Формирование навыков социального взаимодействия у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в условиях социальных ограничений посредством проекта
«Эстафета возможностей»
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы изучения проблематики социального взаимодействия обучающихся с умеренной умственной
отсталостью 9
1.1. Социальное взаимодействие как составляющая жизненных компетенций
в системе специального образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью 9
1.2. Особенности сформированности навыков социального взаимодействия у
обучающихся с умеренной умственной отсталостью 16
1.3. Подходы к формированию навыков социального взаимодействия у
обучающихся с умеренной умственной отсталостью 24
Выводы по главе 1 31
Глава II. Разработка и реализация проекта «Эстафета возможностей» по формированию навыков социального взаимодействия у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в условиях социальных ограничений 33
2.1. Предпроектное исследование сформированности навыков социального
взаимодействия у обучающихся с умеренной умственной отсталостью 33
2.2. Организационно-методическое описание проекта «Эстафета
возможностей» по формированию навыков социального взаимодействия у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в условиях социальных ограничений 45
2.3. Результаты реализации проекта «Эстафета возможностей» по формированию навыков социального взаимодействия у обучающихся с
умеренной умственной отсталостью 58
Выводы по главе II 63
Заключение 65
Список использованных источников 69
Приложения 78
Актуальность проектной работы: по данным Федеральной службы государственной статистики в России наблюдается устойчивый рост числа детей-инвалидов (2018 год - 651000, 2019 год - 670000, 2020 год - 688000, 2021 год - 704000, 2022 - 729000) . Среди заболеваний, приводящих к детской инвалидности, на первые места выходят психические расстройства и расстройства поведения, заболевания нервной системы, врожденные аномалии развития, в большинстве случаев, сопровождающиеся умственной отсталостью.
Некоторое время назад дети с выраженными интеллектуальными нарушениями считались необучаемыми и неперспективными, нуждающимися в постоянном присмотре и уходе; многие были изолированы от общества либо в семьях, либо в интернатных учреждениях системы социальной защиты. Современное общество изменило взгляд на данную категорию обучающихся, было признано, «.. что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми...» ; были признаны особые нужды неполноценного ребенка; необходимость обеспечения всем детям равных возможностей для получения адекватных индивидуальным потребностям каждого коррекционно-образовательных и реабилитационных услуг .
Процессы гуманизации общества изменили взгляд на детей данной нозологической группы и их права, но и на сегодняшний день проблема социальной эксклюзии особых детей не потеряла свою актуальность; идет постоянный поиск инновационных форм обучения и воспитания, обеспечивающих их успешную социализацию .
Принятие Федерального Закона «Об образовании» от 29.12.2012 года №273-фз и Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) привело к значительным изменениям в системе специального образования, в частности, к появлению новой модели обучения детей с выраженными интеллектуальными нарушениями.
Так, в содержательную область образования обучающихся данной нозологической группы было включено два компонента: «академический» и «жизненные компетенции» ; для данной категории обучающихся академический компонент представлен в минимальном объеме (необходимом «... для решения задач повседневной жизни»; основное внимание сосредоточено на жизненной компетенции как основе социальной успешности.
В Федеральном государственном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и в Примерной адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся данной нозологической группы прописаны основные направления формирования жизненной компетенции, среди которых отмечены основные навыки социального взаимодействия, но без учета конкретных особенностей данного варианта дизонтогенетического развития.
Проблема формирования навыков социального взаимодействия у обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями освещена в работах И.М. Бгажноковой, А.Р. Маллера, А.М. Царева, Г.В. Цикото, Л.М. Шипицыной и др. Несмотря на очевидную
актуальность, данная тема на сегодняшний день остается недостаточно изученной; отсутствуют исследования о формировании навыков социального взаимодействия у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в условиях социальных ограничений.
...
В результате проведенной проектной работы можно констатировать, что проблема формирования навыков социального взаимодействия у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в условиях социальных ограничений остается актуальной.
Под навыками социального взаимодействия у обучающихся с умеренной умственной отсталостью понимаются некие универсальные действия, позволяющие осуществлять различные виды совместной деятельности (учебной, игровой, трудовой, общения), актуальные для детей данной нозологической группы, направленные на усвоение социального опыта, формирование социальных связей и отношений, предполагающие обязательное наличие обратной связи, взаимообусловленности, субъект- субъектные отношения.
К ним относятся:
• умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его;
• навык использования речи/альтернативной коммуникации как средства общения;
• соблюдение общепринятых социальных норм и правил, а также элементарных правил безопасного поведения в различных ситуациях;
• навыки осознания себя;
• навыки межличностных и групповых отношений.
В ходе теоретического анализа указанной проблематики были выделены следующие особенности сформированности навыков социального взаимодействия у обучающихся с умеренной умственной отсталостью:
• трудности в установлении и поддержании контакта с окружающими, вследствие снижения потребности в общении и социальном взаимодействии;
• низкий уровень эмпатии, недостаточность навыков распознавания эмоций,
• трудности в понимании, усвоении и соблюдении социальных норм и правил;
• недостаточность навыков саморегуляции, избегание трудностей;
• нарушение процесса восприятия и понимания речи, сложности построения речевых высказываний.
Выраженное интеллектуальное недоразвитие у детей значительно затрудняет процесс формирования навыков социального взаимодействия, требует постоянного сопровождения и поддержки ухаживающего взрослого; без систематической коррекционно-развивающей работы происходит быстрая утрата навыков.
Результаты предпроектного исследования подтвердили указанные выше особенности сформированности навыков социального взаимодействия у обучающихся с умеренной умственной отсталостью и обозначили необходимость разработки и реализации проекта, направленного на формирование навыков социального взаимодействия у данной группы детей в условиях социальных ограничений.
Проблема проектной работы заключалась в поиске эффективных средств формирования навыков социального взаимодействия у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в условиях социальных ограничений.
Согласно проектной идее предполагалось, что формирование навыков социального взаимодействия у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в условиях социальных ограничений в процессе онлайн- мероприятий будет обеспечено следующими условиями:
• включенностью участников проекта в социальное взаимодействие (различные формы групповой работы, мероприятия различной направленности);
• соответствием уровня сложности мероприятий возможностям участников;
• созданием ситуаций самостоятельного выбора детей, разработкой и реализацией творческих проектов с привлечением ресурсов родителей и сиблингов.
...
1. Аленкина О.А., Черникова Т.В. Социализация умственно отсталых детей: научные основы работы специалистов в России и за рубежом // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2006. Т. 17. №. 4. С. 123-127. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sotsializatsiya- umstvenno-otstalyh-detey-nauchnye-osnovy-raboty-spetsialistov-v-rossii-i-za- rubezhom (дата обращения: 30.04.2022).
2. Андреева А.А. Формирование навыков социального поведения у школьников с легкой степенью умственной отсталости средствами коллективной творческой деятельности // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: сборник статей по материалам IV Международной научнопрактической конференции, Ялта, 17-19 сентября 2020 года / Гуманитарнопедагогическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского». - Симферополь, 2020. С. 25-28. URL: https:ZZelibrary.ru/downloadZelibrary_44129493_86427438.pdf (дата обращения: 06.06.2021).
3. Балбашова В.А., Рыбакова Л.А. Детская субкультура как условие развития
социальных навыков у старших дошкольников // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-1. С. 298-302. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/detskaya-subkultura-kak-uslovie-razvitiya- sotsialnyx-navykov-u-starshix-doshkolnikov (дата обращения: 29.06.2021).
4. Бельский В.Ю., Кравченко А.И., Курганов С.И. Социология для юристов: Учеб. пособие для вузов. М., 2011. 398 с.
5. Волошина И.А., Новиков П.Н. Понятие навыка в составе образовательной
и профессионально-трудовой терминологии // Социально-трудовые исследования. 2020. №3(40). С. 68-80. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/ponyatie-navyka-v-sostave-obrazovatelnoy-i- professionalno-trudovoy-terminologii (дата обращения: 29.06.2021).
6. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург, 2006. URL: http://elsa.ucoz.ru/Publikacy/slovar_pedagogika_i_soc -ped.pdf (дата обращения: 26.04.2022).
7. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб., 2003. 654 с.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений В 6 т. Т.4. Детская психология. М., 1984. 432с.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.5 Основы дефектологии /Под. ред. Т.А. Власовой. М. 1983. 369 с.
10. Гоголева Г.С. Особенности развития речи у детей дошкольного и школьного возраста с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью // Вестник Курганского государственного университета. 2008. №2 (12). С. 161- 163.URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/o sobenno sti-razvitiya-rechi-u-detey- doshkolnogo-i-shkolnogo-vozrasta-s-umerennoy-i-tyazhyoloy-umstvennoy- otstalostyu (дата обращения: 29.04.2022).
11. Грей К. Социальные Истории: Инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом / Пер. с англ. У. Жарниковой. Екатеринбург, 2018. 432 с.
12. Грюневальд К. Нормализация жизни в закрытых учреждениях для людей с интеллектуальными и другими функциональными нарушениями: Теоретические основы и практический опыт: Пер. со шведск. А. Львовского. СПб., 2003. 141 с.
13. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. Характеристика общения умственно отсталых лиц, находящихся в психоневрологических домах-интернатах // Дефектология. М., 1987. №. 3. С. 26-30.
14. Дмитриева Е.Е. Социально-коммуникативное развитие дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью: субъектно-деятельностный подход // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2021. №199. С. 27-36. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kommunikativnoe-razvitie- doshkolnikov-s-intellektualnoy-nedostatochnostyu-subektno-deyatelnostnyy- podhod (дата обращения: 27.06.2021).
15. Елисеева Е.Н., Рудакова Е.А., Царёв А.М. Организация обучения на дому
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по специальным индивидуальным программам развития: методические рекомендации. Псков, 2020. 89 с. URL: https://ikp-rao.ru/wp-
content/uploads/2021/06/Organizaciya-obucheniya-na-domu-obuchajushhihsya-s- umstvennoj-otstalostju_Eliseeva-E.N.-Rudakova-E.A.-Carjov-A.M..pdf (дата
обращения: 01.05.2022).
... всего 75 источников