ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПОВЫШЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1. Анализ проблемы субъективного благополучия в психологической
литературе 5
1.2. Исследование по проблеме повышения уровня субъективного
благополучия 11
1.3. Смысложизненные ориентации как фактор повышения субъективного
благополучия в раннем юношеском возрасте 14
Выводы по Главе 1 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ 19
2.1. Организация и методы проведения исследования 19
2.2. Описание результатов, полученных в ходе исследовании 23
2.3. Направления и содержание психолого-педагогической работы по
повышению уровня субъективного благополучия в раннем юношеском возрасте 29
2.4. Оценка эффективности проведенной работы 31
Выводы по Главе 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
ГЛАВА 1. ПОВЫШЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1. Анализ проблемы субъективного благополучия в психологической
литературе 5
1.2. Исследование по проблеме повышения уровня субъективного
благополучия 11
1.3. Смысложизненные ориентации как фактор повышения субъективного
благополучия в раннем юношеском возрасте 14
Выводы по Главе 1 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ 19
2.1. Организация и методы проведения исследования 19
2.2. Описание результатов, полученных в ходе исследовании 23
2.3. Направления и содержание психолого-педагогической работы по
повышению уровня субъективного благополучия в раннем юношеском возрасте 29
2.4. Оценка эффективности проведенной работы 31
Выводы по Главе 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Изучение субъективного благополучия становится всё более актуальным в науке сегодня. Однако это исследование влечет за собой ряд теоретических и методологических сложностей. Анализ существующих исследований позволяет выявить основные проблемы и определить пути их решения для разработки эффективной методологии изучения субъективного благополучия.
Несмотря на широкое использование понятия «субъективное благополучие» в научных кругах, по-прежнему сложно четко отделить его от смежных понятий, таких как «психологическое благополучие», «личностный рост» и «счастье». Также существует разница между учеными и обычными людьми в понимании этого явления, что дополнительно затрудняет его изучение.
Понятие «благополучие» имеет как объективные, так и субъективные аспекты. С одной стороны, существуют объективные показатели благополучия, такие как уровень дохода, состояние здоровья и социальный статус. С другой стороны, переживание благополучия определяется индивидуальным отношением человека к различным аспектам своей жизни, включая самооценку, удовлетворенность отношениями и восприятие окружающего мира. Таким образом, благополучие носит субъективный характер и зависит от множества личностных факторов.
Ранний юношеский возраст (15-17 лет) - это период интенсивных изменений во всех сферах жизни человека: физиологической, психологической, социальной. В этом возрасте сталкиваются с рядом задач развития, связанных с поиском идентичности, выстраиванием отношений со сверстниками и взрослыми, выбором будущей профессии. Все эти факторы могут негативно сказываться на субъективном благополучии подростков, приводя к повышенной тревожности, депрессивным состояниям, агрессии и другим психологическим проблемам. В связи с этим актуальной становится разработка и проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня субъективного благополучия в раннем юношеском возрасте.
Проблема субъективного благополучия ранних юношей активно изучается в современной психологии. Существует ряд теоретических моделей и эмпирических исследований, посвященных факторам, влияющим на благополучие в этом возрасте.
Цель исследования - повышение уровня субъективного благополучия
Объект исследования - субъективное благополучие
Предмет исследования - повышение уровня субъективного благополучия в раннем юношеском возрасте
Гипотеза исследования - в раннем юношеском возрасте развитие смысложизненных ориентаций способствует повышению уровня субъективного благополучия.
В соответствии с выделенными целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить теоретические подходы к пониманию субъективного благополучия;
2. Подобрать диагностический инструментарий;
3. Экспериментально изучить особенности субъективного благополучия;
4. Подобрать диагностический инструментарий;
5. Разработать и провести комплекс мероприятий, направленный на повышение уровня субъективного благополучия в раннем юношеском возрасте;
6. Оценить эффективность проведенного комплекса мероприятий.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, обобщение литературы по проблеме
исследования.
2. Эмпирические: метод опроса, тестирование.
3. Методы количественной и качественной обработки данных, корреляция
Методики: тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, шкала субъективного благополучия (адаптация А.А. Рукавишникова, М.В. Соколовой)
Структура работы: работа состоит из введения, двух Глав, выводов по каждой Главе, заключения, списка литературы.
База исследования: МАОУ СШ № ХХХ г. Красноярска
Выборка: В исследовании приняло участие 22 учащихся.
Практическая значимость: Полученные результаты исследования, а также разработанные мероприятия могут быть использованы в профессиональной деятельности педагога-психолога, классного руководителя образовательного учреждения, родителями при работе с юношами, с целью повышения у них субъективного благополучия.
Несмотря на широкое использование понятия «субъективное благополучие» в научных кругах, по-прежнему сложно четко отделить его от смежных понятий, таких как «психологическое благополучие», «личностный рост» и «счастье». Также существует разница между учеными и обычными людьми в понимании этого явления, что дополнительно затрудняет его изучение.
Понятие «благополучие» имеет как объективные, так и субъективные аспекты. С одной стороны, существуют объективные показатели благополучия, такие как уровень дохода, состояние здоровья и социальный статус. С другой стороны, переживание благополучия определяется индивидуальным отношением человека к различным аспектам своей жизни, включая самооценку, удовлетворенность отношениями и восприятие окружающего мира. Таким образом, благополучие носит субъективный характер и зависит от множества личностных факторов.
Ранний юношеский возраст (15-17 лет) - это период интенсивных изменений во всех сферах жизни человека: физиологической, психологической, социальной. В этом возрасте сталкиваются с рядом задач развития, связанных с поиском идентичности, выстраиванием отношений со сверстниками и взрослыми, выбором будущей профессии. Все эти факторы могут негативно сказываться на субъективном благополучии подростков, приводя к повышенной тревожности, депрессивным состояниям, агрессии и другим психологическим проблемам. В связи с этим актуальной становится разработка и проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня субъективного благополучия в раннем юношеском возрасте.
Проблема субъективного благополучия ранних юношей активно изучается в современной психологии. Существует ряд теоретических моделей и эмпирических исследований, посвященных факторам, влияющим на благополучие в этом возрасте.
Цель исследования - повышение уровня субъективного благополучия
Объект исследования - субъективное благополучие
Предмет исследования - повышение уровня субъективного благополучия в раннем юношеском возрасте
Гипотеза исследования - в раннем юношеском возрасте развитие смысложизненных ориентаций способствует повышению уровня субъективного благополучия.
В соответствии с выделенными целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить теоретические подходы к пониманию субъективного благополучия;
2. Подобрать диагностический инструментарий;
3. Экспериментально изучить особенности субъективного благополучия;
4. Подобрать диагностический инструментарий;
5. Разработать и провести комплекс мероприятий, направленный на повышение уровня субъективного благополучия в раннем юношеском возрасте;
6. Оценить эффективность проведенного комплекса мероприятий.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, обобщение литературы по проблеме
исследования.
2. Эмпирические: метод опроса, тестирование.
3. Методы количественной и качественной обработки данных, корреляция
Методики: тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, шкала субъективного благополучия (адаптация А.А. Рукавишникова, М.В. Соколовой)
Структура работы: работа состоит из введения, двух Глав, выводов по каждой Главе, заключения, списка литературы.
База исследования: МАОУ СШ № ХХХ г. Красноярска
Выборка: В исследовании приняло участие 22 учащихся.
Практическая значимость: Полученные результаты исследования, а также разработанные мероприятия могут быть использованы в профессиональной деятельности педагога-психолога, классного руководителя образовательного учреждения, родителями при работе с юношами, с целью повышения у них субъективного благополучия.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию субъективного благополучия, сфокусированному на проблеме его повышения, а также на изучении влияния смысложизненных ориентаций на уровень субъективного благополучия в раннем юношеском возрасте.
Ранняя юность (15-17 лет) - это время бурных изменений, затрагивающих все стороны жизни человека: физическую, психологическую и социальную. Подростки в этом возрасте сталкиваются с важными задачами: формированием собственной личности, построением отношений со сверстниками и взрослыми, выбором будущей профессии. Все эти факторы могут негативно влиять на их эмоциональное состояние, вызывая тревожность, депрессию, агрессию и другие психологические проблемы. Поэтому особенно важно разработать и реализовать комплекс мер, направленный на повышение уровня субъективного благополучия в ранней юности.
Было проведено исследование уровня субъективного благополучия среди 22 школьников 10-го класса в городе Красноярске, используя метод тестирования на основе муниципального бюджетного образовательного учреждения.
Для проведения исследования была выбрана «Шкала субъективного благополучия (адаптация А. А. Рукавишникова, М. В. Соколовой)» и «Тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева».
Результаты первичного диагностического исследования показывают следующее:
- Умеренный эмоциональный комфорт отмечен у 14% участников исследования, что указывает на неравномерное распределение позитивных и негативных эмоций в этой группе.
- 77% участников имеют умеренное субъективное благополучие, что может свидетельствовать о равновесии в различных аспектах их жизни, но не обязательно указывает на отсутствие проблем или сложностей.
- 9% участников испытывают субъективное неблагополучие, что может свидетельствовать о низком уровне удовлетворенности, доминировании негативных эмоций, отсутствии цели и сложностях во взаимоотношениях.
- 26% участников имеют низкий уровень осмысленности жизни.
- 52% показывают средний уровень осмысленности жизни.
- 22% обладают высоким уровнем осмысленности жизни.
Исходя из анализа теоретической информации о субъективном благополучии в раннем юношеском возрасте и смысложизненных ориентаций, был организован ряд мероприятий с целью увеличить уровень субъективного благополучия у подростков. После проведения этих мероприятий было оценено, насколько успешно они повлияли на уровень субъективного благополучия в раннем юношеском возрасте.
Анализ результатов показал, что после проведения комплекса мероприятий участники исследования улучшили свою жизненную удовлетворенность, начали воспринимать жизнь как увлекательный, эмоционально насыщенный и смысловой процесс, способный помочь им реализовать свой потенциал.
Поэтому можно заключить, что общий комплекс проведенных мероприятий способствует повышению субъективного благополучия участников исследования.
Ранняя юность (15-17 лет) - это время бурных изменений, затрагивающих все стороны жизни человека: физическую, психологическую и социальную. Подростки в этом возрасте сталкиваются с важными задачами: формированием собственной личности, построением отношений со сверстниками и взрослыми, выбором будущей профессии. Все эти факторы могут негативно влиять на их эмоциональное состояние, вызывая тревожность, депрессию, агрессию и другие психологические проблемы. Поэтому особенно важно разработать и реализовать комплекс мер, направленный на повышение уровня субъективного благополучия в ранней юности.
Было проведено исследование уровня субъективного благополучия среди 22 школьников 10-го класса в городе Красноярске, используя метод тестирования на основе муниципального бюджетного образовательного учреждения.
Для проведения исследования была выбрана «Шкала субъективного благополучия (адаптация А. А. Рукавишникова, М. В. Соколовой)» и «Тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева».
Результаты первичного диагностического исследования показывают следующее:
- Умеренный эмоциональный комфорт отмечен у 14% участников исследования, что указывает на неравномерное распределение позитивных и негативных эмоций в этой группе.
- 77% участников имеют умеренное субъективное благополучие, что может свидетельствовать о равновесии в различных аспектах их жизни, но не обязательно указывает на отсутствие проблем или сложностей.
- 9% участников испытывают субъективное неблагополучие, что может свидетельствовать о низком уровне удовлетворенности, доминировании негативных эмоций, отсутствии цели и сложностях во взаимоотношениях.
- 26% участников имеют низкий уровень осмысленности жизни.
- 52% показывают средний уровень осмысленности жизни.
- 22% обладают высоким уровнем осмысленности жизни.
Исходя из анализа теоретической информации о субъективном благополучии в раннем юношеском возрасте и смысложизненных ориентаций, был организован ряд мероприятий с целью увеличить уровень субъективного благополучия у подростков. После проведения этих мероприятий было оценено, насколько успешно они повлияли на уровень субъективного благополучия в раннем юношеском возрасте.
Анализ результатов показал, что после проведения комплекса мероприятий участники исследования улучшили свою жизненную удовлетворенность, начали воспринимать жизнь как увлекательный, эмоционально насыщенный и смысловой процесс, способный помочь им реализовать свой потенциал.
Поэтому можно заключить, что общий комплекс проведенных мероприятий способствует повышению субъективного благополучия участников исследования.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ЛИЦ РАЗНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2023 - Особенности переживания одиночества спортсменов юношеского возраста в контексте психологического благополучия
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2021 - Психологическое время взрослых людей с различным уровнем субъективного экономического благополучия
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022 - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х И 11-Х КЛАССОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Экономические убеждения как когнитивные факторы формирования субъективного экономического благополучия молодежи
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2024 - Особенности резистентности к стрессу в юношеском возрасте (Российский Университет Дружбы Народов)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Групповое психологическое консультирование с элементами сказкотерапии как средство развития смысложизненной сферы у студентов первокурсников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2023 - ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЗГЛЯДОВ И ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В
ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2016



