Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №156431

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2024
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПОВЫШЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1. Анализ проблемы субъективного благополучия в психологической
литературе 5
1.2. Исследование по проблеме повышения уровня субъективного
благополучия 11
1.3. Смысложизненные ориентации как фактор повышения субъективного
благополучия в раннем юношеском возрасте 14
Выводы по Главе 1 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ 19
2.1. Организация и методы проведения исследования 19
2.2. Описание результатов, полученных в ходе исследовании 23
2.3. Направления и содержание психолого-педагогической работы по
повышению уровня субъективного благополучия в раннем юношеском возрасте 29
2.4. Оценка эффективности проведенной работы 31
Выводы по Главе 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 49

Изучение субъективного благополучия становится всё более актуальным в науке сегодня. Однако это исследование влечет за собой ряд теоретических и методологических сложностей. Анализ существующих исследований позволяет выявить основные проблемы и определить пути их решения для разработки эффективной методологии изучения субъективного благополучия.
Несмотря на широкое использование понятия «субъективное благополучие» в научных кругах, по-прежнему сложно четко отделить его от смежных понятий, таких как «психологическое благополучие», «личностный рост» и «счастье». Также существует разница между учеными и обычными людьми в понимании этого явления, что дополнительно затрудняет его изучение.
Понятие «благополучие» имеет как объективные, так и субъективные аспекты. С одной стороны, существуют объективные показатели благополучия, такие как уровень дохода, состояние здоровья и социальный статус. С другой стороны, переживание благополучия определяется индивидуальным отношением человека к различным аспектам своей жизни, включая самооценку, удовлетворенность отношениями и восприятие окружающего мира. Таким образом, благополучие носит субъективный характер и зависит от множества личностных факторов.
Ранний юношеский возраст (15-17 лет) - это период интенсивных изменений во всех сферах жизни человека: физиологической, психологической, социальной. В этом возрасте сталкиваются с рядом задач развития, связанных с поиском идентичности, выстраиванием отношений со сверстниками и взрослыми, выбором будущей профессии. Все эти факторы могут негативно сказываться на субъективном благополучии подростков, приводя к повышенной тревожности, депрессивным состояниям, агрессии и другим психологическим проблемам. В связи с этим актуальной становится разработка и проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня субъективного благополучия в раннем юношеском возрасте.
Проблема субъективного благополучия ранних юношей активно изучается в современной психологии. Существует ряд теоретических моделей и эмпирических исследований, посвященных факторам, влияющим на благополучие в этом возрасте.
Цель исследования - повышение уровня субъективного благополучия
Объект исследования - субъективное благополучие
Предмет исследования - повышение уровня субъективного благополучия в раннем юношеском возрасте
Гипотеза исследования - в раннем юношеском возрасте развитие смысложизненных ориентаций способствует повышению уровня субъективного благополучия.
В соответствии с выделенными целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить теоретические подходы к пониманию субъективного благополучия;
2. Подобрать диагностический инструментарий;
3. Экспериментально изучить особенности субъективного благополучия;
4. Подобрать диагностический инструментарий;
5. Разработать и провести комплекс мероприятий, направленный на повышение уровня субъективного благополучия в раннем юношеском возрасте;
6. Оценить эффективность проведенного комплекса мероприятий.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, обобщение литературы по проблеме
исследования.
2. Эмпирические: метод опроса, тестирование.
3. Методы количественной и качественной обработки данных, корреляция
Методики: тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, шкала субъективного благополучия (адаптация А.А. Рукавишникова, М.В. Соколовой)
Структура работы: работа состоит из введения, двух Глав, выводов по каждой Главе, заключения, списка литературы.
База исследования: МАОУ СШ № ХХХ г. Красноярска
Выборка: В исследовании приняло участие 22 учащихся.
Практическая значимость: Полученные результаты исследования, а также разработанные мероприятия могут быть использованы в профессиональной деятельности педагога-психолога, классного руководителя образовательного учреждения, родителями при работе с юношами, с целью повышения у них субъективного благополучия.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию субъективного благополучия, сфокусированному на проблеме его повышения, а также на изучении влияния смысложизненных ориентаций на уровень субъективного благополучия в раннем юношеском возрасте.
Ранняя юность (15-17 лет) - это время бурных изменений, затрагивающих все стороны жизни человека: физическую, психологическую и социальную. Подростки в этом возрасте сталкиваются с важными задачами: формированием собственной личности, построением отношений со сверстниками и взрослыми, выбором будущей профессии. Все эти факторы могут негативно влиять на их эмоциональное состояние, вызывая тревожность, депрессию, агрессию и другие психологические проблемы. Поэтому особенно важно разработать и реализовать комплекс мер, направленный на повышение уровня субъективного благополучия в ранней юности.
Было проведено исследование уровня субъективного благополучия среди 22 школьников 10-го класса в городе Красноярске, используя метод тестирования на основе муниципального бюджетного образовательного учреждения.
Для проведения исследования была выбрана «Шкала субъективного благополучия (адаптация А. А. Рукавишникова, М. В. Соколовой)» и «Тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева».
Результаты первичного диагностического исследования показывают следующее:
- Умеренный эмоциональный комфорт отмечен у 14% участников исследования, что указывает на неравномерное распределение позитивных и негативных эмоций в этой группе.
- 77% участников имеют умеренное субъективное благополучие, что может свидетельствовать о равновесии в различных аспектах их жизни, но не обязательно указывает на отсутствие проблем или сложностей.
- 9% участников испытывают субъективное неблагополучие, что может свидетельствовать о низком уровне удовлетворенности, доминировании негативных эмоций, отсутствии цели и сложностях во взаимоотношениях.
- 26% участников имеют низкий уровень осмысленности жизни.
- 52% показывают средний уровень осмысленности жизни.
- 22% обладают высоким уровнем осмысленности жизни.
Исходя из анализа теоретической информации о субъективном благополучии в раннем юношеском возрасте и смысложизненных ориентаций, был организован ряд мероприятий с целью увеличить уровень субъективного благополучия у подростков. После проведения этих мероприятий было оценено, насколько успешно они повлияли на уровень субъективного благополучия в раннем юношеском возрасте.
Анализ результатов показал, что после проведения комплекса мероприятий участники исследования улучшили свою жизненную удовлетворенность, начали воспринимать жизнь как увлекательный, эмоционально насыщенный и смысловой процесс, способный помочь им реализовать свой потенциал.
Поэтому можно заключить, что общий комплекс проведенных мероприятий способствует повышению субъективного благополучия участников исследования.



1. Аргайл М. Психология счастья. 2 изд. СПб.: Питер, 2003. 271 с.
2. Баксанский О.Е., Скоробогатова А.В. Философский и психологический аспекты изучения смысложизненных ориентаций личности в отечественной и зарубежной литературе // Коллекция гуманитарных исследований. 2019. №4 (19). С. 10-21.
3. Берберян А.С. Взаимосвязь смысложизненных ориентаций, жизнестойкости и субъективного благополучия // Методология современной психологии. 2020. №12. С. 5-13.
4. Бочарова Е.Е. Взаимосвязь ценностных ориентаций, стратегий поведения и субъективного благополучия личности: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05 . Саратов, 2005. 23 с.
5. Верстова М.В., Павлюкова М.А. Смысложизненые ориентации современных подростков в разных социокультурных пространствах // Молодой ученый. 2020. №50 (340). С. 414-416.
6. Воронина А.В. Проблема психического здоровья и благополучия
человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа //
Сибирский психологический журнал. 2005. №21. С. 142-147.
7. Долгова В.И., Аркаева Н.И. Смысложизненные ориентации:
формирование и развитие. Челябинск: ООО «Искра-Профи», 2012. 230 с.
8. Дубровина И.В. Психологическое здоровье личности как феномен // Гуманизация образования. 2022. №4. С. 35-43.
9. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Институт психологии РАН, 2006. 334 с.
10. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. СПб.: Питер, 2003. 640 с.
11. Каунова Н.Г. Исследование смысложизненных ориентаций и значимости смысла жизни современной молодежи (на материале Молдовы) : автореферат дис. .. .канд. психол. наук. М., 2006. С. 17-19
12. Кащук Я.Н. Переживание смысложизненного кризиса в юношеском возрасте // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. №5. С. 36-40.
13. Кондратюк О.Е. Зотова Р.А. Цветкова Н.А. Ценностной ядро в системе жизненных смыслов старшеклассников // Проблемы педагогики. 2015. №7 (8)..
14. Коржова Е. Ю. Психологическое познание судьбы человека. СПб.: Изд-во Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2002. 335 с.
15. Крапивка И.А. Содержание, структура ценностных ориентаций и их формирование у подростков // Общество и право. 2011. №2 (34). С. 299-302
16. Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика / ред. В.Ю. Большаков. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та,. 2000. С. 476-510.
17. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Жизнестойкость как
составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл. 2011. С. 178-209.
18. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 2005. 512 с.
19. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.
20. Микляева А.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
21. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10¬е изд. М.: Академия, 2006. 608 с.
22. Панченко С.А. Психологическое здоровье подростков в контексте их самоопределения // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. №14. С. 275-279
23. Пахоль Б.Е. Субъективное и психологическое благополучие: современные и классические подходы, модели и факторы // Украинский психологический журнал. 2017. № 1. С. 80-104.
24. Рубинштейн С.Л. О смысле жизни. Труды по философии ценности. 2 том изд. М.: Территория будущего, 2008. 480 с.
25. Савельева О.С. Субъективное благополучие как проблема социальной психологии личности // Актуальные проблемы психологии личности. 2009. С. 29-32
26. Сахарова Т.Н. Особенности смысложизненных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте // Среднее профессиональное образование.2013. № 8. С. 139-141
27. Соколова М.В. Шкала субъективного благополучия. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1996. 11 с.
28. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 372с.
29. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. 768с.
30. Чулкова М.А. Смысложизненные ориентации и особенности их проявления в юношеском возрасте // Сайт международной научно¬практической конференции. 2012. С. 1-6
31. Шальнова А.А. Закономерности формирования стереотипов ценных ориентаций в подростковом возрасте // Система ценностей современного общества. 2010. № 16. С. 245-249
32. Шамионов Р.М. Самосознание и субъективное благополучие личности // Современные проблемы общей и социальной психологии . Сборник научных статей. 2009.
33. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2008. 296с.
34. Шипова Н.С. Субъективное благополучие, ощущение счастья и
отношение к себе: возрастной аспект // Педагогика. Психология.
Социокинетика. 2021. Т. 27. № 3. С. 58-64.
35. Юнг К.Г. Структура и динамика психического. М.: Когито-Центр, 2008. 480 с.
36. Яницкий М.С., Серый А.В. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 19. С.82-97
37. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.
38. Bradburn N. The structure of psychological well-being / Description Chicago, Aldine Pub. Co. 1969.
39. Diner E. Subjective well-being: Threee decades of progress / E. Diner. Psychological Bulletin. 1999. P.276 - 301.
40. Ryff C.B., Singer B. The contours of positive human health // Psychological Inquiry. 1998. Vol. 9, no1. P. 1-28.
41. Ryff C.D., Keyes C. L. M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. no. 69. P. 719-727


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ