Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1 Особенности письма у обучающихся с нормой развития 8
1.2 Причинная обусловленность нарушений письма у младших школьников с
лёгкой умственной отсталостью 15
1.3 Обзор диагностических и коррекционных методик по формированию навыков
письма у обучающихся с лёгкой умственной
отсталостью 23
Выводы по I главе 31
Глава II. Исследование навыка письма у обучающихся младших классов с легкой умственной отсталостью 32
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 32
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
Глава III. Формирование навыков письма у обучающихся 3 классов с лёгкой умственной отсталостью средствами дидактических
упражнений 44
3.1 Теоретические основы формирующего эксперимента 44
3.2 Логопедическая работа по преодолению дисграфии у обучающихся 3 класса
с лёгкой умственной отсталостью 47
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 60
Заключение 63
Список используемых источников 66
Приложения 73
Актуальность исследования. Количество обучающихся с легкой умственной отсталостью неуклонно растет, о чем свидетельствуют современные статистические данные. Около 1,5 миллионов детей в Российской Федерации относятся к категории лиц с особыми образовательными потребностями и, соответственно, нуждаются в квалифицированной помощи. 2% от общего числа детей составляют дети с умственной отсталостью и 30% представляют дети с речевыми нарушениями. При этом контингент лиц с умственной отсталостью в результате органического повреждения коры головного мозга имеют системное недоразвитии речи, что приводит к ограниченным возможностям овладению речью. При органическом поражении мозга, нарушены когнитивные функции, отягощены недоразвитием как речеслухового, так и речедвигательного анализаторов, что приводит к трудностям освоения устной и письменной речи.
6-7 % обучающихся общеобразовательных учреждений имеют
нарушения письма и письменной речи. 18-20% обучающихся коррекционных учреждений для обучающихся с речевыми нарушениями также испытывают трудности при овладении письмом, при этом среди умственно отсталых обучающихся эта цифра составляет 35-40% .
Результаты исследований (О.А. Величенкова, Т.В. Ахутина, М.Н. Русецкая), проведенных среди обучающихся младших классов с легкой умственной отсталостью, страдающих дисграфией составляет 67% .
Актуальность проблемы нарушений письма у обучающихся с легкой умственной отсталостью обусловлена полиморфными нарушениями в письменной речи. Симптомы дисграфии у таких детей обусловлены большим количеством ошибок в письме, сложными механизмами и проявляются в сочетании различных форм дисграфии, что затрудняет обучение детей в школе.
В исследованиях, направленных на изучение симптомов, механизмов и типов нарушений письма, были разработаны общие методологические подходы, направления, содержание и методы коррекции различных типов нарушений письма (Л.В. Венедиктова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, Т.А. Фотекова, М.Е. Хватцев и др.
Речевые нарушения у умственно отсталых обучающихся имеют стойкий характер, которые оказывают отрицательное влияние на развитие психических функций и эффективность обучения ребенка.
В Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.06.2002 № 29/2194-6 «Рекомендации по организации логопедической работы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида» указано, что логопедический эффект должен быть направлен на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект и должен составлять не менее трех логопедических занятий в неделю для учащихся с тяжелыми нарушениями речи и не менее одного-двух логопедических занятий в неделю для других категорий учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
«Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с задержкой психического развития (умственной отсталостью)», а также адаптированная основная общеобразовательная программа Вариант 1 устанавливают требования к коррекционному курсу «Логопедические занятия», одной из основных задач которого является исправление недостатков письма.
В логопедической науке проблемами нарушения письма занимались такие ученые как Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова и др. .
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки методов исследования, которые позволят определить закономерности овладения письменной речью и реализовать коррекционно-логопедические подходы по обучению детей с легкой умственной отсталостью.
...
Проанализировав результаты психолого-педагогической и
логопедической литературы, мы выявили что анализ механизма письма показал, что он является сложным психофизиологическим процессом. С позиции физиологии и психофизиологии, важную основу письма, как функциональной системы, представляет согласованная деятельность ряда анализаторов (речедвигательного, речеслухового, зрительного,
кинестетического), от сохранности которых зависит возможность целенаправленного и системного развития письма и соответственно речевого высказывания.
Проблемой изучения дисграфии у обучающихся с легкой умственной отсталостью занимались такие ученые как А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, Т.А. Фотекова, М.Е. Хватцев и другие .
В рамках решения задачи исследования нами был организован констатирующий эксперимент, целью которого являлось изучение уровня сформированности навыка письма обучающихся с легкой умственной отсталостью 3 класса.
В исследовательской работе принимали участие обучающиеся муниципального бюджетного образовательного учреждения Светлолобовской средней общеобразовательной школы № 6. Анализ медицинской документации, данных психолого-медико-педагогической комиссии свидетельствует о том, что всем детям рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе Вариант 1 для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью. Наличие неврологической симптоматики подтверждало органическое поражение центральной нервной системы.
Исследование проводилось индивидуально с каждым ребёнком. Каждое задание предполагало предварительное инструктирование. Для исследований нарушений письма у младших школьников было необходимо установить первоначальный контакт, познакомится с имеющейся документацией.
За основу исследования нами была взята методика исследования, предложенная Т.А. Фотековой, состоящая из трех блоков заданий. Обучающимся были предложены следующие задания: списывание с печатного текста, слуховой диктант, списывание с рукописного текста.
Результаты констатирующего эксперимента позволили выявить следующие нарушения письма у обучающихся с умственной отсталостью, а именно: на уровне звука и слога наличие персевераций и антиципаций; на уровне слова контаминации и аграмматизмы; на уровне предложения трудности разделения текста на речевые единицы (отсутствие границ предложений и др.); замены.
У умственно отсталых обучающихся с легкой умственной отсталостью определены ошибки, связанные с недоразвитием фонематического слуха (100%); ошибки фонематического восприятия и лексико-грамматические ошибки (70%); наличие оптических ошибок (20%). Выявленные нарушения на письме носят полиморфный характер. Определены такие формы дисграфии как дисграфия на почве языкового анализа и синтеза, акустическая дисграфия, артикуляторно-акустическая форма дисграфия, оптическая дисграфия, аграмматическая дисграфия.
В соответствии с выявленными формами дисграфии нами был определен комплекс дидактических упражнений по преодолению смешанных форм дисграфии у обучающихся 3 класса с легкой умственной отсталостью, который реализовался в течение двух месяцев.
В рамках решения формирующего эксперимента нами был организован контрольный эксперимент, целью которого являлось проведение
сравнительного изучения с целью определения динамики коррекционнной работы с данной группой обучающихся.
В соответствии с выявленными формами дисграфии нами был разработан комплекс дидактических упражнений по преодолению дисграфии у обучающихся 3 класса с лёгкой умственной отсталостью и реализован в процессе коррекционной работы в течении двух месяцев; проведен контрольный эксперимент.
Результаты контрольного этапа эксперимента показал динамику сформированности навыка письма у обучающихся 3 класса с легкой умственной отсталостью до и после формирующего эксперимента в среднем на 10 %.
Таким образом, цель исследования достигнута, а гипотеза о том, что использование комплекса дидактических упражнений по формированию навыка письма позволит преодолеть дисграфические ошибки у обучающихся третьего класса с лёгкой умственной отсталостью нашла свое подтверждение.
1. Азова О.И. Логопедия. Дизорфография. Учебное пособие. Инфра -М, 2019. 180 с.
2. Антипанова Н.А. Современные аспекты причин и рисков нарушений развития детского населения РФ / Вестник Академии энциклопедических наук. 2017. № 2. С. 29-38.
3. Ахутина Т.В. Преодоление трудностей учения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Психология» (бакалавриат, магистратура), «Клиническая психология» (специалитет) ФГОС ВО / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. М.: Академия, 2015. - 282 с.
4. Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 157 с.
5. Башаева Т.В., Филатова О.В. Познавательные процессы. Сущность, развитие, нарушения, диагностика: учебно-методическое пособие. В 3 ч. Ч. 1. Владимир: Издательство ВлГУ, 2014. - 101 с.
6. Бакисова Л.О. Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ. 1-4 классы: рабочие программы. Учитель, 2014.
7. Баряева Л.Б. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Л.Б. Баряева,
И.М. Бгажнокова, Д.И. Бойков; под ред. Бгажноковой И.М. - М.: Владос, 2013. - 181 с.
8. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллект / И. М. Бгажнокова, Баряева Л.Б., Бойков Д.И.; под. общ. ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Владос, 2013 г.
9. Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. М.: Национальный книжный центр, 2015. - 316 с
10. Волоскова Н.Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ под общ. ред. к.п.н., доцента О.Б. Иншаковой. М:Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2005 С.193-199.
11. Гаврилова О.В. Коммуникативные стратегии письменной речи обучающихся в контексте современных требований [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pandia.ru/text/80/597/56072.php
12. Иванова Т.А. Логопедическая работа с учениками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта образования / Т. А. Иванова. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2017. № 13 (147). С. 560-562.
13. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей / А.Н. Корнев. 2-е изд. СПб.: Гиппократ, 2008. 224 с.
14. Корнев А.Н., Чернова М.С. Ранняя предикация трудностей овладения
грамотой: нейрокогнитивный и языковой аспекты // Проблемы
онтолингвистики-2013. С. 197-200.
15. Корнев А.Н., Балчюниене И. Создание и воспроизведение устных нарративов у детей с дислексией: языковой или ресурсный дефицит? // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. Екатеринбург: ФБОУ ВПО «УрГПУ», 2015. С. 82-107.
... всего 68 источников