Формирование навыков письма у обучающихся третьего класса с лёгкой умственной отсталостью средствами дидактических упражнений
|
Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1 Особенности письма у обучающихся с нормой развития 8
1.2 Причинная обусловленность нарушений письма у младших школьников с
лёгкой умственной отсталостью 15
1.3 Обзор диагностических и коррекционных методик по формированию навыков
письма у обучающихся с лёгкой умственной
отсталостью 23
Выводы по I главе 31
Глава II. Исследование навыка письма у обучающихся младших классов с легкой умственной отсталостью 32
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 32
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
Глава III. Формирование навыков письма у обучающихся 3 классов с лёгкой умственной отсталостью средствами дидактических
упражнений 44
3.1 Теоретические основы формирующего эксперимента 44
3.2 Логопедическая работа по преодолению дисграфии у обучающихся 3 класса
с лёгкой умственной отсталостью 47
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 60
Заключение 63
Список используемых источников 66
Приложения 73
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1 Особенности письма у обучающихся с нормой развития 8
1.2 Причинная обусловленность нарушений письма у младших школьников с
лёгкой умственной отсталостью 15
1.3 Обзор диагностических и коррекционных методик по формированию навыков
письма у обучающихся с лёгкой умственной
отсталостью 23
Выводы по I главе 31
Глава II. Исследование навыка письма у обучающихся младших классов с легкой умственной отсталостью 32
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 32
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
Глава III. Формирование навыков письма у обучающихся 3 классов с лёгкой умственной отсталостью средствами дидактических
упражнений 44
3.1 Теоретические основы формирующего эксперимента 44
3.2 Логопедическая работа по преодолению дисграфии у обучающихся 3 класса
с лёгкой умственной отсталостью 47
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 60
Заключение 63
Список используемых источников 66
Приложения 73
Актуальность исследования. Количество обучающихся с легкой умственной отсталостью неуклонно растет, о чем свидетельствуют современные статистические данные. Около 1,5 миллионов детей в Российской Федерации относятся к категории лиц с особыми образовательными потребностями и, соответственно, нуждаются в квалифицированной помощи. 2% от общего числа детей составляют дети с умственной отсталостью и 30% представляют дети с речевыми нарушениями. При этом контингент лиц с умственной отсталостью в результате органического повреждения коры головного мозга имеют системное недоразвитии речи, что приводит к ограниченным возможностям овладению речью. При органическом поражении мозга, нарушены когнитивные функции, отягощены недоразвитием как речеслухового, так и речедвигательного анализаторов, что приводит к трудностям освоения устной и письменной речи.
6-7 % обучающихся общеобразовательных учреждений имеют
нарушения письма и письменной речи. 18-20% обучающихся коррекционных учреждений для обучающихся с речевыми нарушениями также испытывают трудности при овладении письмом, при этом среди умственно отсталых обучающихся эта цифра составляет 35-40% .
Результаты исследований (О.А. Величенкова, Т.В. Ахутина, М.Н. Русецкая), проведенных среди обучающихся младших классов с легкой умственной отсталостью, страдающих дисграфией составляет 67% .
Актуальность проблемы нарушений письма у обучающихся с легкой умственной отсталостью обусловлена полиморфными нарушениями в письменной речи. Симптомы дисграфии у таких детей обусловлены большим количеством ошибок в письме, сложными механизмами и проявляются в сочетании различных форм дисграфии, что затрудняет обучение детей в школе.
В исследованиях, направленных на изучение симптомов, механизмов и типов нарушений письма, были разработаны общие методологические подходы, направления, содержание и методы коррекции различных типов нарушений письма (Л.В. Венедиктова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, Т.А. Фотекова, М.Е. Хватцев и др.
Речевые нарушения у умственно отсталых обучающихся имеют стойкий характер, которые оказывают отрицательное влияние на развитие психических функций и эффективность обучения ребенка.
В Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.06.2002 № 29/2194-6 «Рекомендации по организации логопедической работы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида» указано, что логопедический эффект должен быть направлен на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект и должен составлять не менее трех логопедических занятий в неделю для учащихся с тяжелыми нарушениями речи и не менее одного-двух логопедических занятий в неделю для других категорий учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
«Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с задержкой психического развития (умственной отсталостью)», а также адаптированная основная общеобразовательная программа Вариант 1 устанавливают требования к коррекционному курсу «Логопедические занятия», одной из основных задач которого является исправление недостатков письма.
В логопедической науке проблемами нарушения письма занимались такие ученые как Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова и др. .
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки методов исследования, которые позволят определить закономерности овладения письменной речью и реализовать коррекционно-логопедические подходы по обучению детей с легкой умственной отсталостью.
...
6-7 % обучающихся общеобразовательных учреждений имеют
нарушения письма и письменной речи. 18-20% обучающихся коррекционных учреждений для обучающихся с речевыми нарушениями также испытывают трудности при овладении письмом, при этом среди умственно отсталых обучающихся эта цифра составляет 35-40% .
Результаты исследований (О.А. Величенкова, Т.В. Ахутина, М.Н. Русецкая), проведенных среди обучающихся младших классов с легкой умственной отсталостью, страдающих дисграфией составляет 67% .
Актуальность проблемы нарушений письма у обучающихся с легкой умственной отсталостью обусловлена полиморфными нарушениями в письменной речи. Симптомы дисграфии у таких детей обусловлены большим количеством ошибок в письме, сложными механизмами и проявляются в сочетании различных форм дисграфии, что затрудняет обучение детей в школе.
В исследованиях, направленных на изучение симптомов, механизмов и типов нарушений письма, были разработаны общие методологические подходы, направления, содержание и методы коррекции различных типов нарушений письма (Л.В. Венедиктова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, Т.А. Фотекова, М.Е. Хватцев и др.
Речевые нарушения у умственно отсталых обучающихся имеют стойкий характер, которые оказывают отрицательное влияние на развитие психических функций и эффективность обучения ребенка.
В Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.06.2002 № 29/2194-6 «Рекомендации по организации логопедической работы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида» указано, что логопедический эффект должен быть направлен на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект и должен составлять не менее трех логопедических занятий в неделю для учащихся с тяжелыми нарушениями речи и не менее одного-двух логопедических занятий в неделю для других категорий учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
«Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с задержкой психического развития (умственной отсталостью)», а также адаптированная основная общеобразовательная программа Вариант 1 устанавливают требования к коррекционному курсу «Логопедические занятия», одной из основных задач которого является исправление недостатков письма.
В логопедической науке проблемами нарушения письма занимались такие ученые как Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова и др. .
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки методов исследования, которые позволят определить закономерности овладения письменной речью и реализовать коррекционно-логопедические подходы по обучению детей с легкой умственной отсталостью.
...
Проанализировав результаты психолого-педагогической и
логопедической литературы, мы выявили что анализ механизма письма показал, что он является сложным психофизиологическим процессом. С позиции физиологии и психофизиологии, важную основу письма, как функциональной системы, представляет согласованная деятельность ряда анализаторов (речедвигательного, речеслухового, зрительного,
кинестетического), от сохранности которых зависит возможность целенаправленного и системного развития письма и соответственно речевого высказывания.
Проблемой изучения дисграфии у обучающихся с легкой умственной отсталостью занимались такие ученые как А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, Т.А. Фотекова, М.Е. Хватцев и другие .
В рамках решения задачи исследования нами был организован констатирующий эксперимент, целью которого являлось изучение уровня сформированности навыка письма обучающихся с легкой умственной отсталостью 3 класса.
В исследовательской работе принимали участие обучающиеся муниципального бюджетного образовательного учреждения Светлолобовской средней общеобразовательной школы № 6. Анализ медицинской документации, данных психолого-медико-педагогической комиссии свидетельствует о том, что всем детям рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе Вариант 1 для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью. Наличие неврологической симптоматики подтверждало органическое поражение центральной нервной системы.
Исследование проводилось индивидуально с каждым ребёнком. Каждое задание предполагало предварительное инструктирование. Для исследований нарушений письма у младших школьников было необходимо установить первоначальный контакт, познакомится с имеющейся документацией.
За основу исследования нами была взята методика исследования, предложенная Т.А. Фотековой, состоящая из трех блоков заданий. Обучающимся были предложены следующие задания: списывание с печатного текста, слуховой диктант, списывание с рукописного текста.
Результаты констатирующего эксперимента позволили выявить следующие нарушения письма у обучающихся с умственной отсталостью, а именно: на уровне звука и слога наличие персевераций и антиципаций; на уровне слова контаминации и аграмматизмы; на уровне предложения трудности разделения текста на речевые единицы (отсутствие границ предложений и др.); замены.
У умственно отсталых обучающихся с легкой умственной отсталостью определены ошибки, связанные с недоразвитием фонематического слуха (100%); ошибки фонематического восприятия и лексико-грамматические ошибки (70%); наличие оптических ошибок (20%). Выявленные нарушения на письме носят полиморфный характер. Определены такие формы дисграфии как дисграфия на почве языкового анализа и синтеза, акустическая дисграфия, артикуляторно-акустическая форма дисграфия, оптическая дисграфия, аграмматическая дисграфия.
В соответствии с выявленными формами дисграфии нами был определен комплекс дидактических упражнений по преодолению смешанных форм дисграфии у обучающихся 3 класса с легкой умственной отсталостью, который реализовался в течение двух месяцев.
В рамках решения формирующего эксперимента нами был организован контрольный эксперимент, целью которого являлось проведение
сравнительного изучения с целью определения динамики коррекционнной работы с данной группой обучающихся.
В соответствии с выявленными формами дисграфии нами был разработан комплекс дидактических упражнений по преодолению дисграфии у обучающихся 3 класса с лёгкой умственной отсталостью и реализован в процессе коррекционной работы в течении двух месяцев; проведен контрольный эксперимент.
Результаты контрольного этапа эксперимента показал динамику сформированности навыка письма у обучающихся 3 класса с легкой умственной отсталостью до и после формирующего эксперимента в среднем на 10 %.
Таким образом, цель исследования достигнута, а гипотеза о том, что использование комплекса дидактических упражнений по формированию навыка письма позволит преодолеть дисграфические ошибки у обучающихся третьего класса с лёгкой умственной отсталостью нашла свое подтверждение.
логопедической литературы, мы выявили что анализ механизма письма показал, что он является сложным психофизиологическим процессом. С позиции физиологии и психофизиологии, важную основу письма, как функциональной системы, представляет согласованная деятельность ряда анализаторов (речедвигательного, речеслухового, зрительного,
кинестетического), от сохранности которых зависит возможность целенаправленного и системного развития письма и соответственно речевого высказывания.
Проблемой изучения дисграфии у обучающихся с легкой умственной отсталостью занимались такие ученые как А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, Т.А. Фотекова, М.Е. Хватцев и другие .
В рамках решения задачи исследования нами был организован констатирующий эксперимент, целью которого являлось изучение уровня сформированности навыка письма обучающихся с легкой умственной отсталостью 3 класса.
В исследовательской работе принимали участие обучающиеся муниципального бюджетного образовательного учреждения Светлолобовской средней общеобразовательной школы № 6. Анализ медицинской документации, данных психолого-медико-педагогической комиссии свидетельствует о том, что всем детям рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе Вариант 1 для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью. Наличие неврологической симптоматики подтверждало органическое поражение центральной нервной системы.
Исследование проводилось индивидуально с каждым ребёнком. Каждое задание предполагало предварительное инструктирование. Для исследований нарушений письма у младших школьников было необходимо установить первоначальный контакт, познакомится с имеющейся документацией.
За основу исследования нами была взята методика исследования, предложенная Т.А. Фотековой, состоящая из трех блоков заданий. Обучающимся были предложены следующие задания: списывание с печатного текста, слуховой диктант, списывание с рукописного текста.
Результаты констатирующего эксперимента позволили выявить следующие нарушения письма у обучающихся с умственной отсталостью, а именно: на уровне звука и слога наличие персевераций и антиципаций; на уровне слова контаминации и аграмматизмы; на уровне предложения трудности разделения текста на речевые единицы (отсутствие границ предложений и др.); замены.
У умственно отсталых обучающихся с легкой умственной отсталостью определены ошибки, связанные с недоразвитием фонематического слуха (100%); ошибки фонематического восприятия и лексико-грамматические ошибки (70%); наличие оптических ошибок (20%). Выявленные нарушения на письме носят полиморфный характер. Определены такие формы дисграфии как дисграфия на почве языкового анализа и синтеза, акустическая дисграфия, артикуляторно-акустическая форма дисграфия, оптическая дисграфия, аграмматическая дисграфия.
В соответствии с выявленными формами дисграфии нами был определен комплекс дидактических упражнений по преодолению смешанных форм дисграфии у обучающихся 3 класса с легкой умственной отсталостью, который реализовался в течение двух месяцев.
В рамках решения формирующего эксперимента нами был организован контрольный эксперимент, целью которого являлось проведение
сравнительного изучения с целью определения динамики коррекционнной работы с данной группой обучающихся.
В соответствии с выявленными формами дисграфии нами был разработан комплекс дидактических упражнений по преодолению дисграфии у обучающихся 3 класса с лёгкой умственной отсталостью и реализован в процессе коррекционной работы в течении двух месяцев; проведен контрольный эксперимент.
Результаты контрольного этапа эксперимента показал динамику сформированности навыка письма у обучающихся 3 класса с легкой умственной отсталостью до и после формирующего эксперимента в среднем на 10 %.
Таким образом, цель исследования достигнута, а гипотеза о том, что использование комплекса дидактических упражнений по формированию навыка письма позволит преодолеть дисграфические ошибки у обучающихся третьего класса с лёгкой умственной отсталостью нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- Особенности сформированности письма обучающихся третьего класса с легкой умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2021





