // Научная
электронная библиотека «КиберЛенинка». 2014. № 4. URL
https://cyberleninka.rU/article/n/vliyanie-otnosheniya-roditeley-k-rebenku/viewer(дата обращения 15.12.2022)
18. Иванова Т.Л. Стиль общения педагога и его взаимосвязь с самооценками учащихся (на примере младших школьников): дис. канд. психолог. наук. Казань. 2003. 190 с.
19. Ионина О.С. Танцевально-двигательная терапия как средство формирования положительного образа-Я подростка // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». 2017. №1. URLhttps:ZZcyberleninka.ru/articleZn/tantsevalno-dvigatelnaya-terapiya-kak-sredstvo-formirovaniya-polozhitelnogo-obraza-ya-podrostka(дата обращения 15.10.2022)
20. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. М.: Владос. 2000. 179 с.
21. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. М: Спб. Речь. 2005. 286 с.
22. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности): учеб. пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение. 1979. 175 с.
23. Крайг Г. Психология развития Z под ред. Г. Крайг, Д. Бокум. 9-е изд. СПб.: Питер. 2005. 940 с.
24. Кукулите Т.Г. Основные подходы к изучению самоотношения личности зарубежной психологии // Учёные записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. 2011. №1. С. 127-132.
25. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования. Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова. 2001. 66 с.
26. Липкина А. И. Самооценка личности школьника. М.: Просвещение. 2010. 278 с.
27. Луговая Е.К. О невербальной форме общения в культуре. Танец как язык и миф // Вестник МГУ. 1991. № 3. С. 54-57.
28. Молчанов С.В. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник. М: Издательсто Юрайт. 2018. 351 с.
29. Палачева Т.И., Жиляев А.Г. Формирование «Я-концепции» в детском, подростковом и юношеском возрастах ZZ Научный журнал «Молодой ученый». 2010. №1. URLhttps:ZZmoluch.ru/archiveZ13/1073/(дата обращения 10.11.2022).
30. Петровский А.В. Теоретическая психология: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. уч. заведений. М.: Издательский центр «Академия». 2003 г. 496 с.
31. Полякова М. В. Концепты теории воспитания: практ.-ориентир. моногр. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». 2010. 150 с.
32. Пономарев П.А., Варламова А.А. Роль танцевально-двигательной терапии в
формировании духовного мира подростков личности // Научная электронная библиотека «Елайбери». 2018. № 12. URL
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36655337(дата обращения 20.11.2022).
33. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия. 1998. 160 с.
34. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс. 1996. 440 с.
35. Райс Ф., Долджин К., Психология подросткового и юношеского возраста: учебное пособие. СПб: Питер. 2012. 816 с.
36. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение. 2008. 419с.
37. Саитова М.А. Роль самооценки в достижении жизненного успеха // Научная
электронная библиотека «КиберЛенинка». 2015. № 8. URL
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-samootsenki-v-dostizhenii-zhiznennogo-uspeha/viewer(дата обращения 20.12.2022)
38. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учебное пособие / под ред. О.Н. Молчановой. М.: Флинта-Наука. 2010. 392 с.
39. Сатир В. «Как строить себя и свою семью» / пер. с англ. М.: Педагогика- пресс. 1992. 190 с.
40. Усечев Ю.Ю. Специфика социокультурной регуляции духовно¬нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью // Научная электронная библиотека «Елайбери». 2013. № 11 URLhttps://elibrary.ru/item.asp?Id=20960389(дата обращения 29.10.2022)
41. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Издательтво Института Психотерапии. 2002. 490 с.
42. Хайкара Н.А. Особенности эстетического воспитания подростков в
контексте становления их авторской позиции на занятиях хореографией // Научная электронная библиотека «Елайбери». 2008. №1. URL
https://elibrary.ru/item.asp7idM5200305(дата обращения 29.10.2022)
43. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспект лекций. М: Издательство Юрайт. 2010. 200 с.
44. Хухлаева О.В. Психология подростка: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М: Издательский центр «Академия». 2008. 160 с.
45. Чурашов Л.Г. Танцевально-двигательная терапия: практикум. Челябинск: Южно-Урал. Челябинск. 2018. 60 с.
46. Шик С.В. Риски взросления и проблема самопонимания подростков. Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева // Научная электронная библиотека «Елайбери». 2016. №1. URLhttps://elibrary.ru/item.asp?id=25682234(дата обращения 10.11.2022).
47. Широбокова Т.С. Значение семейного воспитания в формировании гармоничной личности подростка // Научные исследования в образовании. 2011. № 11. С.38-50.
48. Шишковская А.В. Теоретические представления об образе физического я в психологии // Северо-Кавказский психологический вестник. 2009. № 7/3. С.71-78.
49. Школьникова Л.Е. Танцевальная терапия как метод психокоррекции
личности // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». 2008. № 6. URL https://cyberleninka.ru/article/n/tantsevalnaya-terapiya-kak-metod-
psihokorektsii-lichnosti(дата обращения 15.10.2022).
50. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг как фактор динамики отношений личности. СПб.: Издательство «Речь». 2003. 192 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ