Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения Я-концепции младших школьников 7
1.1. Понятие Я-концепции в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности формирования Я-концепции у детей младшего школьного возраста 18
1.3. Приемы повышения уровня сформированности Я-концепции младших
школьников 30
Выводы по Главе 1 38
Глава 2. Экспериментальная работа по повышению уровня сформированности Я-концепции младших школьников 40
2.1. Методическая организация исследования. Результаты констатирующего
эксперимента и их обсуждение 40
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 62
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 78
Выводы по Главе 2 95
Заключение 98
Список используемых источников 100
Приложения
Для учителя немаловажно уметь выбрать способ для индивидуальной работы со школьниками, в частности - с учениками начальной школы, т.к. именно в этом возрасте закладываются основные способы реализации индивидуальных особенностей взрослеющей личности: закладывается фундамент для формирования устойчивого мировоззрения.
В настоящее время в психолого-педагогической практике происходит рост интереса к феномену Я-концепции - продукту процесса самосознания, от которого зависит выражение личностной активности человека, т.е., его взаимодействие с окружающим миром.
Тем не менее, комплексных исследований Я-концепции, включая ее когнитивную и эмоциональную составляющие, на сегодняшний день в отношении учащихся начальной школы практически не проводилось, что позволяет считать проблему становления Я-концепции в данный период недостаточно изученной и потому весьма актуальной.
Проблеме изучения Я-концепции было уделено немало внимания в работах отечественных и зарубежных психологов: К.А. Абульхановой, Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, А.С. Арсентьева, А.В. Иващенко, И.С. Кона, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Славской, Р. Бернса, К. Левина, А. Маслоу, К. Роджерса и др. Стоит отметить, что при исследовании литературы по данному вопросу нами почти не было выявлено интереса авторов к изучению половозрастных особенностей Я-концепции младших школьников. Это предоставляет нам более объемный круг вопросов для исследования.
Порой учителя уделяют не так много внимания вопросам, касающимся Я-концепции младших школьников: развитию представлений о себе, адекватной самооценки, поведенческой уверенности. В следствие этого школьники, переходя на среднюю ступень образования, не владеют такими навыками, как правильная оценка себя и окружающих, корректировка своего поведения в зависимости от жизненной ситуации, а также умением достаточно полно рассказать о себе, что может отразиться как на школьной успеваемости, так и в жизни в обществе. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением.
Таким образом, мы полагаем, что есть необходимость в разработке соответствующей программы тренингов, которая и поможет малоквалифицированным учителям в формировании адекватной Я - концепции младшего школьника на школьном уровне.
Цель исследования - составить и апробировать систему занятий, направленную на повышение уровня сформированности Я-концепции младших школьников.
Объект исследования - процесс повышения уровня сформированности Я-концепции младших школьников.
Предмет исследования - система групповых занятий с младшими школьниками как средство повышения уровня сформированности их Я - концепции.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы Я-концепции младших школьников.
2. На основании существующих научных, научно-методических источников определить компоненты и уровни сформированности Я- концепции младших школьников.
3. Подобрать диагностический комплекс для изучения Я-концепции младших школьников.
4. Исследовать и описать актуальный уровень Я-концепции младших школьников.
5. Разработать программу групповых занятий с детьми, направленную на повышение уровня сформированности Я-концепции младших школьников.
6. Проследить различия в уровнях сформированности Я-концепции младших школьников до и после формирующего эксперимента.
Основная гипотеза нашего исследования состоит в предположении о том, что процесс повышения уровня сформированности Я-концепции младших школьников будет результативным, если:
1) будет использована такая форма организации работы со школьниками, как групповые занятия;
2) в основу работы будут положены игровые приемы, которые обеспечат эффективность психологического воздействия на детей;
3) содержательно работа будет направлена на расширение представлений детей о себе за счет получения нового опыта и обратной связи, развитие адекватной самооценки, обучение навыкам уверенного поведения.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Наблюдение.
3. Тестирование.
4. Эксперимент.
5. Методы количественного и качественного анализа.
6. Методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе 3 «Б» и 3 «Г» классов МБОУ СОШ № 8 г. Ачинска. В нем приняли участие 41 школьник в возрасте 8-9 лет, в том числе 21 мальчик и 20 девочек.
Апробация работы. Работа апробирована на Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХ! века» в г. Красноярске, на научно-практической конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XIX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XX! века» в г. Красноярске 26 - 27 апреля 2018 года. По теме исследования имеются 2 публикации.
В настоящее время в психолого-педагогической практике происходит рост интереса к феномену Я-концепции - продукту процесса самосознания, от которого зависит выражение личностной активности человека, т.е., его взаимодействие с окружающим миром.
Социальная ситуация развития современных младших школьников претерпела изменения, что делает задачу изучения сформированности Я- концепции в границах возраста и разработки мер по ее адекватному формированию весьма актуальной.
В ходе теоретического анализа литературы нами были изучены различные теоретические аспекты проблемы: подходы к пониманию «Я- концепции», составляющие аспекты Я-концепции: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий, психологические особенности Я- концепции в младшем школьном возрасте.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс методик, позволяющий определить степень выраженности каждого компонента Я-концепции и общий уровень сформированности Я-концепции детей.
В ходе исследования было выявлено, что степени сформированности компонентов Я-концепции разнятся у мальчиков и у девочек, что обусловлено стереотипностью мышления младших школьников, общественным мнением: мальчики более критично оценивают себя, чем девочки, однако девочки более скованны в действиях, чем мальчики.
В ходе проведенного исследования была подтверждена актуальность темы. Для того, чтобы более качественно организовать образовательный процесс, учителю начальных классов необходимо иметь представление о Я - концепции младших школьников. Это поможет ему подобрать те методы обучения и воспитания, которые наиболее подойдут детям.
Полученные результаты легли в основу формирующего эксперимента, направленного на комплексное развитие различных сфер Я-концепции: когнитивной, эмоциональной и поведенческой. Нами предложена система групповых занятия на основе игровых приемов и элементов сказкотерапии. В разработанной программе представлены групповые занятия с использованием психологических игр и упражнений, направленные на стимуляцию и активизацию компонентов Я-концепции.
Результаты эксперимента показали, что программа, разработанная на основе комплекса групповых развивающих занятий, в которых основными приемами являются игры и психологические упражнения, является эффективной в формировании всех компонентов Я-концепции. Статистическая проверка различий в экспериментальной и контрольной группах позволила подтвердить выдвинутую гипотезу.
Анализ работы позволяет оценить ее теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость заключается в изучении особенностей развития сфер Я-концепции младших школьников, а также анализе приемов и средств, способствующих, комплексному формированию ее компонентов.
Практическая значимость работы заключается в составлении и апробации программы групповых занятий, основанной на приеме психологических игр и упражнений, возможности использования ее результатов в практике преподавания в начальной школе. Кроме того, разработанные материалы исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами при работе над повышением уровня сформированности Я-концепции младших школьников, а также родителями и студентами, интересующимися данной темой.
1. Алберти Р., Эммонс М. Самоутверждающее поведение. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проспект», 1998. 151 с.
2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. Екатеринбург: «Деловая книга», Москва: Издательский центр «Академия», 1995. 370 с.
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академический проект: Альма Матер, 2005. 672 с.
4. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб., СПб: изд-во Михайлова В.А., 1998. 379 с.
5. Агафонова И.Н. Программа «Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы». СПб, 2003. 45 с.
6. Асеев В.Г.Мотивация поведения и формирования личности. М.; «Мысль», 2000. 158 с.
7. Алиева М.А. и др. Я сам строю свою жизнь. СПб., 2000. 216 с.
8. Бернс Э. Р. Развитие Я-Концепции и воспитание / Э. Р. Бернс. М.: Прогресс, 1986. 366 с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте(психологическое исследование). М., Просвещение, 2001. 399 с.
10. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968, 464 с.
11. Божович Л.И.Проблемы формирования личности /Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 2002. 350 с.
12. Большой психологический словарь/ Сост и общ. ред. Б. Мешеряков, В. Зинченко. СПб: ЕВРОЗНАК, 2004. 860 с.
13. Боцманова М.Э. Захарова А.В. Самооценка как фактор нравственной саморегуляции в младшем школьном возрасте. Нов. исследования в психологии. М. Педагогика, №2, 1998.
14. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986 г.
ч. 2/3.
15. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Пособие для студентов и педагогов. М.: Педагогика, 1990. 36 с.
16. Важничая Л.В. Тренинг «Уверенность в себе» для младших
школьников [Электронный ресурс]//: URL:
https://kopilkaurokov.ru/psihologu/uroki/trieningh-uvieriennost-v-siebie-dlia- mladshikh-shkol-nikov
17. Варианты завершения тренингового дня [Электронный ресурс]//: URL: http://azps.ru/training/razminka/proshchanie.html
18. Витушкина Э.В. Роль учителя в формировании самооценки у младшего школьника. // Начальная школа. 2014, № 4.
19. Возможности практической психологии в образовании. Под ред. Н.С. Бурлаковой. УЦ Перспектива. СПБ.: 1998 г. 108 с.
20. Возрастная и педагогическая психология. М.: Изд-во МГУ, 1992. 268 с.
21. Возрастная и педагогическая психология / Под ред.
A. В. Петровского. М., 1979. 287 с.
22. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность / Сост.
B. С. Мухина. М.: Академия, 2000. 624 с.
23. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Собр. соч.: В 6 т., Т.3. М.: Педагогика, 1983. 421 с.
24. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
25. Грецов А. Г. Тренинг уверенного поведения. СПб.: 2008. 47 с.
26. Другая психология. Детско-родительские отношения: дефиниции, классификации, роль в развитии личности ребенка [Электронный ресурс]URLhttp ://www. safepsycholo gy.ru/pcofs- 189-6.html
27. Емельянова, М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки // Ребенок в детском саду. 2007. №4.
28. Ильенков Э.В. Что же такое личность? С чего начинается личность.
М.: Политиздат, 1984. 501 с.
29. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. с. 304.
30. Левис Ш. Ребенок и стресс. Питер 1997. 127 с.
31. Игровые методы в тренинге [Электронный ресурс]//: URL: http://student.zoomru.ru/psih/igrowe-metody-v-treninge/81373.663245.s3.html
32. Исаева Л.М., Неретина Т.Г. Становление образа Я младшего школьника как психолого-педагогическая проблема. [Электронный ресурс]URLhttps://www.scienceforum.ru/2015/1059/11522#
33. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.: Изд-во РОУ, 1996.177 с.
34. Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. 1985, № 1.
35. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н. С. Лейтес. М.: Воронеж, 1997. 446 с.
36. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. М.:ЧеРо, 2005. 524 с.
37. Лебон Г. Психология масс. Минск: МИНГУ, 2000. 240 с.
38. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Академия, 2010. 444 с.
39. Лучшие разминки для тренингов [Электронный ресурс]//: URL: http ://hrtime.ru/contents.php?id=370
40. Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1983. 334 с.
41. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ Под ред. М.В. Гамезо и др.М.: Просвещение, 1984. 256с.
42. Межличностные отношения и общение в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс]URLhttp://lektsii.org/11-86695.html
43. Минеева В. М. Развитие эмоций. Москва 1999. 383 с.
44. Мудрость воспитания. Сост. Б.М.Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. М., 1988, с. 288.
45. Мухина В.С. Возрастная психология, феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 1999. 456с.
46. Незговорова Ж.И. Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс]// URL http://festival. 1september.ru/articles/515693/
47. Обухова Л.Ф. Детская психология. М.: Педагогика, 1995, с. 390.
48. Обухова О.С., Развитие позитивной Я-концепции младшего школьника во внеурочной деятельности [Электронный ресурс]// URL: http ://http ://festival. 1september.ru/articles/414127/2016.
49. Особенности эмоционального развития детей дошкольного и
младшего школьного возраста [Электронный ресурс] //
http://studbooks.net/694255/psihologiya/osobennosti_emotsionalnogo_razvitiya_d etey_doshkolnogo_mladshego_shkolnogo_vozrasta
50. Половые различия [Электронный ресурс]//
URLhttp://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=29
51. Понятие, значение и структура Я-концепции [Электронный
ресурс]// URLhttp://www.expertpsyhology.ru/epsys-1060- 1.html
52. Понятие и структура Я-концепции личности [Электронный
ресурс]// URLhttp://cito-web.yspu.org/link1/metod/met121/node63.html
53. Психология А - Я: Словарь-справочник/Майк Кордуэлл. М.: ФАИР- ПРЕСС, 2002. 448 с.
54. Психология личности. Тексты. // Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырея А.А. М.: изд-во Моск. ун-та, 1982. 288 с.
55. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1990. 288 с.
56. Психология. Учебник/ Под редакцией А.А. Крылова. М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000. 584 с.
57. Программа тренинга позитивного самовоспитания и уверенного
поведения [Электронный ресурс]//: URL:
http://azps.ru/training/training_positiv.html
58. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. //Общ. ред. и предисл. Исениной Е.И. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. 480 с.
59. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Социал. психол. центр, 1996. 349 с.
60. Смит М. Тренинг уверенности в себе. СПб.:Речь, 2001.242 с.
61. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. (серия «Учебники, учебные пособия».) Ростов н/Д: Феникс, 2002. 672 с.
62. Тест Куна. Тест «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификацияТ.В.Румянцевой) [Электронный ресурс]// URLhttp://vsetesti.ru/424/- 2007.
63. Упражнение на развитие позитивного Я-образа [Электронный
ресурс]// URL: http://www.psihologu.info/diagnosticheskaya-rabota/67-
korrektsionno-razvivayushchie-igry-dlya-starsheklassnikov/812-uprazhneniya-na-razvitie-pozitivnogo-ya-obraza.html
64. Упражнения разминки [Электронный ресурс]// URL:
http ://azps.ru/training/indexrz.html
65. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. М., 2000. 160 с.
66. Фопель К. Чтобы дети были счастливы. Психологические игры и упражнения. М. Генезис, 2005 г. 255 с.
67. Чикишева О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С 90 - 92.
68. Швецов Д.Ф. Современные теории личности и их положения относительно личностного развития [Электронный ресурс]// URL: http://www.gennadij.pavlenko.name/ex-book?text=5232000.
69. Шкуричева Н.А. Лесенка самооценки [Электронный ресурс]// URLhttp://nsc. 1september.ru/view_article.php?ID=200900408
70. Хван Ю. Психология человека от рождения до смерти. М.: «Олма- пресс», 2003, с. 286.