ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования навыка самообслуживания слабовидящих детей среднего дошкольного возраста 7
1.1. Основные понятия формирования навыков самообслуживания в
психолого-педагогической литературе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих детей
среднего дошкольного возраста 13
1.3. Методы и приемы коррекционной работы по формированию навыка
самообслуживания слабовидящих детей дошкольного возраста 17
ГЛАВА II. Эксперементальная работа по формированию навыков самообслуживаня слабовидящих детей 4 - 5 лет 28
2.1 Цели, задачи и содержание экспериментальной работы по формированию навыков самообслуживания слабовидящих детей 4 - 5 лет 28
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 31
ГЛАВА III. Формирующий эксперемент и его анализ 39
3.1. Теоретические основы формирующего эксперимента 39
3.2. Содержание коррекционной работы по формированию навыков
самообслуживания слабовидящих детей среднего дошкольного возраста . 42
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 45
Список использованной литературы 53
Приложения 59
Приложение А 59
Приложение Б 60
Приложение В 61
Приложение Г 62
Приложение Е 67
Приложение Ж 71
Приложение И 72
Приложение К 73
Приложение Л 74
Актуальность темы. Образование является основным правом, согласно которому каждый ребенок должен иметь возможность достигать и поддерживать приемлемый уровень обучения, в том числе и слабовидящие дети. Следовательно, педагоги несут социальную ответственность за предоставление образования всем детям с учетом их потребностей и способностей. В дошкольном возрасте дети приобретают эмоциональные, социальные, духовные и познавательные навыки, которые позволяют им добиться успеха в дальнейшей жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС ДО) предусматривает «создание условий, для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников». Согласно ФГОС ДО в «дошкольной организации у детей воспитываются: навыки соблюдению чистоты тела, культура еды, поддержания порядка в одежде и окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми».
Адаптированные образовательные программы дошкольного образования для слабовидящих детей дошкольного возраста включают направления по формированию и развитию навыков самообслуживания, а также определяют примерное содержание коррекционной работы с учетом возрастных и типологических особенностей слабовидящих детей. Но, несмотря на многочисленные усилия, приложенные для успешного внедрения коррекционной работы в дошкольных образовательных организациях, в этой области все еще существует множество проблем .
Слабовидящие дети имеют существенные нарушения когнитивных процессов, нарушения сенсорных и моторных функций, поэтому формирование навыков самообслуживания, как средство социальной адаптации, является важным направлением работы.
Дети с нарушением зрения могут развивать навыки самообслуживания иначе, чем зрячие дети, поэтому важно, чтобы те, кто отвечает за поддержку детей и их семей, имели критическое понимание их потребностей и соответствующих компетенций, необходимых для предоставления возможностей, которые будут способствовать развитию детей.
Кроме того, слабовидящие дети требуют особого индивидуальноориентированного подхода, включающего развитие навыков
самостоятельности, оптимизацию взаимодействия родителей и детей. Пошаговая коррекционная работа позволяет быстро и эффективно обучить слабовидящего ребенка особенностям владения навыком самообслуживания.
Специфика формирования навыков самообслуживания у слабовидящих детей, отличается тем, что практика раннего вмешательства необходима для того, чтобы стимулировать обучение и развивать представления об окружающем мире таких детей. Признано, что индивидуальные потребности каждого слабовидящего ребенка отличается, тем не менее, существуют общепризнанные методики, которые могут быть использованы в коррекционной работе.
...
Изучив теоретические вопросы исследования способностей самообслуживания слабовидящих детей, мы пришли к следующим выводам:
Навыки самообслуживания - это один из первых способов, с помощью которого дети развивают способность планировать и последовательно выполнять задания, организовывать необходимые материалы и развивать утонченный физический контроль, необходимый для выполнения поставленных задач (например, открывать ланч-боксы, рисовать или стоять, чтобы подтянуть брюки).
Ребенок 4-5 лет овладевает многими основными навыками самообслуживания, включая самостоятельное одевание и раздевание, аккуратное складывание и развешивание одежды, и ее уборку с помощью взрослого; подготовку собственного рабочего места и его уборку. После завершения работы за столом - декоративно-прикладного дела; мытья грязных рук; приема пищи с помощью вилки и ножа. Дети уже в 4 - 5 лет способны воспринимать труд как серьезное дело.
Дети с нарушением зрения видят окружающие предметы медленнее, у них узкое зрение, низкая точность и плохая координация движений. У многих слабовидящих детей плохо развита осязательная чувствительность и моторика пальцев и кистей рук. Особенности в развитие детей с дефектом зрения создают трудности при формировании способов самообслуживания.
Для улучшения навыков самообслуживания детей дошкольного возраста 4 - 5 лет, был организован и реализован констатирующий
эксперимент, направленный на выявление уровня сформированности навыков.
Базой исследования являлся МБДОУ «ХХХХ» г. Канска, выборка составила 15 слабовидящих детей среднего дошкольного возраста.
Диагностика уровня формирования умений самообслуживания проводилась с использование методики «Изучение сформированности культурно-гигиенических навыков» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной.
Данные методики являются апробированными и используются во многих работах по исследованию навыков самообслуживания.
В результате констатирующего этапа эксперимента были получены следующие результаты: навыки самообслуживания опрятности и личной гигиены не сформированы у 9 слабовидящих детей, частично сформированы навыки у 5 детей, высокий уровень у 1 ребенка не сформированы способности самообслуживания во время приема еды - выявлен низкий уровень у 9 детей исследуемой выборки, частично сформированы у 5 детей, высокий уровень - 1 ребенка; навыки одевания-раздевания не сформированы у 8 детей, частично сформированы навыки у 5 детей, полностью сформированы у 2 детей.
Анализ результатов эксперимента подтверждают необходимость организации и проведению коррекционной работы по развитию навыков самообслуживания у слабовидящих детей дошкольного возраста.
Экспериментальная работа предполагала проведение формирующего этапа. В основу коррекционной работы по формированию навыков самообслуживания слабовидящих детей среднего дошкольного возраста легли результаты констатирующего эксперимента.
Целью коррекционной работы является формирование навыков самообслуживания слабовидящих детей среднего дошкольного возраста.
Воспитание социально-бытовых навыков у детей с дефектом зрения должно быть, направлено на вырабатывание у них знаний и умений, которые будут способствовать социальной адаптации, повышению уровня развития.
После проведенной коррекционной работы, было проведен контрольный этап экспериментальной работы. По результатам, которого были сделаны выводы:
- у большинства слабовидящих детей 4-5 лет навыки самообслуживания опрятности и личной гигиены сформированы на среднем уровне у 8 детей, полностью сформированы у 2 детей, не сформированы у 5 детей. Также можно отметить рост показателей по высокому уровню - 2 ребенка и среднему уровню - 2 ребенка, и снижению по низкому уровню - 4 ребенка, их этого следуют эффективность коррекционной работы;
...
1. Аглиева Ф.Х. Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности // Наука, образование, инновации: сб. ст. международ. Науч.-практ. Конф. Уфа, 2016. С. 12-17.
2. Акулова Е.Ф. Психолого-педагогические условия воспитания самостоятельности в младшем дошкольном возрасте // Наука, образование, общество. 2016. № 4. С. 24-47.
3. Бажина С.В. Комплексный подход как средство формирования навыков самообслуживания у детей с расстройством аутистического спектра// Сборник: современные проблемы науки и образования. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. 2015. С. 213-219.
4. Башарина А.Ю. Деткова К.В. Развитие инициативы и самостоятельности у младших дошкольников при помощи технологии «групповой сбор» // Образование и наука в современных условиях. 2015. № 2(3). С. 46-48.
5. Бердникова Е.К. Особенности формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей со сложной структурой дефекта // Молодой ученый. 2019. № 16 (254). С. 249-251.
6. Браткова М. Формирование навыков самообслуживания / Дошкольное воспитание. 2019. № 11. С 79-84.
7. Васильева О.Б. Трафимова И.Н. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3 - 4 лет в экспериментально-игровой деятельности// Дошкольная педагогика. 2018. № 10. С. 4-7.
8. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Формирование навыков самообслуживания у детей средней группы (4-5 лет). М.: Мозаика- Синтез, 2014. 241 с.
9. Ветлугина В.П. Методы и приемы формирования навыков самообслуживания у младших школьников с нарушением интеллекта // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. Науч. Коф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.) Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 188 - 191.
10. Вирченко И.В. Самообслуживание детей младшего дошкольного возраста как средство развития самостоятельности // Сборник конференции НИЦ Социосфера. 2018. № 39. С. 134-139.
11. Волков В.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. М. Владом, 2009. 256.
12. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей. Сб. науч. Трудов / Под ред. А.Г. Литвака. Л., 1981. 122 с.
13. Воспитание и обучение слепого дошкольника / Под ред. Л.И. Солнцевой, Е.Н. Подколзиной, М.: ИПТК «Логос» ВОС, 2015. 265 с.
14. Востроилова Н.В. Проблема развития самостоятельности у детей 2-3 лет // Дошкольная педагогика. 2015. № 2. С. 8-11.
15. Выготский Л.С. Детская психология. И.: ВЛАДОС, 2007. 302 с.
16. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста, М.: ВЛАДОС, 2006. 160 с.
17. Година Г. Формирование самостоятельности // Дошкольное воспитание, 2019. № 6. С. 32-39.
... всего 60 источников